Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Темы рефератов'
Психологические основы обучения младших школьников. Психологические основы обучения старших школьников. Основные причины неуспеваемости младших школь...полностью>>
'Документ'
Правовые основы экономической деятельности СОК заложены в специальных нормативных документах: Законе «О Кооперации» от 10.07.2003 г. N 1087-IV и Зако...полностью>>
'Документ'
Фирмой 1С и ее региональными партнерами предлагаются ряд готовых решений по автоматизации торгового и складского учета оптовой, мелкооптовой и розничн...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Работа выполнена на кафедре экологии в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Сарато...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины «формирование готовности к обучение грамоте» Специальность 050715 Логопедия

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

План занятия

Проверка имеющихся знаний.

  1. Определение понятий «фонемный анализ» и «фонемный синтез». Различные подходы к трактовке понятий «звуковой анализ», «фонемный анализ».

  2. Формирование навыков фонемного анализа и синтеза как основы становления процессов письма и чтения.

  3. Характеристика этапов формирования умственного действия «фонемный анализ».

  4. Роль фонематических процессов в овладении детьми навыками чтения и письма.

  5. Последовательность формирования фонематических операций у дошкольников.

  6. Трудности усвоения навыков фонемного анализа и синтеза детьми с речевыми нарушениями. Причины имеющихся трудностей.

  7. Определение нарушений письма и чтения, обусловленных несформированностью навыков фонемного анализа и синтеза.

Задания для самостоятельной работы.

  1. Составить таблицу «Операции фонематического анализа».

  2. Подобрать игры и упражнения по развитию операций анализа и синтеза на предметном уровне у дошкольников с речевыми нарушениями.

  3. Подобрать игры и упражнения по развитию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями.

  4. Подобрать игры и упражнения по формированию фонемного анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями.

Рекомендуемая литература.

I.3,4,5,7,8,23,24,25,28,29,33,34,40,44.

II № 11.

Занятие № 7

2 часа

Тема 7. Методические основы выявления уровня готовности дошкольников к обучению грамоте

Цель: Проанализировать теоретические и методические подходы к изучению различных сторон развития дошкольников с речевой патологией. Научить отбирать и структурировать средства и приемы обследования детей.

План занятия

Проверка имеющихся знаний.

  1. Определение разделов психолого-педагогического обследования дошкольников, направленного на исследование базового уровня готовности к овладению навыками письма и чтения.

  2. Характеристика, отбор и структурирование средств и приемов обследования детей.

  3. Анализ и сравнение основных теоретических и методических подходов к изучению различных сторон развития дошкольников с речевой патологией.

  4. Определение диагностических и прогностических возможностей применения конкретных типов заданий в процессе обследования.

  5. Рекомендации к обобщению данных обследования.

Задания для самостоятельной работы.

  1. Подготовить диагностический и наглядный материал для выявления уровня готовности ребенка к обучению навыкам письма и чтения.

  2. Проанализировать основные методические подходы к изучению различных сторон развития дошкольников с речевой патологией.

Рекомендуемая литература.

I.4,5,6,12,13,15,16,17,18,21,22,24,28,29,30,31.

II № 6,7.

Занятие № 8

2 часа

Тема 8. Изучение различных аспектов готовности дошкольников с речевой патологией к обучению грамоте

Цель: Научить студентов осуществлять анализ и интерпретацию результатов обследования.

План занятия

Проверка имеющихся знаний.

  1. Установление параметров, критериев анализа данных обследования.

  2. Анализ результатов обследования.

  3. Интерпретация результатов обследования (причинная характеристика выявленных нарушений, обобщение полученных фактов и формулировка диагностических выводов, прогноз особенностей овладения грамотой, формулировка методических выводов, определение основных условий проведения подготовительной работы).

Задания для самостоятельной работы.

  1. Подготовить протокол обследования ребенка с ФФН по готовности к обучению грамоте.

  2. Подготовить протокол обследования ребенка с ОНР по готовности к обучению грамоте.

  3. Проведение студентами обследования (фрагментов обследования) дошкольников с речевой патологией.

Рекомендуемая литература.

