Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лабораторная работа'
Построение графиков функций – это, хотя и трудоемкая (при ручном выполнении), но в то же время весьма полезная математическая операция. Часто графики...полностью>>
'Конкурс'
На рисунках изображены следующие гербы: Республики Польша (А), Российской Федерации (Б), Республики Черногория (В), Австрийской республики (Г), Респуб...полностью>>
'Доклад'
о состоянии водопроводно-канализационного хозяйства г. Брянска, перспективном его развитии и об эффективности работы городских канализационных очистны...полностью>>
'Доклад'
В соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», Законом Краснодарского края от 6 дек...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Изучение народных музыкальных инструментов» специальность 070100

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры и искусств»

Изучение народных музыкальных инструментов

Учебно-методический комплекс

по дисциплине «Изучение народных музыкальных инструментов »

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 070100

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Квалификация «Бакалавр музыкального искусства»

Тюмень 2011

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Институт музыки, театра и хореографии

Кафедра «Вокального искусства»

Учебно-методический комплекс

По дисциплине «Изучение народных музыкальных инструментов»

Цикла ФТД 2

Специальности 070100.62 «Музыкальное искусство»

Профиль: «Народное пение»

Квалификация «Бакалавр музыкального искусства»

Составители: -- В.И. Петухов профессор, заслуженный работник культуры РФ, А.Н. Шешуков доцент кафедры ОДНИ

.

.

Учебно-методический комплекс обсужден

и утвержден на заседании кафедры

Тюмень 2011

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Изучение народных музыкальных инструментов» составлен в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания образовательного стандарта подготовки специалистов по циклу специальных дисциплин.

Составители: В.И. Петухов, профессор, заслуженный работник культуры РФ

А.Н. Шешуков,

доцент Тюменской государственной академии культуры и искусств

Рецензенты: М.С. Яблоков,

кандидат исторических наук, старший преподаватель Тюменского колледжа искусств

Т.А. Жданова

заслуженный работник высшей школы РФ, заведующий кафедрой оркестрового дирижирования и народных инструментов, доцент

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Изучение народных инструментов» предназначен для студентов музыкальных факультетов высших учебных заведений культуры и искусств. Эта дисциплина занимает важное место в комплексной системе подготовки кадров по специализации «Народное пение, преподаватель», тесно переплетаясь с другими дисциплинами – «Сольфеджио», «Изучение фольклорных инструментов», «Дополнительный инструмент», «Ансамбль фольклорных инструментов».

Задача педагога грамотно и ме­тодически правильно обучить студента игре на народных инструментах.

Цель преподавания дисциплины «Изучение народных инструментов» - научить будущего специалиста основам игры на народных инструментах и умению аккомпанировать.

Исходя из этого, определяются и задачи курса «Изучение оркестровых инструментов»:

- привитие студентам навыков игры на русских народных инструментах,

- ознаком­ление с современной методикой обучения игре на данных инструментах,

- практическое овладение студентами всеми инструментами, входя­щими в состав русского народного оркестра на основе современной методики обучения.

Основное внимание, при изучении народных инструментов концентрируется на освоении ведущих из них: домры (малой, примы или аль­товой), балалайки примы и баяна, аккордеона.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Общий объем дисциплины: 74 часа

  • индивидуальных: 53 часа

  • самостоятельных: 21 час

Дисциплина «Изучение народных инструментов» ведется 3 семестра ( в 3 семестре – 18 часов, в 4 семестре – 17 часов, в 5 семестре – 18 часов ). Зачет в 5 семестре.

