Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Розвиток дитини в перинатальний період. Дородові матриці. Пологи. Анатомо-фізіологічні особливості новонародженої дитини. Рефлекси, активні та пасивн...полностью>>
'Реферат'
В этой работе, я хочу рассказать о том, что М.В. Ломоносов принадлежит к числу универсальных деятелей мировой культуры, которые в своем творчестве во...полностью>>
'Документ'
До недавнього часу політична психологія як наука в нашій країні фактично не розвивалася. Зараз із становленням демократичного відкритого суспільства ...полностью>>
'Документ'
6. Сведения о руководителе (ином лице, уполномоченном в соответствии с уставом действовать от имени организации) (заполняются, если такие сведения име...полностью>>

Комментарий к Правилам дорожного движения Российской Федерации

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Белый, медленно мигающий сигнал светофора перед железнодорожным переездом равен по значению зеленому сигналу обыкновенного светофора.

Особое внимание требуется от водителей в случае, если на переезде светофорная сигнализация отключена: прежде чем выехать на переезд, они должны самостоятельно оценить ситуацию и выезжать на переезд, лишь убедившись в отсутствии приближающегося поезда.

Порядок проезда железнодорожных переездов рассмотрен в разделе 15 Правил.

6.10. Сигналы регулировщика имеют следующие значения. Руки вытянуты в стороны или опущены:

со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;

со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.

Правая рука вытянута вперед:

со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях;

со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;

со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;

пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.

Рука поднята вверх:

движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил.

Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.

Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем).

Если регулировщик поднял руку вверх, движение машин и пешеходов с любых сторон запрещено (рис. 45). Такой жест регулировщика равнозначен желтому сигналу транспортного светофора, работающего в основном трехцветном режиме.

"Рис 45"

Следовательно, если нет возможности остановиться без экстренного торможения, водителям разрешено продолжить движение.

Проиллюстрируем оставшиеся два сигнала регулировщика схемами (рис. 46 и 47).

"Рис. 46"

"Рис. 47"

Следует обратить внимание, что одни и те же сигналы регулировщика имеют разные значения для водителей трамваев и безрельсовых транспортных средств. А вот сигналы светофора воспринимаются всеми водителями одинаково. При одном и том же сигнале регулировщика трамваи могут двигаться в одном направлении, а безрельсовые транспортные средства чаще всего еще и в других.

Если регулировщик управляет движением на перекрестке многополосных дорог, водителям необходимо соблюдать "правило рядности", сформулированное в п. 8.5 Правил.

6.11. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте (рис. 48).

"Рис. 48"

6.12. Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения (рис. 48).

6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знак 5.33) (рис. 49), а при ее отсутствии:

на перекрестке - перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам (рис. 50);

перед железнодорожным переездом - в соответствии с пунктом 15.4 Правил;

в других местах - перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.

"Рис. 49"

"Рис. 50"

6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.

Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно - остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

Правила допускают экстренное торможение только в случаях предотвращения ДТП. Экстренного торможения следует по возможности избегать, так как оно может оказаться неожиданным для следующих сзади водителей. Кроме того, при экстренном торможении возможен занос транспортного средства.

Пешеходы при движении через проезжую часть на регулируемом светофором перекрестке или пешеходном переходе должны учитывать продолжительность горения сигналов светофора.

6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.

В случае если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков приоритета, водители должны руководствоваться сигналами светофора.

Регулировщик имеет наивысший приоритет в управлении движением. Любые его указания по порядку движения для водителей обязательны. Так, например, по его требованию водителям запрещено выезжать на перекресток даже при разрешающем сигнале светофора (рис. 51) или по его указанию они обязаны прекратить движение в зоне действия знака 3.27 "Остановка запрещена" и т.п.

