Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Монография'
В работе представлена психолингвистическая типология художественных текстов по эмоционально-смысловой доминанте. На основе психиатрических критериев ...полностью>>
'Литература'
( В представленной на сайте версии работы изменены числовые данные. Для получения работы с корректными величинами, обратитесь на www.diplomant-spb.ru ...полностью>>
'Документ'
В мае 2007 года на базе Владимирского государственного университета в рамках инновационной образовательной программы на 2007 – 2008 гг. университетом...полностью>>
'Документ'
1.1. Перспективные специальности: металлургия черных металлов, металлургия цветных металлов, литейное производство черных и цветных металлов, стандар...полностью>>

В устойчивом развитии региона кохановская И. И

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УЧАСТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА

Кохановская И.И.

В условиях становления и развития в России цивилизованной рыночной экономики важнейшее значение приобретает проблема разработки системы механизмов устойчивого экономического роста. Несмотря на то, что впервые за последние годы радикальных реформ в России возросли основные макроэкономические показатели (валовой внутренний продукт, объёмы продукции промышленности, инвестиции в основной капитал, грузооборот транспорта, ввод в действие основных фондов), было бы преждевременно делать выводы о том, что все кризисные явления в российской экономике, в том числе региональной, преодолены.

В настоящее время России нужна новая региональная политика, при которой экономический потенциал будет формироваться не в центре, а на местах. Она должна быть построена на основе согласования интересов регионов и местного самоуправления, которое в свою очередь, должно быть ориентировано на саморазвитие территорий и повышение жизненного уровня населения. При этом только реальные, законодательно установленные бюджетно-налоговые полномочия могут быть основой для реальной ответственности региональных и местных органов власти за результаты своей финансовой и социально-экономической политики. Именно согласование интересов регионов и местного самоуправления через их реальные бюджетно-финансовые полномочия представляется перспективным направлением развития территорий.

Экономические интересы регионов отражают как национальные, так и региональные потребности, без удовлетворения которых существенно осложняется процесс устойчивого развития экономики региона, что оказывает влияние на обострение угроз безопасности страны и регионов. Одним из новых подходов в региональном управлении и осуществлении экономической политики субъектов РФ призван стать курс на устойчивое развитие. Ключевые для современной России проблемы преодоления экономического спада, обеспечения подъема экономики, улучшения состояния социальной сферы требуют объединенных усилий на федеральном и региональном уровнях. В то же время для решения этих проблем необходимы трансформация экономических и финансовых отношений между РФ и ее субъектами, дальнейшее развитие и углубление принципов федерализма, реализация современных принципов регионализации экономики, ориентированных на устойчивое и безопасное развитие.

В настоящее время нет единой трактовки понятия «устойчивое развитие» применительно к экономике. Устойчивое развитие, с нашей точки зрения, должно рассматриваться с позиций комплексности и системности, включающей все сферы деятельности: политическую, экономическую, социальную и экологическую. При этом главенствующее место в системе устойчивого развития должен занимать человек с его нуждами и потребностями. Переход на устойчивое развитие - это длительный процесс, требующий постоянного мониторинга и совершенствования методов реформирования экономики.

Обеспечение устойчивого развития экономики Российской Федерации должно подразумевать достижение в обозримой перспективе следующих целей:

  • динамичный рост макроэкономических показателей: валового внутреннего продукта, продукции промышленности, инвестиций в основной капитал, товарооборота, строительства, реальных денежных доходов населения;

  • экономическая безопасность страны;

  • расширенное воспроизводство восстанавливаемых и рациональное использование невосстанавливаемых природных ресурсов;

  • обеспечение достойного уровня жизни населения;

  • экологическая безопасность страны.

Обеспечение устойчивого развития понимается, с одной стороны, как активизация внутренних источников получения необходимых региону экономических, финансовых ресурсов, а с другой, как создание федеральными органами власти условий, способствующих переводу региональной экономики в режим финансовой устойчивости, самообеспечения на основе лучшего использования собственных возможностей.

