Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Выбор пути каждый человек должен делать самостоятельно. Хотя на наши души влияет много источников. Информацию потоком вливают в наши головы. Выбрать ...полностью>>
'Документ'
" (Хатха-Йога-Прадипика) ВНИМАНИЕ! Не следует относиться к описанной в данной работе системе лечения как к панацее, ибо таковой она становится ли...полностью>>
'Регламент'
ÃÎËÎÂÓÞ×ÈÉ. Äîáðîãî ðàíêó, øàíîâí³ íàðîäí³ äåïóòàòè, çàïðîøåí³ òà ãîñò³ Âåðõîâíî¿ Ðàäè. Ïðîøó íàðîäíèõ äåïóòàò³â ï³äãîòóâàòèñÿ äî ðåºñòðàö³¿. Áóäü ëàñ...полностью>>
'Библиографический указатель'
Таким образом, именно указатели дают возможность косвенного доступа к объектам. Предположим, что х - переменная, например, типа int, а рх - указатель....полностью>>

Муниципальное общеобразовательное учреждение (82)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Особенно помогает мониторинг в работе с родителями.

Требования и рекомендации педагога не остаются голословными. Есть о чем говорить с родителями. Общение становиться убедительным, ве­сомым.

Данные мониторинга помогают учителю определить потенциаль­ные возможности каждого обучающегося, классного коллектива, дают возможность более эффективно планировать свою педагогическую деятельность, направленную на повышение результативности качества образования.

В школе разработана система компьютерного мониторинга учебно-воспитательного процесса. Она состоит из библиотеки книг, созданных в MS Excel - «Мониторинг успеваемости класса», «Личностно-ориентированный мониторинг», «Всеобуч», «Результаты работы предметников».

Ведомость успеваемости класса была создана первоначально учащимися в виде проекта на уроках информатики, а затем доработа­на заместителями директора по учебно-воспитательной работе совместно с классными руководителями с использованием современных методик оценки успешности каждого ученика, прогнози­рования его дальнейшей траектории обучения и развития.

В книге «Всеобуч» организовано автоматическое заполнение сводных таблиц по успеваемости и качеству обученности, графический анализ результатов за период обучения, сравнительный анализ за три последних года, учет отличников, хорошистов и неуспевающих.

Книга «Результаты работы предметников» создана для хранения, обработки и анализа результатов профессиональной деятельности пе­дагогов. Учителя-предметники заполняют стандартную таблицу-отчет за четверть (полугодие), которая автоматически высчитывает итого­вые показатели: успеваемость, качество обучения, уровень обученно­сти, выполнение программ. По этим результатам проводится графиче­ский анализ в виде диаграмм, графиков, которые печатаются на бума­ге и прилагаются к аналитическим документам о работе научно-методических объединений и творческих групп.

Педагогический мониторинг представляет форму организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогических системах, обеспечивающую непрерывное слежение за их состоянием, а также дающую возможность прогнозирования развития педагогических систем.

Система внутришкольного педагогического мониторинга представляет комплексную аналитическую систему по следующим направлениям:

1. Диагностика качества образования.

2. Анализ социальных условий.

3. Анализ содержания образования.

4. Психодиагностика.

5. Анализ педагогической культуры учителя.

6. Медицинская диагностика.

7. Анализ деятельности школьных подразделений.

Таким образом, педагогический мониторинг является объединяющим началом социологического, психологического и медицинского мониторинга с целью получения целостного представления о личности школьника. Такой комплексный «подход» к изучению личности школьника, учебной ситуации, сложившихся взглядов педколлектива и т.д. направлен прежде всего на осмысление реальных учебных возможностей степени обученности, обучаемости (способности к обучению), познавательных интересов, мотивов учения, а также на установление дидактических причин слабой успеваемости, степени удовлетворенности учащихся и учителей образовательным процессом, эмоционального состояния учащихся, характера внутришкольных взаимоотношений, педагогической культуры учителей.

Контроль качества обучения - это получение качественных характеристик учебного процесса по результатам контрольных срезов и анализа соответствия данного качества требованиям стандарта.

Наиболее объективной из действующих методик измерения обученности класса или группы учащихся, является показатель СОК - степень обученности класса (формула В.П. Смирнова, «Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении» Майоров А.Н., Сахарчук Л.Б., Сотов А.В. – Петербург, 1992.):

n5 *100% + n4 *64% + n3 *36% + n2 *16%

СОК = -------------------------------------------------------------

n

где n5 - количество полученных в результате тестирования пятерок;

n4 - количество четверок;

n3 - количество троек;

n2 - количество двоек;

n – общее количество учащихся.

Использование данной формулы учителем, а также независимым экспертом при проведении контроля позволяет сравнить результаты оценивания.

Этому способствует также нахождение средневзвешенной оценки «5» за контрольную работу отдельно отличников класса, отдельно «хорошистов» и т.д., что повышает объективность оценивания учащихся.

