Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Общий классификатор видов экономической деятельности (ОКЭД) утвержден в качестве государственного классификатора Приказом Комитета по техническому ре...полностью>>
'Документ'
Актуальність теми дослідження. Насильство є таким же давнім, як і саме людство. З розвитком цивілізації воно не лише не зменшилося, а, навпаки, набуло...полностью>>
'Документ'
Название обсуждаемого психодидактического под­хода включает в себя два объединённых термина - система и структура. Рабочим определением систе­мы для ...полностью>>
'Документ'
Как известно, фрагменты А.С. Пушкина на тему роковой Клеопатры и сопутствующую ей тему творчества, начиная с 1837 года пустили глубокие корни в русск...полностью>>

Дипломная работа на тему (4)

Главная > Диплом
Сохрани ссылку в одной из сетей:

4.12. Реабилитация.

Таким образом, наша община при храме в честь святителя Николая за период с 2004г. по 2006г. выросла на семь человек. Этот поступок свидетельствует о серьезном покаянии, о решительном намерении порвать с преступным миром и отвергнув своеволие, жить под крылом послушания, возрастая и укрепляясь духовно. Можно сказать, организовался реабилитационный центр для бывших осужденных. Условия проживания самые щадящие: исполнение утреннего и вечернего правил, частая исповедь, частое богослужение и причащение Святых Христовых Таин, еженедельное посещение катехизаторских курсов при храме, ежедневный труд кроме больших праздников и воскресных дней. Запрет был наложен на курение, спиртное, чифир, матерные слова и порнографию. Первое время они с большим желанием выполняли все им предписанное. Через очень короткое время к ним стали приезжать неверующие или маловерующие родители. Через покаяние детей родители, братья и сестры пришли к Богу. Спустя полгода проживания в нашем реабилитационном центре к Игорю привезли из Нижнего Новгорода спившихся родителей Владимира и Ирину, которые не в состоянии были выполнить самую простую работу, например, подмести пол, принести воды. Но через год в них вновь засиял образ Божий. Ирина убиралась в храме, охраняла его, готовила пищу в трапезной; Владимир мог выполнять квалифицированные строительные работы. Все как в Евангелии: за покаяние одного /Левия/ пришло спасение всем домашним. Однако враг рода человеческого как лев рыкаяй, ищет кого поглотить. Не утвердившись в вере они все, кроме Антона и Алексея Наумова, решили создать свои семьи, трудиться, воспитывать детей. Благое намерение, но не рановато ли? Жизнь нашей общине – это не затвор, не отречение от мира, а своего рода подготовка, чтобы выжить в мире полном соблазнов и искушений. Совершались частые богослужения, организовывались паломнические поездки по святым местам, в том числе: Москву, Санаксары, Дивеево, Оптину пустынь..., всем предоставили возможность учиться, что бы получить водительские права; освоение клиросного дела, пчеловодства, рыбалка /р. Волга рядом/, футбол, волейбол, хоккей, предоставлены равные возможности поступления в Нижегородскую духовную семинарию. От них требовалось – все делать по благословению. Но за два года они не навыкли этому. Послушание оказалось камнем преткновения. Первым оставил нас Игорь Шаповалов /бывший наркоман/. Оставил под благим намерением создать семью и честно трудиться. В итоге он вновь пристрастился к наркотикам, заработал ВИЧ-инфекцию и вновь совершил преступление. Николай Шарлыгин уехал к престарелой матери и вновь запил, вместо того, чтобы помогать ей. Игорь Греку /также бывший наркоман/ тайно оставил нас. Звонил из Нижнего Новгорода и сообщил, что работает псаломщиком в церкви и заверил на 150%, что не сядет на иглу. Прошел год. Женился на девушке-наркоманке, и сам сел на иглу, а еще через полгода оказался в тюрьме. Субботин Сергей /также бывший наркоман/ поступив в Нижегородскую духовную семинарию на заочное отделение, уехал в Нижний Новгород продолжать учебу. Сергеев Владимир, Ефимов Димитрий и Чихачев Димитрий (на сегодняшний день вновь преступивший закон) покинули нас три месяца назад также под благим намерением создания семьи. Однако, факты свидетельствуют об обратном. Они как птенцы, прежде времени захотевшие летать, выпали из гнезда, являясь легкой добычей для разного рода хищников. Я затрудняюсь назвать истинную причину случившегося. Наверняка в этом есть моя вина. Господь заповедал любить ближнего как самого себя. Видимо, этой любви во мне не нашлось.

Выводы:

Работа нашего прихода по реабилитации бывших осужденных ИК-16 показала, что дело это очень сложное. Оно должно быть основано не формально, а действительно на взаимном двух стороннем согласии. С одной стороны: иерея Владимира и общины прихода, принявших на себя обязанность по руководству, организации и обеспечению воспитательного процесса; с другой – бывших узников, вручивших себя иерею Владимиру и его общине на перевоспитание, сознательно участвующих в этом процессе. Видимо стороны недооценили сложность задуманного мероприятия, оказавшись в роли тех евангельских строителей, которые начали строить башню, а средств не рассчитали. Это повлекло за собой два негативных момента: 1) В нашу общину была привнесена определенная часть зоновской субкультуры, с ее психологией и мировоззрением, которую стали усваивать наши дети. Это недопустимо. 2) Наши бывшие узники оказались очень свободолюбивы, о чем ни воспитатели, ни воспитанники не подозревали. Поэтому, любое малое утеснение в мыслях, желаниях, словах и поступках воспитанники воспринимали очень болезненно и говорили: «Батюшка создал для нас вторую зону». Таким образом, при наличии некоторых положительных моментов, отмеченных выше, в целом эта ноша оказалась нашему приходу не под силу. Цель реабилитации не вполне достигнута. Для успеха в этом деле необходим монастырь.

4.13. Дистанционное обучение.

К сожалению с дистанционным обучением, как формой миссионерской деятельности в местах лишения свободы, я познакомился в конце декабря 2007 года. /. Система дистанционного обучения основам православия – это существенная помощь в Евангельском просвещении нуждающихся и которой я занимаюсь в ИК-16 в течение двух лет. Я считаю целесообразным изложить мой опыт в форме краткого дневника, в котором отражены нюансы данного опыта.

4 января 2008 года.

Из трех отрядов на курсы обучения записалось 27 человек.

10 января 2008 г.

