Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Цель: систематизировать знания педагогов о педагогических технологиях, их разновидностях и особенностях, знакомить с передовыми педагогическими технол...полностью>>
'Решение'
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ...полностью>>
'Документ'
Сердито оглядывая сотни наших врагов, предлагаю Поттеру помочь с сундуком, хотя прекрасно понимаю, как ему это неприятно. Какая-то загорелая второкур...полностью>>
'Документ'
Мы упорно ищем вечное где-то вдали; мы упорно обращаем внутренний взор не на то, что перед нами сейчас и что сейчас явно; или же ждем смерти, словно ...полностью>>

Москва «советская россия»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Владимир Мезенцев

О суевериях - всерьез

МОСКВА

«СОВЕТСКАЯ РОССИЯ»

1989

Научный редактор Е. В. Дубровский,

заслуженный работник культуры РСФСР

Художник С. В. Аладьев

Мезенцев В. А.

М44

О суевериях — всерьез.— М.: Сов. Россия, 1989.— 240 с.

Эта книга — попытка разобраться в неимоверно сложном, чрезвычайно запутанном а пестром мире человеческих суеверий, с научных позиций, в доступной для восприятия форме объяснить, что же в действительности скрывается если не за каждым (нельзя объять необъятное!), то хотя бы за наиболее типичными суеверными предрассудками. В поле зрения автора — и черные кошки и привидения, и амулеты, и предсказания будущего, и различные небесные «знамения», и множество других иррациональных поверий.

0403000000-074

М-105 (03)-89 ISBN 5—268—00031 —4

Владимир Андреевич Мезенцев. О СУЕВЕРИЯХ - ВСЕРЬЕЗ

Редактор В. Н. Шмельков

Художественный редактор Б. Н. Юдяин

Технические редакторы Р. Д. Рашковская и В. А. Преображенская

Корректор С. В. Мироновская

ИБ № 7028 Сдано в набор 09.09.88. Подп. в печать 30.01.89. А05016. Формат 84 X 108/32. Бум. типогр. № 2. Гарнитура обыкновенная новая. Печать высокая. Усл. печ. л. 12,6. Усл. кр.-отт. 12,81. Уч.-изд. д. 13,67. Тираж 100 000 экз. Заказ № 1318. Цена 70 к. Изд. инд. НА-122.

Ордена «Знак Почета» издательство «Советская Россия» Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 103012, Москва, проезд Сапунова, 13/15.

Книжная фабрика № 1 Государственного комитета РСФСР по долам издательств, полиграфии и книжной торговли. 144003, г. Электросталь Московской области, ул. им. Тевосяна, 25.

Издательство «Советская Россия», 1989 г.

Содержание

Приглашение к разговору 5

Десять томов предрассудков 8

Сказки «золотого века» 10

Храни меня, мой талисман! 14

О черней кошке и рассыпанной соли 16

Что сулит завтрашний день 18

Удивительные совпадения 20

Числовая эквилибристика 23

Суеверия и профессия 27

«Глупая дочка»... 30

«Самое дикое из всех»... 34

Ближайшие родственники 39

В лабиринтах сознания 41

Когда появляются призраки 41

На Британских островах, и не только... 43

От иллюзий до галлюцинаций 47

Всемогущее слово 50

Чудеса у «святых мест» 52

Внушение, внушение... 55

Секреты колдунов и знахарей 60

Их называли кликушами 62

Вещие сновидения бывают.. 64

Парадоксы сна 70

Диковинное в природе 75

И свет пугает 75

«Видения» феи Морганы 78

Горные тени 82

«Огни»- призраки 84

Когда небо пылает 85

Что падает с неба 88

Отчего покраснел гусь 90

Загадки холодного света 93

Кладбищенские «видения» 96

Секреты нетленности 98

Подземные тайны 100

«У страха глаза велики» 103

Исследует наука 109

Поговорим об интуиции 109

Бессознательное необходимо 112

На что человек способен 116

Злоключения «волшебной» лозы 119

Загадка остается 122

Хиромантия без мистики 123

Камни и суеверия 125

Дорога без конца 128

Послесловие 130

Приглашение к разговору

Во все века естественная философия встречала

докучливого и тягостного противника, а именно:

суеверие и слепое, неумеренное религиозное рвение.

Ф. Бэкон

Об этой случайной дорожной беседе в вагоне поезда дальнего следования я вспомнил, когда собирал материалы к книге.

