Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Ратификация Российской Федерацией основных международных правовых антикоррупционных инструментов и связанное с этим участие России в Группе государств...полностью>>
'Публичный отчет'
ОАО «Мурманское морское пароходство» включено в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президен...полностью>>
'Доклад'
Состояние теории я называю кризисным, если доказано или весьма правдоподобно, что поставленные ею основные задачи не могут быть решены принятыми в те...полностью>>
'Автореферат'
Диссертационная работа посвящена исследованию темы “Методы исправления ошибок в устной речи курсантов на начальном этапе обучения в Военно-научной Ак...полностью>>

Дипломная работа на тему (4)

Главная > Диплом
Сохрани ссылку в одной из сетей:

4.5. Участие в теле- и радиотрансляциях.

К сожалению, идея о создании кабельного телевидения для вещания служб, закона Божия и других православных программ в ИК-16 осталась не воплощенной по некоторым объективным и субъективным причинам. Тем не менее, в колонии в течение 2008 года продолжалась практика демонстрации документальных фильмов духовного содержания. Тематика довольно-таки разнообразная: о схождении благодатного огня, Туринской плащанице, житии святых, монастырях, чудесах и т.д. Осужденные живо интересовались, какие новые фильмы появляются на свободе. И мы, миссионеры, старались держать их в курсе новинок. Например, как только вышел фильм «Остров», мы тут же привезли диск в ИК-16. Так же было и с новыми фильмами – «Адмирал», «Тарас Бульба», «1612». Особенно полезны были фильмы о. Тихона Шевкунова «Чижик-пыжик…» и «Давай выпьем», так как они поднимают актуальную для осужденных тему наркомании и пьянства. Ответственное лицо из числа осужденных предлагал по отрядам видео диски, предварительно раскрывая в нескольких словах содержание того или иного фильма. Некоторое время интерес был довольно-таки заметным. Однако постепенно осужденные вновь переключились на светские программы. За две недели до праздника Богоявления (Крещения Господня) в каждом отряде колонии был просмотрен фильм о праздновании Богоявления в нашей общине храма в честь святителя Николая. Осужденные увидели, как в освященной проруби реки Волги окунались прихожане в возрасте, начиная от 2-х до 70 лет, а также беременные женщины. В результате – в первый день Богоявления 2009 года в 2-х кубовой металлической емкости на открытом воздухе окунулись 200 человек из числа осужденных (см. приложение). Перед погружением они заходили в храм, наносили на себе крестное знамение и ставили свечку. На следующий день число погруженных было значительно меньше, но продолжалось до отдания праздника. Традиция погружения в крещенской воде в ИК-16 существует с 2002 года. Инициатором ее был иерей Владимир Антипин. К нашему удивлению, эта инициатива была охотно поддержана общиной молельной комнаты. Осужденные весьма изобретательный и смекалистый народ. Под купель ими была использована часть фундамента будущего храма. Помню, день праздника был морозный с пронизывающим до костей ветром. Народа собралось не менее 150 человек, рассуждая о предстоящем «чудачестве» со стороны верующих, у которых так же просматривалась некая нерешительность. Иерей Владимир Антипин, /седой бородатый старик/ первым со словами молитвы «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» смело погружается в крещенскую воду, призывая всех последовать его примеру. Вторым окунулся иерей Сергий Соловьев – священник помоложе. Община в количестве 20-ти последовала их примеру, но не постепенно спускаясь по ступенькам лестницы, а смело прыгая в воду. Лица их сияли радостью. Послышались шутки, смех, братское отношение друг к другу. Они забыли, что находятся за колючей проволокой. Они почувствовали себя свободными в условиях несвободы. Эта община стала призывать и других последовать их примеру. И что вы думаете? Этот пример повторили еще 70% стоявших там осужденных.

В местах лишения свободы всегда стояла и стоит проблема с «обиженными». Им также хотелось испытать те же чувства. И испытали, но только обливанием крещенской водой из ведра. Да! Осужденные действительно ощутили на себе благодатное состояние, которое останется в их памяти на всю жизнь. Но и те, которые остались только лишь свидетелями этого праздника, будут иметь ориентацию к православному храму. За восемь лет продолжающейся традиции этот благодатный опыт вынесли с собой на волю не менее тысячи осужденных. Это уже неплохо!

Выводы.

