Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Руководство'
Коллегия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, заслушав и обсудив доклад руководителя Ространснадзора А.И. Касьянова «Об итогах работы Фе...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Аннотация: курс читается студентам дневного и заочного отделения специальности 080507 (061100) «Менеджмент организации». Строиться на базе знаний в о...полностью>>
'Документ'
Курс Вступ до історії у 5 класі є пропедевтичним, що й визначає його місце в системі шкільних історичних курсів та з-поміж інших навчальних дисциплін,...полностью>>
'Диссертация'
- УК РСФСР - Уголовный кодекс РСФСР, принят третьей сессией Верховного Совета РСФСР пятого созыва 27 октября 1960 года, введён в действие с 1 января ...полностью>>

Гендерные компоненты теории физической культуры 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ВОРОЖБИТОВА АЛЕКСАНДРА ЛЕОНИДОВНА

ГЕНДЕРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной

тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Майкоп, 2008

Работа выполнена в

ГОУ ВПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Научный руководитель: доктор биологических наук,

кандидат педагогических наук,

профессор Курысь Владимир Николаевич

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

доктор биологических наук,

профессор Чермит Казбек Довлетмизович

доктор педагогических наук,

профессор Шестаков Михаил Михайлович

Ведущая организация – Южный федеральный университет

Защита диссертации состоится 5 декабря 2008 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.001.01 в конференц-зале Адыгейского государственного университета по адресу: 352700, республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Университетская, 208.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Адыгейского государственного университета

Автореферат разослан «___» __________________2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного Совета,

кандидат педагогических наук,

доцент М.Х. Коджешау

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. На рубеже XX-XXI веков теория физической культуры характеризуется дальнейшим развитием в соответствии с социокультурными и гуманистически ориентированными сдвигами в жизни российского общества. На современном этапе наблюдаются кардинальные изме­нения исторически сложившихся социальных ролей мужчины и женщины, трансформация образов фемининности и маскулинности, формирование гендерной (gender – социально-психологический пол) культуры людей. Возникла необходимость реализации одного из основополагающих гуманистических принципов – учета социополовой принадлежности человека, который должен находить свое выражение в любом виде его деятельности. Потребность в знаниях о состоянии гендерных отношений в обществе вызвала к жизни новое научное направление – гендерные исследования, успешно развивающиеся за рубежом и в России. Происходит экстраполяция принципов общей гендерологии на другие научные дисциплины – социологию, историю, лингвистику, педагогику, культурологию и др.

Сфера физической культуры в силу своей специфики выступает особенно адекватной для осуществления гендерного подхода, гендерных исследований в попытках решения множества существующих социальных и социально-психологических проблем. Несоответствие полу гендерных ролей, избираемых женщинами в спорте, порождает конфликтные ситуации, выходящие за пределы профессиональных интересов. Принцип учета социополовой принадлежности в полной мере не координирует деятельность в области физической культуры, так как на сегодняшний день концепции реализации этого принципа до конца не разработаны. Он не осуществляется в повседневной практике. Кроме того, отдельные исследования появляются, в основном, только в области теории спорта (B. Cratty, 1973; M. Messner, 1995, 2000; С.Н. Мягкова, 2001; Н.С. Цикунова, 2003; Г.Б. Горская, 2004; Н.А. Бондаренко, 2006; С.С. Родоманова, 2007, И.И. Таран, 2006), или рассматривают формирование полоролевого поведения средствами физической культуры (А.Н. Багина, 2007; А.В. Матвеева, 2008; Л.В. Тарасенко, 2007). Однако пока отсутствуют работы, в которых гендерные проблемы теории физической культуры рассматривались бы с учетом всех ее составляющих в аспекте междисциплинарной интеграции.

В процессе изучения состояния проблемы внедрения гендерного подхода в теорию и практику физического воспитания определилась необходимость решения важной, на наш взгляд, научной задачи: определить теоретико-методологические основы выявления гендерных компонентов теории физической культуры, особенности их содержания и реализации в учебном процессе.

Сформулированная научная задача в области теории физической культуры отвечает актуальным тенденциям в области высшего физкультурного образования. Приказ Министерства образования РФ от 17.10.2003 г. «Об освещении гендерных вопросов в системе образования» и Распоряжение МО РФ от 22.04.2003 г. «О разработке мероприятий по реализации гендерной политики в системе образования» предусматривают введение в образовательные программы подготовки специалистов специальных курсов по изучению основ гендерных знаний, гендерной политики, методов гендерного подхода в управлении образовательными процессами. В последнем десятилетии появляются исследования в области гендерной педагогики (И.А. Зайганов, 2007; Л.В. Попова, 2001; С.В. Рожкова, 2006; Л.Б. Розова, 2004; И.А. Тупицына, 2004; Т.А. Фугелова, 1998; Л.Г. Шалаева, 2003; Л.П. Шустова, 2005, 2006 и др.). Однако в программах подготовки будущих специалистов в области физической культуры на данном этапе отсутствует программно-методическое обеспечение в области основ гендерных знаний и гендерных компонентов теории физической культуры.