Экономические и финансовые активы регионов характеризуются различным качеством, структурой и условиями освоения, что обусловливает региональные исторически сложившиеся особенности развития производительных сил и научно-технического прогресса. Территории субъектов Федерации имеют свои закономерности развития, учитывать которые не менее важно, чем законы экономического развития. Исторически сложившаяся специализация регионов предполагает детальный анализ экономических потенциалов для социально-экономического роста и развития.

Главное условие национальной модели устойчивого развития - независимое экономическое развитие, включающее взаимодействие с мировой экономикой через кооперационные связи производства инноваций и оптимальную структуру внешнеторгового товарооборота. Применительно к региону эта идея должна трансформироваться в идеологию обеспечения самодостаточного (при всей многозначности этого понятия) развития экономики региона, реально опирающаяся на свои силы и возможности. Самодостаточность не автаркия, а максимальная опора на поиск модернизационных источников саморазвития, включающая органическое вхождение экономики субъекта федерации в более широкое региональное образование, имеющее свои региональные рынки сбыта (регионализация экономики), а также вхождение в глобальное экономическое пространство общероссийского рынка.

В этой связи несомненны потенциальные возможности участия малого предпринимательства в формировании высокоразвитой хозяйственной структуры регионов. Будучи элементом региональной экономики, оно позволяет регионам успешно решать целый ряд экономических и социальных проблем, таких как: насыщение регионального рынка необходимыми товарами, работами, услугами; создание дополнительных рабочих мест; вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения; сокращение уровня безработицы в регионах; освоение и использование местных источников сырья; приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; возрождение социального строя собственников; формирование конкурентных рыночных отношений.

Этим и объясняется, что в рамках региональной политики неизменно приоритетным признается создание благоприятной среды для деятельности малых предприятий как основы региональной экономики. Для дальнейшего устойчивого развития сферы малого бизнеса в регионах целесообразно разработать и осуществить комплекс дополнительных мер по созданию благоприятных правовых и социально-экономических условий формирования целостной системы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства не только на федеральном, но и на региональном уровне.

Эта работа, с учетом предложений субъектов Российской Федерации, должна конкретизироваться по следующим основным направлениям:

  • формирование стабильной нормативно-законодательной базы поддержки малого предпринимательства на региональном уровне;

  • активизация работы по подготовке и принятию региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства, представляющих собой взаимоувязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, производственных, информационных и иных мероприятий;

  • усиление мер финансово-кредитной и инвестиционной поддержки предприятий малого бизнеса;

  • формирование региональной инфраструктуры поддержки малого бизнеса (создание бизнес-инкубаторов, бизнес центров, лизинговых компаний и др.).

Практическая реализация этих предложений, по нашему мнению, окажет положительное влияние на развитие и совершенствование форм предпринимательства в регионе, что обеспечит стабилизацию экономических процессов, активизацию научно-технической деятельности малых предприятий, улучшение инвестиционной обстановки в регионе, позитивные структурные изменения в малом бизнесе, укрепление социальной базы экономических преобразований.

Малое предпринимательство является важнейшей социально-экономической сферой рыночной экономики, активно взаимодействующей с другими структурами экономической системы, инициативно способствующей прогрессивному, динамичному развитию экономики страны, как вполне самостоятельная, развивающаяся форма экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, проблемами, достоинствами, закономерностями развития, нуждающейся в поддержке на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления.

Как показывает исследование экономической литературы, исследователи проблем деятельности малых предприятий почти не уделяют внимания их взаимоотношениям с местными органами власти. В то же время, именно практическая деятельность местных властей, регулирование ими земельных, арендных и иных отношений, организация всех видов контроля, обеспечение функционирования хозяйства оказывают решающее влияние на условия существования расположенных на их территории малых предприятий. Под региональным регулированием развития малого предпринимательства понимается экономическая политика, проводимая местными органами власти, согласованная с федеральной экономической политикой, с целью смягчения отрицательных воздействий, оказываемых на функционирование малого предпринимательства, а также стимулирования развития отдельных его направлений, основанная на применении различных стабилизаторов, таких как налоговые льготы, кредиты, инвестиции и т.п.