Данная форма миссионерской деятельности способна оказывать положительное воздействие на сознание осужденных. Мне кажется, что если несколько изменить методологию ее применения, то результаты должны быть более значительны. Просмотр видеодиска в отряде должен предваряться вступительной беседой, заранее обозначив основные акценты и проблемы, на которые необходимо обратить внимание осужденных. Это будет способствовать более правильному пониманию просмотренного. Просмотр вновь должен завершиться беседой, так как наверняка, могут возникнуть вопросы. Необходимо, чтобы ответственное лицо заранее приготовил ответы на предполагаемые вопросы. Ведь фильмы – это лишь повод начать разговор о серьезны духовных проблемах. Поэтому самого фильма недостаточно, нужны миссионеры, которые бы помогали комментировать, воспринимать, отвечать на возникшие у осужденных после просмотра вопросы.

4.6. Выпуск газеты для заключенных.

Наш сельский приход в честь святителя и чудотворца Николая организует регулярную доставку православных журналов, газет, календарей, в том числе: московского издательства журнала «Фома», поступающего к нам через Нижегородскую епархию; журнала «Дамаскин» рассказывающий о жизни и делах Нижегородской духовной семинарии; газеты «Епархиальные ведомости» отображающие духовную жизнь в нашей области, в том числе и в пенитенциарных учреждениях. Наиболее же читаемой является местная газета «Свет Православия» /редактор и издатель - Лобастов Николай Алексеевич, преподаватель литературы местного техникума, студент ПСТГУ/, которая выпускается еженедельно. Поэтому в ИК-16 она поступает каждую неделю, в любых количествах. Сам редактор также старается бывать каждую неделю в зоне с миссионерскими беседами вместе с очередным номером газеты и разносит их по всем отрядам. Даже подшивки газет за прошлые года мы пытались положить в каждый отряд, так как эти газеты не устаревают, материал газеты является новым для каждого, кто впервые открыл газету. Основная тема газеты – покаяние. Духовным отцом редактора является протоиерей Владимир Антипин, окормляющий зону. Иногда батюшка помещает проповеди специально для осужденных.

Раз-два в полгода газета посвящается отбывающим наказание в местах лишения свободы. В таких номерах публикуются стихи, рассказы, покаянные письма заключенных, поздравления, пожелания, просьбы, помещаются фотографии отображающие духовную сторону жизни всех 20-ти пенитенциарных учреждений Нижегородской области. Из этих номеров осужденные черпают сведения об открытии молельных комнат, строительстве храмов, о судьбе друзей и знакомых. Когда в газете помещаются фотографии из зоны, многие просят номера, чтобы послать их домой, родственникам. Осужденные очень гордятся, что в их зоне построен такой храм, им хочется показать его и всем своим знакомым. Надо видеть их лица, когда их стихи помещаются в газете «Свет Православия». Бывает, что осужденные приносят стихи своих родственников и просят поместить. Получается, что газета вовлекает в круг большое количество людей, объединенных поиском Истины. Все это благотворно влияет на сознание осужденных. Выше упомянутые издания являются как бы продолжением миссионерской проповеди при отсутствии пастыря и проповедника-мирянина в зоне. Слово напечатанное долго может воздействовать на читателей, газету будут передавать другим, ее прочитают вновь пришедшие в зону. Использование этого вида миссионерства вместе с другими замечательно дополняет общую работу, расширяет возможности.

4.7. Крестные ходы как форма миссионерской деятельности.

