Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Нас ждет средневековый городок с декоративными домиками, задумчивыми мостиками через тихую речку Геру, и узкими улочками, которые «прячут» архитектур...полностью>>
'Документ'
на который следует переводить взысканные денежные суммы) дата подпись фамилия, имя,...полностью>>
'Документ'
1. Проводить ежегодно мониторинг социального и экономического развития внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга (далее - мониторинг...полностью>>
'Документ'
Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумаг...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины «формирование готовности к обучение грамоте» Специальность 050715 Логопедия

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Утвержден

на заседании кафедры логопедии

Протокол № от___________200

Зав.кафедрой_________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»

Специальность

050715 Логопедия

факультет коррекционной педагогики

Составитель:

К.п.н., доцент О.Ю.Федосова

Самара - 2010

1. ВЫПИСКА ИЗ СТАНДАРТА

Формирование готовности к овладению грамотой является одним из приоритетных направлений коррекционного обучения дошкольников с речевой патологией, что диктует необходимость в подготовке специалистов, владеющих необходимыми знаниями и умениями в данной области. Программа спецкурса предполагает углубление и обобщение студентами теоретических и методических вопросов подготовки к обучению грамоте дошкольников, посещающих специальные группы детского сада для детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа спецкурса предназначена для студентов 4-го курса (7-й семестр) отделения логопедия и предполагает углубление, обобщение и систематизацию студентами теоретико-методических вопросов формирования готовности к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

Содержание курса строится с учетом того, что ему предшествует изучение основных разделов логопедии, логопедической технологии, психологии речи, психолого-педагогической диагностики, специальной методики преподавания русского языка и др.

Программой предусматривается проведение анализа (с теоретических и коррекционно-образовательных позиций) характерных для детей с нарушениями речи отклонений в формировании базовых для обучения грамоте процессов и функций (эмоционально-волевой сферы, моторных функций, кинестетического чувства и динамического праксиса, оптико-пространственной ориентации, навыков фонемного анализа и др.).

Спецкурс ориентирован на активное привлечение теории по физиологии, нейрофизиологии, психологии, психофизиологии, нейропсихологии, лингвистике, психолингвистике, специальной педагогике, методике и специальной методике преподавания русского языка (в рамках рассматриваемой проблемы).

Изучение курса направлено на решение следующих задач:

  • обеспечить углубленное усвоение студентами теоретически и практически значимых вопросов, определяющих условия подготовки к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи;

  • создать условия для реализации студентами творческого и аналитического подходов в изучении литературных и экспериментальных данных по проблеме;

  • обучить студентов основам создания и применения технологий и методик многоаспектного обследования и диагностики готовности к обучению грамоте дошкольников с речевой патологией;

  • формировать у студентов умения определять и аналитически обосновывать психолого-педагогические условия эффективного формирования готовности детей к обучению грамоте, разрабатывать структурные и содержательных модели коррекционно-ориентированного обучения, связанного с подготовкой дошкольников с речевой патологией к усвоению письма и чтения.

Дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающий, диагностико-аналитический, консультативный и учебно-воспитательный виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач:

В области коррекционно-развивающей деятельности:

  • обеспечить углубленное усвоение студентами теоретически и практически значимых вопросов, определяющих условия обучения и воспитания дошкольников с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи;

  • разрабатывать структурные и содержательных модели коррекционного обучения, связанного с подготовкой дошкольников с речевой патологией к обучению в школе, составлять перспективный план коррекционного воздействия;

  • учить моделировать фрагменты занятий по соответствующим направлениям работы на разных ее этапах;

  • учить реализовывать личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию детей с нарушениями речи;

  • учить осуществлять профилактику речевых нарушений.

В области диагностико-аналитической деятельности:

  • обучить студентов применению технологий и методик обследования готовности дошкольников с речевой патологией к обучению в школе, сформировать умение анализировать психолого-педагогическую документацию, обосновывать заключение;

  • учить проводить психолого-педагогическое обследование;

В области консультативной деятельности:

  • формировать навыки консультирования детей с ФФН и ОНР, их родителей и педагогов по проблемам подготовки к обучению грамоте;

В области учебно-воспитательной деятельности реализуется:

  • планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

  • использование современных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения.

  • создать условия для реализации студентами творческого и аналитического подходов в изучении литературных и экспериментальных данных по проблеме.

Знания, полученные студентами при изучении курса, закрепляются при прохождении педагогической практики в различных типах учреждений: дошкольных, школьных и медицинских.

Курс рассчитан на 18 лекционных часов, 20 часов практических занятий. Зачет.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды занятий

Всего часов

Общая трудоемкость

78

Аудиторные занятия

38

Лекции

18

Практические занятия (семинары)

20

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа

40

Указать другие виды работы (если есть), в том числе курсовые проекты, рефераты

Курсовые проекты

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование тем

Всего

часов

Аудиторная

работа

Самос-тоятель-ная

работа

лекции

семинары

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Блок № 1

1. Психологические основы подготовки детей с патологией речи к обучению.

8

6

2

-

2

-

4

6

2. Основы психофизиологии письма и чтения. Роль межанализаторных связей в формировании навыков чтения и письма. Особенности анализаторной деятельности и межанализаторных связей в норме и патологии.

8

8

2

2

2

-

4

6

3. Развитие моторной сферы дошкольников. Значимость сформированности моторных функций для процесса овладения грамотой.

6

8

2

2

2

-

2

6

4. Формирование графо-моторного навыка как базовой предпосылки письма.

8

8

2

2

2

-

4

6

5. Особенности оптико-пространственной ориентации дошкольников с речевой патологией. Влияние нарушений оптико-пространственной ориентации на овладение детьми процессами письма и чтения.

8

8

2

2

2

-

4

6

6. Формирование навыков фонемного анализа и синтеза как базы для овладения грамотой. Трудности усвоения навыков фонемного анализа и синтеза характерные для дошкольников с общим недоразвитием речи.

8

8

2

2

2

4

6

По блоку № 1

46

46

12

12

22

36

Блок № 2

7. Методические основы выявления уровня готовности дошкольников к обучению грамоте.

8

6

2

2

-

4

6

8. Изучение различных аспектов готовности дошкольников с речевой патологией к обучению грамоте.

4

6

-

-

2

-

2

6

9. Основные направления работы и методические рекомендации для проведения коррекционно-ориентированной подготовки к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.

8

10

2

2

2

4

8

10. Разработка содержательных и структурных моделей коррекционного обучения дошкольников с речевой патологией в процессе подготовки к овладению письмом и чтением.

16

10

4

4

2

8

8

По блоку № 2

36

32

8

10

18

28

Итого:

82

78

18

8

20

6

40

64

5. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Психологические основы подготовки детей с патологией речи к обучению.

Психологическая готовность к обучению старшего дошкольника в структуре общей готовности к произвольной деятельности. Различные точки зрения на понятие «готовность к деятельности», существующие в психологии.

Мотивационно-волевая готовность к обучению, ее особенности в дошкольном возрасте. Мотивационная обусловленность волевых действий, произвольность поведения. Регуляция поведения и деятельности. Саморегуляция в обучении.

Эмоциональная готовность к обучению как структурный компонент психологической готовности (А.Керн, С.Штребел, Я.Ирасек, Л.И.Божович). Эмоциональная устойчивость как показатель эмоциональной зрелости. Проявление волевых усилий.

Особенности мотивационно-волевой и эмоциональной готовности к обучению дошкольников с общим недоразвитием речи (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, О.Н.Усанова, Ю.Ф.Гаркуша).

Тема 2. Основы психофизиологии письма и чтения. Роль межанализаторных связей в формировании навыков чтения и письма. Особенности анализаторной деятельности и межанализаторных связей в норме и патологии.

Характеристика психофизиологического уровня функциональной системы навыков письма и чтения и его подуровней: сенсо-акустико-моторного и оптико-моторного. Б.Г.Ананьев, А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова о психофизиологии письма и чтения.

Становление межанализаторного взаимодействия к началу школьного обучения. Значение достаточно высокого уровня развития взаимодействия анализаторов для успешного овладения детьми навыками чтения и письма, для усвоения символики письменной речи.

Нейрофизиологические механизмы межанализаторной интеграции и специфика их функционирования в разные возрастные периоды.

Особенности формирования различных фидов межанализаторных связей дошкольников, имеющих аномалии развития. Затруднения усвоения детьми с речевой патологией навыков чтения и письма, определяемые недостаточностью межанализаторных связей.

Тема 3. Развитие моторной сферы дошкольников. Значимость сформированности моторных функций для процесса овладения грамотой.