Региональные органы власти располагают определенными возможностями для содействия развитию малых предприятий. Практически сфера деятельности малых предприятий охватывает, главным образом, территорию отдельных районов. Поэтому на данном уровне регулирования может быть наиболее последовательно и четко обеспечено исполнение федеральных законов, а также разработка и принятие собственных нормативных актов, способствующих развитию малого предпринимательства.

В конечном итоге от местного подхода к решению текущих вопросов, деловой ориентации региональных органов власти и уровня их квалификации зависит судьба малых предприятий в конкретном регионе. Региональную социально-экономическую политику в отношении малого предпринимательства необходимо формировать с учетом значимости функций данного сектора экономики для конкретного региона. Реализация региональной политики призвана способствовать процессу саморазвития малого предпринимательства, устранению препятствий, особенно административного характера, созданию условий для активизации субъектов малого предпринимательства в различных отраслях экономики и видах деятельности. Именно на пересечении интересов региона и малого предпринимательства наиболее успешно может быть реализована региональная политика по отношению к этой сфере деятельности и повышению ее эффективности.

Одна из самых важных задач государственного регулирования - создание условий перехода от факторной стадии конкуренции к инвестиционной, совмещенной с инновационной стадией конкуренции. В современных условиях конкурентное преимущество обеспечивается главным образом за счет развитых факторов производства: новой техники и технологии, высокого уровня интеллектуального, научного потенциала, высококвалифицированной рабочей силы, предпринимателей, высокого потенциала знаний, инновационного менеджмента и маркетинга. В этих условиях особенно важно добиваться реализации принципа разделения и интеграции функций государственного предпринимательства между федеральной, региональной и муниципальной службами. Разделение функций между этими органами управления определяется тем, каким потребителям и общественным интересам какого уровня служат те или другие формы и структуры предпринимательства.

Регулирование и поддержка предпринимательских структур, от которых зависит экономическое развитие региона, обеспечиваются, прежде всего, региональным управлением, мобилизацией его ресурсов. Интеграция федерального, регионального и местного регулирования достигается, когда:

  • предпринимательство формируется на основе общих целей и принципов;

  • его результаты оцениваются на основе общих критериев;

  • осуществляется формирование стратегических субъектов предпринимательства и эффективных предпринимательских структур: технополисов, технопарков, инновационных центров, техноинкубаторов, бизнес-инкубаторов и т.д.;

  • обеспечивается стабильность законодательства, при которой любой предприниматель, начинающий свое собственное дело, мог точно знать свои права и обязанности, объем и форму предоставляемых ему льгот;

  • четко определены льготы и преимущества для малых предприятий; нужно отказаться от преобладания фискального подхода со стороны государства к малому бизнесу, его различным формам, сохранить льготы, действующие в настоящее время; придать инвестиционно-стимулирующую направленность государственной поддержке;

  • развивается система фондов поддержки малого предпринимательства, включая гарантийные фонды, и снижаются кредитные ставки для участников малого бизнеса;

  • обеспечивается правовое регулирование вопросов ипотечного кредитования.

Разработка стратегии социально-экономического развития региона является отправным пунктом в построении новых отношений между органами местной власти и участниками предпринимательства.

Стратегия регионального регулирования - это система управленческих действий, обеспечивающих перевод объекта регулирования из сложившегося состояния в желаемое, которая включает постановку научно-обоснованных, т.е. регионально-приемлемых, социально-привлекательных, экономически эффективных, реалистичных целей развития региона.

Региональное регулирование призвано координировать экономические и социальные процессы, протекающие в хозяйстве региона, и увязывать соответствующие индивидуальные, коллективные и общественные интересы.

В стратегические цели социально-экономического развития региона включаются:

  • обеспечение экономического роста хозяйственной деятельности;

  • достижение полной занятости, что предполагает решение двух ключевых задач: обеспечение работой и достойным доходом всех способных и желающих трудиться; избавление регионального хозяйства от потерь, связанных с недоиспользованием его трудовых ресурсов;

  • повышение экономической эффективности использования ресурсов региона;

  • обеспечение экономической свободы всем участникам хозяйственных отношений, а именно: свободы предпринимательства, свободы выбора экономических партнеров, свободы потребительских предпочтений;

  • стабилизация цен, поскольку их рост, равно как и резкое падение нарушают нормальный ход развития экономики;

  • развитие внешнеэкономических связей, которые обеспечивают необходимое равновесие и прочность позиций в торговых, финансовых, инвестиционных и других отношениях с зарубежными странами.

