Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; с окном электронной таблицы. Рассказать из каких элементарных объ...полностью>>
'Документ'
Сервисное обслуживание, ремонт, техническая поддержка электрооборудования гофропроизводста. Официальный дистрибьютор фирмы Mitsubishi Electric с 2001...полностью>>
'Документ'
 Настоящее Положение об открытом Фестивале социальной рекламы Юга России «СтавПри» (далее – Положение) определяет порядок организации и проведения в ...полностью>>
'Тематика курсовых работ'
Экономическая характеристика состояния и источников финансирования основного капитала. Финансовые вопросы реорганизации и ликвидации предприятий....полностью>>

Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 080507 «Менеджмент организации» асоу

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

5. Методические рекомендации

по выполнению и оформлению выпускных квалификационных работ (дипломных проектов), включая требования к их содержанию, объему и структуре, а также критерии оценки выпускных квалификационных работ (дипломных проектов)

Цель итоговой государственной аттестации – определить уровень теоретической и практической подготовки выпускников к выполнению профессиональных задач и установить соответствие этого уровня требованиям Государственных образовательных стандартов (включая федеральный, вузовский компоненты и дисциплины по выбору студентов).

В пункте 7.6. ГОС ВПО говорится, что: «…Выпускная квалификационная работа менеджера – дипломный проект – должна показывать навыки практического анализа проблем управления, расчета и разработки проекта совершенствования управления».

При условии успешного прохождения итоговой государственной аттестации выпускнику присваивается соответствующая квалификация и выдается государственный диплом о высшем профессиональном образовании.

Предлагаемые «Методические рекомендации» должны помочь студентам в подготовке и защите квалификационных работ. Они определяют порядок выбора студентом-дипломником темы квалификационной работы и ее утверждения; устанавливают общие требования, предъявляемые к структуре, содержанию и оформлению квалификационной работы, последовательности ее подготовки.

В «Методических рекомендациях» отражена система оказания помощи и организации контроля за работой студентов-дипломников на всех этапах их работы над избранной темой со стороны научных руководителей и научных консультантов, определен порядок рецензирования и защиты квалификационной работы.

«Методические рекомендации» разработаны в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности 080507 Менеджмент организации и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ, утвержденным Приказом МО РФ № 1155 от 25.03.2003.

В процессе их составления учитывались положения ГОСТ 7.3291 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет по научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»; ГОСТа 7.184 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 1.592 «Государственная система стандартизации. Построение, изложение, оформление и содержание стандартов»; ГОСТ Р.6.302003 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Допуск студентов к подготовке выпускных квалификационных работ и дипломному проектированию

Выпускнику необходимо помнить, что к подготовке и защите выпускной квалификационной работы, которая выполняется в форме дипломного проекта, допускается студент, выполнивший все требования учебного плана по соответствующей образовательной программе. Процесс дипломного проектирования является заключительным этапом обучения студента в Академии.

Выбор и утверждение темы выпускной

квалификационной работы

Для активного участия в выборе темы выпускнику необходимо понимать некоторые общие подходы, требования к выпускной квалификационной работе.

Выпускная квалификационная работа выполняется с целью систематизации теоретических знаний, полученных студентом за весь период обучения в Академии, проверка умения использовать на практике методики исследования, экспериментирования и проектирования, а также определение степени подготовленности выпускника к выполнению профессиональных обязанностей в качестве специалиста в области современного управления и менеджмента.

Основные задачи выпускной квалификационной работы:

  • закрепление навыков в научно-исследовательской и практической работе в области полученной специальности и специализации;

  • приобретение навыков к самостоятельному поиску информации и изучению ситуации в целях выявления конкретных проблем;

  • демонстрация уровня овладения методиками исследования, экспериментирования и проектирования при решении поставленных в дипломной работе/дипломном проекте задач;

  • выявление степени подготовленности студентов к работе в реальных условиях;

  • раскрытие сущности управленческих, экономических и правовых категорий, явлений и проблем по избранной теме;

  • систематизация, анализ и обработка имеющегося материала;

  • выработка предложений и рекомендаций, направленных на повышение эффективности систем управления организациями.