Сегодня обошел остальные 5 отрядов с предложением записаться на курсы. В отрядах проводил разъяснительную беседу о целях и задачах курса методом дистанционного обучения. Каждая беседа занимала около получаса времени. Приходилось отрывать их от любимого занятия – просмотра телевизора. В одном из отрядов прозвучала реплика: «Вы лучше бы принесли известие об амнистии!» В каждом отряде есть иноверцы, особенно из числа мусульман, которые так же присутствовали при беседах. Обошлось без выкриков. Разговор заключался в том, чтобы сориентировать осужденных на истинные ценности жизни. Они не преложны и не зависимы от общественного мнения – это заповеди Божии. «Ищите прежде Царствие Небесное, остальное приложится вам» (Мф. 7:33). Если исполнить заповедь «не гневайся» или «не воздавай злом за зло», то по зековским меркам /законам/, это показать /проявить/ себя в невыгодном положении, слабовольным, трусливым, слабохарактерным, а значит, быть презираемым со стороны криминального мира, но угодными в очах Божиих. Осужденные молчат, потому что есть о чем задуматься.

11 января 2008 г.

Окрыленный успехами своих бесед, я отправился к начальникам отрядов за подтверждением списка. В помещении 6 отряда один из осужденных говорит: курсы никому не нужны, нужна свобода. «Нет, - говорю, - нужны таким, как ты, чтобы обрести истинный смысл в жизни и не возвратиться бы в места лишения свободы». На что он мне ответил: «Я с вами на брудершафт не пил»! Тем самым поставил меня на «место».

14 января 2008 г.

Священник о. Владимир /Антипин/ советует молиться за своих учеников и относиться к ним по-отечески, с терпением и любовью, как к своим детям. Тогда они будут ходить на занятия.

26 января 2008 г. воскресенье.

Общая численность по списку составила 72 человека. На занятия явились 21 человек.

28 января 2008 г.

Первое занятие проходило в тюремном храме при зажженных свечах, т.к. половина зоны была обесточена.

6 марта 2008 г. Состоялось очередное занятие. Присутствовало 14 человек /пятая часть от общего списка/. На вопрос о причине отсутствия на занятиях некоторых осужденных, получаю стандартный ответ: «Я был занят; были проблемы; болел. Теперь проблем нет». В воскресные дни посещаемость немного выше (20-21 человек). На каждое занятие приношу скромное угощение. Некто из бывших осужденных высказал предположение: не по этой ли причине осужденные посещают курсы дистанционного обучения. Не исключено. Занятия проводятся дважды в неделю по 2,5 часа. Хочется вызвать у обучающихся искренний интерес и потребность к изучению Священного Писания.

Для учащегося Юрия Токарева, бывшего студента Арзамасского пединститута исторического факультета Священное Писание прежде всего – история. На вопрос, почему он не участвует в богослужениях, Юра ответил: «А разве я не могу спастись собственными усилиями»? – В Церковь ходят те, кто нуждается в помощи свыше, осознавая свою немощь. – Значит, я еще не на столько слаб!

В день выборов президента Российской Федерации /3 марта 2008 г./ на территории зоны – ИК-16 объявлен «усиленный режим». Подскребышев Иван – постоянно нуждается в лекарствах /больные ноги/ 21 год тюремного стажа. Бочкину Валерию необходимы очки +1,8.

16 марта 2008 г. Воскресение.

Прошла неделя Великого поста. На занятии присутствовало 12 человек. Разбираем очередную тему «Рождество Господа Иисуса Христа». Сначала читаем Евангелие вслух каждый по несколько стихов каждый, а затем толкование Аверкия /Таушева/. Необходимо, чтобы осужденные навыкли свободно проговаривать евангельский текст. Образовательный и интеллектуальный уровень у всех разный. В ходе занятий выясняю, что ни кто не занимался самоподготовкой за прошедшую неделю. Причины прежние – стандартные. Осужденный Токарев /бывший студент/ с раздражением признается, что не в состоянии воспринимать содержание Священного Писания, которое скорее всего напоминает сказку, что все это не для него. Юрий надеялся познать Евангелие разумом. /Практика показала, что одно занятие в неделю - недостаточно/.

18 марта 2008 г.

Бывший студент на занятиях отсутствовал. /Необходимо больше знать о жизни каждого из учеников/.

23 марта 2008 г. /воскресение/.

Присутствовало 14 человек, в том числе и бывший студент. Разбирали тему «Обрезание и Сретение Господне», «поклонение волхвов». Все занимались, кроме Юрия. Он ничего не записывал, не читал, перешептывался с соседом по парте, вел себя вольно. С середины занятий он ушел, сославшись на плохое самочувствие: «Я, пожалуй, пойду!».

25 марта 2008 г. /вторник/.

Занятие в количестве десяти человек происходило в храме. Юрий отсутствовал. Занимались обсуждением, дополнением, уточнением двух прежних тем. Очень полезно говорить о проработанном уже учащимися материале. Разговор становится более конкретным и предметным. Поскребышева Ивана поставил в пример за образцовый конспект. Он ответил, что по этим конспектам будет учить своих двух малолетних детей.

30 марта 2008 г. /воскресе/.

Тема занятий: «Бегство в Египет. Избиение младенцев. Возвращение в Назарет». (Мф. 2:13-23); «Отрочество Господа Иисуса Христа». (Лк. 2:40-52). В процессе занятий мы как-то отклонились от темы. Молчаливый Бочкин Валерий вдруг заговорил, представив себя «правильным исследователем и толкователем» Библии, приводя знакомые библейские имена и сюжеты. Я одобрил его интерес к Священному Писанию. Однако мягко заметил, что Библия – книга богодухновенная, что она истолкована такими прославленными именами, как Иоанна Златоустого, Василия Великого, Феодорита Кирского, Дмитрия Ростовского и.т.д., которых мы должны придерживаться. Привел на память беседу нашего батюшки с одним бывшим коммунистом, который по прочтении Библии сделал заключение: «Я теперь понял, откуда на планете войны. Во всем виноват Иисус Христос, который сказал, что «Я принес не мир но меч»!

На прошлой неделе /16, 17 апреля 2008 г./ между службами я помогал иерею Владимиру в совершении водосвятных молебнов в отрядах ИК-16. Беседовал с бывшим студентом, который во время молебна подавал записки о здравии и об упокоении. Он извинился за некорректное поведение на занятиях и сообщил, что хотел бы посещать катехизаторские курсы, но что-то ему мешает. После этой встречи на занятиях его не было.

23 апреля 2008 г.