Крестные ходы это не только общественная молитва, но также и свидетельство о Христе. Именно поэтому наш приход, осуществляя крестные ходы, рассматривает их как форму миссионерской деятельности, в том числе и в местах лишения свободы. Если на первом этапе миссионерской деятельности вхождение в зону было робким и неуверенным, то и крестные ходы были редкими : на Пасху, Троицу и в день почитания иконы Божией Матери «Казанской». Были случаи запрещения пропустить крестный ход на территорию ИК-16. По мере накопления опыта миссионерской деятельности крестные ходы стали совершаться во все двунадесятые праздники, и даже чаще. Маршрут его был постоянным: храм в честь святителя Николая села Просек – ИК-16 – храм. Наиболее памятны для меня были крестные ходы, которые совершались в первые шесть лет нашей миссионерской деятельности. Почти каждый раз, прежде, чем зайти на территорию колонии, мы обходили ее крестным ходом. Но не для того, чтобы «пали заградительные сооружения, как стены Иерихона, а с целью оградить учреждение от грехов и соблазнов. Участниками этой духовной акции были, в том числе, и маленькие дети, и люди пожилого возраста. В этой акции любви принимали участие и иногородние, так как у кого-то из них либо муж, либо сын, либо внук также отбывали наказание в этой или другой колонии. Из всех окон пятиэтажного и четырехэтажных зданий на нас смотрели осужденные. Наверняка кто-то из них задумался, ради чего или кого все это делается. Наверняка кому-то вспомнились незлобивые бабушка или дедушка, родители, которых огорчали своеволием и непослушанием, дочь или сын, оставшиеся без родительской заботы на попечении улицы. На территорию учреждения не разрешали вход только детям и женщинам, не имеющих соответствующей одежды. На пропускном пункте колонии нас уже встречала группа осужденных так же с иконами и хоругвями. Крестный ход по территории колонии сопровождался молебном, пением акафиста Божией Матери «Казанской», окроплением освященной водой, раздачей иконочек, крестиков, листовок, православных газет и, конечно же, проповедью. Все это происходило сначала на открытой площадке, а затем в зоновском храме, и заканчивалось совместным чаепитием. Царила доброжелательная атмосфера, Дух Христов.

К сожалению, во время крестного хода по территории колонии из некоторых окон была слышна светская музыка. Это не удивительно, и не должно нас смущать. Наше дело указать путь ко Христу, дому молитвы – Церкви.

17 октября 2008 года в пенитенциарное учреждение села Просек была привезена икона свт. Тихона Задонского с частицей мощей. К святыне смогли приложиться около половины из числа осужденных. Это событие /крестный ход/ было снято на кинокамеру. Размноженные диски раздаются каждому участнику этого события для напоминания на всю оставшуюся жизнь. По словам помощника руководителя отдела Нижегородской епархии по взаимодействию с исправительной системой священника Евгения Панюшкина, сейчас икона святых дивеевских блаженных с частицей мощей будет провезена по всем 20-ти исправительным колониям Нижегородской области в рамках нового миссионерского проекта отдела Нижегородской епархии по взаимодействию с исправительной системой. Ждем эту святыню и в ИК – 16.

Выводы:

Господь Иисус Христос приводил к вере людей не только проповедью и чудесами, но и неприметными, казалось бы, поступками: укорением, негодованием, одобрением, молчанием, молитвою, постом и др. Говорят, что вода камень точит. Так и крестный ход, не будет ли последней падающей каплей, расточающей камень безверия? Соборная молитва имеет большую силу.

4.8. Раздача крестиков, иконок, миссионерских листовок и литературы.

В ИК–16 раздача крестиков, иконок, миссионерских листовок, Евангелий, молитвословов, календарей нашим приходом осуществляется регулярно. В 1998 году (начале миссионерской деятельности) спрос на все это был довольно велик. Сначала раздавали крестики. Когда появились ладанки, осужденные стали просить и их с изображением святого, имя которого они носят. Затем в больших количествах стали распространять маленькие складнички в пластмассовом корпусе. Большой спрос был на Евангелие, молитвословы, особенно малого формата, чтобы можно было носить в кармане. В большом количестве распространялись календари с изображением Спасителя, Божией Матери, святых, а также краткое правило Серафима Саровского. В каждом отряде было отведено место для уголка с иконами. Каждый отряд был обеспечен Библией, псалтирью, общим молитвословом. Персонал зоны также был обеспечен всем этим необходимым. Потребность эта на достаточно высоком уровне продолжалась до 2006 года. С 2006 года, когда был ослаблен режим содержания осужденных, спрос и необходимость на выше указанное заметно понизился. На 2010 год издан карманный календарь с видом нашего зоновского храма в честь иконы Божией Матери «Казанской», который пользуется массовым спросом не только у осужденных, но и у персонала. В миссионерском, как и в любом другом Божием деле не бывает мелочей, потому что каждая мелочь может за собой большие как положительные, так и отрицательные последствия. Раньше изготовлялись большие настенные православные календари, которыми обеспечивали все отряды и помещения колонии, как для осужденных, так и для персонала. Для нашего прихода было проще и дешевле, но неудобно для отбывающих наказание, так как не учли простую вещь. Когда я служил в рядах Советской Армии, то имел при себе карманный календарь, считая по нему дни до демобилизации. И не было солдата, который бы этого не делал. То же самое, и даже в большей степени, происходит с осужденными. Данный психологический момент был отмечен редактором местной газеты «Свет Православия» Лобастовым Николаем Алексеевичем. Проблема заключалась в денежных средствах. Месяц тому назад в одном из храмов Нижнего Новгорода к нему подошла женщина и спросила: «Какую милостыню можно подать осужденным ИК-16 о упокоение своего умершего отца»? Получив ответ, что осужденные просят карманные календари, женщина активизировала всех прихожан своего храма и через неделю собрала необходимую сумму. Все осужденные теперь обеспечены маленькими календарями с видом зоновского храма в честь иконы Божьей Матери «Казанской». Это уже икона! Нередко осужденные просят два календаря, чтобы второй отправить маме, с целью показать, какая здесь Церковь.