Установка знаков приоритета вместе со светофорами позволяет регламентировать движение транспортных средств как в случае, если данный перекресток является регулируемым (т.е. светофор работает в основном трехцветном режиме) (рис. 52), так и в случае, когда тот же самый перекресток является нерегулируемым (т.е. светофор выключен либо работает в режиме желтого мигающего сигнала) (рис. 53).

"Рис. 51"

"Рис. 52"

"Рис. 53"

6.16. На железнодорожных переездах одновременно с красным мигающим сигналом светофора может подаваться звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников движения о запрещении движения через переезд.

Звуковой сигнал - мера, позволяющая привлечь дополнительное внимание водителей и пешеходов к запрещающему сигналу светофора.

7. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки

Аварийная сигнализация - это специальная система оповещения, при включении которой начинают одновременно работать все указатели поворота (рис. 54). Она привлекает внимание остальных участников движения и информирует их об опасности. Аварийной сигнализацией оборудуются практически все выпускаемые в настоящее время механические транспортные средства. Она включается кнопкой, расположенной в салоне автомобиля рядом с панелью приборов. Чаще всего это кнопка оранжевого или красного цвета, на которой изображен треугольник (рис. 55).

"Рис. 54"

"Рис. 55"

7.1. Аварийная световая сигнализация должна быть включена:

при дорожно-транспортном происшествии;

при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;

при ослеплении водителя светом фар;

при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве).

Водитель должен включать аварийную световую сигнализацию и в других случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство.

Включение аварийной сигнализации при происшествии на дороге позволит предупредить других водителей об опасной ситуации: чтобы они смогли объехать поврежденные транспортные средства, пострадавших и тех, кто оказывает им первую помощь.

Не менее важно оповестить участников движения при вынужденной остановке в местах, где она запрещена. Прекращение движения в таких местах может создать помехи и быть неожиданным для других водителей. Аварийную сигнализацию включают и при ослеплении (подробнее об этом в разделе 19 Правил).

Первое, что обязан сделать водитель при ослеплении, - это предупредить остальных участников движения включением аварийной сигнализации.

На буксируемой машине аварийную сигнализацию включают для привлечения внимания водителей других транспортных средств и пешеходов. Буксируемый транспорт обладает намного меньшей маневренностью. Аварийная сигнализация поможет водителям распознать опасность и не встраиваться между буксируемым и буксирующим автомобилями.

Необходимость включения аварийной сигнализации в иных случаях определяет сам водитель. Так, например, аварийная сигнализация может быть включена на транспортном средстве, движущемся из-за неисправности на пониженной скорости к месту ремонта.

7.2. При остановке транспортного средства и включении аварийной световой сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:

при дорожно-транспортном происшествии;

при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.

Этот знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Однако это расстояние должно быть не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м - вне населенных пунктов.

Знак аварийной остановки в соответствии с ГОСТ 24333-99 - это равносторонний треугольник красного цвета, отражающий (катафотирующий) свет, характеристики которого отвечают Правилам N 27 ЕЭК ООН (рис. 56). Он выставляется на проезжей части так, чтобы водители, движущиеся по полосе, на которой возникло препятствие, сначала увидели знак, а затем уже стоящее транспортное средство и успели принять меры по безопасному объезду.

"Рис. 56"

Водители, прежде чем выставить знак, обязаны включить аварийную сигнализацию. Если аварийная сигнализация вышла из строя, например повреждена при дорожно-транспортном происшествии, знак аварийной остановки все равно предупредит других участников движения об опасности.

При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все меры для отвода транспортного средства из этих мест (п. 12.6 Правил).

Предельное расстояние, на котором устанавливается знак аварийной остановки, водитель выбирает, исходя из условий своевременного обнаружения опасности, создаваемой его транспортом.

Чем выше скорость движения по дороге, тем на большем расстоянии выставляется знак.

Именно поэтому в населенных пунктах, где скорости движения ниже, минимальное расстояние, на котором выставляется знак, меньше (рис. 57), чем вне населенных пунктов, где скорости движения выше (рис. 58).