Выпускная квалификационная работа должна:

  • содержать в систематизированном виде исходные данные научного исследования;

  • отражать ход и результаты выполнения исследования по выбранной теме;

  • представлять собой самостоятельную научно-исследовательскую и практическую работу по профилю полученной специальности и специализации;

  • содержать принципиально новые данные, будь то новые факты и явления, или данные, обобщающие ранее известные положения с современных научных позиций или в ином аспекте;

  • охватывать материалы дискуссионного и полемического характера.

Выпускная квалификационная работа должна свидетельствовать об умении студента:

  • логически мыслить и выбирать наиболее рациональные варианты решения управленческих задач с учетом различных точек зрения.

  • четко формулировать тему и оценивать степень ее актуальности;

  • обосновать выбранные методы решения поставленных задач;

  • самостоятельно работать с источниками, литературой и другими информационно-справочными материалами;

  • проводить их теоретический анализ;

  • отбирать нужные факты, цифровые данные и другие сведения, анализировать и интерпретировать их, а также представлять их в графической или иной иллюстративной форме;

  • делать обоснованные выводы, формулировать научные результаты работы и давать практические рекомендации;

  • излагать свои мысли грамотно, литературным языком, правильно оформлять работу;

  • проводить презентацию полученных результатов с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.

Требования к тематике выпускных квалификационных работ

Примерная тематика выпускных квалификационных работ разрабатывается выпускающей кафедрой, представляется в виде отдельного документа и периодически обновляется.

Темы квалификационных работ, сформулированные на основе Примерной тематики, должны быть актуальными в научном и практическом отношениях.

Формулировка темы выпускной квалификационной работы должна давать ясное представление о том, что она предполагает решение конкретных практических задач, способствующих повышению эффективности управленческой деятельности организаций.

При формулировании темы выпускной квалификационной работы нужно учитывать цель и задачи, объект и предмет исследования, методы и направления научного поиска.

Выбор и утверждение темы выпускной квалификационной работы

Базой исследования и сбора материалов для квалификационной работы могут быть организации, в которых студент проходит преддипломную практику. Обязательным условием является соответствие характера решаемых им задач теме выпускной квалификационной работы и специальности, по которой она защищается.

При выборе темы студент должен руководствоваться примерной тематикой выпускных квалификационных работ, подготовленной выпускающей кафедрой, своим интересом к той или иной проблеме, рекомендациями профессорско-преподавательского состава, возможностью получения исходных, в частности статистических, данных, наличием специальной литературы, потребностями организации в совершенствовании процессов управления. Студент может предложить свою тему, предварительно проконсультировавшись с заведующим выпускающей кафедры и обосновав свой выбор.

Выбранная тема может быть логическим развитием выполненных ранее курсовых работ и предполагает использование информации, полученной во время учебных практик или в процессе трудовой деятельности.

Очень важно, чтобы выбор темы и ее утверждение предшествовало началу преддипломной практики. Студент, выбрав тему выпускной квалификационной работы, для ее утверждения должен подать на имя заведующего соответствующей кафедрой заявление, форма которого приведена в Приложении 1.

Организация дипломного проектирования

Функции кафедр

Кафедры Академии обеспечивают научное руководство дипломным проектированием, а деканат факультета управления - административное руководство.

На заседании выпускающей кафедры назначается научный руководитель из числа профессоров, доцентов и старших преподавателей кафедры. В порядке исключения руководителями могут быть назначены высококвалифицированные специалисты-практики из других учреждений и предприятий.

Кафедра распределяет студентов на преддипломную практику в научно-исследовательские и производственные учреждения и организации, органы государственного и муниципального управления, в соответствии с выбранной ими тематикой. Кафедра контролирует выполнение студентами выпускной квалификационной работы.

По завершении преддипломной практики студент представляет на кафедру письмо-характеристику из организации и краткий отчет о полученных результатах, который защищает в целях получения зачета с балльной оценкой.

Функции научного руководителя выпускной квалификационной работы.

