Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
, именуемое в дальнейшем Исполнитель, в лице , действующего на основании с одной стороны, и Федеральное государственное унитарное предприятие «Главно...полностью>>
'Реферат'
Алещенко Е.И. Этноязыковая картина мира в текстах русского фольклора (на матерале народной сказки). Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктор...полностью>>
'Лекция'
Главным при обучении школьников является не только изучение правил безопасного поведения на дорогах, но и формирование у них навыков и привычек безоп...полностью>>
'Документ'
Выбор темы контрольной работы студентами осуществляется в соответствии со списком студентов группы (т.е. первый по списку студент рассматривает в сво...полностью>>

Дипломная работа на тему (4)

Главная > Диплом
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный

университет

Миссионерский факультет (религиоведение)

Кафедра Истории миссии

Дипломная работа на тему:

«Миссионерская деятельность в местах лишения свободы на примере анализа этой работы в исправительной колонии ИК-16»

Студента VI курса з/о

Воронина Владимира Геннадьевича

Научный руководитель:

руководитель Центра духовной поддержки общин в заключении ПСТГУ, сотрудник Синодального отдела Московского Патриархата.

Пономарева Наталия Владимировна

Москва

2009

Оглавление Стр.

Введение. 2-6

Глава 1. Миссия – часть жизни Церкви. 6-12

Глава 2. Правовые основы миссионерской деятельности

в местах лишения свободы. 12-23

Глава 3. Исследование, описание и анализ различных форм

миссионерской деятельности в местах лишения свободы.

3.1. Встречи–проповеди. 23-26

3.2. Встречи–беседы. 26-28

3.3. Дистанционное обучение. 28-33

3.4. Строительство храма. 33-34

3.5. Работа с персоналом. 34-38

3.6. Участие в теле- и радиотрансляциях. 38-39

3.7. Художественная самодеятельность. 39-40

3.8. Выпуск газеты для осужденных. 41-42

3.9. Крестные ходы. 42

3.10. Раздача крестиков, иконок, миссионерских

листовок и литературы. 42-43

3.11. Благотворительность 43-44

3.12. Переписка. 44-47
3.13. Литургия. 47-51

Глава 4. Особенности миссионерской деятельности прихода в ИК-16.

4.1. Беседы-проповеди. 51-56

4.2. Работа с персоналом. 56-57

4.3. Литургия. 57-59

4.4. Художественная самодеятельность. 59-60

4.5. Участие в теле- и радиотрансляциях. 60-62

4.6. Выпуск газеты для заключенных. 62-63

4.7. Крестные ходы. 63-64

4.8. Раздача крестиков, иконок, миссионерских

листовок и литературы. 64-65

4.9. Строительство храма. 65-68

4.10. Благотворительность. 68-69

4.11. Реабилитация. 69-71

4.12. Дистанционное обучение. 71-76

Глава 5. Сравнительный анализ эффективности форм миссионерской деятельности в ИК-16. 76-84

Заключение. Наиболее эффективные формы миссионерской

деятельности в ИК-16. 84-86

Список использованной литературы 86-87

Приложение 88-126

Цель работы: описание, обобщение опыта миссионерской деятельности в местах лишения свободы и анализ этой деятельности на примере церковного прихода в колонии общего режима ИК-16 села Просек.

Задачи:

- обоснование необходимости миссионерской деятельности в местах лишения свободы;

- описание правовых основ миссионерской деятельности в местах лишения свободы;

- исследование, описание и анализ различных форм миссионерской деятельности в местах лишения свободы;

- выявление особенностей миссионерской деятельности в ИК-16;

- анализ эффективности работы каждой формы миссионерской деятельности на примере ИК-16.

Актуальность. Выбранная мною тема дипломной работы актуальна, поскольку в настоящее время миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в местах лишения свободы еще только возобновляется после падения 70-летнего коммунистического режима. Эта деятельность, к сожалению, не централизована, часто ведется энтузиастами. Она, как минимум, требует осмысления и описания. Опыт миссионерской деятельности, представленный в данной работе, несомненно, будет полезен для тех, кто только еще начинает трудиться на данном поприще.

