Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
The article reviews misunderstandings in intercultural communication. It also deals with the problems of acquiring cross-cultural competence and teac...полностью>>
'Документ'
Председатель правительства России Владимир Путин подписал распоряжение об увеличении с 1 октября 2011 года на 6,5% оплаты труда бюджетникам, сообщила...полностью>>
'Реферат'
политологии исоциологии РЕФЕРАТ по истории и философии науки «ТЕМА» (кандидатский минимум) Выполнил: магистр Фамилия И....полностью>>
'Документ'
Harrow School - это элитная частная школа, причисляемая к рангу лучших школ мира. В течение года здесь учатся дети королевских семей и лучшие студент...полностью>>

Рабочая программа наименование дисциплины Стилистика и литературное редактирование (указывается наименование в соответствии с учебным планом)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Р

ОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________Т.В. Маркелова

«_____» ___________2010

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины _____Стилистика и литературное______ редактирование_____________________________________

(указывается наименование в соответствии с учебным планом)

По направлению подготовки 031300_Журналистика_____

(указываются код и наименование направления подготовки)

По профилю подготовки ____________«Печатные СМИ»______________

(указывается наименование профиля в соответствии с ПрООП)

Факультет ___Издательского дела и Журналистики

Кафедра ____Современного русского языка и стилистики

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Москва — 2010

Разработчики:

доцент кандидат филологических наук Петрушина М.В.

(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)

___________________ _________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)

Рецензенты:

___________________ __________________ _____________________

(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)

___________________ _________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)

    Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «___________________________________________________________»

    (дата) ____________ 201 г, протокол № .

    Зав. кафедрой ________________/ /

    Одобрена Советом факультета _________________________________

    (дата) ____________ 201 г, протокол №

    Председатель______________/ /

Индекс по учебному плану

Цикл

Компонент

Базовая часть

вариативная часть

по выбору студента

Б.3.1.8.

Профессиональный цикл

+

Форма

обучения

курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские (практически) занятия

Лабораторные занятия

Курсовая

Работа (проект)

Самостоятельная работа

Очная

2

3,4

144

68

34

34

-

20

31

Зачет, экзамен

Очно-заочная

Заочная

Цели и задачи дисциплины

Цель курса: ознакомить студентов с вопросами стилистической дифференциации языковых средств, охарактеризовать нормы литературного языка, показать наиболее целесообразное использование синонимических вариантов, привить навыки обоснованного их выбора, содействовать повышению речевой культуры. Формирование речевой культуры как одного из аспектов этнокультурной системы личности. Преподать основы лингво-стилистического анализа текстов различных стилей и жанров, изложить теоретические основы функциональной стилистики, ознакомлить с ее основными понятиями, принципами речевой организации стилей, закономерностями функционирования языковых средств в рамках конкретного функционального стиля. Знакомство с теоретическими актуальными и дискуссионными вопросами современной стилистики. Научить применять полученные теоретические сведения и практические навыки в журналистской деятельности, в частности, в создании собственных публицистических произведений.

Задачи курса:

  • сообщить студентам основные понятия и категории стилистики как науки;

  • дать характеристику стилистических ресурсов фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса русского языка;

  • ознакомить с системой функциональных стилей современного русского языка;

  • развить стилистическое чутьё;

  • совершенствовать навыки и умения студентов оценивать и правильно употреблять языковые средства в речи в соответствии с конкретным функциональным стилем, в зависимости от содержания высказывания, целей, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуации и сферы общения

  • дать понятие о стилистической норме;

  • научить понимать лингвистическую природу стилистических ошибок и исправлять их;

  • научить приемам стилистического анализа и литературного редактирования текста;

  • совершенствовать навыки студентов в составлении текстов разных стилей и жанров;

  • развивать коммуникативные способности студентов;

  • способствовать формированию гармоничной личности, свободно владеющей нормами речевой культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП: Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Б.3 Базовая (профессиональная) часть» ФГОС по направлению подготовки ВПО «031300 Журналистика».

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в результате обучения в средней общеобразовательной школе, а также в процессе изучения дисциплины «Современный русский язык».

Данная учебная дисциплина взаимосвязана с другими дисциплинами, входящими в базовую (общепрофессиональную) часть: «Основы теории коммуникации» - так как ни одна коммуникация в современном мире невозможна без использования языка, язык – основной инструмент коммуникации и от степени владения им напрямую зависит ее успех, а современные коммуникативные технологии во главу угла ставят владение системой языка; «Основы журналистской деятельности» - так как деятельность журналиста непосредственно связана с творческим процессом, основным инструментом которого являются средства языка и стилистические приемы; «История зарубежной литературы», «История отечественной литературы» - так как русский литературный язык является основой языка художественной литературы.