Научный руководитель выпускной квалификационной работы:

  • оказывает студенту-дипломнику научную, методическую и практическую помощь в процессе подготовки выпускной работы;

  • помогает студенту в выборе темы, разработке задания на выполнение выпускной квалификационной работы (Приложение 2), которое составляется после утверждения темы и структуризации квалификационной работы, а также при необходимости разъясняет отдельные положения настоящих «Методических рекомендаций»;

  • ориентирует студента в направлениях поиска необходимых источников и литературы по теме, оказывает помощь в выборе методики проведения анализа (исследования, разработки и т. д.);

  • систематически консультирует студента-дипломника, контролирует «График выполнения выпускной квалификационной (дипломной) работы» (Приложение 3), оказывает необходимую помощь студенту по подготовке вступительного слова и презентации работы в ходе ее защиты на заседании ГАК;

  • предлагает в случае необходимости пригласить консультантов по отдельным разделам выпускной квалификационной работы;

  • даёт письменный отзыв о работе.

Обязанности студента-дипломника

Студент-дипломник должен регулярно в сроки, установленные научным руководителем и зафиксированные в «Графике выполнения выпускной квалификационной (дипломной) работы», отчитываться о полученных результатах.

Невыполнение дипломником указаний руководителя или неявка на консультацию без уважительных причин дают последнему основание отказаться от руководства дипломной работой.

Студент-дипломник несет полную ответственность за достоверность результатов проведенного им исследования.

Студент, не подготовивший квалификационную работу в срок, отчисляется из Академии с предоставлением права защиты в течение первых трех лет после окончания курса обучения. В течение данного срока он имеет право заменить научного руководителя и научного консультанта, а также выбрать новую кафедру, которая будет оказывать научную и методическую помощь в подготовке выпускной работы.

Выполнение выпускной квалификационной работы

Подготовка к написанию работы.

Подготовку к написанию выпускной квалификационной работы следует начинать со знакомства с литературой, включая монографии, учебные пособия и научные статьи, которые помогут дипломнику оценить степень изученности выбранной темы.

В процессе работы над источниками и литературой рекомендуется делать выписки по фактам и событиям, относящимся к той или иной исследуемой проблеме. Выписки целесообразно делать на одной стороне листа, что в большинстве случаев облегчает группировку и обработку материалов. При этом следует точно указывать выходные данные источников и литературы, откуда сделаны выписки.

В своей работе студент-дипломник должен проверять достоверность документов, учитывать, чьи взгляды выражали их составители, в каких целях и точно ли использовали эти документы те или иные исследователи.

После изучения источников и литературы необходимо составить подробный план выпускной квалификационной работы и согласовать его с научным руководителем, а при необходимости и с научным консультантом. План может уточняться в процессе работы. Его окончательный вариант составляется после проработки основных источников и литературы, утверждается научным руководителем и становится обязательным документом, изменение которого возможно только с согласия руководителя.

По мере написания введения, разделов и заключения дипломник представляет их научному руководителю и дорабатывает с учетом его замечаний и сроков, установленных графиком выполнения выпускной квалификационной работы (Приложение 3).

Структура выпускной квалификационной работы.

Основными элементами квалификационной работы являются:

  • титульный лист (Приложение 4);

  • содержание;

  • введение;

  • разделы и подразделы основной части;

  • заключение;

  • список литературы;

  • приложения.

В состав выпускной квалификационной работы может также входить глоссарий.

В содержании указываются введение, наименование всех разделов и подразделов, заключение, список литературы и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы (кроме приложений). Содержание помещается вслед за титульным листом.

Введение должно содержать:

  • обоснование актуальности научного исследования (обоснование темы);

  • степень изученности вопроса;

  • границы исследования (объект, предмет, хронологические, географические и другие рамки);

  • цель квалификационной работы, перечень задач, выполнение которых необходимо для достижения цели, ожидаемый результат;

  • методы научного поиска;

  • характеристику научной новизны и практической значимости квалификационной работы;

  • критический обзор использованных источников и литературы;

  • описание структуры квалификационной работы.

Цель выпускной квалификационной работы определяется исходя из темы работы, а также направления проведения исследования.