В ходе исследования состояния проблемы были выявлены следующие противоречия:

– между социальной востребованностью гендерного подхода в решении проблем теории и практики физической культуры и неразработанностью его теоретических основ;

– между объективной потребностью в получении новых знаний на стыке теории физической культуры и общей гендерологии и отсутствием системного и комплексного рассмотрения проблем теории физической культуры в гендерном аспекте;

– между потребностью общества в специалистах, квалифицированно подготовленных в области гендерных компонентов теории физической культуры, способных применить эти знания на благо развития физкультурно-спортивного движения, и имеющимся уровнем знаний студентов, практическим отсутствием программно-методического обеспечения учебного процесса на уровне интеграции принципов теории физической культуры и гендерологии.

Выделенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая определяется необходимостью выявления гендерных аспектов деятельности человека в различных видах физической культуры, оформления полученных данных в форме теоретических знаний и разработки программно-методического обеспечения формирования гендерной компетентности у будущих специалистов в области физической культуры.

Объект исследованиятеория физической культуры.

Предмет исследованиягендерные компоненты теории физической культуры.

Цель исследования: определить сущность и содержание гендерных компонентов теории физической культуры.

Гипотеза исследования. В сфере физической культуры будет возможным адекватно учитывать социополовую принадлежность занимающихся, если:

– будут разработаны теоретико-методологические основы выявления гендерных компонентов теории физической культуры;

– будет определено содержание гендерных компонентов теории физической культуры;

– будет создано программно-методическое обеспечение для реализации программы изучения гендерных компонентов теории физической культуры в учебном процессе физкультурного учебного заведения.

Задачи исследования:

1. Определить сущность гендерных компонентов теории физической культуры.

2. Определить и классифицировать содержание гендерных компонентов теории физической культуры.

3. Разработать программу реализации содержания гендерных компонентов теории физической культуры в процессе подготовки будущих специалистов в области физической культуры.

Методологическими основами исследования являются:

– философский и социокультурный подходы к феноменологии тела, обоснование места телесности в структуре личности, определяющие специфику физической культуры как вида культуры (Б.Г. Акчурин, 2005; Н.Н. Визитей, 1989; И.М. Быховская, 1997, 2008; В.А. Подорога, 1995; В.И. Столяров, 1988 и др.);

– системно-структурный и интегративный подходы к явлениям физической культуры (В.Д. Гончаров, 1998; Л.П. Матвеев, 1984, 2003; Ю.М. Николаев, 1998, 2002, 2004; Ю.Ф. Курамшин, 2007; В.Н. Курысь, 2004, 2006; В.М. Выдрин, Ю.Ф. Курамшин, Николаев Ю.М., 1996; В.П. Лукьяненко, 2008; В.А. Сутула, 2002 и др.);

– философская трактовка категорий «целое» и «часть» как основа изучения отдельных видов физической культуры и их компонентов (Б.В. Евстафьев, 1985; Г.А. Югай, 1965; W. Heisenberg, 1971 и др.).

Теоретическими основами исследования являются:

– философские и социокультурные концепции теории физической культуры (В.К. Бальсевич, 1991; И.М. Быховская, 1993, 2000; В.М. Выдрин, 2002, 2004; Г.Б. Горская, 2004; Ю.Ф. Курамшин, 2004; Л.И. Лубышева, 1996, 2003; Л.П. Матвеев, 2003, Ю.М. Николаев, 2001 – 2007; Л.Н. Сляднева, 2003, 2005; В.И. Столяров, 1988; К.Д. Чермит, 2000, 2005 и др.);

– концепции полового диморфизма в области физической культуры (З. Дроздовски, И. Колбасевич-Дроздовски, 1999; Е. Садовски, 1999; С. Соха, 1999; Т. Соха, 2001; Л.Г. Шахлина, 1999 и др.) и женского спорта (Л.И. Лубышева, 2000; Н.Ю. Мельникова, 1993, 1995, 1998; С.Н. Мягкова, 2000, 2001; М.Г. Ончурова, 1998; Т.С. Соболева, 1997, 2001; Б.И. Тараканов, 1996, 1999 и др.);