...До Москвы оставалось меньше получаса езды. Многие пассажиры вышли в коридор, прильнули к окнам. Рядом со мной стояли мой сосед по купе, инженер, возвращавшийся из служебной командировки, и молодая девушка. Она заметно волновалась.

— Скоро Москва,— сказала негромко, как бы размышляя вслух. И уже громче, все так же ни к кому не обращаясь, продолжила: — Я уже знаю, что меня здесь ожидает. Наверняка провалюсь на экзаменах!

— Почему?— полюбопытствовал инженер.— Плохо подготовились? Или,— он улыбнулся,— увидели дурной сон?

— Не то и не другое,— с вызовом ответила девушка.— Я это чувствую.

Помолчала несколько секунд и спросила:

— А вы не верите в предчувствия?

Инженер пожал плечами:

— Смотря как это понимать...

— Ну, вот, например, чего-то ждешь, может быть, опасаешься, беспокоишься, думаешь об этом. Вдруг тебе как бы кто-то говорит: «Не волнуйся, все будет хорошо!» И сразу успокаиваешься. А в другой раз голос твердит: «Не надейся!»

— Иными словами, подсказывает, как он там у вас называется, внутренний голос?— В его словах звучала открытая ирония.

— У кого это у нас?

— Да у тех, кто верит в такую... — Увидев обиженное лицо девушки, он уже мягче закончил: — В такие неразумные вещи.

Она молчала. В разговор вмешался стоявший у соседнего окна пассажир, уже готовый к выходу, с большой хозяйственной сумкой в руках. На нем была видавшая виды куртка и вязаная шапочка.

- — Неразумные, говорите? А я вот прожил на свете поболе вашего, да и обитаю поближе к природе, и скажу: бывают они, предчувствия-то! Бывают...

Обрадованная поддержкой, девушка повернулась к своему единомышленнику:

- А скажите... Пророческие сны бывают? Вы верите в них?

— Это ты, милая, меня спроси,— из соседнего купе выходила, повязывая на голову теплый платок, пожилая женщина.— Сколько их у меня было, таких снов. И все больше к неприятностям. Да вот недавно...

— А еще лучше, если погадать, верно, мать?— грубовато перебил ее высокий парень, стоявший у другого окна, и, не дожидаясь ответа, громко хохотнул.

— Дима!— Его спутница укоризненно посмотрела на него. — Будто сам никогда не гадал на трамвайных билетах!

— Сравнила! Это же шуточки, а тут разговор идет по-серьезному...

Мы с соседом зашли в купе, закрыли дверь и начали одеваться.

— Как вам это нравится?— обратился он ко мне. — Чем только люди голову не забивают. И ведь заметьте: каждый говорит о своем суеверии с полным убеждением. Хм, серьезный разговор!..— Инженер рассмеялся.— Да в том-то и дело, что абсолютно ничего серьезного в этом нет.

Он не сомневался, что я разделяю его взгляды и продолжил:

— Вот я — конструирую машины. Над иным узлом бьешься неделями. Одних расчетов сколько проделаешь, прежде чем найдешь верное решение. А может, в таких случаях лучше обращаться к своему «внутреннему голосу», просить у него совета, а?— Инженер снова рассмеялся, довольный своей шуткой. Взглянул в окно: — Прибываем наконец-то в столицу нашей Родины... Желаю всего хорошего! Впереди — серьезные дела, и ни к чему мне такие пустяки, как суеверия...

Вагонный разговор этот запомнился: образованный и деловой человек искренне полагал, что говорить о суевериях всерьез не имеет никакого смысла. Мол, верить во всякие там гадания, в какие-то чудные приметы, предчувствия — смешно и наивно, если не сказать более резко. Еще Менделеев заметил: «Суеверие есть уверенность,- на знании не основанная». Хорошо сказал — коротко, ясно и исчерпывающе! Чего же еще?

Но давайте все же подумаем над этим, посмотрим, как же обстоит дело с различными предрассудками в реальной жизни. И тут окажется, что во всевозможные суеверия — а имя им легион! — верят и продолжают верить миллионы людей, невзирая ни на какие самые категорические табу со стороны иных «здравомыслящих», «разумных», все знающих. Не будем лукавить перед самими собой, согласимся с этой очевидной реальностью. Почему так происходит? Что же все-таки представляет собой суеверие? Труднообъяснимый феномен человеческого сознания? Стремление иных людей облегчить свое бытие, полагаясь при решении трудных проблем на «указующий перст» свыше? Мыслительные тупики и лабиринты невежественного ума? А может, это какой-то постоянный спутник нашего сознания? Что тут ближе к истине? Бесспорно, суеверия — враги разума. Известны резкие их оценки, высказанные в разное время многими мыслителями.

