Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Руководство'
Насколько мне известно, на русском языке нет специального руководства по золотых и серебряных дел мастерству. Разные сведения, относящиеся к выделке з...полностью>>
'Документ'
Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно и...полностью>>
'Учебное пособие'
Кафедра гуманитарных дисциплин юридического факультетаХабаровской государственной академии экономики и права(завкафедрой, доктор философских наук, пр...полностью>>
'Реферат'
Конструкционными называются стали, предназначенные для изготовления деталей машин (машиностроительные стали), конструкций и сооружений (строительные ...полностью>>

О ходе реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2009 году

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Доклад

о ходе реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи

в 2009 году

Доклад подготовлен Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации во исполнение статьи 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 и пункта 2 поручения Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. (протокол заседания № 32).

Формирование и выполнение территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее – территориальные программы) во всех субъектах Российской Федерации осуществлялось в 2009 году в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год (далее – Программа), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. № 913.

Правительством Российской Федерации на 2009 год установлен подушевой норматив финансового обеспечения Программы в целом, в том числе базовой программы обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), в размере 7 633,4 рубля и 4 059,6 рубля соответственно.

Подушевой норматив финансового обеспечения Программы рассчитан исходя из установленных нормативов объемов по условиям оказания медицинской помощи в расчете на одного человека в год и нормативов финансовых затрат на единицу объема по видам медицинской помощи. Установленный норматив стоимости единицы объема медицинской помощи в рамках Программы по каждому виду включал все виды финансовых затрат медицинских организаций.

Установленный подушевой норматив финансового обеспечения базовой программы ОМС за счет средств обязательного медицинского страхования (4 059,6 рубля) включал расходы медицинских организаций на оплату труда, начисления на оплату труда, медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, мягкий инвентарь и обмундирование и не включал расходы на коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, а также затраты на увеличение стоимости основных средств.

Установленный Правительством Российской Федерации подушевой норматив финансового обеспечения Программы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (3 573,8 рубля) включал расходы местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации на оказание скорой медицинской помощи, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную, медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, содержание медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования (расходы на коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, а также затраты на увеличение стоимости основных средств).

Кроме того, из этих же средств финансировались медицинские и иные услуги, предоставляемые лепрозориями, центрами по профилактике и борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита и инфекционными заболеваниями, центрами медицинской профилактики, врачебно-физкультурными диспансерами, отделениями и центрами профессиональной патологии, детскими и специализированными санаториями, домами ребенка, хосписами, больницами сестринского ухода, бюро судебно-медицинской, судебно-психиатрической и патологоанатомической экспертизы, центрами экстренной медицинской помощи, станциями (отделениями, кабинетами) переливания крови, центрами планирования семьи и репродукции человека, а также осуществлялись расходы на дополнительные меры по оказанию медицинской помощи, лекарственному обеспечению и протезированию (зубному, глазному, ушному) отдельных категорий граждан.

Установленные финансовые нормативы являлись минимальными и не учитывали районные коэффициенты.

Во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. № 913 Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) было подготовлено и направлено руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и исполнительным директорам территориальных фондов ОМС субъектов Российской Федерации информационное письмо «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год» от 31 декабря 2008 г. № 10407-ТГ, согласованное с Министерством финансов Российской Федерации (письмо от 30 декабря 2008 г. № 07-06/4503).

Годовая форма федерального государственного статистического наблюдения № 62 «Сведения об оказании и финансировании медицинской помощи населению за 2009  год» (далее – форма федерального государственного статистического наблюдения № 62) утверждена приказом Федеральной службы государственной статистики от 29 июля 2009 г. № 154.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в целях обеспечения унифицированного подхода к формированию и своевременному предоставлению сведений статистического наблюдения за 2009 год по форме федерального государственного статистического наблюдения № 62 подготовлены и направлены в субъекты Российской Федерации разъяснения по вопросам формирования и предоставления сведений об оказании и финансировании медицинской помощи населению (информационное письмо от 23 декабря 2009 г. № 20-0/10/2-10495), а также проведено совещание с участием руководителей планово-финансовых служб органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, специалистов медицинских информационно-аналитических центов и бюро медицинской статистики. Основные показатели, представленные в Докладе, рассчитаны на основе сводного годового отчета по Российской Федерации по данной форме за 2009 год.

Кроме того, при подготовке Доклада использованы информационные материалы, представленные Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации Федеральным казначейством, Российской академией медицинских наук, ФФОМС, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным медико-биологическим агентством, а также органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и территориальными фондами ОМС.

В Докладе впервые представлены результаты комплексной экспертной оценки уровня реализации и эффективности территориальных программ на основе не только фактически выполненных объемов медицинской помощи и финансового обеспечения территориальных программ, но и показателей качества и доступности медицинской помощи.

Результаты комплексной оценки эффективности реализации территориальных программ за 2009 год будут учтены при распределении средств нормированного страхового запаса ФФОМС для стимулирования эффективности реализации территориальных программ в 2010 году.