– теории андрогинии и «гендерной схемы» (Дж. Батлер, 1999, 2005; С. Бем, 2004; Ш. Берн, 2002; M. Messner, 1989 и др.), концепции отечественной гендерологии (О.А. Воронина, 2000, 2001, 2005; Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина, 1996, 1999, 2000, 2003; И.С. Кон, 2001; Л.Н. Ожигова, 2004, 2006; Н.Л. Пушкарева, 1999; С.А. Ушакин, 2002 и др.);

– психологические теории сознания и деятельности (Л.С. Выготский, 1960; С.Л. Рубинштейн, 1958, 1973; А.Н. Леонтьев, 1975; Л.А. Радзиховский, 1982 и др.);

– педагогические теории в области профессионального образования (Г.В. Акопов, 1987; Ю.К. Бабанский, 1986; В.П. Беспалько, 1989, 1995; И.М. Быховская, 2008; В.И. Горовая, 1995, 2002; В.И. Загвязинский, 2005; Е.И. Исаев, 1994; Ю.С. Тюнников, 1999, 2005; К.Д. Чермит, В.Г. Левченко, 2001; Л.В. Штылева, 2002 и др.) и профессиональной подготовки специалистов сферы физической культуры (В.Н. Курысь, 2004; В.П. Лукьяненко, 2002; Б.И. Тараканов, 1999; Н.А. Худадов, 1997; В.Г. Манолаки, 1993; Е.В. Утишева, 1997; М.М. Шестаков, 2000, 2008 и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования – теоретических и практических: теоретический анализ и обобщение научной литературы, наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Личный вклад соискателя определяется тем, что дана классификация гендерных компонентов теории физической культуры и определено их содержание; разработана программа учебного курса; проведена экспериментальная апробация реализации содержания гендерных компонентов теории физической культуры в учебном процессе на факультете физической культуры; осуществлено непосредственное руководство экспериментальной работой и участие в ней.

Организация, база и этапы исследования. Исследование проводилось поэтапно:

Первый этап (2002 – 2004 гг.) – изучение научной литературы по теме (прежде всего научно-теоретических источников), постановка научной проблемы исследования, определение объекта и предмета исследования, его цели, задач, формулировка гипотезы, выбор основных методов, адекватных целям и задачам исследования. Начало констатирующего эксперимента.

Второй этап (2004 – 2007 гг.). Сформулированы исходные положения о гендерных компонентах теории физической культуры; проведено теоретическое исследование их содержания; разработана инновационная программа реализации содержания гендерных компонентов теории физической культуры в учебном процессе, проведена опытно-экспериментальная работа на базе факультетов физической культуры Ставропольского государственного университета и Сочинского государственного университета туризма и курортного дела (всего в различных видах педагогического эксперимента приняли участие 600 человек).

Третий этап (2008 г.) – оформление результатов теоретического исследования. Проанализированы и обобщены результаты экспериментальной работы, уточнены концептуальный аппарат, выводы исследования, оформлены методические рекомендации, подготовлен окончательный текст диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается:

– в постановке вопроса о гендерных компонентах теории физической культуры;

– в определении сущности гендерных компонентов теории физической культуры как экстраполяции идей общей гендерологии на область физической культуры;

– в разработке двухуровневой классификации гендерных компонентов теории физической культуры, содержание которых относится к проблемам как общей теории физической культуры, так и отдельных видов физической культуры.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

– уточнены представления о гендерном подходе в области физической культуры;

– в структуру теории физической культуры включено содержание ее гендерных компонентов;

– теория и методика профессионального образования специалистов в области физической культуры дополнена критериями и показателями их гендерной компетентности.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

– выявленные в процессе работы сущность и содержание гендерных компонентов теории физической культуры позволяют конкретизировать модель преподавания теории физической культуры в гендерном аспекте;

– разработано программно-методическое обеспечение специального учебного курса; апробирована методика диагностики усвоения студентами содержания гендерных компонентов теории физической культуры;

– прошедшее экспериментальную проверку содержание научно-методического обеспечения специального учебного курса может быть использовано при разработке и модернизации программы по теории физической культуры.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Гендерные компоненты теории физической культуры являются результатом экстраполяции идей общей гендерологии на область физической культуры. Гендерные компоненты теории физической культуры позволяют учитывать мироощущение субъекта деятельности в области физической культуры, специфику его социализации, что отвечает задачам личностно-ориентированного образования.