Платон: «Человек, поглупевший от суеверия, есть презреннейший из людей».

Жан Жак Руссо: «Суеверие — один из ужаснейших бичей рода человеческого».

Вольтер: «Наиболее суеверные эпохи были всегда эпохами ужасных преступлений».

Эмиль Золя: «Суеверие опасно, допускать его существование—в этом даже есть известная трусость. Относиться к нему терпимо — не значит ли это навсегда примириться с невежеством, возродить мрак средневековья? Суеверие ослабляет, оглупляет».

Д. И. Писарев: «Пьянство вредно, в этом спору нет, но народное суеверие, исключающее всякую возможность разумного и здорового миросозерцания, составляет не меньшее зло...»

Подобные примеры можно было бы значительно умножить. Как видим, не так уж просто обстоит дело с суевериями. — этими назойливыми спутниками нашей жизни. Да и как может быть просто, если интересующая нас проблема затрагивает такую исключительно сложную область сознания человека, как мышление и миропонимание. Труден, чрезвычайно тернист путь человеческого разума к познанию и освоению окружающего мира. Чтобы добыть любое Знание о природе или о самих себе, нашим далеким предкам приходилось долго блуждать в дебрях непонятного, загадочного, представлявшегося часто чудесным.

И конечно же, люди при этом постоянно ошибались, высказывали неверные предположения, а нередко прямо объясняли какое-либо явление таинственным действием иллюзорных сверхъестественных сил. Таким образом, как известно, возникла религия, познавательные (гносеологические) корни которой В. И. Ленин точно определил: «...она есть пустоцвет, бесспорно, но пустоцвет, растущий на живом дереве... человеческого познания»11. Такова же по сути и природа суеверий.

Многие из них возникли раньше религии, потом даже составили основу религиозных систем. Но церковники всегда старались отмежеваться от этих предрассудков, стремились доказать, что они ничего общего с их верой не имеют. Хотя, конечно, общее есть — вера в сверхъестественное.

Само слово «суеверие» означает ложную веру во что-либо (от древнеславянского «суе» или «всуе» — напрасно, тщетно). В словаре Даля суеверие поясняется как «ошибочное, пустое, вздорное, ложное верование во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знамения; вера в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно».

Пророчащие человеку горе и радость, заботы и удовольствия, долгую и короткую жизнь... Сколько их — всевозможных предрассудков — в арсенале человеческой фантазии! Суеверных людей спасает от таких дополнительных каждодневных тревог и сомнений только то, что каждый, верит лишь нескольким приметам или гаданиям и не обращает внимания на все остальные. Или просто не знает о них. А если собрать их все вместе?

Сводя их воедино, мы получим впечатляющую картину — необозримый и пестрый ковер, сотканный из самых разных заблуждений человека. Суеверий столь много, они так перемешались, переплелись и между собой, и е религиозными представлениями, и с реальными знаниями, что все их просто невозможно выделить в «чистом» виде и однозначно классифицировать, строго распределив «по полочкам». Лишь очень условно имеет смысл говорить о каких-то определенных группах предрассудков, например о бытовых; трудовых; связанных с пробелами в познании явлений окружающей природы, самого человека и социально-общественных процессов; числовых; идущих от желаний узнать будущее,.. И т. д. и т. п.

Традиции всех мертвых поколений, писал К. Маркс, тяготеют, как кошмар, над умами живых. В полной мере это относится и к суевериям. Из поколения в поколение передаются, закрепляются в сознании вместе с опытом, обычаями, знанием и множество в корне ошибочных, до примитивности наивных, вредных представлений. Особенно живучими оказались всевозможные гадания, начиная с простейших манипуляций с цифрами трамвайного билета и кончая гороскопами и спиритическими сеансами. Уже давно вроде бы лишившиеся своей питательной среды, утратившие чисто мистическую форму, они все еще продолжают существовать и сегодня. Более того, завоевывают миллионы сторонников у новых поколений. Великий поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гете как-то заметил: «Эпоха идет вперед, а каждый отдельный человек начинается сначала». Безвозвратно ушли в прошлое времена, когда человек стоял на коленях перед неизвестным. Необозримо раздвинулись с тех пор границы его знаний и возможностей. Но, как и сотни лет назад, жизнь нередко задает ему загадки, пугает неведомым, ставит в трудное положение. И тут наше сознание держит трудный экзамен на высокое звание Человека разумного...