Психофизиологические механизмы движений. Анализ теоретических данных о согласовании активности нервных элементов сенсорных и двигательных систем мозга (слух и движение, зрение и движение и др.).

Этапы построения движений. Центральное звено движения (компоненты координации). Онтогенез моторных функций. Становление двигательных навыков, темп и ритм движений.

Физиологическое доминирование одной из двух парных зон анализаторов как один из основных механизмов межанализаторного взаимодействия, характеристика необходимого уровня развития двигательных функций как базы для овладения ребенком навыком письма и чтения:

а) формирование кинестетической основы движений пальцев рук, общих и артикуляторных; организация двигательных импульсов, направленных к определенным группам мышц, развитие кинестетического анализа и синтеза. Кинестетических афферентаций движений;

б) формирование динамического праксиса (кинестетической и реципрокной координации) пальцев рук, общих и артикуляторных движений; объединение и обобщение последовательности импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип; превращение отдельных двигательных навыков в плавные, серийно организованные движения и одновременно осуществляемые движения.

Механизмы нарушения моторной сферы дошкольников с речевой патологией. Расстройства точности, быстроты и координированности движений общих, пальцев рук и артикуляторных. Кинестетическая и динамическая диспраксия (кинетическая и реципрокная дискоординация).

Тема 4. Формирование графо-моторного навыка как базовой предпосылки письма.

Определение понятий «графо-моторный навык письма» и «каллиграфическое письмо». Операциональный уровень графо-моторного навыка: 1) формирование изобразительно-графических способностей, 2) обучение поэлементарному тактированному письму букв, 3) письмо слогов, слов, словосочетаний, предложений, текстов – автоматизация графо-моторного навыка, упражнения в скорописи (Н.С.Михайлова, Л.Я.Желтовская, Е.Н.Соколова, В.А.Илюхина, Т.Тарасова, В.А.Степных, Е.Н.Потапова и др.).

Необходимые условия формирования графо-моторных умений и навыков в дошкольном возрасте в целях создания предпосылок обучения письму. Анализ работ.

Характер трудностей при овладении навыком письма детьми с общим недоразвитием речи. Анализ письменных работ учащихся: выявление графо-моторного навыка.

Тема 5. Особенности оптико-пространственной ориентации дошкольников с речевой патологией. Влияние нарушений оптико-пространственной ориентации на овладение детьми процессами письма и чтения.

Характеристика понятий «оптико-пространственная ориентация», «оптико-пространственное восприятие», «оптико-пространственные представления» с психологической, нейропсихологической, нейрофизиологической точек зрения (Б.Г.Ананьев, А.Р.Лурия, Э.Г.Симерницкая, Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова, В.А.Кручинин).

Формирование функциональной симметрии больших полушарий головного мозга. Моторная, сенсорная, психическая ассиметрии, как целостная нервно-психическая деятельность человека.

Дизонтогенез формирования оптико-пространственной ориентации у детей имеющих аномалии развития. Анализ данных, определяющих механизмы нарушения оптико-пространственной ориентации у дошкольников с общим недоразвитием речи (Р.Е.Левина, Л.С.Цветкова, Л.Ф.Спирова, А.Н.Корнев).

Связь трудностей формирования навыков письма и чтения с отклонениями в развитии оптико-пространственной ориентации. Анализ специфических ошибок, характерных для процессов письма и чтения детей с общим недоразвитием речи. Значение своевременного формирования оптико-пространственной ориентации у дошкольников с речевой патологией.

Тема 6. Формирование навыков фонемного анализа и синтеза как базы для овладения грамотой. Трудности усвоения навыков фонемного анализа и синтеза характерные для дошкольников с недоразвитием речи.

Определение понятий «фонемный анализ» и «фонемный синтез». Различные подходы к трактовке понятий «звуковой анализ», «фонемный анализ», определение данных понятий в работах Д.Б.Эльконина. Формирование навыков фонемного анализа и синтеза как основы становления процессов письма и чтения (Б.Г.Ананьев, Н.И.Жинкин, Д.Б.Эльконин и др.).

Характеристика этапов формирования умственного действия «фонемный анализ».

Трудности формирования навыков фонемного ананлиза и синтеза слов, характерные дошкольникам с общим речевым недоразвитием. Причины имеющихся трудностей. Определение нарушений письма и чтения, обусловленных несформированностью навыков фонемного анализа и синтеза.

Тема 7. Методические основы выявления уровня готовности дошкольников к обучению грамоте.

Определение разделов психолого-педагогического обследования дошкольников, направленного на исследование базового уровня готовности к овладению навыками письма и чтения (психические процессы, психологическая готовность к произвольной деятельности, моторные функции, оптико-пространственная ориентация, межанализаторное взаимодействие, навыки фонемного анализа и синтеза. Характеристика, отбор и структурирование средств и приемов обследования детей. Анализ и сравнение основных теоретических и методических подходов к изучению различных сторон развития дошкольников с речевой патологией (А.Р.Лурия, Т.И.Власенко, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, В.И.Голод, В.В.Лебединский, Э.Г.Симерницкая). Определение диагностических и прогностических возможностей применения конкретных типов заданий в процессе обследования, рекомендации к обобщению данных обследования.

Тема 8. Изучение различных аспектов готовности дошкольников с речевой патологией к обучению грамоте.

Проведение студентами обследования (фрагментов обследования) дошкольников с речевой патологией. Установление параметров, критериев анализа данных обследования, анализ результатов обследования.

Интерпретация результатов обследования (причинная характеристика выявленных нарушений, обобщение полученных фактов и формулировка диагностических выводов, прогноз особенностей овладения грамотой, формулировка методических выводов, определение основных условий проведения подготовительной работы).

Тема 9. Основные направления работы и методические рекомендации для проведения коррекционно-ориентированной подготовки к обучению грамоте дошкольников с нарушением речи.

Разнообразие подходов к содержанию работы по подготовке к обучению грамоте детей, имеющих аномалии развития (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Л.Ф.Спирова, О.А.Токарева, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др.). Общие и специфические тенденции в подходах к обучению грамоте детей с нормальной и нарушенной речевой деятельностью (Б.Г.Ананьева, Д.Б.Элькин, М.Р.Львов, Т.Г.Рамазаева, С.П.редозубов, Л.К.Назарова, В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько).

Определение целей, задач, принципы, планирование и содержание коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи, место занятий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи, место занятий по подготовке к обучению грамоте в системе дошкольного обучения и воспитания. Основные направления подготовительного обучения.

Специфика многоаспектного коррекционно-педагогического воздействия в процессе подготовки к обучению грамоте.

Тема 10. Разработка содержательных и структурных моделей коррекционного обучения дошкольников с речевой патологией в процессе подготовки к овладению письмом и чтением.

Основы разработки индивидуализированных программ и программ фронтального коррекционного обучения в процессе подготовки дошкольников к обучению грамоте.

Определение особенностей содержательного и методического аспектов работы в рамках каждого из разделов (моторная сфера, оптико-пространственная ориентация, фонемный анализ и синтез, межанализаторное взаимодействие).

Включения в процесс подготовительного обучения различных направлений работы, определение последовательности/одновременности, приоритетности, удельного веса (на каждом из этапов) соответствующих направлений. Планирование и моделирование занятий, циклов и фрагментов занятий. Обсуждение, анализ и оценка (с теоретических и коррекционно-образовательных позиций), структурных, содержательных; методических компонентов моделирования занятий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Организация лабораторных занятий предусматривает использование аудиторного фонда и выходов в практические учреждения. Базой для изучения данной дисциплины являются дисциплины психологического цикла, предшествующие разделы логопедии. Данная дисциплина является базой для проведения педагогической практики и логопедических практикумов. Программа курса направлена на усвоение понятий, фактов, закономерностей, связанных с формированием готовности к овладению грамотой дошкольников с ФФН и ОНР.

Особое значение для успешного овладения знаниями по изучаемому курсу имеет организация самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа предполагает изучение, конспектирование, анализ и систематизацию научно-педагогической литературы по проблеме курса с целью знакомства с современными методиками ведущих отечественных специалистов по формированию готовности дошкольников с речевыми нарушениями к овладению грамотой, обобщения научно-практического опыта в данной области. На лабораторных занятиях у студентов формируют навыки проведения обследования детей, умения составлять перспективный и текущий план индивидуальных и групповых занятий, обосновывать цель, задачи каждого этапа работы, анализировать и проводить коррекционные занятия.

Для формирования у студентов способности самостоятельно овладевать и закреплять знания по курсу рекомендуются задания, направленные на углубление знаний по составлению перспективных планов и конспектов логопедических занятий.

