Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Формирование у студентов представлений о прикладных, статистических и экспериментальных методах исследований в экологии и обеспечение навыков и умени...полностью>>
'Документ'
работы Выполнение и сдача контр. работы Контрольная работа (КР) зачет 3 Планирование городов Выполнение контрольной работы (модуль ) с использованием...полностью>>
'Документ'
Земля как основной базис всех процессов жизнедеятельности общества в политической, экономической, социальной, производственной, экологической и други...полностью>>

Задачи календарного планирования или составления расписаний

Главная > Задача
Сохрани ссылку в одной из сетей:

    Тема: Задачи календарного планирования или составления расписаний.

Выполнил студент группы ДО-43019д, Козинов Игорь Валерьевич

Содержание

Введение 3

1.Методы решений задач на составление расписания 3

Метод имитации отжига 3

Алгоритм раскраски графа 4

Имитационное моделирование 4

Логическое программирование в ограничениях 6

Генетические алгоритмы 6

2.Генетические алгоритмы -- математический аппарат 9

Представление объектов 9

Кодирование признаков, представленных целыми числами 10

Кодирование признаков, которым соответствуют числа с плавающей точкой 11

Кодирование нечисловых данных 12

Определение фенотипа объекта по его генотипу 12

Основные генетические операторы 12

Схема функционирования генетического алгоритма 13

3. Программная реализация задач составления расписаний 14

Сделаем пару таблиц и заполним какими-нибудь тестовыми данными: 15

Выберем подходящую структуру для «хромосомы»: 16

Примерная функция: 16

Заключение 17

Введение

Задача составления расписаний является одной из наиболее распространённых задач, решаемых каждым человеком (осознанно или нет) практически ежедневно. В общей постановке она представляет собой процесс распределения некоторого конечного набора событий во времени в условиях ресурсных и других ограничений. Таким образом, простой человек, планируя рабочий день, и диспетчер, составляя расписание занятий в вузе или график работ на предприятии, решают задачу составления расписания. Но если в первом случае задача может решаться интуитивно на основе жизненного опыта, то во втором она может оказаться непосильно сложной даже для группы специалистов. Такая ситуация возникает из-за вовлечённости в расписание большого количества людей со своими интересами и требованиями, удовлетворение которых часто приводит к конфликтным ситуациям.

Поэтому с развитием вычислительных технологий ведутся разработки автоматизированных систем составления расписания. В некоторых частных случаях удалось разработать алгоритмы, способные найти решение за приемлемое время. В то же время большинство реальных задач составления расписания относятся к классу NP-полных. Это делает разработку алгоритма, способного решить их за допустимое время, действительно сложной задачей, даже если соответствующую предметную задачу можно поставить как однокритериальную. Ситуация существенно усугубляется тем, что большинство реальных задач составления расписаний многокритериальны.

Различные задачи составления расписаний могут иметь много общего. Например, в задачах составления расписания занятий в вузе и графика работ на предприятии можно провести следующие аналогии между ресурсами: группы студентов и служащие, преподаватели и смены, аудитория и квалификация служащих, предметы и работодатели . Поэтому методы, разработанные для одного подкласса задач, часто можно перенести на другие.

1.Методы решений задач на составление расписания

Метод имитации отжига

Идея алгоритма имитации отжига заимствована из исследований поведения атомов металла в процессе его отжига. В металле, нагретом до температуры, превышающей точку его плавления, атомы находятся в беспорядочном движении. При этом, как и во всех физических системах, они стремятся к состоянию минимума энергии (единому кристаллу), но при высоких температурах энергия атомных движений препятствует этому. В процессе постепенного охлаждения металла возникают все более низко энергетические состояния, пока не будет достигнуто низшее из возможных

состояний, глобальный минимум [2].

Переходя к математической модели, определим, что в рассматриваемой задаче составления расписания может играть роль энергии и состояние какого объекта такая «энергия» может характеризовать. Один из возмож ных вариантов — это рассмотрение в качестве энергии целевой функции, основанной на штрафах, добавляемых к текущему расписанию за каждый неудобный в нём момент, а в качестве низкоэнергетического состояния —корректное (хотя и неизвестное) расписание.