Т

е

м

ы

Темы занятий

аудиторные

Сам. работа

3 семестр

часы

часы

часы

1

Балалайка прима. Начальный период обучения

8

3

2

Балалайка прима. Основной период обучения

10

4

18

7

4 семестр

3

Домра прима (малая). Начальный период обучения

7

3

4

Домра прима (малая). Основной период обучения

10

4

17

7

5 семестр

5

Баян . Начальный период обучения

9

3

6

Аккордеон. Начальный период обучения

9

4

18

7

Всего индивидуальных занятий

53

21

3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Начальное обучение игре на народных инструментах долж­но осуществляться по единой методике на основе рекомендуемых методических и учебных пособий и в соответствии с требова­ниями данной программы. При этом, однако, необходимо учиты­вать и уровень довузовской подготовки каждого студента по изу­чаемой дисциплине. После прохождения обязательного курса началь­ного обучения игре на инструменте, индивидуальные заня­тия должны вестись по составленным преподавателем индивидуальным планам.

Представленные в данной программе репертуарные списки не должны ограничивать преподавателя в выборе репертуара. Рекомен­дуется широко использовать в качестве учебного материала народ­ное музыкальное творчество, музыку советских авторов, примеров русской и зарубежной музыкальной классики. При этом следует учитывать последовательность в освоении учебного репертуара, индивидуальность каждого обучающегося, заботиться о правильном формировании музыкально-эстетического вкуса студентов.

Индивидуальные занятия являются основной формой при изучении данной дисциплины. Как и все другие формы обучения, индивидуальные, занятия требуют необходимой подготовки и обеспеченности. Поскольку для проведения занятий по изучению народных инструментов используется кафедральный аудиторный фонд, составление расписания индивидуальных занятий находится в компетенции кафедры.

Для закрепления и развития практических навыков в освоении народных инструментов педагог должен организовать самосто­ятельную работу студентов по подготовке заданий. С этой целью ему необходимо обеспечить их соответствующими методическими и учебными пособиями, инструментами, создать возможность использования свободных аудиторий, а самое главное - дать им конкретную методику самостоятельной работы над заданием.

Зачет рекомендуется проводить в два этапа. Сначала все сту­денты сдают сольное исполнение на инструменте, затем проверяются навыки владения народными инструментами.

4. Методическое обеспечение дисциплины

Методические рекомендации для преподавателя

В дисциплине «Изучение народных инструментов» отсутствует лекционный курс по методике преподавания предмета, что преподаватель должен учитывать в рамках педагогического процесса. Постепенно у студентов формируется система знаний, умений и навыков. Следует постоянно учитывать и принцип художественной ценности произведений. Согласно этим принципам студент должен охватывать определенный спектр музыкальных жанров и стилей который определяет преподаватель. Процесс разучивания музыкального произведения можно подразделить на три этапа: предварительный, основной и заключительный.

В первом этапе необходимо постичь образную суть произведения, его характер. Верное определение характера – очень важный момент, поскольку, речь идёт о програмности, которую студенты должны воплотить в звуке.

На втором этапе ведётся тщательная, детальная проработка произведения, с постепенным проникновением в его эмоционально-образное содержание и формированием исполнительского замысла. При разучивании произведения на уроке, вполне уместным и даже желательным будет исполнение этого произведения преподавателем.

Третий этап работы над произведением – этап достижения целостности. Основное его содержание составляет выявление взаимосвязей, взаимообусловленности разделов, построений, отработка переходов между ними, их агогического, динамического и образно-смыслового соотношения.

Для закрепления музыкального материала необходимо проигрывать произведения с начала и до конца без остановок, облегчая охват целого.

Методические рекомендации для студентов

Получая образование по направлению «Народное пение», студент должен понимать, что обучение на народных инструментах позволит ему в будущем применить свои знания и умения.

Большое значение имеет для студента – ежедневное чтение нот с листа. Начинать нужно с самых легких пьес.

Для совершенствования навыка чтения с листа целесообразно мысленное опережение исполняемого в данный момент: предвидение развития произведения, умение по очертаниям музыкального текста, выявить его сущность, передать эмоциональное развитие музыки, не выходя из установившегося темпа и метрической канвы.

И всё же самостоятельная работа лежит в основе разучивания любого произведения. Необходимо спланировать самостоятельные занятия, то есть заранее, до их начала, определить их содержание, наметить формы и методы работы, время и место ее проведения.

