Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Памятка'
«Памятка по подготовке документов Архивного фонда Удмуртской Республики к передаче на постоянное хранение в государственный, муниципальный архив» (да...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 25 июня 2010 года в __ часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.02 ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. ...полностью>>
'Документ'
Відповідно до Національної програми правової освіти населення, затвердженої Указом Президента України від 18.10.2001 № 992/2001, згідно п. 4 Положенн...полностью>>
'Документ'
261212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины для преподавателей по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция (1)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Психология

Возрастная психология

Часть 1.

Учебно-методический комплекс дисциплины
для преподавателей по специальности

История с дополнительной специальностью юриспруденция

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет
имени В.М. Шукшина»

Психология

Возрастная психология

Часть 1

Учебно-методический комплекс дисциплины
для преподавателей по специальности

История с дополнительной специальностью юриспруденция

Бийск
БПГУ имени В.М. Шукшина
2009

ББК 88

П 86

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
им. В.М. Шукшина

Рецензент:

канд. психол. наук, доцент Н.И. Трубникова

П 86 Психология. Возрастная психология. Часть 1 [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины для преподавателей по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция / Авторы-составители: И.Н. Протасова, Н.Е. Варшавская; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: ГОУ ВПО «БПГУ имени В.М. Шукшина», 2009. – 129 с. – 50 экз.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция.

Ó БПГУ имени В.М. Шукшина, 2009.

Ó Сост.: И.Н. Протасова, Н.Е. Варшавская, 2009.

Учебно-методическое издание

Психология

Возрастная психология

Часть 1

Авторы-составители:

Ирина Николаевна Протасова

Надежда Евгеньевна Варшавская

Учебно-методический комплекс дисциплины

для преподавателей по специальности

История с дополнительной специальностью юриспруденция

Сдано в набор 10.02.2009. Подписано в печать .
Формат 60х90/8. Гарнитура Times. Бумага офсетная. Печать оперативная.
Усл. печ. л. . Тираж экз.
Заказ , с. (сп.) .

Редакционно-издательский отдел Бийского педагогического государственного
университета им. В.М. Шукшина – 659333, г. Бийск, ул. Короленко, 53.

УППЛ Бийского педагогического государственного
университета им. В.М. Шукшина – 659333, г. Бийск, ул. Короленко, 55/1.

1. Учебная программа

Утверждаю

Декан факультета

____________________

«_____» ____________

Рабочая программа

Кафедра ____________________________психологии________________________________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

Шифр и наименование дисциплины _______ОПД.Ф.01 Психология (Возрастная психология)

(шифр с указанием цикла подготовки (ГЭС, ЕН, ОПД, ДС, СД), наименование дисциплины)

Статус _______________________________обязательная_______________________________

(обязательная, элективная, факультативная)

Специальности (направления) 0504.01.65 -история с дополнительной специальностью юриспруденция__________________________________________________________________

коды специальностей (направлений)

Формы обучения______________________________дневная____________________________

(дневная, заочная)

Объем дисциплины ________________________64____________________________________

(общий объем дисциплины, час.)

Распределение по семестрам

Номер семестра

Учебные занятия

Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Общий объем

В том числе

Аудиторные

Самостоят. работа

Всего

Из них

Лекции

Лабор.

Практ.

Возр.

психол.

64

32

18

4

10

32

Зачет

Модуль 3. Возрастная психология (2 семестр)

Требования ГОС к содержанию курса

ОПД.Ф.01. «Возрастная психология»

Возрастная психология. Предмет, задачи, методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Особенности развития ребенка в разных возрастах.

Разработчики: И.Н.Протасова, Н.Е.Варшавская

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры психологии

Заведующий кафедрой _____________________ Н.Е.Варшавская

Одобрена Ученым советом факультета истории и права

«_______»_____________________ Председатель ____________________

Пояснительная записка

«Возрастная психология» является базовым теоретическим курсом психологии, дающим профессионально значимую систему знаний для будущих педагогов. При изучении возрастной психологии основной задачей является усвоение знаний о возрастной динамике психического развития, возрастных особенностях психического развития, а также предпосылках, условиях и движущих силах развития. Студенты должны получить представление о периодизации психического развития, категории возраста, роли ведущей деятельности в развитии, основных новообразованиях. Основные разделы курса - теории психического развития в отечественных и зарубежных исследованиях, развитие человека на разных возрастных этапах.

