Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1.4. Банковские реквизиты УФК по Иркутской области (МОУ СОШ №1 г.Свирска л/сч 029043 10 (общий), ИНН 382 7200, КПП 382001001, счет № 402048109 15 (рас...полностью>>
'Курс лекций'
Лекция 2. «Профессионализм» в гуманитарном знании: социальные функции и символические ресурсы. Свобода, ответственность и успешность проекта «быть со...полностью>>
'Документ'
Меня зовут Илья, я учусь в пятом классе Моринской средней школы. Я живу с мамой и дедушкой. Мне 11 лет. Я понимаю, что ещё не совсем взрослый, но я х...полностью>>
'Информационный бюллетень'
Наша ЦРБ имеет лицензию на оказание стационарной специализированной медицинской помощи по терапии и первичной медико-санитарной помощи по кардиологии...полностью>>

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» выполняется в ходе подготовки к экзаменационной сессии

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство по образованию и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально педагогический

университет»

Институт лингвистики

Кафедра русского языка и культуры речи

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ

И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

дисциплины

«Русский язык и культура речи»

Для студентов заочной формы обучения

направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучения (по отраслям)

профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»

Екатеринбург

2011

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» выполняется в ходе подготовки к экзаменационной сессии I курса и сдается преподавателю в сроки, определенные учебным планом.

Для успешного выполнения работы рекомендуется использовать учебники, учебные пособия, справочники и словари по русскому языку, список которых приводится в данном издании. Полезно также обратиться к материалу, изложенному в установочных лекциях по предмету.

Каждый студент выполняет свой индивидуальный вариант работы (по последней цифре номера зачетной книжки) в тетради с полями (следует указать вариант работы). Возможно выполнение работы на листах формата А4.

Контрольная работа состоит из пяти блоков, соответствующих уровневому членению языка. Каждый блок подразделяется на несколько (1 – 5) заданий.

БЛОК I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Содержит задания, отражающие проблемы, связанные с нормами постановки ударения (акцентологические нормы). Для выполнения данных заданий необходимо использовать нормативные словари русского литературного языка, перечисленные в списке литературы.

Расставьте ударения.

Образец: звонит (неправ. звонит).

Примечания: 1. В случае, когда словари допускают варианты ударения, дополнительный вариант ударения также указывается, но, в отличие от основного – в скобках: договор (договор)

2. Иногда «мнения» словарей могут расходиться, поэтому желательно не ограничиваться при выполнении этого задания только одним словарем. Рекомендуется использовать словари, изданные в последние годы.

БЛОК II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

В заданиях необходимо найти ошибки, допущенные при образовании слов, и исправить их.

Образец: Малыши весь день игрались в песочнице. – Малыши весь день играли в песочнице.

Примечания: ошибку и исправленный вариант нужно подчеркнуть.

БЛОК III. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

В данном блоке представлен комплекс заданий на проверку знания морфологических норм (нормы образования форм слов различных частей речи) и синтаксических норм (нормы употребления форм слов в словосочетании и предложении, нормы построения предложений). В каждом варианте представлен свой блок заданий.

Образцы заданий:

1. Образуйте формы именительного падежа множественного числа.

Образец: бухгалтер – бухгалтеры; выбор – выборы.

2. Образуйте формы родительного падежа множественного числа.

Образец: цыгане – (кого?) цыган; гольфы – (чего?) гольфов; носки – (чего?) носков и носок.

3. Определите род имен существительных и составьте словосочетания (прилагательное и существительное).

Образец: мозоль, женский род – большая мозоль; жюри, средний род – строгое жюри; вуз, мужской род – известный вуз; сладкоежка, общий род – маленький (маленькая) сладкоежка.

4. Образуйте от существительных во множественном числе существительные в единственном числе. Определите род.

Образец: туфли – туфля (женский род); жирафы – жираф (мужской род) и жирафа (женский род).

5. Образуйте формы единственного числа повелительного наклонения глаголов.

Образец: (что сделать?) вырезать – (что сделай?) вырежи и вырежь; (что делать?) вырезать – (что делай?) вырезай.