В результате изучения рассматриваемого курса студенты должны научится самостоятельно решать коррекционно-воспитательные, коррекционно-педагогические и организационно-методические задачи в конкретных условиях работы в специальных учреждениях различного типа.

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Теоретической базой для усвоения знаний и формирования практических и профессиональных умений по изучаемому курсу являются курсы “Дисграфия, дислексия”, “ Логопедические технологии”, “Психология речи”, “Психолого-педагогическая диагностика”, “Специальная методика преподавания русского языка”.

Изучение курса предполагает подготовку теоретических вопросов, освещенных в лекционном материале и учебно-методической литературе, выполнение практических заданий и самостоятельную работу студентов. Организация самостоятельной работы предусматривает конспектирование и реферирование научной литературы, которое должно содержать сравнительный анализ существующих приемов и методик подготовки к овладению грамотой, выделение принципиальных методологических основ и частных приемов обучения. В процессе изучения литературных источников студенты должны особое внимание уделять рациональному отбору специальных упражнений, учиться обосновывать их применение.

Большое внимание следует уделить изучению психофизиологических основ письма и чтения, онтогенетических закономерностей формирования базовых предпосылок письменной речи, рассмотрению традиционных и особых методов их развития. При планировании работы на каждом из этапов логопедической коррекции студенты должны четко определять цель, задачи выделенного этапа, предложить комплекс упражнений для осуществления этих задач, разработать приемы развития зрительно-моторной координации, оптико-пространственной ориентировки и графо-моторных навыков, обосновать применение комплекса восстановительных мероприятий.

8. ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие № 1

2 часа

Тема 1. Психологические основы подготовки детей с патологией речи к обучению

Цель: Рассмотреть показатели психологической готовности детей к обучению в школе. Составить психологический портрет ребенка седьмого года жизни, готового к обучению в школе, проанализировать уровень психологической готовности старших дошкольников с речевыми нарушениями.

План проведение занятия

Проверка имеющихся знаний.

  1. Психологическая готовность к обучению старшего дошкольника в структуре общей готовности к произвольной деятельности. Различные подходы к определению понятия «готовность к деятельности».

  2. Показатели психологической готовности ребенка к школьному обучению.

  3. Мотивационно-волевая готовность к обучению, ее особенности в дошкольном возрасте.

- Регуляция поведения и деятельности.

- Саморегуляция в обучении.

- Уровень мотивационной готовности дошкольников 6-7 лет к школьному обучению.

  1. Эмоциональная готовность к обучению как структурный компонент психологической готовности

- Эмоциональная устойчивость как показатель эмоциональной зрелости.

- Проявление волевых усилий.

- Уровень эмоционально-волевой готовности дошкольников 6-7 лет к школьному обучению.

  1. Показатели интеллектуальной готовности. Уровень интеллектуальной готовности дошкольников 6-7 лет к школьному обучению.

  2. Показатели речевой готовности.

-Уровень речевой готовности дошкольников 6-7 лет к школьному обучению.

- Значение речи в структуре психологической готовности к школьному обучению.

  1. Показатели интеллектуальной готовности. Уровень интеллектуальной готовности дошкольников 6-7 лет к школьному обучению.

  2. Показатели коммуникативной и инструментальной готовности. Уровень коммуникативной и инструментальной готовности дошкольников 6-7 лет к школьному обучению.

  3. Особенности психологической готовности к школьному обучению детей с нарушением речи.

Задания для самостоятельной работы.

  1. Выполнение заданий по карточкам программированного контроля.

  2. Реферирование литературы: 3.

Рекомендуемая литература.

I основная № 19; №33, № 35.

II дополнительная № 5, 11.

Занятие № 2

2 часа

Тема 2. Основы психофизиологии письма и чтения. Роль межанализаторных связей в формировании навыков чтения и письма. Особенности анализаторной деятельности и межанализаторных связей в норме и патологии

Цель: Сформировать представления о психофизиологических основах письма и чтения. Показать роль межанализаторного взаимодействия для полноценного овладения письменной речью.

План проведение занятия

Проверка имеющихся знаний.

  1. Становление межанализаторного взаимодействия к началу школьного обучения.

  2. Значение достаточно высокого уровня развития взаимодействия анализаторов для успешного овладения детьми навыками чтения и письма, для усвоения символики письменной речи.

  3. Особенности формирования различных видов межанализаторных связей дошкольников, имеющих аномалии развития.

  4. Основы психофизиологии чтения. Овладение звуко-буквенными обозначениями.

  5. Характеристика ступени слогового чтения, становления целостных приемов восприятия, синтетического чтения.

  6. Чтение как вид деятельности.

  7. Современные взгляды на понимание процесса письма.

  8. Письмо как вид деятельности. Навык символизации и моделирования звуковой структуры слов с помощью букв.

  9. Затруднения усвоения детьми с речевой патологией навыков чтения и письма, определяемые недостаточностью межанализаторных связей.

Задания для самостоятельной работы.

  1. Реферирование литературы: 4.

  2. Составить схемы строения речеслухового и речедвигательного анализаторов.

  3. Составить схему «Ступени овладения навыком чтения».

  4. Составить схему «Письмо как вид деятельности».

Рекомендуемая литература.

I основная № 2, 4, 5, 6; № 8, 9, 10, 15, 16,17,18,20,21,22,26.

II дополнительная № 4,6,7,8,9,10,11.

Занятие № 3

2 часа

Тема 3. Развитие моторной сферы дошкольников. Значимость сформированности моторных функций для процесса овладения грамотой

Цель: Углубить знания студентов о психофизиологических механизмах и этапах формирования движений. Проанализировать механизмы нарушения моторной сферы дошкольников с речевой патологией.

План занятия

Проверка имеющихся знаний.

  1. Психофизиологические механизмы движений.

  2. Анализ теоретических данных о согласовании активности нервных элементов сенсорных и двигательных систем мозга (слух и движение, зрение и движение и др.).

  3. Этапы построения движений.

  4. Онтогенез моторных функций. Становление двигательных навыков, темп и ритм движений.

  5. Физиологическое доминирование одной из двух парных зон анализаторов как один из основных механизмов межанализаторного взаимодействия

  6. Характеристика необходимого уровня развития двигательных функций как базы для овладения ребенком навыком письма и чтения:

  7. а) формирование кинестетической основы движений пальцев рук, общих и артикуляторных;

  8. б) формирование динамического праксиса (кинестетической и реципрокной координации) пальцев рук, общих и артикуляторных движений;

  9. Механизмы нарушения моторной сферы дошкольников с речевой патологией.

  10. Расстройства точности, быстроты и координированности движений общих, пальцев рук и артикуляторных.

  11. Кинестетическая и динамическая диспраксия (кинетическая и реципрокная дискоординация).

Задания для самостоятельной работы.

  1. Реферирование литературы: 6, 10.

  2. Подобрать игры и упражнения по развитию моторной сферы детей с речевыми нарушениями.

Рекомендуемая литература.

I № 1,2,6,7, 8.

II дополнительная № 1,2,3,7,12,13.

Занятие № 4

2 часа

Тема 4. Формирование графо-моторного навыка как базовой предпосылки письма

Цель: Сформировать у студентов представления об операциональном уровне графо-моторного навыка. Проанализировать характер трудностей при овладении навыком письма детьми с недоразвитием речи.

План занятия

Проверка имеющихся знаний.

  1. Определение понятий «графо-моторный навык письма».

  2. Операциональный уровень графо-моторного навыка:

- формирование изобразительно-графических способностей,

- обучение поэлементарному тактированному письму букв,

- письмо слогов, слов, словосочетаний, предложений, текстов – автоматизация графо-моторного навыка, упражнения в скорописи.

  1. Необходимые условия формирования графо-моторных умений и навыков в дошкольном возрасте.

  2. Характер трудностей при овладении навыком письма детьми с недоразвитием речи.

Задания для самостоятельной работы.

  1. Реферирование литературы: 11, 20.

  2. Анализ письменных работ учащихся: выявление уровня сформированности графо-моторного навыка.

  3. Подобрать игры и упражнения по подготовке руки к письму.

  4. Подобрать игры и упражнения по развитию моторной сферы детей с ОНР.

Рекомендуемая литература.

I.№7,13,15,16,16,21,27,28.

II дополнительная № 6, 12.