Содержание курса ориентировано как на требования государственного образовательного стандарта по направлению «Педагогическое образование», так и на учебные планы, действующие в реальном образовательном процессе вуза. Содержание курса «Возрастная психология» построено в соответствии с положениями отечественных и зарубежных теорий возрастного развития и актуальными проблемами современной теории и практики образовательного процесса.

Основной целью курса является формирование педагогической позиции и профессиональной компетентности будущего учителя на основе понимания возрастных особенностей ребёнка и осмысления механизмов, закономерностей и факторов возрастного развития.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

- формирование у студентов научного представления о сущности и закономерностях возрастного развития;

- обеспечение понимания возрастных особенностей человека и его проблем на каждом возрастном этапе и наполнения предметных знаний личностным смыслом;

- формирование умений диагностической и прогностической деятельности в отношении детей и обеспечение готовности к выполнению таких видов педагогической деятельности как коммуникативная, управленческая, проектировочная, исследовательская.

В процессе изучения возрастной психологии студенты должны усвоить общие закономерности психического развития и формирования личности ребенка, научиться понимать внутренний мир школьника на разных этапах его развития, самостоятельно исследовать потенциальные возможности учащихся, выявлять их интересы и склонности, причины отставания в учении, выбирать пути устранения проблем.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший возрастную психологию, должен

Знать: основные понятия возрастной психологии; механизмы перехода с одной возрастной стадии на другую; закономерности и показатели развития; новообразования каждого возрастного периода; условия и факторы, определяющие особенности развития в каждый возрастной период.

Уметь: понимать возрастные особенности человека и его проблемы; взаимодействовать с детьми разных возрастов.

Владеть навыками диагностической и прогностической деятельности в отношении детей.

Место курса в общепрофессиональной подготовке

Курс является обязательной общепрофессиональной дисциплиной (федеральный компонент) и обеспечивает получение студентами базовых знаний о динамике психического развития, закономерностях функционирования психики в зависимости от возраста. Курс связан межпредметными связями со всеми базовыми дисциплинами общепрофессинальной подготовки (цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины) и рядом дисциплин специальной (цикл ДС - дисциплины специализации) подготовки учителя.

Курс читается один семестр и состоит из одного модуля. Итогом курса является зачет.

Требования к зачету

Для получения зачета необходимо выполнить программу аудиторной и самостоятельной работы. Зачет проводится в форме устных ответов на вопросы.

Тематический план курса и распределение часов

Предлагаемая программа и распределение часов по темам предназначены для обучения студентов по очной дневной форме обучения. Тематический план и распределение часов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Тематический план и распределение часов

Раздел

Тема

Лекции

Семинары

Лаб. зан.

Самост.

работа

Раздел 1.

Методологические проблемы возрастной психологии.

Тема 1. Введение в возрастную психологию.

2

2

2

Тема 2. Предпосылки, условия и движущие силы психического развития личности в зарубежных теориях психического развития.

4

2

6

Тема 3. Роль общения и деятельности в психическом развитии ребенка в работах отечественных исследователей.

2

4

Раздел 2.

Развитие человека на разных возрастных этапах

Тема 1. Психическое развитие в дошкольном возрасте.

2

2

2

Тема 2. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.

2

2

Тема 3. Психическое развитие в подростковом возрасте.

4

4

8

Тема 4. Психическое развитие в юношеском возрасте.

2

2

2

8

Итого

18

10

4

32

Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Методологические проблемы возрастной психологии

Введение в возрастную психологию.

История развития возрастной психологии. Предмет возрастной психологии. Связь возрастной психологии с психологическими дисциплинами и другими науками. Проблема метода исследования психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Психологический возраст. Нормы психического развития. Эволюция детства в истории человечества. Исторический характер понятия «детство» (Д.Б. Эльконин).

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития личности в зарубежных теориях психического развития:

Концепция рекапитуляции. Нормативный подход. Теория трех ступеней детского развития. Концепции соотношения двух факторов психического развития ребенка (К.Бюлер, ВШтерн, З.Фрейд). Теории развития как научения (Э.Торндайк, Б.Скиннер). Основные подходы к проблеме периодизации психического развития (А.Валлон, З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже).