Поставленная цель разукрупняется на комплекс задач, которые решаются в работе. Эти задачи в последующем находят отражение в названиях параграфов и глав.

Задачи ставятся в форме перечисления:

  • Изучить... (исследовать... ) (проанализировать...).

  • Установить.. .(выявить...) (показать...).

  • Наметить...(установить...) (разработать...).

Описание решения поставленных задач должно составлять содержание глав дипломной работы, а их формулировки стать заголовками этих глав.

Каждая задача в свою очередь представляет собой совокупность частных задач (подзадач), составляющих параграфы глав работы. Таким образом, от правильной постановки цели и задач работы зависит вся логическая структура исследования, обоснованность наименования его глав и параграфов.

В качестве объекта исследования при написании выпускной квалификационной работы по специальности «Менеджмент организации» могут выступать:

- организации любой организационно-правовой формы;

- различные сферы деятельности: управленческая, организационная, экономическая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, консалтинговая, инновационная и др.

- управляющая часть системы, т. е. субъект управления.

К числу изучаемых элементов субъекта управления могут относиться:

кадры;

ресурсы;

виды обеспечения управления (информационное, организационно-правовое, документационное, техническое и т. д.).

При составлении критического обзора источников и литературы нужно определить, что они дают для изучения поставленной проблемы, а также обратить внимание, на какие источники опираются их авторы. При этом следует помнить, что критический анализ исследуемых источников и литературы нельзя подменять простым перечислением нормативно-правовых актов, работ и их авторов.

Обзор использованных источников и литературы должен быть построен по тематическому или предметному принципу, содержать оценку студента (т.е. его собственное отношение к прочитанному материалу), показать степень проработанности проблемы, выявить недостаточно изученные вопросы.

Объем введения составляет примерно 10-15% от общего объема квалификационной работы.

Основная часть выпускной квалификационной работы, независимо от выбранной темы исследования, должна представлять собой теоретическую составляющую, отражающую теоретические аспекты выбранной темы, и практико-ориентированную составляющую, в которой приводятся методика и техника исследования, излагаются полученные результаты, даются практические рекомендации и формулируются выводы.

В случае необходимости дается оценка социально-экономической эффективности внедрения предлагаемых студентом-дипломником рекомендаций. В конце каждого раздела должны быть сформулированы краткие выводы.

Содержание разделов и подразделов основной части должно точно соответствовать теме выпускной квалификационной работы и полностью ее раскрывать. Содержание должно демонстрировать способность выпускника сжато, логично и аргументировано излагать собранный, систематизированный и проанализированный материал.

Разделы основной части должны содержать:

  • теоретические основы изучаемой проблемы;

  • выявление и анализ изучаемой проблемы в какой-либо конкретной организации;

  • разработку рекомендаций и мероприятий по разрешению проблемы;

  • компьютерное обеспечение полученных результатов;

  • экономическую оценку полученных результатов;

  • правовое обеспечение полученных результатов.

Теоретические основы изучаемой проблемы:

  • описание сущности и характеристики объекта и предмета исследования (в ретроспективе, современном состоянии, последующем развитии);

  • оценка места, занимаемого объектом исследования в рамках изучаемой предметной области;

  • анализ изменения изучаемого явления за последние годы в целях выявления основных тенденций и особенностей его развития;

  • выявление положительных и отрицательных сторон в управлении организацией, выступающей в качестве объекта исследования;

  • установление потерь и неиспользованных возможностей в результате недостатков в управлении, в том числе в количественной (натуральной и стоимостной) форме;

  • выявление причин недостатков.

Анализ изучаемой проблемы в организации:

  • исследование целей, с достижением которых связано функционирование и дальнейшее развитие рассматриваемого объекта;

  • описание структуры объекта с выделением основных его составляющих и обоснование их роли в достижении поставленных целей;

  • определение места анализируемого объекта в системе более высокого порядка;

  • изучение особенностей функционирования исследуемого объекта за определенный период времени: по степени достижения цели, решению основных задач деятельности, повышению качества работы и т. д.

