Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Чи повинен приватний підприємець, який веде книгу обліку доходів і витрат фізичної особи-підприємця на загальній системі оподаткування застосувати РР...полностью>>
'Диссертация'
Защита состоится «26» декабря 2009 года в 14.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 502.005.02 при Федеральном государственном образовательн...полностью>>
'Документ'
Про виконання виконавчими органами Сніжнянської міської ради делегованих повноважень органів виконавчої влади, передбачених ст.ст.32, 38 Закону Украї...полностью>>
'Документ'
Норма подпункта 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ устанавливает налоговую ставку к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, в...полностью>>

Дипломная работа на тему (4)

Главная > Диплом
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Глава 4. Особенности миссионерской деятельности прихода в ИК-16.

4.1. Беседы-проповеди.

О силе и значении Священного Писания много писал в книге «Воспоминания: первые сорок лет моей жизни» ныне покойный протоиерей Михаил Труханов, проведший в сталинских лагерях 15-ть лет за веру православную. Он пишет: «На второй вечер моего пребывания в камере кировской пересыльной тюрьмы один из тех, с которыми меня этапировали, предложил уркам, чтобы что-то рассказал. И тотчас кто-то из урок крикнул мне: «Ну мужик, давай роман!». Минуту спустя, лежа на верхних нарах и обливаясь потом, я начал пересказывать исторический роман польского писателя Г.Синкевича «Камо грядеши» о гонении на христиан римским императором Нероном в 64-68 годах по Рождестве Христове, сопровождавшимся жестокими преследованиями и страшными мучениями: верующих во Христа подвергали грабежам; заключали в тюрьмы, пытали и предавали на растерзание зверям; распинали на крестах и заживо сжигали». В лице жестокого императора урки в какой-то степени узнавали самих себя. Без осуждения батюшка говорил, «что молчание совести человека при совершении зла своему ближнему, равно как и при совершении всякого преступления – явное свидетельство страшного состояния его души. Бессовестный человек поистине страшен для самого себя и для окружающих, ибо все дела его становятся бесчеловечными и зверскими. Таким человеком уже завладевает бесовщина, подвластная начальнику зла и отцу лжи - диаволу». Конечно, реакция на такие слова не замедлила себя ждать. Кто-то из урок сердито заговорил: «Романист, ты говори, да не заговаривайся. Запомни, мы – воры в законе, но мы – не звери. И в Бога веруем, может быть, больше твоего… Завтра мы еще с тобою погуторим об этом, покалякаем…». 20-летний юноша / будущий протоиерей Михаил Труханов/ продолжил рассказ, а в заключении сделал вывод: «Веруя во Христа, покаемся в своих прошлых грехах…, чтобы живя по евангельским заповедям, достичь конечной блаженной цели христианской жизни – пребывания в любви, пребывания в единении с Богом». Следующим утром после поверки старшой из урок тихо сказал Михаилу: «Мужик! Переходи сюда, здесь лежать будешь», - указав ему лучшее место» 31, 101-110]. Такова сила Евангелия – слова Божия.

Сегодня опыт отца Михаила можно и нужно использовать в работе с осужденными. Отец Владимир Антипин, настоятель храма святителя Николая села Просек Лысковского района Нижегородской области, духовное чадо отца Михаила, начиная работать в ИК-16 села Просек, часто вспоминал этот опыт своего духовного отца, советовался с ним, изучал его книги. С чего началась его миссионерская деятельность в зоне общего режима? Конечно, с простых встреч с осужденными, с бесед, с проповеди, а затем и с совершения Литургии и Церковных Таинств.

Я, будучи на то время псаломщиком у отца Владимира, почти с первых посещений ИК-16 стал тоже участвовать в миссионерской работе. Началось все с простых бесед в отрядах. Батюшка благословил меня читать им Евангелие и проводить по нему беседы.