В любой стране места заключения – это одна из самых тревожных сфер общества. Пенитенциарные учреждения закрыты, изолированы от «воли», от самой, кажется, жизни; здесь создан искусственный и чаще всего уродливый мир. Он не помогает человеку, попавшему за решетку, а усугубляет его духовные, психологические, социальные и профессиональные проблемы. Недаром ученые называют места лишения свободы «фабриками преступности». Почему? Ответ следует искать в православном вероучении, согласно которому любой род человеческой деятельности определяется активностью духа. Дух творит себе формы. Содержание духа - его чистота или, напротив, страстность – определяет характер всей нашей деятельности. Все то, что мы видим, что совершается в окружающей нас жизни, - это уже плоды. А корни находятся в глубине души человека, и именно они определяют нашу жизнь

Данная работа посвящена исследованию, анализу, описанию и обобщению опыта миссионерской деятельности в местах лишения свободы на примере прихода села Просек Нижегородской епархии, на территории которого находится исправительная колония общего режима /ИК-16/.

Наш приход во имя святителя и чудотворца Николая более 10-ти лет осуществляет миссионерское служение в указанном пенитенциарном учреждении. За прошедший период накоплен определенный опыт этой работы, как среди осужденных, так и персонала. В ходе миссионерской деятельности нашего прихода в ИК-16 были использованы различные ее формы, в том числе: встречи-беседы, встречи-проповеди, дистанционное обучение, художественная самодеятельность, выпуск православной газеты для заключенных, крестные ходы, раздача крестиков, икон, миссионерских листовок и литературы, демонстрация фильмов на духовные и патриотические темы; построен храм на пожертвования благотворителей и силами осужденных, совершаются еженедельные литургии и многое другое.

Краткий обзор использованной литературы.

Для определения основных мировоззренческих позиций в этом вопросе мне пришлось воспользоваться в первую очередь «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви. Этот документ является фундаментальным основанием нашего миссионерского служения, особая значимость которого в его современности.

Основным трудом по общему миссионерству являются книги заведующего кафедрой Миссиологии ПСТГУ Ефимова А.Б. Это книга – «Ефимов А.Б. Миссионерство и роль Церкви в колонизации территорий. ПСТБИ, 1998. – 52с.» и огромный, недавно вышедший труд – «Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007.- 688 с.», который является практически первой работой, охватывающей историю миссионерской деятельности РПЦ с Х по ХХ вв. (включая эпоху просвещения славянских народов святыми Кириллом и Мефодием во второй половине IХ в.). Данная книга подготовлена на основе курса лекций по истории миссий профессором ПСТГУ А.Б. Ефимовым. В ней показана роль православия в становлении самосознания и формирования русской нации, а также его влияние на развитие других народов и национальностей как на территории Российского государства, так и в прилегающих землях. Особое внимание уделено деятельности выдающихся миссионеров разных веков, а также процессу складывания централизованного подхода к организации миссионерства.

Статистические данные (количество храмов, мечетей, молельных комнат; количество священнослужителей и верующих) я брал из книги: Байдаков Г.П., Артамонов В.В., Багреева Е.Г., Бужак В.Е., Мокрецов А.И.. Деятельность религиозных организаций в исправительных учреждениях. Пособие, 2-е изд. – М.: ВНИИ МВД России, 1996.

Из специальной литературы я использовал книгу «Логинов С. полковник внутренней службы, заместитель начальника отдела организации работы в отряде УВРО ГУИН Минюста России. Деятельность религиозных организаций в исправительных учреждениях.// Ведомости уголовно-исполнительной системы, 2004, № 1.

За разъяснениями православного отношения к миссионерству я обратился к современным православным авторам. «Доклад сотрудника Миссионерского Отдела игумена Евмения (Перистого) на Миссионерской Секции Юбилейных XV Рождественских чтений «Миссионерская деятельность. Опыт и проблемы»;

Из современных православных богословов я использовал сборник Иакова Стамулиса «Православное богословие миссии сегодня». М.: Изд-во ПСТГУ, 2003.- 448 с. В данный сборник включены четыре глубокие работы современных богословов. Созданное на базе большого богословского материала «Восточно-православное богословие миссии сегодня» может стать основой для систематического курса миссиологии. Опубликованное в Америке в 1986 году, это исследование до сих пор остается фактически единственным обощающим обзором истории и богословия православной миссии, нисколько не утратив своей актуальности. Миссиология призвана приоткрыть тайну священноапостольства, тайну распространения благодатного света в непросвещенном мире. Помогает понять, как может человек в свою меру – меру образа и подобия Божия – быть сотрудником Богу в Его благодатном просвещении другого человека.