Результаты обрабатываются следующим образом: А1 А2

1. Нахождение средневзвешенного по каждому ряду оценок: Cк = ------ ; Сч =------

п1 п2

где Ск - средние оценки за контрольную (тест); Сч - средние оценки за четверть; А1 и А2 - оценки за контрольную (четверть и год); n1 и п2 - число учащихся, выполнивших контрольную работу и аттестованных за четверть.

2. Определение разности между этими оценками О = Ск - Сч

3. Средневзвешенные оценки за контрольную работу для учащихся, имеющих четвертные оценки «5»:

А5

Сср =------

п5

где Сср. - средневзвешенная оценка за контрольную работу отличников;

А5 — оценки за контрольную работу отличников класса.

Аналогично проводятся расчеты для учащихся, имеющих оценки «4» (п4), «3»(п3) и т.д.

Отслеживание состояния успеваемости проводится также при помощи гистограмм по трем показателям: выполнение стандарта (процент успеваемости), качество знаний (процент качества знаний) и степень обученности класса (СОК). Все три показателя отражают состояние обученности учащихся по одному предмету у одного учителя по итогам четверти и года.

Статистический анализ результатов четверти и года по ранжированным ведомостям дает возможность классному руководителю отслеживать динамику состояния обученности каждого учащегося во времени (методика «Ранжирование по результатам» В.Н. Зайцева). Диагностика классного коллектива по методике В.Н.Зайцева "Ранжирование учащихся по результатам" помогает увидеть реальные достижения учащихся, степень реализации их учебных возможностей и сравнить влияние факторов разной природы на результаты их учебной деятельности. При количественной оценке обучения будем исходить из того, что алгоритмическое применение знаний обеспечивает обучение на уровне "4". Поэтому количество хорошистов и отличников в классе можно считать существенным признаком реализации учебных возможностей класса. Не менее важен и другой признак, по которому можно судить об учебных возможностях слабых учеников - это та доля, которую от общего количества учебных предметов составляют хорошо усвоенные.

Кроме этого рассматриваются и следующие показатели:

Nпол

Успеваемость ученика, класса, по предмету УС =---------* 100%

N

где N – количество всех учащихся группы (и не аттестованных в том числе)

Nпол— общее количество обучаемых, аттестованных по данному предмету (у данного учителя) и не имеющих «2» ■

п5 + п4

Качество знаний ученика, класса, по предмету К З =---------------* 100%

п

где п— общее количество обучаемых, аттестованных по данному предмету (у данного учителя), т е. п включает в себя всех обучаемых, в т. ч. и имеющих «2»

п5— количество обучаемых в данной группе (у данного учителя, по данному учебному предмету), имеющих за четверть, год отметку «5» (на данном уровне требований).

п4 — имеют «4», п3 — количество обучаемых, имеющих отметку «3», n2— имеют «2».

Степень обученности ученика, класса, по предмету, т. е. степень соответствия требованиям ГОС

n5 + 0,64*n4 + 0,36*n3 +0,16*n2

Собуч =--------------------------------------------- *100%

n * a

где a – количество изучаемых предметов

Выявление степени соответствия результатов проверки качества обучения по предмету Государственному стандарту образования на основе вычисления степени обученности учащихся проводится по следующим критериям: 100% - 75%-оптимальное, 74% - 50%- допустимое, 49% -25%-критическое, меньше 25%-недопустимое.

Средний балл ученика, класса, предмета

n5 *5 + n4 *4 + n3 *3 + n2 *2

СБО = -------------------------------------------

п

Индекс качества ученика и класса

общее количество «5» + общее количество «4»

ИК =----------------------------------------------------------------------

n * a

Эффективность деятельности класса, учителя

количество учащихся сохранивших или повысивших Собуч

Эф=--------------------------------------------------------------------------------* 100%

количество учащихся данной группы

Учитель совместно с администратором отслеживают закономерности обученности учащихся различных учебных групп: когда и почему наблюдаются «спады» и «взлеты». При этом, как правило, выясняется и уровень требовательности учителя к знаниям учащихся в начале и в конце учебного года, объективность в выставлении оценок учащимся.

При наличии подобных расхождений данных учителя и тестовых контрольных работ администрации необходима совместная аналитическая деятельность по выявлению пробелов в знаниях учащихся, корректировка учебно-воспитательного процесса: изменение системы оценивания, отработка педагогических технологий и т.д.

Для систематического и качественного отслеживания результатов обучения на каждом его этапе с целью проведения своевременной коррекции учебного процесса в системе внутришкольного педагогического мониторинга используются наиболее современные дидактически обоснованные и объективные организационные формы контроля. Одной из таких форм в настоящее время признается тестирование, которое в рамках педагогического мониторинга, подразумевающего прогнозирование учебных возможностей, обучаемость по отдельным предметам, констатацию достигнутых результатов и т.д., реализуется как психологическое, психолого-педагогическое и педагогическое тестирование. Инструментом тестирования, а следовательно, и педагогического мониторинга является тест - особым образом разработанная форма контрольного задания. При этом школьная администрация и учителя-предметники должны обладать комплектами тестов по предметам учебного цикла в четырех и более вариантах в зависимости от видов проводимого контроля, отражающих содержание образовательного стандарта.

