Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Т.Е. Титовец, докторант кафедры педагогики Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка, кандидат педагогических наук...полностью>>
'Документ'
Как у многих понятий у конфликта имеется множество определений и толкований. Одно из них определяет конфликт как отсутствие согласия между двумя или ...полностью>>
'Документ'
В старшем школьном возрасте происходят существенные изменения, кульминацией которых является физическая и половая зрелость. У мальчиков и девочек эти...полностью>>
'Доклад'
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кафтанчиковская средняя общеобразовательная школа» Томского района в 2011 году прошла лицензирование (С...полностью>>

Дипломная работа на тему (4)

Главная > Диплом
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Глава 3. Исследование, описание и анализ различных форм миссионерской деятельности в местах лишения свободы.

В разделе «преступность, наказание и исправление» Основ социальной концепции РПЦ говорится: «Исполняя свое служение в местах лишения свободы, Церковь должна устроять там храмы и молитвенные комнаты, совершать таинства и богослужения, проводить пастырские беседы с заключенными, распространять духовную литературу...» [4, 107].

В современной России мы имеем страшную статистику – почти 900 тыс. человек находится в тюрьмах, около 70% подростков, оказавшихся в местах лишения свободы – выходцы из неблагополучных семей. Священник Глеб Каледа – один из первых священнослужителей, начавших посещать тюрьмы, говорил: «Наши лагеря, наши заключенные всегда остаются с нами, как наши кровоточащие и гноящиеся раны. И нам их лечить». [10, 7]. Синодальным Отделом МП по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями выработана концепция тюремного служения: “Преступность – продукт падшего мира, который до времени отдан во власть врага рода человеческого. И, следовательно, мы призваны идти “в темницу” ко всем ее обитателям” [10, 8]. Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Дмитрий Смирнов предложил следующие направления работы: 1. Формирование тюремных библиотек. Евангелие должно быть доступно для каждого осужденного, и нужна литература духовного содержания; 2. Наличие средств массовой информации, действующих в системе ГУИН; 3. Служение по переписке с осужденными, особенно не имеющих родственников; 4. Важно развивать систему храмов и молитвенных комнат во всех типах учреждений, исполняющих уголовные наказания. 5. Взаимосвязь между группами и приходами, которые окормляют исправительные учреждения. 6. Оказание гуманитарной помощи. 7. Церковное направление – душепопечение, в том числе дистанционная и непосредственная катехизация /обучение православной вере/. 8. Забота о сотрудниках, которые за очень небольшое жалование осуществляют нелегкий труд. Мы делаем общее дело и независимо от того, в чем они в робе или мундире, они все равно нуждаются в любви и помощи церковной.

3.1. Встречи –проповеди.

Встречи-беседы являются важной формой миссионерской деятельности в деле духовно-нравственного воздействия на осужденных. Страдающий человек, как правило, легко внимает духовному совету и со вниманием воспринимает слово Божие. Здесь происходит первое знакомство осужденных со священником или миссионером-мирянином. Духовные беседы (индивидуальные и групповые), проповеди, ответы на вопросы – это непосредственная работа в первую очередь священнослужителей. Слово Божие звучит в местах лишения свободы постоянно: проповедь перед исповедью, проповедь на литургии, проповедь после молебна. Прежде всего люди /осужденные/ должны услышать Евангелие: Проповедь Евангелия является основным условием исполнения замысла, а значит, и ближайшим делом и целью миссии. Речь идет об эсхатологическом исполнении замысла прославления Бога. Чтобы достичь этой конечной цели, все люди должны соединиться в Теле Христовом. Евангельская проповедь есть сердце миссии. Ее цель – перерождение человеческого существа. Греческий богослов Н.А. Ниссиотис говорит: «Большая ошибка думать, что, обсуждая социальные проблемы, анализируя общественные процессы, помогая получить образование или просто помогая материально, мы осуществляем миссию... Для тех, кто вне Церкви, есть единственная насущная необходимость: обратиться и стать членом этого сообщества в видимой конкретной форме [11, 167].

Встречи-беседы являются важной формой миссионерской деятельности в деле духовно-нравственного воздействия на осужденных. Страдающий человек, как правило, легко внимает духовному совету и со вниманием воспринимает слово Божие. Здесь происходит первое знакомство осужденных со священником или миссионером-мирянином. Духовные беседы (индивидуальные и групповые), проповеди, ответы на вопросы – это непосредственная работа в первую очередь священнослужителей. Слово Божие звучит в местах лишения свободы постоянно: проповедь перед исповедью, проповедь на литургии, проповедь после молебна. Прежде всего люди /осужденные/ должны услышать Евангелие: «Проповедь Евангелия является основным условием исполнения замысла, а значит, и ближайшим делом и целью миссии». (Ин.6:53-58).