Дело прошлое, но последствия налицо.

Овидий

Десять томов предрассудков

Всякого рода энциклопедических изданий в наш век очень много. Универсальные, отраслевые, региональные... Книги-однотомники и энциклопедии, состоящие из множества томов. Такую справочную литературу полезно и удобно иметь под рукой. Исторические события, объяснение редко встречающегося слова, расшифровка технического термина, сведения об окружающей природе, о странах и народах земного шара — обо всем коротко и ясно рассказывает энциклопедия.

Но, наверное, далеко не все знают, что в ФРГ была выпущена «Энциклопедия предрассудков». И состоит она из десяти объемистых книг! Издание ее еще раз подтверждает то, о чем мы уже сказали: мир полон суеверий — разноликих, древних и современных, невежественных и выдаваемых чуть ли не за научно обоснованные... Конечно же, ни в какой энциклопедии невозможно — да и нет нужды — перечислить все это великое множество.

Гораздо важнее понять, почему порой самые наивные (полное ведро воды — к удаче, пустое — к неудаче) суеверные представления не умирают веками. Почему они живут и в наши дни, когда наука все в большей степени у всех на глазах проявляет себя как могучая сила общества? Приходится согласиться, например, с тем, что причины живучести суеверий и предрассудков кроются и в особенностях нашей психики, в частности, в специфике восприятия нами окружающего мира, которое происходит в первую очередь через призму чувств, а не разума. А чувства, если их данные не подкреплены рациональным анализом, очень часто обманывают нас.

Бесспорно, конечно, и другое: многие пользуются суеверными приметами, даже не задумываясь, чаще просто не представляя себе их мистической сущности. Немалую роль играют здесь традиции, обычаи. С детских лет сталкиваясь с различными пережитками прошлого, человек постепенно привыкает к ним. Ему и в голову не приходит размышлять о том, можно ли всерьез относиться к древним поверьям. Чаще всего это касается бытовых суеверий. «Освященные временем», пришедшие «от дедов», ставшие чуть ли не привычкой, они не воспринимаются как что-то выходящее за рамки обыденного. Мистические связи здесь отходят на задний план.

Но суеверие остается суеверием. Лелея надежду на удачу и в то же время непрестанно опасаясь того, что предвещают приметы или предсказания ворожеи, человек не только начинает сомневаться в своих силах, но и перестает видеть и ощущать мир таким, каков он есть в действительности. Поэтому, определяя место суеверий в нашем мировоззрении, нельзя не видеть их отрицательной роли в формировании научного взгляда на жизнь.

Суеверия — распространенный элемент обыденного, а значит, в известной мере и общественного сознания.

Очень многие люди, убежденные в том, что они далеки от веры в потусторонние силы, склонны прислушиваться, к гаданиям на картах, побаиваются некоторых примет, а то и увлекаются спиритизмом. А ведь в действительности все суеверные представления неизменно связаны с признанием потусторонних, таинственных сил, от которых якобы во многом зависит наша жизнь. Эта связь прослеживается повсюду — от страха перед, перебежавшей дорогу черной кошкой до веры в охранительную силу талисманов. Вот и судите, так ли уж безобидны увлечения гаданиями, «верными» приметами, талисманами...

Да сами-то вы, мой неизвестный читатель, далеки ли от подобных представлений?

Не торопитесь отказываться. Поговорим с глазу на глаз, совершенно откровенно! Верите ли вы в гадания? Нет? Очень хорошо. Неожиданно разбилось зеркальце,— не появляются ли у вас мысли о неприятностях? Висит ли в вашем автомобиле забавный чертик — талисман? А может быть, встречаясь со знакомыми, вы не здороваетесь с ними через порог?..

— Сравнили!—скажете вы.—Одно дело гадать на картах, совсем другое — не здороваться через порог. Это, если хотите, простая вежливость.

