Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Разработка проекта открытия НОВОГО тату-салона В сети компаний "ТАТУ-БРИЗ" (расчеты: кэшфлоу, точка безубыточности, ВНД, срок окупаемости, ...полностью>>
'Документ'
Лицейский интеллектуальный клуб «Эрудицион» был создан в 1995 г. с целью повышения интереса к учебным предметам, интеграции естественнонаучных и гума...полностью>>
'Документ'
70-ті – початок 90-х рр. ХХ ст. відзначались великою кількістю війн, збройних конфліктів й конфліктних ситуацій на Близькому Сході та в Північній Афр...полностью>>
'Документ'
Предмет курсу “міжнародна економіка”. Міжнародна економічна система: сутність та структура. Міжнародні економічні відносини. Міжнародна економічна ді...полностью>>

Представления о психодиагностике в настоящее время складываются на основе суждений по поводу тестов

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение

Представления о психодиагностике в настоящее время складываются на основе суждений по поводу тестов. Мода на тестирование, завладевшая умами психологов, иногда приравнивает психодиагностическую процедуру к тестологическому ритуалу.

Если под диагностикой в психологии понимать собственно исследование какого-либо психологического феномена, то диагностическая оценка представляет собой сложную систему всестороннего изучения личности. В ее рамках тестам должна отводиться роль отправной точки, объективной базы, на основе которой строится психологическая диагностика. Подмена психодиагностики тестированием, на наш взгляд, является большой ошибкой.

Основной специфически психологический предмет психодиагностики — измерение психологических особенностей в сопоставлении с нормативными, критериальными или ипсативными показателями. Психолог, оценивая личностные особенности человека, «входит» в индивидуальный образ испытуемого. Тестовые методы дают ему некий «объективный» образ-норматив. Наблюдение, проводимое как во время тестирования, так и в ходе всей диагностической процедуры, формирует субъективное представление. Беседа по итогам изучения документов, фактов биографии, тестирования и др. помогает сопоставить тестовые данные и другую информацию и построить некое представление об изучаемом индивиде. И, наконец, герменевтический анализ структурирует вывод о психологических особенностях испытуемого.

Таким образом, целью психологической науки является исследование психики индивида. А задача психодиагностики очень проста и в то же время неимоверно сложна — сделать это изучение адекватным. Психодиагностика — это создание инструмента, метода психологического исследования, его процессуальный аспект.

В результате изучения курса психодиагностики психолог должен усвоить знания, умения и навыки понимания других людей посредством психологических методов. Он должен представлять, что диагностическая процедура состоит из формально-количественной и детально-качественной оценки испытуемых, а количественные показатели интерпретируются как в сопоставлении друг с другом, так и в глубинной увязке с качественным исследованием, основанным на чувстве, интуиции и опыте психолога.

В ходе преподавания психодиагностики как учебной дисциплины сложилось расхожее мнение, что она представляет собой процесс изучения тестов. Безусловно, тестологическая процедура занимает значительное место в ее содержании. Но центральная позиция все же должна быть отдана конструированию метода, технологии психологического исследования, а не приемам использования отдельных методик и тестов.

Можно привести множество примеров, когда так называемые практические психологи используют в своей работе набор методик и тестов, связанных между собой лишь в воображении экспериментатора. К сожалению, этого недостаточно. Различные психологические инструменты должны быть согласованы не только интуитивно-чувственно, не только теоретически, но и процессуально, и статистически, и организационно. Прослеживается значимая связь знаний основ математической статистики, принципов соблюдения достоверности психологических измерений, профессионально-этических норм деятельности психологов и опыта их практической работы в области реальной психодиагностики.