"Рис. 57"

"Рис. 58"

7.3. При отсутствии или неисправности аварийной световой сигнализации на буксируемом механическом транспортном средстве на его задней части должен быть закреплен знак аварийной остановки (рис. 59).

"Рис. 59"

8. Начало движения, маневрирование

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения.

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

В этом пункте ПДД регламентировано пять случаев, когда водитель должен давать информацию о своих намерениях: перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом и остановкой.

Перестроение - обязательный элемент обгона (рис. 60). Прежде чем выехать из занимаемой полосы, водитель обязан включить левый указатель поворота. После перестроения влево - выключить. Затем, перед возвращением на прежнюю полосу, он должен включить правый указатель поворота, который, по завершении обгона, также следует выключить.

"Рис. 60"

Прежде чем приступать к рассмотренным маневрам, водителю следует убедиться в их безопасности и в том, что он не создаст помех другим участникам движения.

Указатели поворота необходимо включать перед началом движения или при маневрировании, даже если на дороге нет других транспортных средств.

Своевременная подача сигналов поможет безопасно начать движение и маневрировать.

Не случайно Правила обязывают при неисправности световых указателей поворота или их отсутствии подавать эти сигналы рукой.

Сигналы маневрирования, подаваемые рукой, показаны на рис. 61-65.

"Рис. 61"

"Рис. 62"

"Рис. 63"

"Рис. 64"

"Рис. 65"

8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

Правила не указывают, в какой именно момент должен включаться указатель поворота или подаваться сигнал рукой. Заблаговременно - это так, чтобы все остальные участники движения успели среагировать. Целесообразно подавать такие сигналы в населенных пунктах за 4-5 секунд, а вне населенных пунктов за 7-8 секунд до начала маневра. Хотя в каждом конкретном случае это время индивидуально.

Не случайно Правила ввели следующее ограничение: сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Например, водителю легкового автомобиля на рис. 66 необходимо повернуть на перекрестке направо. В этом случае в положении 1 включать указатель поворота преждевременно. Это может ввести в заблуждение пешеходов и водителя автомобиля, выезжающего из двора, а также едущих сзади. Включать указатель поворота следует, лишь миновав въезд во двор (положение 2).

"Рис. 66"

Не следует включать указатель поворота или подавать сигнал рукой, если сама дорога поворачивает, а перекрестков или иных съездов с нее нет.

После завершения маневра следует незамедлительно выключить указатель поворота. В противном случае можно ввести в заблуждение других участников движения.

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней (рис. 67), а при съезде с дороги - пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает (рис. 68).

"Рис. 67"

"Рис. 68"

Указанные места перекрестками не считаются (см. п. 1.2 Правил).

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

В этом пункте Правил содержится два правила перестроения. Первое сформулировано в первом предложении (рис. 69). То есть если один водитель перестраивается, а другие едут прямо, то уступить дорогу должен тот, кто перестраивается.

Второе правило перестроения зафиксировано во втором предложении комментируемого пункта (рис. 70). В случае одновременного перестроения уступают те, кто имеет помеху справа.

"Рис. 69"

"Рис. 70"

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.8.1 или 5.8.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

Для поворота направо следует занять на проезжей части своего направления крайнее правое положение, чтобы повернуть налево или развернуться - крайнее левое (рис. 71). Правила не конкретизируют, за сколько времени или на каком расстоянии до поворота или разворота водитель должен начать перестроение. Однако очевидно, что нельзя совмещать перестроение в какое-либо крайнее положение на проезжей части с поворотом или разворотом, а также нарушать при этом указания дорожной разметки и законы перестроения.

"Рис. 71"

"Рис. 72"

Этим же пунктом Правил установлено, что при въезде на перекресток с круговым движением занимать какое-либо крайнее положение на дороге не требуется.

При въезде на перекресток с круговым движением, независимо от направления следования, можно двигаться по любой полосе данного направления (рис. 72). То есть в этом случае "правило рядности" не работает.