Во время занятий я обратил внимание моих учеников на большой и просторный тюремный храм, в котором занимаемся и на малое количество прихожан, спасающихся в нем /50-60 человек/. Напомнил, что 5-7 лет назад в молельную комнату размером 5x4м. Посещало до 100 человек, хотя количество в зоне осужденных было вдвое меньше. Может быть дело в режиме? Чем строже режим, дисциплина, тем острее возникает нужда в Боге? К моему удивлению и огорчению со мной ни кто не согласился. Наоборот, все высказались против «красного» режима. Надо сказать, что у осужденных все колонии делятся на красные, где порядок поддерживается только силами персонала, или черные, где порядок поддерживается уголовным авторитетом, а поэтому допускается множество телевизоров с круглосуточным просмотром всяких пошлостей; днем спят, ночью телевизор, сотовые телефоны, наркотики, спиртное. Тем не менее, из моих подопечных все высказались против красной зоны, в которой «нет свободы».

18 июня 2008 г.

Занятия, прерванные моей учебой в ПСТГУ, наконец возобновились. За это время моя группа уменьшилась на два человека. На мой вопрос, почему Олег и Александр не посещают занятия, мои ученики однозначно ответили: «Наверно отвыкли». Грустно. Видимо очень важно, чтобы занятия проводились регулярно и интересно. В этом прежде моя личная недоработка. На сегодняшний день группа состоит из 10-ти учащихся. Ребята благодарили за книги, привезенным мною из Москвы: библии, евангелия, книги о сектах, о Церкви и другая духовная литература. Это был подарок миссионерской группы при Синодальном Отделе.

21 июня 2008г. /воскресение/.

Присутствовало 10 человек. Тема занятия «Крещение Господа Иисуса Христа.» В ходе обсуждения темы Иван Поскребышев пришел к неожиданному заключению: «А вы знаете, в процессе чтения Ветхого Завета у меня создалось впечатление, что Господь Иисус Христос уже являлся в образе Моисея, Иисуса Навина и других пророков». На мой вопрос, все ли согласны с Поскребышевым, Павел ответил за всех: «Нет! – Господь Иисус Христос только однажды, 2 тысячи лет назад сошел на землю ради спасения рода человеческого, а во второй – придет судить мир. А всякие измышления поскребышевского толка порождают секты!» Сказал, как отчеканил. Все посматривали в мою сторону. Я ответил, что правы оба: Павел – абсолютно, а Иван – отчасти; все истинные ветхозаветные пророки пророчествовали Духом Святым. Они жили по правде Божией и страдали за нее. Дух Святый – Он соделывал их похожими на Господа Иисуса Христа. Ответ был принят.

30 июня 2008г.

Новость: Алексей Колыженков и Александр Ильинский самостоятельно занимаются изучением четвероевангелия. Им это нравится. Да и в отряде далеко не самые лучшие условия для самостоятельной подготовки: теснота, разговоры, телевизор, табачный дым и другие искушения.

13 июля 2008г.

Между Иваном Поскребышевым и Алексеем Бабушкиным произошел конфликт ссора: по уважительной причине Иван опоздал на занятия, и его место занял другой. На отказ Алексея освободить стул, Поскребышев мгновенно вознегодовал, изменившись в лице, и, обращаясь ко мне, предупредил, что уйдет с занятий. Возможно, все ждали от меня командного распоряжения, но я предложил поступить, как подсказывает им христианская совесть, а не «зековский» закон. На этом инцидент был исчерпан. Выводы не самые утешительные. Все мы далеки от жизни по Евангелию.

27июля 2008г.

Сегодня в колонии – ИК 16 протоиерей Владимир отслужил литургию. По окончании ее ко мне подошел осужденный Юрий Токарев /бывший студент/. Он попросил прощения за недостойное поведение на моих занятиях по курсу дистанционного обучения. Токарев объяснил, что очень старался быть в числе учеников, но какая-то сила заставляла его поступать недостойно, что у него с детства затаилась обида на Бога, Который рано лишил его матери, поступил не справедливо. Юрий не хотел, что бы о нем плохо помнили, т.к. через несколько дней ему освобождаться. Я ответил, что спасение возможно только в Православной Церкви, что Бог не желает зла и если забирает человека из этой жизни, то в самое благоприятное время для его спасения.

10 августа 2008г.

Александр Галицкий освобождается по УДО /условно-досрочное освобождение/, хотя отбывать по приговору ему надлежало еще три года. Это исключительный случай, т.к. за последние полгода из колонии ни кто не освобождался. Сам Александр еще не осознал, что это за феномен. Судья, рассматривая личное дело, перечислил семь нареканий и всего два поощрения. На положительное решение надежды не было. И вдруг – свобода! Александр хочет на воле закончить начатые курсы обучения, выполняя программу и присылая на мое имя контрольные работы, сочинения и другие задания. Я обещал эту просьбу передать на рассмотрение руководства курсов при ПСТГУ. За полтора месяца со дня освобождения Александр еще не звонил.

17декабря 2008г.

При обсуждении евангельской темы «О милостыне, посте и молитве» выяснилось, что мои ученики /осужденные/ затрудняются назвать добрые дела. Был поставлен вопрос: «Можно ли оказать милость человеку, если вы не имеете, что дать»? Павел бодро и уверенно отчеканил: «Необходимо творить добрые дела»! – «Какие, например»?- спросил я. Он назвал два: спасти человека на пожаре и спасти утопающую девочку. – А в Ваших условиях лишения свободы, что можно, например, сделать? – Павел некоторое время молча жестикулировал руками, а затем ответил: «Много кое-чего»! Из сказанного стало ясно, что в колонии внимательное и чуткое отношение друг к другу является дефицитом. Каждый отстаивает перед другим свое личное достоинство.

Выводы:

Дистанционное обучение – важная форма миссионерской деятельности в Исправительной Колонии (ИК - 16). Показатели этой деятельности:

-приняли святое крещение – осужденный Колыженков Алексей;

- частое /еженедельное/ приобщение к Святым Христовым Тайнам – 12-ть осужденных, том числе Бабушкин Алексей, Галицкий Александр, Морохия Гурий, Гоголадзе Николай, Колыженков Алексей, Бахтин Андрей, Каюрин Денис, Меньков Сергей, Зуев Станислав, Ромашов Евгений, Поскребышев Иван, Ильинский Александр; двое из их числа, Ромашов Евгений и Гоголадзе Николай, поют на клиросе, Бахтин Андрей прислуживает в алтаре. В течение первого года обучения не посещали богослужений три человека – Бочкин Валерий, Целиковский Павел, Степаненко Иван, Березин Евгений. На втором году обучения раз в месяц они причащались Святых Христовых Тайн. Система дистанционного обучения основам православия – это важная форма миссионерской деятельности в местах лишения свободы, это существенная помощь в Евангельском просвещении нуждающихся, постепенно приводит их к осознанию необходимости встреч со священником и участию в таинствах.