Алгоритм раскраски графа

Задачу составления расписания можно рассматривать как задачу раскраски графа. Напомним, что задачей раскраски графа называют поискхроматического числа графа или, другими словами, поиск минимального числа цветов, необходимых для раскраски вершин некоторого графа с использованием для каждой пары соседних вершин различных цветов. Сама задача поиска хроматического числа представляет собой NP-полную задачу, для решения которой в большинстве случаев используются различные жадные алгоритмы.

Для постановки задачи составления расписания как задачи раскраски графа строится граф, в котором каждая вершина представляет собой запланированное учебным планом занятие. В том случае, если между какими-то двумя вершинами возможны конфликты, например, оба занятия проводятся в одной аудитории или с одним преподавателем, то они соединяются ребром. Это эквивалентно запрету одновременного проведенияэтих занятий. Тогда задача составления расписания представляется как минимизация числа цветов, необходимых для раскраски графа. Каждый цвет соответствует одному периоду расписания.

Применение этого подхода для решения реальных задач, по-видимому, малоэффективно. В то же время, задача раскраски графа при составлении расписаний может оказаться полезной в случае её комбинации с другими алгоритмами.

Имитационное моделирование

Учитывая NP-полноту задачи, для её решения можно попытаться применить имитацию действий диспетчера при составлении расписания.

В этом случае алгоритм оперирует непосредственно расписанием и списком занятий, которые необходимо включить в расписание (учебным планом). Процесс составления расписания начинается с пустого расписания, когда все занятия находятся в списке неучтённых занятий. Далее алгоритм переходит от одного незаконченного расписания к другому, стремясь наилучшим образом расставить все занятия, включённые в список. Процесс продолжается до тех пор, пока не будет сформировано полное расписание или выполнится фиксированное количество итераций.

Рассмотрим схему этого алгоритма более подробно. Данный алгоритм состоит из трёх основных действий:

  1. Выбирается ещё не включённое в расписание занятие. Выбор де лается на основе анализа «узких мест». В данном случае «узкими местами» являются наиболее дефицитные ресурсы: студенты, преподаватели и аудитории. В первую очередь составляются расписания для наиболее дефицитных ресурсов. Это могут быть занятия, использующие дефицитный аудиторный фонд, занятия, проводимые преподавателями, которые ставят жёсткие условия по времени и месту их проведения и т. д.

  2. Для выбранного занятия определяются все возможные варианты его размещения в расписании, удовлетворяющие всем жёстким ограни чениям. Далее каждая позиция оценивается с помощью специальной эвристической целевой функции и занятие помещается в лучшую из возможных позиций.

  3. Если в случае п. 2 в расписании возникла конфликтная ситуация, то «конфликтующие» занятия удаляются из расписания и помещаются обратно в список неучтённых занятий.

При реализации алгоритма, основанного на принципах имитационно го моделирования, особое внимание уделяется разработке эвристических правил выбора очередного занятия из списка, определения наилучшей для него позиции в расписании и оценке получаемого расписания.

К положительным чертам такого подхода можно отнести возможность детального учёта специфики решаемой задачи в случае составления рас писания для конкретного вуза. Однако при этом сильно ограничивается возможность применения разработанной системы в других учебных заведениях. Кроме того, по-видимому, понадобиться вносить существенные изменения в алгоритм при незначительных внутренних изменениях в вузе.

Так как алгоритм основан на действиях, совершаемых диспетчером при составлении расписания, то существует возможность организации деятельного диалога между пользователем и системой при поиске оптимального расписания. Однако это справедливо только для относительно небольших задач, так как в противном случае значительная зависимость алгоритма от пользователя может сделать такой диалог малоэффективным.

Логическое программирование в ограничениях

Составление расписания можно представить как задачу удовлетворения ограничений. Для решения таких задач разработано множество алгоритмов, начиная с классического метода Гаусса и заканчивая сложными методами, применяемыми в системах доказательства теорем и в системах символьных вычислений. Возникло даже целое направление в программировании — программирование в ограничениях (constraint programming).