Уже этот случай удостоверяет нас, что нет в миссионерской деятельности дел незначительных. Как много людей с воли и в заключении задействованы в сферу спасения. Осужденные молятся об отце этой женщины, женщина и ее знакомые жертвуют ради осужденных. Чем больше будет подобных проектов, тем больше возможностей для миссионерства, для спасения души.

4.10. Строительство храма.

Молельная комната с ее миниатюрными размерами не могли удовлетворить /духовные/ потребность задачи, которую поставил иерей Владимир: воцерковление всей колонии, в том числе персонал и администрацию. Изначально рассчитывали выйти из положения малыми средствами: сделать пристрой к молельной комнате. Однако духовный отец нашего батюшки протоиерей Михаил /Труханов/ (+2006 г.) благословил строить из кирпича новый храм в честь иконы Казанской Божьей Матери. Через три месяца в августе 2001 г. приступили к разметке территории. К концу 2006 г. храм в основном был построен, за исключением внутриотделочных работ и иконостаса. Это богоугодное дело совершалось силами осужденных при содействии администрации колонии. На благое дело откликнулись многие нижегородские и некоторые московские благотворители. Московский священник протоиерей Михаил (Труханов), бывший узник сталинских лагерей, все денежные средства, полученные от продажи квартиры, перевел на счет строительства церкви в колонии. На строительстве приняло участие не одно поколение осужденных, с которыми проводилась активная миссионерская работа. К ним были предъявлены следующие требования: не курить, не чифирить, не сквернословить и др.

Однако дело заключалось не только на запретах. Обязательным условием было исполнение утренних и вечерних молитв, частая исповедь и еженедельное причащение Святых Христовых Таинств. Во время 10-ти минутных перерывах им читалось Евангелие, жития святых. На примерах строительства монастырей и храмов проводилась разъяснительная работа по поводу недопустимости курения и мата на стройке, по поводу важности молитвы /особенно Иисусовой/ и соблюдения благочестия. Раздавались православные газеты, листовки духовного содержания, крестики, иконки, Евангелия. Постоянными проповедями и информированием о миссионерской деятельности в колонии протоиерей Владимир вызвал искренний интерес и сочувствие у прихожан своего прихода, которые молитвой и посильной благотворительностью исполнили евангельскую заповедь: "В темнице был, и вы посетили Меня."

Мне иногда также приходилось трудиться вместе с ними на разных участках. И везде спрашивали, как я пришел к вере. Осужденные рассказывали о себе. Самые приятные для них воспоминания – это хождение в храм в далеком детстве, когда /чаще всего/ бабушка учила их молитве «Богородице Дево, радуйся...», внушала, что Бог есть.

У каждого из осужденных остались на воле множество не решенных проблем, в решении которых они самонадеянно рассчитывали на свои немощные силы. Здесь и больные дети, неверные жены, престарелые родители, процветающие обидчики. В своих жизненных неурядицах и нестроениях, как правило, обвиняли кого-то, но не себя.

Олег, осужденный за разбой, все сетовал на отвернувшуюся от него фортуну, так как он один из восьми, оставшихся на воле, «мотает» срок, в то время как остальные наслаждаются свободой. Однако не прошло и года, как он спросил: «Как ему молиться о троих убиенных друзьях». Только тогда Олег понял, что Бог сохранил ему жизнь путем заключения в колонию. Другой осужденный также роптал на то, что попал в колонию несправедливо, но через год узнал, что все его друзья-подельщики умерли от наркотиков. С того времени объяснял, что действительно Господь просто так никому ничего не попускает, но все ко благу Своего творения. Это только сейчас нам кажется, что мы терпим напрасно, несправедливо, жестоко, но проходит время, а вместе с ним и понимание, что эти скорби были на пользу спасения нашей души. Конечно же, все они нуждались в сочувствии и утешении, а не в осуждении и злорадствовании. Тем не менее, соблазн осуждения часто подступал, о чем очень сожалею. Я ни чем не лучше их, потому что в мыслях совершаю те же самые грехи.