Эти цели могут достигаться путем осуществления конкретных функций регионального регулирования.

Приоритетными из них в отношении развития малого предпринимательства, являются следующие:

  • формирование и совершенствование региональной правовой базы, обеспечивающей развитие малого бизнеса;

  • стимулирование атмосферы общественного признания малого предпринимательства, способствующей его эффективному функционированию;

  • регулирование перераспределением доходов населения;

  • регулирование перераспределением ресурсов между предприятиями различных отраслей с целью изменения структуры регионального валового продукта;

  • контроль уровня занятости населения;

  • контроль уровня инфляции, порождаемой колебаниями экономической конъюнктуры;

  • обучение участников современного предпринимательства и, прежде всего, предпринимателей, способных к инновационной, рисковой деятельности во всех сферах экономики и реализующих эти возможности в практической деятельности;

  • эффективное управление региональной и муниципальной собственностью, грамотное проведение приватизации;

  • разработка системы взаимоувязанных комплексных региональных программ по поддержке малого предпринимательства;

  • формирование внешней среды малого предпринимательства;

  • финансовая, кадровая, правовая, имущественная и иная поддержка развития малого предпринимательства;

  • патронаж развития товарного, кадрового, финансового региональных рынков и их инфраструктуры;

  • смягчение негативных социальных последствий экономических кризисов;

  • стимулирование привлечения инвестиций в сферу малого бизнеса;

  • защита экономических интересов участников малого предпринимательства;

  • формирование конкурентной среды, способствующей развитию экономической состязательности, в которой конкурентные преимущества обеспечиваются за счет непрерывного обновления технологии и техники на базе достижений науки и техники; инновационного менеджмента и маркетинга; полной реализации инновационных и рисковых способностей предпринимателей.

Эффективность выполнения местными органами власти своих функций в указанных направлениях зависит от характера взаимодействий всех трех уровней государственной власти: федеральной, региональной и муниципальной, осуществляющих регулирование развития малого предпринимательства. Баланс этого взаимодействия достигается в результате наделения представительной власти каждого уровня контрольными функциями за деятельностью исполнительной власти соответствующего уровня; укрепления общественного контроля; обеспечения гласности результатов работы правительства; разработки законодательной базы функционирования органов исполнительной власти, определяющей их статус, функции, права и ответственность, стандарты деятельности в отношении малого предпринимательства.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа международной конференции «образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития»

    Программа
    председатель – Скворцов Вячеслав Николаевич, ректор Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, кандидат педагогических наук, доктор экономических наук,
  2. В. П. Кохановский Кохановский В. П., Лешкевнч Т. Г., Матяш Т. П., Фатхи Т. Б. К 55 Основы философии науки: Учебное пособие

    Учебное пособие
    К 55 Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. Рос­тов н/Д: Феникс, 2004. — 608 с. (Серия «Высшее образование».) Учебное пособие написано в соответствии с новыми требования­ми к подготовке, содержащимися в государственных
  3. Необходимость снижения экологической опасности как императив глобального мироустройства (философский анализ)

    Автореферат
    Работа выполнена в отделе социальных и гуманитарных наук Северо-Кавказского научного центра высшей школы Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»
  4. Среди важнейших приоритетов социально-экономического развития государства на текущую пятилетку, определенных IV всебелорусским народным собранием, впервые назван такой как предпринимательство и инициатива (1)

    Документ
    За предыдущие годы суверенитета Беларусь достигла значительных успехов в деле строительства независимого государства, своего динамичного социально-экономического развития и повышения благосостояния народа.
  5. Среди важнейших приоритетов социально-экономического развития государства на текущую пятилетку, определенных IV всебелорусским народным собранием, впервые назван такой как предпринимательство и инициатива (2)

    Документ
    За предыдущие годы суверенитета Беларусь достигла значительных успехов в деле строительства независимого государства, своего динамичного социально-экономического развития и повышения благосостояния народа.

Другие похожие документы..