Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Компоненты Интернет-системы дистанционного обучения электротехнике «ЭДО» официально зарегистрированы в Федеральном институте промышленной собственнос...полностью>>
'Документ'
*В случае не указания ИНН или изменения учетных данных в периоде, за который представляется декларация, следует заполнить сведения о физическом лице н...полностью>>
'Программа'
Цель: дополнительное образование - профессиональная переподготовка: формирование комплекса дополнительных знаний и умений для выполнения профессионал...полностью>>
'Урок'
Развитие умений обобщать, выделять главное, делать логические выводы, синтезировать знания их сменных учебных предметов; развить умения работать с ра...полностью>>

Тема революции и ее воплощение в поэме А. Блока «Двенадцать» (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Как в сатирических произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина сочетаются злободневное и вечное? (на примере 1-2 произведений)

М. Е Салтыков–Щедрин – великий мастер сатирического слова. В своих острых по языку и мысли произведениях он боролся с вечными людскими пороками (глупость, жадность, жестокость), а также пытался показать свой взгляд на современные его времени проблемы (крепостное право, деспотическая власть). Писатель искренне верил, что помочь решить многие проблемы российской действительности, пороки русского человека может их обличение и осмеяние.

В книге «История одного города» нарисована сатирическая картина истории вымышленного города Глупова. Но аллегория была сразу понята всем, кто знаком с отечественной историей. В фантастических событиях и образах книги явно просматривались реальные исторические события и лица. Но речь в романе идёт не о каком-то конкретном периоде русской истории, смысл здесь не в прямых исторических параллелях, а в создании гротескного образа отечественной истории.

По жанру «История» - это пародия на историческую хронику. Здесь даётся жизнеописание деятельности некоторых градоначальников (Брудастого, Угрюм-Бурчеева, Фердыщенко и других). Таким образом, рассматривается вечная проблема власти, подчинения одних другим. В глуповских градоначальниках обобщены черты государственных деятелей разных исторических эпох. Но, с другой стороны, обращение к историческому материалу объяснялось обличением не прошлого, а современного «порядка вещей» царско-помещичьей России. Салтыков выступал здесь против абсолютистского деспотизма и политического произвола царя и бессознательностью, темнотой и смирением русского народа.

Таким образом, в «Истории» осуждается злободневное: такие тёмные явления русской жизни, как «аракчеевщина» с её военными поселениями, «нечаевщина» с её уравнительной системой. Глава «Сказание о градоначальницах» - это пародия на распутное российское императорство 18 века, на дворцовые перевороты, которые могли бы повториться во времена Щедрина.

Само наименование города Глуповым и его жителей глуповцами наталкивает нас на мысль об осмеянии вечного человеческого качества – глупости. Но в глуповцах писатель критикует и осмеивает не русский народ, как принято считать. Щедрин высмеивает отрицательные черты психологии и поведения, которые свойственны всем слоям народа, общества и власти. Бичуя в образах глуповцев темноту и бессознательность, стихийность и неорганизованность, слепое подчинение произволу, начальстволюбие, Щедрин стремился помочь избавиться народу от того постыдного рабского чувства.

Таким образом, в социально-политическом романе Салтыкова-Щедрина «История одного города» на суд читателя выставляются проблемы, с одной стороны, вечные (деспотизм власти, слепое подчинение жестокому правителю, глупость, распутство, пресмыкание перед вышестоящими). Но, с другой стороны, эти же проблемы явились злободневными, современными и для времени писателя.

Салтыков-Щедрин, создавал произведения, темы которых актуальны и по сей день. В этом заключается одна из граней его таланта.

Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова (на примере 3-4 стихотворений)

Поэзия Лермонтова начала формироваться в эпоху романтизма, которая и оказала огромное влияние на творчество поэта. Чаще всего перед нами герой внутренне одинокий и противостоящий окружающему миру. Человек у Лермонтова всегда испытывает душевные муки и страдания. Он задаётся вопросом, где истинный смысл жизни, да есть ли он вообще. Лирическому герою сложно понять стремления людей и цель их жизни.