I основная № 2,15, 19;22,23,28,30,31,33,34, 35.

II дополнительная № 5, 8,11,14.

Занятие № 9

2 часа

Тема 9. Основные направления работы и методические рекомендации для проведения коррекционно-ориентированной подготовки к обучению грамоте дошкольников с нарушением речи

Цель: Научить студентов определять цели, задачи, принципы и содержание коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению грамоте, осуществлять перспективное и индивидуальное планирование коррекционных занятий.

План занятия

Проверка имеющихся знаний.

  1. Разнообразие подходов к содержанию работы по подготовке к обучению грамоте детей, имеющих аномалии развития.

  2. Общие и специфические тенденции в подходах к обучению грамоте детей с нормальной и нарушенной речевой деятельностью.

  3. Определение целей, задач, принципы коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с недоразвитием речи.

  4. Планирование и содержание коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению грамоте.

  5. Место занятий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи в системе дошкольного обучения и воспитания.

  6. Основные направления подготовительного обучения.

  7. Специфика многоаспектного коррекционно-педагогического воздействия в процессе подготовки к обучению грамоте.

Задания для самостоятельной работы.

  1. Составить перспективный план логопедической работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ФФН на подготовительном этапе.

  2. Составить перспективный план логопедической работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ОНР на подготовительном этапе.

  3. Составить план индивидуального занятия по одному из этапов работы.

Рекомендуемая литература.

I основная № 2,15, 19;22,23,28,30,31,33,34, 35.

II дополнительная № 5, 8,11,14.

Занятие № 10

2 часа

Тема 10. Разработка содержательных и структурных моделей коррекционного обучения дошкольников с речевой патологией в процессе подготовки к овладению письмом и чтением

Цель: Сформировать умение разрабатывать программы индивидуального и фронтального коррекционного обучения, определять приоритетные направления и содержание коррекционно-логопедической работы.

План занятия

Проверка имеющихся знаний.

  1. Основы разработки индивидуальных программ в процессе подготовки дошкольников к обучению грамоте.

  2. Основы разработки программ фронтального коррекционного обучения.

  3. Содержание работы в рамках каждого из разделов:

- моторная сфера, коррекционно-логопедической работы

- оптико-пространственная ориентация,

- фонемный анализ и синтез,

- межанализаторное взаимодействие.

  1. Направления.

  2. Определение последовательности/одновременности, приоритетности, удельного веса (на каждом из этапов) соответствующих направлений.

Задания для самостоятельной работы.

  1. Планирование и моделирование занятий, циклов и фрагментов занятий.

  2. Обсуждение, анализ и оценка (с теоретических и коррекционно-образовательных позиций), структурных, содержательных; методических компонентов моделирования занятий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.

  3. Подготовить письменный анализ двух фронтальных занятий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.

  4. Подготовить и оформить два конспекта фронтальных заня­тий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ФФН.

  5. Подготовить письменный анализ двух фронтальных занятий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ФФН.

  6. Подготовить и оформить два конспекта фронтальных заня­тий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ОНР.

Рекомендуемая литература.

I.№11,12,15,17,25,28,30,31,32,33,34,36.

II № 10,14.

9. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент должен знать:

  • характеристику психологической готовности к школьному обучению дошкольников с нормальным речевым развитием и ФФН, ОНР, уметь делать диагностические и прогностические выводы;

  • психофизиологические основы навыков письма и чтения;

  • онтогенетические закономерности развития базовых предпосылок письменной речи;

  • теоретико-экспериментальное обоснование вариативных коррекционных программ, реализуемых в условиях специального обучения;

уметь:

  • обследовать ребенка с различными формами речевой патологии с целью выявления уровня готовности к овладению навыками письма и чтения;

  • осуществить выбор коррекционных методик и проводить психолого-педагогическую работу;

  • обосновывать педагогическую стратегию как тип реабилитационной программы, адекватной структуре выявленных нарушений;

  • разрабатывать структурные и содержательные модели индивидуальных занятий с детьми;

владеть навыками:

  • коррекционно-педагогической работы по подготовке детей с ФФН и ОНР к обучению грамоте.