6. Образуйте от глаголов деепричастия (если это возможно), сохраняя вид. Определите, от каких глаголов нельзя образовать деепричастия.

Образец: (что делать?) спешить – (что делая?) спеша; (что сделать?) посмотреть – (что сделав?) посмотрев; (что сделать?) собраться – (что сделав?) собравшись; (что сделать?) испечь – (что сделав?) испёкши.

От глаголов беречь, вить, тонуть, плясать и др. деепричастия не образуются.

7. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).

Образец: Семьсот сорок восемь

Родительный (кого? чего?) – семисот сорока восьми.

Дательный (кому? чему?) – семистам сорока восьми.

Творительный (кем? чем?) – семьюстами сорока восемью.

8. Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.

Образец: 1) На Гоголевской улице живут двое английских девушек. – На Гоголевской улице живут две английские девушки.

2) Подъезжая к станции, с него слетела шляпа. – Когда он подъезжал к станции, с него слетела шляпа.

3) В этом году мы отдыхали в Сочах. – В этом году мы отдыхали в Сочи.

Примечание: ошибку и исправленный вариант нужно подчеркнуть.

БЛОК IV. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Данный блок включает задания, связанные с лексическими нормами, а именно: проблемы лексической сочетаемости, связанной с употреблением синонимов, антонимов, паронимов, многозначных слов, омонимов. Кроме того, в нем представлены задания, связанные с использованием новой и устаревшей лексики, с употреблением слов иноязычного происхождения. В последнем задании представлены предложения, в которых допущены ошибки следующих видов: многословие (плеоназм, тавтология), лексическая неполнота высказывания, употребление слов в несвойственном им значении.

Образцы заданий:

1. Объясните значение слов с разным ударением.

Образец: трусить – бояться чего-либо, пасовать перед чем-либо;

трусить – бежать трусцой.

2. Укажите, какие из слов являются многозначными. Объясните их возможные значения.

Образец: Проповедь. 1.Религ. Речь религиозно-поучительного характера, которая произносится священником в церкви. 2.Перен. Речь, содержащая советы, указания, как себя вести; поучение, мораль, нотация.

3. Подберите к каждому слову по два синонима.

Образец: фальшивый – искусственный, поддельный.

4. Объясните значения слов-паронимов.

Образец: длинный (протяженный) – длительный (долговременный).

5. Из поставленных в скобки слов выберите нужный вариант.

Образец: Искусство переживало в средние века свой (апогей / расцвет). – Искусство переживало в средние века свой расцвет.

6. Подберите к прилагательным по два антонима.

Образец: подъем – спад, снижение.

7. Объясните значения слов иноязычного происхождения.

Образец: Одиозный – крайне неприятный, вызывающий к себе крайне отрицательное отношение; ненавистный. Этот политик – весьма одиозная личность.

8. Объясните значения фразеологических выражений. Составьте с каждым из них по одному предложению.

Образец: Седьмая вода на киселе – очень дальний родственник. Тетю Асю я знал плохо, она была мне седьмая вода на киселе.

9. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.

Образец: Это событие имело огромную роль в его жизни. – Это событие играло огромную роль в его жизни. Или: Это событие имело огромное значение в его жизни.

Примечание: ошибку и исправленный вариант нужно подчеркнуть.

10. Найдите ошибки, обусловленные нарушением лексических норм. Исправьте предложения.

Образец: Один поступок брата привел меня в неясность. – Один поступок брата остался для меня неясным.

Примечание: ошибку и исправленный вариант нужно подчеркнуть.

БЛОК V. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

В данном блоке представлены задания, связанные с нормами уместности употребления слов и словосочетаний в соответствии с функциональным стилем, а также с правилами языкового оформления текстов официально-делового, научного и публицистического стилей. Выполняющему задание следует знать, что в русском языке существует 5 функциональных стилей: разговорный, художественный, официально-деловой, научный и публицистический. Их языковое оформление различается прежде всего лексикой. В сфере употребления лексики выделяют слова нейтральные (межстилевые), которые употребляются всеми и при любых условиях, например, делать, слово, нормальный и т.д., и стилистически окрашенные, которые закреплены за определенными формами языка (письменно-книжной или устной) и стилями, например, сертификат – книжная окраска, употребляется в официально-деловом стиле, стабилизатор – книжная окраска, употребляется в научном стиле, гласность – книжная окраска, употребляется в публицистическом стиле, очи – книжная окраска, употребляется в художественном стиле, барахло – разговорная окраска, употребляется в разговорном стиле.