Он испытывает горечь и боль за свое поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности, отнимающей у человека возможность действия, борьбы. Герой видит, что у него нет ясных идеалов.

Лермонтов показывает противоречия между внутренними силами, жаждой жизни лирического героя и его невозможностью все это осуществить. Это противоречие накладывает неумолимый отпечаток на облик героя, иссушает его душу, подрывает энергию и цельность чувств («Дума»).

Но, несмотря на внутренние противоречия, лирический герой Лермонтова остаётся человеком, любящим родную землю, её прекрасную природу. Именно мир природы делает героя поистине счастливым и искренним («Когда волнуется желтеющая нива…»):

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…

Противоречивость отношения к жизни, да и ко всему окружающему проявляется у лирического героя Лермонтова и в любви к родине. С одной стороны, он не принимает «официальной» идеи о том, что Россия почти идеальное государство и видит множество изъянов в жизни страны, для него родина – «немытая Россия, Страна рабов, страна господ…» С другой, это прекрасный мир счастья, добра и простоты («Родина»):

Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз.

Неудовлетворённость и тоска присуща лирическому герою Лермонтова и в любви. Чаще всего перед нами человек, страдающий и мучающийся от испытываемых чувств («К Н.И.»):

Я не достоин, может быть,

Твоей любви: не мне судить;

Но ты обманом наградила

Мои надежды и мечты…

Таким образом, следует говорить об одиночестве и внутренней противоречивости лирического героя у Лермонтова, он находится в постоянном поиске настоящего, но всё же обречён на вечную неудовлетворённость. И только мир природы даёт чувствовать лирическому герою истинную красоту и находить счастье в созидании.

Трагедия революции и Гражданской войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Роман М.Шолохова «Тихий Дон» - произведение, носящее исторический характер. Здесь автор поднимает вопрос о том, что есть война в жизни простых людей. Особенно, если речь идёт о войне внутри одного государства.

Шолохов исторически достоверно рисует картину военных действий на Дону. В предисловии к английскому изданию романа он писал: «Я был бы счастлив, если бы в описании чужой для европейцев жизни донских казаков читатель-англичанин рассмотрел и другое: те колоссальные сдвиги в быту, жизни и человеческой психологии, которые произошли в результате войны и революции».

Важно отметить, что Шолохов усмотрел в Гражданской войне и в революции двойственность положения казаков, которые долгое время не могли определить своё место в этих событиях. Казаки находятся в маргинальном положении, поскольку не могут принять не одну из сторон. Это, прежде всего, люди-труженики, которые видят истинное счастье в мирной жизни, труде. Привязанность казаков к своему хозяйству – это не только стремление к собственничеству, но и проявление психологии настоящего труженика.

На примере жизни Григория Мелехова автор показал читателю противоречия, которые были свойственны всему русскому обществу того времени. Судьба этого героя во многом трагична, как и судьба всего народа. Этот человек оказался чужим для всех, ибо не смог найти своё место как среди красных, так и среди белых. Его двойное прошлое становится его проклятием.

Через образ Гришки Мелехова Шолохов передаёт трагедию людей, живших в начале двадцатого века. Автор убеждён в том, что обычному, простому человеку не нужны несбыточные мечты о прекрасном будущем, которые во многом утопичны. Для него важнее благополучие, основанное на любви и понимании, и только труд способен сделать человека настоящей личностью.

Невозможность придти к истине делает казаков уязвимыми, безразличными к тому, что делается вокруг. Достаточно вспомнить Пантелея Прокофьевича, хозяйственного казака, который сначала воодушевляет сыновей на войну с большевиками, но затем разочаровывается во всём, что происходит. Война сделала его сыновей врагами, война разорила его, лишила прежнего рвения к работе, отняла дорогих людей, внесла разлад в семью: «… старик подняться уже не мог. Мысленно он махнул на всё рукой – будь что будет!».

Таким образом, Шолохов видит трагедию революции и Гражданской войны в её бессмысленности. Война становится той силой, которая лишает людей смысла жизни и истинных стремлений.

