Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сочинение'
137 Математика п. 8-3 , повторити правила, підготуватися до контрольної роботи № 847, 8 5, , 938 Основи здоров’я § 15-1 стор....полностью>>
'Документ'
Объектом проектирования является любой объект, для которого необходимо разработать автоматизированную информационную систему. Объект для проектировани...полностью>>
'Документ'
Правила техники безопасности и производственной санитарии в винодельческой промышленности разработаны канд. техн. наук В. Д. Емельяновым, инженерами ...полностью>>
'Семинар'
Постановка проблемы. Основой реформирования системы инженерно-педагогического образования являются эвристично – поисковые модели учебного процесса, к...полностью>>

Учебная программа по курсу «Новая история» (1640 1900 гг.) для студентов специальности «юриспруденция»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Российской Федерации

Славянский - на – Кубани государственный педагогический институт

Кафедра истории и методики ее преподавания

Учебная программа

по курсу «Новая история»

(1640 – 1900 гг.)

для студентов специальности «юриспруденция»

Программу составил:

К.и.н., доцент

С.А. Щербинин

Переутверждена на заседании

кафедры истории и методики

ее преподавания

протокол № 1 от 29.08.09.

Зав. кафедрой Н.Б. Акоева

Славянск-на-Кубани

2009

Пояснительная записка

1.1. Назначение дисциплины ее место в системе подготовки специалиста

Программа курса «Новая история» предусматривает изучение важнейших этапов развития отдельных государств и морового сообщества в целом в 1640-1900 гг..

В основу рабочей программы – лекционных и семинарских занятий положен следующий замысел:

  • взгляд на исторический процесс, как на сложное социально-экономическое и политическое явление;

  • характеристика развития отдельных государств и их влияния на ход исторического процесса;

  • введение дополнительных источников и литературы по темам курса «Всеобщая история»;

Предлагаемый учебно-методический материал предназначен для студентов третьего-четвёртого курсов исторического факультета.

Его цель: оказать помощь в изучении Всеобщей истории с учетом подготовки учебных планов в вузах России, в связи с новыми подходами к освещению некоторых сторон исторического процесса и публикаций неизвестных произведений, источников.

1.2. Требования к знаниям и умениям обучаемого.

Студент должен знать:

  • Основные закономерности и направления развития исторического процесса.

  • Специфику развития мирового сообщества в период Новой истории, социальные, политические и изменения этого периода.

  • Основные культурно-исторические достижения, исторические факты и события, даты, термины, имена исторических деятелей.

  • Особенности социально-экономического развития отдельных государств в основные периоды Новой истории

Студент должен уметь:

  • работать с научной литературой по истории;

  • овладеть навыками проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала;

  • сформировать творческое отношение к изучаемому историческому прошлому свою собственную позицию по отношению к мировой истории;

  • найти общее и особенное в развитие отдельных государств на определённом этапе развития человеческого общества;

В результате изучения курса должен получить дополнительные стимулы к развитию черт интеллигентной личности; способность к аналитическому мышлению; стремление к расширению общей эрудиции; способность к ведению диалога; соблюдению норм политической культуры.

1.3. Обоснование структуры учебной дисциплины.

В начале курса читается вводная лекция, в которой излагается объект, предмет, структура, цель и задачи предмета. Затем слушателей необходимо ознакомить с основными вопросами и проблемами, раскрывающими сущность Новой истории как раздела исторической науки. Семинарские и практические занятия проводятся с целью закрепления изучаемого материала.

Контроль знаний обеспечивается экзаменом в конце года и контролем в ходе учебного процесса.

1.4. Рекомендации к применению различных видов

учебных занятий.

Применяются традиционные формы лекций, материал которых закрепляется на семинарских занятиях.

Семинарские занятия могут проводиться в различных формах: традиционные семинары, круглые столы, семинары-диспуты и т.д.

На семинарских занятиях проблемные вопросы получают освещение в виде дискуссии, используются также отдельные сообщения и короткие выступления по теме.

1.5. Методические рекомендации преподавателю

Основным методом работы преподавателя является лекционно-семинарский. Лекция – основа курса и должна быть готова к моменту проведения занятия. Для повышения уровня лекционных занятий необходимо регулярно посещать открытые лекции ведущих преподавателей, участвуя затем в их обсуждении. Основной формой проведения семинарских занятий остается классическая. Экспериментами часто увлекаться не следует, классическая форма доказала свою прочность и результативность.

Для оценки знаний студентов необходимо систематически проводить контрольные проверки знаний, формы которой могут быть различными. При аттестации оценивается весь спектр учебы студента в институте за отчетный период. Важнейшей формой контроля знаний является сдача экзаменов.

1.6. Рекомендации по использованию информационных технологий обучения.