Занятие № 5

2 часа

Тема 5. Особенности оптико-пространственной ориентации дошкольников с речевой патологией. Влияние нарушений оптико-пространственной ориентации на овладение детьми процессами письма и чтения

Цель: Закрепить знания студентов о структуре и онтогенетических закономерностях формирования оптико-пространственной ориентировки у детей. Рассмотреть механизмы нарушения оптико-пространственной ориентации у дошкольников с недоразвитием речи.

План занятия

Проверка имеющихся знаний.

  1. Подходы к определению понятий «оптико-пространственная ориентация», «оптико-пространственное восприятие», «оптико-пространственные представления».

  2. Общие закономерности формирования оптико-пространственной ориентировки. Структура оптико-пространственной ориентировки.

  3. Этапы формирования пространственных представлений в онтогенезе.

  4. Значение своевременного развития оптико-пространственной ориентировки для успешности обучения ребенка в школе.

  5. Дизонтогенез формирования оптико-пространственной ориентации у детей имеющих аномалии развития. Механизмы нарушения оптико-пространственной ориентации у дошкольников с недоразвитием речи.

  6. Связь трудностей формирования навыков письма и чтения с отклонениями в развитии оптико-пространственной ориентации.

Задания для самостоятельной работы.

  1. Реферирование литературы: 25, 33.

  2. Анализ специфических ошибок, характерных для процессов письма и чтения детей с общим недоразвитием речи.

  3. Составить таблицу «Структура оптико-пространственной ориентировки».

  4. Подобрать игры и упражнения по развитию оптико-пространственной ориентировки дошкольников с речевыми нарушениями.

Рекомендуемая литература.

I.№1,2,3,7,8,13,14,15,16,16,21,22,23,27,28.

II дополнительная № 1,6,8,9,10,12,14.

Занятие № 6

2 часа

Тема 6. Формирование навыков фонемного анализа и синтеза как базы для овладения грамотой. Трудности усвоения навыков фонемного анализа и синтеза, характерные для дошкольников с недоразвитием речи

Цель: Проанализировать различные подходы к определению фонематических процессов. Закрепить знания студентов о закономерностях их развития. Проанализировать характер и причины трудностей усвоения навыков фонемного анализа и синтеза детьми с речевыми нарушениями. Показать значимость указанных процессов для полноценного овладения письменной речью.

План занятия

Проверка имеющихся знаний.

  1. Определение понятий «фонемный анализ» и «фонемный синтез». Различные подходы к трактовке понятий «звуковой анализ», «фонемный анализ».

  2. Формирование навыков фонемного анализа и синтеза как основы становления процессов письма и чтения.

  3. Характеристика этапов формирования умственного действия «фонемный анализ».

  4. Роль фонематических процессов в овладении детьми навыками чтения и письма.

  5. Последовательность формирования фонематических операций у дошкольников.

  6. Трудности усвоения навыков фонемного анализа и синтеза детьми с речевыми нарушениями. Причины имеющихся трудностей.

  7. Определение нарушений письма и чтения, обусловленных несформированностью навыков фонемного анализа и синтеза.

Задания для самостоятельной работы.

  1. Составить таблицу «Операции фонематического анализа».

  2. Подобрать игры и упражнения по развитию операций анализа и синтеза на предметном уровне у дошкольников с речевыми нарушениями.

  3. Подобрать игры и упражнения по развитию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями.

  4. Подобрать игры и упражнения по формированию фонемного анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями.

Рекомендуемая литература.

I.3,4,5,7,8,23,24,25,28,29,33,34,40,44.

II № 11.

Занятие № 7

2 часа

Тема 7. Методические основы выявления уровня готовности дошкольников к обучению грамоте

Цель: Проанализировать теоретические и методические подходы к изучению различных сторон развития дошкольников с речевой патологией. Научить отбирать и структурировать средства и приемы обследования детей.

План занятия

Проверка имеющихся знаний.

  1. Определение разделов психолого-педагогического обследования дошкольников, направленного на исследование базового уровня готовности к овладению навыками письма и чтения.

  2. Характеристика, отбор и структурирование средств и приемов обследования детей.

  3. Анализ и сравнение основных теоретических и методических подходов к изучению различных сторон развития дошкольников с речевой патологией.

  4. Определение диагностических и прогностических возможностей применения конкретных типов заданий в процессе обследования.

  5. Рекомендации к обобщению данных обследования.

Задания для самостоятельной работы.

  1. Подготовить диагностический и наглядный материал для выявления уровня готовности ребенка к обучению навыкам письма и чтения.

  2. Проанализировать основные методические подходы к изучению различных сторон развития дошкольников с речевой патологией.

Рекомендуемая литература.

I.4,5,6,12,13,15,16,17,18,21,22,24,28,29,30,31.

II № 6,7.

Занятие № 8

2 часа

Тема 8. Изучение различных аспектов готовности дошкольников с речевой патологией к обучению грамоте

Цель: Научить студентов осуществлять анализ и интерпретацию результатов обследования.

План занятия

Проверка имеющихся знаний.

  1. Установление параметров, критериев анализа данных обследования.

  2. Анализ результатов обследования.

  3. Интерпретация результатов обследования (причинная характеристика выявленных нарушений, обобщение полученных фактов и формулировка диагностических выводов, прогноз особенностей овладения грамотой, формулировка методических выводов, определение основных условий проведения подготовительной работы).

Задания для самостоятельной работы.

  1. Подготовить протокол обследования ребенка с ФФН по готовности к обучению грамоте.

  2. Подготовить протокол обследования ребенка с ОНР по готовности к обучению грамоте.

  3. Проведение студентами обследования (фрагментов обследования) дошкольников с речевой патологией.

Рекомендуемая литература.

I основная № 2,15, 19;22,23,28,30,31,33,34, 35.

II дополнительная № 5, 8,11,14.

Занятие № 9

2 часа

Тема 9. Основные направления работы и методические рекомендации для проведения коррекционно-ориентированной подготовки к обучению грамоте дошкольников с нарушением речи

Цель: Научить студентов определять цели, задачи, принципы и содержание коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению грамоте, осуществлять перспективное и индивидуальное планирование коррекционных занятий.

План занятия

Проверка имеющихся знаний.

  1. Разнообразие подходов к содержанию работы по подготовке к обучению грамоте детей, имеющих аномалии развития.

  2. Общие и специфические тенденции в подходах к обучению грамоте детей с нормальной и нарушенной речевой деятельностью.

  3. Определение целей, задач, принципы коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с недоразвитием речи.

  4. Планирование и содержание коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению грамоте.

  5. Место занятий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи в системе дошкольного обучения и воспитания.

  6. Основные направления подготовительного обучения.

  7. Специфика многоаспектного коррекционно-педагогического воздействия в процессе подготовки к обучению грамоте.

Задания для самостоятельной работы.

  1. Составить перспективный план логопедической работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ФФН на подготовительном этапе.

  2. Составить перспективный план логопедической работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ОНР на подготовительном этапе.

  3. Составить план индивидуального занятия по одному из этапов работы.

Рекомендуемая литература.

I основная № 2,15, 19;22,23,28,30,31,33,34, 35.

II дополнительная № 5, 8,11,14.

Занятие № 10

2 часа

Тема 10. Разработка содержательных и структурных моделей коррекционного обучения дошкольников с речевой патологией в процессе подготовки к овладению письмом и чтением

Цель: Сформировать умение разрабатывать программы индивидуального и фронтального коррекционного обучения, определять приоритетные направления и содержание коррекционно-логопедической работы.

План занятия

Проверка имеющихся знаний.

  1. Основы разработки индивидуальных программ в процессе подготовки дошкольников к обучению грамоте.

  2. Основы разработки программ фронтального коррекционного обучения.

  3. Содержание работы в рамках каждого из разделов:

- моторная сфера, коррекционно-логопедической работы

- оптико-пространственная ориентация,

- фонемный анализ и синтез,

- межанализаторное взаимодействие.

  1. Направления.

  2. Определение последовательности/одновременности, приоритетности, удельного веса (на каждом из этапов) соответствующих направлений.

Задания для самостоятельной работы.

  1. Планирование и моделирование занятий, циклов и фрагментов занятий.

  2. Обсуждение, анализ и оценка (с теоретических и коррекционно-образовательных позиций), структурных, содержательных; методических компонентов моделирования занятий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.

  3. Подготовить письменный анализ двух фронтальных занятий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.

  4. Подготовить и оформить два конспекта фронтальных заня­тий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ФФН.

  5. Подготовить письменный анализ двух фронтальных занятий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ФФН.

  6. Подготовить и оформить два конспекта фронтальных заня­тий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ОНР.

Рекомендуемая литература.

I.№11,12,15,17,25,28,30,31,32,33,34,36.