  • отбора наглядно-иллюстративного, дидактического, речевого материала по развитию базовых предпосылок письменной речи.

10. ОБРАЗЦЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

Разработать основные направления работы и методические рекомендации для проведения подготовки к обучению письму дошкольников подготовительной группы с ФФН.

  1. Характеристика психофизиологического уровня функциональной системы навыков письма. Речевые и неречевые предпосылки овладения навыком письма.

  2. Характериистика зрительно-моторной координации, оптико-пространственной координации, графо-моторных навыков как базовых предпосылок процесса письма.

  3. Цели, задачи, принципы, планирование и содержание коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению письму дошкольников с ФФН, место занятий в программе обучения и воспитания. Основные направления и приемы подготовительного обучения.

  4. Взаимосвязь логопеда с другими специалистами в работе по подготовке к обучению письму дошкольников с ФФН. Приведите примеры взаимосвязи в работе логопеда и других специалистов.

  5. Подготовить три конспекта фронтальных заня­тий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ФФН в разные периоды обучения.

Разработайте содержание коррекционно-логопедической работы по подготовке к обучению чтению дошкольников старшей логопедической группы с ОНР.

  1. Раскройте основы психофизиологии чтения. Укажите роль межанализаторных связей в формировании навыка чтения, важнейшие речевые и неречевые предпосылки овладения данным навыком.

  2. Онтогенез формирования навыков фонемного анализа и синтеза Какие трудности усвоения навыков фонемного анализа и синтеза характерны для дошкольников с недоразвитием речи.

  3. Опишите систему коррекционной работы по подготовке к овладению навыком чтения: этапы, основные направления, приемы. Место данной системы в программе «Обучения и воспитание дошкольников с ОНР в старшей группе детского сада» (авторы - Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина) и структуре логопедических занятий.

  4. Обоснуйте необходимость осуществления взаимосвязи в работе различных специалистов в процессе реализации системы коррекционно-логопедической работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ОНР. Приведите примеры взаимосвязи в работе логопеда и других специалистов.

  5. Подготовить три конспекта фронтальных заня­тий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ОНР в разные периоды обучения.

Раскройте реализацию принципа связи речи с другими сторонами психического развития ребенка.

  1. Проанализируйте участие речи в развитии психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления) у ребенка.

  2. Проанализируйте специфику развития психических процессов (какого-либо одного) при различных речевых нарушениях по клинико-педагогической классификации.

  3. Представьте реализацию принципа в ходе логопедического обследования.

  4. Раскройте реализацию принципа в системе коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи.

  5. Опишите систему профилактических мер, реализуемых логопедом на занятии с ребенком с речевым нарушением, которые могут предупредить эмоционально-психологические осложнения типа личностных переживаний, страха речи и т.п.

  6. Составьте фрагмент занятия с ребенком с общим недоразвитием речи, в ходе которого прослеживается взаимосвязь речи с другими сторонами психического развития ребенка.

В процессе наблюдения за леворуким дошкольником 6-ти лет с общим недоразвитием речи, при изучении его творческих работ было отмечено: при срисовывании и аппликации зеркальное воспроизведение предметов, при обводке и штриховке линии заходят за контур, при копировании изображений сильно уменьшает их размеры, не соблюдает последовательность, при рисовании по памяти опускает множество деталей изображения, не любит рисовать, если необходимо найти заданное количество отличий в изображениях, то находит половину, быстро устает в процессе деятельности, часто отвлекается, теряет интерес к заданию.

  1. Установите возможные механизмы данных нарушений;

  2. Определите, к каким нарушениям речи эти симптомы могут привести в дальнейшем, дайте определения этих нарушений, охарактеризуйте их механизмы и симптоматику, приведите примеры возможных ошибок;

  3. Обоснуйте выбор направлений коррекционно-педагогической работы, перечислите методы и приемы реализации предложенных направлений

  4. Опишите методические пособия, используемые в процессе коррекционно-педагогической работы, приведите примеры инструкций к заданиям.

  5. Раскройте роль воспитателя логопедической группы в организации коррекционно-педагогической работы по преодолению вышеуказанных нарушений.