Многие из них слышат проповедь впервые в жизни и не воцерковлены. От проведения таких бесед в немалой степени зависят интерес и доверие осужденных к пастырю, установлению контакта с ним и желание личного общения, без которого никакая деятельность не принесет результатов. Во время встреч следует представлять желающим возможность задавать вопросы. Вопросы могут быть самые неожиданные /часто не по теме/, а из желания поспорить, показать себя. Здесь необходимы терпение и доброжелательность, а также неуклонение от темы и инициатива. Содержание беседы должно раскрывать основные истины православной веры, значение таинств, в первую очередь крещения, покаяния и причащения. С таинствами в колонию входит Церковь Божия, действуя благодатно на верующие сердца. Время и место совершения таинств должно обговорено с администрацией. Уместно раздавать православную литературу. Встречи-беседы должны, как показывает практика, проводиться регулярно /не реже одного-двух раз в месяц/. С первых посещений колонии надо вести речь о предоставлении подходящего помещения для молитвы, если оно еще не обустроено. Тюремный храм – самое подходящее место для проповеди, так как осужденные использовали для этого личное свободное время.

Свою миссионерскую деятельность в местах лишения свободы целесообразнее начинать с «авторитетов». «В СИЗО г. Сергиев Посад один тюремный авторитет, когда стал православным человеком, проводил в камерах просветительскую деятельность; заключенные ежедневно в камерах читали утренние и вечерние молитвы. Изменилась нравственная обстановка в изоляторе, преступность прекратилась, беспредел исчез » [10, 221]. Обращение таких людей принесет обильные плоды, так как им будут подражать остальные. В данном случае проповедь является миссионерской, потому что обращена не к верующим, а к невоцековленным, некрещеным людям, ничего не знающим о православии, но не отрицающим его.

Стиль проповеди к осужденным не должен быть обличительным и укоряющим. “Характер проповеди у заключенных – не растравлять раны, а прикладывать небесный Божественный пластырь на рану”- писал отец Иосиф Фудель. [12]. Задача пастыря в тюрьме – как можно ярче раскрывать и показывать красоту и достоинства положительного идеала, который дал нам Господь. Тюремный миссионер, как правило, священник, проявляя свои лучшие душевные качества, способности и усердие, может и должен воздействовать на осужденных сильнее всех судебно-карательных воспитательных мер, так как является здесь представителем и служителем не закона, а как послушником Христовым. «На меня очень подействовали вы тем, - пишет архимандрит Спиридон, - что во мне, в таком великом грешнике и последнем арестанте, вы нашли человека, и какого человека – образ и подобие Божие!.. Ах, батюшка, если бы к нам так относились все люди, если бы они так любили нас, как вы относитесь к нам, поверьте, преступного мира не было бы на земле» [13, 94].

В беседах с осужденными миссионер должен быть правдив и искренен в своих переживаниях и чувствах, ибо “личность говорящего не меньше значит для убеждения слушающих, чем самое содержание слова и его форма” [14, 45].

Тематика миссионерской проповеди в местах лишения свободы разнообразна настолько, насколько разнообразна и сама тюремная аудитория. Трудно перечислить весь гомилетический материал, который способствовал бы духовно-нравственному исправлению этих людей. С подследственными нужно говорить об одном, с осужденными уже о другом, а с женщинами-заключенными – о третьем. С одними и теми же заключенными нужно беседовать по-разному: в тюрьме, следственном изоляторе, в исправительной колонии. Милосердие Божие, желающее спасение человека-грешника, дающее ему неизреченные блага в случае его обращения; и тяжелые несчастья человека падшего, не думающего о покаянии и самоисправлении, - вот темы проповеди, которые особенно часто должен использовать тюремный миссионер. Заключенные охотно слушают рассказы об аскетических подвигах святых подвижников.

