Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
2. Подільність натуральних чисел. Дільники і кратні натурального числа. Парні і непарні числа. Ознаки подільності на 2, 3, 5, 9, 10. Ділення з остачею...полностью>>
'Конкурс'
ЖЮРИ ФЕСТИВАЛЯОсновной состав жюри: Академики, Профессора ведущих ВУЗов Москвы и Санкт-Петербурга, Заслуженные работники и ведущие эксперты в области...полностью>>
'Документ'
Державна політика з охорони суспільного здоров’я в Україні. Міжгалузева комплексна програма “Здоров’я нації” на 2002-2011 роки”, заходи з її реалізац...полностью>>
'Реферат'
Источник (автор): Ассоциация делового и научно-технического сотрудничества в области машиностроения, высоких технологий и конверсии (ассоциация «мвтк...полностью>>

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки 210600 Нанотехнология (2)

Главная > Образовательный стандарт
Сохрани ссылку в одной из сетей:

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

НАНОТЕХНОЛОГИЯ”

Индекс

Наименования дисциплин и их основные разделы

Всего часов

1

2

3

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра по данному направлению определены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению ……. “Нанотехнология”.

Итого часов подготовки бакалавра:

7344

Требования к обязательному минимуму содержания

специализированной подготовки

ДНМ.00

ДНМ.01

Дисциплины направления

Федеральный компонент

Современные проблемы нанотехнологии:

основные постулаты нанотехнологии и нанодиагностики: наноточность, наночувствительность, нанолокализация, наноизбирательность, нанокатализ, самосборка, самоорганизация; фундаментальные основы наноиндустрии: размерные эффекты и масштабирование, синергетические, ассоциативные, “гигантские” эффекты, системотехника наносистем; материалы наносистемной техники: конструкционные, функционально активные, адаптивные, самоорганизующиеся среды; технологии наносистем: синтез нанодисперсных и наноструктурированных материалов, атомно-молекулярные нанослоевые технологии, нанозондовый локальный синтез и модификация, самосборка и самоорганизация, компоненты наносистемной техники, наноэнергетика, наноаналитические системы, биомедицинские нанотехнологии.

1134

350

150

ДНМ.02

ДНМ.03

ДНМ.04

ДНМ.05

История и методология науки и техники:

история развития механики, оптики, термодинамики, электродинамики, релятивистской и квантовой физики; современная физика микромира; космогония и космология; история развития информатики как синтеза логики, математики, электроники, вычислительной техники и телекоммуникационных систем; гуманитарные и социально-экономические аспекты развития современной науки и техники: научные открытия, последствия и ответственность.

Компьютерные технологии в науке и образовании:

локальные компьютерные сети, технологии и организация доступа; глобальные компьютерные сети, принципы построения и организация ресурсов и служб; протоколы коммуникаций; электронная почта и ее компоненты; поиск научно-технической информации в Интернет, информационные ресурсы; гипертекст и гиперссылки; язык HTML; гипермедиа, аудио, видео; распределенные базы данных; технология клиент-сервер; интеграция ресурсов Интернет с распределенными базами данных; дистанционное обучение, технологии и средства; видеоконференции.

Национально-региональный (вузовский) компонент

Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом)

Дисциплины по выбору студента

100

100

784

524

260

СДМ.00

СДМ.01 и др.

ДВМ

Специальные дисциплины

Состав и содержание специальных дисциплин определяется требованиями специализации магистра при реализации конкретной магистерской программы

Дисциплины по выбору студента

900

300

НИРМ.00

НИРМ.01

НИРМ.02

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа в семестре

Подготовка магистерской диссертации

1854

774

1080

Итого часов специализированной подготовки магистра:

Всего:

3888

11232

5. СРОК ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

НАНОТЕХНОЛОГИЯ”

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения - 312 недель

в том числе:

образовательная программа подготовки бакалавра - 208 недель;

специализированная программа подготовки магистра - 104 недели,

из них:

теоретическое обучение, включая научно-

исследовательскую работу студентов, практикумы,

в том числе лабораторные работы, подготовку

выпускной квалифицированной работы - 72 недели;

экзаменационные сессии - не менее 2 недель;

практики, - не менее 10 недель;

в том числе:

научно-исследовательская практика - не менее 6 недель;

научно-педагогическая практика - не менее 4 недель.

Итоговая государственная аттестация,

включая защиту выпускной квалификационной работы - не менее 2 недель.

Каникулы (включая 8 недель

последипломного отпуска) - не менее 17 недель.

5.2. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формах обучения увеличивается на полтора года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра – на один год.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра – 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения, если указанная форма освоения основной образовательной программы не запрещена соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации, студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем не менее 160 часов в год.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

Нанотехнология

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного стандарта магистра.