Самое благоприятное время для чтения Евангелия – так называемый политчас /каждый четверг с 17 до 18 час./, присутствие на котором обязательно для каждого осужденного. После моего приветствия я представляюсь и сообщаю цель прихода. Прошу как бы формальное разрешение у осужденных на прочтение Евангелия и на обсуждение вопросов на православные темы. Осужденные не могут ответить отказом, но тем не менее мое обращение им по душе. Обращаюсь с вопросом о присутствии неправославных. При наличии таковых предлагаю выбор: либо остаться, либо – покинуть помещение.

Чтение Евангелия предваряю вступлением, состоящим из нескольких вопросов, например, кто или что является причиной мироздания во всем его многообразии, удивительной красотой и гармонией; кто создал человека?. Ответы самые разные: мир возник из материи, человек произошел от обезьяны; все из ничего сотворено Богом! На вопрос осужденных «кто есть Бог» отвечаю: «Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Дух Святой, Троица Единосущная и Нераздельная» [32, 102-103]. По Василию Великому, лучшим образом Божественного Триединства из тварных подобий считается радуга. В ней «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен» [33, 132]. Единая сущность открывается в многоцветном сиянии. Один из осужденных задает мне вопрос: «Почему мы должны слушать именно Евангелие?». Отвечаю, что каждый человек стоит перед выбором: либо быть в общении со Христом здесь на земле и в вечной жизни в Царствии Небесном; либо здесь на земле исполнять волю духа нечистого, уготовав себе муку вечную. По Евангелию Господь будет судить каждого из нас. Что лучше, жить в коттедже, не имея ни в чем нужды, или скитаться, не имея пристанища?

Только с Богом решаются проблемы семьи, воспитания, здоровья, работы, жилья и др., но прежде «…ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лк. 12:31). В связи с этим привожу свидетельство Ветхого Завета: когда юный Соломон, будучи царем израильского царства, молился Богу о даровании ему разума, чтобы управлять многочисленным народом. И Господь сказал царю: «За то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, - вот, Я сделаю по слову твоему…; И то, чего ты не просил, Я даю тебе: и богатство, и славу, - так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои» (3 Цар. 4:11-13).

Слово Божие как никогда необходимо для осужденных. В местах лишения свободы они имеют ограниченные возможности грешить, потому способны услышать голос совести и произвести переоценку всей своей жизни. Зона заключения /лишения свободы действий/ становится без Слова Божия, без Церкви «кузницей» преступности. Беседа идет в нужном направлении. Невольно, как бы само собой разумеющееся, возникает необходимость изучения Евангелия – благой вести, которая начинается призывом: «Покайтесь – ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2).

Хочется отметить, что осужденных интересует из Евангелия суд над Христом, Голгофа, страдания Христа, рассказ о двух разбойниках на кресте, о праздно сидящих на торжище. Проблема осужденных в том, возможно ли им прощение. Да, возможно, потому что в их сознании уже отложился образ покаявшегося на кресте разбойника. Но есть и другая причина понравившегося образа. Некоторые осужденные, не имея решимости порвать с преступным прошлым, откладывают покаяние к старости /перед смертью/. Их чувствам созвучна также притча о праздно сидящих на торжище, которая заканчивается «последние будут первыми, а первые - последними». Мое предостережение «человек предполагает, а Господь располагает», немного охлаждает их самонадеянность. Процесс чтения Евангелия идет медленно, потому что приходится останавливаться на разъяснении многих евангельских имен: царь Давид, пророк Исаия, Креститель Иоанн, Симеон-богоприимец, Сын Человеческий, исторических событий, а так же заповедей. В этом мне помогает моя учеба в ПСТГУ. Осужденные оживляются, когда евангельские события сопоставляются с реальной жизнью. Евангелие не просто догма, но сама жизнь во всем ее многообразии и на все времена.