Среди дисциплин лингвистического цикла курс «Стилистика и литературное редактирование» занимает центральное место. Он знакомит студентов с тем многообразием функциональных возможностей языковых средств, проявляющихся в речи, которым по праву гордится русский язык. Дисциплина служит естественной базой для более глубокого усвоения таких лингвистических дисциплин, как «Риторика»и «Язык СМИ». Полученные в процессе освоения курса теоретические знания и практические навыки являются базой для формирования собственного авторского стиля и творческой индивидуальности будущих журналистов.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

способность видеть и реализовывать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта (ОК-8);

способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональной мобильности (ОК-10);

свободное владение нормами и средствами выразительности русского (и родного – национального) языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, при подготовке журналистских публикаций (ОК-17);

понимание роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, представление об основных характеристиках аудитории современных российских СМИ знание основных методов ее изучения (ПК-15);

понимание сущности журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками производства текстов СМИ (привлекаемыми авторами, аудиторией); индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую) (ПК-21);

знание основных требований, предъявляемых к информации СМИ (точность, достоверность, наличие ссылок на источники, разграничение фактов и мнений, плюрализм в представлении точек зрения) (ПК-26);

знание методов редактирования текстов СМИ, основанных на использовании новых технологий (ПК-29);

знание фонетических, лексических, грамматических, семантических, стилистических норм современного русского языка в целом и особенностей их применения в практике современных СМИ (ПК-30);

знание основ организации научного исследования в сфере журналистики (ПК-38);

оперативно готовить материал с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ, в различных жанрах, форматах для размещения на различных мультимедийных платформах – печатных, вещательных, онлайновых, мобильных (ПК-41);

редактировать печатный текст, аудио-, видео- или Интернет-материал, приводить его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов (ПК-42);

осуществлять селекцию, редактирование, компоновку, перепакетирование и ретрансляцию информации, получаемой из Интернета или поступающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, служб изучения общественного мнения, PR- и рекламных агентств, аудитории (ПК-43).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные понятия и категории стилистики как науки (ПК-30; ПК-38);

  • функциональный потенциал стилистических ресурсов фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса русского языка (ОК-4; ПК-30; ПК-38);

  • стилистическую дифференциацию языковых средств русского языка (ОК-4; ОК-8; ОК-17; ПК-15; ПК-30; ПК-42);

  • систему функциональных стилей русского языка (ОК-4; ОК-8; ОК-17; ПК-15; ПК-30; ПК-42);

  • типологию стилистических ошибок (ОК-4; ОК-17; ПК-15; ПК-21; ПК-26; ПК-29; ПК-42; ПК-43);

  • языковые особенности текстов разных стилей и жанров (ОК-4; ОК-17; ПК-30; ПК-42; ПК-43);

  • приемы стилистического анализа и литературного редактирования(ОК-4; ОК-17; ПК-15; ПК-21; ПК-26; ПК-29; ПК-42; ПК-43) .

Уметь:

  • идентифицировать тексты соответственно данным характеристикам с учетом принадлежности текстов к разным видам и жанрам литературы (ОК-4; ОК-17; ПК-15; ПК-21; ПК-30; ПК-38);

  • самоопределяться в конкретной речевой ситуации и поступать с учетом ситуации общения (ОК-4; ОК-10; ПК-15; ПК-26);

  • анализировать и оценивать степень эффективности общения (ОК-4; ОК-10; ПК-15; ПК-26);

  • определять причины коммуникативных удач и неудач (ОК-4; ОК-10; ПК-15; ПК-26);

  • создавать речевые произведения с учетом особенностей ситуации общения (ОК-4; ОК-10; ПК-15; ПК-26 );

  • совершенствовать исполнение (произнесение) текста (ОК-8; ОК-17; ПК-30; ПК-42);

Владеть:

  • терминологией дисциплины (ПК-30; ПК-38);

  • основными методами и приемами анализа и оценки языковых и стилистических качеств контента (ОК-4; ОК-10; ОК-17; ПК-15; ПК-21; ПК-26; ПК-29);

  • способами эффективного использования речевых средств в функциях общения, сообщения и воздействия (ОК-10; ОК-17; ПК-15; ПК-30);

  • основными методами сбора и обработки языковых фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-29; ПК-42);

  • основными приемами информационной переработки текста, создания различных типов текстов, доработки и обработки (корректура, редактирование и т.п.) различных типов текстов (ОК-10; ОК-17; ПК-15; ПК-21; ПК-41; ПК-42; ПК-43).

