Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Образовательный стандарт'
Общее руководство: заместитель руководителя Департамента профессиональной подготовки и развития кадровых ресурсов здравоохранения Минздрава России Сл...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессион...полностью>>
'Документ'
Настоящий стандарт устанавливает единый алгоритм криптографического преобразования для систем обработки информации в сетях электронных вычислительных...полностью>>
'Документ'
ГОСТ 12.2.072-82. Система стандартов безопасности труда. Роботы промышленные. Роботизированные технологические комплексы и участки. Общие требования ...полностью>>

Учебно-методический комплекс По дисциплине «История экономических учений» Выписка из гос впо

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

3) Содержание курса

Курс состоит из 19 тем.

Тема 1. Возникновение экономической мысли. Экономическая мысль Античности и Средневековья

Предмет и задачи курса. Практическое значение курса. Основные этапы развития экономической теории. Наличие различных школ и концепций. Преемственность взглядов и теорий.

Экономическая мысль как одна из форм представлений о процессах общественного развития. Термин «экономика». Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима. Экономические взгляды Аристотеля. Экономика и хрематистика.

Экономическая мысль Средневековья. Форма Аквинский о богатстве и «справедливой цене». Ссудный процент, ростовщичество. Экономические вопросы в Русской Правде.

Тема 2. Меркантилизм. Физиократы. Зарождение первых экономических школ

Меркантилизм – первая школа экономической теории. Две стадии развития меркантилизма. Доктрина торгового баланса. Особенности меркантилизма в отдельных странах. Обоснование протекционизма. Т. Мэн, А. Монкретьен.

Меркантилизм российских авторов. И.Т. Посошков; «Книга о скудости и богатстве».

Экономическая школа физиократов. П. Буагильбер об определяющей роли сельского хозяйства. Учение о чистом продукте. Ф. Кенэ: анализ воспроизводства в «Экономической таблице». Физиократы о роли государства.

Тема 3. Классическая школа политической экономии

Возникновение классической школы и ее особенности. Экономические взгляды У. Пети.

А. Смит и его книга «Исследования о природе и причинах богатства народов». Учение об источниках богатства, экономических законах, роли государства, о разделении труда, обмене, деньгах. Трактовки стоимости. А. Смит о капитале и его структуре. Формирование экономической науки как системы.

Д. Риккардо и его экономические взгляды в книге «Начала политической экономии и налогового обложения». Трудовая теория стоимости. Распределение доходов. Теория ренты. Динамика заработной платы и прибыли.

А. Смит и Д. Риккардо о внешней торговле.

Дж. С. Милль, его вклад в экономическую науку – методология, система законов.

Ж.-Б. Сэй: теория трех факторов производства. Т. Мальтус: «Закон народонаселения».

Теория предельной полезности в австрийской школе политической экономии. К. Менгер, Е. Беем-Баверк, Ф. Визер. Субъективно-психологическая концепция стоимости и цены товара. Оценка полезности товара. Полезность благ и поведение потребителей.

Законы Г. Госсена. Анализ потребительского спроса. Формирование маржиналистской теории. Теория предельных величин как методологическая основа экономического анализа в различных сферах.

Тема 4. Неоклассическая школа политической экономии

А. Маршалл – родоначальник «экономикса». Взаимосвязь спроса и предложения. Теория цены. Теория эластичного спроса.

А. Пигу: «Экономическая теория благосостояния»,

Дж. Б. Кларк – теория предельной производительности труда и капитала. Концепция статики и динамики. Становление факторного анализа.

Концепция Лозаннской школы об экономическом равновесии. Л. Вальрас: модель общего экономического равновесия. Взаимосвязь рынков. Рынок факторов производства и рынок потребительских продуктов.

В. Парето: критерий эффективности производства. Распределение населения по величине получаемого дохода.