В то же время данная форма обучения несет в себе некий формализм, наличие которого во многом зависит и от преподавателя. Свою задачу, как преподавателя, вижу в том, чтобы: 1) более творчески подходить к процессу обучения; 2) привить учащимся навык к рассуждению над Священным Писанием, чтобы знания в максимальной степени были востребованы в деле духовного возрастания. Может быть, по причине их невостребованности освободившиеся Поскребышев Иван и Березин Евгений вновь совершили преступление.

Глава 5. Сравнительный анализ эффективности форм миссионерской деятельности в ИК-16.

Сравнительный анализ показывает различных форм миссионерства в местах лишения свободы показывает, что проповедь Евангелия является основным условием исполнения замысла, а значит, и ближайшим делом и целью миссии. Многие другие формы должны вбирать в себя внимание к Евангелию, Евангелие всегда должно оставаться центром. Беседуем мы, - все сравниваем с Евангельскими событиями, наполняем беседу цитатами из Евангелия. Благотворим, - напоминаем, что делаем евангельское дело, творим его во славу Божию. Фильмы, газеты, стройка – все подчинено евангельскому духу. Беседы–проповеди – одна из важных форм миссионерской деятельности в исправительной колонии в деле духовно-нравственного воздействия на осужденных. Именно проповедь лежит в основании этой деятельности. Теоретические положения, касающиеся этой формы миссионерства, как показала практика, справедливы. 1) Проповедь должна быть направлена на то, чтобы люди уверовали и обратились ко Христу. 2) Проповедь к осужденным не должна быть навязчивой, обличительной и укоряющей. 3) Миссионер в беседах с осужденными должен быть правдив и искренен в своих переживаниях и чувствах. 4) Тематика миссионерской проповеди не должна быть однообразной по содержанию. Сентиментальность пастыря по отношению к преступнику скорее может уронить пастыря в их глазах и может подать повод к остротам и насмешкам с их стороны. В то же время необходимо отметить, что на успех проповеди может влиять следующее: удачно выбранное для ее проведения время /отсутствие спортивных телепрограмм и захватывающих телесериалов, отсутствие летней солнечной погоды, когда осужденные стремятся быть вне помещения и вне личное время/. На успех проповеди немаловажное значение оказывает повышенная требовательность к осужденным со стороны персонала колонии в рамках общего режима. Чем строже режим, дисциплина, тем острее возникает нужда в Боге. Поэтому эта форма зависит от обстановки, от многих факторов. Но в то же время эта форма достаточно гибкая. Беседовать приходится в самых невероятных условиях: в храме, в отряде, на улице, в карантине, в изоляторе, на производстве… Пока один из наших миссионеров Н.А. Лобастов, который старается с беседами ходить раз в неделю, считает, что самые лучшие беседы в нашей зоне на сегодняшний день, при достаточной свободе в ИК-16, получаются в карантине. Там небольшое количество осужденных – 10-20 человек. Дисциплина построже, ограниченное пространство, более домашняя обстановка. Раньше, когда зона была красной и был строже режим, не было проблем с проведением бесед в отряде для 70-80 человек. Но зато сами осужденные с ужасом вспоминают те условия и не желают возвращаться к ней. В отряде теперь можно проводить беседы, только собрав где-нибудь на кухне человек 10-15. Самые лучшие беседы получаются, когда беседуешь прямо на месте пребывания осужденных: у кровати, собрав 2-5 человек. Но в нашей зоне, где сидят больше 1.500 осужденных, это, если можно так выразиться, немножно нерационально. Если бы миссионеров было, как продавцов, тогда совсем другое дело. Но надо использовать любую возможность, если мы видим внимание и интерес со стороны осужденных.

Работа с персоналом. Весьма насущным и важным является вопрос просвещения сотрудников исправительной системы. Занимаясь просвещением лиц, отбывающих наказание, нельзя оставлять без духовного просвещения персонал тюрем и колоний.

Сотрудникам исправительных учреждений, вынужденным по роду своей деятельности практически постоянно пребывать в столь специфической среде, живется очень нелегко. Места заключений – это зона духовного неблагополучия и психологической напряженности, длящейся годами и для содержащихся под стражей, и для их стражи. Чтобы не ожесточиться и, несмотря ни на что, относиться к осужденным как к людям, им также необходима вера. Но основная проблема современного тюремного служения заключается в отсутствии у большинства сотрудников исправительных учреждений ясного представления о значении религии, как для исправления осужденных, так и в жизни в целом. Имеющийся опыт показывает, что если начальник колонии, начальник отряда понимают основные положения православного вероучения, а тем более следуют им сами, то и миссионерская работа в таких условиях дает наиболее ощутимые результаты, что отражается и на взаимоотношениях в отряде, и на отношении их к сотрудникам, и на общем нравственно-психологическом климате учреждений. Это позволит разрешить очень многие проблемы тюремного попечения. Правоохранительные органы — это наши соработники. Отсюда вытекает важность работы с персоналом
Исправительной колонии как формы миссионерской деятельности. Испытывая на себе то малое доброе отношение со стороны нашего сельского прихода, персонал и администрация с уважением, пониманием и терпением относятся к миссионерской деятельности в колонии и создают для этого самые благоприятные условия. За нарушение дисциплины осужденным перестали отказывать в посещении храма. Нам оформили пропуска. Нам стали доверять.

В нашей работе с персоналом ИК-16 имеется негативный момент, который не можем объяснить: на предложение о. Владимира служить еженедельную литургию только для персонала зоны, ни кто из их числа не откликнулся. В продолжение трех недель в зоновском храме не было ни одного сотрудника. Записки о поминовении подают несколько человек. Одна из причин данного факта является надостаточное внимание к вопросу о духовном просвещении персонала колонии.

Литургия. Совершение богослужения является первым и главным средством миссионерского душепопечения. Тесная связь между правильным учением и надлежащим восхвалением Бога – ключ к пониманию важности литургии в евангельском благовестии. Структура богослужения служит делу миссионерства. Литургическая проповедь есть главная форма учительского попечения Церкви. Порядок богослужебных чтений из Священного Писания можно найти в различных богослужебных книгах или в большинстве изданий Библии. Чтения Апостола, Евангелия, выдержки из Псалтири и Ветхого Завета призваны к назиданию верующих.