Студентам рекомендуется использовать глобальную сеть «Интернет», огромную помощь могут оказать интерактивные библиотеки (www lib. ru, www ablest. ru и др.). Вполне полезной окажется информация находящаяся в электронных и интерактивных энциклопедиях.

2. Тематический план.V семестр

Тема

Лекции

Семинары

СРС

Всего

1

Английская буржуазная революция XVII века.

2

2

4

8

2

Англия в 1660 – 1788 гг.

2

2

4

8

3

Первая американская революция и образование США

2

2

4

8

4

Германия и Австрия в XVII – XVIII вв.

2

2

4

8

5

Италия, Испания и Португалия в XVII – XVIII вв.

2

2

4

8

6

Франция в XVII – XVIII вв.

2

2

4

8

7

Великая Французская буржуазная революция

2

2

4

8

8

Франция в годы Термидорианского Конвента, Директории, Консульства и Империи

2

2

4

8

9

Африка и Азия в XVII – XVIII вв.

2

2

4

8

всего

18

18

36

72

3. Основное содержание курса

3.1. Теоретическая часть

Тема 1. Проблемы определения времени Новой истории.

Новая история: проблема содержания понятия. Принципы и подходы, возможные для обоснования начала Новой истории. Основные варианты хронологии и периодизации Новой истории в отечественной и зарубежной исторической науке.

Тема 2. Английская буржуазная революция XVII века.

Социально-экономические, политические и идеологические предпосылки революции.. Абсолютизм как историческое явление и его отличительные черты в Англии. «Конституционный период» революции, его основные события и итоги (1640 – 1642). 1-я гражданская война (1642 – 1646) и борьба за углубление демократического содержания революции (1647 – 1649). 2-я гражданская война и ее политические последствия.

Социально-экономическая и политическая жизнь Англии в период индепендентской республики (1649 – 1953).

Протекторат Кромвеля, причины его установления и основные мероприятия. Значение Английской революции для моодернизации европейского общества и перехода от традиционного, аграрного общества к индустриальному.

Тема 3. Англия в 1660 – 1788 гг.

Особенности режима реставрации в Англии (1660 – 1688). Государственный переворот 1688 г. и начало складывания монархии.

Внутриполитическая жизнь и внешняя политика Англии в начале – середине XVIII века. Становление конституционализма как государственно-правовой системы. Либерализм и консерватизм как основа двухпартийной системы.

Развитие экономики Англии в XVIII веке. Промышленный переворот, его социально-экономические последствия.

Тема 4. Первая американская революция.

Образование США.

Социально-экономическое развитие североамериканских колоний Англии в XVII в. Складывание основных групп противоречий между метрополией и колонистами.

Основные события войны за независимость США (1775 – 1783). Проблема внутриформационного характера революции.

Конституция США 1787 г. и «Билль о правах, их социально-классовое содержание. Особенности государственного устройства США. Влияние войны за независимость на интеграцию мировой цивилизации

Тема 5. Германия в XVII – XVIII вв.

Политическое и социально-экономическое развитие Германии во второй половине XVII в.

Брандебург – Пруссия в XVII – XVIII вв. Возвышение Пруссии при Фридрихе II.

Тема 6. Владение Габсбургов в XVII – XVIII вв.

Участие Австрии в войнах конца XVII начала XVIII вв. развитие экономики во второй половине XVII – XVIII вв. причины и итоги войны за австрийское наследство. Реформы Марии –Терезии и Иосифа II. Складывание просвещенного абсолютизма в Австрии. Положение в Венгрии во второй половине XVII – XVIII вв.

Тема 7. Италия, Испания и Португалия в XVII – XVIII вв.

Политическое и экономическое положение Италии в XVII – первой половине XVIII в.

Подъем экономики и культуры Италии во второй половине

XVIII в.

Война за испанское наследство и политика просвещенного абсолютизма в Испании (конец XVII – конец XVIII вв.). Особенности развития и политической ориентации Португалии во второй половине XVII – XVIII вв. Просвещенный абсолютизм в Португалии.

Тема 8. Франция в XVII – XVIII вв.

Политика Мазарини и фронда. Расцвет французского абсолютизма при Людовике XIV. Дипломатия и внешняя политика при Людовике XIV. Французский абсолютизм при Людовике XIV. Положение Франции в 70 – 80-х годах XVIII в. Складывание идеологических предпосылок революции.

Тема 9. Великая Французская буржуазная революция

Предпосылки и причины революции, кризис сословно-корпоративного строя. Просвещение и его влияние на социальные настроения во Франции и других странах. Обострение конфликта третьего сословия и абсолютизма и складывание революционной ситуации. Хронология и периодизация революции. Основные события 1-го и 2-го этапа революции. Установление республики.

Якобинская диктатура (2 июня 1793 – 27 июля 1794 г.) как высший этап революции. Основные мероприятия якобинцев.