Что указывает на недолговечность самодурной власти в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?

В пьесе «Гроза» Островский создаёт действительность, свойственную для его времени. А.Н.Добролюбов назвал данное произведение самым смелым для того времени. Здесь «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены…до трагических последствий…».

Всё общество в маленьком городе Калинове построено на принципе подчинения слабых сильным, богатых бедным. Но основная проблема заключается в том, что всем правят самодуры, не знающие границ между справедливостью и бесправием. Патриархальность общества города делает людей недалекими и бесхарактерными.

Таков Тихон Кабанов - муж Катерины, который смирился с таким положением дел. Он во всём подчиняется своей матери, которую можно назвать «самодуром в юбке». Марфа Игнатьевна Кабанова (а попросту - Кабаниха) не знает границ дозволенного, того, чего нельзя делать относительно других людей. Она смело пользуется своей безграничной властью хозяйки. Таков и богатый купец Дикой.

Как представители века прошлого, самодуры не могут принять новой жизни и всеми силами пытаются удержать уходящее время. Для них всё новое является порочным, нарушающим веками сложившиеся патриархальные отношения.

Несмотря на «окаменелость» калиновского общества, Островский видит в нём и изменения. И самым первым вестником изменений является главная героиня пьесы – Катерина. Она нашла в себе силы противостоять самодурству и провозгласить новые идеалы настоящей жизни. Для этой героини существование в «тёмном царстве» хуже смерти.

Островский считает, что пришло новое время для истинных чувств, а фальшивый аскетизм должен уйти в прошлое.

Символичен образ Феклуши, роль которой в пьесе мала, но, тем не менее, глубока и объемна. Хотя она и представительница общества патриархального, но всё же именно Феклуша предчувствует скорую гибель «тёмного царства». Она говорит Кабанихе: «Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, по всем приметам, последние».

Образ Кулигина так же неслучаен в пьесе, поскольку этот человек не может принять законов города Калинова, он почти единственный, кто понимает Катерину и видит истинную причину ее самоубийства. Неслучайно именно Кулигин произносит обвинительные слова, держа на руках тело мёртвой Катерины. Но, по мысли Добролюбова, Кулигин не способен на откровенный протест, на какой была способна Катерина. Главная героиня - «сильный русский характер», ибо она смогла пойти в своём протесте до конца.

Таким образом, Островский ставит в своей пьесе проблему кризиса патриархального сознания, на смену которого приходит совсем иное восприятие действительности.

Печорин и Максим Максимыч в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Печорин и Максим Максимыч, единственный персонаж, сопутствующий главному герою на протяжении большей части повествования, - два структурно-художественных полюса романа. Максим Максимыч – настоящий «кавказец», не в пример Печорину, Грушницкому и другим офицерам, лишь волею случая занесенным на Кавказ. Он служит на Кавказе давно, хорошо знает его природу, местные обычаи, нравы, психологию горцев. У Максима Максимыча нет ни романтического пристрастия к Кавказу, ни пренебрежения к горским народам. В каком-то смысле ему, носителю патриархального сознания, горцы даже более понятны, чем рефлектирующие соотечественники типа Печорина.

У Максима Максимыча золотое сердце и добрая душа, он ценит душевное спокойствие и избегает приключений. На первом месте для героя стоит долг, но с подчиненными он не чинится и ведет себя по-приятельски.

Лишенный личностного самосознания, как бы не выделенный из «естественного» мира, Максим Максимыч воспринимает Печорина и Вулича как «странных» людей. Ему неясно, почему Печорин скучает, но зато он твердо знает, что с Бэлой тот поступил нехорошо и неблагородно. Еще более уязвляет самолюбие Максима Максимыча та холодная встреча, какой «наградил» его Печорин после долгой разлуки. По понятиям старого штабс-капитана, люди, прослужившие вместе, становятся чуть ли не родными. Между тем, Печорин вовсе не хотел обидеть Максима Максимыча, просто ему не о чем говорить с человеком, которого он никогда не считал своим другом.