II № 10,14.

9. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент должен знать:

  • характеристику психологической готовности к школьному обучению дошкольников с нормальным речевым развитием и ФФН, ОНР, уметь делать диагностические и прогностические выводы;

  • психофизиологические основы навыков письма и чтения;

  • онтогенетические закономерности развития базовых предпосылок письменной речи;

  • теоретико-экспериментальное обоснование вариативных коррекционных программ, реализуемых в условиях специального обучения;

уметь:

  • обследовать ребенка с различными формами речевой патологии с целью выявления уровня готовности к овладению навыками письма и чтения;

  • осуществить выбор коррекционных методик и проводить психолого-педагогическую работу;

  • обосновывать педагогическую стратегию как тип реабилитационной программы, адекватной структуре выявленных нарушений;

  • разрабатывать структурные и содержательные модели индивидуальных занятий с детьми;

владеть навыками:

  • коррекционно-педагогической работы по подготовке детей с ФФН и ОНР к обучению грамоте.

  • отбора наглядно-иллюстративного, дидактического, речевого материала по развитию базовых предпосылок письменной речи.

10. ОБРАЗЦЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

Разработать основные направления работы и методические рекомендации для проведения подготовки к обучению письму дошкольников подготовительной группы с ФФН.

  1. Характеристика психофизиологического уровня функциональной системы навыков письма. Речевые и неречевые предпосылки овладения навыком письма.

  2. Характериистика зрительно-моторной координации, оптико-пространственной координации, графо-моторных навыков как базовых предпосылок процесса письма.

  3. Цели, задачи, принципы, планирование и содержание коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению письму дошкольников с ФФН, место занятий в программе обучения и воспитания. Основные направления и приемы подготовительного обучения.

  4. Взаимосвязь логопеда с другими специалистами в работе по подготовке к обучению письму дошкольников с ФФН. Приведите примеры взаимосвязи в работе логопеда и других специалистов.

  5. Подготовить три конспекта фронтальных заня­тий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ФФН в разные периоды обучения.

Разработайте содержание коррекционно-логопедической работы по подготовке к обучению чтению дошкольников старшей логопедической группы с ОНР.

  1. Раскройте основы психофизиологии чтения. Укажите роль межанализаторных связей в формировании навыка чтения, важнейшие речевые и неречевые предпосылки овладения данным навыком.

  2. Онтогенез формирования навыков фонемного анализа и синтеза Какие трудности усвоения навыков фонемного анализа и синтеза характерны для дошкольников с недоразвитием речи.

  3. Опишите систему коррекционной работы по подготовке к овладению навыком чтения: этапы, основные направления, приемы. Место данной системы в программе «Обучения и воспитание дошкольников с ОНР в старшей группе детского сада» (авторы - Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина) и структуре логопедических занятий.

  4. Обоснуйте необходимость осуществления взаимосвязи в работе различных специалистов в процессе реализации системы коррекционно-логопедической работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ОНР. Приведите примеры взаимосвязи в работе логопеда и других специалистов.

  5. Подготовить три конспекта фронтальных заня­тий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ОНР в разные периоды обучения.

Раскройте реализацию принципа связи речи с другими сторонами психического развития ребенка.

  1. Проанализируйте участие речи в развитии психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления) у ребенка.

  2. Проанализируйте специфику развития психических процессов (какого-либо одного) при различных речевых нарушениях по клинико-педагогической классификации.

  3. Представьте реализацию принципа в ходе логопедического обследования.

  4. Раскройте реализацию принципа в системе коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи.

  5. Опишите систему профилактических мер, реализуемых логопедом на занятии с ребенком с речевым нарушением, которые могут предупредить эмоционально-психологические осложнения типа личностных переживаний, страха речи и т.п.

  6. Составьте фрагмент занятия с ребенком с общим недоразвитием речи, в ходе которого прослеживается взаимосвязь речи с другими сторонами психического развития ребенка.

В процессе наблюдения за леворуким дошкольником 6-ти лет с общим недоразвитием речи, при изучении его творческих работ было отмечено: при срисовывании и аппликации зеркальное воспроизведение предметов, при обводке и штриховке линии заходят за контур, при копировании изображений сильно уменьшает их размеры, не соблюдает последовательность, при рисовании по памяти опускает множество деталей изображения, не любит рисовать, если необходимо найти заданное количество отличий в изображениях, то находит половину, быстро устает в процессе деятельности, часто отвлекается, теряет интерес к заданию.

  1. Установите возможные механизмы данных нарушений;

  2. Определите, к каким нарушениям речи эти симптомы могут привести в дальнейшем, дайте определения этих нарушений, охарактеризуйте их механизмы и симптоматику, приведите примеры возможных ошибок;

  3. Обоснуйте выбор направлений коррекционно-педагогической работы, перечислите методы и приемы реализации предложенных направлений

  4. Опишите методические пособия, используемые в процессе коррекционно-педагогической работы, приведите примеры инструкций к заданиям.

  5. Раскройте роль воспитателя логопедической группы в организации коррекционно-педагогической работы по преодолению вышеуказанных нарушений.

  6. Разработайте методические рекомендации для родителей по преодолению вышеуказанных нарушений.

11.КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЗО

1.Подобрать игры и упражнения по подготовке руки к письму.

2.Подобрать игры и упражнения по развитию моторной сферы детей с ОНР.

3.Подобрать игры и упражнения по развитию оптико-пространственной ориентировки дошкольников с речевыми нарушениями.

4. Подобрать игры и упражнения по развитию зрительно-моторной координации у дошкольников с речевыми нарушениями.

5. Подобрать игры и упражнения по развитию графо-моторных навыков у дошкольников с речевыми нарушениями.

6 Подобрать игры и упражнения по развитию операций анализа и синтеза на предметном уровне у дошкольников с речевыми нарушениями.

7.Подобрать игры и упражнения по развитию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями.

8.Подобрать игры и упражнения по формированию фонемного анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями.

9.Составить план фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.

10.Подготовить письменный анализ двух фронтальных занятий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.

11.Подготовить и оформить два конспекта фронтальных заня­тий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ФФН.

12.Составить перспективный план логопедической работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ФФН на подготовительном этапе.

13. Составить перспективный план логопедической работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ОНР на подготовительном этапе.

14.Составить план индивидуального занятия по одному из этапов работы.

  1. Подготовить протокол обследования ребенка с ФФН по готовности к обучению грамоте.

  2. Подготовить протокол обследования ребенка с ОНР по готовности к обучению грамоте.

Реферирование литературы: 3, 4, 6, 10, 11, 20, 25, 33.

12.КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1 блок

  1. Дайте определение понятию «психологическая готовность к школе». Перечислите показатели психологической готовности ребенка к школьному обучению.

  2. Раскройте значение речи в структуре психологической готовности к школьному обучению.

  3. Связь трудностей при формировании чтения и письма у детей с нарушением межанализаторного взаимодействия.

  4. Охарактеризуйте ступень становления целостных приемов восприятия, синтетического чтения. Укажите основные трудности детей.

  5. Общие закономерности формирования оптико-пространственной ориентировки.

  6. Перечислите ошибки, возникающие у детей при чтении и на письме, обусловленные недоразвитием зрительно-моторной координации.

  7. Раскройте содержание аналитико-синтетической и синтетической стадии формирования графических навыков.

  8. Укажите этапы и основные направления коррекционной работы по развитию оптико-пространственной ориентировки у дошкольников с речевыми нарушениями.

  9. Назовите задачи и основные направления работы для коррекционно-ориентированной подготовки к обучению грамоте детей с ФФН.

  10. Приведите примеры заданий и упражнений, используемых в работе по развитию зрительно-моторной координации.

2 блок

  1. Назовите показатели интеллектуальной готовности. Охарактеризуйте уровень интеллектуальной готовности дошкольников 6-7 лет к школьному обучению.

  2. Укажите особенности психологической готовности к школьному обучению детей с ФФН.

  3. Охарактеризуйте трудности усвоения детьми с речевыми нарушениями навыков письма.

  4. Перечислите современные взгляды на понимание процесса письма.

  5. Раскройте трудности усвоения навыков фонемного анализа и синтеза, испытываемые детьми с речевыми нарушениями.

  6. Структура оптико-пространственной ориентировки.

  7. Этапы формирования изобразительно-графических способностей у дошкольников.

  8. Перечислите этапы и основные направления коррекционной работы по развитию зрительно-моторной координации у дошкольников с речевыми нарушениями.

  9. Приведите примеры заданий и упражнений, используемых в работе по подготовке руки к письму.

