Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста...полностью>>
'Программа дисциплины'
Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности 270205 - Автомобильные дороги и аэродромы (квалифи...полностью>>
'Документ'
30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прошу: Отменить (изменить) постановление (указать наименование органа, должност...полностью>>
'Документ'
Актуальність теми дослідження. Розбудова України як суверенної і незалежної, демократичної, соціальної, правової держави висуває на перший план завда...полностью>>

Фгоу впо «академия гражданской защиты мчс россии» перечень вопросов аттестационного испытания по дисциплине (9)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФГОУ ВПО «АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ»

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

аттестационного испытания по дисциплине

«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

Специальность: «Государственное и муниципальное управление»

ХИМКИ - 2010

  1. История в системе гуманитарных наук. Источники и методы познания в истории.

  2. Социально-экономические и политические предпосылки образования Древнерусского государства.

  3. Возникновение Киева и сложение Древнерусского государства.

  4. Объединение восточнославянских земель под властью киевских князей.

  5. Политический и социально-экономический строй Киевской Руси.

  6. Отношения Руси с сопредельными государствами в ХIII – ХIV вв.

  7. Монголо-татарское нашествие На Русь и его последствия для русских земель.

  8. Социально-экономические и политические предпосылки образования русского централизованного государства.

  9. Основные этапы складывания русского централизованного государства.

  10. Политический строй русского централизованного государства.

  11. Социально-экономический строй русского централизованного государства.

  12. Реформы Ивана Грозного, их содержание и значение.

  13. Опричнина и ее последствия.

  14. Социально-политический кризис конца ХVI – начала XVII вв. в России. Смутное время и его последствия.

  15. Крестьянская война в России под руководством Ивана Болотникова.

  16. Основные направления внутренней политики России во второй половине XVII в.

  17. Крестьянская война под руководством Степана Разина.

  18. Внешняя политика России во второй половине XVII века.

  19. Внешняя политика Петра I.

  20. Военные реформы Петра I и их роль в укреплении обороноспособности России.

  21. Административные реформы Петра I .

  22. Основные направления внутренней политики России во второй половине XVIII в.

  23. Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.

  24. Причины Отечественной войны 1812 года.

  25. Ход боевых действий и и тоги Отечественной войны 1812 года.

  26. Буржуазные реформы 60 -- 70-х годов XIX в. И их значение.

  27. Контрреформы 80 -- 90-х годов XIX в.

  28. Движение декабристов и его место в истории России.

  29. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

  30. Основные направления внешней политики России в первой половине XIX в.

  31. Крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева.

  32. Народническое движение 70 – 80 –х годов XIX в.в России.

  33. Революционно-демократическое движение 60-х годов XIX века в России.

  34. Консервативное движение в России во второй половине XIX в.

  35. Либеральное движение в России во второй половине XIX в.

  36. Основные направления торгово-промышленной политики и самодержавия на рубеже XIX – XX вв. Реформы С.Ю Витте и П.А Столыпина.

  37. Развитие рабочего движения на рубеже XIX – XX вв. Распространение марксизма в России, образование РСДРП.

  38. Революция 1905 – 1907 гг. и ее социально-политические последствия.

  39. Россия в русско-японской войне.

  40. Россия в первой мировой войне.

  41. Февральская революция 1917 г.

  42. Современные взгляды на характер Октябрьской революции (1917 г.) в России.

  43. Расстановка политических сил в России после Октября 1917 г.

  44. Укрепление Советской власти в 1917 – 1918 гг.

  45. Начало строительства Советского государства.

  46. Причины и особенности гражданской войны и военной интервенции в России.

  47. Оценка итогов и значения гражданской войны в отечественной и зарубежной историографии.

  48. Характеристика основных периодов гражданской войны в России и ее уроки.

  49. Образование СССР и его национально-государственное устройство.

  50. Сущность политики военного коммунизма.

  51. Россия в годы новой экономической политики. Противоречия в оценке НЭПа.

