Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
На основании методического письма Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России был издан приказ директор...полностью>>
'Документ'
Ни Общество Интенсивной терапии, ни авторы не несут ответственности за любой ущерб, нанесенный в результате действий или решений, основанных на инфор...полностью>>
'Рабочая программа'
Программа содержит темы курса философии, преподаваемого в филиале ЮУрГУ в г. Снежинске. В программе рассматриваются ключевые философские понятия, при...полностью>>
'Бюллетень'
В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. ...полностью>>

Учебно-методический комплекс По дисциплине «История экономических учений» Выписка из гос впо

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Учебно-методический комплекс

По дисциплине «История экономических учений»

1. Выписка из ГОС ВПО

История экономических учений:

особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В. Чаянова в изучении крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).

  1. Календарный план учебных занятий

Кафедра инженерного бизнеса и управления предприятием

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН учебных занятий по дисциплине

История экономических учений

Индекс специальности 060800 ИЭ курс 2 группа ИЭ – 201, 202 сем 4

Число недель

19

2008/2009 учебный, год

Лекции

19 ч.

Практ. занятия

38 ч.

Всего

56 ч.

Доцент к.с.н. Иванова Т.Б.

№недели

Тематика лекций

Часы

Практические занятия

Часы

1.

Предмет, проблемы методологии и структура курса

1

1.Почему изучают историю экономических учений. 2.Основные этапы и направления мировой экономической мысли . 3.Сущность принципов и методов изучения в экономической науке. 4. Предмет и метод экономической науки в ретроспективе

2

2.

Зарождение экономической науки. Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья

1

1. Экономические воззрения мыслителей и правителей Древнего Востока. 2. Экономическая мысль философов античного мира. 3. Средневековая экономическая мысль арабского Востока (Ибн-Хальдун) и западноевропейских канонистов (Августин, Аквинат)

2

3.

Меркантилизм – первая концепция рыночной экономической теории. Физиократы

1

1. Меркантилизм. Экономическая мысль ранних меркантилистов. 2. Особенности позднего меркантилизма 3.. Историческое значение меркантилизма 4. Физиократия. Экономическое учение Ф. Кенэ и А.Р. Тюрго.

2

4.

Зарождение классической политэкономии. Общая характеристика

1

1. Социально-экономические предпосылки зарождения классической политэкономии. Этапы развития 2. Общие характерные признаки классической школы. 3. Классическая школа в Англии. 4. Классическая школа во Франции.

2

5.

Родоначальники классической школы. Экономическое учение А.Смита

1

1. 2-й этап эволюции классической школы. Концепция Смита об «Экономическом человеке» и о «невидимой руке». 2. Теоретические положения Смита о разделение труда, о классах, производительном и непроизводительном труде. 3. Смит о деньгах, стоимости, доходах. 4. Смит о капитале, экономическом росте в условиях laissez faire. 5. «Догма Смита». 6. Смит об экономической политике государства

2

6.

Марксизм

1

1. Экономическое учение Дж.С. Милля о законах производства, распределения, производительном труде, стоимости, дохода, «нейтральности денег», «рабочем фонде», о социальных реформах. 2. Маркс о стоимости, цене производства, прибавочной стоимости. 3. Маркс о деньгах, заработной плате, прибыли, ренте. 4. Маркс о производительном труде, капитале, воспроизводстве.

2

7.

Реформирование либеральной экономики в концепциях противников «классической школы»

1

1. Экономисты-романтики – С.Сисмонли, П. Прудон. 2. Социалисты-утописты – Сен—Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн. 3. Концепции социальных реформ социалистов-рикардианцев (Дж. Грей, Дж. Брей, Т. Годскин, У Томпсон) 4. Историческое значении воззрений противников «классической школы»

2

8.

Историческая школа и ее представители

1

1. Историческая школа в Германии и этапы ее развития. 2. Предшественники немецкой исторической школы. 3. Новая историческая школа и ее представители. 4. Новейшая историческая школа и ее представители.

2

9.

Зарождение маржинализма и его общая характеристика. Лозаннская школа

1

1. Исторические предпосылки возникновения маржинализма. 2. Сущность, этапы и особенности маржинальной революции. 3. Л. Вальрас – родоначальник лозаннской школы маржинализма.

2

10.

Завершение «маржинальной революции» и формирование неоклассической теории

1

1. Теоретические положения А.Маршалла о взаимосвязи рыночной цены, спроса и предложения. 2. Концепция Маршалла о предельных издержках производства, влиянии уровня процентной ставки на склонность к сбережению (накоплению).

2

11.

Сущность и содержание неоклассической теории

1

1. Теория общего экономического равновесия В. Парето. «Оптимум Парето», «Кривые безразличия». 2. Дж. Б. Кларк о статистике и динамике, о«законе предельной производительности».

2

12.

Институционализм и его антимонопольная направленность

1

1. Общая характеристика институционализма. 2. Т. Веблен о реформах, о стоимости труда. 3. Дж. Коммонс о реформах и стоимости труда.

2

13.

Теории монополии и конкуренции

1

1. Исторические предпосылки возникновения теорий о «монополистической» и «несовершенной» конкуренции. 2. Э.Чемберлин о «дифференциации продукта» и неценовых факторах конкуренции. 3. Феномен избытка мощности в теории монополистической конкуренции Чемберлина. 4. Концепции Робинсона о «совершенной» и «несовершенной» конкуренции. о «монопсонии» и об экономической дилемме: «эффективность или справедливость».

2

14.

Кейнсианство. Эволюция теорий государственного регулирования экономики

1

1. Исторические предпосылки возникновения теорий и правительственных программ стабилизации экономики. 2. Предмет и метод изучения Кейнса. 3. Концепции Кейнса об «основном психологическом законе», «мультипликаторе инвестиций». «эффективном спросе». 5. Неокейнсианские доктрины государственного регулирования экономики. Теории роста.