У многих осужденных на свободе остались клубок неразрешимых проблем: престарелые родители, непослушные беспризорные дети, неверные жены, и.т.д. В ответ привожу пример покаяния хананейской жены, которая неотступно просила: «Господи, помилуй меня, дочь моя зле беснуется». Хананейская жена понимала, что дочь страдает за ее нераскаянные грехи. По прощении грехов дочь стала здорова. Здесь уместно вспомнить о покаянии бывшего начальника мытарей Закхея, который сказал к пришедшему в его дом Господу Иисусу Христу: «Господи! половину моего имения я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо…Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама». (Лк. 19:7-9). Обращаю внимание, как за покаяние одного, Господь спасает родителей, жену, детей, слуг – весь дом. Это событие открывает осужденным смысл покаяния – делать дела противоположные греху: воровал – раздавай милостыню, оскорблял – терпи сам оскорбления, убивал – посвяти хотя бы частичку себя на служение людям, прелюбодействовал – воздержанием приобретай чистоту душевную и телесную и.т.д. Осужденным есть над чем подумать. Многие осужденные думают, что они своим заключением расплатились с Богом. Но этого мало. Необходимо покаяние.

Притча о блудном сыне очень верно отражает состояние осужденных. Не редко преступление закона начинается с непослушания родителям. Как часто молодым людям кажется, что счастье – за пределами родительского дома. Ощутив вкус свободы, в 15-17 лет восстаем против родителей, учителей, благочестивых традиций и обычаев уходим в «страну далече». Промотав с друзьями наследство отца: деньги, чистоту, молодость, здоровье, оказываемся у свиного корыта с рожками. Наступает момент, когда необходимо осознать всю глубину своего падения . как «блудному сыну» возопить: «Отче, согрешил я на небо и пред Тобою…». Первым сделай шаг к Богу, покайся, и Он восстановит тебя в сыновстве Своем! На это осужденным возразить нечем.

Заключенные любят задавать вопросы, на которые не могло бы ответить Евангелие. Один из них: зачем человеку Господь сотворил глаза руки, ноги и пр., если их необходимо вырвать. Я отвечаю, что это понимается иносказательно. Господь говорил ученикам своим: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах» (Мк. 4:11). Ссылаясь на св. Отцов, поясняю, что глаза, ноги, руки – это близкие люди: родственники, надежные друзья, советы которых очень правильны и необходимы в мирских делах как то: устроиться на работу, как отремонтировать автомобиль, организовать бизнес и.т.д. Ты имеешь намерение пойти в церковь на воскресную службу, а друг отговаривает, предлагая пойти на стадион. В этом случае он становится рукой, мешающей войти в Царствие Божие.

Осужденные на Евангельские слова «Не судите, да не судимы будете», делают вывод, что судья не наследует Царства Божия. На это у меня возникают мысли, что осужденные ставят под сомнение совершенство /универсальность/ Священного Писания и меня проверяют на «прочность». Во все время беседы с осужденными прошу у Бога разума, что мне ответить. «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7:24), - привожу в ответ текст Священного Писания. Только суд без милости и правды не угоден Господу.

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб» (Мф. 5:38). Эти слова легко воспринимаются осужденными, потому что неоднократно в жизни поступали по ветхозаветной заповеди. При новозаветных словах: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39), многие приходят в недоумение. Это трудно понять тем, кто все время кулаками отстаивали свои права, достоинство, место под солнцем. На это привожу по памяти рассказ: как один богатый человек привез в монастырь дочь, одержимую нечистым духом. Для этого призвали инока Макария. Не успел он открыть дверь гостиного дома, как вдруг неожиданно бесноватая сильно ударила инока по щеке. Он подставил другую. Видя такое смирение, бес вышел из болящей. Другое дело, когда перед тобой стоит пьяный, который не правильно оценит нравственный поступок.

Мне уже давно известно, что в исправительных колониях действует неписаный закон – «всем не выжить». В определенной степени это объясняет трудность понимания и принятия евангельских слов о милости, кротости, незлобии, смирении.

Тема предательства также интересна осужденным. Они говорят, что если бы Иуда Скариотский не предал начальникам и фарисеям Господа Иисуса Христа на распятие, то не было бы спасения. Ответ я аргументировал словами Спасителя: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам, но горе тому, через которого они приходят» (Мф. 18:7).