Программирование в ограничениях тесно связано с традиционным логическим программированием, в рамках которого оно и сформировалось. Большинство систем программирования в ограничениях представляют собой обычный интерпретатор Пролога со встроенным механизмом для решения определённого класса задач удовлетворения ограничениям. Программирование в таких системах называют логическим программированием в ограничениях (Constraint Logic Programming или CLP).

Идея решения задач такова, что программист определяет некоторое множество переменных x1, . . . , xn и области их значений X1, . . . , Xn, описывает дополнительные ограничения, которым должны удовлетворять переменные, а система находит подходящие значения переменных, удовлетворяющие одновременно всем заданным ограничениям.

Результатом работы алгоритма будет множество значений каждой переменной, не противоречащих указанным ограничениям. При этом область определения переменных, участвующих в строгих ограничениях, может существенно сократиться или даже содержать единственное значение.

Основное преимущество, получаемое при использовании CLP, — это сокращение пространства поиска, достигаемое не путём оценки каждого варианта расписания, а за счёт того, что система сама исключает из рассмотрения «дороги, заведомо ведущие в тупик».

Генетические алгоритмы

Рассмотренные методы в своей основе используют итерационную технику улучшения результатов. В течение одной итерации они ищут решение, лучшее в окрестностях данного. Если такое решение найдено, оно становится текущим и начинается новая итерация. Это продолжается до тех пор, пока прирост целевой функции не уменьшится практически до нуля или невыполнится заданное количество итераций. Очевидно, что такие методы ориентированы на поиск только локальных оптимумов, причём положение найденного оптимума зависит от стартовой точки. Глобальный же оптимум может быть найден только случайно. Для повышения вероятности нахождения глобального оптимума используется множественный эксперимент с различными начальными точками, что существенно увеличивает время поиска.

В связи с этим представляет интерес разработка алгоритмов, сохраняющих преимущества описанных методов и свободных от указанного недостатка. К таким алгоритмам относятся генетические алгоритмы. Генетические алгоритмы — это стохастические эвристические оптимизационные методы, основная идея которых взята из теории эволюционного развития видов. Основным механизмом эволюции является естественный отбор, суть которого состоит в том, что более приспособленные особи имеют больше шансов на выживание и размножение и, следовательно, приносят больше потомства, чем менее приспособленные особи. При этом благодаря передаче генетической информации потомки наследуют от родителей основные их качества. Носителями генетической информации индивидуума выступают молекулы ДНК. При размножении животных происходит слияние двух родительских половых клеток. Их ДНК взаимодействуют, образуя ДНК потомка. Основной способ взаимодействия — кроссинговер.

При кроссинговере ДНК предков делятся на две части, а затем обмениваются своими половинками. При наследовании возможны мутации из-за радиоактивности или других влияний, в результате которых могут измениться некоторые гены в половых клетках одного из родителей. Измененные гены передаются потомку и придают ему новые свойства. Если эти новые свойства полезны, они, скорее всего, сохранятся в данном виде и при этом произойдёт скачкообразное повышение приспособленности вида.

Первым шагом при разработке математической модели, основанной на генетическом алгоритме, является разработка структуры хромосомы, в которой будет храниться решение. В нашем случае такой «хромосомой» является расписание. Выбранная структура должна учитывать все особенности и ограничения, предъявляемые к искомому решению, а также то, что от её выбора напрямую зависят реализации алгоритмов кроссинговера и мутации. В конечном счёте, выбор «хромосомы» влияет не только на скорость, но и на сходимость алгоритма вообще.

Одним из наиболее удобных представлений решения рассматриваемой задачи является трёхмерная матрица, по осям i, j, k которой откладываются соответственно группы, учебные часы и аудитории. Элементом матрицы является запрос на проведение занятия с i-ой группой данным преподавателем по данной дисциплине в j-ый час в k-ой аудитории. Содержательно запрос на проведение занятия представляет собой следующее: на этапе задания исходных данных пользователь для каждой группы (подгруппы, потока) указывает дисциплины и преподавателей, которые будут вести их в рамках предусмотренного учебного плана. После этого каждая связка дисциплина-группа-преподаватель рассматривается как целостность с условием, что алгоритм знает, какие дисциплины в какой группе какой преподаватель ведёт и какой тип аудиторий для этого подходит.

