Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методическое пособие'
Статья отнесена к разделам: Преподавание в начальной школе | Работа с дошкольниками | Спорт в школе и здоровье детей | Внеклассная работа | Работа с р...полностью>>
'Документ'
Ееiiх I. Раiiзгi (I)еликС Р.Патури Зодчи ВА1)МЕ15ТЕР 5ЕРЕР 1)К1йIЕТ Кйiiпе Рго)еIае Iег 1ог$сI1ег, Еггiпаег ]3 лп1 Iпепiепге iii аiiег Уе1 Смелые прое...полностью>>
'Программа'
Будет разработано не менее 15 учебно-методических коплексов по дисциплинам. Обеспечивает качество осуществляемых программ подготовки, конкурентноспосо...полностью>>
'Документ'
Праця присвячена комплексному аналізу змісту й суті політичних процесів і явищ, що були визначальними для України впродовж ХХ – початку ХХІ ст. Автор...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины «формирование готовности к обучение грамоте» Специальность 050715 Логопедия

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Утвержден

на заседании кафедры логопедии

Протокол № от___________200

Зав.кафедрой_________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»

Специальность

050715 Логопедия

факультет коррекционной педагогики

Составитель:

К.п.н., доцент О.Ю.Федосова

Самара - 2010

1. ВЫПИСКА ИЗ СТАНДАРТА

Формирование готовности к овладению грамотой является одним из приоритетных направлений коррекционного обучения дошкольников с речевой патологией, что диктует необходимость в подготовке специалистов, владеющих необходимыми знаниями и умениями в данной области. Программа спецкурса предполагает углубление и обобщение студентами теоретических и методических вопросов подготовки к обучению грамоте дошкольников, посещающих специальные группы детского сада для детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа спецкурса предназначена для студентов 4-го курса (7-й семестр) отделения логопедия и предполагает углубление, обобщение и систематизацию студентами теоретико-методических вопросов формирования готовности к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

Содержание курса строится с учетом того, что ему предшествует изучение основных разделов логопедии, логопедической технологии, психологии речи, психолого-педагогической диагностики, специальной методики преподавания русского языка и др.

Программой предусматривается проведение анализа (с теоретических и коррекционно-образовательных позиций) характерных для детей с нарушениями речи отклонений в формировании базовых для обучения грамоте процессов и функций (эмоционально-волевой сферы, моторных функций, кинестетического чувства и динамического праксиса, оптико-пространственной ориентации, навыков фонемного анализа и др.).

Спецкурс ориентирован на активное привлечение теории по физиологии, нейрофизиологии, психологии, психофизиологии, нейропсихологии, лингвистике, психолингвистике, специальной педагогике, методике и специальной методике преподавания русского языка (в рамках рассматриваемой проблемы).

Изучение курса направлено на решение следующих задач:

  • обеспечить углубленное усвоение студентами теоретически и практически значимых вопросов, определяющих условия подготовки к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи;

  • создать условия для реализации студентами творческого и аналитического подходов в изучении литературных и экспериментальных данных по проблеме;

  • обучить студентов основам создания и применения технологий и методик многоаспектного обследования и диагностики готовности к обучению грамоте дошкольников с речевой патологией;

  • формировать у студентов умения определять и аналитически обосновывать психолого-педагогические условия эффективного формирования готовности детей к обучению грамоте, разрабатывать структурные и содержательных модели коррекционно-ориентированного обучения, связанного с подготовкой дошкольников с речевой патологией к усвоению письма и чтения.

Дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающий, диагностико-аналитический, консультативный и учебно-воспитательный виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач:

В области коррекционно-развивающей деятельности:

  • обеспечить углубленное усвоение студентами теоретически и практически значимых вопросов, определяющих условия обучения и воспитания дошкольников с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи;

  • разрабатывать структурные и содержательных модели коррекционного обучения, связанного с подготовкой дошкольников с речевой патологией к обучению в школе, составлять перспективный план коррекционного воздействия;

  • учить моделировать фрагменты занятий по соответствующим направлениям работы на разных ее этапах;

  • учить реализовывать личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию детей с нарушениями речи;

  • учить осуществлять профилактику речевых нарушений.

В области диагностико-аналитической деятельности:

  • обучить студентов применению технологий и методик обследования готовности дошкольников с речевой патологией к обучению в школе, сформировать умение анализировать психолого-педагогическую документацию, обосновывать заключение;

  • учить проводить психолого-педагогическое обследование;

В области консультативной деятельности:

  • формировать навыки консультирования детей с ФФН и ОНР, их родителей и педагогов по проблемам подготовки к обучению грамоте;

В области учебно-воспитательной деятельности реализуется:

  • планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

  • использование современных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения.