Каждую беседу с осужденными я заканчиваю призывом посещать Церковь. Обращаю их внимание, что далеко не каждая исправительная колония имеет такие благоприятные условия ко спасению, где совершается еженедельное богослужение. Воинствовать с грехом и побеждать мы /немощные люди/ можем только с помощью благодати Духа Святого, которую получаем в Церковных Таинствах. Особенно в таинстве причащения Плоти и Крови Христовой. Ибо Спаситель сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54). Святитель Григорий Богослов решительно исповедует: «С трепетом чтим Великого Духа, Он мой Бог, Им познал я Бога, Он Сам есть Бог и меня в той жизни творит Богом» [34, 96].

Конечно, за один час весь этот материал невозможно изложить. Существенным моим недостатком является нерегулярность бесед на евангельские темы и отсутствие методики. Кроме того, с августа месяца текущего года в колониях отменен политчас и численность аудитории уменьшилась более, чем в два раза. Самое неприятное то, что по указанию вышестоящего начальства в колонии ослаблен режим содержания: отменена униформа, ночью тем, кто не занят на производстве /таковых 750 человек/, разрешается смотреть телевизор, не запрещается спать днем, стали появляться сотовые телефоны, водка, наркотики. Это очень опасно, потому что не способствует покаянию. Число посещающих тюремную церковь так же сократилось в двое. Без Слова Божия колония превратится в «кузницу» преступности. Поэтому брань за души осужденных еще только начинается.

Вывод.

Беседы–проповеди – одна из важных форм миссионерской деятельности в Исправительной Колонии (ИК-16) в деле духовно-нравственного воздействия на осужденных. Именно проповедь лежит в основании этой деятельности. Теоретические положения, касающиеся этой формы миссионерства, как показала практика, справедливы. 1) Проповедь должна быть направлена на то, чтобы люди уверовали и обратились ко Христу. 2) Проповедь к осужденным не должна быть навязчивой, обличительной и укоряющей. 3) Миссионер в беседах с осужденными должен быть правдив и искренен в своих переживаниях и чувствах. 4) Тематика миссионерской проповеди не должна быть однообразной по содержанию. Сентиментальность пастыря по отношению к преступнику скорее может уронить пастыря в их глазах и может подать повод к остротам и насмешкам с их стороны. В то же время необходимо отметить, что на успех проповеди может влиять как то: удачно выбранное для ее проведения время /отсутствие спортивных телепрограмм и захватывающих телесериалов, отсутствие летней солнечной погоды, когда осужденные стремятся быть вне помещения и вне личное время/. На успех проповеди не маловажное значение оказывает повышенная требовательность к осужденным со стороны персонала колонии в рамках общего режима. Чем строже режим, дисциплина, тем острее возникает нужда в Боге.

4.2. Работа с персоналом.

Весьма насущным и важным является вопрос о духовном просвещении сотрудников исправительной системы. Занимаясь просвещением лиц, отбывающих наказание, нельзя оставлять без духовного просвещения персонал тюрем и колоний. И действительно, сотрудникам исправительных учреждений, вынужденным по роду своей деятельности практически постоянно пребывать в столь специфической среде, живется очень нелегко. Чтобы не ожесточиться и, несмотря ни на что, относиться к осужденным как к людям, их также по их собственным словам, необходима вера. Но основная проблема современного тюремного служения заключается в отсутствии у большинства сотрудников исправительных учреждений ясного представления о значении религии, как для исправления осужденных, так и в жизни в целом. Имеющийся опыт показывает, что если начальник колонии, начальник отряда понимают основные положения православного вероучения, а тем более следуют им сами, то и миссионерская работа в таких условиях дает наиболее ощутимые результаты, что отражается и на взаимоотношениях в отряде, и на отношении их к сотрудникам, и на общем нравственно-психологическом климате учреждений.

Возможности нашего прихода в осуществлении миссионерской деятельности в ИК - 16 ограничены людскими и материальными ресурсами. Проблем, как и в других сельских приходах, много: ремонт крыши храма, отопления, содержание богадельни, трапезной, обеспечение зарплатой работников клира, отчисления на содержание епархии, духовной семинарии и т.д. Но и в этих условиях мы выполняем определенную работу с персоналом колонии: проводим беседы о сущности православной веры, о православных праздниках, разъясняем некоторые догматические и богословские вопросы, вопросы о нравственности, о смысле их работы с осужденными, раздаем иконы, крестики, Евангелие, церковные календари, видеодиски на духовные темы, местные газеты «Епархиальные ведомости» и «Свет Православия». Протоиерей Владимир, не ожидая вознаграждения, крестит их детей, освящает дома, совершает молебны, спрашивает от них записки о здравии и поминовении и пр.