Тема 5. Историческая школа

Основные идеи исторической школы.Мораль, право, обычаи, политика как факторы, оказывающие влияние на экономику. Ф. Лист: наука о национальном хозяйстве. Обоснование государственного протекционизма.

Молодая историческая школа и ее представители: Г. Шмоллер, Л. Бретано, К. Бюхер. Обоснование роли государственно-правового регулирования. Регулирование условий труда, пенсионного обеспечения. М. Вебер: «Протестанская этика и дух капитализма».

Тема 6. Институционализм (американский и современный)

Институционализм – предмет исследования, методология. Т. Веблен – основоположник институционализма. Его работа: «Теория праздного класса».

Дж. Коммонс и его взгляды. У. Митчелл о теории циклов.

Критика неоклассиков

Дж. Гэлбрейт – представитель современного институционализма. Его технологический детерминизм. Общественные цели и мотивы производства. Теория побудительных мотивов. Роль техноструктуры в общественном развитии.

Р. Коуз: теория прав собственности. Теорема Коуза.

Дж. Бьюкенен и теория общественного выбора.

Постиндустриальное общество и общество «третьей волны».

Тема 7. Экономические учения социалистов-утопистов

Французские мыслители А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн. Видение общества будущего. Критика капитализма. Роль труда, денег, собственности.

Экономические взгляды Сен-Симона и его «Парабола» (теория индустриализма).

Теория недопотребления С. де Сисмонди.

Тема 8. Экономическая теория К. Маркса. Марксизм в России

К. Маркс о движущих силах и тенденциях общественного развития. «Капитал»: развитие экономической теории. Теория прибавочной стоимости, деньги, труд, капитал. Всеобщий закон капиталистического накопления.

Марксистские идеи в России. Экономические идеи Г. В. Плеханова. «Легальные марксисты»: П. Б. Струве. М. И. Туган-Барановский: «Русская фабрика в прошлом и настоящем». Вопросы теории циклов и кризисов. Социальная теория распределения. Учение о природе кооперации и ее формах.

Разработка экономических проблем в работах В. И. Ленина. Формирование политической экономии социализма.

Тема 9. Развитие экономических концепций социал-демократии

Экономические взгляды Л. Бернштейна. «Организованный капитализм» Р. Гильфердинга и К. Каутского. К. Реннер: программа постепенной социализации. Защита социальных интересов представителей наемного труда. Антикризисные программы.

Тема 10. Кейнсианство, этапы его развития

Дж. М. Кейнс и его книга «Общая теория занятости, процента и денег». Теория эффективного спроса. Основной психологический закон. Значение инвестиционного спроса. Сбережения и инвестиции, их взаимосвязь.

Рецепты Дж. Кейнса. Механизм регулирования национальной экономики. Роль государства. Регулирование спроса через бюджетную политику. Теория предельной склонности к потреблению. Мультипликатор.

Кейнсианство после второй мировой войны. Неокейнсианство: теория цикла и экономического роста. Теория несовершенной конкуренции. Теория монополистической конкуренции Эд. Чемберлина. Модель экономического роста Р. Харрода и Е. Домара.

Инновации как фактор экономического роста. Теория экономического развития Й. Шумпетера.

Тема 11. Экономические концепции монетаристов

Исходные положения монетаристской теории. И. Фишер: уравнение обмена. М. Фридмен и его количественная теория денег. Спрос на деньги и предложение денег. Стабилизирующая роль денег.

Инструменты и методы монетаристской политики. «Денежное правило» Фридмена. Монетаристские рецепты регулирования инфляции. Роль государства.

Монетаризм в деятельности российских реформаторов

Тема 12. Неоклассический синтез

Основные идеи и причины появления «неоклассического синтеза». П. Самуэльсон о синтезе подходов и концепций. Сочетание кейнсианстских и монетаристских подходов. Математизация экономических исследований.

Борьба и синтез направлений в экономической науке. Разработка национальных моделей развития экономики в США, Франции, Японии. Концепция нулевого экономического роста.