Удобным временем для посещения заключенных являются праздничные дни. Обходя арестантов, миссионер объясняет им смысл празднуемого события и особенно его значение для них самих. В эти дни многие из них особенно чувствуют тяжесть своего положения и бывают очень благодарны посетителю. В таком состоянии душа узника может быть особенно восприимчива к назидательным урокам. Положение несчастного не дает пастырю права под влиянием чувства жалости допускать сентиментальные излияния, ласковые речи. “Сентиментальность пастыря по отношению к преступнику вместо пользы может принести только вред: она не разжалобит и не смягчит сердца тех людей..., а скорее может уронить пастыря в их глазах и может подать повод к остротам и насмешкам с их стороны” [15, 343].Обращение пастыря с заключенными должно походить на отношения отца с сыном. Если он считает нужным говорить арестанту о его злодеянии, то должен делать это не как строгий обличитель, а как духовный отец, “болезнующий, о несчастии своего чада” [15, 227].

Личных собеседований миссионера с заключенными, как бы он не был усерден, недостаточно для наставления в истинах веры нравственности. Эти беседования ограничены временем и не могут изо дня в день проводиться с каждым заключенным. Продолжением проповеди может служить душеполезная книга: Св. Писание, краткий молитвослов, желательно малого формата. С интересом арестанты читают назидательные рассказы о лицах, загладивших покаянием свои преступления, о чудесах Божиих, совершавшихся с разными людьми. Преуспевшим в изучении православной веры можно читать аскетическую литературу: “Лествицу”, “Поучения аввы Дорофея” и т.д.

Формы и методы беседы будут зависеть во многом от конкретных ситуаций, от педагогических способностей миссионера и его духовной жизни. Архимандрит Трифон (Новиков) по этому поводу пишет: “В наше время при катастрофическом росте преступности, пьянства, наркомании, проституции воровства, убийств... все больше и больше появляется нужда в священнослужителях в местах лишения свободы. Без помощи Церкви эти пороки и преступления уменьшить нельзя” [16, 234]. Ибо Господь, “Который по неизмеримой благости Своей сделался Тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он” [17, 446].

3.2. Встречи-беседы.

Исправление преступника, обращение его на путь покаяния и принятие им православного образа жизни – дело трудное. Излишняя и поспешная ревность может помешать этому делу. Невозможно тюремному миссионеру беседовать с заключенными только о предметах религиозно-нравственного характера. Человек невоцерковленный, не имеющий правильного представления о религии, будет скучать при таких беседах. В данной ситуации правильнее будет начать беседу о предметах житейского плана, о семейном положении, пробуждая чувства родственной любви, и через это незаметно и постепенно обращать внимание заключенного на вещи, имеющие непосредственное отношение к его духовному состоянию.

Пастырские беседы не должны быть однообразными по содержанию и не могут быть похожи на катехизаторские уроки, всецело посвященные одному предмету. Беседы о предметах незначительных в религиозном отношении иногда бывают более полезными, чем навязчивые поучительные речи и проповеди. Простые непринужденные беседы словно раскрывают сердце заключенного и делают его восприимчивым к слову пастыря.

Мало будет пользы в миссионерской работе с заключенными, если их будут слишком навязчиво и настойчиво увещевать исправиться. Особенно эта ошибка распространена у миссионеров-мирян, которым в отличие от священника, не подобает обращаться в поучительном и назидательном тоне к тюремной пастве. Миряне должны беседовать с заключенными на равных, как с собратьями, а не как с духовными сынами. Касаясь же духовно-нравственных вопросов в беседах с осужденными, они приводят назидательные примеры из собственной жизни. Например, о том, что им дала вера в Бога, как изменяется их нравственная жизнь благодаря таинствам Церкви. То есть мирянин-миссионер свой личный духовный опыт или опыт других людей проецирует на слушателя-заключенного. Мирянин, получивший благословение Церкви посещать узников, должен на первых этапах своей деятельности позаботиться об искоренении у арестантской братии неправильного представления о Церкви, их предрассудков и суеверий. Нужно рассказать заключенным о первых шагах в Православии: как совершается крестное знамение, и какие слова при этом произносятся, как обращаться к священнослужителю. Эти элементарные знания будут научать их молитве. Заключенные не знают о святых, имена которых они носят и которые являются их небесными покровителями. О служении мирян в Бутырской тюрьме пишет отец Глеб Каледа: “Миряне-катехизаторы под руководством и по благословению священника часами сидят в камере, беседуя с арестантами. Они готовят их ко крещению, изучают с ними Закон Божий. Между заключенными и катехизаторами устанавливаются личностные духовные и человеческие отношения” [18, 39]. Отбирая мирян для служения в тюрьмах и колониях к ним должно предъявлять определенные условия, ибо они, по словам апостола Павла, “должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И так надобно испытывать, потом, если беспорочен, допускать до служения” (1 Тим. 3:8-10). Миссионер в тюрьме призван возвещать заключенным евангельское учение о спасении души.