Следующий сборник содержит общие сведения о миссионерской деятельности в колониях – «Тюремное служение РПЦ. Сборник материалов в помощь организации служения в местах лишения свободы. Москва. 2009».

Воспользовался я и материалами диссертации «Миссионерское служение в местах лишения свободы» (-zone missionerskoe sluqenie), в которой раскрываются вопросы: православное понимание служения ближним, находящимся в заключении; исторический обзор миссии Православной Церкви среди заключенных с апостольских времен до наших дней, правовые основы деятельности Русской Православной Церкви в пенитенциарных учреждениях; современное миссионерское служение среди заключенных; миссионерская деятельность среди различных социальных групп заключенных, их семей, освобожденных, администрации и сотрудников пенитенциарных учреждений, принципы миссионерского служения в местах лишения свободы.

В диссертации «Опыт построения курса «Основы Православия» для катихизации в системе пенитенциарных учреждений» (Шматько Владимир. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия, МДА, 2002 г., -zone osnovi katehizacii) дается богословское обоснование миссионерского служения в местах лишения свободы и раскрывается опыт организации и преподавания курса «Основы Православия», составленного студентами Московской Духовной Академии и Семинарии в ходе миссионерского служения для лиц системы пенитенциарной структуры. Эти работы уделяют большое внимание общим вопросам организации миссионерской деятельности среди сотрудников пенитенциарной системы, осужденных и освободившихся. Преступность рассматривается как следствие греховности человека. Но детально не рассматриваются конкретные формы миссионерской деятельности и их влияния на исправление осужденных.

В раскрытии общих богословских вопросов мне помогли книги: «Давыденкова Олега иерей. Догматическое богословие. Курс лекций. ПСТБИ. М., 2000. – 231 с.», «Отец Серафим (Роуз). Православное мировоззрение. (эл. стр.: /)».

Современная пенитенциарная система целью своей деятельности считает не кару за нарушение закона, а достижение исправления преступников: об этом говорят начальник НИИ уголовно-исполнительной системы Минюста РФ Буданов А.В., Полковник внутренней службы, первый заместитель начальника ГУИН Полозюк В., заместитель начальника ГУИН Минюста РФ Болтков С.Н. по материалам православной печати под общей редакцией священника Серафима Сагидуллина «Церковь, тюрьма, общество». Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, М., 2004 – 96с., сс.20, 22, 31.

Сборник «От сумы и тюрьмы... Книга для всех – М.: Даниловский благовестник, 2007. – 240 с.» - напоминание о людях, страдающих за решеткой, которым нужны участие, сострадание, помощь, наша молитва. Среди авторов сборника есть и те, кто посвятил свою жизнь тюремному служению, и те, кто пережил покаяние в неволе. Жизнь этих людей наполнена настоящим смыслом.

О силе и значении Священного Писания много писал в книге «Воспоминания: первые сорок лет моей жизни» протоиерей Михаил Труханов (+2006 г), проведший в сталинских лагерях 15-ть лет за веру православную. Глубокая вера и любовь к Слову Божьему помогли ему пройти все ужасы сталинских лагерей. Автор призывает всюду проповедовать благую весть, а наипаче среди осужденных.

Ведется поиск новых и совершенствование уже сложившихся форм и методов работы. Сборник «Тюремное служение РПЦ» "Фавор" Москва 2009.- с. 274, содержит немало материала в помощь организации служения в местах лишения свободы.

Глава 1. Миссия – часть жизни Церкви.