Благодаря Максиму Максимычу обнаруживаются и сильные, и слабые стороны печоринского типа – разрыв героя с патриархально-народным сознанием, одиночество, потерянность молодого поколения интеллектуалов. Но и сам Максим Максимыч тоже оказывается одиноким и обреченным. Его мир ограничен и лишен сложной гармонии, а целостность характера «обеспечена» неразвитостью чувства личности.

Смысл столкновения Максима Максимыча и Печорина не в преобладании и превосходстве личного начала над патриархально-народным или патриархально-народного над личным, а в их драматическом разрыве, в желательности сближения и движения к согласию.

Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»

Горький начал писать свои произведения в то время, когда человек, в сущности, обесценился. Он становился рабом вещей, падала ценность личности.

В пьесе «На дне» Горький показывает совершенно особый тип людей – людей дна, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Именно здесь, на дне, в ночлежке, месте, где уже не видно личности, а только общую серую массу, и возникает спор о человеке, о правде человеческой. На этот спор обитателей ночлежки провоцирует неизвестно откуда появившийся Лука, бродячий старик. Он любит людей, но самое главное, он их понимает. Много лет, и видимо, нелегких, прожил он на свете. Это и дает ему право говорить, что «всякого человека уважать надо». И уважать, по большей части не за то, что он огромен и всем известен, но за то, что он мал и не проявил себя, за потенциал, в нем заложенный, за то, что он еще сможет сделать всем на пользу, если сами же люди ему не помешают.

Лука не лжет людям, он просто верит им, верит в них. Он верит в силу слабого Актера, и тот, пока в него верят, и сам загорается верой в то, что сможет изменить и исправить свою жизнь. А лишившись поддержки, он вешается. И не потому, что разбита хрупкая ложь о лечебнице, но потому, что разбита хрупкая истина о его человеческом достоинстве, об уважении, которое может питать к нему другой человек.

Лука верит в чистоту души проститутки Насти, верит в то, что у нее была чистая и высокая любовь, и Настя выпрямляется, начинает чувствовать себя человеком. Но когда вокруг нее остаются только издевающиеся над ней люди, она теряет всякую любовь и желает им смерти.

На Сатина Лука действует, «как кислота на старую и грязную монету». Спор со странником позволил развить бродившие в нем мысли, довести их до логического завершения. Во многих фразах Сатина мы слышим авторский голос, голос самого Горького. Писатель искренне верил, что «Человек! это звучит гордо!», что «надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!».

Человек – хозяин себе, только от него, от его выбора зависит, жить ему или прозябать. В этом и заключается не только ответ на главный вопрос спора, но и истинный смысл пьесы Горького. Сатин утверждает, что бог свободного человека – правда, а ложь – религия рабов и хозяев. Но вся сложность именно в том и состоит, что в ночлежке свободных людей нет. Нет тех, которых можно назвать «человеки».

Финал пьесы трагичен. Разбуженные Лукой люди неизбежно вступают в конфликт с внешним миром, и многие выходят из него не победителями. А жизнь устроена таким образом, что свободным человеком в этом мире быть очень и очень не просто. Однако лейтмотивом всего произведения является мысль писателя о том, что всякий, как бы низко он ни пал, всегда может подняться, нужно только рассмотреть в себе Человека.

Какова роль притчи «О двух великих грешниках» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

Притча «О двух великих грешниках» входит в состав главы «Пир на весь мир». «Древняя быль» - один из наиболее социально острых эпизодов эпопеи «Кому на Руси жить хорошо».

Начинается притча с описания бесчинств Кудеяра, жестокого разбойника. Он ворует, грабит, похищает людей. Ему нравится такая жизнь. Но вот однажды в нем пробудилась совесть, опостылела ему такая жизнь, жестоко раскаялся он в своих злодеяниях. Кудеяр становится затворником, всю жизнь он молится, просит отпущения грехов. Но ни паломничество ко гробу Господню, ни отшельничество не приносят его душе успокоения.