Помню, как в день праздника «Сретения Господня» персоналу пропускного пункта колонии был задан вопрос: «Какой сегодня праздник, и каково его содержание?» Мы получили уверенный ответ, что сегодня «встретение». Что означает встречу зимы с летом. И это был ответ зрелого возраста людей, крещенных, но мало воцерковленных. У них языческое понимание православных праздников. Что же говорить о молодежи? Когда им разъяснено было истинное значение праздника, то они удивились и очень просили просвещать их по различным вопросам духовной жизни.

Еще помню, как в 2008 г. некие сектанты имели намерение посетить осужденных ИК-16. На что начальник колонии п/к Цветков А.В. спросил: «А вы благословение у священника Владимира брали ?» - «А кто он такой»? – «А! - Вы не знаете священника Владимира»? - Встреча не состоялась!

Выводы.

Испытывая на себе то малое доброе отношение со стороны нашего сельского прихода, персонал и администрация с уважением, пониманием и терпением относятся к миссионерской деятельности в колонии и создают для этого самые благоприятные условия. За нарушение дисциплины осужденным перестали отказывать в посещении храма. Нам оформили пропуска. Нам стали доверять.

В нашей работе с персоналом ИК-16 имеется негативный момент, который не можем объяснить: на предложение о. Владимира служить еженедельную литургию только для персонала зоны, ни кто из их числа не откликнулся. В продолжение трех недель в зоновском храме не было ни одного сотрудника. Одна из причин данного факта является недостаточное внимание к вопросу о духовном просвещении персонала колонии. Это положение нам необходимо исправить.

4.3. Литургия.

В 1998 году я впервые посетил ИК-16 /исправительную колонию/, расположенную на территории нашего Лысковского района Нижегородской области. Это было на Пасху, в первый год моей работы псаломщиком в Лысковском храме в честь иконы Божией Матери Казанской. Вместе с настоятелем храма о. Владимиром /Антипиным/ и членами церковной общины привезли подарки – пасхальные яйца, куличи и т.п.

В тюремной столовой, где собралось более двухсот осужденных, батюшка выступил с приветственным словом; пропели пасхальный канон, стихиры, тропари; раздали подарки. Здесь я впервые испытал чувство жалости к заключенным.