«Миссия» (от лат. Mission — посылка, поручение) по-гречески звучит как священноапостольство, и апостольская Церковь одной из основных форм своего служения имеет миссию. «Миссия — это та часть жизни Церкви, где живой благодатный организм Церкви соприкасается с непросвещенным миром» [1, 1]. Миссия (свидетельство) – проповедь для пробуждения веры - присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и заключается в провозглашении Благой вести всему миру: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Мк. 16:15), - говорит Священное Писание. Миссия направлена на спасение каждого человека. Православная Церковь именуется Апостольской не только потому, что члены Церкви "утверждены на основании Апостолов" (Ефес. 2:20), но и особенно потому, что через неё проповедь апостолов Иисуса Христа продолжается до сего дня. Она непрерывно растёт как единосущная той Церкви, которая родилась в День Пятидесятницы, когда крестилось "душ около трех тысяч" (Деян. 2:41).

ВСионской горнице явлено миссионерское служение Церкви. В этот же период сложились основные принципы миссионерства:

- Проповедь благой евангельской вести должна быть доходчива, понятна; тайны Царства Божия должны доноситься образами, понятными слушающим.

- Проповедник – только сотрудник Богу в деле просвещения, спасения непросвещенного человека. Проповедник лишь помогает слушающему открыть сердце для принятия благодати Духа Святого.

- Проповедь должна вестись на родном языке, как это было во время Пятидесятницы, когда каждый слышал слова апостолов, звучавшие на его родном языке.

- Миссионерство – всегда экзорцизм, изгнание бесов. Идет борьба за человека. Как сказано у Ф.М. Достоевского «В мире диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Это борьба «не против крови и плоти » (Еф. 6:12). Жизнь миссионера дает нам многочисленные примеры этой борьбы. «Молиться за мир – кровь проливать» - говорил Силуан Афонский.

- Основа миссионерского служения строится на примере личной благочестивой жизни каждого христианина и исполнении им своего долга. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» (Мф. 5:16). В 1910 году на миссионерском епархиальном съезде в Ташкенте встретились известный мулла и протестантский пастор. Пастор прочитал мулле Нагорную проповедь и спрашивает: «Хорошо?» «Очень хорошо», - ответил мулла. «А почему же вы не обращаетесь к Христу?» «Мы не обращаемся к Христу потому, что вы не живете по Его заповедям». Отсюда мы видим, что основа проповеди – жизнь по заповедям Божиим.

- Делу священноапостольства служат благотворительные и иные формы социального служения. Святитель Николай Японский выразил это такими словами: «Вначале завоевать любовь и уважение, а затем нести людям Слово Божие». «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9:22). Этот первоапостольский завет сумел воплотить свт. Иннокентий /Вениаминов/, который учил алеутов Аляски плотницкому делу, искусству каменщика, столяра, огородника, кузнеца, часовщика; составил азбуку, перевел Священное Писание, богослужение на алеутский язык и учил по составленным им книгам и детей и взрослых, защищал алеутов от произвола купцов и чиновников, помогал своим духовным чадам справляться с болезнями и т. д. Неудивительно, что эти простые люди с детской доверчивостью и любовью ответили на подвиг его любви, и через 10 лет после начала миссии в этих местах не осталось ни одного человека, не принявшего православие.

- С крещением духовный путь просвещения только начинается. Так сформулировали этот принцип свт. Иннокентий /Вениаминов/, свт. Николай Японский, архм. Макарий /Глухарев/ и многие другие. Крещением ставится онтологически новый камень в основание, на котором предстоит строить храм Духа Святого.

- Ненасильственное распространение христианства - последнее условие успеха проповеди, ибо насилие отнимает свободу и гасит любовь. В православии, особенно российском, насильственного принуждения к принятию христианства почти никогда не было. Свт. Стефан Пермский после нескольких лет жизни среди зырян если и сокрушал идолов и кумиров, то делал это безоружным. То же самое происходило с татарами в Поволжье, с башкирами в Сибири, и даже тяжелые войны на Кавказе не привели к насильственному крещению местных народов. Политика ненасилия обнаруживает себя во всей истории Русской Церкви и русского государства и подтверждается инструкциями, постановлениями, посланиями, как государственными, так и церковными на различных уровнях государственной и церковной власти.