  52. Укрепление Советских Вооруженных Сил в годы предвоенных пятилеток.

  53. Социалистическая индустриализация страны.

  54. Коллективизация сельского хозяйства страны и ее результаты.

  55. Культурная революция в СССР.

  56. Переход в конце 20-х годов к политике ликвидации кулачества как класса и ее итоги.

  57. Формирование административно-командной системы и утверждение культа личности Сталина.

  58. Строительство Советских Вооруженных Сил накануне Великой Отечественной войны.

  59. Внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны.

  60. СССР в условия расширения фашистской экспансии.

  61. Начало второй мировой войны. Ее причины и характер.

  62. Начало Великой Отечественной войны и ее влияние на военно-экономический потенциал страны.

  63. Организация борьбы с фашистскими захватчиками на советско-германском фронте.

  64. Битва под Москвой и ее международное значение.

  65. Сталинградская битва и ее международное значение.

  66. Курская битва и ее международное значение.

  67. Освободительная миссия Советского Союза. Окончательный разгром Германии в Великой Отечественной войне.

  68. Внешняя политика СССР в годы Великой Отечественной войны.

  69. Строительство Вооруженных Сил в послевоенный период (50 – 80 гг. XX в.)

  70. Послевоенный мир. Противостояние двух мировых систем (1945 – 1955 гг.)

  71. Социально-экономическое развитие страны в 1945 – 1965 гг.

  72. Политическое развитие страны в 1956 – 1965 гг . Осуждение культа личности Сталина.

  73. Внешняя политика страны в 50-х – начале 80-х гг. XX в.

  74. Особенности социально-экономического развития страны во второй половине 60-х – начале 80-х гг. XX в.

  75. Политическое развитие страны во второй половине 60-х – начале 80-х гг. XX в.

  76. Начало перестройки в стране. Ее противоречивый характер и последствия.

  77. Сущность концепции нового политического мышления.

  78. Внешняя политика СССР в период перестройки (1985 – 1991 гг.)

  79. Социально-экономическая и политическая обстановка в стране в первой половине 90-х годов XX в.

  80. Распад СССР и его последствия.

  81. Создание содружества независимых государств.

  82. Социально-экономическое и политическое развитие страны во второй половине 90-х годов ХХ века.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

_______________________________________________________________

ФГОУ ВПО «АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ»

У Ч Е Б Н А Я П Р О Г Р А М М А

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

"ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ"

ХИМКИ – 2009 г.

I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Общей задачей дисциплины является изучение основных этапов исторического развития российского государства. Главная задача обучения состоит в том, чтобы способствовать глубокому уяснению обучающимися основных закономерностей развития исторических событий и на основе этого адекватно оценивать события прошлого и современности. Особое внимание уделено освещению общественных, социально-экономических, политических, общекультурных и духовно-нравственных аспектов истории народа. Период после создания государства рассмотрен в неразрывной связи с его внутренней и внешней политикой, развитием и усложнением общественно-политического строя. Уделяется внимание выделению социальных групп и анализу их положения, росту населения сел, городов, национальных районов, вошедших в состав России на различных этапах ее истории, развитию культуры, общественной мысли и общественных движений, а также роли церкви и конфессионального фактора в целом.

В результате изучения дисциплины обучаемые должны

Иметь представление:

об основных методологических подходах, существующих в современной исторической науке, в связи с исследованием сущности и содержания всемирно-исторического процесса;

о тенденциях развития отечественной и зарубежной историографии истории России;

о современных базовых теориях и концепциях истории России в рамках научных школ и направлений.

о роли и месте многонациональной культуры, православной церкви и других конфессий в духовном развитии российских народов.