Такая структура хромосомы удобна тем, что уже на этапе задания на чальных данных можно исключить заведомо неудачные решения, заблокировав соответствующие ячейки.

На следующем шаге алгоритма создаётся начальная популяция, размер которой зависит от размерности задачи и составляет обычно несколько сотен решений.

Для организации оптимизирующего процесса необходимо создать направляющую силу развития популяции. В качестве такой силы выступает требование минимизации целевой функции или, в терминах генетических алгоритмов, фитнес-функции. Обычно в качестве её используется аддитивный показатель оптимальности, основанный на штрафах, устанавливаемых каждому решению за какой-либо неудобный момент в расписании. Преимуществом такого выбора является возможность настройки алгоритма под конкретную задачу путём варьирования коэффициентов и, тем самым, изменения приоритетов при поиске оптимального расписания.

Таким образом, поместив начальную популяцию в созданную нами искусственную среду и реализовав процессы селекции, кроссинговера и мутации, мы получим итерационный алгоритм поиска оптимального решения, на каждой итерации которого выполняются следующие действия:

  1. Каждая особь популяции оценивается с помощью фитнес-функци.

  2. Лучшие решения (обычно около 5%) копируются в новую популяцию без изменения. Такой принцип (принцип элитизма) предотвращает потери лучших решений и обеспечивает повышенную сходимость алгоритма.

  3. На основе пропорционального отбора из текущей популяции выбираются два решения, которые подвергаются рекомбинации. Для этого хромосомы родителей обмениваются соответствующими участками.

  4. Полученное в предыдущем пункте расписание может оказаться некорректным, например, может не соответствовать учебному плану. В этом случае можно повторять операцию рекомбинации до тех пор, пока не будет получено корректное расписание, но более предпочтительно предусмотреть эвристические механизмы исправления расписания.

  5. Если новая популяция сформирована, то старая удаляется, после чего переходим к этапу 1. В противном случае переходим к этапу 3.

Рассмотренный алгоритм является не только устойчивым к локальным минимумам, но и благодаря внутреннему параллелизму, выраженному в работе не с отдельными решениями, а с целыми классами решений, обеспечивает относительно быстрый поиск оптимального решения.

2.Генетические алгоритмы -- математический аппарат

Генетические алгоритмы предназначены для решения задач оптимизации. Примером подобной задачи может служить обучение нейросети, то есть подбора таких значений весов, при которых достигается минимальная ошибка. При этом в основе генетического алгоритма лежит метод случайного поиска. Основным недостатком случайного поиска является то, что нам неизвестно сколько понадобится времени для решения задачи. Для того, чтобы избежать таких расходов времени при решении задачи, применяются методы, проявившиеся в биологии. При этом используются методы открытые при изучении эволюции и происхождения видов. Как известно, в процессе эволюции выживают наиболее приспособленные особи. Это приводит к тому, что приспособленность популяции возрастает, позволяя ей лучше выживать в изменяющихся условиях.

Впервые подобный алгоритм был предложен в 1975 году Джоном Холландом (John Holland) в Мичиганском университете. Он получил название «репродуктивный план Холланда» и лег в основу практически всех вариантов генетических алгоритмов. Однако, перед тем как мы его рассмотрим подробнее, необходимо остановится на том, каким образом объекты реального мира могут быть закодированы для использования в генетических алгоритмах.

Представление объектов

Из биологии мы знаем, что любой организм может быть представлен своим фенотипом, который фактически определяет, чем является объект в реальном мире, и генотипом, который содержит всю информацию об объекте на уровне хромосомного набора. При этом каждый ген, то есть элемент информации генотипа, имеет свое отражение в фенотипе. Таким образом, для решения задач нам необходимо представить каждый признак объекта в форме, подходящей для использования в генетическом алгоритме. Все дальнейшее функционирование механизмов генетического алгоритма производится на уровне генотипа, позволяя обойтись без информации о внутренней структуре объекта, что и обуславливает его широкое применение в самых разных задачах.

