Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. РАЗРАБОТАНЫ: Научно-исследовательским институтом строительной физики (НИИСФ) Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) (д. т. н....полностью>>
'Документ'
Державний вищий навчальний заклад ДВНЗ «Івано-Франківський коледж фізичного виховання» створений відповідно до рішення Ради Народних комісарів УРСР в...полностью>>
'Документ'
Відповідно до Закону України «Про дошкільну освіту» вимоги до рівня розвиненості, вихованості, навченості дітей дошкільного віку визначаються Базовим...полностью>>
'Документ'
В послевоенные годы советской эпохи иметь книги о своём боевом пути разрешалось только тем соединениям Красной Армии, которые дошли до Победы. К сожа...полностью>>

Общая характеристика работы актуальность исследования (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в Республики Таджикистан, не могут не затрагивать органы внутренних дел. Интересы борьбы с преступностью и обеспечения общественного порядка в условиях современной криминальной ситуации в республике требуют реформирования органов внутренних дел, повышения эффективности их деятельности. Однако, учитывая экономические возможности Республики Таджикистан, видимо, нельзя рассчитывать, что в ближайшее время произойдут качественные изменения в материальном и техническом обеспечении органов внутренних дел. В связи с этим, поставленные перед МВД Республики Таджикистан задачи прогрессивных изменений в системе Министерства, предстоит решать преимущественно исходя из внутренних резервов, одним из которых является совершенствования управленческой деятельности.

Как известно, одной из функций управления и важнейшим элементом управленческой деятельности является контроль, поэтому эффективность любой системы управления в значительной степени зависит от рациональной организации контроля. Выступая также в качестве формы обратной связи между объектом и субъектом управления, контроль по существу обеспечивает целостность всей системы управления.

Именно контроль является той функцией, на которую наряду с планированием Министерство внутренних дел Республики Таджикистан обращает особо пристальное внимание, что, безусловно, должно распространяться и на нижестоящие органы внутренних дел. В то же время, руководством МВД республики отмечается, что эта функция за последнее время была ослаблена1. Ставится вопрос об усилении повседневного контроля за положением дел на местах. Ведь недостатки в организации контроля существенно снижают качество руководства подчиненными подразделениями. Эффективный же контроль – напротив – способствует совершенствованию организационной работы в органах внутренних дел и успешному выполнению своих обязанностей каждым сотрудником. Он позволяет создать рациональную систему руководства, дает возможность определить деловые качества сотрудников, содействует слаженности целеустремленной работы всех звеньев системы МВД Республики Таджикистан сверху донизу.

Практика показывает, что в тех органах внутренних дел, где система контроля отработана и постоянно действует, обеспечивается своевременное и качественное исполнение управленческих решений, улучшаются показатели оперативно-служебной деятельности.

Среди проблем повышения эффективности контроля был и остается ключевым вопрос улучшения организации этой деятельности. Для его успешного решения необходимо рассматривать контроль не как таковой, а применительно к конкретной отрасли или сфере управления, предметному содержанию исполнительно-распорядительной деятельности, в частности – в органах внутренних дел. Так, в системе МВД Республики Таджикистан осуществляется внутриведомственный контроль, в основе которого лежат отношения субординации. В силу этого он характеризуется осуществлением проверочной деятельности организационно подчиненных объектов, наличием у субъектов контроля властных полномочий, предполагающих право давать обязательные для исполнения указания и применять в необходимых случаях меры принуждения. Эти полномочия реализуются непосредственно руководителем органа внутренних дел.

Вместе с тем, известная формальность внутрисистемного контроля в органах внутренних дел накладывает на него своеобразный отпечаток и в определенной степени тормозит процесс его совершенствования с учетом современных требований. Это подтверждается, в частности, данными социологического опроса, проведенного диссертантом при подготовке диссертационного исследования. В ходе него было опрошено 117 руководителей и ведущих сотрудников организационно-инспекторских (штабных) подразделений и других управленческих структур органов внутренних дел Республики Таджикистан. Так, более половины респондентов (55%) отметили, что современное состояние системы контроля в органах внутренних дел Республики Таджикистан не соответствует современным требованиям; 53 % из них главной причиной этого назвали нехватку квалифицированных управленческих кадров; еще 48 % считают крайне неудовлетворительным материально-техническое обеспечение внутрисистемного контроля, а почти две трети (65%) респондентов, полагают, что систему контроля в органах внутренних дел Республики Таджикистан следует дополнить такой новой формой как «специальный контроль», которая позволит существенно повысить эффективность управленческой деятельности.