Дисциплины по “выбору” являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам федерального компонента и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).

В период действия данного документа Перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

  1. изменить объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин – в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл - в пределах 10% при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;

  2. предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2-4 часа в неделю;

  3. осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.

6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть

6.2.1. Общие требования

Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.

В вузе должны существовать условия для продолжения образования студентов-магистрантов в аспирантуре. Реализуемые в вузе магистерские программы направления должны быть обеспечены однопрофильными специальностями аспирантуры.

6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки магистров должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.

Не менее 70% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по направлению магистратуры, должны иметь ученую степень доктора или кандидата наук.

Непосредственное руководство студентами-магистрантами осуществляется научными руководителями, имеющими ученую степень или ученое звание. Один научный руководитель может руководить не более, чем пятью студентами-магистрантами.

Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться профессором или доктором наук. Один профессор или доктор наук может осуществлять подобное руководство не более, чем двумя магистерскими программами. По решению Ученого совета вуза руководство магистерскими программами может осуществляться и кандидатами наук, имеющими ученое звание доцента, имеющими право на руководство аспирантами. Руководители магистерских программ должны иметь защитившихся аспирантов за последние пять лет.

Научные руководители студентов-магистрантов должны вести фундаментальные и поисковые исследования по тематике магистерских программ, должны иметь опубликованные научные статьи в ведущих отечественных и зарубежных журналах, трудах национальных и международных конференций и симпозиумов.

Образовательная деятельность научных руководителей студентов-магистрантов должна подкрепляться изданием учебников или учебных пособий, подготовленных коллективом преподавателей, осуществляющих учебный процесс по соответствующей программе, а также чтением основных и специальных курсов по каждой магистерской программе каждым научным руководителем студента-магистранта.

6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

Уровень необходимого лабораторно-практического и информационного обеспечения учебного процесса ( в том числе, профессиональные и реферативные журналы, научная литература, информационные базы и доступные сетевые источники информации) должен соответствовать требованиям подготовки высококвалифицированных исследователей и преподавателей.

Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы из расчета обеспеченности учебниками и учебно-методическими пособиями не менее 0,5 экземпляра на одного студента, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий и практикам, а также наглядными пособиями, аудио-, видео-, и мультимедийными материалами.

Библиотечный фонд должен содержать в достаточном количестве учебную и научно-техническую литературу, указанную в рабочих программах дисциплин учебного плана высшего учебного заведения, а также реферативные журналы “Физика”, “Химия”, “Электроника”, “Оптика”.

6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки магистра, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных, практических занятий, научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим санитарным и противопожарным нормам и правилам.

6.2.5. Требования к организации практик

6.2.5.1. Педагогическая практика

Педагогическая практика студентов имеет целью приобретение практических навыков проведения учебных занятий. Практика как правило проводится на выпускающих кафедрах высшего учебного заведения. Руководство педагогической практикой возлагается на научного руководителя магистранта. Во время педагогической практики студент должен

изучить:

  • государственный образовательный стандарт и рабочий учебный план по одной из основных образовательных программ;

  • учебно-методическую литературу, лабораторное и программное обеспечение по рекомендованным дисциплинам учебного плана;

  • формы организации образовательной и научной деятельности в вузе;

освоить:

  • проведение практических и лабораторных занятий со студентами по рекомендованным темам учебных дисциплин;

  • проведение пробных лекций в студенческих аудиториях под контролем преподавателя по темам , связанным с научно-исследовательской работой магистранта.

6.2.5.2. научно-исследовательская практика

Имеет своей целью систематизацию, расширение и закрепление профессиональных знаний, формирование у студентов навыков ведения самостоятельной научной работы, исследования и экспериментирования. Во время научно-исследовательской практики студент должен

изучить:

  1. патентные и литературные источники по разрабатываемой теме с целью их использования при выполнении выпускной квалификационной работы;

  2. методы исследования и проведения экспериментальных работ;

  3. правила эксплуатации исследовательского оборудования;

  4. методы анализа и обработки экспериментальных данных;

  5. физические и математические модели процессов и явлений, относящихся к исследуемому объекту;

  6. информационные технологии в научных исследованиях, программные продукты, относящиеся к профессиональной сфере;

  7. принципы организации компьютерных сетей и телекоммуникационных систем;

  8. требования к оформлению научно-технической документации;

выполнить:

  • анализ, систематизацию и обобщение научно-технической информации по теме исследований;

  • теоретическое или экспериментальное исследование в рамках поставленных задач, включая математический (имитационный) эксперимент;

  • анализ достоверности полученных результатов;

  • сравнение результатов исследования объекта разработки с отечественными и зарубежными аналогами;

  • анализ научной и практической значимости проводимых исследований, а также технико-экономической эффективности разработки.