Богослужение фактически является методом наставления в вере новообращенных. Евхаристия дает Церкви силу для исполнения миссии. Обстоятельство, привлекающее нехристианина, - это “преображенная жизнь”. Источник силы и вдохновения, которые несет с собой преображенная жизнь, коренится в постоянном соединении со Христом. Вдохновение, сообщаемое в

Евхаристии, служит одновременно и побудительным толчком к миссионерству и свидетельством истинности Евангелия.

На сегодняшний день наш опыт миссионерской деятельности в ИК-16 имеет негативный момент: число осужденных, участвующих в богослужениях, по сравнению с 2006 годом сократилось в двое, но при этом число посещающих тюремную церковь, чтобы приложиться к иконам и поставить свечку, как бы восполняет недостающий уровень. Не исключено, что таким образом они надеются решить проблему досрочного освобождения. Причины: 1) снижение активности тюремного попечения; 2) ослабление режима и условий содержания осужденных.

Участие в теле- и радиотрансляциях. По мнению РПЦ средства массовой информации играют в современном мире всевозрастающую роль. При этом важно помнить, что «информирование зрителя, слушателя и читателя должно основываться не только на твердой приверженности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества». Церковь побуждает, в том числе и с целью миссионерской деятельности, к сотрудничеству со светскими средствами массовой информации. А православные миряне могут непосредственно работать в светских СМИ, и в своей деятельности они призваны быть проводниками и осуществителями христианских нравственных идеалов. Телевидение можно использовать с целью привлечения общественности к проблемам исправительной колонии. К сожалению, пропасть между населяющими зоны и живущими рядом людьми – большая. Два мира, порой не соприкасающиеся друг с другом. А надо использовать, как я уже говорил, возможности зоны для того, чтобы люди проявили милосердие. В ИК-16 у нас постоянно требуется чеснок в любых количествах, чтобы сдерживать туберкулез. Поэтому священник обязан через СМИ напомнить населению, что каждый освобождающийся осужденный, больной туберкулезом, заражает еще четверых. Значит, в интересах населения сдерживать распространение туберкулеза в зоне. Точно так же и семена ненависти. Каждый освободившийся осужденый, подобно заразному туберкулезу, распространяет среди наших детей семена ненависти, злобы, мести, уныния, презрения, высокомерия и т.п. Чтобы эту лавину сдержать, уменьшить ее влияние, необходимо проявить внимание и любовь к тем, кто оступился. Наш священник призывает прихожан и население помнить об этом и оказывать посильную помощь: одеждой, конвертами, домашней выпечкой (для осужденных это такое проявление любви, напоминание о домашнем очаге!). В этом году, например, мы собирали у населения яблоки. В каждый наш приход в зону мы привозили столько, сколько могли увезти: по 2-3 мешка. Все эти проблемы решаются лучше с помощью средств массовой информации.

К сожалению, идея о создании кабельного телевидения для вещания служб, закона Божия и других православных программ в ИК-16 осталась не воплощенной по некоторым объективным и субъективным причинам. Думаем, что в других зонах это можно осуществить.

Художественная самодеятельность. Светская культура способна быть носительницей благовестия. Церковь освящает различные стороны культуры, способствуя сохранению и умножению духовного наследия в различных видах творчества: литературе, изобразительном искусстве, музыке, архитектуре, театре, кино. Для проповеди о Христе пригодны любые творческие стили, если намерение художника является искренне благочестивым и если он хранит верность Господу. Вера – дар Божий. У каждого человека свой путь к Богу. У одних через посредство разума, у других – через чувства.

Осужденные любят сценическую деятельность, особенно песни. Когда мы впервые решили устроить концерт с совместным участием осужденных, то мы сделали ошибку: не проверили их репертуар. Песни их оказались весьма далеки от благочестия. Но зато при постепенной и терпеливой работе в этом направлении можно многого достичь: осужденные начинают учить наши песни, просят переписать стихотворения, научить играть на гитаре песни иеромонаха Романа, Светланы Копыловой, Жанны Бичевской. А спектакли с участием студенток техникума им так западают в душу, что они и через года вспоминают эти выступления. Возможности художественной самодеятельности зависят от организатора. Если есть самодеятельные поэты, певцы, если есть замечательные актеры, то остается только привлечь их к работе и в зоне. А тот, кто там побывал, всегда стремится вновь к этим благодарным зрителям. Преимущество этой формы сегодня – собрать строем осужденных для концерта намного легче, чем привлечь зрителя на свободе.

Выпуск газеты для заключенных. Выпускать газеты для заключенных – это необходимость. Наиболее же читаемой является местная газета «Свет Православия» /редактор Лобастов Николай Алексеевич – студент ПСТГУ/, которая выпускается еженедельно. Эта форма тоже зависит от организатора. Если найдется специалист в редакторском деле, тогда и возможности этой формы резко возрастают. Но даже и при отсутствии таковых, в наше время огромных возможностей, сделать газету для осужденных не так сложно. Хотя бы просто на компьютере несколько экземпляров. В этой форме ценно то, что осужденные видят свои материалы, статьи о своей жизни, свои стихи, фотографии. Возникает доверие, а это в деле проповеди Слова Божия очень важно. Издание газеты является как бы продолжением миссионерской проповеди при отсутствии пастыря и проповедника-мирянина в зоне. Сам пастырь может, не приходя в зону, донести свое слово к осужденным через напечатанное в газете слово.

Крестные ходы. Крестные ходы это не только общественная молитва, но также и свидетельство о Христе. Именно поэтому наш приход, осуществляя крестные ходы, рассматривает их как форму миссионерской деятельности, в том числе и в местах лишения свободы.

Форма крестных ходов также доступна для всех, можно и нескольким прихожанам с иконами обойти вокруг зоны. Можно организовать и крупные крестные ходы, праздничные, приуроченные к чтимым иконам, можно совместные, если разрешит администрация. Спектр их весьма широк.

Господь Иисус Христос приводил к вере людей не только проповедию и чудесами, но и неприметными, казалось бы, поступками: укорением, одобрением, молчанием, молитвою, постом и др. Говорят, что вода камень точит. Так и крестный ход, не будет ли последней падающей каплей, расточающей камень безверия.

Раздача крестиков, иконок, миссионерских листовок и литературы. Крест есть священное орудие и знамя нашей веры, то всякое употребление его, а вместе с ним и иконы с образом Спасителя, Божией Матери, святых спасительно для каждого человека будь то на воле или в местах лишения свободы. Выше описанный случай удостоверяет нас, как много людей с воли и в заключении задействованы в сферу спасения, что в миссионерской деятельности нет дел незначительных.