Знать:

необходимый для специалиста российской государственной службы фактический материал, развития основных событий, процессов и явлений истории России на основе анализа важнейших источников и с учетом новейших исторических исследований;

основные направления и особенности становления российской государственности, внутренней и внешней политики России на различных этапах ее истории;

этапы формирования и развития вооруженных сил и других государственных институтов страны, обеспечивающих ее безопасность;

Уметь:

самостоятельно осмысливать общее и особенное в истории России и других стран;

применять полученные знания для объективной оценки современных событий, понимания основных закономерностей и направлений мирового исторического процесса;

критически анализировать исторические источники, в том числе документы государственной власти, и работать с исторической картой России;

использовать полученные знания для воспитания у подчиненных чувства патриотизма и любви к своему Отечеству;

объективно оценивать руководящую роль государства на различных этапах строительства и развития армии и других институтов, призванных обеспечивать безопасность;

излагать научную точку зрения по историческим проблемам в полемике и дискуссиях при отстаивании в ходе служебной деятельности государственных интересов РФ.

"Отечественная история" является обязательной гуманитарной дисциплиной. Программа ее изучения состоит из вводного и четырех основных разделов.

Первый раздел называется «Актуальные проблемы отечественной истории древних, средних веков и начала нового времени», второй раздел "Развитие России в XVIII – первой половине XIX вв.", третий раздел - "Основные направления развития России в период с 1861 г. по октябрь 1917 г.", четвертый раздел - "Послеоктябрьский период истории российского общества".

Все разделы изучаются в одном семестре.

Изучение дисциплины способствует развитию у обучаемых логического мышления, формированию научного мировоззрения, объективно правильному пониманию исторического прошлого России и текущих событий.

Основными видами учебных занятий, в ходе преподавания данной дисциплины являются: лекции, семинары и самостоятельная работа под руководством преподавателя. Основные факты и теоретические положения закрепляются на аудиторных семинарских занятиях. Лекционный курс сочетается с самостоятельной работой обучаемых: конспектированием, изучением исторических источников и монографической литературы при подготовке к семинарам, участием в индивидуальных и групповых собеседованиях и консультациях с преподавателем, подготовкой к итоговому экзамену по дисциплине.

Цель лекций - дать систематизированные основы знаний по учебному курсу истории. Лекционный материал скомплектован по проблемно-хронологическому принципу и раскрывает содержание наиболее сложных понятий и закономерностей исторических процессов. В нем элементы описания и повествования сочетаются с анализом фактов и примеров, с обобщениями и выводами. В ходе лекции рассматриваются проблемные ситуации, широко используются технические средства обучения и наглядные пособия, применяются различные методические приемы, активизирующие познавательную деятельность обучаемых.

Семинарские занятия предназначаются для закрепления и углубления знаний, полученных в ходе лекционных занятий и в процессе самостоятельной работы, для отработки основных умений и навыков, предусмотренных программой курса. Они проводятся по наиболее сложным темам курса. В ходе семинарских занятий обсуждаются доклады и рефераты, подготовленные обучаемыми по актуальным проблемам. Семинары проводятся в форме творческой дискуссии. В ходе подготовки к семинару преподаватель проводит групповые и индивидуальные консультации, организует подготовку докладов, выставок литературы, аудио и видео материалов с использованием технических средств обучения.

Самостоятельная работа под руководством преподавателя проводится с целью углубления знаний, формирования практических навыков и умений самостоятельного отбора, анализа и конспектирования исторических документов.

В ходе изучения дисциплины осуществляется текущий контроль за успеваемостью и качеством подготовки обучаемых. Эта задача решается, в том числе и на занятиях, предусматривающих самостоятельную работу под руководством преподавателя. Контроль проводится по наиболее сложным проблемам раздела. Целью текущего контроля является:

проверка качества усвоения учебного материала;

определение трудностей при изучении дисциплины;

оказание помощи обучаемым в усвоении наиболее сложного учебного материала.

По окончании изучения дисциплины обучаемые сдают экзамен.