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет _______4____ зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

3

4

-

-

Аудиторные занятия (всего)

68

-

-

В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

34

18

16

-

-

Практические занятия (ПЗ)

34

16

18

-

-

Семинары (С)

-

-

-

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

-

-

-

Самостоятельная работа (всего)

51

-

-

В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)

20

-

20

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

-

-

-

Реферат

-

-

-

-

-

Подготовка к практическим занятиям

31

15

16

-

-

Подготовка к экзаменам

25

-

25

-

-

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Зачет, экзамен

зач

экз

-

-

Общая трудоемкость час

зач. ед.

144

49

95

-

-

4

1,4

2,6

-

-

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Наименование тем лекционных занятий

Содержание

1

Раздел I. Введение

Тема 1. Стилистика как наука

Статус стилистики как функционального раздела языкознания. Предмет и объект стилистики. Основные понятия, проблемы и методы. Стилистика в отечественной и мировой научной традиции. Стилистика в именах. «Стилистика языка» и «Стилистика речи». Функциональная стилистика как центральное направление современной стилистики. Стиль и текст. Текст как реальная величина стилистики –коммуникативный и когнитивный аспекты.

2

Тема 2. Стилистика языка

Понятие литературного языка. Признаки литературного языка. Литературная речь как ведущая форма существования русского языка. Понятие стилистической системы языка. Понятие стилистической парадигмы: фонетико–стилистическая, лексико–стилистическая, морфолого–стилистическая и синтактико–стилистическая парадигмы.
Понятие стилистической окрашенности языковых единиц. Функционально–стилевая и экспрессивно-эмоциональная окрашенность.

3

Раздел II. Стилистические нормы

Понятие языковой нормы. Актуальность выделения нормативного аспекта языкознания. Различные трактовки понятия нормы. Соотношение коммуникативных, стилистических и языковых норм. Принципы классификации языковых норм. Функции и источники языковых норм. Колебания нормы как форма функционирования языковой системы. Речевая «неудача» и «ошибка». «Уровневая» модель нормативного описания языковой системы. Стилистические недочеты как отклонение от нормы. Классификация стилистических ошибок.

4

Раздел III. Изобразительно - выразительные средства русского языка.

Понятие языковой выразительности. Соотношение стилистического и выразительного языкового значения. Понятие о тропе. Характеристика основных тропов: эпитета, сравнения, метафоры, метонимии, синекдохи, гиперболы, литоты, иронии, аллегории, олицетворения, перифразы. Стилистические ошибки, связанные с употреблением тропов. Понятие о стилистической фигуре. Характеристика основных фигур: анафоры, эпифоры, антитезы, инверсии, градации, эллипсиса, умолчания, риторического вопроса, риторического обращения. Стилистические ошибки, связанные с употреблением фигур.

5

Раздел IV. Функциональная стилистика

Тема 1. Стилистика речи.
Экстралингвистические основания стилистических и жанровых классификаций.

Понятие речевой ситуации. Каноническая, неканоническая речевые ситуации. Нарратив. Разграничение понятий «стиль языка» и «стиль речи». Стилистические и жанровые нормы.
Соотношение стилей и жанров. Стиль языка и стиль человека.
Стиль языка личности. Индивидуальные стили (писателя, политика, подростка и т. п.). Влияние профессии на речь человека. Типы языковых личностей. Теория речевых жанров в подходах разных авторов. Речевые жанры в понимании М. Бахтина, первичные и вторичные жанры, анкета речевого жанра (по Т.В. Шмелевой).
Внутрижанровые стратегии и тактики в различных ситуациях общения.
Функциональный стиль как коммуникативно–прагматическая и системно–структурная иерархия речевых жанров.

6

Тема 2. Система функциональных стилей русского литературного языка

Принципы классификации стилей. Вопрос о стилях языка и стилях речи. Определение функционального стиля. Классификация функциональных стилей языка. Экстралингвистические и лингвистические предпосылки дифференциации функциональных стилей, важнейшие стилеобразующие признаки. Вопрос о системности функционального стиля и о границах между стилями. Понятие стилевой нормы. Понятие о подстиле, жанре, типе речи.