  6. Разработайте методические рекомендации для родителей по преодолению вышеуказанных нарушений.

11.КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЗО

1.Подобрать игры и упражнения по подготовке руки к письму.

2.Подобрать игры и упражнения по развитию моторной сферы детей с ОНР.

3.Подобрать игры и упражнения по развитию оптико-пространственной ориентировки дошкольников с речевыми нарушениями.

4. Подобрать игры и упражнения по развитию зрительно-моторной координации у дошкольников с речевыми нарушениями.

5. Подобрать игры и упражнения по развитию графо-моторных навыков у дошкольников с речевыми нарушениями.

6 Подобрать игры и упражнения по развитию операций анализа и синтеза на предметном уровне у дошкольников с речевыми нарушениями.

7.Подобрать игры и упражнения по развитию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями.

8.Подобрать игры и упражнения по формированию фонемного анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями.

9.Составить план фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.

10.Подготовить письменный анализ двух фронтальных занятий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.

11.Подготовить и оформить два конспекта фронтальных заня­тий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ФФН.

12.Составить перспективный план логопедической работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ФФН на подготовительном этапе.

13. Составить перспективный план логопедической работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ОНР на подготовительном этапе.

14.Составить план индивидуального занятия по одному из этапов работы.

  1. Подготовить протокол обследования ребенка с ФФН по готовности к обучению грамоте.

  2. Подготовить протокол обследования ребенка с ОНР по готовности к обучению грамоте.

Реферирование литературы: 3, 4, 6, 10, 11, 20, 25, 33.

12.КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1 блок

  1. Дайте определение понятию «психологическая готовность к школе». Перечислите показатели психологической готовности ребенка к школьному обучению.

  2. Раскройте значение речи в структуре психологической готовности к школьному обучению.

  3. Связь трудностей при формировании чтения и письма у детей с нарушением межанализаторного взаимодействия.

  4. Охарактеризуйте ступень становления целостных приемов восприятия, синтетического чтения. Укажите основные трудности детей.

  5. Общие закономерности формирования оптико-пространственной ориентировки.

  6. Перечислите ошибки, возникающие у детей при чтении и на письме, обусловленные недоразвитием зрительно-моторной координации.

  7. Раскройте содержание аналитико-синтетической и синтетической стадии формирования графических навыков.

  8. Укажите этапы и основные направления коррекционной работы по развитию оптико-пространственной ориентировки у дошкольников с речевыми нарушениями.

  9. Назовите задачи и основные направления работы для коррекционно-ориентированной подготовки к обучению грамоте детей с ФФН.

  10. Приведите примеры заданий и упражнений, используемых в работе по развитию зрительно-моторной координации.

2 блок

  1. Назовите показатели интеллектуальной готовности. Охарактеризуйте уровень интеллектуальной готовности дошкольников 6-7 лет к школьному обучению.

  2. Укажите особенности психологической готовности к школьному обучению детей с ФФН.

  3. Охарактеризуйте трудности усвоения детьми с речевыми нарушениями навыков письма.

  4. Перечислите современные взгляды на понимание процесса письма.

  5. Раскройте трудности усвоения навыков фонемного анализа и синтеза, испытываемые детьми с речевыми нарушениями.

  6. Структура оптико-пространственной ориентировки.

  7. Этапы формирования изобразительно-графических способностей у дошкольников.

  8. Перечислите этапы и основные направления коррекционной работы по развитию зрительно-моторной координации у дошкольников с речевыми нарушениями.

  9. Приведите примеры заданий и упражнений, используемых в работе по подготовке руки к письму.

  10. Приведите примеры заданий и упражнений, используемых в работе по развитию фонематического восприятия у детей.

3 блок

  1. Назовите показатели речевой готовности. Охарактеризуйте уровень речевой готовности дошкольников 6-7 лет к школьному обучению.

  2. Укажите особенности психологической готовности к школьному обучению детей с ОНР.

  3. Раскройте характер трудностей при формировании чтения и письма у детей с недоразвитием фонемного анализа и синтеза.