Первое задание в данном блоке связано с определением стилистической окраски предложенных слов.

1. Определите, какую стилистическую окраску имеют данные слова (книжную (укажите, в каких функциональных стилях могут использоваться) или разговорную).

Образец: миролюбивый книжная, публицистический; резолюция – книжная, официально-деловой; крохобор – разговорная.

Второе задание в данном блоке связано с комплексным стилистическим анализом, предполагающим доказательство принадлежности текста к определенному стилю (одному из трех: научному, официально-деловому или публицистическому) с точки зрения особенностей лексики, морфологии и синтаксиса. Ниже представлены языковые черты стилей на разных уровнях языка. Выполняющему работу рекомендуется ознакомиться с предложенными характеристиками стилей и выделить в тексте задания только те черты, которые представлены наиболее ярко.

2. Определите, к какому стилю принадлежит текст. Приведите доказательства.

Образец выполнения задания.

Одним из возможных механизмов, обеспечивающих сокращение периода реализации объекта, является понижение его цены при информированности об этом снижении потенциальных покупателей. В этом случае происходит повышение объема спроса на этот объект, что при прочих равных условиях, как правило, увеличивает вероятность скорейшей реализации объекта, то есть сокращает ожидаемый период реализации.

Данный текст относится к научному стилю, потому что в нем используются:

  1. термины: механизм, период реализации, объект, цена, объем спроса и т.п.;

  2. абстрактные существительные, не являющиеся терминами: случай, условие, правило, вероятность и т.п.;

  3. отглагольные существительные: сокращение, реализация, понижение, снижение и т.п.;

  4. причастный оборот: «механизмов, обеспечивающих сокращение периода реализации объекта»;

  5. вводное словосочетание: как правило.

6) цепочки слов в родительном падеже: «сокращение периода реализации объекта», «повышение объема спроса» и т.д.

Язык научного стиля

  1. Лексический уровень

– узкоспециальная терминология (специфические термины данной науки), например, процессор, лизинг, девиантное поведение и т.п.;

– общенаучная лексика (термины, употребляющиеся в разных областях науки), например, фактор, цель, эксперимент и т.п.;

– абстрактные существительные (не являющиеся терминами), например, возможность, обстоятельство, интерес и т.п.

  1. Морфологический уровень

– глаголы несовершенного вида в форме настоящего времени (отвечают на вопросы: что делаем? что делаете? что делает? что делают?), например, играете, решаем, использует, объясняют и т.п.;

– глаголы в страдательной форме (глаголы с – СЯ), например, используются, усложняются, рассматриваются и т.п.;

– отглагольные существительные (слова отвечают на вопросы: кто? что? – и образованы от глаголов), например, расширение, усложнение, описание и т.п.;

– причастия (слова отвечают на вопрос какой? и называют признак по совершаемому действию), например, находящийся, решаемый, рассмотренный и т.п.);

– деепричастия (слова отвечают на вопросы: что делая? что сделав? – и обозначают дополнительное действие), например, изучая, уменьшая, характеризуя и т.п.

  1. Синтаксический уровень

– авторское «МЫ» (личная конструкция: мы + глагол в личной форме, автор (о себе) + глагол в личной форме; безличная конструкция, страдательная конструкция), например, Далее мы представим классификацию затрат; Автор занимается данной проблемой долгое время (личные формы); На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод (безличная форма); В процессе проведения анализа принимаются следующие допущения (страдательная форма);

– сложные предложения с союзным словом который (в такой конструкции не меньше двух основ (подлежащее + сказуемое), например, Статьи затрат, которые мы не можем учесть отдельно, будут отражены в статье «прочие затраты» (в данном предложении две основы: статьи будут отражены и мы не можем учесть);

– причастные и деепричастные обороты (причастия и деепричастия с зависимыми словами), например, затраты, связанные с работой подразделения; уровень можно определить, оценив возможные затраты;