  10. Приведите примеры заданий и упражнений, используемых в работе по развитию фонематического восприятия у детей.

3 блок

  1. Назовите показатели речевой готовности. Охарактеризуйте уровень речевой готовности дошкольников 6-7 лет к школьному обучению.

  2. Укажите особенности психологической готовности к школьному обучению детей с ОНР.

  3. Раскройте характер трудностей при формировании чтения и письма у детей с недоразвитием фонемного анализа и синтеза.

  4. Охарактеризуйте письмо как вид деятельности. Навык символизации и моделирования звуковой структуры слов с помощью букв.

  5. Укажите последовательность формирования фонематических операций у дошкольников.

  6. Раскройте онтогенетические закономерности развития зрительно-моторной координации ребенка.

  7. Перечислите методики психолого-педагогического обследования детей, направленные на изучение базового уровня готовности к овладению письменной речью.

  8. Охарактеризуйте особенности формирования графо-моторных навыков у дошкольников с речевыми нарушениями.

  9. Назовите задачи и основные направления работы для коррекционно-ориентированной подготовки к обучению грамоте детей с ОНР.

  10. Приведите примеры заданий и упражнений, используемых в работе по развитию элементарных форм звукового анализа.

4 блок

  1. Назовите показатели эмоционально-волевой и мотивационной готовности. Охарактеризуйте уровень эмоционально-волевой и мотивационной готовности дошкольников 6-7 лет к школьному обучению.

  2. Перечислите ступени овладения навыком чтения по Егорову

  3. Охарактеризуйте ступень послогового чтения. Укажите основные трудности детей.

  4. Охарактеризуйте графо-моторные навыки как конечную операцию процесса письма.

  5. Перечислите этапы развития фонематического восприятия в онтогенезе.

  6. Значение своевременного развития оптико-пространственной ориентировки для успешности обучения ребенка в школе.

  7. Перечислите необходимые условия формирования графо-моторных умений и навыков в дошкольном возрасте.

  8. Укажите этапы и основные направления коррекционно-развивающей работы по подготовке к овладению графо-моторным навыком письма детей с речевыми нарушениями.

  9. Перечислите особенности обучения грамоте дошкольников с речевой патологией.

  10. Приведите примеры заданий и упражнений, используемых в работе по развитию оптико-пространственной ориентировки.

5 блок

  1. Назовите показатели коммуникативной и инструментальной готовности. Охарактеризуйте уровень коммуникативной и инструментальной готовности дошкольников 6-7 лет к школьному обучению.

  2. Охарактеризуйте овладение детьми звуко-буквенными обозначениями. Укажите основные трудности детей.

  3. Охарактеризуйте чтение как вид деятельности

  4. Перечислите предпосылки овладения письменной речью.

  5. Раскройте роль фонематических процессов в овладении детьми навыками чтения и письма.

  6. Этапы формирования пространственных представлений в онтогенезе.

  7. Формирование графо-моторных навыков как базовая предпосылка процесса письма.

  8. Охарактеризуйте трудности усвоения детьми с речевыми нарушениями навыков чтения.

  9. Последовательность работы по овладению дошкольниками навыками звуко- слогового анализа.

  10. Приведите примеры заданий и упражнений, используемых в работе по развитию сложных форм звукового анализа.

13. ТЕМЫ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

  1. Особенности готовности дошкольников с ринолалией к овладению навыком письма.

  2. Уровень готовности дошкольников с дизартрией к овладению навыком чтения.

  3. Формирование зрительно-моторной координации у дошкольников с дизартрией.

  4. Особенности готовности дошкольников с ОНР к овладению навыком письма.

  5. Уровень готовности дошкольников с ОНР к овладению навыком чтения.

  6. Особенности готовности дошкольников с ФФН к овладению навыком письма.

  7. Уровень готовности дошкольников с ФФН к овладению навыком чтения.

  8. Подготовка к формированию графического навыка письма у старших дошкольников с ОНР.

  9. Развитие графо-моторных навыков у дошкольников с дизартрией в процессе подготовки к обучению грамоте.

  10. Развитие графо-моторных навыков у дошкольников с ФФН в процессе подготовки к обучению грамоте.

  11. Развитие оптико-пространственной ориентировки у дошкольников с дизартрией.

  12. Формирование оптико-пространственных представлений у дошкольников с ОНР.

  13. Уровень речевой готовности к школьному обучению у старших дошкольников общеобразовательных детских садов.

  14. Уровень речевой готовности к школьному обучению у старших дошкольников с ОНР.

  1. ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

Процедура получения зачета по изучаемому курсу предполагает проверку теоретических знаний (по нижеприведенным вопросам) и практических умений и навыков, полученных студентами. Практическое задание предлагается в виде выполнения электронной презентации по следующим темам (по выбору студента):

    1. Диагностика готовности дошкольников к обучению в школе.

    2. Развитие зрительных процессов в процессе подготовки детей к обучению грамоте.

    3. Психофизиологические основы процесса чтения.

    4. Психофизиологические механизмы письма.

    5. Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием.

    6. Развитие графо-моторных навыков у дошкольников с ОНР.

    7. Формирование оптико-пространственной ориентировки у дошкольников с речевыми нарушениями.

    8. Развитие графо-моторных навыков у леворуких дошкольников.

    9. Анализ современных методик подготовки дошкольников с речевыми нарушениями к овладению грамотой.

Оценка электронной презентации осуществляется по следующим критериям:

  • Выбор путей решения проблемы;

  • Технология выполнения презентации и защиты;

  • Содержание презентации, умение работать с информацией;

  • Дизайн.

Теоретические вопросы

  1. Готовность к школе. Показатели психологической готовности ребенка к школьному обучению.

  2. Показатели интеллектуальной готовности. Уровень интеллектуальной готовности дошкольников 6-7 лет к школьному обучению.

  3. Показатели речевой готовности. Уровень речевой готовности дошкольников 6-7 лет к школьному обучению.

  4. Показатели интеллектуальной готовности. Уровень интеллектуальной готовности дошкольников 6-7 лет к школьному обучению.

  5. Показатели эмоционально-волевой и мотивационной готовности. Уровень эмоционально-волевой и мотивационной готовности дошкольников 6-7 лет к школьному обучению.

  6. Показатели коммуникативной и инструментальной готовности. Уровень коммуникативной и инструментальной готовности дошкольников 6-7 лет к школьному обучению.

  7. Значение речи в структуре психологической готовности к школьному обучению.

  8. Особенности психологической готовности к школьному обучению детей с нарушением речи.

  9. Основы психофизиологии чтения. Овладение звуко-буквенными обозначениями.

  10. Характеристика ступени слогового чтения, становления целостных приемов восприятия, синтетического чтения.

  11. Чтение как вид деятельности.

  12. Современные взгляды на понимание процесса письма.

  13. Письмо как вид деятельности. Навык символизации и моделирования звуковой структуры слов с помощью букв.

  14. Графо-моторные навыки как конечная операция процесса письма.

  15. Предпосылки овладения письменной речью.

  16. Роль фонематических процессов в овладении детьми навыками чтения и письма. Этапы развития фонематического восприятия в онтогенезе.

  17. Последовательность формирования фонематических операций у дошкольников.

  18. Трудности усвоения навыков фонемного анализа и синтеза детьми с речевыми нарушениями.

  19. Общие закономерности формирования оптико-пространственной ориентировки. Структура оптико-пространственной ориентировки.

  20. Этапы формирования пространственных представлений в онтогенезе.

  21. Значение своевременного развития оптико-пространственной ориентировки для успешности обучения ребенка в школе.

  22. Развитие зрительно-моторной координации - сенсо-моторная основа психического развития ребенка.

  23. Формирование графо-моторных навыков как базовая предпосылка процесса письма.

  24. Этапы формирования изобразительно-графических с Укажите особенности психологической готовности к школьному обучению детей с ФФН.

  25. Аналитико-синтетическая и синтетическая стадии формирования графических навыков.

  26. Необходимые условия формирования графо-моторных умений и навыков в дошкольном возрасте.

  27. Особенности формирования графо-моторных навыков у дошкольников с речевыми нарушениями.

  28. Затруднения усвоения детьми с речевыми нарушениями навыков чтения.

  1. Затруднения усвоения детьми с речевыми нарушениями навыков письма.

  2. Характер трудностей при формировании чтения и письма у детей с недоразвитием фонемного анализа и синтеза.

  3. Связь трудностей при формировании чтения и письма у детей с нарушением межанализаторного взаимодействия.