Ничего более?.. Казалось бы, человек, с полным вниманием слушающий «откровения» гадалки, не имеет ничего общего с тем, который с улыбкой отказывается поздороваться через порог комнаты. Но это чисто внешняя разница. Далеко не все, кто предпочитает здороваться, только перешагнув порог, думают в этот момент о вежливости; у многих появляется мысль: «Есть такая примета: здороваться через порог— поссориться».

Так чем же это разумнее гадания на картах? И то и другое — суеверие.

А знаете ли вы, кстати, как возникла наша «привычка не здороваться через порог? Наши предки, древние славяне, поклонялись духам умерших, верили, что те могут вмешиваться в их жизнь, вредить или помогать живущим Люди хоронили своих покойников под порогом дома и старались не разговаривать около этого места: не ровен час, духи могут обидеться и поссорят хозяина с гостем.

С духами связано множество самых нелепых — иначе не назовешь!— бытовых поверий.

— Левый глаз чешется,— озабоченно говорит женщина.— Видать, плакать мне сегодня.

— А у меня правая ладонь! — весело отвечает другая.- Деньги получать... Наверное, сосед давний долг принесет.

Откуда это? В давние-предавние времена верили каждого человека сопровождают два духа — ангел-хранитель и бес-искуситель; первый всегда находится около нас справа, второй — слева. Ангел помогает, а бес, конечно, старается почаще вредить. Ближе к левому глазу сидит злой дух, и если этот глаз зачесался, не иначе как демон уже подготовил неприятность, от которой человек скоро заплачет. Ну а если зачешется глаз правый, тут все наоборот — можете радоваться, будет вам удача.

По такой же «причине» суеверные люди советуют трижды плюнуть через левое плечо, чтобы успешно выполнить задуманное. Тот же дремучий пережиток мы встречаем в поверье: нельзя брать билет на экзамен левой рукой — бес подсунет самый трудный.

А пожелание здоровья тому, кто чихнул? Первобытные люди верили в то, что именно в этот момент в нос человека проникает злой дух. Чтобы избежать опасности, и следует пожелать чихнувшему здоровья.

Своеобразно воспринимали «апчхи» африканцы племени зулу. С давних пор чихание они считали признаком здоровья. Соплеменник при этом как бы говорил окружающим: «Я полон сил!» Но вот в прошлом веке одному из правителей зулу — Чаке не понравилось такое «самовыражение» подданных, и он решил казнить каждого, кто в его присутствии осмелится чихнуть. Говорят, по этой причине был убит даже родной брат властителя. Почетной «привилегией» чихать публично стал обладать лишь он сам.

Вот сколь любопытно и далеко не однозначно толкование простого человеческого рефлекса. Сегодня о природе этого поверья мало кто знает, хотя довольно часто мы слышим вокруг себя: «Апчхи!» — «Будьте здоровы!»

Большинство найдет толкование суеверий весьма забавным. Но многие этому искренне верят. Конечно, только те, кто уже заранее, всем строем своего миропонимания готов согласиться со сверхъестественным, потусторонним. Если же для человека окружающий его мир материален, если он убежден в том, что все в природе происходит по объективным законам развития материи, если, наконец,— и это главное — сам образ мышления не допускает ничего мистического, такой человек не может быть суеверным. А когда этого нет? Сколь же немного порой требуется человеку, чтобы вовсю разыгралась его фантазия. Если в своем сознании кто-то заранее допускает возможность встречи с чертовщиной, то в природе для него всегда найдутся явления и факты, питающие мистически настроенный ум. Привыкший во всем «советоваться» с приметами, с поверьями, суеверный человек порой не довольствуется тем, что ему подскажет та или другая примета. И начинает сам творить эти чудесные приметы, чтобы с их помощью обеспечить себе удачу.

Если нечаянно разбитая тарелка предвещает счастье, то почему бы не разбить ее сознательно? Суеверные так и поступают — бьют тарелки «на счастье». Если какой-то предмет «приносит удачу», отчего бы не держать его всегда при себе?! И вот на шею вешают талисман.

Посмотрите на верящего в приметы школьника, а то и студента в тот день, когда ему предстоит сдавать экзамен. Встав утром с постели, он следит, чтобы не ступить па пол левой ногой, затем ищет именно ту рубашку, в которой когда-то (может быть, несколько лет назад) сдавал экзамен и получил хорошую отметку, кладет в ботинок под пятку пятак, а в карман — огрызок цветного карандаша (говорят, это тоже помогает получить хорошую оценку)... Неприглядная картина!