Тема 13. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство

Причины возникновения неолиберализма. Экономическая и социальная философия неолиберализма. Ф. Хайек: философия экономической свободы. Концепция «спонтанного порядка». Роль цен и конкуренции.

В. Ойкен: теория экономических порядков. Учение о двух видах хозяйства. О теоретических основах и принципах экономической политики.

Социальное рыночное хозяйство. Бизнес «с социальным лицом».

Тема 14. Шведская (Стокгольмская) школа

Возникновение шведской школы и ее основные идеи. Роль экономических рычагов для регулирования воспроизводства. Роль государства и его институтов.

К. Вексель: регулирование экономики через банковский процент.

Г. Мюрдаль об «ожидаемых», и «реализуемых» параметрах экономических переменных (цен и др.). Социальные аспекты трансформации экономики.

Шведская модель рыночной экономики. Позиции консерваторов и социал-демократов.

Тема 15. Экономическая теория предложения. Теория рациональных ожиданий

Теория экономики предложения, ее сущность. Проблемы инфляции и экономического роста. Рекомендации в области налоговой политики. Кривая Лаффера и практика налогообложения. Использование рекомендаций теории предложения в рейганомике и тэтчеризме.

Основные положения теории рациональных ожиданий. Прогнозы фирм и «нейтрализация» экономической политики правительства

Тема 16. Развитие отечественной экономической мысли с 20-30-х годов до конца ХХ века

Ведущие представители отечественной экономической мысли). А. В. Чаянов и формирование российской школы экономистов-аграрников. Концепция семейно-трудового крестьянского хозяйства.

Н. Д. Кондратьев и теория конъюнктуры, вопросы статики и динамики. Разработка теории больших циклов (длинных волн). Значение теории больших циклов.

Л. Н. Юровский: «Очерки по теории цены». Проблема диалектического равновесия и проведения денежной реформы.

А.А. Богданов: «Краткий курс экономической теории». «Текстология» - системный подход к изучению экономики. Универсальные «текстологические законы » и их применение.

А.А. Богданов и разработка теоретических основ кибернетики.

Русские ученые и разработка математических методов экономического анализа. В. К. Дмитриев – один из первых экономистов-математиков в России. Метод исчисления полных затрат труда на производство продукции.

Теоретические разработки Е.Е. Слуцкого. Работы экономистов-математиков в 20-30-е годы.

В. Леонтьев, разработка балансовых методов анализа экономики.

Тема 17. Развитие экономической теории в переходный период к рыночной экономике

Гайдар, Шаталов, Абалкин, Аганбегян, Ясин и др.

Л.В. Канторович: метод линейного программирования

Тема 18. Нобелевские лауреаты и их вклад в развитие экономической теории (отечественные и зарубежные)

В. Леонтьев, Л. Канторович, В. Дмитриев.

Самуэльсон, Кейнс, Фридман и др.

Тема 19. Отечественные и зарубежные экономисты – поиск путей выхода из глобального экономического кризиса

Глобальный кризис и его причины. Роль государства в регулировании экономикой. Концепция потребительского общества и ее различное толкование. Введение единой мировой валюты.

4) Организационно-методическое построение курса

Курс является обязательным и читается в 4-ом семестре (2 курс, весенний семестр)

Продолжительность курса – 19 недель или 58 часов.

Лекции – 1 час в неделю, практические занятия – 2 часа

Методы преподавания: интерактивный метод преподавания, подразумевающий активное участие студентов во время лекций, семинаров, коллоквиумов и любых других формах и видах работы.

5) Условия и критерии выставления оценок

Максимальная оценка полученных знаний - 100 баллов.