Вряд ли начинающий практический психолог ринется в омут разработки новых, оригинальных методик и тестов. Для этого требуется много времени и значительные объемы экспериментальных выборок. Поэтому наша задача заключается прежде всего в ознакомлении студентов и начинающих психологов с методологией и технологией конструирования тестовых «батарей», научении адекватно интерпретировать не отдельные тесты (хотя мы описываем и процедуру разработки некоторых психодиагностических методик), а результаты исследований, полученные при помощи тестовых комплексов, связанных в единую методику.

История и методология

психодиагностического исследования

История развития психодиагностических исследований

Историю экспериментальной психологии и психодиагностики обычно излагают как историю людей, занимающихся психологией или социальными исследованиями и активно использующими эксперимент в качестве основного метода своей работы. Традиция эта довольно прочно вошла в наше сознание. Представление о человеке, изучающем психологическую проблему и измеряющего некие ее параметры, сводящем в единый континуум количественные и качественные знания, лежит в основе многих историко-психологических публикаций [М.Г. Ярошевский и др.]. По всей видимости, это и верно с точки зрения целостности психодиагностики как психологической «науки».

Но существует и другой взгляд на историю науки. Он отражает историю идей, делая акцент на приоритете определенной парадигмы.

Возможно ли совмещение этих подходов? Поскольку сама история экспериментального психологического метода очень велика, мы остановимся на ее основных вехах, проследив, как психологи в современной им социальной ситуации использовали экспериментальный метод, модифицируя и дополняя его новыми оригинальными психодиагностическими средствами. Тем самым мы совместим историю идей и историю людей в единой формуле развития психологического исследования. Попытаемся построить этот краткий экскурс в виде обзора важных, на наш взгляд, пунктов исторического развития психологического эксперимента.

Экспериментальная психология и психодиагностика как научно-практические дисциплины сформировались в конце XIX — начале XX вв. и имели общие корни, с одной стороны, с психофизикой, психофизиологией, психометрией, а с другой стороны — с психотехникой, которая изучала проблемы практической деятельности людей в прикладном аспекте.

В отличие от экспериментирования в процессе психодиагностики исследователь фиксирует психологические факты, не варьируя условиями деятельности испытуемых. Основа психодиагностического метода — констатирующий эксперимент, сам процесс измерения интересующих психолога переменных.

Практика применения методов психодиагностики связана с развитием потребности в оценке качеств людей, их индивидуальных особенностей, уровня развития их способностей выполнять те или иные профессиональные или творческие задачи. По сути, методы психодиагностики составляют основу параметрического управления социальным объектом, ведь отобрав людей с определенными качествами, можно изменять и психологический климат в коллективах, и качество выпускаемой продукции, и направление работы организации, наконец, даже систему управления.

История развития систем оценки психологических свойств людей при помощи определенных методик (в том числе тестов) уходит в глубокую древность. Есть сведения о том, что уже в III тысячелетии до н. э. в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников школ писцов. В Древнем Египте к обучению искусству жреца допускались наиболее способные люди, прошедшие жесткое тестирование. Пифагор отбирал в свою школу учеников, способных преодолеть целую серию различных испытаний. Более чем за две тысячи лет до н. э. существовала система диагностики определенных способностей чиновников правительственного аппарата в Древнем Китае. Есть свидетельства о том, что в монастыре Шаолинь существовала оригинальная система оценки мотивации, эмоционально-волевой устойчивости, речемыслительных и физических способностей, нравственно-этических и других качеств. Вот пример такой «тестовой» оценки.

«Новички должны иметь рекомендации от одного из старых учеников школы, причем только на основании личного знакомства или тесной дружбы. Группе новичков предлагалось в определенный день перед восходом солнца явиться к воротам монастыря, где их ожидал «учитель». Бывало, что в этом месте собиралось значительное количество новичков. Старые ученики всячески издевались над ними: обливали водой, забрызгивали грязью, толкали и пинали их. Потом объявлялось, что приема не будет. Все это продолжалось несколько часов. Те из новичков, кто проявлял нетерпение и недовольство, с позором изгонялись. Ожидание «учителя» порой могло продолжаться несколько дней или недель. Все признаки особого поведения новичков фиксировались специальными наблюдателями. «Учитель» появлялся на несколько минут. И те новички, которые, не утерпев, бросались к нему, беспощадно изгонялись. Значительно поредевшую группу «абитуриентов» допускали в дом, где начинались новые испытания унижением: заставляли принести воды и плевали в нее, заставляли вымыть пол и ходили по нему в грязной обуви...