И чем же такой суевер, скажите, отличается но своему мировоззрению от живших более ста лет назад людей, описанных в романе И. А. Гончарова «Обломов»?

«...Вдруг Илья Иванович остановился посреди комнаты с встревоженным видом, держась за кончик носа.

— Что это за беда? Смотрите-ка!— сказал он.— Быть покойнику: у меня кончик носа все чешется...

— Ах ты, господи! — всплеснув руками, сказала жена.— Какой же это покойник, коли кончик носа чешется? Покойник — когда переносье чешется. Ну, Илья Иванович, какой ты, бог с тобой, беспамятный! Вот этак скажешь в людях когда-нибудь или при гостях и — стыдно будет.

— А что же это значит, кончик-то чешется?— спросил сконфуженный Илья Иванович.

— В рюмку смотреть. А то, как это можно: покойник!

— Все путаю!— сказал Илья Иванович.— Где тут упомнить: то сбоку нос чешется, то с конца, то брови.

— Сбоку,— подхватила Пелагея Ивановна,— означает вести; брови чешутся — слезы; лоб — кланяться; с правой стороны чешется — мужчине, с левой — женщине; уши зачешутся — значит, к дождю, губы — целоваться, усы — гостинцы есть, локоть — на новом месте спать; подошвы — дорога...»

Ну как тут не вспомнить утверждение Тертуллиана, христианского богослова , III века: «Верую потому, что асбурдно!» Как видим, афоризм этот далеко не столь бессмыслен, как может показаться на первый взгляд.

...К названным выше поверьям, в которых главную роль играют злые духи, близки приметы, связанные с религиозными представлениями о душе. Широко известно суеверие о разбитом зеркале. Не зная законов отражения света, первобытный человек не мог понять, как возникает его отображение в спокойной воде. Он верил в потусторонний мир духов и считал, что видит своего двойника, свою душу. Такие представления дожили до времени, когда появилось. зеркало. И люди стали думать, что разбить его — значит убить свою душу, то есть убить самого себя.

Подобные верования, связанные с «душой», у разных народов принимают свой вид. У представителей племени басуто в Африке считалось, что если крокодил «поймает» отражение человека в воде, то последний должен умереть. Малайцы верили, что человек заболеет, если кто-нибудь наступит на его тень (на «дух» человека). А у некоторых индейских племен в Америке раскрашивать лицо спящего значило подвергать его смертельной опасности. Индейцы полагали, что во время сна душа человека может путешествовать — покидать тело. И если раскрасить лицо, то, возвращаясь, душа может не узнать свое местопребывание, пролетит мимо и человек, не проснувшись, умрет.

Таковы «биографии» некоторых предрассудков-суеверий. Все они так или иначе связаны с миром «жителей» призрачного «того света». И те, кто в наши дни всерьез пугается разбитого зеркала, в сущности, не столь уж далеки в своем суеверии от людей каменного века.

Вы согласны?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В. Г. Черкасов голодание ради здоровья Издание второе, дополненное москва «советская россия» 1988 Содержание Предисловие Введение Часть По закон

    Закон
    Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена интересному и важному вопросу о лечении ряда психических и соматических заболеваний методом дозированного голодания, или, точнее, – разгрузочно-диетической терапии (РДТ).
  2. Советский союз в системе международных отношений 1920–1941 годов содержание

    Реферат
    Летом 1941 года Красная Армия не сумела отразить агрессию гитлеровской Германии и, потерпев сокрушительное поражение от вермахта, поставила Советский Союз на грань военной и политической катастрофы.
  3. Герой Советского Союза

    Документ
    Геро́й Сове́тского Сою́за — высшая степень отличия СССР. Почётное звание, которого удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а также, в виде исключения, и в мирное время.
  4. Россия в начале 80-х середине 90-х годов XIX века

    Документ
    Вступив на престол в марте 1881 г. Александр III (1881-1894) подписал манифест о "незыблемости самодержавия". В мае 1881 г. министр внутренних дел Лорис-Меликов подал в отставку.
  5. Поэзия серебряного века. Москва: Художественная литература, 1991. Призраки

    Литература
    Мысль, вооруженная рифмами. изд.2е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Составитель В.Е.Холшевников. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1967.

Другие похожие документы..