«В истории русского миссионерства были явлены многие подвижники, святые, послужившие Церкви и народам, населявшим нашу Родину. На фундаменте православия строились отношения между различными народами, населявшими Россию, в том числе и с теми, которые придерживались магометанства, буддизма или язычества. Тысячелетний опыт веропроповеднического подвига в самых различных условиях духовенства и мирян, аристократии, государей и простолюдинов, ученых богословов и не получивших даже начального образования крестьян остается сегодня во многом неизвестным и, как следствие, невостребованным. До сих пор не существует ни одной целостной монографии по истории российской миссии, кроме небольшой брошюры прот. Е. Смирнова, изданной в 1904 г.» [2, 7-10].

Миссия, как апостольство, всегда составляла главнейшую из обязанностей церковных людей как исполнение заповеди Господа Своим ученикам: "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам" (Мф. 28:19-20). В своей лекции «Православное мировоззрение» Иеромонах Серафим (Роуз) пишет: «…призыв Христов все еще идет к нам; давайте же начнем прислушиваться к нему. Самое ясное выражение этого призыва исходит сегодня от порабощенного безбожного мира» [3, 9].

Церковь исполняет в мире «миссию спасения рода человеческого» [Основы, п. 1.4].

В первую очередь, «Церковь призвана действовать в мире по образу Христа, свидетельствовать о Нем и Его Царстве». [Основы, п.1.2]. Цель миссионерской деятельности – привести людей к вере во Христа: «да уверует мир» (Ин. 17:21), и составит Церковь, потому что только в ней «все небесное и земное» соединяется во Христе, «ибо Он - Глава «Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:22-23). В Церкви действием Святого Духа совершается обожение творения, исполняется изначальный замысел Божий о мире и человеке…» [Основы, п.1.1]. Православный священник Румынии о. Георгий Кальччу призывает к миссионерской деятельности каждого христианина: «Построим же церкви нашею верою, церкви, которые не сможет разрушить никакая человеческая сила, Церковь, основа Которой Христос... Чувствуй брата своего рядом! Никогда не спрашивай: «Кто это?» - Лучше говори: «Это не чужой, это мой брат. Он - Церковь Христова так же, как и я» [3, 9]. Он же обращается к молодежи: «Я зову вас к Богу, к Тому, Кто превосходит мир, чтобы вы смогли познать бесконечный рай духовной радости, который вы ищете ощупью в вашем личном аду и который вы ищете даже в состоянии ненамеренного бунта... Иисус всегда любил вас, а теперь у вас есть выбор, - чтобы ответить на его призыв. Ответив, вы приуготовляетесь на то, чтобы пойти и принести плод, который сохранится. Чтобы быть пророком Христа в мире, где вы живете. Чтобы любить ближнего, как самого себя, и сделать всех людей своими друзьями. Чтобы каждым поступком возвещать ту единственную и безграничную любовь, которая возвышает человека от раба до друга Божия. Чтобы быть пророком этой освобождающей любви, которая избавляет от всяких уз, возвещая вам вашу чистоту, как только вы приносите себя Богу». Эти слова обращены к студентам-семинаристам, но их можно адресовать каждому избирающему «узкий путь» Каждый христианин призван к миссионерскому служению: «Тако да просветится свет Ваш перед человеки, яко да видят доб­рые дела ваши и прославят Отца вашего Иже есть на небесах» (Мф. 5:16). Так важен пример личного благочестия христианина, который необходимо должен присутствовать и в основе различных форм миссионерской деятельности: социального служения, а также трудов в образовательной и культурной деятельности христиан.

Для исполнения в мире миссии спасения рода человеческого Церковь вступает во взаимодействие с государством, даже если оно не носит христианского характера, а также с различными общественными ассоциациями и отдельными людьми, даже если они не идентифицируют себя с христианской верой. Не ставя прямой задачи обращения всех в Православие в качестве условия сотрудничества, Церковь уповает, что совместное благотворение приведет ее соработников и окружающих людей к познанию Истины, поможет им сохранить или восстановить верность богоданным нравственным нормам, подвигнет их к миру, согласию и благоденствию, к условиям, в которых Церковь может наилучшим образом исполнять свое спасительное делание». [Основы, п.1.4].

На сегодняшний день самым серьезным, исчерпывающим документом, вдохновляющим и определяющим социальную активность православного миссионера, является «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви». Этот документ является фундаментальным основанием нашего миссионерского служения, и особая его значимость в его современности и своевременности.