Особое испытание едой состояло в следующем. Новичку на завтрак предлагалась лепешка. Некоторые под влиянием голода сразу ее съедали. Затем предлагалось поесть суп из плошки без дна. Самые смекалистые подставляли вместо донышка не съеденные раньше лепешки. После этого новичкам предлагалось разделать тупым ножом свиную или коровью тушу. Тех, кто начинал нервничать, изгоняли. Далее новичкам предлагали убить священного для каждого китайца белого зайца. Отказавшихся тоже не допускали к обучению. Испытание на честность заключалось, во-первых, в том, как новичок объяснит ситуацию, когда его обвинили в краже вещей, которые ему было доверено хранить, а, во-вторых, новичка отправляли за покупками и после возвращения в качестве поощрения предлагали оставить сдачу себе. Те, кто принимали этот подарок, с позором изгонялись.

Наиболее терпеливые, сообразительные и упорные подвергались финальному испытанию на оценку силы воли и общую физическую подготовку.

Им предлагалось встать в стойку «всадника» и находиться в таком положении, пока не сгорит свеча...

Выдержавшие все испытания наконец допускались к «учителю», где прием в школу скреплялся определенным ритуалом и принесением клятвы на крови...»

В истории Дальнего Востока известны факты использования психодиагностических процедур в системе медицинского образования государства чжурджэней Цзинь. В средневековом Вьетнаме особое внимание уделялось оценке качеств при назначении на должности гражданских и военных чиновников. Психодиагностические испытания активно применялись для определении способностей к специфической религиозной деятельности.

Приведенные исторические данные донаучного использования психодиагностических процедур подтверждают их важность для оценки индивидуальных качеств людей как неотъемлемой части общественной жизни многих цивилизованных народов.

На рубеже ХIХ и ХХ веков социальная практика выдвинула научную проблему изучения преобладающих способностей и индивидуальных различий.

С 1884 года начинается эпоха практической психодиагностики с использованием тестов. Родоначальником тестологии как части экспериментальной психологии по праву считается Ф. Гальтон. Он начал свои исследования на обширной экспериментальной выборке. В результате этой работы были получены эмпирические данные по физическим, физиологическим возможностям организма и психическим свойствам — всего по семнадцати показателям. По меткому выражению Дж. Кеттелла, психология стала «действительной и точной наукой». В 1885 году он увидел в тестах средство измерения «неизмеряемых свойств человеческой психики» и, преодолевая противодействие В. Вундта, в уже 1890 году предложил к использованию 50 лабораторных тестов.

У тестологии появились свои сторонники и противники. Противники активного тестологического исследования указывали (и, видимо, вполне обоснованно) на серьезные недостатки тестов (прежде всего на низкую концептуальную и содержательную валидность), что, по их мнению, может привести практическую психологию к тестомании. Однако сторонники тестологии, невзирая на противодействия, настойчиво продолжали исследования и практику. Распространилось применение методов математической статистики в процессе обработки и интерпретации эмпирических данных. Появилась наука психометрия. Психодиагностика и тестология преобразовались в психотехнику.

В 1891 году немецкий психолог Г. Мюнстерберг предложил серию тестов для отбора вагоновожатых трамваев. Бурное развитие получила тестология в школе. Особое внимание тестам, определяющим умственное развития детей, уделялось в США. В 1894 году здесь функционировало 27 лабораторий для изучения детей, издавались 4 специализированных журнала. Во Франции в 1904 году была создана комиссия для отсева умственно отсталых детей. А. Бине и Т. Симон разработали набор тестов (30 заданий) для дифференциации детей по уровню умственного развития. В 1908 году они предложили шкалу определения «коэффициента интеллектуальности» (IQ), которую позже усовершенствовал В. Штерн, заменив абсолютную меру интеллекта (разность) относительной.