II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО СЕМЕСТРАМ,

ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Номера

и наименование

разделов и тем

Всего

часов

учебных занятий

В том

числе

учебных

занятий с

преподава-

Из них по видам

учебных занятий

самостоя-

тельная

работа

обучаемых

телем

лек-

ции

семи-

нары

самостоятель-

ная работа под

руководством

преподавателя

1

2

3

4

5

6

7

1 СЕМЕСТР

Вводная тема

Отечественная

история как наука

2

2

2

-

-

-

Раздел I. Актуальные проблемы отечественной истории древних, средних веков и начала нового времени.

20

12

8

4

-

8

Тема №1. Основные проблемы образования и развития древнерусского государства.

12

8

4

4

-

4

Тема №2. Проблемы образования Российского централизованного государства в XIV-XVII вв.

8

4

4

-

-

4

Раздел II. Развитие России в XVIII -первой половине XIX вв.

20

8

6

2

-

12

Тема №3. Основные направления социально-экономического и политического развития России в XVIII в.

10

6

4

2

-

4

1

2

3

4

5

6

7

Тема №4. Определяющие тенденции социально-экономи-ческого и политического развития России в первой половине ХIX в.

10

2

2

-

-

8

Раздел III. Основные направления развития России в период с 1861 г. по октябрь 1917 г.

20

10

8

2

-

10

Тема №5. Характерные черты и особенности развития России во второй половине XIX - начале ХХ вв.

10

6

4

2

-

4

Тема №6. Буржуазно-демократические революции 1905-1907 гг. и 1917 г. в России. События Октября 1917 г. и первые шаги Советского государства.

10

4

4

-

-

6

Раздел IV. Послеоктябрьский период истории российского общества.

28

18

14

4

-

10

Тема №7. Основные направления социально-экономичес-кого и политического развития Советского государства до середины 40-х годов.

14

10

6

4

-

4

Тема №8. Анализ состояния страны в послевоенный период.

14

8

8

-

-

6

Итого за семестр

90

50

38

12

-

40

Всего

по дисциплине

90

50

38

12

-

40

III. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Вводная тема. Отечественная история как наука

Цель изучения курса и его основное содержание. Сущность, формы, функции исторического знания. Предмет исторической науки. Основные задачи учебной дисциплины "Отечественная история". История в системе гуманитарного образования. Источники и методы познания истории. История России — неотъемлемая часть всемирной истории. Русские и зарубежные исторические школы. Роль и место исторической науки в системе подготовки офицеров войск МЧС России. Последовательность изучения учебной дисциплины. Рекомендации по самостоятельной работе над учебным материалом.

Раздел I. Актуальные проблемы отечественной истории

древних, средних веков и начала нового времени

Тема №1. Основные проблемы образования и развития

древнерусского государства

Первобытный строй на территории страны. Восточные славяне в древности. Происхождение названия Русь. Общая характеристика феодального строя. Раннефеодальная монархия Рюриковичей. Образование Древнерусского государства, его социально-экономический и политический строй, организация управления. Военная организация и военное дело Киевской Руси. Внешняя политика киевских князей в IX – XI вв. Культурное наследие восточных славян. Принятие христианства. Предпосылки и причины феодальной раздробленности. Крупнейшие политические образования на территории Руси. Борьба народов нашей страны с монголо-татарским нашествием. Борьба народов Руси и Прибалтики против агрессии немецких, шведских и датских феодалов. Последствия монголо-татарского завоевания Руси и золотоордынское иго в оценке историков.

Тема №2. Проблемы образования Российского централизованного

государства в XIV – XVII вв.