Для органов внутренних дел, выполняющих ответственные задачи по борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, дальнейшее совершенствование контрольной деятельности диктуется многообразием решаемых ими задач, стремлением улучшения исполнительской дисциплины, укрепления законности, а также влиянием контроля на реализацию других функций управления2.

Анализ управленческой деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан показал, что принятые в 2002-2008 гг. в рамках системы МВД управленческие решения не всегда выполнялись полностью и на должном уровне. Это обусловлено тем, что на современном этапе развития органов внутренних дел Республики Таджикистан нет научной проработанности вопросов, связанных с организацией системы контроля, равно – четкости определений в понятийном аппарате. Состояние ведомственной нормативно-правовой базы МВД Республики Таджикистан также не соответствует современным требованиям по созданию эффективной системы контроля. Все это обусловило актуальность данного диссертационного исследования.

Степень разработанности темы. Управленческая проблематика в научных исследованиях, посвященных работе органов внутренних дел, занимает значительное место. В ряде работ рассматриваются вопросы эффективного функционирования системы контроля. Особенно активно проблемы социального и государственного управления изучались в 1960-70 гг. известными учеными В.Г. Афанасьевым, Г.В. Атаманчуком, Д.Н. Бахрахом, Д.М.Гвишиани, Ю.М. Козловым, Ю.В. Кудрявцевым, Б.П.Курашвили, О.Е. Кутафиным, А.Е. Луневым, Б.З. Мильнером, B.C. Нерсесянц, А.М.Омаровым, В.С.Основиным, М.И. Сестровым, Ю.А. Тихомировым, Ц.А.Ямпольской и др.

В это же время активно развивалась и теория управления органами внутренних дел. В числе ученых, внесших большой вклад в теорию и практику управления, создания и функционирования системы контроля в органах внутренних дел можно назвать Р.Х. Алиуллова, В.М. Анисимкова, М.В. Богданова, Н.В. Бугеля, В.Н. Бутылина, В.З. Веселого, С.Е. Вицина, Н.Л. Гранат, Г.Г. Зуйкова, Н.Н. Иванова, А.П. Ипакяна, В.Я. Кикотя, Л.М. Колодкина, А.М. Кононова, С.М. Крылова, В.Г. Кутушева, С.П. Ломтева, А.Ф. Майдыкова, В.И. Макарова, В.Д. Малкова, С.С. Овчинского, А.В. Ольшевского, А.Н. Рошу, С.А. Старостина, В.Ф. Сухарева, Г.А. Туманова, В.С. Чернявского, Н.Д Шелякина, Е.Ф. Яськова и многие других.

Однако, сложность и масштабность данной проблемы, видимо, объясняет тот факт, что на настоящий момент многие теоретические, методологические, правовые и организационные проблемы эффективности функционирования системы контроля не получили должной научной проработки, а применительно к Республике Таджикистан они вообще рассматриваются впервые. Именно поэтому на современном этапе развития МВД Республики Таджикистан назрела необходимость более глубокого изучения и анализа системы контроля, ее адаптации к специфике функционирования органов внутренних дел.

Более того, признавая ценность исследований российских ученых, на наш взгляд, все же нельзя говорить о достаточно высокой степени завершенности научного познания в области создания эффективной системы контроля и в самой системе МВД России. Думается, опираясь «на наглядные уроки истории, которые не только открывают перед нами картину прошлого, они также помогают осознать настоящее и будущее3», нам предстоит с разных точек зрения переосмыслить еще многие вопросы о роли и месте контроля в механизме управления органами внутренних дел.