Большие усилия по распространению в США шкалы Бине — Симона приложил американский психолог С. Холлу. Он выявил сильную статистическую связь между эффективностью педагогической практики и результатами экспериментальных исследований интеллекта учащихся.

Значительное распространение психотехнические изыскания получили в армии. В 1917 году в период Первой мировой войны в США создается «Комитет помощи войне» (Американская психологическая ассоциация), в которой успешно работают Р. Йеркс, Э. Боринг, А. Отис и другие психотехники того времени. В этот период разрабатываются невербальные батареи психодиагностических тестов для отбора новобранцев в армию («Армия Альфа», «Армия Бета»), при помощи которых было обследовано более двух миллионов человек.

В качестве тестового материала наряду с тестами интеллекта применялись так называемые тесты способностей и тесты достижений.

Работы по созданию тестов способностей начались с исследований Ч. Спирмена и были продолжены американскими психологами Т. Килли и Л. Тэрстоном. В основу тестов способностей была положена парадигма факторного анализа о взаимосвязи признаков как целостного конструкта, на базе которой позже были разработаны тестовые батареи оценки способностей к определенной деятельности.

Идея факторного анализа в психологическом эксперименте, реализуемая при помощи тестов, состояла в том, что отдельные психические функции, которые измеряются в конкретной ситуации или деятельности, представляют собой жестко связанный и взаимодействующий «узел». Он и является фактором в математическом смысле. Отсюда вытекало предположение о том, что успешность психических действий в измеряемой ситуации определяется не конкретным единичным качеством, чертой, психической функцией, а целостным фактором — способностью. Такой подход и в настоящее время распространен во многих школах современной психотехники.

Яркая страница в историю тестологии была вписана Э. Торндайком, который сформулировал одну из процедур использования и стандартизации принципов тестирования элементов научения. Приблизительно с 1845 года начинается применение стандартизированных тестов достижений, в которых, по оценке их авторов, во многом нейтрализовался субъективизм диагностических оценок.

С 1872 года стандартизированные тесты достижений стали активно применяться в практике психодиагностической оценки государственных служащих.

Особо следует отметить влияние на генезис психотехнических исследований российской психологии начала ХХ века. Одним из основоположников этого направления практической психологии в России был В.М. Бехтерев. В частности, им заложены фундаментальные принципы рефлексологии, на основе которых была разработана методика оценки некоторых психофизиологических качеств человека. В 1909 году в Военном ведомстве были подготовлены «Указания по проведению медицинского освидетельствования лиц, поступающих в воздухоплавательные команды», а чуть позже — подобная методика для офицеров и нижних чинов подводного флота, в которой уделялось пристальное внимание оценке нервно-эмоциональной устойчивости и интеллектуального развития.

Значительный вклад в развитие тестологии внес Г.И. Россолимо (Московский университет, 1910 г.). Решая задачу количественной оценки психических процессов применительно к норме и патологии, он разработал графическую систему представления измерений психологического профиля.

Наибольший экспериментально-теоретический подъем тестологии в России наблюдался в 20-е и 30-е годы ХХ века. Хотя некоторые советские психологи отмечали относительно низкую валидность тестовых процедур, все же экстенсивное развитие психодиагностики дало свои плоды. Именно в это время определился широкий круг русских исследователей, получивших мировое признание. Это И.П. Павлов и Л.А. Орбели, Л.С. Выготский и А.А. Ухтомский, Б.М. Теплов и многие другие. Ими и их соратниками был заложен фундамент отечественной экспериментальной психологической мысли.