2. Содержание гендерных компонентов теории физической культуры детерминируется общими принципами теории физической культуры и гендерологии. Выявлены два уровня содержания гендерных компонентов: 1) общие гендерные компоненты, определяющие исходные методологические позиции рассмотрения всех видов деятельности в области физической культуры в гендерном аспекте; 2) частные гендерные компоненты, раскрывающие гендерные особенности субъекта в конкретных видах физической культуры.

3. Критериями эффективности усвоения содержания гендерных компонентов теории физической культуры студентами являются когнитивный, мотивационно-ценностный, профессионально-деятельностный, которые соответствуют основным компонентам гендерной компетентности – содержательному, рефлексивному, операционному.

4. Включение в профессиональную подготовку студентов специального курса, целью которого является изучение гендерных компонентов теории физической культуры, приводит к повышению уровня гендерной компетентности будущих специалистов в области физической культуры по следующим признакам: наличие определенного минимума знаний в области общей гендерологии и рефлексии по их поводу, понимание интеграции принципов гендерологии с принципами теории физической культуры, усвоение содержания гендерных компонентов теории физической культуры как системы гуманистических ценностей, желание использовать полученные знания в практической деятельности.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивалась репрезентативностью выборок, использованием методов анализа, адекватных задачам и гипотезе исследования, методов математической статистики, интерпретацией полученных данных, содержательной состоятельностью разработанных анкет, заданий для письменного опроса, тестов. Надежность исследования подтверждена многократной апробацией избранных методик в разных вузах и на разных курсах.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на научных семинарах кафедр гимнастики и теоретических основ физической культуры Ставропольского государственного университета, на I Международном конгрессе «Термины и понятия в сфере физической культуры» (Санкт-Петербург, 2006), на 16 научных и научно-практических конференциях, проходивших в Москве (2005), Оренбурге (2004), Краснодаре (2002–2004), Ростове-на-Дону (2006), Сочи (2003–2006), Кисловодске (2006), Ставрополе (2002–2007). Результаты исследования апробированы на факультете физической культуры Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, внедрены в практику работы Ставропольского государственного университета и Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования, что подтверждено актами внедрения.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертации – 166 страниц. Список литературы включает 226 источников, из них 10 на иностранных языках. Диссертация иллюстрирована 11 таблицами, 3 рисунками.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены проблемные противоречия, сформулирована научная проблема, в рамках которой осуществлялось диссертационное исследование, представлены цель, задачи и рабочая гипотеза, раскрываются теоретические и методологические основы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, личный вклад соискателя, апробация и внедрение результатов исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, представлена структура диссертации.

В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования» анализируется состояние исследуемой проблемы на стыке теории физической культуры, гендерологии, психологии и педагогики, рассматривается философско-культурологический подход в современной науке о физической культуре с трактовкой человека как сомато-психо-социокультурного феномена. Обобщены первые опыты гендерного подхода в области физической культуры (Н.Ю. Мельникова, 1999; С.Н. Мягкова, 2001; Г.Б. Горская, 2004; С.А. Ольшанская, 2004; Н.С. Цикунова, 2003; Н.А. Бондаренко, 2006; С.С. Родоманова, 2007 и др.).

Во второй главе «Методы и организация исследования» дана характеристика методам исследования и описаны особенности их применения. Во втором подразделе второй главы рассматриваются этапы проведения педагогического эксперимента и исследования в целом.

В третьей главе «Содержание гендерных компонентов теории физической культуры, обоснование программы его реализации и ее эффективность» обосновано введение в научный оборот нового понятия «гендерные компоненты теории физической культуры», раскрывается его сущность, характеризуется содержание гендерных компонентов теории физической культуры; представлены обоснование программы реализации содержания гендерных компонентов теории физической культуры в учебном процессе, содержание учебного курса, описаны ход и результаты педагогического эксперимента.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Философско-культурологический подход к содержанию теории физической культуры изменил представление о ее структуре. Ведущие специалисты (В.К. Бальсевич, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, Ю.М. Выдрин, Ю.Ф. Курамшин и др.) в работах разных лет выступают против того, чтобы теория физической культуры рассматривалась как конгломеративная совокупность частных теорий (теории физического воспитания, спорта, физической рекреации, двигательной реабилитации, адаптации) без осмысления единства и различий их предметно-содержательных основ. Теория физической культуры выражает общие и существенные закономерности развития изучаемого явления; вся совокупность ее основных компонентов рассматривается на основе принципов соматопсихической и социокультурной целостности человека, реализации физического как личностного в процессе формирования физической культуры личности, взаимосвязи физической культуры и ее видов со всеми видами культуры (Ю.М. Николаев, 2002).