Исходным материалом для анализа могут выступать планы работы организации и ее подразделений, годовые отчеты, материалы статистической и финансовой отчетности и другая документация, изученная студентом в ходе преддипломной практики.

Материалы, используемые в качестве базы для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было бы проанализировать положение дел, выявить резервы и наметить пути их использования, а также устранить скрытые недостатки в работе. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые могут быть использованы в работе.

Характер и объем собранного материала зависит от особенностей принятой методики исследования, которая может предполагать использование таких методов, как:

  • эмпирические (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

  • экспертные (оценочные);

  • экспертно-аналитические;

  • аналитически-расчетные;

  • нормативные;

  • организационно-проектные;

  • графоаналитические;

  • параметрические;

  • корреляционного анализа;

  • вариационные;

  • дискриминантные;

  • факторного анализа;

  • эвристические (аналогия, инверсия, эмпатия, идеализация, «мозговой штурм», ассоциация, синектика, коллективный блокнот, поэлементная обработка объекта, морфологический анализ и др.),

  • экономико-математического моделирования;

  • социально-экономического анализа (сравнение, выборочное изучение, группировка, цепная подстановка, исчисление индексов, регрессионный и корреляционный анализ);

  • прямых инженерно-экономических расчетов.

Изучение состояния дел в организации предполагает обработку собранных материалов, в том числе статистических. Обработку информации следует проводить с использованием современных методов экономического, социологического и психологического анализа.

Для установления объективных тенденций и закономерностей все данные должны быть достоверными.

Разработка рекомендаций по разрешению выявленной проблемы в организации.

Опираясь на выводы по результатам анализа, студент-дипломник должен обосновать рекомендации и мероприятия, которые необходимы для разрешения выявленной проблемы в организации. В частности он может наметить пути использования скрытых резервов, устранения недостатков в работе, а также запланировать, обосновать и предложить решения, обеспечивающие достижение целей и выполнение задач проекта.

При подготовке этой части работы студент должен учесть использовать:

  • системный подход, т. е. учет всех или большинства взаимообусловливающих задач управления объектом;

  • комплексный подход с позиции, в частности, оперативного и стратегического управления;

  • динамичный подход, предполагающий регулярную корректировку подготовленных документов в связи с изменениями условий деятельности организации, аппарата управления, а также методов выполнения работ.

Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа ситуации, выявления недостатков и возможностей разрешения проблемы студент-дипломник формулирует достаточно полные и аргументированные предложения.

Так, например, в соответствии с предложениями по совершенствованию системы управления целесообразно внести изменения в действующую систему управления организацией, структурную и функциональную схемы, процедуры выполнения управленческих работ, положения о структурных подразделениях организации, планы работ и т.д.

Компьютерное обеспечение полученных результатов предполагает использование персонального компьютера и соответствующего программного обеспечения для расчета тех или иных показателей, моделирования ситуации, оформления проекта, подготовки презентационных материалов для его защиты на ГАК.

Экономическая (социально-экономическая) оценка полученных результатов требует произведения расчета затрат на реализацию разработанных предложений, определения уровня их ожидаемой эффективности или составления бизнес-плана. Для расчета показателей социально-экономической эффективности должна быть выбрана соответствующая методика и дано ее теоретическое обоснование. Рекомендации должны быть обоснованы с точки зрения как экономической, так и социальной значимости.

Оценка эффективности предлагаемых решений должна охватывать следующие группы показателей по направлениям:

  • экономическая эффективность затрат на научные исследования, качество и сроки реализации предлагаемых решений;

  • перспективы научно-технического и практического развития организации;

  • продуктивность труда работников аппарата управления и ее повышение после реализации предлагаемых рекомендаций;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конкурсный отбор абитуриентов

    Конкурс
    В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральным законом от 08 ноября 2010г.
  2. Сборник тем научных работ для участников научно-образовательного соревнования

    Документ
    В этом сборнике рассказано о факультетах и специальностях МГТУ им. Н.Э.Баумана, показаны научные интересы кафедр, основные темы и направления исследования, собраны методические и организационные материалы, разработанные за последние

Другие похожие документы..