В «Миссионерской Концепции», в частности, сказано: «Православная миссия в ее богословском понимании, есть проекция Святой Троицы на все творение. Откровением для нас стало то, что Бог – есть любовь» [4, 3]. Откровение о Божьей любви должно стать основанием нашего благовестия.

Церковь призвана быть тем, кто образует и формирует мышление современного человека. И наша миссионерская задача - влиять на то, чтобы мышление людей изменилось на основании Благой Вести. Нельзя заставить веровать насильно, но мы призваны зажигать сердца верой.

Миссионерство – это не катехизация и богословское образование предназначенные для уже обращенных, уверовавших людей. И если задача катехизаторов, в большей степени, наполнять знаниями о Боге сознание, разум людей, то задача миссионеров – вдохновлять и раскрывать сердца навстречу Благой Вести. Миссионер - это тот, кто приходит к неверующим людям и возжигает светильники живым огнем интереса к вопросам веры; это движение по непроторенному пути, как пишет Апостол Павел: «Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» (Рим. 15:20).

Миссионером невозможно быть по назначению. Быть миссионером – это призвание. Потрясающий образ посланника Божьего явлен в пророке Иеремии, который возвещал от лица Господня. В какой-то момент люди стали отвергать, не принимать, а затем и гнать его. В молитве он делится с Богом переживаниями своего сердца: «Ты влек меня, Господи, - и я увлечен; Ты сильнее меня - и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, - кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние. И подумал я: "не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его"; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» (Иер. 20:7-9).

Одним из видов миссионерской деятельности является миссия среди заключенных. Государство заботится об исправлении заключенных, и в этой заботе ему должны помогать общество и Церковь. В христианстве доброе отношение к узникам для их исправления имеет глубокую основу, Господь Иисус Христос сравнивает благотворение заключенным со служением Себе: «В темнице был, и вы пришли ко Мне». (Мф.25:36).

Насельники тюрем - не потерянные люди, зло не может истребить в душе человеческой все задатки добра, вложенные в нее Творцом. Возможность покаяния преступника мы видим в обращении ко Христу одного из двух разбойников, с которыми был распят Господь Наш Иисус Христос (Лк. 23:33-43).

Смысл служения заключенным в тюрьме не только в облегчении им социально-бытовых условий и материальной помощи, но, в первую очередь, в помощи духовной: «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18:11). И люди падшие, близкие к погибели, по Его словам, составляют предмет особой Его заботливости: «Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13). «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:14). Для Господа дорого спасение каждого погибающего, об этом говорится в Евангельских притчах о пастыре, имеющим стадо овец и заблудшей овце; о жене, потерявшей одну из десяти драхм. И когда пастырь найдет заблудшую овцу, а жена - потерянную драхму, они предаются большой радости и делятся этой радостью со своими друзьями и соседями: возвращение потерянного для них дороже и приятнее владений, находящихся в руках их, хотя бы потерянное и возвращенное составляло только небольшую часть их состояния. После этих притчей, Господь сказал: «На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15:1-10).Эти слова можно применить и к тем преступникам, которых общество лишает свободы.

Нет границы между теми, кто находится в заключении и теми, кто на свободе. По мысли святых отцов, Господь Иисус Христос пришел осуществить Миссию избавления узников из темницы греха. Святитель Филарет, митрополит Московский, так рассуждает об этом: «Не в темницу ли, не к изгнанникам ли, ни к узникам ли пришел и Сам Ты, на землю, чтобы основать Твой живой Храм, Твою Святую Церковь? Ибо что такое вся земля, после рая, как не пространная темница? Что человек вообще, как не осужденный преступник райского закона, изгнанник рая, пленник греха, узник бренной плоти, отягчающей душу? Ты пришел, и в сей темнице, для сего преступника, поставил Твой Голгофский Крестный жертвенник; Твоим страданием и смертию совершил на нем Твою вселенскую божественную Литургию; принес Твою вечную жертву, которая одна и та же, и здесь ныне совершается» [5, 171-172]. Всякий человек грешен перед Богом, всякого человека можно назвать преступником. «Всякое преступление Церковь считает грехом, но не всякий грех государство считает преступлением. Грех – нравственная несправедливость или неправда, нарушение Божественного закона; преступление – неправда противообщественная, нарушение закона человеческого» [6, 58].