Определенный интерес с точки зрения развития новых форм тестирования представляла разработанная А.П. Болтуновым (1928 г.) «измерительная шкала ума». Несмотря на известную аналогию со шкалой Бине — Симона, методика Болтунова имела ряд специфических особенностей, состоящих в разработке новых оригинальных субтестов оценки умственного развития человека. Была разработана новая инструкция, изменен хронометраж, предложена групповая форма использования теста, а также определены возрастные ступени его применения.

Особое место в истории отечественной психодиагностики занимают работы М.Ю. Сыркина (1929 г.), в которых была экспериментально подтверждена гипотеза А. Бине о наличии линейной, относительно стабильной статистической связи между показателями тестов и социальными признаками людей (по развитию речи, по положению в социальной и классовой структуре общества и пр.). Была затронута и проблема противоречивости и неоднозначности интерпретации тестовых показателей в рамках психологии индивидуальных различий.

Задачи восстановления экономики, укрепления государственности и обороноспособности России в 20-30-х годах послужили мощным толчком к развитию науки в целом и психотехники в частности.

Зарождение и развитие психологии труда и психотехники в России неразрывно связано с именем И.М. Сеченова, уделявшего большое внимание прикладным аспектам психологии. К числу основоположников психотехники и психологии труда можно отнести отечественных ученых А.Ф. Лазурского, В.М. Бехтерева, П.М. Керженцева, Л.С. Выготского, В.Н. Мясищева, Н.А. Бернштейна, А.К. Гастева, С.Г. Геллерштейна, И.Н. Шпильрейна и др.

В этот период были основаны 12 научно-исследовательских институтов, около 150 лабораторий по психодиагностике и проблематике психологии и организации труда, активно издавалась психологическая литература.

В 1920-е годы была принята программа научно-исследовательской и научно-практической работы, в которой отмечались три основных направления исследований:

а) изучение человека («субъективный момент труда»);

б) изучение и приспособление орудий труда и «материальной обстановки труда»;

в) изучение рациональных методов организации труда.

В середине 30-х годов, когда стало ясно, что зарубежные психотехнические наработки «носят архибуржуазный характер», так как известная формула «все имеют равные возможности» (в США и — в несколько иной редакции — в России) подвергалась обоснованной критике со стороны психологов. С одной стороны, по всей вероятности, произошло столкновение партийных установок с результатами экспериментальных наблюдений. Нейтральность и объективность, внеклассовость и внепартийность психологии поставили психотехнику и психологию труда в очень трудное положение. Критики экспериментальной психологии и психодиагностики активно подчеркивали, что «тестологическая процедура стала орудием расовой дискриминации» и возложила на себя функцию социального регулирования, основываясь на ложной идее «о том, что наука может стать над обществом, его процессами, нормами и установлениями». С другой стороны, в психологических изысканиях того времени, возможно, стал проявляться «особый “акцент души”». Все это послужило причиной принятия в 1936 году памятного документа ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов». В результате в короткий срок закрываются все лаборатории по промышленной психотехнике и психофизиологии труда, сворачивается работа ЦИТа и местных институтов труда. Уничтожается или сдается в закрытые фонды архивов психотехническая литература. Немногочисленные труды ученых-психотехников 20-30-х годов и поныне сохранились лишь в личных библиотеках и труднодоступны для широкого круга читателей. Молодое поколение психологов знает о них лишь понаслышке, а иногда и вообще не подозревает об их существовании.

Только к концу 1950-х годов возобновились научно-исследовательские работы по психодиагностике. В 1958 году под руководством К.К. Платонова началась первая НИР по психотехнической проблематике.

1960-е годы отмечены бурным ростом количества и качества психодиагностических и экспериментальных исследований. Появляется и становится на ноги компьютерная или «адаптивная» психодиагностика [В.А. Дюк, 1994; А. Анастази, С. Урбина, 2001], где ключевое место занимают компьютер и математические методы. Психологическое экспериментирование насыщается электронно-вычислительной техникой, превращается в пробы искусственного интеллекта. Между философами, психологами и кибернетиками разгорается дискуссия о возможности создания «искусственного интеллекта», подобного «естественному». Формализованные компьютерные экспериментальные и психодиагностические методики все громче и отчетливее заявляют о себе.