Угодник, явившийся Кудеяру, обещает ему, что он будет прощен лишь тогда, когда «тем же ножом, что разбойничал», срежет «дуб вековой». Кудеяр принялся за работу, но дуб оказался настолько большим, что его не под силу было срубить даже молодому. Уже почти отчаявшись, Кудеяр однажды за своей спиной слышит насмешливый вопрос: «Эй, старина, что ты делаешь?». Голос принадлежал барину-помещику пану Глуховскому. Он похваляется своей спокойной совестью:

Спасения

Я уж не чаю давно,

В мире я чту только женщину,

Золото, честь и вино…

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю и вешаю,

А поглядел бы, как сплю!

Отшельник в порыве бешенного гнева убивает пана. И в ту же минуту столетний дуб падает: «Рухнуло древо, скатилося бремя грехов».

Один из главных вопросов поэмы «Кому на Руси жить хорошо» - кто всех грешней: «кабатчики», «помещики», «мужики» или «разбойники». В «Притче о двух великих грешниках» есть решение этого давнего спора. В соответствии представлениям народа о добре и зле убийство жестокого крепостника – подвиг, избавляющий рабов от тирана. Душа человека, совершившего такой подвиг, преображается, очищаясь от всех прежних грехов и пороков. Некрасов противопоставляет неправому, помещичье-чиновничьему, полицейски-бюрократическому царскому суду справедливый, скорый и беспощадный народный суд.

Судьбы «униженных и оскорблённых» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В своём романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский поднимает тему «униженных и оскорблённых», тему маленького человека. Общество, в котором живут герои романа, так устроено, что жизнь каждого из них возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью. Писатель изображает гнетущую обстановку безысходнодной жизни человека, заставляя за судьбами людей увидеть образ преступного мира, где унижен и придавлен человек, где человеку «некуда пойти». Эпизоды, рисующие жизнь «униженных и оскорблённых», говорят о том, что судьбы героев романа обусловлены не какими-то случайными трагическими обстоятельствами или их личностными качествами, а законами устройства общества.

Автор, проводя читателя по Петербургу, рисует людей разных социальных слоёв, в том числе, и бедных, потерявших смысл жизни. Часто они кончают с собой, не выдерживая своего унылого существования, или губят жизнь в многочисленных распивочных. В одной из таких распивочных Родион Раскольников знакомится с Мармеладовым. Из рассказа этого героя мы узнаём о несчастной судьбе всей его семьи.

Фраза Мармеладова: «Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти…» поднимает фигуру маленького человека, смешного своей торжественно-витиеватой и канцелярской манерой говорить, на высоту трагического размышления о судьбе человечества.

Некуда идти и Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для её честолюбивой натуры противоречие между прошлой обеспеченной и богатой жизнью и жалкой, нищенской настоящей.

Соня Мармеладова, чистая душой девушка, вынуждена торговать собой, чтобы прокормить больную мачеху и её малолетних детей. При этом она не требует никакой благодарности. Она ни в чём не винит Катерину Ивановну, просто смиряется со своей судьбой. Только Сонечке стыдно перед собой и Богом.

Идея самопожертвования, воплощённая в образе Сони, поднимает его до символа страдания всего человечества. Эти страдания сливались для Достоевского с любовью. Соня – олицетворение любви к людям, именно поэтому она сохранила нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила её жизнь.

Тем же смыслом наполнен образ Дуни, сестры Раскольникова. Она соглашается на жертву: ради свято любимого брата соглашается выйти замуж за Лужина, в котором воплощён классический тип буржуазного дельца, карьериста, унижающего людей и способного пойти на всё ради личной выгоды.

Достоевский показывает, что положение безнадёжности, тупика толкает людей на моральные преступления против самих себя. Общество ставит их перед выбором таких путей, которые ведут к бесчеловечности.

На сделку с совестью идёт и Раскольников, решившись на убийство. В противоречие с человеконенавистнической теорией вступает живая и гуманная натура героя. Достоевский показывает, как каждый раз при встрече с человеческим страданием Раскольников испытывает почти инстинктивное желание прийти на помощь. Его теория вседозволенности, раздвоения человечества на две категории терпит крах. Чувство отверженности, одиночества становится страшным наказанием для преступника.

