Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
- воспитание жизнеспособной личности; развитие познавательного интереса к истории Родины; распространение и преумножение ценностей русской культуры д...полностью>>
'Литература'
Ф.И.Тютчев Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предуг...полностью>>
'Документ'
Аналіз стану існуючого житлового фонду м. Луганська був виконаний в підрозділі 4.5. «Житловий фонд і розселення» розділу 4. «Характеристика сучасного ...полностью>>
'Статья'
2) общий объем расходов республиканского бюджета: на 2010 год – в сумме13 981 907 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме349 54...полностью>>

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ставропольская государственная медицинская академия

МИНИСТЕРСТВА здравоохранениЯ

и социальноГО развитиЯ

ВГМБО

Кафедра организации здравоохранения, экономики и

социальной работы

Утверждаю

проректор по учебной работе

профессор _________А.Б. Ходжаян

« » _______________ 20__

Согласовано

декан факультета

профессор _________Н.А.Федько

ЭКОНОМИКА

учебно-методическое пособие

для самостоятельной работы студентов

заочной формы обучения

по направлению подготовки бакалавров

«Социальная работа»

Всего часов – 72

В том числе:

лекции – 4

семинарские занятия – 6

самостоятельная работа - 62

отчетность – зачет

Ставрополь, 2011

УДК 390. 564.

ББК 2: 316. 323. 7

ЭКОНОМИКА. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА. – 2011. – 54 с.

Учебно-методическое пособие составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и примерной программы по дисциплине «Экономика» и включает в себя краткое содержание учебного курса, планы проведения лекций, семинарских занятий с заданиями для самостоятельной работы, темы, выносимые на самостоятельное изучение, тематику контрольных работ, список основной и дополнительной литературы, вопросы для подготовки к зачету, контрольные и обучающие тесты.

УДК 390. 564.

ББК 2: 316. 323. 7

Составители: доцент кафедры организации здравоохранения, экономики и социальной работы, к.э.н. Ю.И.Германова

ст.преп. кафедры организации здравоохранения, экономики и социальной работы, к.э.н. Л.В.Малкина

Рецензент: к.э.н., доцент кафедры экономической теории

Ставропольского государственного университета

Т.В. Байрамукова.

Рекомендовано к изданию Цикловой методической комиссией

Ставропольской государственной медицинской академии

© Ставропольская государственная медицинская академия, 2011

Содержание.

Цели и задачи дисциплины………………………………

4

Краткое содержание учебного курса……………………

5

Тематика и планы лекций……………………………......

10

Темы, выносимые на самостоятельное изучение………

12

Планы семинарских занятий…………………………….

14

Методические указания к контрольным работам………

15

Тематика контрольных работ……………………………

Тестовые задания…………………………………………

18

23

Учебно-методические материалы по дисциплине «Экономика» ……………………………………………

49

Вопросы для подготовки к зачету………………………

52

Предисловие

Дисциплина «Экономика» формирует теоретическую и методологическую базу изучения комплекса социально-экономических и административно-управленческих наук на факультете гуманитарного и медико-биологического образования. Данный курс ориентирован на подготовку современных руководителей, умеющих эффективно решать экономические задачи в области профессиональной деятельности.

  1. Цели и задачи дисциплины.

Цели преподавания дисциплины.

  • Подготовка специалиста, обладающего системой современных знаний по важнейшим проблемам социально-рыночного хозяйства, в том числе, здравоохранения;

  • Формирование экономической культуры студентов как граждан страны, развитие современного экономического мышления;

  • Развитие у будущих специалистов навыков рационального экономического поведения, осознанного отношения к здоровью как элементу национального богатства страны, к задачам повышения качества медицинской помощи как приоритетному направлению реформирования современной системы здравоохранения России.

Задачи изучения дисциплины.