Как всякий научный ритуал, экспериментально-диагностическая процедура подчинена технической схеме, заимствованный из естественных наук. Эта схема, начиная действовать, сама становится объектом и перестает зависеть от субъективизма исследователя. Таким образом, экспериментально-диагностическая процедура развивается по крайней мере тремя путями. Первый «основан на редукции измеряемого качества к операциональной переменной». Второй — на сохранении известной дистанции между операциональными конструктами и «истинными» параметрами измеряемого объекта. Третий «характеризуется удивительным и причудливым возникновением «истинного» качества из факторизации переменных».

Идеи, изложенные в работе Г. Фехнера «Элементы психофизики» (1860 г.), оказали огромное влияние на психологические исследования в целом и легли в основу одного из направлений измерительных процедур.

Параллельно с фехнеровским подходом к изучению психики индивида развивался математический метод. «Дифференциальная психология с самого начала складывалась как количественная дисциплина, изучающая не каузальную (причинную), а стохастическую (вероятностную) закономерность» развития психики. Статистический подход выдвигался как средство преобразования психологии в точную науку. В связи с этим Д. Кеттелл писал: «Психология не сможет стать прочной и точной, как физические науки, если не будет базироваться на эксперименте и измерении».

Практика измерений восходит к истокам науки, однако логические основания измерения не изучались вплоть до конца ХIХ — начала ХХ века, когда Г. Гельмгольц изложил основные идеи репрезентационной теории измерения, а О. Гельдер развил аксиоматику измерения экстенсивных величин.

Математика начала активно внедряться в психологические исследования и особенно в тестологию.

История непараметрических методов начинается еще с работ Арбетнотта в 1710 году, когда он использовал критерий знаков для проверки гипотезы о равенстве вероятностей рождения мальчиков и девочек. В XIX веке Г. Фехнер и Ф. Гальтон стали применять ранги и коэффициенты ранговой корреляции. Работами Ч. Спирмена (1904) к ранговым методам было привлечено пристальное внимание психологической общественности, а работы А.Н. Колмогорова (1933), Н.В. Смирнова (1935), Уилкоксона (1945), Сигеля (1956 г.) и др. создали непараметрическую статистику как самостоятельную ветвь математической статистики.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Издательство Института Психотерапии 2002 Носс И. Н. Введение в технологию психодиагностики. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002 с. Эта книга

    Книга
    Эта книга представляет собой пособие для студентов и начинающих психологов. Она знакомит с основами методологии и технологии психодиагностики — одного из основных инструментов комплексного психологического исследования личности.
  2. Основы психодиагностики

    Документ
    В настоящем пособии освещаются общие принципы, методы и конкретные проблемы психологической диагностики. Книга адресована двум категориям студентов — будущим учителям-предметникам и будущим школьным психологам.
  3. Книга рассчитана на широкий круг психологов, учителей, вра­чей, менеджеров, специалистов таможенных, рекламных служб и многих других профессионалов, стремящихся овладеть экспрессив­ным невербальным общением

    Книга
    В книге излагаются основные положения предложенного ав­тором личностно-динамического подхода к феномену «экспрессии человека», структурно-функционального подхода к анализу экс­прессивного, невербального общения, подхода к интерпретации
  4. Основы психологии. Алексей тулин москва

    Реферат
    Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи.
  5. Тесты (3)

    Тесты
    Эта книга написана для того, чтобы помочь каждому, кто в этом за­интересован, получить первоначальное, общее представление о систе­ме научных знаний, составляющих содержание учебного курса «Пси­ходиагностика».

Другие похожие документы..