Методика определения фактической степени обученности учащихся (СОУ) и фактической эффективности деятельности преподавателя (ЭФ) (по В. П. Симонову)

CОУ=ЭФ1— степень обученности учащихся и фактической эффективности
учебной деятельности учителя на соответственном уровне требований:

п5— количество обучаемых в данной группе (у данного учителя, по данному учебному предмету), имеющих за четверть, год отметку «5» (на данном уровне требований).

п4 — имеют «4;;

п3 — количество обучаемых, имеющих отметку «3».

п— общее количество обучаемых, аттестованных по данному предмету (у данного учителя), т е. п включает в себя всех обучаемых, в т. ч. и имеющих «2» ■

На I уровне требований (высший, творческий уровень)

n5 + 0,64*n4 + 0,36*n3

СОУ = ЭФ1 =------------------------------- < или = 1

n

На II уровне требований (средний, продуктивный уровень)

0,64* n5 + 0,36*n4 + 0,16*n3

СОУ = ЭФ2 =-------------------------------------- < или= 0,64

n

На III уровне требований (низший, непродуктивный уровень)

0,36* n5 + 0,16*n4 + 0,04*n3

СОУ = ЭФ3=-------------------------------------- < или= 0,36

n

Таким образом, сказать, какой степени обученности достигли ученики, не зная уровня требований, на котором выставлены оценки, практически невозможно.

|CОУ3 | CОУ2 | CОУ1

0 4 10 | 16 20 | 30 36 40 50 | 60 64 70 80 90 100%

|-------|---|---|------|----|-----|---|----|----|-------|---|------|------|------|---------|---------|--------|

различение| запоминание | понимание |элементарные умения и навыки | перенос (творческий уровень)

Таким образом, показатель степени обученности учащихся, в отличие от про­цента успеваемости и среднего балла, невозможно «искусственно подогнать» до его предела. Под качеством знаний группы учащихся в целом нужно понимать максимальную степень обученности, которая достигнута в среднем этой груп­пой под руководством данного педагога.

Качество знаний отдельного учащегося характеризуется:

  1. прочностью (овладение материалом на уровне долговременно памяти; зна­ниями, умениями и навыками с их отсроченным, долговременным, постоянным и эффективным применением);

  2. глубиной (количеством знаний, умений и навыков, соответствующих качест­венным показателям);

  3. осознанностью, т. е. усвоением как минимум на уровне понимания, а не про­сто запоминания или различения, распознавания.

Выводы:

  1. Высокая эффективность учебной деятельности учителя предопределяется I уровнем требований, а переход к II и III уровню ведет к снижению обoей эффективности этой деятельности, несмотря на кажущееся благополучие во внешних показателях (отметках).

  2. Уровень требования — более важный и реально существующий объектив­ный показатель, чем процент успеваемости (количество учащихся, обу­чающихся на «4» и «5», средний балл и т. п.). Именно уровень требований учителя и характеризует эффективность учебной деятельности преподава­теля вообще и на конкретном уроке в частности.

  3. Определив уровень требований, нетрудно наметить пути повышения эффективности образовательного процесса в целом через постепенный переход от III к I уровню.

  4. Уровень требований учителя при проверке ЗУН (СОУ) определяется в первую очередь квалификацией педагога и его требовательностью.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Муниципальное общеобразовательное учреждение (31)

    Доклад
    Прошлый учебный год был отмечен существенными изменениями в структуре организации и функционирования СОШ № 15 как ОУ. На основании решения учредителя начальные классы и педагоги бывшей СОШ № 20 были переведены в СОШ № 15, 4 класса
  2. Муниципальное общеобразовательное учреждение (65)

    Документ
    На сегодняшний день в отечественной педагогической науке, несмотря на уже многолетнюю практику внедрения образовательных инноваций и большой объём теоретических исследований, посвящённых инновационному движению, проблема организации
  3. Муниципальное общеобразовательное учреждение (92)

    Реферат
    Публичный доклад рассматривается нами как одно из основных средств развития общественного участия в управлении образованием, комплексной модернизации системы образования.
  4. Муниципального общеобразовательного учреждения (5)

    Документ
    Лицензия регистрационный номер № 039401, дата выдачи 21 декабря 2004 года. Выдана Министерством образования Республики Мордовия. Срок действия лицензии 21 декабря 2009 г.
  5. Муниципальное общеобразовательное учреждение (52)

    Документ
    Состояние системы образования в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средней общеобразовательной школе №19»по итогам 2009-2010 учебного года: ПЕРМЬ.

Другие похожие документы..