В результате изучения дисциплины «Экономика»:

а) студент должен знать:

  • основные понятия, категории, противоречия, закономерности развития экономики;

  • особенности подходов к решению экономических проблем представителями различных экономических школ;

  • законы, механизмы, институты, структуру социально-рыночного хозяйства и особенности рыночных отношений в здравоохранении;

  • основные параметры, закономерности макроэкономической динамики и равновесия, главные инструменты макроэкономического регулирования, механизмы финансирования охраны здоровья населения;

  • основы прикладной экономики, механизмы функционирования микроэкономики, проблемы конкуренции, издержек, собственности, распределения доходов, организационно-правовых форм деловых единиц, оценки результатов хозяйственной деятельности, основы бухучёта, маркетинга;

  • закономерности развития международной экономики;

студент должен уметь:

  • работать с литературой, участвовать в дискуссии, подготовить доклад, реферат, научные сообщения, оппонировать, рецензировать, участвовать в публичном выступлении;

  • применять полученные знания для принятия решений в конкретных условиях работы лечебных учреждений в целях повышения качества медицинского обслуживания, его экономической и социальной эффективности;

  • находить, читать и анализировать экономическую информацию, статистические данные, экономические расчёты, данные социологических опросов, таблицы, схемы, графики, диаграммы, необходимые для рациональных экономических действий, в том числе в условиях инфляции, безработицы, с целью защиты прав потребителя.

2. Краткое содержание учебного курса.

Введение.

История возникновения и становления экономики, этапы её развития. Отечественная экономическая мысль. Современные экономические школы Запада. Предмет экономической науки. Экономика как сфера деятельности людей. Метод экономической науки, её функции. Структура экономической науки. Роль и значение экономических знаний в формировании современного экономического мышления врача.

Тема № 1. Общество и экономика.

Экономика как объект изучения и объект управления. Макроэкономика. Микроэкономика. Ресурсы. Производство и его факторы. Ограниченность ресурсов. Технологический выбор в экономике. Производство и воспроизводство. Разделение труда. Здравоохранение как особая отрасль экономики. Основные цели экономики. Экономические системы. Экономические институты.

Тема № 2. Общая характеристика рыночной экономики.

Условия и причины возникновения, развития товарного производства. Экономическое и неэкономическое благо. Товар. Потребительная стоимость. Меновая стоимость. Трудовая теория стоимости. Теория предельной полезности. Медицинская услуга как товар. Здоровье и рынок. Сущность денег, их функции. Формы денег и их эволюция. Сущность рынка, его структурные элементы, институты, функции. Рынки взаимосвязанных товаров и услуг. Инфраструктура рынка. Конъюнктура рынка. Переходная экономика. Характеристика и структура российского хозяйства.

Тема № 3. Экономические основы теории спроса и предложения.

Спрос. Индивидуальный и рыночный спрос. Предложение. Законы спроса и предложения. Кривые спроса и предложения. Детерминанты спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения и ее измерение. Рыночное равновесие, его виды. Рыночный механизм. Роль цен в экономике. Конкуренция и структура рынка. Антимонопольное регулирование. Основы потребительского поведения.

Тема №4. Национальная экономика: цели и результаты. Роль государства в рыночной экономике.

Основные цели и инструменты макроэкономики. Система национальных счетов. ВНП, ВВП, ЧНП. Национальный доход. Доходы. Личный доход. Неравенство и перераспределение. Человеческий капитал. Совокупные спрос и предложение. Макроэкономическое равновесие. Экономический рост. Модели роста. Экономические циклы. Цели и инструменты государственного регулирования экономики. Рынок труда. Виды и уровень безработицы. Методы регулирования занятости населения. Заработная плата её формы и системы. Основные направления социальной политики государства. Здравоохранение в системе общественного воспроизводства.

Тема № 5. Финансово-кредитная система социально-рыночной экономики.

Денежная система. Закон денежного обращения. Виды кредитных денег. Денежная масса, её показатели (агрегаты). Финансовые институты. Кредитно-банковская система, ее институты: депозитные учреждения, страховые компании, частные пенсионные фонды, инвестиционные фонды и компании. Сущность, функции и виды банков, их экономическая роль. Банковские операции. Ценные бумаги, их виды. Рынок ценных бумаг, фондовая биржа. Фискальная политика. Госбюджет. Основные статьи доходов и расходов госбюджета. Налоги. Налоговая система.