С этого дня поездки в зону обрели регулярный еженедельный характер. Вечером, как полагается, служили в молельной комнате всенощное бдение; утром следующего дня – литургию на переносном антиминсе /по благословению Николая, митрополита Нижегородского и Арзамасского /+1999/. Молельная комната располагалась на 1-м этаже пятиэтажного кирпичного здания. Помещение молельной очень маленькое /4x 4,5 м, включая алтарь/. Тем не менее она вмещала до 40 прихожан из числа осужденных. Этот минимум соблюдался всегда. Остальные стояли в коридоре при открытых дверях. Почти все были причастниками Святых Христовых Таинств. Молельная комната функционировала как полноценный храм / единая святая соборная апостольская Церковь/: крестили, соборовали, отпевали, служили молебны, панихиды /в том числе и в отрядах/ и даже венчали. Посещали изолятор, асус /место содержания отказников/, больницу, промзону, где также исповедовали, причащали, соборовали. Это делалось после каждой литургии, которая совершалась еженедельно. Проблему причащения опущенных иерей Владимир Антипин решал по своему. Он причащал их из отдельной лжицы, положив Плоть и Кровь Христову другой лжицей. По просьбе о. Владимира в зоне неоднократно служили и другие священники нашего благочиния: о. Сергий /Кутлаков/, о. Сергий /Соловьев/, о. Сергий Ольнев, о. Анатолий /Мелехов/, о. Георгий /Жучков/, о. Алексей /Кондров/ и другие. С 1999 года милостью Божией стали совершаться службы на праздник Рождества Христова, Пасхи. Это стало возможным с приходом в наш Лысковский храм второго священника о. Сергия /Соловьева/. В летние дни литургии совершались в центре жилой зоны /на открытом воздухе/, чтобы осужденные слышали и видели все происходящее и решились, наконец, как блудные сыновья возвратиться в отчий дом – Церковь. Общее количество осужденных, стабильно посещавших храм составило около 120 человек – 10% от общего количества осужденных. Тем не менее подавляющее большинство находилось в не Церкви. Хотя на праздник Рождества Христова и Пасхи собиралось до 500 и более осужденных. Ежемесячно служилась литургия для больных туберкулезом /тубиков/. По благословению архиерея чтение Евангелия, апостола, псалтири совершалось на русском языке, чтобы смысл читаемого был понятен осужденным. На каждом богослужении иерей Владимир говорил проповедь, неоднократно объяснял значение того или иного священнодействия. Литургия, как правило, всегда завершалась чаепитием с домашними пирогами, где беседовали на различные темы, но которые священник неприметным образом обращал к духовному наставлению прихожан. Облагодатствованные Святым Причащением и преображенными осужденные расходились по своим отрядам, где их, как всегда ждали искушения... . К моменту посещения ИК-16 в нашем Лысковском храме в честь иконы Божией Матери Казанской создалась рабочая группа, которая под руководством о. Владимира прослушала курсы катехизации. Эта самая группа, в шутку называемая «миссионерский десант», вместе со священником отправлялась в исправительную колонию, где часть пела на клиросе, другая /из трех человек/ в это время направлялась по отрядам /не рабочим отрядам/ читать Евангелие и, конечно же, беседовать, разъяснять, отвечать на вопросы заключенных. Спустя два месяца, когда создался небольшой хор из числа осужденных, к чтению Евангелия о. Владимир подключил и меня.

Выводы.

Литургия низводит милость Божию на пенитенциарное учреждение, на территории которого она совершается. Перспективы воцерковления все большего числа осужденных были весьма благоприятные. За два года служения было достигнуто с администрацией ИК-16 взаимопонимание. Нам стали доверять. Выписали постоянные пропуска. Достигнута договоренность о создании кабельного телевидения для вещания служб, закона Божия и других православных программ. Обсуждался вопрос о создании православного отряда, о преподавании закона Божия для работников колонии и совершении с их участием литургии.

4.4. Художественная самодеятельность.

Понимая, какое огромное значение искусству придается в деле воспитания и формирования высоконравственного человека, наш сельский приход / в лице молодежи / на протяжение нескольких лет посещает исправительную колонию /ИК-16/ с концертными номерами художественной самодеятельности. Неоднократно выступали со спектаклями: о православном Пушкине, которого знаем из школьной программы как «молодого повесу»; о царских мучениках, безжалостно расстрелянных безбожниками в подвале Ипатьевского дома в июне 1918 года; о преподобномученице Елизавете Федоровне, примерно в это же время сброшенной теми же безбожниками в шахту близ уральского города Алапаевского. Так же неоднократно выступали с авторскими песнями и стихами на евангельские темы, о истинном смысле жизни. Это была проповедь Православия языком искусства, у которого есть свои преимущества. Как правило, все выступления проходили при полном зале зоновской столовой, вмещающем около трехсот человек. Что греха таить, нынешняя молодежь еще не достаточно воцерковлена. Поэтому непросто в наше время найти участников, которые решились бы со сцены во всеуслышание проповедовать Слово Божие. Немало усилий потребовалось для того, чтобы склонить их к участию в подобных мероприятиях. Чтобы они не только выучили православные роли и песни, но и осмелились в любой аудитории читать даже молитвы со сцены. Но практика показала, что зрители неожиданно замирают, затихают, с волнением и трепетом слушают непривычное для них выступление. К слову сказать, посетить с концертами места лишения свободы, в значительной степени, движет простое человеческое любопытство и некая романтика от ложного представления о пенитенциарных учреждениях. Но осужденные принимали артистов прекрасно! Здесь, как мне кажется, необходимо отметить несколько важных моментов. Во-первых, вживаясь в образы положительных героев, святых, - участники, тем самым, усваивают этот образ в своем сердце, что оказывает преображающее воздействие на их личность. То есть это полезно в одинаковой степени и самим участникам. К тому же от посещения мест лишения свободы у молодых участников художественной самодеятельности появляется более реальное, далеко не романтическое представление об этих учреждениях, которыми непременно они поделятся со своими сверстниками. Во-вторых, молодые артисты представляют собой для осужденных таких же сверстников, другой истинный идеал молодежи, за которым стоит Православная Церковь. Приведу пример. Когда артисты на сцене столовой ИК-16 готовились к спектаклю, один из осужденных подошел к краю сцены и спросил: «О чем выступление?» Один из участников ответил ему на это: «О любви!» Он воскликнул в ответ с усмешкой: «О, это уже поздно для нас». После спектакля, он, притихший и задумчивый, снова подошел к сцене, подозвал этого участника и сказал ему проникновенно: «Я беру свои слова обратно».