7

Тема 3. Научный стиль и его подстили

Экстралингвистические предпосылки выделения научного стиля языка. Условия функционирования, подстили и жанры научного стиля. Понятие письменной и устной научной речи. Стилевые черты научного стиля. Языковые особенности научного стиля (лексико–фразеологическое своеобразие научного стиля, грамматические особенности научного стиля: словообразование, морфология и синтаксис). Общенаучная и специальная терминологическая лексика. Вопрос об эмоциональности и экспрессивности научного стиля.

8

Тема 4. Официально–деловой стиль языка

Условия функционирования, подстили и жанры официально–делового стиля. Стилевые черты официально–деловой речи. Особенности лексической системы, основные черты словообразования, морфологии и синтаксиса официально–делового стиля. Композиционные особенности официально–деловых текстов. Вопрос о канцеляризмах и штампах.

9.

Тема 5. Публицистический стиль

Экстралингвистические и лингвистические предпосылки выделения публицистического стиля. Подстили и жанры, функции публицистического стиля. Стилевые черты публицистической речи, их проявление в языковых средствах. Сочетание стандарта и экспрессии как стилистическая доминанта публицистического текста. Соотношение понятий стандарта (клише) и штампа. Экспрессивность публицистического стиля. «Полистилизм» публицистического текста.

10

Тема 6. Массовая коммуникация как тип дискурса.

Специфика речи СМИ. Особенности информационного поля современных СМИ. Возможности СМИ как средства воздействия. Языково-стилистические изменения в современных СМИ (усиление информационной функции СМИ; перераспределение статуса адресата и адресанта; авторизация и диалогизация дискурса СМИ; изменение стилистики СМИ разных типологических групп). Роль оценки в прессе, влияние на нее социальных факторов.

11

Тема 7. Стилистика жанров периодической печати.

Типология жанров: информационные (хроника, заметка, репортаж, интервью и т. п.), аналитические (статья, корреспонденция и т. п.) и художественно-публицистические жанры (эссе, очерк, фельетон, рецензия). Краткая характеристика основных публицистических жанров. Образ автора, трансформация авторского «я» в современной публицистике. Стилевой контраст в речи современных СМИ, его разновидности.

12

Тема 8. Разговорный стиль и разговорная речь

Условия функционирования разговорного стиля. Разговорная стилистическая окраска единиц языка. Соотношение функционально –стилевых и эмоционально –экспрессивных коннотаций элементов языка. Соотношение понятий «разговорный стиль», «разговорная речь», «кодифицированный язык». Разговорная речь как особая форма коммуникации. Лингвистические особенности разговорной речи.

13

Тема 9. Язык художественной литературы в системе стилей русского языка

Соотношение понятий «литературный язык» и «язык художественной литературы», их функциональное противопоставление. Язык художественной литературы как национальный язык. Понятие повествователя и позиций повествователя в художественном тексте. Автор и рассказчик в художественном тексте. Читатель как соавтор художественного текста. Эстетическая функция как ведущая функция художественного стиля. Типы художественного стиля (по М. Бахтину). Особенности художественного времени и пространства (хронотоп). Особенности поэтической речи.

14

Раздел V. Стилистика языковых ресурсов.

Тема 1. Явления фонетического уровня в нормативно–стилистическом аспекте. Фонетическая стилистика

Своеобразие норм произношения. Основные черты русского литературного произношения. Лингвогеографические явления в орфоэпии. Московское и ленинградское произношение. Акцентологические нормы. Типичные случаи нарушения акцентных норм. Стилистическая значимость звуковой организации речи. Понятие благозвучия. Стилистические приемы усиления звуковой организации речи. Экспрессивность звукового уровня художественного текста. Звукопись и звуковой символизм.

15

Тема 2. Стилистические функции единиц лексической системы

Стилистическая роль синонимии, антонимии, полисемии, омонимии, паронимии. Предупреждение речевых ошибок. Стилистические свойства слов, связанные с их отнесением к активному или пассивному составу языка. Стилистическое использование лексики ограниченного употребления. Стилистически не оправданное использование устаревших слов, неологизмов, окказионализмов, заимствований, диалектизмов, профессионализмов, жаргонизмов. Лексические образные средства.