Гипотеза настоящего исследования состоит в предположении, что повышение эффективности функционирования органов внутренних дел Республики Таджикистан, которые работают ныне в существенно изменившихся внешних условиях, может быть достигнуто путем совершенствования правового и организационного обеспечения внутрисистемного контроля.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы с учетом опыта организации управленческой деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации, научных достижений российских и таджикских ученых, а также на основе научного анализа теории и практики определить правовые и организационные основы функционирования системы контроля в МВД Республики Таджикистан. На этой базе необходимо разработать методологические подходы к совершенствованию внутрисистемного контроля, которые позволят повысить эффективность деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

– на основе теоретического осмысления эмпирических данных и научных знаний по вопросам эффективности системы контроля, уяснить сущность, содержание, виды контроля и его место в управлении органами внутренних дел Республики Таджикистан;

– принимая во внимание специфику деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан, уточнить понятийный аппарат по исследуемой проблематике, выявить основные проблемы в организации системы контроля;

– уяснить современное состояние и выявить основные недостатки нормативно-правового обеспечения внутрисистемного контроля в деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан;

– в интересах поиска путей совершенствования системы контроля, определить условия достижения эффективности системы контроля в деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан;

– определить пути совершенствование правового регулирования деятельности по обеспечению контроля в органах внутренних дел Республики Таджикистан и правоотношений между субъектами ее осуществляющими;

– разработать и сформулировать предложения по совершенствованию методического, организационного и правового обеспечения инспекторских проверок и специального контроля, выступающих важными инструментами повышения эффективности управленческой деятельности в органах внутренних дел Республики Таджикистан.

Объект исследования – теория и практика управленческой деятельности в органах внутренних дел Республики Таджикистан, контроль как система общественных отношений, связанных с организацией и исполнением управленческих решений в сфере оперативно-служебной деятельности.

Предметом исследования является правовые и организационные аспекты повышения эффективности системы контроля в органах внутренних дел Республики Таджикистан.

Методология и методика исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляют диалектические методы научного познания: системный подход и анализ, ситуационный, комплексный и процессный подходы.

Учитывая сложность рассматриваемых проблем, в работе использовались частные методы познания: анкетирование, интервьюирование, наблюдение. Теоретической основой исследования послужили труды ученых, внесших существенный вклад в формирование научных подходов к управлению органами внутренних дел: В.Г. Афанасьева, Г.А. Аванесова, В.З. Веселого, С.Е. Вицина, А.П. Ипакяна, Н.Н. Иванова, Л.М. Колодкина, А.Ф. Майдыкова, В.Д. Малкова, А.Х. Миндагулова, В.Ф. Сухарева, Н.Д. Шелякина, Е.Ф.Яськова и других, а также иностранных ученых: И. Ансоффа, Б. Карлофа, М.Х. Мескона, А.А.Томпсона, А.Д. Стрикленда, Г. Кунца и С. О Даннела и др.

Научная новизна исследования заключается в том, что проблема эффективности контроля, как целостной системы в органах внутренних дел Респуб-

лики Таджикистан ранее не изучалась. По сути, исследование такого рода является первой попыткой системного анализа места и роли нерешенных проблем, целей, основных направлений и средств их реализации в области внутрисистемного контроля в органах внутренних дел. Разработаны научно обоснованные предложения и рекомендации, направленные на совершенствование системы контроля, ее нормативно-правового регулирования, снижение уровня неопределенности в ряде процессов происходящих в криминальной среде, недостаточности знаний о явлениях, которые происходят в социальной, экономической, правовой, политической жизни общества. Они касаются также определения объема управленческой информации, необходимой для выработки решений по борьбе с преступностью, которые отвечали бы требованиям, предъявляемым к управлению органами внутренних дел на современном этапе развития Республики Таджикистан.

Конкретное проявление научной новизны работы состоит в том, что:

- уточнен понятийный аппарат, связанный с темой диссертационного исследования; даны понятия «внутрисистемный контроль в органах внутренних дел Республики Таджикистан» и «специальный контроль руководителей МВД Республики Таджикистан за подчиненными органами внутренних дел»;

- определены сущность, цели, место и роль системы контроля в управлении органами внутренних дел Республики Таджикистан;

- определены виды контроля, необходимые для реализации управленческих решений в системе МВД Республики Таджикистан;

- раскрыта сущность организационного механизма системы контроля в органах внутренних дел;

- выявлены основные условия эффективности системы контроля в МВД Республики Таджикистан, предложены пути и способы их создания;

- предложен проект приказа МВД Республики Таджикистан «Об утверждении Инструкции по обеспечению специального контроля руководителей в системе органов внутренних дел Республики Таджикистан», предусматривающей усиление контроля за отдельными направлениями оперативно-служебной деятельности подчиненных органов и подразделений;

- разработана Инструкция по организации и проведению инспектирования и контрольных проверок деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан, существенно дополняющая организационные и правовые основы данного вида внутрисистемного контроля их деятельности.