Роль общения и деятельности в психическом развитии ребенка в работах отечественных исследователей.

Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина, Основные категории возрастной психологии (социальная ситуация развития, кризисы развития, ведущий вид деятельности, новообразования). Ведущая деятельность и ее значение для развития личности и психических процессов. Смена ведущей деятельности на различных возрастных этапах. Общение со взрослыми как условие психического развития ребенка на разных этапах развития.

Раздел 2. Развитие человека на разных возрастных этапах

Психическое развитие в дошкольном возрасте.

Характеристика психического развития младенца. Кризис 1 года как переход от младенчества к раннему детству. Характеристика психического развития в раннем детстве. Предметно-орудийная деятельность – ведущая деятельность ребенка раннего возраста. Кризис трех лет - Перестройка социальных отношений. Характеристика психического развития старшего дошкольника. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Природа и специфические особенности игры. Типология игр.

Психическое развитие в младшем школьном возрасте.

Характеристика социальной ситуации развития. Проблема психологической готовности к школе. Кризис 7 лет, его причины и особенности протекания. Рождение социального «Я» ребенка (Л.И.Божович). Учение как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Особенности личностного развития и основные новообразования в младшем школьном возрасте. Переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Развитие внутреннего плана действия и познавательной рефлексии. Развитие самоконтроля и приемов управления познавательными процессами. Преодоление непроизвольности. Специфика общения со взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте.

Психическое развитие в подростковом возрасте.

Пубертатный кризис. Связь физиологических и психологических особенностей подростков. Основные причины кризисного характера переходного периода – система отношений взрослых к подросткам.

Общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте. Особенности межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в подростковом возрасте. Возникновение интимно-личностного общения со сверстниками. Общение и обособление. Подросток в неформальных молодежных объединениях.

Развитие познавательных психических процессов в подростковом возрасте. Основные новообразования у подростков. «Чувство взрослости» и формы его проявления. Самосознание как «перенесенная внутрь» форма социального сознания.

Психическое развитие в юношеском возрасте.

Общая характеристика юношеского возраста. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте. Профессиональное и нравственное самоопределение Жизненные планы старшеклассников. Психологическая готовность к самоопределению. Особенности самопознания. Притязания на уникальность.

Роль общения в юности. Особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Психология юношеской дружбы и любви. Потребность в общении с кумиром и референтной группой. Особенности развития когнитивной сферы в юношеском возрасте.

Тематика лекционных занятий (18 часов)

Введение в возрастную психологию (2 часа).

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития личности в зарубежных теориях психического развития (4 часа).

Роль общения и деятельности в психическом развитии ребенка в работах отечественных исследователей (2 часа).

Психическое развитие в дошкольном возрасте (2 часа).

Психическое развитие в младшем школьном возрасте (2 часа).

Психическое развитие в подростковом возрасте (4 часа).

Психическое развитие в юношеском возрасте (2 часа).

Тематика семинарских занятий (10 часов)

Периодизация психического развития.

Психологическая готовность к школе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины для преподавателей по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция (2)

    Учебно-методический комплекс
    П 86 Психология. Общая психология. История психологии. Часть 1 [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины для преподавателей по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция / Автор-составитель: И.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе»

    Учебно-методический комплекс
    В основе курса заложено обучение будущего специалиста практическим навыкам социального проектирования, которые дополняются технологиями прогностики, диагностики и моделирования социальных процессов и объектов.
  3. Учебно-методический комплекс политология высшее профессиональное образование направления подготовки (бакалавр) 030500. 62 Юриспруденция

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин протокол от 27 января 2011№5
  4. Учебно-методический комплекс философия высшее профессиональное образование направления подготовки (бакалавр) 030500. 62 Юриспруденция

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс подготовлен Дедяевым Ю.М., заведующим кафедрой Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидатом исторических наук,
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Прокурорский надзор Челябинск

    Учебно-методический комплекс
    Разработанные преподавателем и утвержденные кафедрой требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»,

Другие похожие документы..