16

Тема 3. Фразеологическая стилистика

Стилистическое расслоение фразеологии. Фразеологизмы как показатели идиостиля. Речевые ошибки и стилистические недочеты, связанные с употреблением фразеологизмов. Типы фразеологизмов. Трансформация фразеологического оборота в тексте.

17

Тема 4. Стилистические ресурсы словообразования

Функции русского словообразования. Словообразовательные правила и стилистика. Стилистически окрашенные словообразовательные модели. Словообразовательные правила создания эмоционально–экспрессивной окраски речи. Стилистические функции окказионализмов.

18

Тема 5. Стилистика частей речи

Стилистические ресурсы имени существительного.
Стилистическая роль имени прилагательного. Стилистическое использование имени числительного. Стилистические функции местоимения. Стилистические ресурсы глагола и глагольных форм. Употребление морфологических вариантов. Типичные ошибки в речи, связанные с употреблением форм слова.

19

Тема 6. Синтаксическая стилистика

Стилистика простого предложения (синонимия односоставных и двусоставных предложений; синонимия конструкций, связанных с управлением; стилистические особенности предложений с однородными членами; ошибки, связанные с употреблением однородных членов). Стилистика сложного предложения (синонимия сочинительных и подчинительных союзов, распределение сложных предложений по функциональным стилям, стилистические ошибки в сложном предложении и способы их устранения). Синтаксические средства экспрессивной речи. Порядок слов как грамматическое и стилистическое средство.

20

Тема 7. Риторика публичной речи

Классический риторический канон –inventio (изобретение), dispositio (расположение), еlocutio (выражение), memorio (запоминание), actio (произнесение). Роды и виды красноречия. Структура ораторской речи. Подготовка выступления и произнесение речи. Вербальное и невербальное мастерство оратора.

21

Тема 8. Экология языка в контексте экологии культуры

Понятие лингвистической экологии. Культура языка и экология слова. Язык и культура общения сегодня. Культура речи и язык средств массовой информации. Языковая политика общества. Вопросы оценки речи. Языковой пуризм и антинормализаторство как крайние позиции в нормализаторской деятельности общества. Отношение к заимствованиям.

22

Тема 9. Речевое воздействие, эксплицитная и имплицитная оценка.

Стилистика рекламы. Средства экспрессивного синтаксиса. Эвфемизмы. Релятивы (коммуникативы). Непрямая коммуникация.

23

Раздел VI. Литературное редактирование.

Тема 1. Основы литературного редактирования

Требования к тексту и необходимость редактирования. Виды редактирования. Этические аспекты работы редактора. Редакторский анализ текста, виды редакторского чтения (ознакомительное, углубленное, шлифовочное); виды правок (вычитка, обработка, сокращение, переделка); задачи и условия правки; основания для выбора правки; операции правки.

24

Тема 2. Редактирование смысловой структуры текста

Смысловая структура текста и ее редактирование: методика выделения в тексте основной мысли, основных элементов общего содержания (система установочных и развивающих тезисов, аналитическая оценка ситуации), второстепенные элементы общего содержания (система иллюстраций к установочным и развивающим тезисам, общий фон к цели сообщения); дефекты в смысловой структуре и их устранение.
Редактирование композиции ( сильные позиции текста, размещение содержательно–смысловых элементов текста).

25

Тема 3. Редактирование функционально–смысловых типов речи

Редактирование ФСТР: описание, его типы, дефекты в описании и их устранение; повествование, его типы, дефекты в повествовании и их устранение; рассуждение. Дефекты в построении вопросительной реплики и их устранение. Виды речевых погрешностей в тексте и их редактирование: языковая неправильность, плеоназм, нечеткость и неясность высказывания

26

Тема 4. Редактирование логической стороны текста

Редактирование логической стороны текста: нарушение законов логики (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания). Нарушение правил операции с понятиями (правила определения и классификации понятий); контактные и дистантные алогизмы в тексте; формально–логические и образные противоречия в тексте.

27

Тема 5. Редактирование текстов массовой коммуникации

Редактирование радио- и телепередач: специфика структуры радио- и телепередач; принципы подготовки текста для аудирования: содержательно –фактический, функционально –стилистический, нормативный аспекты редактирования; редактирование монолога и диалога; принципы лаконизации изложения. Редактирование рекламы: редактирование композиции и содержания с учетом функций рекламного текста.

28

Тема 6. Методика редактирования нежурналистских текстов.

Общие принципы редактирования нежурналистских текстов: редактирование художественных, научных, научно-популярных текстов, документов. Методы обработки цифрового материала. Основные принципы работы с переводным текстом. Литературная обработка записей устной речи.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

1.