– однородные члены предложения (слова отвечают на один вопрос и являются одним членом предложения), например, Интонация перечисления, пояснения и противопоставления оформляет речь в текстовое единство;

– цепочки слов в форме родительного падежа (существительные связаны вопросами родительного падежа: кого? чего?), например, В данной работе рассматриваются проблемы доказательства (р.п.) вины (р.п.) предполагаемого загрязнителя (р.п.) и установления (р.п.) причинной связи (р.п.) между фактом экологического воздействия и ущербом;

– вводные слова и словосочетания (слова, грамматически не связанные с другими членами предложения), например, во-первых, таким образом, конечно и т.п.

Язык официально-делового стиля

  1. Лексический уровень

– профессиональные термины, например, контракт, налог, истец, страховое возмещение и т.п.;

– номенклатурная лексика (названия организаций, должностей, договоров, товаров), например, РГППУ, исполнительный директор и т.п.;

– канцеляризмы (слова, уместные только в официально-деловом стиле), например, надлежащий, по семейным обстоятельствам, вышестоящие инстанции, головные уборы и т.п.;

– слова, выражающие рациональную оценку (слова нейтральной окраски и канцеляризмы), например, достаточный уровень знаний, работа признана неудовлетворительной.

2. Морфологический уровень

– существительные, называющие лиц по производимому действию, например, квартиросъемщик, ответчик, производитель и т.п.;

– сложные слова (состоящие из двух основ), например, вышеуказанный, жизнеобеспечение, водоснабжение и т.п.;

– отглагольные формы слов (отглагольные существительные, причастия, деепричастия, глаголы в страдательной форме), например, компенсация (отглаг. сущ), определяющий (причастие), используя (деепричастие), гарантируется (страд. форма глагола) и т.п.;

– сложные отыменные предлоги и предложные сочетания, например, согласно договору, по прибытии на место, в течение указанного времени, ввиду сложившихся обстоятельств и т.п.

3. Синтаксический уровень

– предложения с цепочками однородных членов, например, Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения…;

– причастные обороты, например, Лицо, ответственное за радиационную безопасность, назначается приказом Генерального директора;

– деепричастные обороты, например, Учитывая размер уставного капитала, мы оставляем за собой право корректировки взноса;

– цепочки слов в форме родительного падежа, например, для применения (р.п.) мер (р.п.) общественного воздействия (р.п.).

Языковые особенности публицистического стиля

1. Лексический уровень

– книжные общеупотребительные слова и выражения разных тематических групп (выбор зависит от темы), например, уровень жизни, государство, гражданин, налогообложение, тоталитаризм, благотворительность, пиар и т.п.;

– газетно-публицистические штампы (устойчивые словосочетания, используемые в СМИ), например, встреча в верхах, пульс эпохи;

– средства выразительности (метафора, сравнение, эпитет; фразеологизмы, пословицы, афоризмы), например, продовольственная корзина, черное золото (о нефти) и т.п.;

– разговорная лексика (часто просторечие и жаргон), например, Видимо, решать проблему будет уралмашевская братва.

2. Морфологический уровень

– глаголы в личной форме (Наш корреспондент побывал на месте событий);

– глаголы в повелительном наклонении, например, представьте, подумайте, решайте и т.п.;

– существительные на -ИЯ, -ЦИЯ, -АЦИЯ, -ИЗМ, например, революция, монетизация, историзм и т.п.;

– слова оценочного характера с суффиксом -ЩИНА, например, военщина, дедовщина и т.п.;

– прилагательные в превосходной степени с суффиксами -ЕЙШ, -АЙШ, например, легчайший, труднейший;

– категория собирательных существительных и местоимений, например, каждый (Каждый пенсионер знает…), большинство (Большинство населения представляет…) и т.п.

3. Синтаксический уровень

– соединение книжных (полных предложений с причастными и деепричастными оборотами) и разговорных (неполных, безличных, с пропуском союза) конструкций, например, При поиске работы следует обращаться только в крупные агентства. В мелких – больше опасности нарваться на мошенников (первое предложение полное, во втором – пропущено слово «агентства»);

– использование средств выразительности, например, антитезы (Дума решает – народ расхлебывает), риторического вопроса (До каких пор мы будем рассчитывать на нефтяные доллары?), восклицательные предложения (Только представьте: скольких людей может спасти новое лекарство!);

– включение цитат, ссылок, прямой речи.