В-третьих, зрители не могут быть безучастными и не сопереживать событиям, происходящим на сцене, потому что в каждом из них – образ Божий. Многие из них, не имеющие представления о святости и святых, это представление обретают. Осужденные начинают понимать, что за этой святостью вновь стоит Православная Церковь. После выступления уже на территории зоны один из осужденных подошел к артистам и попросил их как-то передать ему слова песен, научить их петь то же. «Мы тоже так хотим петь…» - подытожил он. Ничего подобного многие из них до этого не слышали. Они привыкли видеть на сцене лишь легкомысленные песенки да осуждающий смех. Но чистота не может не коснуться сердца человека, как бы ни был замутнен образ Божий в нем. Конечно, преждевременно полагать, что они сразу же уверуют во Христа. Но семя, слово Божие, посеяно. Подавляющее большинство не только осужденных, но и персонала, покидали зал преображенными. Выступавших приглашали приезжать еще и еще.

Выводы:

Таким образом, художественная самодеятельность как один из видов искусства может и должна быть использована как форма миссионерской деятельности в местах лишения свободы, так как в руках православных этот вид искусства есть действенная проповедь Православия. Это уже духовный опыт, как для людей с воли, так и для осужденных, и персонала. Это та точка соприкосновения знакомых видов искусства и проповеди слова Божия. С осужденными надо пытаться говорить сначала на их языке, и искусства имеет такой язык.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дипломная работа на тему 

    Диплом
    Дворянский быт конца XVIII - начала XIX века строился как набор альтернативных возможностей («служба – отставка», «жизнь в столице - жизнь в поместье», «Петербург – Москва», «служба военная - служба статская», «гвардия – армия» и пр.
  2. Дипломная работа   на тему:     

    Диплом
    Актуальность темы исследования. Радикальные изменения, происходящие в современной России, привели к серьезному осложнению социально–экономической, политической и демографической ситуации.
  3. Дипломная работа на тему (2)

    Диплом
    Дипломная работа на тему: Международное сотрудничество в борьбе с преступностьюАвтосркая работа от Сергея С.  Особенность в том, что она написана с применением только электронных средств.
  4. Дипломная работа на тему: Информационное обеспечение выставочной деятельности

    Диплом
    Этот диплом написан на материалах действующего предприятия, писался под четким руководством научного руководителя, выверен до запятой, успешно защищен.
  5. Дипломная работа На тему: «Кредитный процесс: понятие, этапы и организация кредитного процесса в Сбербанке России»

    Диплом
    Порядок предоставления Сбербанком России и его филиалами кредитов физическим лицам на цели личного потребления. № 1104-2-р от 05.05.2004 г. (редакция 3).
  6. Дипломная работа на тему: Организация продвижения услуг туроператора «У»

    Диплом
    Этот диплом написан на материалах действующего предприятия (крымский туроператор), писался под четким руководством научного руководителя, выверен до запятой, успешно защищен.

Другие похожие документы..