Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Сформировать у студентов четкое представление об особенностях учебно-воспитательного процесса по экологии в условиях современной средней полной школы...полностью>>
'Программа'
- алгебры с упором на изучение ее современных областей и областей пограничных с геометрией и топологией - алгебраической геометрии, гомологической алг...полностью>>
'Задача'
Текущий год – это год реализации Директивы № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь»,...полностью>>
'Документ'
1. Проблемы исследования отдельных видов имущества 4. . Сравнение наследственного права России и наследственного права зарубежных стран ....полностью>>

А. С. Пушкин Каждый человек целый мир, каждый человек непознанная планета. Многие люди придерживаются этого тезиса. Некоторые отождествляют себя и других с конкретными планетами Солнечной системы, другие верят

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОБРАЗ ЛУНЫ В РОМАНЕ ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

« Сквозь волнистые туманы пробирается луна,

На печальные поляны льет печально свет она…»

Зимняя дорога.

А.С.Пушкин

Каждый человек – целый мир, каждый человек – непознанная планета. Многие люди придерживаются этого тезиса. Некоторые отождествляют себя и других с конкретными планетами Солнечной системы, другие верят в гороскопы, сверяя свою жизнь с расположением звёзд.

Возможно, Пушкин тоже связывал небесное и земное, сравнивая образ Луны с образом своей любимой героини – Татьяны Лариной. Ведь образ Луны в романе непосредственно возникает при появлении Татьяны. И на протяжении всего романа

Луна освещает своим таинственным светом его главную героиню.

Вероятно и то, что, используя образ Луны, Пушкин отталкивался от символики мировой мифологии, в которой Луна — знак богини Дианы, богини плодородия и деторождения, всего живого. Впоследствии её стали отождествлять с богиней Селеной, олицетворяющей целомудрие, чистоту и святость.

Мы помним, как Пушкин, называя героиню Татьяной, пишет:

«…Впервые именем таким

Страницы нежные романа

Мы своевольно освятим».

“Святое” имя Татьяны, с которым “неразлучно воспоминание старины”, как раз и ассоциируется с богиней Луны, ночного зарева, молча заливающего спящую землю серебристым сиянием. Вспомним, как Онегин, увидев в высшем петербургском свете Татьяну, “въявь богиню зрит” (из “Послесловия” к роману).

Вот Ленский знакомит Онегина со своей невестой Ольгой, а он сразу обращает внимание на ту, “которая грустна и молчалива, как Светлана”, удивляется своему новоявленному другу, что тот выбрал “другую”:

В чертах у Ольги жизни нет.

Точь-в-точь в Вандиковой мадонне:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне”.

Здесь “глупая луна” — противоположность луне, льющей живительный свет на мир, когда он “в праздной тишине при отуманенной луне... лениво почивает”.

Так и Татьяна в “праздной тишине” деревенской жизни тихо мечтает, погружаясь в чтение сентиментальных французских романов, вглядываясь в героев и уподобляя их себе и Онегину:

И сердцем далеко носилась

Татьяна, смотря на луну…

Вдруг мысль в уме её родилась…”,

она сказала: это он”.

Романтическая душа Татьяны живёт в созданном ею мире грёз, мечтаний, жизнь свою она сверяет с преданиями, приметами, “предсказаниями луны”, ибо Татьяна — “русская душою”. Заметим, у славян Луна покровительствует ещё всему домашнему миру, а, как известно, фамилия Татьяны — Ларина — связана с древними божествами ларами — покровителями домашнего очага, природы.

Ночное светило сопровождает героиню, и тогда, когда она пишет письмо Онегину:

И между тем луна сияла

И томным светом озаряла

Татьяны бледные красы”.

Пушкинская героиня пишет письмо наедине с Луной, девственный свет которой связан с романтическими мыслями, когда влюблённая девушка перестаёт замечать реальную обстановку, оставаясь вдвоём с “томным светом” вдохновительницы-луны. Это же состояние будет сопровождать её и после встречи с Онегиным в Петербурге:

«Об нём она во мраке ночи,

Пока Морфей не прилетит,

Бывало, девственно грустит,

К луне подъемлет томны очи,

Мечтая с ним когда-нибудь

Свершить смиренный жизни путь».

Как видим, Татьяна с годами не меняется внутренне: изменился её статус, она стала замужней женщиной, важной особой. Но “русская душа” её осталась такой же высокой, чистой; даже “Клеопатра Невы”, “блистательная Нина Воронская”, не могла затмить её.

Серебристым светом Луны озарён внутренний мир Татьяны, он настолько богат, что недоступен пониманию окружающих, в том числе и Онегину, так же, как недоступна человеческому взгляду обратная сторона Луны. Татьяна как будто совершает свой лунный путь: луна сопровождает её в пророческом сне (“Сияет луч светил ночных”); “при свете серебристом” спешит она в дом Онегина, чтобы разгадать его душу, и ей это удаётся (“Уж не пародия ли он?”); не оставляет она её и в Москве. Но здесь вместо “отуманенной, печальной, бледной луны” появляется величавое ночное светило, затмившее блеск ярких звёзд:

«Как величавая луна,

Средь жён и дев блестит одна.

С какою гордостью небесной

Земли касается она!»

Следуя за Татьяной по её жизненному пути , мы можем отметить, что она так и осталась на уровне неба, совершая свой путь от “томной луны” “на бледном небосклоне” до ослепительно яркой “луны в воздушной синеве”.

Такая Татьяна, Луна – богиня, воплощение идеала женщины, покровительницы домашнего очага, верности, добра, света составляет идеал поэта.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. И. Клизовский Основы миропонимания Новой Эпохи Гунта Рудзите "С неиссякаемой энергией и несломимой верой " Книга

    Книга
    Книга А.И.Клизовского по восточной философии, этике, культуре "Основы миропонимания Новой Эпохи" широко известна и в Латвии, и за рубежом. В создании трехтомника объемом почти в тысячу страниц непосредственно участвовала
  2. Эта книга возникла на основе курса лекций, прочитанных автором в 1994-95 гг в Университете истории культур. Уавтора давно была мысль попытаться связно и объективно изложить историю возникновения того, (1)

    Книга
    Эти книги описывают историю и содержание эзотерических учений с точки зрения (или в рамках) истории философии, истории религии или даже "истории суеверий и волшебства", как известная книга Альфреда Лемана.
  3. Эта книга возникла на основе курса лекций, прочитанных автором в 1994-95 гг в Университете истории культур. Уавтора давно была мысль попытаться связно и объективно изложить историю возникновения того, (2)

    Книга
    Эти книги описывают историю и содержание эзотерических учений с точки зрения (или в рамках) истории философии, истории религии или даже "истории суеверий и волшебства", как известная книга Альфреда Лемана.
  4. Эта книга возникла на основе курса лекций, прочитанных автором в 1994-95 гг в Университете истории культур. Уавтора давно была мысль попытаться связно и объективно изложить историю возникновения того, (3)

    Книга
    Однако все они не отвечают принципу, сформулированному еще Ямвлихом: об эзотеризме надо говорить языком эзотеризма, о философии же - языком философии.
  5. Н. О. Лосский история русской философии от автора издать большую книгу по философии в эти беспокойные дни нелегкая задача

    Задача
    Поэтому я выражаю мою искреннюю благодарность всем тем, кто так или иначе способствовал выходу в свет этой книги: духовной православной семинарии св. Владимира в Нью-Йорке и ее декану отцу Георгию Флоровскому, профессору Колумбийского университета Б.

Другие похожие документы..