В наиболее часто встречающейся разновидности генетического алгоритма для представления генотипа объекта применяются битовые строки. При этом каждому атрибуту объекта в фенотипе соответствует один ген в генотипе объекта. Ген представляет собой битовую строку, чаще всего фиксированной длины, которая представляет собой значение этого признака.

Кодирование признаков, представленных целыми числами

Для кодирования таких признаков можно использовать самый простой вариант – битовое значение этого признака. Тогда нам будет весьма просто использовать ген определенной длины, достаточной для представления всех возможных значений такого признака. Но, к сожалению, такое кодирование не лишено недостатков. Основной недостаток заключается в том, что соседние числа отличаются в значениях нескольких битов, так например числа 7 и 8 в битовом представлении различаются в 4-х позициях, что затрудняет функционирование генетического алгоритма и увеличивает время, необходимое для его сходимости. Для того, чтобы избежать эту проблему лучше использовать кодирование, при котором соседние числа отличаются меньшим количеством позиций, в идеале значением одного бита. Таким кодом является код Грея, который целесообразно использовать в реализации генетического алгоритма. Значения кодов Грея рассмотрены в таблице ниже:

Двоичное кодирование

Кодирование по коду Грея

Десятичный код

Двоичное значение

Шестнадцатеричное значение

Десятичный код

Двоичное значение

Шестнадцатеричное значение

0

0000

0h

0

0000

0h

1

0001

1h

1

0001

1h

2

0010

2h

3

0011

3h

3

0011

3h

2

0010

2h

4

0100

4h

6

0110

6h

5

0101

5h

7

0111

7h

6

0110

6h

5

0101

5h

7

0111

7h

4

0100

4h

8

1000

8h

12

1100

Ch

9

1001

9h

13

1101

Dh

10

1010

Ah

15

1111

Fh

11

1011

Bh

14

1110

Eh

12

1100

Ch

10

1010

Ah

13

1101

Dh

11

1011

Bh

14

1110

Eh

9

1001

9h

15

1111

Fh

8

1000

8h

Таблица 1. Соответствие десятичных кодов и кодов Грея.

Таким образом, при кодировании целочисленного признака мы разбиваем его на тетрады и каждую тетраду преобразуем по коду Грея.

В практических реализациях генетических алгоритмов обычно не возникает необходимости преобразовывать значения признака в значение гена. На практике имеет место обратная задача, когда по значению гена необходимо определить значение соответствующего ему признака.

Таким образом, задача декодирования значения генов, которым соответствуют целочисленные признаки, тривиальна.

Кодирование признаков, которым соответствуют числа с плавающей точкой

Самый простой способ кодирования, который лежит на поверхности – использовать битовое представление. Хотя такой вариант имеет те же недостатки, что и для целых чисел. Поэтому на практике обычно применяют следующую последовательность действий:

  1. Разбивают весь интервал допустимых значений признака на участки с требуемой точностью.

  2. Принимают значение гена как целочисленное число, определяющее номер интервала (используя код Грея).

  3. В качестве значения параметра принимают число, являющиеся серединой этого интервала.

Рассмотрим вышеописанную последовательность действий на примере:

Допустим, что значения признака лежат в интервале [0,1]. При кодировании использовалось разбиение участка на 256 интервалов. Для кодирования их номера нам потребуется таким образом 8 бит. Допустим значение гена: 00100101bG (заглавная буква G показывает, что используется кодирование по коду Грея). Для начала, используя код Грея, найдем соответствующий ему номер интервала: 25hG->36h->54d. Теперь посмотрим, какой интервал ему соответствует… После несложных подсчетов получаем интервал [0,20703125, 0,2109375]. Значит значение нашего параметра будет (0,20703125+0,2109375)/2=0,208984375.

Кодирование нечисловых данных

При кодировании нечисловых данных необходимо предварительно преобразовать их в числа.