  4. Психолого-педагогическое обследование детей, направленное на изучение базового уровня готовности к овладению письменной речью. Тест Кортиса. Тематический рисунок «Дом, дерево, человек». Тест Керна- Йирасика.

  5. Исследование зрительно-моторной координации и уровня развития пространственных отношений у детей 5-7,5 лет (по методике Безруких М.М., Морозовой Л.В.).

  6. Обзор методик по подготовке к письму в условиях дошкольного образовательного учреждения.

  7. Этапы и основные направления коррекционной работы по развитию оптико-пространственной ориентировки у дошкольников с речевыми нарушениями.

  8. Этапы и основные направления коррекционной работы по развитию зрительно-моторной координации у дошкольников с речевыми нарушениями.

  9. Этапы и основные направления коррекционно-развивающей работы

по подготовке к овладению графо-моторным навыком письма детей с речевыми нарушениями.

  1. Особенности обучения грамоте дошкольников с речевой патологией.

  2. Задачи и основные направления работы для коррекционно-ориентированной подготовки к обучению грамоте детей с ОНР.

  3. Задачи и основные направления работы для коррекционно-ориентированной подготовки к обучению грамоте детей с ФФН.

  4. Этапы и содержание работы по подготовке руки к письму.

  5. Последовательность работы по овладению дошкольниками навыками звуко- слогового анализа.

15. СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ахутина Т.В. Нарушения письма: диагностика и коррекция // Актуальные проблемы логопедической практики: Метод. Материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи» / Отв.ред.М.Г.Храковская. – СПб., 2004.

  2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  3. Семаго Н.Я., Семаго Н.Н. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., АРКТИ, 2000.

  4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб.пособие. – М., 2002.

  5. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб., 2002.

  6. ФотековаТ.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000.

  7. ФотековаТ.А., АхутинаТ.В. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей // Школьный психолог. – 2001. - №37, 38.

  8. Чиркина Г.В Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Специальная дошкольная педагогика. – М., Академия, 2001.

16. СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом //Психология чувственного познания. – М., 1960.

  2. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1964.

  3. Ананьев Б.Г. Пространственное различение. – Л., 1955.

  4. Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. – Л. 1976.

  5. Бару А.В. Функциональная специализация полушарий и опознание речевых и неречевых звуковых сигналов //Сенсорные системы. – Л., 1977.

  6. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). – М., 1977.

  7. Бережковская Е.Л. Об асимметрии зрительного и моторного анализаторов в процессе их взаимодействия //Экспериментальные исследования по проблемам общей и специальной психологии в дифференциальной психофизиологии. – М., 1979.

  8. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. – М., 1988.

  9. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М., 1949.

  10. Бернштейн Н.А. О построении движений.- М., 1947.

  11. Бехтерев В.М. Избранные произведения. – М., 1954.

  12. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. – М., 1983.

  13. Голод В.И. Особенности функциональной асимметрии мозга в речевых процессах у детей школьного возраста при недоразвитии речи // Дефектология. 1983. №5.

  14. Егоров Т.Г. Психология ошибок чтения на разных ступенях обучения //Известия АПН РСФСР. – 1945, вып.1.

  15. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. – М., 1953.

  16. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. – М., 1979.

  17. Каше Г.А., Шуйфер Р.И. Виды работ по исправлению нарушений чтения и письма, связанные с недостатками звукопроизношения // Логопедическая работа в школе. – М., 1953.

  18. Колповская И.К. Особенности письма у детей при общем недоразвитии речи: Автореф. Дис. … канд.пед.наук. – М., 1970.

  19. Кравков С.В. Глаз и его работа. – М. – Л., 1950.

  20. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб., 1995.

  21. Лалаева Р.И., Яковлев С.Б. К вопросу об аспектах изучения нарушений письменной речи у детей //Изучение и коррекция речевых расстройств. – Л., 1986.

  22. Нейропсихология сегодня /Под ред. Е.Д.Хомской. – М., 1995.

  23. Калягин В.А. Ошибки в письме как показатель функциональной организации письменной речи: Автореф. Дис. … канд.мед.наук. – Л., 1981.

  24. Назарова Л.К. О роли речевых кинестезий в письме //Советская педагогика. 1952. №6.

  25. Пучинская Л.М., Вятлева О.А., Сунгурова Т.А. Соотношение ЭЭГ с функциональной асимметрией полушарий у детей с нарушениями речи //Леворукость у детей и подростков. – М., 1987.

  26. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1961.

  27. Левина Р.Е. Влияние недоразвития речи на усвоение письма //Специальная школа. – М., 1963, вып.1.

  28. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1959.

  29. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М., 1950.

  30. Насонова В.И. Особенности межанализаторных связей и их роль в усвоении навыков чтения и письма детьми с ЗПР //Дефектология. 1979. №2.

  31. Насонова В.И. Анализ психофизиологических механизмов затруднений в овладении чтением и письмом у детей с ЗПР: Дисс. … канд.пед.наук. – М., 1979.

  32. Никашина Н.а. Педагогическое изучение недостатков речи у детей //Дефектология. 1969. №4.

  33. Никашина Н.А. Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов массовых школ //Вопросы логопедии. – М., 1959.

  34. Орфинская В.К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте анартриков и моторных алаликов //Развитие мышления и речи у аномальных детей: Ученые записки ЛГПИ им. А.И.Герцена. – Л., 1963.

  35. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. – М., 1991.

  36. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. – М., 1992.

  37. Симерницкая Э.Г. Мозг человека психические процессы в онтогенезе. – М., 1985.

  38. Симерницкая Э.Г., Московичюте Л.И., Семенович А.В. Письмо у переученных левшей //Леворукость у детей и подростков. – М., 1987.

  39. Спирова Л.Ф. Графические ошибки при нарушениях письма у детей с недоразвитием речи //Проблемы психического развития нормального ребенка. – М., 1966.

  40. Токарева О.А. Расстройства письменной речи у детей //Очерки по патологии речи и голоса. – М., 1963.

  41. Тригер Р.Д. Недостатки письма у первоклассников с ЗПР //Дефектология. 1972. №5.

  42. Чиркина Г.В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их преодоления и предупреждения: Дисс. … канд.пед.наук. – М., 1967.

  43. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. – М., 1988.

  44. Шуйфер Р.И. Опыт преодоления недостатков произношения, чтения и письма в логопедической работе //Учебно-воспитательная работа в специальных школах. – М., 1954, вып.1.

  45. Шуйфер Р.И. Предупреждение ошибок письма в период обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи. – М., 1956.

  46. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы усвоения грамоты //Вопросы психологии. 1956. №5.

  47. Эльконин Д.Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению //Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. – М., 1962.

  48. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1974.

  49. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1978.

  50. Сеченов И.М. Очерк рабочих движений человека. – М., 1901.

17.Электронные образовательные ресурсы по дисциплине (презентации):

Методики диагностики готовности дошкольников к обучению в школе;

Развитие зрительных функций у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием;

Развитие зрительно-моторной координации;

Формирование графо-моторных навыков;

Методика обучения чтению по кубикам Зайцева;

Методика Марии Монтессори.

18.КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Готовность к школе - эта интегральная характеристика развития ребенка, включающая определенный уровень состояния здоровья и физического развития, личностное, интеллектуальное и речевое развитие, развитие координации движений и зрительно - моторной интеграции и т.д.

Графема – основная структурная единица, входящая в систему письменного варианта языка; обозначение фонемы на письме буквой.

Графические навыки письма - привычные положения пишущей руки, позволяющие воспроизводить письменные знаки.

Зрительно-моторные координации – координированная деятельность руки и глаза.

Инструментальная готовность – готовность руки к письму.

Коммуникативная готовность - готовность к общению.

Координация – согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие.

Обучаемость - это восприимчивость к усвоению знания, т.е. характер и темы продвижения за определенный срок.

Память двигательная – память на координацию и последовательность движений.

Письменная речь - одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо.

Письмо - есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреп­лять её во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков.

Предпосылки - развитие определенных функций, которые необхо­димы для овладения определенным процессом.

Чтение – сложный навык, усвоение которого происходит в процессе обучения; представляет узнавание и воспроизведение звуков речи, обозначенных буквами.

Форма К-4

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ «Самарский государственный педагогический университет»

Институт коррекционной педагогики

Утверждено

на заседании кафедры логопедии

(проток №_____от____________)

Зав.кафедрой

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

по курсу «Формирование готовности к обучению грамотой»

специальность 050715 «Логопедия»

на 2008-2009 уч.г.