Еще раз следует обратить внимание на то, что это правило действует только при въезде на перекресток с круговым движением, а вот съезжать с него в соответствии с требованием комментируемого пункта Правил водители обязаны из крайнего правого положения (рис. 73).

На некоторых перекрестках без кругового движения водителям разрешено поворачивать не только из крайнего положения. На таких перекрестках установлены информационно-указательные знаки 5.8.1 или 5.8.2, подсказывающие, с каких полос и в каком направлении разрешено движение. Эту же функцию выполняет разметка 1.18. Следовательно, если перед перекрестком установлены такие знаки, то водители подчиняются только им, если нет - "правилу рядности", т.е. перед поворотом или разворотом они обязаны занимать на проезжей части данного направления соответствующее крайнее положение.

"Рис. 73"

"Рис. 74"

Если водителю необходимо повернуть налево или развернуться, а слева проходят трамвайные пути, то он обязан, не мешая трамваю, перестроиться на них и затем выполнить запланированный маневр (рис. 74).

Следует отметить, что так можно поступать только при отсутствии знаков 5.8.1, 5.8.2 либо разметки 1.18. К тому же Правила разрешают выезжать на трамвайные пути лишь попутного направления, расположенные слева на одном уровне с проезжей частью.

А если на дороге с трамвайными путями перед перекрестком установлены знаки 5.8.1, 5.8.2 либо нанесена разметка 1.18, тогда водители должны поворачивать налево или разворачиваться, не выезжая на трамвайные пути (рис. 75). В необходимых случаях следует уступить дорогу трамваю (п. 13.6 и 13.11 Правил). Обратите внимание, знаки 5.8.1 и 5.8.2 (разметка 1.18), разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот с этой полосы (приложение 1 к ПДД).

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части (рис. 76).

"Рис. 75"

"Рис. 76"

Если на дороге, на которую водитель поворачивает, имеется несколько полос, предназначенных для движения в попутном направлении, то он может въехать на любую из них, главное не оказаться на полосе встречного направления. Однако Правила потребовали при повороте направо двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части, а в случае поворота на дорогу с реверсивным движением даже обязали водителей двигаться именно так (п. 9.8 Правил).

8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

Крупногабаритный транспорт поворачивает по траектории, изображенной на рис. 77.

"Рис. 77"

Правила допускают при повороте крупногабаритного транспорта частичное или даже полное смещение на соседнюю полосу, конечно, при условии соблюдения безопасности движения.

Однако в таких ситуациях другие водители должны быть очень внимательны и помнить, что задние, чаще всего неуправляемые, колеса таких транспортных средств смещаются к центру поворота. Поэтому водители автопоездов, чтобы вписаться в поворот, вынуждены выезжать на соседние полосы. На рис. 77 показаны следы, которые оставляют передние и задние колеса крупногабаритных машин.

Поэтому двигаться одновременно с таким транспортом с внутренней стороны поворота опасно, туда будут смещаться его задние колеса.

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Как уже указывалось, перед поворотом налево или разворотом следует занять на проезжей части попутного направления крайнее левое положение.

Комментируемый пункт Правил обязывает перед такими маневрами вне перекрестка уступить транспортным средствам, путь движения которых водители пересекают, т.е. пропустить весь встречный транспорт и трамвай попутного направления (рис. 78).

Однако если водитель из-за габаритов транспортного средства не может выполнить разворот из крайнего левого положения, то допускается разворачиваться от правого края проезжей части (с правой обочины) (рис. 79). Следовательно, с середины проезжей части разворачиваться нельзя, несмотря на то, что в таком случае, возможно, места для разворота будет достаточно.

"Рис. 78"

" Рис. 79

"Рис. 80"

Разворачиваться необходимо так, чтобы не создать помех другим транспортным средствам. Если для разворота водитель занял крайнее левое положение, то он обязан уступить дорогу встречному транспорту и трамваю попутного направления. А если водитель разворачивается из крайнего правого положения, то он должен также уступить всем транспортным средствам попутного направления.