Осужденные недоверчиво отнеслись к моим словам о том, что они, находясь в неволе за колючей проволокой, могут решить все свои проблемы. В Евангелии от Матфея говорится: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Путь этот лежит через покаяние. Необходимо осудить самого себя за все содеянное, никого при этом не обвиняя, и вопить к Богу: «Отче, я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15:18-19); взывать к Нему как мытарь: «Боже! будь милостив ко мне грешнику» (Лк. 18:13); просить Господа о помощи в решении всех проблем.

Многие осужденные трудились самоотверженно. Среди них можно отметить Заикина Антона, Субботина Сергея, Шарлыгина Николая, Шаповалова Игоря, Шаповалова Димитрия, Никобадзе Кобу, Чихачева Димитрия, Урсулу Сергея, Бардина Анатолия, Чикета Александра, Кодяева Александра, Евгения, Артемия, Малофеева Алексея, Лутохина Александра, Рыльцова Ивана, Сегаева Олега, Дуброва Владимира, Дмитриева Александра, Лебедева Андрея, Греку Игоря, Дряхлова Александра, Лупызина Антония, Лонского Ивана, Давыдова Сергея, Захарова Михаила и многих других, труд которых Господь принял как покаяние. Трудились, что бы Господь простил им многие грехи. Особенно было трудно на фундаментных работах. Территория колонии расположена на возвышенной правобережной стороне реки Волги. Тем не менее грунтовые воды очень близко пролегают от поверхности земли. Котлован копали вручную, бетон от бетономешалки носили также вручную и часто в две смены. На дне котлована постоянно находилась вода, не смотря на то, что ее периодически откачивали. Не редко, вместо вибратора, бетон уплотняли в резиновых сапогах. Строительство велось при благоприятных и не благоприятных погодных условиях. Отслужено было не один десяток молебнов. Помню, как три года назад, в сентябре залили дожди, в то время как возводились кирпичные стены храма; иерей Владимир служил молебен о безведрии при участии 20-ти осужденных-строителей, которые сделали по 100 земных поклонов; Господь услышал их молитвы и даровал трехнедельную солнечную погоду. Так укреплялась вера. Это был далеко не единичный случай. За нарушение выше указанных требований исключали из строительной бригады и отправляли в отряд, но такие случаи были редки. Наш батюшка учит нас, чтобы не празднословили, чтобы каждое наше слово было нам во спасение. Поэтому общение с осужденными в ходе строительства церкви имело только миссионерскую направленность, спасительный характер.

Вывод.

Данный опыт по строительству тюремного Храма уникален тем, что впервые использован как форма миссионерской деятельности в исправительной колонии. Построенный исключительно на материальные средства благотворителей, он своими размерами и благолепием выполняет миссионерское назначение – привлекает сердца осужденных к источнику жизни, Богу. Строительство храма, как одна из форм миссионерской деятельности в местах лишения свободы, оказала благотворное влияние не только на осужденных и персонал колонии, но и на людей, находящихся далеко за ее пределами. Этот положительный опыт миссионерского служения в ИК-16 был отмечен Синодальным Отделом Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями в 2006 году. Наш приход занял второе место во Всероссийском конкурсе по итогам миссионерской деятельности в местах лишения свободы.

Данный опыт может быть полезен при строительстве часовен, молельных комнат и храмов в пенитенциарных учреждениях.

4.11. Благотворительность.