Предпосылки образования национальных государств. Основные этапы централизации. Укрепление Российского государства в XVI в. Внешняя политика России в XVI в. Русская культура XIV-XVI вв. “Смутное время” в истории нашего государства. Борьба за власть. Самозванцы. Борьба народов России против польско-шведской интервенции. Крепостническое законодательство и обострение социальных противоречий. Народные движения и первая крестьянская война в России в начале XVII в. Начало нового периода русской истории. Складывание национального всероссийского рынка. Рост общественного разделения труда и его специализация. Юридическое оформление крепостного права. ”Бунташный век”. Становление абсолютизма - определяющая тенденция развития политического строя России во второй половине XVII в. Освободительная борьба украинского и белорусского народов против польских феодалов. Война под руководством Богдана Хмельницкого, ее этапы. Историческая оценка воссоединения Украины с Россией. Войны со Швецией и Турцией. Расширение внешних связей России. Развитие вооруженных сил России. Начало формирования культуры русской нации. Расширение культурных связей с Западной Европой, усиление светских и демократических элементов.

Раздел II. Развитие России в XVIII – первой половине XIX вв.

Тема №3. Основные направления социально-экономического и

политического развития России в XVIII в.

Предпосылки и объективная неизбежность Петровских преобразований. Социально-экономическое развитие России в первой четверти XVIII в. Политика меркантилизма. Административные и военные реформы Петра I. Основные направления внешней политики России в эпоху Петра I и ее задачи. Провозглашение России империей. ”Золотой век русского дворянства”. Просвещенный абсолютизм. Этапы внутренней политики Екатерины II. Характер и направленность реформ. Упрочение самодержавия и власти дворянства на местах. Укрепление социального положения дворян. Крестьянские войны в России в XVII – XVIII вв. Основные цели и направления внешней политики Екатерины II. Расширение территории Российской империи. Присоединение Крыма, Грузии, Казахстана. Освоение Дальнего Востока. Разделы Польши. Правление Павла I.

Тема №4. Определяющие тенденции социально-экономического

и политического развития России в первой половине

XIX в.

Становление капиталистических отношений. Развитие промышленности, сельского хозяйства, специализация районов. Особенности промышленного переворота в России. Вхождение страны в мировой рынок. Дворцовый переворот 1801 г. Либеральные преобразования Александра I. Реформа Сената и министерств и системы образования. Крестьянский вопрос. Указ о “вольных хлебопашцах”. Госсовет. Идеи М.М. Сперанского и Н.М. Карамзина. А.А. Аракчеев и усиление консервативных тенденций в обществе. Военные поселения. Политика А.Н. Голицына в сфере просвещения.

Международная обстановка в начале XIX в. Международное положение России. Русско-французские противоречия. Тильзитский мир и континентальная блокада. Войны с Персией, Турцией, Швецией. Присоединение Финляндии. Причины и начало войны 1812 г. Бородинское сражение. Сдача Москвы французам и Тарутинский марш-маневр. Народная война. Контрнаступление русской армии. Заграничный поход 1812 - 1814 гг. Венский конгресс.

Формирование идеологии декабристов. Междуцарствие. Восстание 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка. Причины поражения.

Укрепление самодержавной власти при Николае I. Репрессии и создание III отделения. А.Х. Бенкендорф. Кодификация М.М. Сперанского. Реформа государственных крестьян. Эпоха цензурного террора. Восточный вопрос. Освобождение Греции и возникновение проблемы проливов. Война с Персией. Интервенция в Венгрию в 1849 г. Крымская война. Причины продвижения России на Кавказ. Вхождение Закавказья в состав России. Кавказская война. Шамиль и присоединение Кавказа.

Формирование правительственной идеологии. Теория официальной народности. Поиски передовой частью русского общества новой теории. П.Я. Чаадаев. А.И. Герцен и теория “общинного социализма”. Западники и славянофилы.

Раздел III. Основные направления развития России в период

с 1861 г. по октябрь 1917 г.

Тема № 5. Характерные черты и особенности развития России

во второй половине XIX – начале ХХ вв.

Экономическое положение России накануне крестьянской реформы 1861 г. Основные этапы развития капитализма и создание крупной фабрично-заводской промышленности. Индустриальный подъем 90-х годов XIX в. Реализация реформы 1861 г. Эволюция крестьянства и сельской общины. Аграрный кризис 80 – 90-х годов XIX в. Изменения в классовой структуре российского общества.