Она включает в себя:

- посещаемость;

- активное участие во всех формах и видах занятий;

- творческий подход к изучению дисциплины и использование мультимедийных средств во время выступлений;

- умение анализировать и проводить сравнительный анализ;

- аккуратность и дисциплинированность;

- знания, проявленные во время экзамена

6) Балльно-рейтинговая система оценки знаний, шкала оценок

- посещение 1 часа занятий– 1 балл (1 балл х 38 часов = 38 баллов);

- 1 доклад – 10-20 баллов;

- другие формы работы (тесты, опросы и др.) – 1-12 баллов;

- эссе- 1- 6 баллов

По пропущенным занятиям (вне зависимости от причины) готовятся эссе по заданной тематике.

Неудовлетворительно

F = 2 + - 0-32 баллов; FX - 2

Удовлетворительно

E=3 - 56-65 баллов

D=3+ - 66-75 баллов

Хорошо

C=4 - 76-90 баллов

Отлично B=5 – 91-95 баллов; A=5+ - 96-100 баллов

7) Темы лекций

  1. Возникновение экономической мысли. Экономическая мысль Античности и Средневековья

  2. Меркантилизм. Физиократы. Зарождение первых экономических школ

  3. Классическая школа политической экономии

  4. Неоклассическая школа политической экономии

  5. Историческая школа

  6. Институционализм (американский и современный)

  7. Экономические учения социалистов-утопистов

  8. Экономическая теория К. Маркса. Марксизм в России

  9. Развитие экономических концепций социал-демократии

  10. Кейнсианство, этапы его развития

  11. Экономические концепции монетаристов

  12. Неоклассический синтез

  13. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство

  14. Шведская (Стокгольмская) школа

  15. Экономическая теория предложения. Теория рациональных ожиданий

  16. Развитие отечественной экономической мысли с 20-30-х годов до конца ХХ века

  17. Развитие экономической теории в переходный период к рыночной экономике

18 Нобелевские лауреаты и их вклад в развитие экономической теории (отечественные и зарубежные)

19. Отечественные и зарубежные экономисты – поиск путей выхода из глобального экономического кризиса

Темы семинарских занятий

  1. Почему изучают историю экономических учений. 2.Основные этапы и направления мировой экономической мысли . 3.Сущность принципов и методов изучения в экономической науке. 4. Предмет и метод экономической науки в ретроспективе

  2. 1. Экономические воззрения мыслителей и правителей Древнего Востока. 2. Экономическая мысль философов античного мира. 3. Средневековая экономическая мысль арабского Востока (Ибн-Хальдун) и западноевропейских канонистов (Августин, Аквинат)

  3. 1. Меркантилизм. Экономическая мысль ранних меркантилистов. 2. Особенности позднего меркантилизма 3.. Историческое значение меркантилизма 4. Физиократия. Экономическое учение Ф. Кенэ и А.Р. Тюрго.

  4. 1. Социально-экономические предпосылки зарождения классической политэкономии. Этапы развития 2. Общие характерные признаки классической школы. 3. Классическая школа в Англии. 4. Классическая школа во Франции.

  5. 1. 2-й этап эволюции классической школы. Концепция Смита об «Экономическом человеке» и о «невидимой руке». 2. Теоретические положения Смита о разделение труда, о классах, производительном и непроизводительном труде. 3. Смит о деньгах, стоимости, доходах. 4. Смит о капитале, экономическом росте в условиях laissez faire. 5. «Догма Смита». 6. Смит об экономической политике государства

  6. 1. Экономическое учение Дж. С. Милля о законах производства, распределения, производительном труде, стоимости, дохода, «нейтральности денег», «рабочем фонде», о социальных реформах. 2. Маркс о стоимости, цене производства, прибавочной стоимости. 3. Маркс о деньгах, заработной плате, прибыли, ренте. 4. Маркс о производительном труде, капитале, воспроизводстве.