  4. Охарактеризуйте письмо как вид деятельности. Навык символизации и моделирования звуковой структуры слов с помощью букв.

  5. Укажите последовательность формирования фонематических операций у дошкольников.

  6. Раскройте онтогенетические закономерности развития зрительно-моторной координации ребенка.

  7. Перечислите методики психолого-педагогического обследования детей, направленные на изучение базового уровня готовности к овладению письменной речью.

  8. Охарактеризуйте особенности формирования графо-моторных навыков у дошкольников с речевыми нарушениями.

  9. Назовите задачи и основные направления работы для коррекционно-ориентированной подготовки к обучению грамоте детей с ОНР.

  10. Приведите примеры заданий и упражнений, используемых в работе по развитию элементарных форм звукового анализа.

4 блок

  1. Назовите показатели эмоционально-волевой и мотивационной готовности. Охарактеризуйте уровень эмоционально-волевой и мотивационной готовности дошкольников 6-7 лет к школьному обучению.

  2. Перечислите ступени овладения навыком чтения по Егорову

  3. Охарактеризуйте ступень послогового чтения. Укажите основные трудности детей.

  4. Охарактеризуйте графо-моторные навыки как конечную операцию процесса письма.

  5. Перечислите этапы развития фонематического восприятия в онтогенезе.

  6. Значение своевременного развития оптико-пространственной ориентировки для успешности обучения ребенка в школе.

  7. Перечислите необходимые условия формирования графо-моторных умений и навыков в дошкольном возрасте.

  8. Укажите этапы и основные направления коррекционно-развивающей работы по подготовке к овладению графо-моторным навыком письма детей с речевыми нарушениями.

  9. Перечислите особенности обучения грамоте дошкольников с речевой патологией.

  10. Приведите примеры заданий и упражнений, используемых в работе по развитию оптико-пространственной ориентировки.

5 блок

  1. Назовите показатели коммуникативной и инструментальной готовности. Охарактеризуйте уровень коммуникативной и инструментальной готовности дошкольников 6-7 лет к школьному обучению.

  2. Охарактеризуйте овладение детьми звуко-буквенными обозначениями. Укажите основные трудности детей.

  3. Охарактеризуйте чтение как вид деятельности

  4. Перечислите предпосылки овладения письменной речью.

  5. Раскройте роль фонематических процессов в овладении детьми навыками чтения и письма.

  6. Этапы формирования пространственных представлений в онтогенезе.

  7. Формирование графо-моторных навыков как базовая предпосылка процесса письма.

  8. Охарактеризуйте трудности усвоения детьми с речевыми нарушениями навыков чтения.

  9. Последовательность работы по овладению дошкольниками навыками звуко- слогового анализа.

  10. Приведите примеры заданий и упражнений, используемых в работе по развитию сложных форм звукового анализа.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «логопедические практикумы» (раздел «организация совместной работы логопеда и воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи»)

    Учебно-методический комплекс
    1. Выписка из стандарта. Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада с детьми с нарушениями речи. Практическое ознакомление с организацией логопедической работы в детском саду.
  2. Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050715 «Логопедия»

    Программа
    Итоговая государственная аттестация по специальности 050715 «Логопедия» проводится в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации итоговой государственной аттестации выпускников по специальностям высшего профессионального
  3. Методические указания для преподавателя Методические указания для студента > Планы проведения семинарских занятий: тема по порядку (3)

    Методические указания
    ДПП. Ф. 15 Основы логопедии Дислалия: история, статистика, терминология, определение, классификация, формы и методика логопедического воздействия, эффективность,
  4. Программа дисциплины дпп. Ф. 02. Логопедия цели и задачи дисциплины Цель

    Программа дисциплины
    Цель: формирование профессиональных логопедических компетенций: знание методологических и теоретических основ логопедии, взаимосвязи логопедии с науками психолого-педагогической, медико-биологической и лингвистической областей знаний,
  5. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения (1)

    Публичный отчет
    4.1. Соответствие нормативных документов, отражающих содержание подготовки специалистов в Институте, требованиям Государственного образовательного стандарта

Другие похожие документы..