В этой форме миссионерской деятельности нужно быть бдительным. Нередко осужденные легкомысленно относятся к раздаваемым святыням. Поэтому миссионер должен осторожно относится к их просьбам, не доверять с ходу. Главное, видимо, надо добиваться, чтобы они делали шаги навстречу. Например, за крестиками, иконочками – пришли в храм или молельную комнату. Литературу хранили не лично у себя, а брали в организованной в зоне специальной библиотеке и т.п. При раздаче обязательно провести краткую беседу, хотя бы даже в нескольких словах призвать к благоговению перед святыней. Есть у нас проблема с использованием газет в зоне. Осужденные могут использовать ее не по назначению. Но это не может остановить миссионера, он должен донести печатное слово до осужденных и сделать все, чтобы разъяснить им правила пользования. Отдельные отрицательные примеры не должны стать поводом для полного прекращения этой формы деятельности.

Строительство храма. С принятием 26 сентября 1997 г. Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» миссионерская деятельность разрешена в целом и в местах лишения свободы в частности. Русская Православная Церковь и руководство УИС стремятся, чтобы храм или молитвенная комната были во всех учреждениях системы. В настоящее время в пенитенциарных учреждениях построено 333 храма, ведется строительство еще 79-ти храмов. Тем не менее в литературе и других источниках средств массовой информации отсутствуют сведения об использовании строительства храма в местах лишения свободы как формы миссионерской деятельности.

Наш опыт по строительству тюремного Храма уникален тем, что впервые использован как форма миссионерской деятельности в исправительной колонии. Построенный исключительно на материальные средства благотворителей, он своими размерами и благолепием выполняет миссионерское назначение – привлекает сердца осужденных к источнику жизни, Богу. Строительство храма, как одна из форм миссионерской деятельности в местах лишения свободы, оказала благотворное влияние не только на осужденных и персонал колонии, но и на людей, находящихся далеко за ее пределами. Этот положительный опыт миссионерского служения в ИК-16 был отмечен Синодальным Отделом Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями в 2006 году. Наш приход занял второе место во Всероссийском конкурсе по итогам миссионерской деятельности в местах лишения свободы.

Данный опыт может быть полезен при строительстве часовен, молельных комнат и храмов в пенитенциарных учреждениях.

Благотворительность. Благотворительность - важнейшее направление деятельности тюремной миссии. Во-первых, оказание помощи человеку, оказавшемуся в тяжелом положении, есть проявление христианской любви, исполнение заповедей нашего Господа. Во-вторых, проповедь, свидетельство о Божественной истине и благотворительность являются по существу составляющими единого процесса миссионерской деятельности. Делами милосердия построен храм, создана православная библиотека. Дела милосердия благотворно влияют на заключенных, смягчают их сердца, разбивают лед ожесточения и недоверия и способствует налаживанию добрых отношений с ними миссионера. Делами милосердия спасаются многие, как в зоне, так и на свободе. Эта форма весьма богата и разнообразна. Благотворить могут как бизнесмены, так и дети, как деньгами, так и пирогами. От миссионера больше зависит сама организация, координация действий. К сожалению, это пока плохо понимается и используется.

Реабилитация. Работа нашего прихода по реабилитации бывших осужденных ИК-16 показала, что дело это очень сложное. Оно должно быть основано не формально, а действительно на взаимном двухстороннем согласии. С одной стороны: иерея Владимира и общины прихода, принявших на себя обязанность по руководству, организации и обеспечению воспитательного процесса; с другой – бывших узников, вручивших себя иерею Владимиру и его общине на перевоспитание, сознательно участвующих в этом процессе. В нашем случае, видимо, стороны недооценили сложность задуманного мероприятия, оказавшись в роли тех евангельских строителей, которые начали строить башню, а средств не рассчитали. Это повлекло за собой два негативных момента: 1) В нашу общину была привнесена определенная часть зоновской субкультуры, с ее психологией и мировоззрением, которую стали усваивать наши дети. Это недопустимо. 2) Наши бывшие узники оказались очень свободолюбивы, о чем ни воспитатели, ни воспитанники не подозревали. Поэтому, любое малое утеснение в мыслях, желаниях, словах и поступках воспитанники воспринимали очень болезненно и говорили: «Батюшка создал для нас вторую зону». Таким образом, при наличии некоторых положительных моментов, отмеченных выше, в целом эта ноша оказалась нашему приходу не под силу. Надеемся, что эта особенность именно нашей ситуации, нашего прихода, а в других местах все будет иначе. В нашем же случае цель реабилитации не была вполне достигнута. Для успеха в этом деле, видимо, лучше подходит монастырь.

Дистанционное обучение. Православное просвещение – это необходимость для взрослого человека, приходящего к вере через покаяние. Так было в ранней Церкви: взрослого человека не допускали до Крещения без просвещения его светом Христовой истины, которое длилось сорок дней. В настоящее время разработано пять курсов, три из которых защищены на миссионерском факультете, как дипломные работы. Одним из таких курсов является «Священная история

Нового Завета» по книге «Четвероевангелие» архиепископа Аверкия /Таушева/, сост. Пономарева Н., Артамонов В., Ковынева И., студенты ПСТГУ. Данный курс призван глубоко познакомить обучаемых с Евангелием, научить их сопоставлять свою жизнь с евангельскими принципами, а так же показать, что вся церковная жизнь и традиции укоренены в Евангелии. Дистанционное обучение ставит следующие задачи:

Духовная:

-постепенное воцерковление христиан в заключении,

-подготовка к сознательному участию в таинствах Церкви,

-делать их встречи со священнослужителями наиболее душеполезными.

Педагогическая:

-научить человека внимательно читать достаточно непростой текст и находить в нем ответы на вопросы, задаваемые в методическом руководстве;

-побудить обучаемого к более частому и сознательному чтению Евангелия и запоминанию отрывков евангельского текста с целью использовать их при ответах на контрольные вопросы;

-стимулировать обучаемого к размышлению над вопросами и использованию для ответов дополнительной литературы.

Организационная задача дистанционного обучения состоит в помощи по устроению жизни православной общины. Связь с православными учебными заведениями для стимуляции самообразования.