  7. 1. Экономисты-романтики – С.Сисмонди, П. Прудон. 2. Социалисты-утописты – Сен—Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн. 3. Концепции социальных реформ социалистов-рикардианцев (Дж. Грей, Дж. Брей, Т. Годскин, У Томпсон) 4. Историческое значение воззрений противников «классической школы»

  8. 1. Историческая школа в Германии и этапы ее развития. 2. Предшественники немецкой исторической школы. 3. Новая историческая школа и ее представители. 4. Новейшая историческая школа и ее представители.

  9. 1. Исторические предпосылки возникновения маржинализма. 2. Сущность, этапы и особенности маржинальной революции. 3. Л. Вальрас – родоначальник лозаннской школы маржинализма.

  10. 1. Теоретические положения А.Маршалла о взаимосвязи рыночной цены, спроса и предложения. 2. Концепция Маршалла о предельных издержках производства, влиянии уровня процентной ставки на склонность к сбережению (накоплению).

  11. 1. Теория общего экономического равновесия В. Парето. «Оптимум Парето», «Кривые безразличия». 2. Дж. Б. Кларк о статистике и динамике, о«законе предельной производительности».

  12. 1. Общая характеристика институционализма. 2. Т. Веблен о реформах, о стоимости труда. 3. Дж. Коммонс о реформах и стоимости труда.

  13. 1. Исторические предпосылки возникновения теорий о «монополистической» и «несовершенной» конкуренции. 2. Э. Чемберлин о «дифференциации продукта» и неценовых факторах конкуренции. 3. Феномен избытка мощности в теории монополистической конкуренции Чемберлина. 4. Концепции Робинсона о «совершенной» и «несовершенной» конкуренции. о «монопсонии» и об экономической дилемме: «эффективность или справедливость».

  14. 1. Исторические предпосылки возникновения теорий и правительственных программ стабилизации экономики. 2. Предмет и метод изучения Кейнса. 3. Концепции Кейнса об «основном психологическом законе». «мультипликаторе инвестиций». «эффективном спросе». 5. Неокейнсианские доктрины государственного регулирования экономики. Теории роста.

  15. 1.Неолиберализм как альтернатива кейнсианству. 2. Ордолиберализм. Концепция «социального рыночного хозяйства». 3. Чикагская школа неолиберализма. 4. Американский монетаризм о «кривой Филипса» и концепции ЕНБ.

  16. 1. Этапы развития Российской экономической мысли. 2. Концепция народнохозяйственного планирования и экономического роста в работах Н. Бухарина, Е. Преображенского, Г. Сокольникова, Л. Юровского, Н. Кондратьева, А. Богданова, В. Базарова, В. Гросмана, С. Струмилина, А. Чаянова. 3. Разработка экономико-математических методов и концепций оптимального планирования в трудах В. Немчинова, В. Новожилова, Л. Канторовича.

  17. 1. Доктрина «перестройки» и воссоздания рыночных экономических отношений в советском государстве - Л. Абалкин, А. Аганбегян, М. Горбачев, С. Шаталин. 5. Особенности альтернативных концепций и программ радикальных рыночных реформа в России – Е. Гайдар, Г. Явлинский, С. Глазьев, Г. Зюганов.

  18. 1. Концепция «неоклассического синтеза» П. Самуэльсона. 2. Ретроспектива основных этапов и направлений экономической мысли в учебнике П. Самуэльсона «Экономикс». 3. Экономические воззрения В.В. Леонтьева в книге «Экономические эссе». 4. Л. В. Канторович – родоначальник линейного программирования (теории оптимального использования ресурсов)

  19. Основные подходы в России и за рубежом к решению кризисных явлений в глобальной экономике. Выявление причин экономического кризиса. Поиск инструментов регулирования. Изменение концепции роли государства.

Литература

  1. Агапова И.И. История экономических учений. – М.: ВиМ, 1997.

  2. Аникин А.В. Люди науки: Встречи с выдающимися экономистами. – М.: Дело Лтд, 1995.

  3. Антология экономической классики. В 2-х т. – М.: Эконов, 1991-1992.