Выводы.

Беседы–проповеди – одна из важных форм миссионерской деятельности в местах лишения свободы в деле духовно-нравственного воздействия на осужденных. Она должна соответствовать следующим требованиям: направлена на то, чтобы люди уверовали и обратились ко Христу. Проповедь к осужденным не должна быть навязчивой, обличительной и укоряющей. В беседах миссионер с осужденными должен быть правдив и искренен в своих переживаниях и чувствах. Тематика миссионерской проповеди не должна быть однообразной по содержанию. Сентиментальность пастыря по отношению к преступнику скорее может уронить пастыря в их глазах и может подать повод к остротам и насмешкам с их стороны.

3.3. Дистанционное обучение.

Православное просвещение – это необходимость для взрослого человека, пришедшего к вере через покаяние. Так было в ранней Церкви: взрослого человека не допускали до Крещения без просвещения его светом Христовой истины, которое длилось сорок дней. Именно с тех пор постом читаются особые молитвы о ПРОСВЕЩАЕМЫХ в Церкви. На каждой литургии мы слышим возглас: «Оглашенные изыдите!» Этот возглас касался тех будущих членов Церкви, которые обучались основам веры через Св. Писание, чтобы сознательно участвовать в Таинствах Церкви. Руководствуясь этим, Сектор взаимодействия с УИС Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата уже четыре года реализует программу: «Общецерковная система дистанционного (заочного) обучения основам православия в местах лишения свободы». Сектор осуществляет следующую деятельность: 1) организует и контролирует внедрение системы дистанционного образования; 2) создает библиотеку уже имеющихся программ тюремного служения: различных методик ДО, катехизаторской переписки, миссионерского служения; 3) разрабатывает программы тюремного служения. Сектор взаимодействия с УИС работает в тесном сотрудничестве с миссионерским факультетом ПСТГУ, где студентами-дипломниками ведется разработка и апробация методик, учитывающих специфику обучения в местах лишения свободы /условия содержания, уровень образования, наличие пожизненного срока заключения, возможное обучение личного состава колоний/. Система дистанционного обучения основам православия – это существенная помощь в Евангельском просвещении нуждающихся. Цели программы: 1) Духовно-нравственная поддержка сотрудников и реабилитация осужденных. Воцерковление, подготовка их к сознательному участию в таинствах Церкви. 2) Организация полезной занятости осужденных в условиях сокращения привлечения их к оплачиваемому труду. 3) Подготовка к поступлению в высшее или средне-специальное учебное заведение. Решается задача связи с православными учебными заведениями или стимуляции самообразования. Уровень образования осужденных в основном не очень высок, что является сдерживающим фактором для поступления в какое-либо учебное заведение после освобождения. Хорошо успевающие осужденные, после окончания обучения и освобождения могут быть рекомендованы к поступлению в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. В настоящее время разработано пять курсов, три из которых защищены на миссионерском факультете, как дипломные работы.

«Священная история Нового Завета» по книге «Четвероевангелие» архиепископа Аверкия /Таушева/, сост. Пономарева Н., Артамонов В., Ковынева И., студенты ПСТГУ. Данный курс призван глубоко познакомить обучаемых с Евангелием, научить их сопоставлять свою жизнь с евангельскими принципами, а так же показать, что вся церковная жизнь и традиции укоренены в Евангелии. В качестве дополнительной справочной книги курс использует «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского и рекомендует другую литературу.

В курсе «Основы нравственности» принципы и категории христианской этики, сформулированные в Евангелии, переводятся в практические правила жизни, так как практическое применение нравственных принципов, почерпнутых из Евангелия, является важной ступенью духовного роста. Поэтому данный курс должен предварять изучение догматических вопросов по Катехизису.

Два курса «Катехизис. Начальные понятия», краткий и полный, призваны дать начальное представление о догматах православной веры.

Курс «Закон Божий» по книге прот. Соколова рассчитан на тех людей, сидящих в местах лишения свободы, кто имеет только начальное общее образование.

При разработке курсов сформулированы основные принципы дистанционного обучения, которые предваряют каждый курс как введение. Курсы обеспечены методическими указаниями.