Дистанционное обучение – важная форма миссионерской деятельности в Исправительной Колонии (ИК - 16). Показатели этой деятельности:

- приняли святое крещение – осужденный Колыженков Алексей;

- частое /еженедельное/ приобщение к Святым Христовым Тайнам – 12-ть осужденных, том числе Бабушкин Алексей, Галицкий Александр, Морохия Гурий, Гоголадзе Николай, Колыженков Алексей, Бахтин Андрей, Каюрин Денис, Меньков Сергей, Зуев Станислав, Ромашов Евгений, Поскребышев Иван, Ильинский Александр; двое из их числа, Ромашов Евгений и Гоголадзе Николай, поют на клиросе, Бахтин Андрей прислуживает в алтаре. В течение первого года обучения не посещали богослужений три человека – Бочкин Валерий, Целиковский Павел, Степаненко Иван, Березин Евгений. На втором году обучения раз в месяц они причащались Святых Христовых Тайн. Результаты могут быть как в перспективе, так и непосредственно. Система дистанционного обучения основам православия – это важная форма миссионерской деятельности в местах лишения свободы, это существенная помощь в Евангельском просвещении нуждающихся, постепенно приводит их к осознанию необходимости встреч со священником и участию в таинствах.

В то же время данная форма обучения несет в себе некий формализм, наличие которого во многом зависит и от преподавателя. Свою задачу, как преподавателя, вижу в том, чтобы: 1) более творчески подходить к процессу обучения; 2) привить учащимся навык к рассуждению над Священным Писанием, чтобы знания в максимальной степени были востребованы в деле духовного возрастания. Может быть, по причине их невостребованности, освободившиеся Поскребышев Иван и Березин Евгений вновь совершили преступление.

Переписка. Строки, написанные пастырем заключенному, это всегда Евангельская проповедь, обращенная к нему для спасения. Переписка должна иметь катехизаторскую направленность и иметь своей целью постепенное воцерковление христиан в заключении. Она должна подготавливать их к сознательному участию в таинствах Церкви, делать их встречи со священнослужителями наиболее душеполезными. В практике нашего прихода переписка, как форма миссионерской деятельности, не нашла своего применения, так как ее заменяет живое общение лицом к лицу. Особенность миссионерской деятельности в ИК-16 заключается в том, что приход колонии в виду его неудаленности, фактически является как бы частью нашего сельского прихода, и, как следствие, частое посещение, богослужение, требы, общение и т.д.

Заключение.

В ходе исследования были получены следующие результаты:

  • произведено обоснование миссионерской деятельности РПЦ в местах лишения свободы;

  • дана правовая база миссионерской деятельности РПЦ в местах лишения свободы;

  • выявлен и проанализирован комплекс форм миссионерской деятельности в местах лишения свободы;

  • дан анализ и описание конкретных форм миссионерской деятельности прихода храма в честь святителя Николая с. Просек Нижегородской области в ИК-16.

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

  • миссионерская деятельность в местах лишения свободы – одна из важнейших задач в деле исправления и воцерковления осужденных;

  • обязательными формами миссионерской деятельности РПЦ являются Литургия, проповедь, благотворительность, дистанционное обучение;

  • применение иных форм миссионерской деятельности будет зависеть от желания, организаторских и творческих способностей миссионера;

  • эффективность миссионерской деятельности в целом находится в прямой зависимости от неформального подхода к этой деятельности;

  • Литургия объединяет всех, создает приход, центр, из которого начинается различная миссионерская деятельность в зоне;

  • проповедь в зоне не должна быть навязчивой, обличительной и укоряющей, миссионер в беседах должен быть правдив и искренен;

  • проповедь без благотворительности в зоне – неполноценна;

  • делами милосердия в ИК-16 построен каменный храм, создана библиотека, налаживаются добрые отношения между осужденными и миссионером;

  • делами милосердия спасаются многие как в зоне, так и на свободе;

  • дистанционное обучение прошли 15-20 человек в ИК-16, изучив Новый Завет;

  • персонал и администрация с уважением, пониманием и терпением стали относиться к миссионерской деятельности в колонии и создают для этого самые благоприятные условия; за нарушение дисциплины осужденным перестали отказывать в посещении храма;

  • можно и необходимо использовать СМИ для привлечения общественности к проблемам исправительной колонии;

  • большое воздействие на осужденных оказывает художественная самодеятельность, особенно православные песни;

  • специфическая форма миссионерства нашего прихода - крестные хода вокруг ИК-16 и с захождением внутрь территории колонии, они прежде всего являются свидетельством веры и христианской любви;

  • еще одна особенность нашей ситуации – строительство каменного храма в ИК-16 силами самих осужденных, которое явилось прекрасной формой миссионерской деятельности, оказавшей благотворное влияние не только на осужденных и персонал зоны, но и на прихожан нашего прихода и на благотворителей, находящихся далеко за пределами нашего района.

Главное, чтобы все разнообразные формы миссионерства рождались из сердца миссионера, из его желания, возможностей, а не спускались сверху. Тогда они будут иметь высокую эффективность. Святейший Патриарх на выставке-форуме «Православная Русь» в начале ноября этого года отметил, что «в нашей работе нужно особенно остерегаться самого опасного, что может ее разрушить, - ориентации на мероприятия». Значит, эффективность более всего зависит не от выбора формы, а от неформального подхода к деятельности среди осужденных. Самая эффективная форма – это любовь. Осужденные особенно чувствуют фальшь и формальность. Поэтому первое условие – полюбить оступившегося грешника, а формы проявления этой любви Господь подскажет.

Список литературы:

1. Ефимов А.Б. Миссионерство и роль Церкви в колонизации территорий. ПСТБИ, 1998. – 52 с.

2. Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. - 688 с.

3. О. Серафим (Роуз). Православное мировоззрение. (эл. стр.: /) /dr232pra.html

4. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2008. – 174 с.

5. Никитин В.Н. Тюрьма и ссылка. СПб., 1880. С. 178.

6. Николин А., священник. Церковь государство. Изд. Сретенского монастыря, 1997.

7. Последование ко Святому Причащению. Православный молитвослов. С. 135.

8. Цыпин В., протоиерей. Церковное право. М., 1994. С. 393

9. Иоанн Златоуст, свят. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Т. 1. Кн. 1. М., 1993. – 401 с.

10. Тюремное служение РПЦ. Сборник материалов в помощь организации служения в местах лишения свободы. М.: Фавор, 2009.

11. Иаков Стамулис. Православное богословие миссии сегодня. М.: Изд-во ПСТГУ, 2003. - 448 с.

12. Фудель И., прот. Дневник священника пересыльной тюрьмы (Интернет).

13. Спиридон, архим. Из виденного и пережитого (воспоминания проповедника миссионера в Сибири). Балто-Славянское общество культурного развития и сотрудничества. Рига, 1993.