Тема № 6. Основы предпринимательства.

Основы прикладной экономики. Предпринимательство. Сферы и виды предпринимательской деятельности. Фирма. Организационно-правовые формы предприятий. Бухгалтерские и экономические издержки и прибыль. Производительность. Оценка результатов хозяйственной деятельности. Основы бухгалтерского учета. Понятие банкротства. Этика предпринимательства и социальная ответственность.

Тема № 7. Основы маркетинга.

Социально-экономическая сущность маркетинга, его принципы, методы и функции. Содержание маркетинговой деятельности: анализ рыночных возможностей, отбор целевых рынков, разработка комплекса маркетинга, комплекс вспомогательных систем маркетинга. Основы теории поведения покупателей. Социальный маркетинг. Маркетинг медицинских услуг, маркетинг рынка лекарственных препаратов, диагностических, страховых и других услуг.

Тема № 8. Экономика здравоохранения.

Предмет, методы и задачи здравоохранения. Характеристика отношений собственности в здравоохранении. Медицинские услуги как товар. Рынок медицинских услуг. Финансовый механизм здравоохранения.

2.1. Распределение часов по разделам, темам и видам учебных занятий по дисциплине «Основы

экономических знаний».

Всего

часов

в том числе

аудиторные занятия

Форма

итогового контроля

ауд. раб.

сам. работа

лекции

семинары

72

10

62

4

6

зачет

Наименование тем

Всего часов

в том числе

лекций

семинарских

сам. работа

Введение в экономическую науку. Общество и экономика. Предмет и метод экономической науки.

10

1

1

8

Общая характеристика рыночной экономики.

8

-

-

8

Экономические основы теории спроса и предложения.

10

1

1

8

Национальная экономика: цели и результаты. Роль государства в рыночной экономике.

8

-

-

8

Финансово - кредитная система социально – рыночной экономики.

8

-

-

8

Основы предпринимательства.

10

1

2

7

Основы маркетинга.

8

-

-

8

Экономика

.здравоохранения

10

1

2

7

Итого в семестре

72

4

6

62

Всего по дисциплине

72

4

6

62

2.2. Тематика и планы лекций.

лекции

кол.час.

Наименование темы и

перечень вопросов лекции

Задание на самостоятельную работу

1.

1

Введение в экономическую науку. Общество и экономика. Предмет и метод экономической науки.

1.Возникновение, развитие и значение экономической науки. Современные экономические школы Запада.

2. Предмет, метод, функции и структура экономической науки.

3. Экономика как объект изучения и объект управления. Система потребностей. Экономическая организация производства и ограниченность ресурсов.

3.1.а.1, 3.1.б.10

Отечественная экономическая мысль XIX – нач. XX вв. Кривая производственных возможностей. Проблема оптимального выбора в экономике.

2.

1

Экономические основы теории спроса и предложения.

1.Спрос и предложение. Кривые, детерминанты.

2.Рыночное равновесие. Равновесная цена.

3.Эластичность спроса и предложения.

4.Конкуренция. Антимонопольное регулирование.

3.1.а.2

Роль цен в экономике.

3.1.б.11

Конкуренция. Антимонопольное регулирование.

3.

1

Основы предпринимательства.

1.Основы прикладной экономики. Предпринимательство, его сферы и формы.

2.Финансовые источники в предпринимательстве и результирующие показатели хозяйственной деятельности, их специфика в ЛПУ.

3.Основы бухучёта.

3.1.б.12

Формы партнёрских связей в предпринимательстве.

3.1.а.1, 3.1.б.18

Издержки производства.

3.2.в.3

Организационно - правовые формы учреждений здравоохранения.

4.

1

Экономика здравоохранения.

1. Предмет, задачи экономики здравоохранения.