  • создать условия для реализации студентами творческого и аналитического подходов в изучении литературных и экспериментальных данных по проблеме.

Знания, полученные студентами при изучении курса, закрепляются при прохождении педагогической практики в различных типах учреждений: дошкольных, школьных и медицинских.

Курс рассчитан на 18 лекционных часов, 20 часов практических занятий. Зачет.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды занятий

Всего часов

Общая трудоемкость

78

Аудиторные занятия

38

Лекции

18

Практические занятия (семинары)

20

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа

40

Указать другие виды работы (если есть), в том числе курсовые проекты, рефераты

Курсовые проекты

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование тем

Всего

часов

Аудиторная

работа

Самос-тоятель-ная

работа

лекции

семинары

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Блок № 1

1. Психологические основы подготовки детей с патологией речи к обучению.

8

6

2

-

2

-

4

6

2. Основы психофизиологии письма и чтения. Роль межанализаторных связей в формировании навыков чтения и письма. Особенности анализаторной деятельности и межанализаторных связей в норме и патологии.

8

8

2

2

2

-

4

6

3. Развитие моторной сферы дошкольников. Значимость сформированности моторных функций для процесса овладения грамотой.

6

8

2

2

2

-

2

6

4. Формирование графо-моторного навыка как базовой предпосылки письма.

8

8

2

2

2

-

4

6

5. Особенности оптико-пространственной ориентации дошкольников с речевой патологией. Влияние нарушений оптико-пространственной ориентации на овладение детьми процессами письма и чтения.

8

8

2

2

2

-

4

6

6. Формирование навыков фонемного анализа и синтеза как базы для овладения грамотой. Трудности усвоения навыков фонемного анализа и синтеза характерные для дошкольников с общим недоразвитием речи.

8

8

2

2

2

4

6

По блоку № 1

46

46

12

12

22

36

Блок № 2

7. Методические основы выявления уровня готовности дошкольников к обучению грамоте.

8

6

2

2

-

4

6

8. Изучение различных аспектов готовности дошкольников с речевой патологией к обучению грамоте.

4

6

-

-

2

-

2

6

9. Основные направления работы и методические рекомендации для проведения коррекционно-ориентированной подготовки к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.

8

10

2

2

2

4

8

10. Разработка содержательных и структурных моделей коррекционного обучения дошкольников с речевой патологией в процессе подготовки к овладению письмом и чтением.

16

10

4

4

2

8

8

По блоку № 2

36

32

8

10

18

28

Итого:

82

78

18

8

20

6

40

64

5. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Психологические основы подготовки детей с патологией речи к обучению.

Психологическая готовность к обучению старшего дошкольника в структуре общей готовности к произвольной деятельности. Различные точки зрения на понятие «готовность к деятельности», существующие в психологии.

Мотивационно-волевая готовность к обучению, ее особенности в дошкольном возрасте. Мотивационная обусловленность волевых действий, произвольность поведения. Регуляция поведения и деятельности. Саморегуляция в обучении.

Эмоциональная готовность к обучению как структурный компонент психологической готовности (А.Керн, С.Штребел, Я.Ирасек, Л.И.Божович). Эмоциональная устойчивость как показатель эмоциональной зрелости. Проявление волевых усилий.

Особенности мотивационно-волевой и эмоциональной готовности к обучению дошкольников с общим недоразвитием речи (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, О.Н.Усанова, Ю.Ф.Гаркуша).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «логопедические практикумы» (раздел «организация совместной работы логопеда и воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи»)

    Учебно-методический комплекс
    1. Выписка из стандарта. Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада с детьми с нарушениями речи. Практическое ознакомление с организацией логопедической работы в детском саду.
  2. Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050715 «Логопедия»

    Программа
    Итоговая государственная аттестация по специальности 050715 «Логопедия» проводится в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации итоговой государственной аттестации выпускников по специальностям высшего профессионального
  3. Методические указания для преподавателя Методические указания для студента > Планы проведения семинарских занятий: тема по порядку (3)

    Методические указания
    ДПП. Ф. 15 Основы логопедии Дислалия: история, статистика, терминология, определение, классификация, формы и методика логопедического воздействия, эффективность,
  4. Программа дисциплины дпп. Ф. 02. Логопедия цели и задачи дисциплины Цель

    Программа дисциплины
    Цель: формирование профессиональных логопедических компетенций: знание методологических и теоретических основ логопедии, взаимосвязи логопедии с науками психолого-педагогической, медико-биологической и лингвистической областей знаний,
  5. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения (1)

    Публичный отчет
    4.1. Соответствие нормативных документов, отражающих содержание подготовки специалистов в Институте, требованиям Государственного образовательного стандарта

Другие похожие документы..