Следует выделить некоторые конкретные методические рекомендации, которые помогут грамотно и в полном объёме освоить учебный предмет:

  • точно и правильно выполнять учебные задания предлагаемые педагогом,

  • ввести занятия на инструменте в постоянный ежедневный режим, что позволит сформировать систему навыков;

  • использовать полученные знания на практике;

  • постоянно получать слуховой, музыкальный опыт путём прослушивания народной инструментальной музыки.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации учебной программы дисциплины «Изучение народных инструментов» необходимы следующие музыкальные инструменты:

  1. домра

  2. балалайка

  1. баян

  2. аккордеон

5. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Балалайка прима. Начальный период обучения

Во время начального периода обучения студенту необходимо усвоить начальные навыки игры на инструменте.

Программные требования для начального периода обучения:

  • Ознакомление студентов с программными требованиями по изу­чению балалайки примы.

  • Устройство балалайки, назначение частей и деталей.

  • Настройка.

  • Посадка исполнителя, положение инструмента во время игры.

  • Постановка левой руки. Аппликатура. Понятие о позициях.

  • Перемещение по грифу левой руки.

  • Постановка правой руки в последовательно изучаемых приемах игры

Основные приемы звукоизвлечения:

  • Пиццикато большим пальцем правой руки;

  • Бряцание

Балалайка прима. Основной период обучения

Программные требования для основного периода обучения.

  • Графическое обозначение штрихов.

  • Хранение инструмента. Определение и устранение простейших неисправностей.

Основные приемы звукоизвлечения:

  • Арпеджиато;

  • Дробь (большая, малая и обратная);

  • Двойное пиццикато;

  • Тремоло;

  • Вибрато;

  • Флажолеты;

Техническое освоение приемов звукоизвлечения сочетается с развитием техники левой руки на упражнениях, и легких пьесах с последовательно возрастающей степени сложности.

В качестве репертуара используется материал, помещенный в изданных пособиях для начального обучения игре на балалайке:

«Самоучитель игры на балалайке»,

«Школа игры на балалайке»

«Хрестоматия педагогического репертуара для балалайки».

В репертуарных сборниках серий «Начи­нающему балалаечнику», «Первые шаги балалаечника», «Альбом балалаечника", «Альбом для юношества», «Юный балалаечник» и др.

Предусмотренные учебным планом занятия используются для развития и закрепления навыков игры на бала­лайке приме в процессе подготовки на ней зачетной программы из 2-х разнохарактерных пьес.

Требования для зачета

  1. Настроить инструмент.

  2. Исполнить на балалайке приме две подготовленные разно­характерные пьесы. На примере этих пьес показать обязательное владение основными приемами игры:

  • бряцание :

  • двойное пиццикато;

  • дробь;

  • тремоло;

  • вибрато.

Примерный репертуар

(балалайка прима)

Абаза В. Утро туманное

Андреев В. Вальс «Грезы»

Андреев В. Мазурка №3

Аренский А. Журавель

«Ах, дедушка, дедушка», русская нар. песня в обр. И. Балмашева

«Ах ты, степь широкая», русская нар. песня в обр. Б.Феок­тистова

Бах И.С. Гавот из Французской сюиты

Бетховен Л. Менуэт

Бетховен Л. Народный танец

Блантер М. Катюша

Будашкин Н. Плясовая

«Вдоль по улице в конец», русская нар. песня в обр. Б. Феоктистова

Вилла-Лобос Э. Разбитая гитара

«Вставала ранешенько», русская нар. песня в обр. А. Гречанинова

«Вы послушайте, ребята, что струна-то говорит» вариации А. Илюхина на тему русской песни

Вязьмин Н. Грустная песня

Глейхман В. Хоровод

Глейхман Д. Токкатина

«Гопачок», обр. А. Илюхина и М. Красева

«Ехал казак за Дунай», укр. нар. песня в обр. А. Илюхина и М. Красева

«Ехал казак на войну», вариации А. Илюхина на тему украинской песни

Илюхин А., Красев М, «Янка»