2. Характеристика отношений собственности в здравоохранении. Структура собственности.

3. Медицинские услуги как товар. Основные показатели деятельности медицинских учреждений.

7, 8

Специфические особенности рынка медицинских услуг

2.3. Темы, выносимые на самостоятельное изучение.

Наименование темы и

перечень вопросов

Задание на самостоятельную работу

Общая характеристика рыночной экономики.

1.Цивилизация, её типы. Эволюция хозяйственных систем. Переходная экономика.

2.Товар, его свойства. Деньги, их сущность, функции.

3.Рынок, его принципы, инфраструктура, конъюнктура. Здоровье и рынок.

3.1.б.11

Характеристика и структура российского хозяйства.

3.1.б.18

Здравоохранение в системе рыночных отношений.

Национальная экономика: цели и результаты. Роль государства в рыночной экономике.

1.Макроэкономика: цели и инструменты, показатели. Здравоохранение в системе общественного воспроизводства.

2.Совокупные спрос и предложение. Макроэкономическое равновесие.

3.Роль государства в рыночной экономике. Экономические функции государства. Социальная политика.

3.1.а.1, 3.1.а.2,

3.1.а.7

Модели экономического роста.

Человеческий капитал. Неравенство и перераспределение доходов.

Здравоохранение в системе общественного воспроизводства.

Финансово-кредитная система социально-рыночной экономики.

1.Кредитно-банковская система, её институты, структура.

2.Ценные бумаги. Рынок ценных бумаг.

3.Госбюджет, доходы, расходы. Налоги, налоговая политика.

3.1.а.2

Денежная масса, её показатели.

3.1.б.12

Регулирующая функция налогов.

Основы маркетинга.

1.Сущность, принципы, методы и функции маркетинга.

2.Разработка товара (услуги) и его позиционирование на рынке. Социальный маркетинг. Маркетинг медицинских услуг.

3.Реклама, сервис, сбыт как функции маркетинга.

3.1.б.21, 3.1.б.22

Отбор целевых рынков. Коммуникационная политика. Система маркетинговой информации.

2.4. Планы семинарских занятий.

занятия

кол.час.

Вопросы к обсуждению

на семинарских занятиях

Задание на самостоятельную работу

1.

1

Введение. Общество и экономика. Предмет и метод экономической науки.

1.Предистория и история экономической науки, её структура и последовательность изучения.

2.Предмет, метод и функции экономической науки.

3.Производство: ресурсы, факторы. Проблема ограниченности ресурсов: абсолютная и относительная, экономическая. Принцип рациональности в экономике.

3.2.в.2 с. 4 – 5,

3.1.а.1 с. 14–16,

с. 30–32, с. 33-42,

с. 42-57

3.1.а.6 с. 4 – 6.

Отечественная экономическая мысль XIX- нач. XX вв. Кривая производственных возможностей.

2.

1

Экономические основы теории спроса и предложения.

1.Спрос и предложение, их законы, кривые, детерминанты. Эффекты: дохода, замещения, Гиффена. Основы теории потребительского поведения

2. Эластичность спроса и предложения, ее факторы.

3.Сущность и виды рыночного равновесия. Равновесная цена. Рыночный механизм. Конкуренция и монополия.

3.1.а.1 с.78-99,

3.1.а.1 с.525-527.

А. Маршалл и теория рыночного ценообразования.

3.1.а.1 с.125-128

Антимонопольное законодательство.

3.

2

Основы предпринимательства.

1.Основы прикладной экономики. Предпринимательство, его сферы и формы.

2.Финансовые источники в предпринимательстве и результирующие показатели хозяйственной деятельности, их специфика в ЛПУ.

3.Основы бухучёта.

3.1.б.12

Формы партнёрских связей в предпринимательстве.

3.1.а.1, 3.1.б.18

Издержки производства.

3.2.в.3

Организационно - правовые формы учреждений здравоохранения.

4.

2

Экономика здравоохранения.

