Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Рабочая программа дисциплины «Математические методы в экономике» федерального компонента цикла СД.ДВ 02.01 составлена в соответствии с Государственны...полностью>>
'Документ'
27 февраля 1917 года императорская власть в России была свергнута, а 1 марта из состава Государственной Думы было создано Временное правительство, ин...полностью>>
'Исследовательская работа'
Творчеству А. И. Куприна посвящены труды многих известных исследователей литературы, но, в основном, работы их носят биографический характер. Наиболе...полностью>>
'Рассказ'
Эти предметы легли в основу флагов и гербов. Флаг и знамя стали символами, объединяющими людей. Развевающийся флаг создаёт у людей единые действия, ч...полностью>>

Программа по истории россии пояснительная записка изучение истории в «Историко-обществоведческой школе»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ РОССИИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение истории в «Историко-обществоведческой школе» направлено на достижение следующих целей:

1. Подготовить учащихся к единому государственному экзамену на базовом уровне, обеспечивающем усвоение школьных знаний, и на повышенном уровне, обеспечивающем участие в конкурсе при поступлении в вуз на специальности, требующие углубленной подготовки;

2. Расширить и углубить знания учащихся по истории России, повысить их познавательные интересы, ввести в круг современных гуманитарных и социологических проблем.

В соответствии с базовым уровнем стандарта программа направлена на достижение следующих целей:

        • формирование знаний о совокупности основных этапов истории России на основе анализа источников с учетом новейших исторических исследований;

        • овладение научной исторической терминологией; развитие навыков работы с исторической картой, изучения хронологии важнейших событий;

        • осознание взаимосвязи истории государства с его внутренней и внешней политикой, экономическими, социально-демографическими процессами, развитием духовно-культурной сферы общества, политической культурой граждан;

        • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.

Задачи программы:

    • освоение учащимися знаниями об основных этапах, событиях, фактах отечественной истории;

    • знакомство с главными научными подходами к дискуссионным проблемам изучаемого периода;

    • освоение простейших методов научного анализа историографии и различных исторических источников;

    • совершенствование навыков изучения событий, явлений, фактов с учетом их взаимообусловленности, взаимосвязи экономического, социального, психологического, демографического, политического, идеологического, географического и других факторов, влияющих на исторический процесс;

    • развитие навыков историко-сопоставительного анализа событий и явлений с выявлением общих и специфических черт;

    • совершенствование умений определять собственную позицию по определенной проблеме и аргументировать её;

    • развитие навыков работы с научной и источниковедческой литературой;

    • совершенствование аналитических умений, развитие научного мышления и учебно-научной речи учащихся;

    • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

Реализация указанных целей и задач достигается в результате освоения следующего содержания образования.

Раздел 1. Народы и древнейшие государства на территории России.

Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

Раздел 2. Древнерусское государство в IX - XIII столетиях: становление и развитие.

Дискуссии о происхождении и прародине славян. Восточные славяне в IV-VIII вв.: расселение, соседи, хозяйство, культура и быт. Образование Древнерусского государства: дискуссии в исторической науке. Основные направления внешней и внутренней политики первых Рюриковичей в IX-первой половине XI столетий. «Русская правда» о социально-политическом строе Киевской Руси. Феодальная раздробленность: причины, сущность, особенности развития обособившихся княжеств, последствия. Борьба русского народа за независимость в XIII веке.

Раздел 3. Формирование и укрепление Единого Российского Централизованного государства в конце XIII - XVII веков.

Предпосылки, особенности и основные этапы объединения русских земель в единое государство. Основные направления внутренней и внешней политики Ивана Грозного. Дискуссии историков о Грозном и его деятельности. Смутное время в России: причины, основные этапы, последствия, спорные проблемы. Экономическое и социально-политическое развитие страны при первых Романовых (1613 – 1696 гг.).

Раздел 4. Российское государство в XVIII столетии.

Реформы Петра Великого: предпосылки, сущность, значение. Внешняя политика Петра. Эпоха «дворцовых переворотов» в России. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины Великой. Внешняя политика России во второй половине ХVIII столетия.

Раздел 5. Российская империя в XIX веке.