Риторика

+

+

+

+

+

+

2.

Основы теории коммуникации

+

+

+

+

3.

Основы журналистской деятельности

+

+

+

+

+

4.

История отечественной литературы

+

+

+

+

+

5.

История зарубежной литературы

+

+

+

+

+

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Все-го

час.

1.

Введение

1

0,5

-

-

2

3,5

2.

Стилистические нормы

1

0,5

-

-

2

3,5

3.

Изобразительно - выразительные средства русского языка.

1

1

-

-

2

4

4.

Функциональная стилистика

9

10

-

-

5

24

5.

Стилистика языковых ресурсов.

14

14

-

-

14

42

6.

Литературное редактирование

8

8

-

-

6

22

6. Лабораторный практикум Не предусмотрен

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудо-емкость

(час.)

1.

2.

7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

Разделы I, II, III. Введение. Стилистические нормы. Изобразительно - выразительные средства русского языка.

Стилистика как наука. Стилистика языка. Стилистические нормы. Изобразительно-выразительные средства языка.

2

2.

Раздел IV. Функциональная стилистика

Стилистика речи. Система функциональных стилей русского языка

2

3.

Раздел IV. Функциональная стилистика

Научный стиль и его подстили. Официально-деловой стиль.

2

4.

Раздел IV. Функциональная стилистика.

Публицистический стиль. Стилистика газетных жанров.

2

5.

Раздел IV. Функциональная стилистика.

Динамические процессы в языке и стиле публицистики. Разговорный стиль и разговорная речь.

2

6.

Раздел IV. Функциональная стилистика.

Литературно-художественный стиль.

2

7.

Раздел V. Стилистика языковых ресурсов.

Явления фонетического уровня в нормативно-стилистическом аспекте. Фонетическая стилистика.

2

8.

Раздел V. Стилистика языковых ресурсов.

Лексика современного русского литературного языка в нормативно –стилистическом аспекте: стилистические ресурсы лексики.

2

9.

Раздел V. Стилистика языковых ресурсов.

Нормы словоупотребления на всех уровнях языковой системы.

2

10.

Раздел V. Стилистика языковых ресурсов.

Функционирование лексических средств в различных стилях речи.

2

11.

Раздел V. Стилистика языковых ресурсов.

Морфология в нормативно-стилистическом аспекте.

2

12.

Раздел V. Стилистика языковых ресурсов.

Простое предложение в нормативно стилистическом аспекте.

2

13.

Раздел V. Стилистика языковых ресурсов.

Сложное предложение в нормативно –стилистическом аспекте.

2

14.

Раздел VI. Литературное редактирование

Основы литературного редактирования.

2

15.

Раздел VI. Литературное редактирование

Смысловая структура текста и ее редактирование. Редактирование логической стороны текста.

2

16.

Раздел VI. Литературное редактирование

Редактирование функционально-смысловых типов речи.

2

17.

Раздел VI. Литературное редактирование

Редактирование текстов массовой коммуникации

2

8. Примерная тематика курсовых работ (проектов)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа наименование дисциплины Современный русский язык (указывается наименование в соответствии с учебным планом)

    Рабочая программа
    приобретение навыков употребления языковых единиц в текстах различных речевых стратегий и тактик для решения различных коммуникативных задач с целью улучшения качества авторских публицистических текстов.
  2. Практикум по стилистике и литературному редактированию для студентов факультета экранных искусств Санкт-Петербург

    Практикум
    Оно содержит упражнения по морфологической стилистике, знакомящие с нормативным употреблением частей речи и их стилистически окрашенными вариантами. Задания имеют практическую направленность, так как в большинстве своём основаны на
  3. Рабочая программа наименование дисциплины Основы теории литературы Направление подготовки

    Рабочая программа
    - использовать основные положения и методы смежных гуманитарных наук (лингвистики, философии, прежде всего эстетики, культурологии) при решении ряда филологических задач;
  4. Рабочая программа по русскому языку Учитель (2)

    Рабочая программа
    Настоящая программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы (V-IX классы) создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования
  5. Учебный план на 2010-2011 учебный год (пятидневная неделя)моу осиковской основной общеобразовательной школы 59 Всего: 59

    Пояснительная записка
    3.2Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию учебного плана для образовательных учреждений, работающих по основной образовательной программе «Школа России» 67

Другие похожие документы..