2

15.

Неолиберальные концепции государственного регулирования экономики

1

1.Неолиберализм как альтернатива кейнсианству. 2. Ордолиберализм. Концепция «социального рыночного хозяйства». 3. Чикагская школа неолиберализма. 4. Американский монетаризм о «кривой Филипса» и концепции ЕНБ.

2

16.

Развитие экономической теории в России до конца ХХ века

1

1. Этапы развития Российской экономической мысли. 2. Концепция народнохозяйственного планирования и экономического роста в работах Н. Бухарина, Е. Преображенского, Г. Сокольникова, Л. Юровского, Н. Кондратьева, А. Богданова, В. Базарова, В. Громана, С. Струмилина, А. Чаянова. 3. Разработка экономико-математических методов и концепций оптимального планирования в трудах В. Немчинова, В. Новожилова, Л. Канторовича.

2

17.

Развитие экономической мысли в перестроечный период

1

1. Доктрина «перестройки» и воссоздания рыночных экономических отношений в советском государстве - Л. Абалкин, А. Аганбегян, М. Горбачев, С. Шаталин. 5. Особенности альтернативных концепций и программ радикальных рыночных реформа в России – Е. Гайдар, Г. Явлинский, С. Глазьев, Г. Зюганов.

2

18.

«Олимп» современной экономической мысли

1

1. Концепция «неоклассического синтеза» П. Самуэльсона. 2. Ретроспектива основных этапов и направлений экономической мысли в учебнике П. Самуэльсона «Экономикс». 3. Экономические воззрения В.В. Леонтьева в книге «Экономические эссе». 4. Л. В. Канторович – родоначальник линейного программирования (теории оптимального использования ресурсов)

19.

Экономическая мысль в России и за рубежом в условиях кризиса глобальной экономики

1

Основные подходы в России и за рубежом к решению кризисных явлений в глобальной экономике. Выявление причин экономического кризиса. Поиск инструментов регулирования. Изменение концепции роли государства.

2

Преподаватель: Иванова Т.Б.

Зав. кафедрой инженерного бизнеса

и управления предприятием Алексеенко В.Б.

Дата

3. Описание курса (дисциплины)

«История экономических учений»

1) Информация о преподавателе

Автор и лектор: к.с.н., доц. Иванова Т.Б. Краткая программа курса

«История экономических учений»

4-ый семестр - 2 курс, весенний семестр

Объем – 2 кредита или 68 часов

Координатор: доц. Иванова Т.Б.

Формы проведения занятий: лекции, семинары, написание эссе, деловая игра

Метод – интерактивный, партисипативный

Оценка – в соответствии с уровнем партисипативности во всех видах работы, экзамен

Цель курса - научить студентов:

- выявлять взаимосвязь и преемственность экономических идей и видеть общую направленность эволюции экономической науки;

- анализировать взаимосвязь и взаимозависимость между экономической теорией и экономической политикой, а также принятием стратегических и оперативных решений.

Содержание курса основывается на работах известных мыслителей различных научных школ: философов, государственных деятелей и экономистов, посвященных анализу экономического развития переживаемого ими исторического этапа. Курс охватывает период от зарождения экономической мысли до наших дней, включая «экономикс» П. Самуэльсона. Особое место в изучении занимают работы русских ученых – А.В. Чаянова. Н. Д. Кондратьева, А.А. Богданова, В. Леонтьева и др., а также представителей современности.

Литература

  1. Агапова И.И. История экономических учений. – М.: ВиМ, 1997.

  2. Аникин А.В. Люди науки: Встречи с выдающимися экономистами. – М.: Дело Лтд, 1995.

  3. Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М.: БЕК, 1996.

  4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. 4-ое изд. – М.: Дело Лтд, 1994.

  5. История экономических учений: (современный этап). Учебник /Под ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 1998.

6.

2)Цель курса:

После окончания курса студенты должны:

Знать: причины появления экономических воззрений и вопросы, стоящие в центре внимания экономистов на различных этапах развития экономической истории; имена выдающих исследователей и основные направления из научных изысканий.

Уметь:

- выявлять взаимосвязь и преемственность экономических идей и видеть общую направленность эволюции экономической науки;

- анализировать причины трансформации основных научных идей и воззрений.

Владеть:

- навыками анализа взаимосвязи между экономической теорией и экономической политикой, а также навыками принятия стратегических и оперативных решений;

- навыками определения значимости и полезности различных идей экономических учений для современного этапа развития экономики как теории и практики.

Задачи курса:

- ознакомить студентов с эволюцией взглядов на экономические процессы;

- рассмотреть закономерности формирования и развития экономических теорий и школ;

- проанализировать внутренние и внешние условия экономической действительности, оказывающие влияние на разработку научной теории;

- выявить эволюцию трактовки базовых категорий;

- определить, почему многие идеи прошлого сохраняют свою актуальность.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине История (название)

    Учебно-методический комплекс
    4. Просмотреть лекционные материалы и проставить название СВОЕЙ истории «История» или «История России», или «История Отечества», или «Отечественная история»
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 01 Педагогика (История образования и педагогической мысли)

    Учебно-методический комплекс
    Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.
  3. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»

    Учебно-методический комплекс
    Воробьева Л.В., Воробьев И.Н. Мировая экономика. Учебно-методический комплекс. – Красноярск: Красноярский филиал ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», 2007.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Основы биоиндикации  Для специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы биоиндикации» – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплин блока ДС учебного
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Сравнительная анатомия животных  Для специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сравнительная анатомия животных» – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплин

Другие похожие документы..