8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

Это положение Правил позволяет водителям машин, траектории которых пересекаются или совмещаются во дворах, на стоянках, полянах, территориях автозаправочных станций и т.п., определить порядок проезда (рис. 80).

И вновь, как и при выполнении второго правила перестроения, водители действуют по правилу "правой руки". Дорогу уступает тот, у кого помеха справа.

8.10. При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней.

При наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

На ряде дорог для поддерживания высоких скоростей движения и повышения их пропускной способности выделяются специальные полосы - разгона и торможения. Они отделены от остальной проезжей части прерывистой линией 1.8 горизонтальной разметки.

Чтобы съехать с такой дороги вправо, следует перестроиться на полосу торможения и на ней, никому не мешая, снижать скорость (рис. 81).

При выезде на дорогу с полосой разгона сначала следует двигаться по этой полосе, а затем, уступив транспорту, движущемуся в попутном направлении, перестраиваться на соседние полосы (рис. 82).

"Рис. 81"

"Рис. 82"

8.11. Разворот запрещается: на пешеходных переходах;

в тоннелях;

на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;

на железнодорожных переездах;

в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

в местах остановок маршрутных транспортных средств.

Помимо указанных в комментируемом пункте мест разворот запрещен на дороге в тех местах, где на проезжей части нанесена разметка 1.1, 1.3, 1.9, или же если водитель оказался со стороны сплошной линии разметки 1.11. Существуют и знаки, не позволяющие разворачиваться: 3.18.2, 3.19, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4, 5.1, 5.5, 5.10.1. Могут запретить разворот знаки 5.8.1 и 5.8.2. Также не допускается разворачивать свой транспорт после поворота в направлении стрелок в знаках 5.7.1, 5.7.2, 5.10.2 и 5.10.3.

Светофоры, у которых на всех линзах нанесены стрелки, тоже могут запретить разворот.

Знаки 5.11.1 и 5.11.2 специально указывают места и зоны разворота.

8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.

Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил.

Движение задним ходом всегда сопряжено с опасностью, так как при таком маневре видимость с места водителя обычно ограничена.

Поэтому, если водитель сам не в состоянии обеспечить безопасность движения задним ходом, надо прибегнуть к помощи других лиц. Только будьте внимательны и сразу же поставьте ваших помощников в безопасное место.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комментарий к уголовному кодексу российской федерации

    Кодекс
    Сверчков В.В., канд. юрид. наук, доц. - ст. 14, 16, 29 - 36, 44 - 59, 75 - 86, 104.1 - 104.3, 127.1, 127.2, 141 - 142.1, 158, 161 - 164, 166 - 168, 174, 174.
  2. В. В. Амбарцумян д-р техн наук, профессор современная концепция безопасности дорожного движения краткое содержание

    Краткое содержание
    Руководителям университетов и институтов: Станиславу Бородину (Академия МВД СССР), Вячеславу Приходько (МАДИ), Владимиру Филиппову (РУДН), Владимиру Шкрабаку (СПбГАУ), Анатолию Карунину (МАМИ), Михаилу Гюльхасяну (Арм.
  3. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации (2)

    Кодекс
    Смирнов А.В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, профессор Российской академии правосудия (Северо-Западный филиал) - общая редакция, введение, гл.
  4. Комментарий к гражданскому процессуальному кодексу российской федерации

    Кодекс
    Дегтярев С.Л., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА - ст. ст. 194 - 244, 378 - 391; ст. ст. 376, 377 (в соавт. с К.И.
  5. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации (1)

    Кодекс
    Томин В.Т., д-р юрид. наук, проф. - главы 1, 2 (статьи 9, 10, 18 и 19 совместно с О.В. Корнелюк), 10 (только статья 73), 11 (только статья 90 совместно с А.

Другие похожие документы..