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

ВАРИАНТ 1

I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Расставьте ударения.

Баловать, банты, безудержный, безумолчный, бензопровод, благовест, вероисповедание, ветеринария, вечеря, включит, ободрить, христианин, щавель, новорожденный, танцовщица, осужденный, хозяева, премировать, соболезнование, мышление.

II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.

  1. Обожди, пожалуйста, несколько минут.

  2. Тренерша по волейболу имеет большой опыт работы с детьми.

  3. Нужно каждый год прививаться от гриппа.

III. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Образуйте формы родительного падежа множественного числа.

Джинсы, туфли, рельсы, румыны, гольфы, мандарины, плащ-палатка, торнадо, каникулы.

2. Определите род имен существительных и составьте с ними словосочетания.

Ранчо, пончо, жалюзи, Сочи, авеню, цунами, портье, тюль, шампунь, неряха, МИД.

3. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).

Триста семьдесят пять, двести сорок восемь, шестьсот тридцать девять.

4. Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.

1) В горах и долинах, в лугах и пастбищах уже появились весенние цветы.

2) В салат желательно добавить свежий киви.

3) Дверь открыла немолодая женщина в старомодных бигудях и теплом стеганом халате.

4) Президент указал о том, что переход к следующему этапу военных действий произойдет в декабре.

5) Собравшиеся голосовали за это решение обоими руками.

IV. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Объясните значения слов с разными ударениями.

ХарАктерный – характЕрный, вИдение – видЕние, склОнен – склонЁн, мОрщить – морщИть, Атлас – атлАс.

2. Объясните значения слов иноязычного происхождения. Составьте с ними предложения.

Адаптация, догматизм, интеграция, манипуляция, суверенитет.

3. Объясните значения фразеологических выражений. Составьте с каждым из них по одному предложению.

Ахиллесова пята, пиррова победа, класть под сукно, кровь стынет.

4. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.

1) Известно, какую важную роль в общении людей имеет личное обаяние.

2) Этот человек потертый калач – много повидал на свете.

3) Не мудрствуя долго, чиновники приняли новое постановление.

5. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения.

1) Парень бросал на подругу многозначные взгляды.

2) Представление обещало быть очень грандиозным.

3) Все родные страшно обрадовались нашему приезду.

4) Во дворе дети строят снежную бабу.

5) Из окон его пентхауса открывается очень прекрасный вид.

6) Все сотрудники отдела собрались на собрание.

7) Я не люблю однообразного труда, но с восторгом берусь за любую рутинную, творческую работу.

8) Меценатская помощь всегда связана с заинтересованностью в размещении рекламы.

5. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Определите, какую стилевую окраску имеют данные слова (книжную (укажите, в каких функциональных стилях могут использоваться) или разговорную).

Тезисы, контракт, болтовня, окружность, милосердие, объект, жалко, дружественный визит, обговорить, адресант, лаконичный, тоталитаризм, поразительный, дрыхнуть, брифинг.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Условия функционирования разговорной речи и роль внеязыковых факторов. Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи. Сфера функционирования, видовое разнообразие, языковые черты официально-делового стиля.
  2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (1)

    Методические рекомендации
    Выполнение контрольной работы прививает навыки самостоятельной исследовательской работы: целенаправленное изучение специальной литературы, оперирование основными понятиями науки.
  3. Учебно-методический комплекс русский язык и культура речи уровень основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    - ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) "бакалавр") утвержденный Министерством образования и науки РФ от 4 мая 2010 г N 464.
  4. Учебно-методический комплекс русский язык и культура речи (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс подготовлен Дедяевым Ю.М., заведующим кафедрой Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидатом исторических наук,
  5. Учебно-методический комплекс русский язык и культура речи (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс подготовлен Дедяевым Ю.М., заведующим кафедрой Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидатом исторических наук,

Другие похожие документы..