Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Бюллетень'
В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. ...полностью>>
'Документ'
Идеальный маршрут для первого знакомства со Швейцарией и Францией - этими удивительными, уникальными странами, где соседствуют разные культуры, разны...полностью>>
'Доклад'
Основная общеобразовательная школа было основана в двадцатые годы прошлого столетия. Она находилась в кулацких домах. В 1966 г. построили большой дом...полностью>>
'Конкурс'
— формирование у старшеклассников чувства патриотизма, позитивного отношения к историческому прошлому России, стимулирование познавательного интереса ...полностью>>

Концерт для гитары с оркестром (1991) 1

Главная > Сочинение
Сохрани ссылку в одной из сетей:

КОНЦЕРТ ДЛЯ ГИТАРЫ С ОРКЕСТРОМ (1991) 1

Это сочинение было написано по просьбе Райнберта Эверса. Это очень хороший гитарист, который живет в Мюнстере. По его же заказу я написал в свое время и Сонату для гитары соло. И вот уже в течение нескольких лет он всё время просил и просил меня написать большой Концерт для гитары и полного оркестра...

Гитара ведь инструмент очень хрупкий и очень тихий, с очень теплым тембром, и когда я писал этот Концерт для акустической гитары, то, конечно, понимал, что в некоторых местах, где возникает достаточно плотная фактура, нужно будет сделать, всё-таки, небольшое микрофонное усиление, чтобы гитара не исчезала полностью. Но, в основном, мне всё же очень хотелось, чтобы в нем не было ни малейшего оттенка электронных каких бы то ни было призвуков.

В Концерте очень много элементов гитарного музицирования, особенно в каденциях. Причем это не столько обычные клише, то есть ходовые приемы игры на гитаре, типичные там переборы и так далее, а это именно настоящие quasi-импровизации как бы самого гитариста.

Концерт писался очень легко – всё-таки, я уже написал до этого три сочинения для гитары, но в то же время, я старался на этот раз найти какие-то новые возможности интегрировать гитару в необычные для нее тембровые комбинации. Мне кажется, что совершенно замечательно, например, звучит вот эта комбинация, когда гитара, арфа и клавесин играют вместе. В Концерте они местами – как почти один инструмент, но инструмент с совершенно новой краской. Конечно здесь плохо то, что использование гитары как мелодического и лирического инструмента довольно трудное дело: тянущиеся звуки у нее, когда играет оркестр, совсем не слышны – ноты довольно быстро исчезают. И опять же флажолет гитары, они, конечно, тихие, а если их усиливать микрофоном, то сразу слышно, как они берутся гитаристом, то есть слышен постоянный шум пальцев при этом флажолет. И ничего здесь не сделаешь. Да и тембровое варьирование, хотя оно есть, безусловно, есть, но и оно где-то ограничено, то есть можно сыграть sul ponticello, например, или ударить по струнам, по деке или еще что-то, но это ведь совсем немного для большого сочинения.

Концертное начало здесь ярко выражено; по-моему, так же, как вот и в моем последнем тройном Концерте для флейты, вибрафона, клавесина и струнных. Гитара играет местами просто как настоящий свободный солист-виртуоз. Но всё же в целом сочинение это, прежде всего, прозрачное, лирическое.

Концерт получился одночастный, но из-за того, что здесь очень много смен темпа, у вас возникает какое-то ощущение как бы непрерывной многочастности, то есть всё время идущей как бы attacca: то вдруг медленное и спокойное движение, а то вдруг быстрая музыка – начинаются разные аджитато с какими-то тревожными элементами (они, кстати, занимают здесь довольно большое место).

И, как мне совсем недавно открыли, здесь опять у меня обычная сонатная форма; то есть удивительно, как всё получается: ни о какой сонатности не думаешь – просто пишешь музыку в обычной трехчастной форме с репризой и вот, тем не менее... Но, если подходить с позиций темпа, то мне кажется, что здесь более важна какая-то особая, очень сконцентрированная, цикличность в этой одночастной структуре, она как бы вся проходит внутри этой сонатности; но как всё это назвать вместе, что это за форма – я сказать не могу – не знаю...

И вот, что мне кажется здесь особенно важным, что в этом Концерте, впервые после Фортепианного концерта, у меня появился снова синтез концертного, виртуозного начала и совершенно тихого и лирического ансамблевого письма, где эта концертность уже не на первом плане...

Премьера состоялась 30 ноября 1991 года в Штуттгарте. Играл Райнберт Эверс, а дирижировал Александр Винтерзон.

1 Фрагмент из первого издания книги «Признание Эдисона Денисова». М., 1998 ISBN 5-85285-183-3. © Шульгин Дмитрий Иосифович. По материалам бесед. Монографическое исследование, 1985-1997 гг. (полный вариант книги см. на сайте Д.И. Шульгина: http://dishulgin.narod.ru).

Второе издание – М., 2004 г. ISBN 5 – 85285 – 717 – 3. Издательский Дом «Композитор».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Анную с его собственными сочинениями, а также на творчество и мировоззрение многих современных и предшествующих ему композиторов, художников, поэтов и писателей

    Документ
    Содержание этой книги, решенное в жанре "моногра­фи­че­с­ких бесед", посвящено творчеству выдающегося российского компози­то­ра, его общест­вен­ной жизни, многочисленным и далеко не ординарным взглядам этого талантливейшего
  2. Темброколористические свойства оркестровой ткани в музыке второй половины ХХ века (на примере творчества э. Денисова)

    Автореферат
    Защита состоится «24» октября 2011 года в 15 часов 15 минут на заседании Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 210.018.01 при ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н.
  3. Автор-составитель Д. К. Самин, Издательство "Вече", 2002

    Документ
    Но музыку не зря называют исполнительским искусством. Только исполнитель может заставить музыку зазвучать и погрузить нас в тот мир чувств, мыслей, который заложил композитор в свое произведение.
  4. Хv з’езд беларускага саюза кампазітараў

    Документ
    ПРАЎЛЕННЕ: Р.М.Аладава, С.П.Бельцюкоў, Н.Я.Бунцэвіч, Н.Р.Ганул, Г.К.Гарэлава, У.В.Дарохін, Э.Б.Зарыцкі, В.У.Кузняцоў, В.І.Карэтнікаў, Д.В.Лыбін, Т.П.Песнякевіч, Я.
  5. В. В. Ковалева (техникум) Курс лекций

    Курс лекций
    Испокон веков русский народ стремился выразить с помощью инструментальной музыки свои мысли, чаяния, душевные переживания. Безвестными талантливыми мастерами создавались и совершенствовались самые разнообразные музыкальные инструменты.

Другие похожие документы..