Результаты проведенного исследования позволяют вынести на защиту следующие научные положения.

  1. Авторское определение понятия «Внутрисистемный контроль в органах внутренних дел Республики Таджикистан», под которым понимается деятельность субъектов управления, направленная на проверку выполнения решений, принятых вышестоящими руководителями, вскрытие недостатков в управленческой деятельности, своевременное обнаружение и устранение возникающих отклонений и причин, их порождающих, в целях эффективного управления процессом функционирования органов внутренних дел и совершенствования их деятельности.

  2. Система контроля в органах внутренних дел Республики Таджикистан предназначена для своевременного обнаружения внутренних проблем и внешних угроз. Элементами внутренней среды функционирования органа внутренних дел, которые нуждаются в постоянном контроле, являются: организация управления, включающая формирование целей и задач органа внутренних дел; организационное построение органа с должностными взаимосвязями и компетенцией; процедура принятия управленческих решений и их реализация; решение вопросов кадрового обеспечения и создания благоприятного микроклимата в коллективах; вопросы материально-технического и финансового обеспечения; организация режима секретности.

  3. Система критериев и показателей эффективности управления в органах внутренних дел Республики Таджикистан включает в себя: а) обобщенный критерий – социально приемлемое состояние общественного порядка и уровня преступности, отсюда – количество зарегистрированных и раскрытых преступлений; б) результаты управленческой деятельности; в) положительный микроклимат в коллективе, стремление к инновациям, качественное выполнение управленческих решений, активно-побудительный характер управленческих воздействий; г) уровень личной удовлетворенности сотрудников своей работой, перспективы служебного роста, хорошие условия работы и отношения в коллективе, как с коллегами, так и с руководством, контроль за результатами работы.

  4. Эффективность системы контроля в органах внутренних дел Республики Таджикистан напрямую связана со способностью аппарата управления обеспечивать внутреннюю стабильность и возможность реорганизации при возникновении угроз, так как система контроля, в первую очередь, создана для своевременного обнаружения внутренних слабостей и внешних угроз. В свою очередь, эффективность, результативность аппарата управления зависит от оптимального построения функциональной и организационной структур, наличия реальных ресурсов, необходимых для достижения целей организации контроля в деятельности органов внутренних дел.

  5. Причины, обусловившие необходимость совершенствования контроля в органах внутренних дел Республики Таджикистан – это несоответствие состояния системы контроля современным потребностям правоохранительной практики, реальный разрыв трех его основных составляющих: а) получения исчерпывающей информации о недостатках в работе органа (подразделения) внутренних дел, б) принятием на ее основании управленческого решения, в) оказания подчиненным органам и подразделениям внутренних дел практической помощи по устранению недостатков в каком-либо виде деятельности и причин, их порождающих. Действующая система контроля не адекватна решению насущных задач органов внутренних дел, не совершенна по многим параметрам – потому – не пригодна для принятия правильного управленческого решения, в частности, не разработана программа совершенствования системы контроля, без чего она не имеет перспективы развития.

  6. Механизм внутрисистемного контроля за органами внутренних дел Республики Таджикистан, включает в себя: комплекс направлений и видов деятельности по отслеживанию состояния реализации правоохранительных задач; формирование функциональной структуры системы контроля; перечень органов, служб, подразделений и должностей, участвующих в контрольной деятельности; расчет штатной численности применительно к данной системе; создание адаптивной организационной структуры системы контроля, ресурсы, необходимые для создания и функционирования системы контроля.

  7. Предложения по совершенствованию организации и правовому обеспечению контроля в органах внутренних дел Республики Таджикистан, в частности, разработанные автором проекты Приказа МВД Республики Таджикистан «Об утверждении Инструкции по обеспечению специального контроля руководителей в системе органов внутренних дел Республики Таджикистан» и Инструкции «Об организации проведения инспекторских проверок и контроля за деятельностью органов внутренних дел Республики Таджикистан».