В современной системе понятий теории физической культуры физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация, физическая адаптация представлены не своими обособленными друг от друга теориями, а как виды деятельности в области физической культуры, на основе которых формируются виды физической культуры: образовательная физическая культура, спортивная физическая культура (на базе как массового спорта, так и спорта высших достижений), рекреационная физическая культура, реабилитационная физическая культура, адаптивная физическая культура.

В общей структуре теории физической культуры свое место занимают и ее гендерные компоненты. Данное понятие отвечает методологическим принципам, обоснованным В.И. Столяровым. Оно однозначно, указывает на существенные признаки обозначаемого, еще не получившего научного определения, и несет в себе терминологические и содержательные аспекты, которые коррелируются со смежными понятиями гендерологии и теории физической культуры. Гендерные компоненты теории физической культуры – понятие, которое расширяет реальную предметную область теории физической культуры, позволяет четко распознавать объекты, им обозначенные, то есть имеет достаточно широкий содержательный аспект, который обусловливает возможность сделать его выявление целью диссертационного исследования.

Гендерные компоненты теории физической культуры представляют собой структурные компоненты теории физической культуры, являющиеся результатом экстраполяции идей общей гендерологии на область физической культуры. Заметим, что и специалисты-гендерологи используют при обосновании некоторых идей факты из области физической культуры. При этом происходит интеграция принципов теории физической культуры с такими принципами общей гендерологии, как дифференциация биологического пола и гендера, реализация в психике и поведении мужчин и женщин стереотипов маскулинности и фемининности в их исторической динамике; учет этнической специфики маскулинности и фемининности как ментальных образований в различных культурах.

Гендерные компоненты репрезентируют гендерную идентичность субъекта в процессе деятельности в области физической культуры, определяют содержание физической культуры личности, а в теоретическом плане они участвуют, во-первых, в обогащении общих принципов теории физической культуры (общие гендерные компоненты), во-вторых, в теоретической репрезентации основных видов физической культуры (частные гендерные компоненты).

По отношению к теории физической культуры в целом гендерные компоненты теории физической культуры выступают как объединительный фактор, способствующий избавлению ее (теории) от присущей ей еще недавно конгломеративности. Они раскрывают органическую связанность всех составляющих ее теорий в единое целое.

Содержание гендерных компонентов теории физической культуры – феномен реально существующий, объективный, что подтверждают данные мониторинга. Проведенный в 2003-2007 гг. мониторинг позволил сделать заключение о том, что у студентов первого курса Ставропольского государственного университета факультета физической культуры отсутствовали знания в области гендера и гендерных отношений в обществе (0 %). Однако при проведении констатирующего эксперимента те же студенты (100 %) обнаружили понимание смысла социополовых отношений: дали развернутую интерпретацию понятий «мужественность» и «женственность», самостоятельно выделили до 18 признаков одного и другого понятия. При этом студенты, мужчины и женщины, обнаруживали существенные различия при отнесении этих признаков к мужественности или женственности. В группе спортсменов-единоборцев были зафиксированы социополовые различия в мотивации выбора вида спорта.

Рис. 1. Механизм формирования



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Индивидуализация подготовки женщин в скоростно силовых видах легкой атлетики 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 18 ноября 2008 г. в 1 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 311.011.01 при ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры» по адресу: 4 5, Волгоград, проспект Ленина, 78, ауд.
  2. Гуманистический подход в физическом воспитании студентов с учетом их гендерных особенностей 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (1)

    Автореферат
    Защита состоится 29 марта 2010 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.41.03 при Казахской академии спорта и туризма по адресу: 050022, Алматы, Абая, 83/85, факс: 8-727-292-68-05.
  3. Гуманистический подход в физическом воспитании студентов с учетом их гендерных особенностей 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (2)

    Автореферат
    Защита состоится «29» марта 2010 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.41.03 при Казахской академии спорта и туризма по адресу: 050022, г.
  4. Научно-образовательный материал (1)

    Документ
    Жукова Г.С. д.ф.-м.н., проф., зав. кафедрой высшей математики и информатики, профессор проректор по дополнительному профессиональному образованию, повышению квалификации и переподготовке кадров.
  5. Премию Правительства Российской Федерации, с 2000 года Министерство образования и науки среди вузов организовали конкурс

    Конкурс
    Перспективы развития морского образования на Дальнем Востоке: Материалы XXX научно-методической конференции. / Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. – 175с.

Другие похожие документы..