Эпоха великих реформ. Крестьянская реформа. “Положение” 19 февраля 1861 г. Наделы. Выкупная операция. Отмена крепостного права в удельной и государственной деревне. Реформы в области местного управления и финансов. Судебная и городская реформы. Реформа в области народного образования и печати. Военные реформы.

Кризис власти. Подъем общественного движения. Либерально-буржуазные течения в идейной жизни страны. “Эпоха прокламаций”. Польское восстание 1863 г. Требование дворянской конституции. Д.И. Писарев и “нигилизм”. Нечаевщина. Создание русской секции I Интернационала. Революционное народничество и эволюция его идеологии. “Земля и воля” 60-х и 70-х годов XIX в. ”Народная воля” и “Черный передел”. Убийство Александра II.

Политическая реакция и эпоха контрреформ 80-90 гг. XIX в. Манифест Александра III о “незыблемости” самодержавия (1881). Цензура и просвещение. Аграрная политика царизма и создание Крестьянского поземельного банка. Земская и городская контрреформы.

Изменение внешнеполитической программы. А.М. Горчаков. Европейские коалиции и Россия. Война с Турцией. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига. Ухудшение отношений с Германией. Союз с Францией (1891 - 1894 гг.). Военно-административное управление Средней Азией. Значение присоединения Средней Азии к России.

Правление Николая II. Реформы С.Ю. Витте. Российский монополистический капитализм и его особенности. Экономический кризис и депрессия 1900-1908 гг. Промышленный подъем 1908 - 1913 гг. Обострение международных отношений на Дальнем Востоке. КВЖД. Оккупация Манчжурии. Дипломатическая изоляция России и русско-японская война 1904-1905 гг.

Тема №6. Буржуазно-демократические революции 1905 – 1907 гг.

и 1917 г. в России. События Октября 1917 г. и первые

шаги Советского государства

Обострение экономических, социальных и политических противоречий в стране на рубеже XIX-XX вв. Стачечная борьба пролетариата. Крестьянские волнения. Движение демократической интеллигенции и образование партии эсеров. Возникновение меньшевизма и большевизма в российской социал-демократии. Третья революционная ситуация в России в

1901-1904 гг. Ее причины. Особенности первой буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг. Ее основные этапы, движущие силы, характер и причины поражения. Формирование системы политических партий. Начало российского парламентаризма.

Столыпинский бонапартизм и III Государственная дума. Аграрная реформа 9 ноября 1906 г. Третьеиюньская политическая система. Думская монархия. Революционное движение 1910-1914 гг. Деятельность IV Государственной думы. Кризис верхов в России накануне первой мировой войны.

Происхождение и характер первой мировой войны. Роль Восточного фронта. Кампании 1914-1916 гг. Милитаризация российской экономики. Заграничные заказы. Усиление финансовой зависимости России от Антанты. Развал хозяйства и экономический кризис. Рост революционных и антивоенных настроений. Выступления в армии, на флоте. Буржуазная оппозиция самодержавию. Прогрессивный блок и основные политические партии, его составляющие. Резкое изменение обстановки в стране в январе-феврале 1917 г. Предпосылки, начало и ход революции. Петроградский Совет и Временный комитет Госдумы. Создание Временного правительства. Отречение Николая II. Сущность двоевластия.

Политические кризисы в стране. Назревание революционной ситуации. Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов и его решения. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства. Победа вооруженного восстания в Москве. Борьба за власть Советов на территории России и в национальных районах. Учредительное собрание и его судьба. Провозглашение Советской России федерацией. Первые социально-экономические преобразования новой власти. Современные взгляды на характер Октябрьской революции 1917 г.

Раздел IV. Послеоктябрьский период истории российского общества

Тема №7. Основные направления социально-экономического и

политического развития Советского государства до

середины 40-х годов

Расстановка классово-политических сил в стране после Октябрьской революции. Формирование политической системы советского общества. Выход из мировой войны. Брестский мир.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Введение продовольственной диктатуры. Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России. Конституция РСФСР.