Определение фенотипа объекта по его генотипу

Таким образом, для того, чтобы определить фенотип объекта (то есть значения признаков, описывающих объект) нам необходимо только знать значения генов, соответствующим этим признакам, то есть генотип объекта. При этом совокупность генов, описывающих генотип объекта, представляет собой хромосому. В некоторых реализациях ее также называют особью. Таким образом, в реализации генетического алгоритма хромосома представляет собой битовую строку фиксированной длины. При этом каждому участку строки соответствует ген. Длина генов внутри хромосомы может быть одинаковой или различной. Чаще всего применяют гены одинаковой длины. Рассмотрим пример хромосомы и интерпретации ее значения. Допустим, что у объекта имеется 5 признаков, каждый закодирован геном длинной в 4 элемента. Тогда длина хромосомы будет 5*4=20 бит

0010

1010

1001

0100

1101

теперь мы можем определить значения признаков

Признак

Значение гена

Двоичное значение признака

Десятичное значение признака

Признак 1

0010

0011

3

Признак 2

1010

1100

12

Признак 3

1001

1110

14

Признак 4

0100

0111

7

Признак 5

1101

1001

9

Основные генетические операторы

Как известно в теории эволюции важную роль играет то, каким образом признаки родителей передаются потомкам. В генетических алгоритмах за передачу признаков родителей потомкам отвечает оператор, который называется скрещивание (его также называют кроссовер или кроссинговер). Этот оператор определяет передачу признаков родителей потомкам. Действует он следующим образом:

  1. из популяции выбираются две особи, которые будут родителями;

  2. определяется (обычно случайным образом) точка разрыва;

  3. потомок определяется как конкатенация части первого и второго родителя.

Рассмотрим функционирование этого оператора:

Хромосома_1:

0000000000

Хромосома_2:

1111111111

Допустим разрыв происходит после 3-го бита хромосомы, тогда

Хромосома_1:

0000000000

>>

000

1111111

 Результирующая_хромосома_1

Хромосома_2:

1111111111

>>

111

0000000

 Результирующая_хромосома_2

Затем с вероятностью 0,5 определяется одна из результирующих хромосом в качестве потомка.

Следующий генетический оператор предназначен для того, чтобы поддерживать разнообразие особей с популяции. Он называется оператором мутации. При использовании данного оператора каждый бит в хромосоме с определенной вероятностью инвертируется.

Кроме того, используется еще и так называемый оператор инверсии, который заключается в том, что хромосома делится на две части, и затем они меняются местами. Схематически это можно представить следующим образом:

000

1111111

>>

1111111

000

В принципе для функционирования генетического алгоритма достаточно этих двух генетических операторов, но на практике применяют еще и некоторые дополнительные операторы или модификации этих двух операторов. Например, кроссовер может быть не одноточечный (как было описано выше), а многоточечный, когда формируется несколько точек разрыва (чаще всего две). Кроме того, в некоторых реализациях алгоритма оператор мутации представляет собой инверсию только одного случайно выбранного бита хромосомы.

Схема функционирования генетического алгоритма

Теперь, зная как интерпретировать значения генов, перейдем к описанию функционирования генетического алгоритма. Рассмотрим схему функционирования генетического алгоритма в его классическом варианте.

  1. Инициировать начальный момент времени t=0. Случайным образом сформировать начальную популяцию, состоящую из k особей. B0 = {A1,A2,…,Ak)

  2. Вычислить приспособленность каждой особи FAi = fit(Ai) , i=1…k и популяции в целом Ft = fit(Bt) (также иногда называемую термином фиттнес). Значение этой функции определяет насколько хорошо подходит особь, описанная данной хромосомой, для решения задачи.

  3. Выбрать особь Ac из популяции. Ac = Get(Bt)

  4. С определенной вероятностью (вероятностью кроссовера Pc) выбрать вторую особь из популяции Аc1 = Get(Bt) и произвести оператор кроссовера Ac = Crossing(Ac,Ac1).

  5. С определенной вероятностью (вероятностью мутации Pm) выполнить оператор мутации. Ac = mutation(Ac).

  6. С определенной вероятностью (вероятностью инверсии Pi) выполнить оператор инверсии Ac = inversion(Ac).