Явных грехов может и не быть, но за тайные можем подвергнуться геене огненной. Богом судится не только факт преступления, а и намерения человека. Каждый член Церкви должен осознавать себя узником греха. На вечерне мы слышим слова псалмопевца Давида: «Изведи из темницы душу мою» (Пс. 141: 8). Эти слова каждый член Церкви произносит от своего лица. После грехопадения в лице Адама и Евы, мы все попали во власть греха и заключены в узы страстей, а после смерти телесной – в адскую темницу. Только после искупительного подвига Господа нашего Иисуса Христа, желающие спасения, через приобщение к плодам этого подвига, удостаиваются свободы от уз и темницы смерти духовной. Подходя к Святой Чаше во время Причащения, мы молимся: «Приими убо и мене, Человеколюбче Господи, яко разбойника» (молитва Василия Великого, 1-я) [7, 135]. То есть мы не смеем приступить к Причастию Святых Тела и Крови Христовых, ведущих в жизнь вечную, если не уподобляем себя покаявшемуся благоразумному разбойнику: «Но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем» [7, 147-148].

Бог промыслительно попускает быть внешним узам, темницам, болезням и бедствиям. Через внешние стеснения Господь врачует души узников. Телесные узы и скорби способствуют пробуждению бесценных человеческих душ от греховного сна. «Так, лишение или ограничение свободы дает человеку, поставившему себя вне общества, возможность переоценить собственную жизнь, дабы вернуться на свободу внутренне очищенным». [4, 106]. «В церковном понимании наказание преступника, заключается в том, что главная цель их не в возмездии и даже не в ограждении церковного народа от преступных деяний, а во врачевании болезненных состояний души самих грешников» [8, 393].

Христианин понимает, что он находится в тюрьме не случайно, а по Промыслу Божию. Человек анализирует свою прежнюю жизнь, кается перед Богом в содеянных грехах, стремится очистить свою душу покаянием, стать лучше и чище самому, помочь тем, кто рядом, кто испытывает еще более невыносимые скорби. Безвинным заключенным узы служат к еще большей славе. В тоже время пребывание в местах лишения свободы – это тяжкий крест для человека. Создатель хочет, чтобы человек, находящийся в узах, был утешен. «Не то нам заповедано, чтобы миловать добрых людей и наказывать злых, но всем оказывать человеколюбие» [9, 401], – напоминает христианам Святитель Иоанн Златоуст. Православная Церковь возвещает измученным людям путь избавления, открывает непреходящие духовные ценности, помогает обрести благодать и истину.

Встает следующий вопрос: как помочь тем, кто находятся в местах лишения свободы?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дипломная работа на тему 

    Диплом
    Дворянский быт конца XVIII - начала XIX века строился как набор альтернативных возможностей («служба – отставка», «жизнь в столице - жизнь в поместье», «Петербург – Москва», «служба военная - служба статская», «гвардия – армия» и пр.
  2. Дипломная работа   на тему:     

    Диплом
    Актуальность темы исследования. Радикальные изменения, происходящие в современной России, привели к серьезному осложнению социально–экономической, политической и демографической ситуации.
  3. Дипломная работа на тему (2)

    Диплом
    Дипломная работа на тему: Международное сотрудничество в борьбе с преступностьюАвтосркая работа от Сергея С.  Особенность в том, что она написана с применением только электронных средств.
  4. Дипломная работа на тему: Информационное обеспечение выставочной деятельности

    Диплом
    Этот диплом написан на материалах действующего предприятия, писался под четким руководством научного руководителя, выверен до запятой, успешно защищен.
  5. Дипломная работа На тему: «Кредитный процесс: понятие, этапы и организация кредитного процесса в Сбербанке России»

    Диплом
    Порядок предоставления Сбербанком России и его филиалами кредитов физическим лицам на цели личного потребления. № 1104-2-р от 05.05.2004 г. (редакция 3).
  6. Дипломная работа на тему: Организация продвижения услуг туроператора «У»

    Диплом
    Этот диплом написан на материалах действующего предприятия (крымский туроператор), писался под четким руководством научного руководителя, выверен до запятой, успешно защищен.

Другие похожие документы..