За время научно-исследовательской практики студент должен в окончательном виде сформулировать тему магистерской диссертации и обосновать целесообразность ее разработки.

6.2.5.3 Аттестация по итогам практики.

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики. По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ МАГИСТрА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

НАНОТЕХНОЛОГИЯ”

7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра

7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п.7 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению ……. “Нанотехнология”.

7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, включают

владение:

  • навыками самостоятельной научно-исследовательской и педагогической деятельности;

  • методами исследования, проектирования и применения наноматериалов, компонентов наносистемной техники, процессов нанотехнологии и методов нанодиагностики;

  • методами и средствами компьютерного моделирования физических процессов и явлений в объектах нанотехнологии и диагностики;

  • информационными и телекоммуникационными технологиями в образовании и науке;

умение:

  • формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, и требующие углубленных профессиональных знаний;

  • выбирать необходимые методы исследования, расчета и конструирования наноматериалов и компонентов наносистемной техники, исходя из конкретных задач;

  • обобщать и отрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом литературных данных;

  • вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

  • представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, обзоров, докладов, рефератов и статей, оформленных в соответствии с общепринятыми нормами, с привлечением современных средств редактирования и печати;

  • использовать математический аппарат и численные методы, физико- математические и физико-химические модели процессов и явлений, лежащих в основе синтеза и анализа наноматериалов и компонентов наносистемной техники;

  • ориентироваться в номенклатуре современных наноматериалов и компонентов наносистемной техники типовых технологических и контрольно-измерительных процессах;

  • применять типовые программные продукты, ориентированные на решение научных, проектных и производственных задач нанотехнологии и нанодиагностики;

  • использовать новые физические явления и физико-химические процессы для создания перспективных материалов, приборов, устройств, механизмов и машин;

  • вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

  • представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

7.1.3. Специальные требования к подготовке магистра по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра

7.2.1. Общие требования к итоговой государственной аттестации

Итоговая государственная аттестация магистра включает в себя защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности магистра к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

7.2.2. Требования к магистерской диссертации

Магистерская диссертация представляет собой законченную теоретическую или экспериментальную научно-исследовательскую работу, связанную с решением актуальных задач, определяемых особенностями подготовки по конкретной магистерской программе направления 554500 «Нанотехнология».

Магистерская диссертация должна быть оформлена в виде рукописи.

Требования к структуре, содержанию и объему магистерской диссертации определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению “Нанотехнология” и методических рекомендаций УМО по образованию в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации.

Время, отводимое на подготовку магистерской диссертации, должно составлять не менее 20 недель.

7.2.3. Требования к государственному экзамену магистра

Порядок проведения и программа государственного экзамена определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующих примерных программ, разработанных УМО по образованию в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и настоящего государственного образовательного стандарта.

Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах в магистратуре, должен соответствовать уровню требований на вступительных экзаменах в аспирантуру или кандидатских экзаменах Заместитель председателя УМС _____________ Ю.М. Таиров

по непрофилирующим дисциплинам для научных специальностей, указанных в п.1.4.

СОСТАВИТЕЛИ:

Учебно-методическое объединение по образованию в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации.

Проект Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования одобрен на заседании УМС по направлению «Нанотехнология» 6 сентября 2005 года, протокол № 4.

Председатель Совета УМО ___________ Д.В. Пузанков

Заместитель председателя УМС _____________ Ю.М. Таиров

СОГЛАСОВАНО

Департамент государственной политики в образовании

_____________ И.И. Калина

______________ Ф.Ф. Дударев

______________ Н.М. Розина

_____________ Н.Л. Пономарев

СОГЛАСОВАНО

Директор Физико-технического института

им. А.Ф. Иоффе РАН ______________ А.Г. Забродский



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки 210600 Нанотехнология (3)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера в рамках направления подготовки 210600 Нанотехнология при очной форме обучения 5 лет.
  2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки 210600 Нанотехнология (1)

    Образовательный стандарт
    1.2. Степень(квалификация) выпускника - бакалавр техники и технологии. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению “Нанотехнология” при очной форме обучения 4 года.
  3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки 210600 Нанотехнология (4)

    Образовательный стандарт
    1.2. Степень(квалификация) выпускника - бакалавр техники и технологии. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению “Нанотехнология” при очной форме обучения 4 года.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования   (2)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера в рамках направления подготовки 210600 Нанотехнология при очной форме обучения 5 лет.
  5. Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный университет» на 2010-2019 гг. За 2010 г

    Доклад
    Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный университет» на 2010-2019 гг.

Другие похожие документы..