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в разработке автором понятий, алгоритмов, методик, процедур и правил, которые могут быть использованы:

– в нормотворческой деятельности МВД Республики Таджикистан по совершенствованию системы контроля в органах внутренних дел;

– в практической деятельности аппарата МВД Республики Таджикистан при совершенствовании организационного механизма системы контроля;

– в научно-исследовательской работе при анализе информационной составляющей контроля оперативно-служебной деятельности ОВД;

– в преподавании учебной дисциплины «Организация управления органами внутренних дел» в Академии управления МВД России и аналогичных дисциплин в учебных заведениях системы МВД Республики Таджикистан.

Обоснованность и достоверность полученных результатов базируются на методологической основе, которую составили диалектические методы научного познания: системный подход и анализ, ситуационный, комплексный, директивный, функциональный и процессный подходы, использовании обширной информационной базы исследования, в том числе репрезентативных данных, полученных в ходе социологических опросов работников управленческих (штабных) аппаратов МВД Республики Таджикистан, слушателей факультетов и ВАК Академии управления МВД России, а также на выводах из анализа управленческих решений, актов инспекторских проверок МВД Республики Таджикистан, проведенных в 2004-2008 гг. При работе над диссертацией использовались также результаты исследований по проблемам контроля, проведенных другими авторами.

Апробация результатов исследования и их внедрение. Основные выводы и предложения получили апробацию в форме:

- научного доклада в МВД Республики Таджикистан при обсуждении основных положений диссертации;

- научных докладов и обсуждения основных положений диссертации на кафедре теории и социологии управления органами внутренних дел и кафедре управления органами внутренних дел Академии управления МВД России;

- участия диссертанта в работе научно-практического семинара на тему: «Совершенствование управленческой деятельности в органах внутренних дел системы МВД России» (Москва, Академия управления МВД России, 2007 г.) и вузовской научно-практической конференции на тему: «Организация эффективного управления аппаратами МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации горрайорганами внутренних дел» (Москва, Академия управления МВД России, 2008 г.); «Программно-целевое управление в органах внутренних дел: проблемы и пути совершенствования» (Москва, Академия управления МВД России, 2009 г.);

- внедрения выводов диссертационного исследования в практику деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан, о чем имеются соответствующие акты;

Основные результаты исследования нашли отражение в предложениях соискателя по совершенствованию ведомственной нормативной правовой базы МВД Республики Таджикистан, в частности – в нормотворческой деятельности по изданию Приказа МВД Республики Таджикистан «Об утверждении Инструкции по обеспечению специального контроля руководителей в системе органов внутренних дел Республики Таджикистан» и Инструкции «Об организации проведения инспекторских проверок и контроля за деятельностью органов внутренних дел Республики Таджикистан».

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Общая характеристика работы актуальность исследования (4)

    Документ
    Актуальность исследования. Проблематика одаренности в настоящее время находится в центре научного и общественного интереса. Особенно пристальное внимание она вызывает в посткризисные эпохи в развитии общества, когда необходимо искать
  2. Общая характеристика работы актуальность исследования (3)

    Документ
    Актуальность исследования. В настоящее время положение в музыкальной культуре таково, что вызывает тревогу и опасение: засилье низкопробной поп-музыки в быту практически не оставило возможности, и, как следствие, потребности людей
  3. Общая характеристика работы Актуальность исследования (2)

    Документ
    Актуальность исследования определяется современными тенденциями в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей, возникающими в связи с этим педагогическими проблемами и необходимостью разработки новых подходов к процессу подготовки
  4. Общая характеристика работы актуальность работы (2)

    Документ
    Актуальность работы. В мире производится и потребляется большое количество холодильных машин, отличающихся типом, назначением, составом оборудования и условиями эксплуатации.
  5. Общая характеристика работы актуальность работы (6)

    Документ
    Актуальность работы. В мире производится и потребляется большое количество холодильных машин, отличающихся типом, назначением, составом оборудования и условиями эксплуатации.

Другие похожие документы..