1. Предмет, задачи экономики здравоохранения.

2. Характеристика отношений собственности в здравоохранении. Структура собственности.

3. Медицинские услуги как товар. Основные показатели деятельности медицинских учреждений.

7, 8

Специфические особенности рынка медицинских услуг

2.5.Методические указания к контрольным работам.

Номера вопросов и тестовых заданий контрольной работы.

Пред-последняя цифра

Последняя цифра в номере

зачетной книжки

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1;

1,26

53,79

2;

2,27

54,80

3;

3,28

55,81

4;

4,29

56,82

5;

5,30

57,83

6;

6,31

58,84

7;

7,32

59,85

8;

8,33

60,86

9;

9,34

61,87

10;

10,35

62,88

1

11;

11,36

63,89

12;

12,37

64,90

13;

13,38

65,91

14;

14,39

66,92

15;

15,40

67,93

16;

16,41

68,94

17;

17,42

69,95

18;

18,43

70,96

19;

19,44

71,97

20;

20,45

72,98

2

21;

21,46

73,99

22;

22,47

74,

100

23;

23,48

75,

101

24;

24,49

76,

102

25;

25,50

77,

103

26;

26,51

78,

104

27;

27,52

79,

105

28;

28,53

80,

106

1;

29,54

81,

107

2;

30,55

82,

108

3

3;

31,56

83,

109

4;

32,57

84,

110

5;

33,58

85,

111

6;

34,59

86,

112

7;

35,60

87,

113

8;

37,61

88,

114

9;

38,62

89,

115

10;

39,63

90,

116

11;

1,28

55,82

12;

2,29

56,83

4

13;

3,30

57,84

14;

4,31,58,85

15;

5,32

59,86

16;

6,33

60,87

17;

7,34

61,88

18;

8,35

62,89

19;

9,35

63,90

20;

10,36

64,91

21;

11,37

65,92

22;

13,38

66,93

5

23;

14,40

67,94

24;

15,41

68,95

25;

16,42

69,96

26;

17,43

70,97

27;

18,44

71,98

28;

19,45

72,99

1;

20,46

73,

100

2;

21,47

74,

101

3;

22,48

75,

102

4;

23,49

76,

103

6

5;

24,50

77,

104

6;

25,51

78,

105

7;

26,52

79,

106

8;

27,53

80,

107

9;

28,54

81,

108

10;

29,55

82,

109

11;

30,56

83,

110

12;

31,57

84,

111

13;

32,58

85,

112

14;

33,59

86,

113

7

15;

34,60

87,

114

16;

35,61

88,

115

17;

36,62

89,

116

18;

1,27

55,80

19;

2,28

56,81

20;

3,29

57,82

21;

4,30

58,83

22;

5,31

59,84

23;

6,32

60,85

24;

7,33

61,86

8

25;

8,34

62,87

26;

9,35

63,88

27;

10,36

64,89

28;

11,37

65,90

1;

12,38

66,91

2;

13,39

67,92

3;

14,40

68,93

4;

15,41

69,94

5;

16,42

70,95

6;

17,43

71,96

9

7;

18,44

72,97

8;

19,45

73,98

9;

20,46

74,99

10;

21,47

75,

100

11;

22,48

76,

101

12;

22,49

77,

102

13;

23,50

78,

103

14;

24,51

79,

104

15;

25,52

80,

105

16;

26,53

81,

106

Общие требования к написанию контрольной работы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров (1)

    Учебно-методическое пособие
    «История экономики»./ Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  2. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров (2)

    Учебно-методическое пособие
    «Основы экономической теории»./ Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  3. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров (3)

    Учебно-методическое пособие
    «История экономических учений»./ Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  4. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080100 экономика, квалификация (степень) «бакалавр») (1)

    Учебно-методическое пособие
    ЭКОНОМИКА. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  5. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080100 экономика, квалификация (степень) «бакалавр») (2)

    Учебно-методическое пособие
    ЭКОНОМИКА. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.

Другие похожие документы..