Дистанционное обучение ставит следующие задачи:

Духовная:

постепенное воцерковление христиан в заключении,

подготовка к сознательному участию в таинствах Церкви,

делать их встречи со священнослужителями наиболее душеполезными.

Педагогическая:

научить человека внимательно читать достаточно непростой текст и находить в нем ответы на вопросы, задаваемые в методическом руководстве;

побудить обучаемого к более частому и сознательному чтению Евангелия и запоминанию отрывков евангельского текста с целью использовать их при ответах на контрольные вопросы;

стимулировать обучаемого к размышлению над вопросами и использованию для ответов дополнительной литературы.

Организационная задача дистанционного обучения состоит в помощи по устроению жизни православной общины.

Связь с православными учебными заведениями для стимуляции самообразования.

Педагогические задачи, например, решались следующим образом: составлены подробные вопросы, к евангельскому тексту, на которые обучаемый последовательно отвечает. Этот принцип используется в учебниках для младшей и средней школы. Общеизвестно, что прочитывая текст, человек усваивает информацию пассивно. Это значит, что ему трудно пересказать сразу содержание даже незначительного отрывка текста. Подробные вопросы к тексту помогают активно воспринять содержание отрывка, лучше усвоить информацию.

Для глубокого изучения материала важно выбрать хорошую книгу. Текст должен быть с одной стороны достаточно простым и кратким, чтобы не утомлять читателя, с другой стороны максимально содержательным. Принципы составления вопросов имеют как общую часть для всех выбранных книг, так и часть, ориентированную на конкретную книгу, выбранную для обучения.

Общие принципы составления вопросов:

Вопросы должны быть поставлены к каждому смысловому отрывку, каждой главы книги. Вопросы и темы сочинений должны учитывать объем уже пройденного материала.

Нельзя формулировать вопрос, ответ на который может предполагать дополнительные знания. Если же такой вопрос формулируется, то должны быть указаны доступные источники, из которых эти знания можно почерпнуть.

Необходимо точно знать, какой ответ на поставленный вопрос предполагается, желательно иметь его в сформулированном виде.

Для стимуляции мышления возможно и полезно использовать различные формулировки вопросов, предполагающие близкий по смыслу ответ.

Именно с помощью правильно сформулированных вопросов могут решаться поставленные духовные задачи. Это можно рассмотреть на примере курса дистанционного обучения «Священая история Нового Завета».

Курс составлен по книге Архиепископа Аверкия (Таушева) «Четвероевангелие» коллективом авторов: Пономаревой Н. В., Артамоновым В., Ковыневой И., Лукиным А. Андреевым С. Сиренко С. А. Православные общины, которые создаются в местах лишения свободы, нуждаются в регулярном изучении основ православной веры. Однако обучение должно быть дистанционным, т.к. регулярное очное обучение проводить либо некому, либо нет возможности вследствие удаленности места заключения, или специфики режима содержания. Оно должно быть рассчитано на средний образовательный уровень учащихся. Дистанционное обучение основам православия доступно всем желающим, тогда как заочное институтское образование доступно далеко не всем. (Хотя в последствии прошедшие курс дистанционного обучения могут попробовать стать студентами заочного отделения института.)

Для того, чтобы составить курс по изучению Евангелия, была выбрана книга комментариев «Четвероевангелие» архиепископа Аверкия (Таушева).

Принципы составления вопросов данного курса таковы:

1. Обучаемые должны хорошо усвоить исторический контекст евангельских событий и написания Евангелия. Все мы живем в мире, который отверг Христа и лежит во зле. Нашу веру всегда будут ослаблять рассуждения, в том числе и о том, что “религия – опиум народа”, а Иисус Назарянин либо выдумка, либо простой человек, один из руководителей иудейского народа. Историческое знание должно утверждать нас в нашей вере и помогать другим свидетельствовать об истинности происходящего. Кроме того, большинство сектантских откровений, которые противоречат книгам Нового Завета и апостольскому Преданию, написаны гораздо позже. Это всегда будет основанием, чтобы этим откровениям не доверять.

2. Должны они также знать события земной жизни Господа Иисуса Христа. В тексте Евангелия мы не раз будем сталкиваться со словами о любви к Господу. Главную заповедь сам Господь формулирует так: «Возлюби Бога и ближнего, как самого себя», Он говорит также: «Любишь Меня, соблюди заповеди Мои», трижды спрашивает апостола Петра: «Любишь ли ты Меня?» перед тем, как вверить под его попечение «Свое стадо». Чтобы любить Господа так, как Его любили Петр, Иоанн и другие, чтобы ради любви к Нему стремиться исполнить Его заповеди, которые порой кажутся невыполнимыми, надо хорошо знать нашего Господа. Это одна из целей, с которой мы изучаем события Его земной жизни.