Для оценки эффективности реализации территориальных программ в 2009 году Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации использованы и приводятся в Докладе показатели, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

В 2009 году впервые начата работа по обоснованию потребности населения в медицинской помощи, а также во врачебных кадрах, необходимых для реализации Программы, и установлению территориальных нормативов обеспечения врачебными кадрами по видам медицинской помощи.

1. Фактическое выполнение Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2009 году

В 2009 году в Российской Федерации в государственных (находящихся в ведении субъектов Российской Федерации) и муниципальных учреждениях здравоохранения и частных медицинских организациях в рамках Программы бесплатно получили стационарную медицинскую помощь 31,3 млн. человек, медицинскую помощь в дневных стационарах – 6,4 млн. человек. Общее число лиц, обслуженных скорой медицинской помощью, составило 48,6 млн., число обращений в амбулаторно-поликлинические учреждения и на дому – около 520 млн. Кроме того, федеральными учреждениями здравоохранения стационарная медицинская помощь оказана 912,7 тыс. человек, медицинская помощь в условиях дневных стационаров – 40,7 тыс. человек, число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений составило 16,3 миллионов.

Высокотехнологичную специализированную медицинскую помощь в федеральных учреждениях здравоохранения получили 224,8 тыс. человек, в государственных и муниципальных учреждениях субъектов Российской Федерации – 29,8 тыс. человек.

Расходы государственных источников финансового обеспечения Программы в 2009 году составили 1 378,6 млрд. рублей и возросли в текущих ценах на 53,6 % по сравнению с 2007 годом (таблица 1). Программа финансировалась в отчетном году за счет бюджетов всех уровней (63,3 %) и средств системы ОМС (36,7 %). Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на Программу увеличились с 2007 года на 18,4 % и составили в 2009 году 481,6 млрд. рублей (34,9 % всех расходов). Следует отметить сокращение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на Программу в отчетном году по сравнению с предыдущим.

Таблица 1

Фактическое финансирование Программы за период с 2007 по 2009 гг.

(по источникам финансирования; млрд. рублей)

Источники финансирования

2007 год

2008 год

2009 год

абс.

данные

%

абс.

данные

%

абс.

данные

%

А

1

2

3

4

5

6

1.Федеральный

бюджет

162,5

18,1

288,6

24,4

391,6*

28,4

2.Консолидированные

бюджеты субъектов

Российской

Федерации

406,6

45,3

483,7

40,8

481,6

34,9

3.Средства

системы ОМС

328,2

36,6

412,8

34,8

505,4**

36,7

Итого

897,3

100,0

1 185,1

100,0

1 378,6

100,0

в % ВВП

2,9

-

2,8

-

3,5

-

*)в том числе: расходы на медицинскую помощь в федеральных медицинских организациях (95,5 млрд. рублей, включая расходы на высокотехнологичную специализированную медицинскую помощь 30,5 млрд. рублей); обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами (49,4 млрд. рублей); закупку лекарственных средств, предназначенных для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом (40,7 млрд. рублей); денежные выплаты участковым и др. врачам и медицинским сестрам на оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи (21,5 млрд. рублей), денежные выплаты медицинскому персоналу ФАПов и учреждений скорой медицинской помощи (9,3 млрд. рублей); оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по санаторно-курортному лечению (8,2 млрд. рублей); профилактику, выявление и лечение ВИЧ-инфекции и гепатитов В и С (9,3 млрд. рублей); дополнительную иммунизацию населения в рамках Национального календаря профилактических прививок (6,1 млрд. рублей); дополнительную диспансеризацию работающих граждан (3,8 млрд. рублей); диспансеризацию находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот (0,8 млрд. рублей); дополнительные медицинские осмотры граждан, работающих в отраслях с вредными и (или) опасными производственными условиями (2,0 млрд. рублей) и др.

**) в том числе расходы на родовые сертификаты (16,8 млрд. рублей).

Расходы системы обязательного медицинского страхования (как источника финансирования территориальных программ ОМС) возросли за три года на 54,0 %, впервые превысили расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и составили в 2009 году 505,4 млрд. рублей (36,7 % всех расходов). В 2009 году в территориальные фонды ОМС поступило средств за счет страховых взносов на ОМС неработающего населения 201,1 млрд. рублей, единого социального налога и иных налоговых поступлений 161,9 млрд. рублей, прочих поступлений, включая дотации из бюджета ФФОМС, направляемые на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС, 142,4 млрд. рублей.

Наиболее существенно (в 2,4 раза) за период 2007-2009 гг. увеличились расходы федерального бюджета на финансирование Программы, которые составили в 2009 году 391,6 млрд. рублей (28,4 % всех расходов).

Доля финансового обеспечения Программы в валовом внутреннем продукте составила в 2009 году 3,5 % (в 2007 году - 2,9 %, в 2008 году – 2,8 %).