Достоевский показывает, что идея Раскольникова неразрывно связана с непосредственными условиями его жизни, с миром петербургских углов. Рисуя ужасающую картину человеческой скученности, грязи, духоты, Достоевский в то же время показывает одиночество человека в толпе, одиночество, прежде всего, духовное, его жизненную неприкаянность.

Образ Руси в поэзии С. А. Есенина (на примере 2 – 3 стихотворений)

Во все века художники, писатели, поэты, размышляя о красоте и убогости России, свободолюбии ее народа и духовном рабстве, вере и безверии, стремились создать свой неповторимо-индивидуальный образ России, Родины. Для Есенина родной край – это средняя Россия, село Константиново Рязанской губернии. Это Русь деревенская, с крестьянским бытом и древними традициями, ее сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие крестьянского говора, с красочным миром природы:

Изба крестьянская,

Хомутный запах дегтя,

Божница старая,

Лампады кроткий свет…

В стихотворении «В хате» каждая строчка наполнена деталями крестьянского быта. К ним герой относится бережно и трепетно, так как это и есть та малая родина, где его корни, любовь к которой он пронесет через всю жизнь:

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою –

Шелуха сырых яиц.

Деревня стала для Есенина религией, а русская изба – своеобразным храмом. Поэт готов отказаться даже от библейского рая во имя своей родины:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Характерно то, что образ Руси у Есенина не статичен – с годами он меняется, как меняется и сам Есенин. Толчком к этому послужили исторические события, изменившие всю жизнь России. Романтический образ «голубой Руси» постепенно изменяется и вытесняется образом Руси советской.

В «Руси Советской» показано, что революция резко повернула жизнь деревни, разрушая многовековой уклад быта, так любимый поэтом. Вернувшись в родное село, лирический герой уже со стороны смотрит на жизнь односельчан. Он приемлет все, но, принимая новую Родину, не видит места для своей лиры, для «своей Руси»:

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

И все же утверждая новую, стальную Русь, поэт все-таки слышит в звуке мотора лай, а в скрипе тележных колес – песню. Не в силах ужиться с этой новой реальностью, с новой Россией. Герой счастлив лишь воспоминаниями о «своей» «голубой Руси», дышащей запахами «меда и роз»:

Несказанное, синее, нежное,

Тих мой край после бурь, после гроз…

И все же, несмотря на это, поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, так как все в ней - о России. «Чувство родины – основное в моем творчестве», - говорил поэт.

Образ Руси в лирике Есенина несомненно меняется, как и сама жизнь в стране, как ее облик. Но в то же время мы видим, что остаются незыблемыми те ценности, из которых и складывалось для Есенина понятие России: деревня, русская природа, люди, живущие вокруг, счастье «дышать и жить» в этой стране. И заслуга Есенина в том, что он сумел пронести свое сокровенное чувство через всю жизнь и остался верен «стране березового ситца» до смертного часа.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тема революции и ее воплощение в поэме А. Блока «Двенадцать» (1)

    Документ
    «Слово о полку Игореве» - величайший памятник литературы Древней Руси, созданный на основе всей русской культуры 12 века. Оно теснейшим образом связано с культурой, языком, мировоззрением русского народа.
  2. Тема революции и ее воплощение в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (2)

    Документ
    Это первая крупная послеоктябрьская поэма в русской литературе. В ней нашли свое отражение не только революционная современность, но и мысли целого поколения интеллигентов, к числу которых относился и Александр Блок.
  3. Тема революции и ее воплощение в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (1)

    Документ
    В. Маяковского (на примере -3 стихотворений по выбору экзаменуемого). Трагедия революции и Гражданской войны в романе М.
  4. Тема революции и ее воплощение в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (3)

    Документ
    2. Образ Руси в поэзии С. А. Есенина (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого) 3. 3а что и как наказана г-жа Простакова в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
  5. Тема революции в поэме А. А. Блока "Двенадцать" (1)

    Поэма
    Поэма А. Блока «Двенадцать» была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади 4 года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков.

Другие похожие документы..