  4. Архитектора макроэкономики (Дж. М. Кейнс и его макроэкономическая теория) / Г. Пайда, О. Мамедов, Ж. Адилова и др. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

  5. Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М.: БЕК, 1996.

  6. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. 4-ое изд. – М.: Дело Лтд, 1994.

  7. Павлов В.А. История российской политической экономии. – М.: АО «Аспект-Пресс», 1995.

  8. Титова Н.Е. История экономических учений. Курс лекций. М.: Владос, 1997.

  9. Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М.: Экономика, 1996.

  10. Экономическая теория / Под ре. А. И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб: Изд. СПбГУЭФ, 1999.

  11. История экономических учений: (современный этап). Учебник /Под ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 1998.

1) Информация о преподавателе (ссылка на страницу)

Автор и лектор: к.с.н., доц. Иванова Т.Б.

  1. Учебно-методические материалы, используемые для реализации курса на кафедре: учебники, учебные пособия, конспекты лекций, методические указания (в т.ч. в электронном виде)

  2. Методические указания и рекомендации по выполнению лабораторных работ, практических и семинарских занятий, курсовых работ (проектов)

  3. Правила выполнения письменных работ (контрольных тестовых работ)

  4. Комплект индивидуальных заданий (рефератов) по дисциплине, тематика курсовых работ (проектов)

  5. Образцы студенческой продукции: конспекты лекций, отчеты по лабораторным работам, практическим занятиям, образцы курсовых проектов или работ, индивидуальных заданий, рефератов

  6. Содержание практик, проведение экскурсий, лекций и их примерное содержание и сроки, индивидуальные задания студентов с указанием сроков выполнения, структура и содержание отчета о практике, порядок и сроки из защиты студентами

  7. Контролирующие материалы (тесты, билеты, задач и т.п.) по обеспечению:

- текущего, рубежного (промежуточного) контролей,

- итоговых семестровых испытаний

11. Материально-техническое обеспечение дисциплины и перечень используемого программного обеспечения

Конспекты лекций

1. Экономическое учение Маркса

Маркс (1818-1883) – завершил классическую политэкономию. Его взгляды выходят за рамки чисто экономических проблем – философия, социология, политика. Его произведения: журналистика, «К критике политической экономии», Капитал – 1 том ( 2 и 3 тома были изданы посмертно).

Методология

Много общего с Риккардо и Смитом. Но они» - вершина основ буржуазной экономической теории. После них эта теория себя исчерпала.

А) Методологические источники

- Классическая политэкономия Смита – Риккардо – трудовая теория стоимости, положения закона тенденции нормы прибыли к понижению, производительный труд

- немецкая классическая философия Гегеля-Фейербаха – идеи диалектики и материализма

- французский утопический социализм – понятие о классовой борьбе, элементах устройства социалистического общества. Маркс не первый, кто стал рассматривать политику и государство как вторичные явления по отношению к социально-экономическим.

Б) Концепция базиса и надстройки

Эта концепция занимает центральное место в учении Маркса. (К критике политической экономии). Он писал»В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

По мнению Маркса, «буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества». Законы открыли представители классической политэкономии. Идея анализа общественного развития как чередования базиса и надстройки не проста в применении. Трудно понять, что к чему отнести.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине История (название)

    Учебно-методический комплекс
    4. Просмотреть лекционные материалы и проставить название СВОЕЙ истории «История» или «История России», или «История Отечества», или «Отечественная история»
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 01 Педагогика (История образования и педагогической мысли)

    Учебно-методический комплекс
    Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.
  3. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»

    Учебно-методический комплекс
    Воробьева Л.В., Воробьев И.Н. Мировая экономика. Учебно-методический комплекс. – Красноярск: Красноярский филиал ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», 2007.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Основы биоиндикации  Для специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы биоиндикации» – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплин блока ДС учебного
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Сравнительная анатомия животных  Для специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сравнительная анатомия животных» – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплин

Другие похожие документы..