Подушевые показатели финансового обеспечения Программы за счет различных источников представлены на рисунке 1. Так, в отчетном году показатель подушевого финансового обеспечения Программы в целом (включая средства федерального бюджета) составил 9 715,0 рублей и за период с 2007 по 2009 год в текущих ценах увеличился на 54,1 %.

Рис. 1 Финансовое обеспечение Программы за период с 2007 по 2009 гг.

(рублей; в расчете на душу населения)

2. Характеристика медицинских организаций, участвующих в реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2009 году

В реализации территориальных программ в 2009 году приняли участие 11,5 тыс. медицинских организаций различных типов и уровней подчиненности (в 2007 году – 12,3 тысяч, в 2008 году – 11,6 тысяч).

Больничные учреждения составили около половины общего числа медицинских организаций (43,8 %), амбулаторно-поликлинические учреждения – 26,2 %, диспансеры – 9,4 %, учреждения особого типа и прочие – 5,6 %, учреждения охраны материнства и детства – 4,5 %, центры – 3,9 %, учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови и санаторно-курортные учреждения по 3,3 %, (рисунок 2).

Рис. 2 Структура медицинских учреждений и организаций, участвующих в реализации территориальных программ в 2009 году по типам

(в % к итогу; по данным статистической формы №62)

В структуре медицинских организаций, принимавших участие в реализации территориальных программ, преобладали муниципальные медицинские учреждения, которые составили 55,2 % общего числа организаций (6 357), медицинские учреждения субъекта Российской Федерации – 35,4 % (4 076), федеральные медицинские организации, подведомственные агентствам, Российской академии медицинских наук (далее – РАМН), другим министерствам и ведомствам – 4,7 % (543), медицинские организации негосударственных форм собственности – 4,7 % (541) – (рисунок 3).

В 2009 году по сравнению с предыдущим годом отмечено снижение удельного веса медицинских организаций федеральной собственности (с 4,8 % до 4,7 %) и увеличение удельного веса медицинских организаций негосударственных форм собственности (с 4,1 % до 4,7 %).

Рис. 3 Структура медицинских учреждений и организаций, участвующих в реализации территориальных программ в 2008 и 2009 гг,. по формам собственности

(в % к итогу; по данным статистической формы № 62)

В отчетном году в системе обязательного медицинского страхования работали 70,7 % медицинских учреждений и организаций, реализующих территориальные программы (в 2008 году – 69,2 %). Большинство муниципальных медицинских учреждений работали в системе ОМС (86,6 %), среди сельских муниципальных медицинских учреждений этот показатель составил 85,0 %. Доля медицинских учреждений субъекта Российской Федерации, работающих в системе ОМС, была ниже (38,9 %). Подавляющее большинство негосударственных медицинских организаций (98,7 %) работали в системе ОМС.

Впервые в 2009 году проведен анализ обеспеченности врачебными кадрами государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, участвующих в реализации территориальных программ и потребности во врачебных кадрах.

В целом по Российской Федерации в выполнении Программы на начало 2009 года участвовали 610,4 тыс. врачей всех специальностей, из них врачей основных специальностей 343,8 тыс., в том числе врачей, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь – 212,5 тыс., стационарную медицинскую помощь – 111,7 тыс., скорую медицинскую помощь – 19,6 тысяч.

Разница между потребностью во врачах по основным специальностям, необходимых для реализации территориальных программ, и имеющимися физическими лицами врачей составила 80,1 тыс.  или 27,4% (приложение 1).

Относительный профицит врачебных кадров, оказывающих стационарную медицинскую помощь, составил 6,6 тыс., что на 6,3% выше потребности в них, хотя имеется дефицит по ряду врачебных специальностей. По данным Росстата отмечен существенный дефицит врачей анестезиологов-реаниматологов – 52,2% (физических лиц – 23,5 тыс., число штатных должностей – 45,0 тыс.). Также сохраняется существенный дефицит врачей, оказывающих скорую медицинскую помощь, который составляет 18,5 тыс. физических лиц или 48,5% общего числа штатных должностей (38,1 тыс.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство Российской Федерации: до 1 апреля 2008 г проект программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год; до 1 июля 2009 г доклад

    Доклад
    В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановляет:
  2. Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам российской федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год паспорт Программы

    Программа
    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 года N 782 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год" Администрация
  3. Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Тверской области бесплатной медицинской помощи в 2011 году Паспорт (1)

    Программа
    Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Тверской области бесплатной медицинской помощи в 2011 году (далее также – Программа, Территориальная программа).
  4. Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Тверской области бесплатной медицинской помощи в 2011 году Паспорт (2)

    Программа
    Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Тверской области бесплатной медицинской помощи в 2011 году (далее также – Программа, Территориальная программа).
  5. Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Тверской области бесплатной медицинской помощи в 2011 году

    Программа
    Утвердить Территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Тверской области бесплатной медицинской помощи в 2011 году (прилагается).

Другие похожие документы..