3.Обучаемые должны знакомиться с церковной традицией, знать об основных праздниках Церкви, знакомиться с простыми богослужебными текстами, праздничными иконами, постепенно осознавая, что вся церковная жизнь зиждется и укоренена в Евангелии.

4.Вопросы, апеллирующие к личному опыту обучаемого, должны развивать в нем способность к самоанализу и, постепенно, с помощью сравнения своей жизни и Евангельских заповедей, приводить его к покаянию. Ответы именно на такие вопросы и предполагают творческий подход обучаемого к заданиям.

Предполагалось, что эти принципы составления вопросов и помогут решать основную ДУХОВНУЮ задачу дистанционного обучения.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ задача дистанционного обучения решалась следующим образом:

Общине предлагалось под руководством выбранного старосты постепенно прочитывать материал и обсуждать его совместно, пользуясь по возможности дополнительными источниками информации. Что происходило при изучении Евангельского курса? Прочитав самостоятельно часть Евангельского текста и комментариев к нему, члены общины, согласно нашим рекомендациям собирались для совместного чтения Евангелия и обсуждения ответов на вопросы. Более грамотные и духовно опытные члены общины читали дополнительные комментарии высказывали дополнения. Такое обсуждение, безусловно, позволяло еще более активно и глубоко усваивать материал книги, что помогало потом успешно самостоятельно письменно отвечать на вопросы. Кроме того, совместное обсуждение ответов на вопросы создавало дополнительную форму встреч членов общины.

Идеальный вариант, когда тюремная община собирается для обучения основам веры под руководством священника. Однако это не возможно, потому что не каждый священник может часто посещать места лишения свободы. Опыт показал, что встречи общин в местах лишения свободы строятся в основном на совместных молитвах. «Обычно они как могут, читают каноны и акафисты, обращаются к нам за литературой, по которой могли бы служить мирянским чином» [19, 4]. Таким образом, встречи, связанные с обучением, существенно разнообразят жизнь общины.

Любой достаточно грамотный мирянин может проверять письменные работы с ответами на вопросы. Даже более того, грамотный человек с хорошим уровнем образования при проверке может прочитать ответ на вопрос в книге, а значит с помощью такой проверки сам «получить образование» по этому предмету.

Наиболее подходящий контингент проверяющих – это студенты духовных учебных заведений. Они знакомы с материалом, проверка не займет у них много времени. Кроме того, курс составлен так, что на первые блоки вопросов существуют стандартные, составленные авторами ответы, которые просто раскрывают смысл изучения той или иной части книги. Проверяющему необходимо выявить только грубые ошибки.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дипломная работа на тему 

    Диплом
    Дворянский быт конца XVIII - начала XIX века строился как набор альтернативных возможностей («служба – отставка», «жизнь в столице - жизнь в поместье», «Петербург – Москва», «служба военная - служба статская», «гвардия – армия» и пр.
  2. Дипломная работа   на тему:     

    Диплом
    Актуальность темы исследования. Радикальные изменения, происходящие в современной России, привели к серьезному осложнению социально–экономической, политической и демографической ситуации.
  3. Дипломная работа на тему (2)

    Диплом
    Дипломная работа на тему: Международное сотрудничество в борьбе с преступностьюАвтосркая работа от Сергея С.  Особенность в том, что она написана с применением только электронных средств.
  4. Дипломная работа на тему: Информационное обеспечение выставочной деятельности

    Диплом
    Этот диплом написан на материалах действующего предприятия, писался под четким руководством научного руководителя, выверен до запятой, успешно защищен.
  5. Дипломная работа На тему: «Кредитный процесс: понятие, этапы и организация кредитного процесса в Сбербанке России»

    Диплом
    Порядок предоставления Сбербанком России и его филиалами кредитов физическим лицам на цели личного потребления. № 1104-2-р от 05.05.2004 г. (редакция 3).
  6. Дипломная работа на тему: Организация продвижения услуг туроператора «У»

    Диплом
    Этот диплом написан на материалах действующего предприятия (крымский туроператор), писался под четким руководством научного руководителя, выверен до запятой, успешно защищен.

Другие похожие документы..