Причины падения Якобинской диктатуры.

Тема 10. Франция в годы Термидорианского Конвента, Директории, Консульства и Империи.

Основные мероприятия термидорианского Конвента. Ключевые положения Конституции III года.

Внутренняя и внешняя политика Директории (1795 – 1799). Особенности периода консульства во Франции. Войны 1800 – 1803 гг.

Социально-классовая сущность 1-й Империи во Франции (1804 – 1814). Продолжение наполеоновских воин и падение Империи.

Тема 11. Европа в годы французской революции и наполеоновских войн.

Социально-экономическое положение и внешняя политика Англии.

Ситуация в германских государствах.

Политическая жизнь Италии. Италия под властью Наполеона.

Испания и Португалия в годы французской революции и наполеоновских войн.

Тема 12. Африка и Азия в XVII – XVIII вв.

Основные проблемы и тенденции развития восточных обществ. Возникновение представления о единстве исторического процесса и складыванием колониальной системы. Иран в XVII – XVIII. Османская империя Турция в XVII – XVIII. Индия в XVII – первой четверти XIX. Китай в XVII – первой четверти XIX.

3.2 Планы семинарских занятий.

Тема 1. Проблемы определения времени начала новой истории

План.

  1. Новая история: проблема содержания понятия.

  2. Принципы и подходы, возможные для обоснования начала Новой истории.

  3. Великие географические открытия, Реформация, Нидерландская буржуазная революция, Английская и Французская буржуазные революции и иные вехи начала Новой истории: влияние событий на формационные, политические и социо-культурные изменения в Европе.

  4. Проблема начала нового времени в отечественной и зарубежной исторической науке: сходства и различия в подходах.

Тема 2. Английская буржуазная революция: причины, политические течения, установление индепендентской республики

План
  1. Англия накануне революция: общеевропейские и специфически английские формы столкновения абсолютизма и буржуазии. Причины созыва Долгого Парламента.

  2. Борьба Долгого Парламента против абсолютизма и столкновение политических течений внутри Парламента. Учреждение индепендентской республики, ее социальная сущность.

  3. Движение левеллеров и диггеров, их политическая и классовая сущность.

Тема 3. От протектора Кромвеля к реставрации Стюартов

и парламентской монархии.

План

  1. Причины возвышения Кромвеля и роспуска долгого Парламента. Протекторат Кромвеля как первый опыт буржуазной диктатуры.

  2. Социально-экономические предпосылки для Реставрации Стюартов. Режим Реставрации, его влияние на социально-экономическое развитие Англии.

  3. Причины переворотов 1688 г. основные признаки парламентской монархии в Англии.

Тема 4. Первая американская революция. Образование США.

План

  1. Социально-экономические развитие североамериканских колоний Англии в XVII - первой половине XVIII в. Основные группы противоречий между метрополией и колонистами.

  2. Начало революции. Основные события войны за независимость США.

  3. Конституция США и «Билль о правах», их социально-классовое содержание.

  4. Сравнительный анализ американской и английской буржуазных революций. Проблема внутриформационного характера американской революции.

Тема 5. Германия и Австрия в XVII – XVIII веках

План
  1. Германия в XVII – XVIII вв. Возвышение Пруссии при Фридрихе II.

  2. Реформы Марии – Терезии и Иосифа II в Австрии.

  3. Сравнительный анализ социально-экономического и политического развития германии и Австрии в XVII – XVIII вв.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебная программа по курсу «Новая история» (1640 1900 гг.) для студентов специальности «История»

    Программа
    Его цель: оказать помощь в изучении Всеобщей истории с учетом подготовки учебных планов в вузах России, в связи с новыми подходами к освещению некоторых сторон исторического процесса и публикаций неизвестных произведений, источников.
  2. Программа обязательного учебного курса для специальности «Юриспруденция»

    Программа
    История права и государства зарубежных стран принадлежит к числу фундаментальных юридических дисциплин, изучаемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «новая и новейшая история зарубежных стран» специальности 050401 история

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории и права (в соответствии с дополнительной специальностью) по специальности 050401 История с дополнительной специальностью при очной форме обучения 5 лет.
  4. Учебный план специальности индекс Название дисциплин Семестр Составитель умк дпп дисциплины предметной подготовки

    Документ
    Дисциплина «История первобытного общества» относится к блоку дисциплин предметной подготовки. Она изучается в 1 семестре. Общий объем 48 часа, из них на аудиторные занятия отводится 18 часов, на самостоятельную работу – 28 часов.
  5. Учебное издание Учебные программы и методические материалы кафедры теории и истории государства и права

    Учебно-методическое пособие
    Учебные программы и методические материалы кафедры теории и истории государства и права : учеб.-метод. пособие / сост.: А. Р. Еремин, С. В. Бочкарева, В.

Другие похожие документы..