Причины гражданской войны и иностранной военной интервенции в России. Периодизация, итоги и особенности гражданской войны. Образование новых союзных республик их военный и хозяйственный союз. Борьба государства за дипломатическое признание в мире.

Общественно-политический кризис в Советской Республике в 1920-1921 гг. Новая экономическая политика. Образование СССР. Строительство экономики Советского государства в условиях НЭПа. Формирование режима власти Сталина. Задачи военного строительства в условиях мирного времени.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Свертывание НЭПа. Форсирование темпов индустриализации. Преобразования в деревне и их последствия. Создание государственной системы управления экономикой. Социалистическое планирование. Изменение социальной структуры общества. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Номенклатура и кадровая политика сталинского режима. Конституция СССР 1936 г. Завершение “культурной революции”, идеологизация государственной политики.

Укрепление Советских Вооруженных Сил в годы предвоенных пятилеток. Военная реформа. Упрочение международного положения СССР. Борьба за создание системы коллективной безопасности. Помощь республиканской Испании и Китаю. Военные конфликты с Японией. Договор 1939 г. с Германией. Начало второй мировой войны, ее причины и характер. Расширение территории СССР. Война с Финляндией.

Периодизация Великой Отечественной войны. Организация борьбы с фашистской агрессией. Советский тыл в годы войны. Депортация народов. “Рельсовая” война. Московская, Сталинградская и Курская битвы. Военные действия в 1944-1945 гг. Капитуляция Германии. Война с Японией. Основные итоги второй мировой войны.

Ужесточение личной власти Сталина. Геополитические последствия второй мировой войны. СССР и ООН. Обострение противоречий двух мировых систем. Коммунистическое, социалистическое и общедемократическое движения.

Тема №8. Анализ состояния страны в послевоенный период

Начало “холодной войны”. Сталинская концепция “двух лагерей”. Военно-политические блоки. Восстановление народного хозяйства. Общественно-политическая жизнь. Прекращение широкомасштабной антирелигиозной пропаганды. Политические судебные процессы. Чистка кадров высшего эшелона власти.

Переход после смерти Сталина от тоталитарной системы управления к олигархической. Внутрипартийная борьба за власть и установление коллективного партийного контроля над органами безопасности. Место партийной бюрократии в политической и экономической системе СССР. Продовольственные трудности и аграрные реформы Г. Маленкова и Н. Хрущева. Целина. Укрупнение и социализация хозяйств. “Кукурузная ” кампания. Импорт продовольствия и политизация продовольственной проблемы. Реорганизация промышленного управления по территориальному принципу. Проблема перераспределения экономической власти. Итоги семилетки. Новая демографическая и миграционная политика государства. Курс на стирание классовых различий в советском обществе. Жилищная и другие социальные программы правительства. Создание системы соцстрахования. Перегруппировка сил внутри партии. Осуждение сталинизма на ХХ съезде: рамки критики, ее направленность и международный резонанс. Концепция “общенародного государства” на XXII съезде партии. Укрепление организующей и идеологической роли партии в государстве, закрепленное в новой программе 1961 г.

Мирные инициативы СССР. Берлинский кризис 1961 г. Карибский кризис 1962 г. Кризис 1956 г. в Польше и Венгрии. Конфронтация с Албанией, Югославией, Китаем. Развал колониальной системы и рост интереса советского руководства к проблемам освободившихся стран. Установление дипломатических отношений с Японией. Доктрина “мирного сосуществования”.

Курс на повышение международного престижа страны и стабилизацию советской системы. Смещение Н. Хрущева. Усиление роли центральной бюрократии в управлении. Пленумы ЦК КПСС 1965 г. о реформах в промышленности. Увеличение капиталовложений в аграрный сектор экономики. Основные направления социальной политики. Общественные фонды потребления. Конституция 1977 г. о политической системе и ее составных элементах. Деградация партаппарата и усиление позиций региональных политических элит. Формула “общенародного государства” и реальное изменение роли Советов, общественных организаций.