Кабалевский Д. Клоуны. Полька. Вальс. Хоровод

«Как пошли наши подружки», русская нар. песня в обр. Н. Вязьмина

«Катенька веселая», русская нар. песня в обр. Ю. Шишакова

«Как под яблонькой», русская нар. песня в обр. П. Каркина

«Как у наших у ворот», русская нар. песня в обр. А. Илюхина

«Кучерява Катерина», вариации А. Илюхина на тему украинской песни

«Крыжачок», вариации А. Илюхина на белорусскую тему

«Перепелка», белорусская нар. песня в обр. Ю. Слонова

Перселл Г. Ария

«При долинушке», русская нар. песня в обр. А. Ленец и Е. Авксентьева

«Под горою калина», русская нар. песня в обр. С. Стемпневского

«Пойду ль я, пойду ль я», русская нар, песня в обр. С. Стемпневского

«Полянка», обр. А. Илюхина, Н. Привалова

Попонов В. Наигрыш

«По улице мостовой», русская нар. песня в обр. Б. Феоктистова

Ребиков В. «Вечер по лугу»

Родыгин Е. Уральская рябинушка

Русские нар. песни в обр. А. Дорожкина: «Я рассею свое го­ре», «Научить ли тя, Ванюша», «Ах, вы сени, мои сени», «Вдоль по улице в конец», «Тонкая рябина», «То не ветер ветку клонит».

Русские нар. песни в обр. Н. Фомина: «Не одна-то ли во поле дорожка», «Молодка».

Русские нар. песни в обр. Е. Авксентьева: «Как со горки», «Светит месяц», «Как у наших, у ворот», «Как под яблонькой».

Соколов В. «Поле, поле чистое»

«Сама садик я садила», русская нар. песня в обр. Б. Феок­тистова

Соловьев-Седой В. Подмосковные вечера

«Степь да степь кругом», русская нар. песня в обр. А. Илюхина

Телеман Г. Ариозо

«То не ветер ветку клонит», русская нар. песня в обр. С. Туликова

Туликов С. Песня

«Уж как по мосту, мосточку», русская нар. песня в обр. А. Илюхина

«Уж ты, зимушка», русская нар. песня в обр. Л. Балакирева

«Чтой-то звон», русская нар. песня в обр. И. Белорусца

Шуберт Ф. Шотландский танец

Чайкин Н. У околицы

Чайковский П. Грустная песенка. Камаринская. Неаполитанский танец

«Чтой-то звон», русская нар. песня в обр. И. Белорусца

«Я с комариком плясала», русская нар, песня в обр. Ю. Слонова



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Народное музыкальное творчество» для студентов специальностей 070105. 65 «Дирижирование академическим хором»

    Учебно-методический комплекс
    Л.В. Дёмина. Народное музыкальное творчество: Рабочая программа для студентов, обучающихся по направлению 070101 «Инструментальное исполнительство. Оркестровые народные инструменты» Тюмень: Издательство Тюменской государственной академии
  2. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070100. 62 «Музыкальное искусство»

    Учебно-методический комплекс
    Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, не извращая традиций, не выдавая ее за экзотику. Традиционная культура остается духовной основой народа.
  3. Вейсон Марианна Ярославовна, преподаватель кафедры «Вокальное искусство» фгоу впо «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий». учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    на учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы вокальной методики» специальности «Музыкальное искусство», специализации «Музыкальное искусство эстрады» (эстрадно-джазовое пение) ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры,
  4. Ирина Борисовна Бархатова, доцент кафедры вокального искусства института музыки, театра и хореографии фгоу впо тгакиист учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «История эстрадно-джазового искусства» предназначен для абитуриентов и студентов кафедры вокального искусства, обучающихся по профилю «Эстрадно-джазовое пение».
  5. Зыкова Нина Вячеславовна, преподаватель кафедры вокального искусства института музыки, театра и хореографии фгоу впо тгакиист учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методика развития детей на основе эстрадной музыке» предназначен для абитуриентов и студентов кафедры вокального искусства, обучающихся по профилю «Эстрадно-джазовое пение», составлен в

Другие похожие документы..