14. Барсов Н. История первобытной христианской проповеди. СПб., 1885.

15. Певницкий В. Служение священника в качестве духовного руководителя прихожан. СПб., 1898.

16. От сумы и тюрьмы... Книга для всех. М. Даниловский благовестник, 2007.

17. Св. Ириней Лионский. Творения. Паломник. Благовест. Репринт. 1996.

Методические указания. М., ПСТГУ.

18. Каледа Глеб, протоиерей, проф. Остановитесь на путях ваших. М.: Зачатьевский монастырь, 1995.

19. Дистанционное обучение. Методические указания. М.: ПСТГУ, 2004.

20. Нескучный сад. Православный журнал о делах милосердия. М.: АНО Форма-центр, 2002.

21. Иеромонах Давид (Лонцих), священнослужитель Свято-Введенского женского монастыря. Священнослужитель – соработник Христу. Из выступления на семинаре “Практика тюремного служения”. МДА, 2001.

22. Церковь, тюрьма, общество. Православная тюремная миссия. М., 2004.

23. Кирилл, митрополит. Слово пастыря. Беседы о православной вере. М.: Отдел внешних церковных связей МП. Издательский совет РПЦ, 2004.

24. Смолин Иоанн диакон Миссионерский путеводитель по Библии. Изд. Братство во имя святого князя Александра Невского. Нижний Новгород. 1997.

25. Минея – май. Ч. 2. МП, 1987.

26. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Лодья, М.: 2002.

27. Склярова Т.В. Возрастная психология и педагогика. М.: ПСТГУ, 2005.

28. Минея – Июль. Ч. 2, Московская Патриархия. М., 1988.

29. Петрушко В.И. История Русской Церкви. Ч. 2, М.: ПСТБИ, 2002.

30. Хомяков А.С. Церковь одна. М.: изд. Даръ, 2005.

31. Труханов Михаил, протоиерей. Воспоминания: Первые сорок лет моей жизни, М.: 1996.

32. Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. М.: ПСТГУ, 2006

33. Флоровский Георгий. Восточные Отцы Церкви. М.: Аст. 2005.

34. Скурату К.Е. Золотой век святоотеческой письменности. Свято-Троицкая Лавра, 2003.

Приложение.

Миссионерская деятельность в ИК-16 . Фотографии.

1 “В России пенитенциарная система носит название “Уголовно-исполнительная система” (УИС). К учреждениям УИС относятся: следственные изоляторы (СИЗО), учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы (исправительные учреждения – ИУ), которые, в свою очередь, подразделяются на воспитательные колонии для несовершеннолетних (ВК) двух видов режима – общего и усиленного, исправительные колонии общего, строгого и особого видов режима (ИК), колонии - поселения и тюрьмы”. См.: В. Олешкевич, Ю. Александров. Несовершеннолетние: тюрьма и воля. С.87

Вся уголовно-исполнительная система России включает 985 пенитенциарных учреждений, из которых 178 – следственные изоляторы, 744 – колонии и тюрьмы, 63 – учреждения для несовершеннолетних. В России в 1998 году в заключении находилось около 1 миллиона заключенных, из них: подследственных более 200 тысяч, общая численность сотрудников пенитенциарных учреждений составила 400 тысяч человек. Почти половина, около 400 тысяч заключенных в России рецидивисты, четвертая часть заключенных (более 200 тысяч) является лицами молодежного возраста до 25 лет. Умышленных убийств совершено 30 тысяч.

2 Информационный бюллетень. № 23. М.: ГУИН МВД России. С. 5—6.

3 Права человека... С. 5.

4 Европейский суд по правам человека был учрежден в 1959 г. Он заседает во Дворце Прав Человека в Страсбурге; расходы на его содержание несет Совет Европы. Рассматривает дела поступившие против государств, ратифицировавших Протокол № 9 ( на 31 декабря 1998 г. Протокол № 9 ратифицировали 24 государства, в том числе и Россия). В отношении тех стран, которые не ратифицировали Протокол № 9 Судом принят специальный Регламент "А", по которому рассматриваются дела в отношении этих государств. (Европейский Суд по правам человека. Обзор. Сорок лет деятельности (1959-1998). Горшкова С.А. Европейский Суд по правам человека, 1999. С. 2-3.

5 Там же. С. 7.

6 Российское законодательство о свободе совести в 80-90-х гг. XX в. /Материалы Всероссийского семинара-совещания "Проблемы реализации Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" 23-25 ноября 1998 г. Москва. М., 1999. С. 50.

7 Основные направления социальной переориентации исправительно-трудовой системы («ИТС-2000»). М.: МВД СССР, 3989. С, 7.

8 [Г.П. Байдаков, В.В.Артамонов, Е.Г. Багреева, В.Е.Бужак, А.И.Мокрецов. Деятельность религиозных организаций в исправительных учреждениях. Пособие,2-е изд. – М.: ВНИИ МВД России, 1996. – 96с. С.8-15.]

9 [Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Изд. Московской Патриархии, 2008. С. 103-108.]



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дипломная работа на тему 

    Диплом
    Дворянский быт конца XVIII - начала XIX века строился как набор альтернативных возможностей («служба – отставка», «жизнь в столице - жизнь в поместье», «Петербург – Москва», «служба военная - служба статская», «гвардия – армия» и пр.
  2. Дипломная работа   на тему:     

    Диплом
    Актуальность темы исследования. Радикальные изменения, происходящие в современной России, привели к серьезному осложнению социально–экономической, политической и демографической ситуации.
  3. Дипломная работа на тему (2)

    Диплом
    Дипломная работа на тему: Международное сотрудничество в борьбе с преступностьюАвтосркая работа от Сергея С.  Особенность в том, что она написана с применением только электронных средств.
  4. Дипломная работа на тему: Информационное обеспечение выставочной деятельности

    Диплом
    Этот диплом написан на материалах действующего предприятия, писался под четким руководством научного руководителя, выверен до запятой, успешно защищен.
  5. Дипломная работа На тему: «Кредитный процесс: понятие, этапы и организация кредитного процесса в Сбербанке России»

    Диплом
    Порядок предоставления Сбербанком России и его филиалами кредитов физическим лицам на цели личного потребления. № 1104-2-р от 05.05.2004 г. (редакция 3).
  6. Дипломная работа на тему: Организация продвижения услуг туроператора «У»

    Диплом
    Этот диплом написан на материалах действующего предприятия (крымский туроператор), писался под четким руководством научного руководителя, выверен до запятой, успешно защищен.

Другие похожие документы..