Причины нарастания застойных явлений в экономике и спада производства. Теневая экономика и криминализация общества. ВПК и его место в советской экономике. Основные противоречия политического развития страны в эти годы. Диссидентское движение.

Достижение ядерного паритета с США и глобализация военно-политического противостояния. Договоры по ПРО, ОСВ-1, ОСВ-2. Соглашение 1971 г. по Западному Берлину, заключительный акт СБСЕ 1975 г. и “хельсинский процесс”. Кризис 1968 г. в Чехословакии и начала 80-х годов в Польше. Доктрина “ограниченного суверенитета”. Потеря Советским Союзом контроля над европейским коммунистическим движением. Советское влияние в “третьем мире”. Ввод войск в Афганистан.

Кризис власти в середине 80-х годов. Ю. Андропов. К. Черненко. Борьба за власть. М. Горбачев. Попытки ускорения социально-экономического развития страны. Обострение экономического кризиса. Реформирование политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение национальных конфликтов. Поиск пути реформирования национально-государственного устройства страны. Президентские выборы в России. ГКЧП. Упразднение СССР. Вывод войск из Афганистана. Распад СЭВ и ОВД. Вывод войск из Европы и Азии.

Либерализация российской экономики. Приватизация торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Борьба исполнительной и законодательной власти. Роспуск Верховного Совета, съезда народных депутатов, местных органов Советской власти. Октябрьские события 1993 г. Федеральное собрание. Конституция 1993 г. Формирование президентской республики. Вооруженный конфликт в Чечне. Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Оформление левоцентристского блока. Военная реформа. Финансовый и правительственный кризисы летом-осенью 1998 г. Парламентские выборы 1999 г. Отставка Б.Ельцина. Антитеррористическая военная операция в Чечне. Президентство В. Путина. Новая расстановка политических сил.

Отношения России и стран СНГ. Вооруженные силы России в “горячих точках” ближнего зарубежья. Падение международного статуса России. Завершение вывода войск из Европы. Усиление зависимости России от зарубежных финансовых заимствований. Россия и США. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Союз России с Белоруссией.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Фгоу впо «академия гражданской защиты мчс россии» перечень вопросов аттестационного испытания по дисциплине (18)

    Документ
    Учебная дисциплина "Система государственного управления" предназначена для подготовки слушателей по специальности государственное и муниципальное управление.
  2. Фгоу впо «академия гражданской защиты мчс россии» перечень вопросов аттестационного испытания по дисциплине (1)

    Документ
    реализовывать поставленные задачи на ПЭВМ с использованием алгоритмического языка высокого уровня, пакетов прикладных программ, систем управления базами данных;
  3. Фгоу впо «академия гражданской защиты мчс россии» перечень вопросов аттестационного испытания по дисциплине (3)

    Документ
    Программа по дисциплине "Статистика" предназначена для подготовки студентов по специальности "Государственное и муниципальное управление".
  4. Фгоу впо «академия гражданской защиты мчс россии» перечень вопросов аттестационного испытания по дисциплине (6)

    Документ
    Состав и структура органов исполнительной власти в Российской Федерации. Место и роль Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в системе органов
  5. Фгоу впо «академия гражданской защиты мчс россии» перечень вопросов аттестационного испытания по дисциплине (14)

    Документ
    Нормативно - правовое обеспечение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в техносфере. Требования Федерального закона РФ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.
  6. Фгоу впо «академия гражданской защиты мчс россии» перечень вопросов аттестационного испытания по дисциплине (4)

    Документ
    Действие гражданского законодательства во времени и в пространстве. Соотношение гражданского законодательства РФ и гражданского законодательства бывшего СССР.

Другие похожие документы..