Александр I: попытки реформ, внешняя политика и Отечественная война 1812 года. Движение декабристов: традиционные и современные оценки. Основные направления внутренней и внешней политики Николая I. Великие реформы Александра II: предпосылки, сущность и значение. Внешняя политика России во второй половине ХIХ века. Крымская война. Александр III и его политика. Демографическое и социально-экономическое развитие России на рубеже ХIХ – ХХ веков.

Раздел 6. Россия в годы революционных и военных потрясений.

Реформы П. А. Столыпина: сущность, итоги, значение. Нарастание общественно-политического кризиса в стране. Первая российская революция. Складывание основ российского парламентаризма. Обострение международных отношений на рубеже ХIХ – ХХ вв. Русско-японская война 1904 – 1905 гг.

Первая мировая война: причины, цели сторон, основные этапы. События Февраля 1917 года в России: революция или переворот? Проблема двоевластия. Октябрьское восстание 1917 года: дискуссии в современной исторической науке. Первые преобразования большевиков. Гражданская война и интервенция. Политика «военного коммунизма»: причины, сущность, последствия.

Раздел 7. Советское государство в 20 - 30-е годы ХХ столетия.

НЭП: предпосылки, сущность, основные направления, противоречия, итоги. Образование СССР. Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства: цели, сущность, реализация, итоги, достоинства и недостатки. Общественно-политическая жизнь страны и внешняя политика советского государства в 1920-30-х гг.

Раздел 8. СССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн. Переход от войны к миру.

Вторая мировая и Великая Отечественная война: причины, основные этапы, итоги и уроки. Общественно-политическая жизнь СССР и международные отношения в 1945-1953 гг.

Раздел 9. СССР в начале 1950-х середине 1980-х гг.: от «оттепели» к «застою».

Попытки реформирования советского общества в 1953 - 1964 гг. Основные направления внешней политики. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР в середине 1960-х - середине 1980-х гг. Внешняя политика: от «разрядки» к усилению гонки вооружений.

Раздел 10. Кризис советской системы. Становление новой российской государственности.

Перестройка в СССР: причины, цели, основные этапы, достоинства и недостатки. Распад СССР: причины и последствия. Социально-экономическое, политическое и духовно-культурное развитие современной России (1992 – 2009 гг.).

Учащиеся после изучения данной дисциплины должны:

иметь представление:

  • о методологии истории;

  • об основных историографических школах и направлениях;

  • о дискуссионных проблемах;

  • об источниковедческом анализе;

  • о новейших подходах к изучению основных исторических проблем;

знать:

  • важнейшие этапы и события отечественной истории;

  • сущность, содержание, главные направления и итоги реформаторской деятельности правительств;

  • геополитическую доктрину России, место и роль страны в системе международных отношений;

  • историю, значение социальных конфликтов и революционных потрясений;

  • причины, основные этапы и итоги мировых войн с точки зрения участия в них России;

  • содержание межнациональных проблем и основные направления национальной политики царских правительств;

  • историю формирования и развития общественного движения и политических партий в России, их типологию;

  • основные направления и особенности культуры и быта;

  • фундаментальные категории и понятия, основные исторические источники, хронологию;

уметь:

  • анализировать историографию дискуссионных проблем, выбирать и аргументировать собственную точку зрения;

  • самостоятельно исследовать рекомендуемые источники и литературу, подтверждать свои выводы данными источников;

  • давать объективную оценку роли личности в истории;

  • вести дискуссию по основным проблемам курса;

  • самостоятельно работать с исторической картой;

  • выявлять взаимосвязи между экономической, социальной, политической и культурно-идеологической сферами общества, определять причины и последствия исторических событий;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа по изобразительному искусству для начальной школы «Природа и художник»

    Программа
    Программа по изобразительному искусству для начальной школы создана на основе требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения, 2009).
  2. Примерные программы начального общего образования пояснительная записка (2)

    Пояснительная записка
    Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается
  3. Примерные программы начального общего образования пояснительная записка (3)

    Пояснительная записка
    Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается
  4. Программа курса «Окружающий мир» Пояснительная записка Предметная область «Естествознание, обществознание» (2)

    Программа курса
    Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе,
  5. Пояснительная записка Учебные программы для V-IX классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно от­сталых детей) определяют содержание предметов и коррекционных курсов,

    Пояснительная записка
    Учебные программы для V—IX классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно от­сталых детей) определяют содержание предметов и коррекционных курсов, последовательность его прохождения по годам обучения.

Другие похожие документы..