«Блаженны милостивы, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7). Для строителей храма администрацией колонии был разрешен дополнительный паек в форме благотворительности со стороны мирян. Первое время благотворительность была скудная, единичная. У многих прихожан бытовало мнение, что преступник должен находиться за решеткой, что к нему не должно проявлять никакой жалости и снисходительности. Совершил преступление? – Отвечай! Благотворили сначала те, у которых кто-то из родственников уже находился или находится в местах лишения свободы. Остальные не торопились любить заключенных, забыв, что они носят в себе образ Божий. Кто знает, что будет завтра с нами, с нашими детьми и близкими. Как говорится: «От сумы и от тюрьмы не отрекайся!», ибо «Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк. 6:38). Иерей Владимир неустанно терпеливо призывал Лысковскую паству к милосердию и сострадательности к заключенным, ибо Господь сказал: « в темнице был, и вы пришли ко Мне!» (Мф.25:36). Иначе, каким же образом решать и земные проблемы, не говоря уже о духовных. Священник Владимир после каждой воскресной литургии очень подробно информировал паству о строительстве храма в колонии, о строителях, вообще о заключенных... с их просьбами молиться за них, словах благодарности за заботу. Зачитывал их трогательные стихи, предназначенные для местной газеты «Свет православия», показывал иконы сделанные руками заключенных. Все это оказало благотворное влияние на сердца прихожан. Благотворительность превзошла ожидания. Жертвовали каждый по расположению своего сердца: лопаты, рукавицы, ведра, резиновые сапоги, хлеб, картошку, лук варенье, соления, молоко и многое другое. Благотворительствовали не только горожане и жители сел района, но и сельскохозяйственные ТОО. Наша старенькая «копейка» /автомашина ВАЗ/ не успевала все это перевозить. Были составлены списки всех благотворителей, которые поминались заключенными в своих молитвах. Хорошее было время. Мне думается, благотворительность для осужденных и прежде всего занимающихся строительством храма также выполняла и миссионерскую задачу.

Осужденные в полной мере испытали христианскую любовь и через то был прославлен Христос Господь наш. Семь строителей из числа осужденных: Алексей Наумов, Антон Заикин, Сергей Субботин, Владимир, Игорь Шаповалов, Николай Шалыгин, Евгений, Игорь Греку, Димитрий Чихачев, Дмитрий Антонов после освобождения пожелали остаться при нашем сельском храме в честь святителя Николая с. Просек, куда был переведен иерей Владимир. Также на средства благотворителей в колонии существует православная библиотека /около 3 тысяч книг/. Вообще в местах лишения свободы наиболее остро ощущается дефицит чуткого отношения друг к другу. Там действует неписанный закон «всем не выжить». За внешней общительностью таится глубокая внутренняя самоизоляция. Выслушать осужденного и не осудить, многого стоит для него. Поэтому горе нам, миссионерам, когда на просьбу «можно вас спросить» мы отвечаем: «Простите, у меня ничего нет» и торопливо проходим мимо, ссылаясь на недостаток свободного времени. Миссионер всегда на виду, ибо каков он, такова и вера, им проповедуемая.

Выводы:

Благотворительность является важнейшим направлением деятельности Тюремной миссии. Во–первых, оказание помощи человеку оказавшемуся в тяжелом положении есть проявление христианской любви, исполнение заповедей нашего Господа. Во-вторых, проповедь, свидетельство о Божественной истине и благотворительность являются по существу составляющими единого процесса миссионерской деятельности. Дела милосердия благотворно влияют на заключенных, смягчают их сердца, разбивают лед ожесточения и недоверия и способствует налаживанию добрых отношений с ними миссионера. Делами милосердия спасаются многие, как в зоне, так и на свободе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дипломная работа на тему 

    Диплом
    Дворянский быт конца XVIII - начала XIX века строился как набор альтернативных возможностей («служба – отставка», «жизнь в столице - жизнь в поместье», «Петербург – Москва», «служба военная - служба статская», «гвардия – армия» и пр.
  2. Дипломная работа   на тему:     

    Диплом
    Актуальность темы исследования. Радикальные изменения, происходящие в современной России, привели к серьезному осложнению социально–экономической, политической и демографической ситуации.
  3. Дипломная работа на тему (2)

    Диплом
    Дипломная работа на тему: Международное сотрудничество в борьбе с преступностьюАвтосркая работа от Сергея С.  Особенность в том, что она написана с применением только электронных средств.
  4. Дипломная работа на тему: Информационное обеспечение выставочной деятельности

    Диплом
    Этот диплом написан на материалах действующего предприятия, писался под четким руководством научного руководителя, выверен до запятой, успешно защищен.
  5. Дипломная работа На тему: «Кредитный процесс: понятие, этапы и организация кредитного процесса в Сбербанке России»

    Диплом
    Порядок предоставления Сбербанком России и его филиалами кредитов физическим лицам на цели личного потребления. № 1104-2-р от 05.05.2004 г. (редакция 3).
  6. Дипломная работа на тему: Организация продвижения услуг туроператора «У»

    Диплом
    Этот диплом написан на материалах действующего предприятия (крымский туроператор), писался под четким руководством научного руководителя, выверен до запятой, успешно защищен.

Другие похожие документы..