Рабочую программу осуществляют:

Лекции

К.п.н., доцент О.Ю.Федосова

Практические занятия

К.п.н., доцент О.Ю.Федосова

Учебных часов:

Лекции – 18

Семинарские –

Практические – 16

Лабораторные –

Зачет –

Экзамен – 5 сем.

Самостоятельная работа студентов 160 часов

Тема и содержание

Форма изучения материала

Кол-во часов

Межпредметные связи

1

2

3

4

5

1.

Психологические основы подготовки детей с патологией речи к обучению.

ЛК, ПЗ

2+2

Специальная педагогика; специальная психология; психолингвистика; психодиагностика; неврология; педиатрия.

2.

Основы психофизиологии письма и чтения. Роль межанализаторных связей в формировании навыков чтения и письма. Особенности анализаторной деятельности и межанализаторных связей в норме и патологии.

ЛК, ПЗ

2+2

Неврология; педиатрия; психолингвистика; специальная педагогика; специальная психология; психодиагностика; лингвистика.

3.

Развитие моторной сферы дошкольников. Значимость сформированности моторных функций для процесса овладения грамотой.

ПЗ

+2

Неврология; специальная психология; психодиагностика; общая анатомия и физиология человека.

4.

Формирование графо-моторного навыка как базовой предпосылки письма.

ЛК, ПЗ

2+2

Психология развития; неврология; специальная психология; психодиагностика;психолингвистика.

5.

Особенности оптико-пространственной ориентации дошкольников с речевой патологией. Влияние нарушений оптико-пространственной ориентации на овладение детьми процессами письма и чтения.

ЛК, ПЗ

2+2

Психолингвистика; специальная психология; общая психология и педагогика; психодиагностика;

6.

Формирование навыков фонемного анализа и синтеза как базы для овладения грамотой. Трудности усвоения навыков фонемного анализа и синтеза характерные для дошкольников с общим недоразвитием речи.

ЛК, ПЗ

2+2

Психолингвистика; специальная психология; общая психология и педагогика; фонетика.

1

2

3

4

5

7.

Методические основы выявления уровня готовности дошкольников к обучению грамоте.

ЛК, ПЗ

2+2

Психолингвистика; специальная психология; общая психология и педагогика

8.

Изучение различных аспектов готовности дошкольников с речевой патологией к обучению грамоте.

ПЗ

+2

Психолингвистика; специальная психология; общая психология и педагогика.

9.

Основные направления работы и методические рекомендации для проведения коррекционно-ориентированной подготовки к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.

ЛК, ПЗ

2+2

Специальная психология; общая психология и педагогика; дошкольная психология и педагогика; лингвистика; фонетика.

10.

Разработка содержательных и структурных моделей коррекционного обучения дошкольников с речевой патологией в процессе подготовки к овладению письмом и чтением.

ЛК, ПЗ

4+2

Общая педагогика; специальная педагогика и психология; лингвистика; педагогические технологии; психодиагностика; психолингвистика; фонетика.

Наглядные ИТСО

Основная и дополнительная литература

Задания по самостоятельной работе студентов

Кол-во часов

Формы контроля самостоятельной работы студентов

6

7

8

9

10

1. Таблицы

I основная № 19; №33, № 35.

II дополнительная № 5, 11.

Законспектировать литературу

4

Фронтальный опрос. Анализ конспектов.

2.Схема топографии корковых центров речи. Схема строения периферического речевого аппарата.

I основная № 2, 4, 5, 6; № 8, 9, 10, 15, 16,17,18,20,21,22,26. II дополнительная № 4,6,7,8,9,10,11.

Составить схемы строения речеслухового и речедвигательного анализаторов. Составить схему «Ступени овладения навыком чтения». Составить схему «Письмо как вид деятельности».

4

Фронтальный опрос. Выполнение заданий по карточкам программированного контроля.

3. Схема строения пирамидного пути, таблица.

I № 1,2,6,7, 8.

II дополнительная № 1,2,3,7,12,13.

Конспектирование литературы.

Подобрать игры и упражнения по развитию моторной сферы детей с ОНР.

2

Индивидуальный опрос

4. Таблицы

I.№7,13,15,16,16,21,27,28.

II дополнительная № 6, 12.

Законспектировать литературу Подобрать игры и упражнения по развитию зрительно-моторной координации у дошкольников с речевыми нарушениями. Подобрать игры и упражнения по развитию графо-моторных навыков у дошкольников с речевыми нарушениями. Подобрать игры и упражнения по подготовке руки к письму.

4

Фронтальный опрос. Анализ конспектов.

5.Схема.

I.№1,2,3,7,8,13,14,15,16,16,21,22,23,27,28.

II дополнительная № 1,6,8,9,10,12,14.

Составить таблицу «Структура оптико-пространственной ориентировки». Законспектировать литературу. Подобрать игры и упражнения по развитию оптико-пространственной ориентировки дошкольников с речевыми нарушениями.

4

Программированный опрос.

6

7

8

9

10

6. Таблицы.

I.3,4,5,7,8,23,24,25,28,29,33,34,40,44.

II № 11.

Конспектирование литературы. Составить таблицу «Операции фонематического анализа». Подобрать игры и упражнения по развитию операций анализа и синтеза на предметном уровне у дошкольников с речевыми нарушениями. Подобрать игры и упражнения по развитию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями.

Подобрать игры и упражнения по формированию фонемного анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями.

4

Программированный опрос

7. Схема. Карточки программированного контроля.

I.4,5,6,12,13,15,16,17,18,21,22,24,28,29,30,31. II № 6,7.

Конспектирование литературы. Подготовить диагностический и наглядный материал для выявления уровня готовности ребенка к обучению навыкам письма и чтения.

Проанализировать основные методические подходы к изучению различных сторон развития дошкольников с речевой патологией.

4

Фронтальный и программированный опрос.

8. Таблицы.

I основная № 2,15, 19;22,23,28,30,31,33,34, 35.

II дополнительная № 5, 8,11,14.

Конспектирование литературы. Подготовить рефераты Подготовить протокол обследования ребенка с ФФН по готовности к обучению грамоте.

Подготовить протокол обследования ребенка с ОНР по готовности к обучению грамоте.

Подготовить методический материал для обследования.

2

Индивидуальный опрос.

9. Дидактический материал для обследования детей. Протоколы обследования детей.

I основная № 2,15, 19;22,23,28,30,31,33,34, 35.

II дополнительная № 5, 8,11,14.

Подбор дидактического материала для занятий с детьми, разработка основных направлений и приемов по формированию готовности дошкольников к обучению грамоте. Составить план фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.

4

Моделирование фрагментов занятий по обследованию детей. Анализ протоколов. Интерпретация результатов обследования.

10. Таблицы, видеозапись занятий, конспекты занятий, дидактический материал для проведения занятий.

I.№11,12,15,17,25,28,30,31,32,33,34,36.

II № 10,14.

Подготовить письменный анализ двух фронтальных занятий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.

Подготовить и оформить два конспекта фронтальных заня­тий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ФФН.

Составить перспективный план логопедической работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ФФН на подготовительном этапе. Составить перспективный план логопедической работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ОНР на подготовительном этапе. Составить план индивидуального занятия по одному из этапов работы.

8

Моделирование фрагментов занятий. Анализ конспектов и планов занятий. Обсуждение, анализ и оценка структурных, содержательных; методических компонентов моделирования занятий.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «логопедические практикумы» (раздел «организация совместной работы логопеда и воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи»)

    Учебно-методический комплекс
    1. Выписка из стандарта. Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада с детьми с нарушениями речи. Практическое ознакомление с организацией логопедической работы в детском саду.
  2. Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050715 «Логопедия»

    Программа
    Итоговая государственная аттестация по специальности 050715 «Логопедия» проводится в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации итоговой государственной аттестации выпускников по специальностям высшего профессионального
  3. Методические указания для преподавателя Методические указания для студента > Планы проведения семинарских занятий: тема по порядку (3)

    Методические указания
    ДПП. Ф. 15 Основы логопедии Дислалия: история, статистика, терминология, определение, классификация, формы и методика логопедического воздействия, эффективность,
  4. Программа дисциплины дпп. Ф. 02. Логопедия цели и задачи дисциплины Цель

    Программа дисциплины
    Цель: формирование профессиональных логопедических компетенций: знание методологических и теоретических основ логопедии, взаимосвязи логопедии с науками психолого-педагогической, медико-биологической и лингвистической областей знаний,
  5. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения (1)

    Публичный отчет
    4.1. Соответствие нормативных документов, отражающих содержание подготовки специалистов в Институте, требованиям Государственного образовательного стандарта

Другие похожие документы..