  7. Поместить полученную хромосому в новую популяцию insert(Bt+1,Ac).

  8. Выполнить операции, начиная с пункта 3, k раз.

  9. Увеличить номер текущей эпохи t=t+1.

  10. Если выполнилось условие останова, то завершить работу, иначе переход на шаг 2.

Теперь рассмотрим подробнее отдельные этапы алгоритма.

Наибольшую роль в успешном функционировании алгоритма играет этап отбора родительских хромосом на шагах 3 и 4. При этом возможны различные варианты. Наиболее часто используется метод отбора, называемый рулеткой. При использовании такого метода вероятность выбора хромосомы определяется ее приспособленностью, то есть PGet(Ai) ~ Fit(Ai)/Fit(Bt). Использование этого метода приводит к тому, что вероятность передачи признаков более приспособленными особями потомкам возрастает. Другой часто используемый метод – турнирный отбор. Он заключается в том, что случайно выбирается несколько особей из популяции (обычно 2) и победителем выбирается особь с наибольшей приспособленностью. Кроме того, в некоторых реализациях алгоритма применяется так называемая стратегия элитизма, которая заключается в том, что особи с наибольшей приспособленностью гарантировано переходят в новую популяцию. Использование элитизма обычно позволяет ускорить сходимость генетического алгоритма. Недостаток использования стратегии элитизма в том, что повышается вероятность попадания алгоритма в локальный минимум.

Другой важный момент – определение критериев останова. Обычно в качестве них применяются или ограничение на максимальное число эпох функционирования алгоритма, или определение его сходимости, обычно путем сравнивания приспособленности популяции на нескольких эпохах и остановки при стабилизации этого параметра.

3. Программная реализация задач составления расписаний

Что бы продемонстрировать возможности генетических алгоритмов, была решена следующая задача:

Название: Оутсорсинг технического обслуживания (планирование).

Некоторая фирма занимается техническим обслуживанием предприятий. НА фирму посупают заявки для их дальнейшей обработки, для них можно выделить 2 критерия

  • Трудоемкость – сколько сил нужно потратить работнику для решения проблемы (фактически это сложность проблемы).

  • Прибыль – сколько денег заплатят за решение проблемы.

Также на фирме работает несколько человек для решения этих проблем. Поскольку люди разные (уровень подготовки, опыт работы, личные амбиции и т.д.). Можно выделить 2 критерия:

  • Стоимость рабочего времени – сколько человек получает денег например в час.

  • Производительность – сколько может сделать работы за этот час.

Требуется подобрать людей для персонала выполнения заявок при некотрых ограничениях: (не более 2 человек на заявку), и чтобы люди не перабатывали, скажем в сумме 8 часов в день.

Решение:

Сделаем пару таблиц и заполним какими-нибудь тестовыми данными:

Таблица O. (Orders)

Заказ \ Параметры

Трудоемкость (ед)| work

Прибыль(руб.) | cost

1

400

3000

2

370

600

3

900

2500

4

700

1700

5

950

Таблица W. (Workers)

Исполнитель

Стоимость раб. времени (руб./час) | cost

Производительность

(ед. в час) | pr

1

100

200

2

200

350

3

150

180

4

170

210

Выберем подходящую структуру для «хромосомы»:

Будем использовать хромосомы с количество «генов» равным количеству заявок, а для исполнителей заказы в «гене» будем использовать побитное кодирование.

Выберем принципы построения фитнесс-функции:

Будем оптимизировать общую прибыль при таком расписании заказов.

P := p1 + p2 + ….. + Pn

Pi := O[i].cost – (O[i].work/W[j].pr)*W[j].cost

i – номер заказа, j – номер исполнителя заказа

Ограничение по загрузке человека – коэффициент L.

если время потраченное работником больше положенного (например 4 часа), коэффициент равным нулю.

Примерная функция:

F:=L*P

В программе она реализована следующим образом:

const // Битовые маски

work: array[1..8] of byte = (1,2,4,8,16,32,64,128);

function TfrmMain.GA1GetSutability( Chromosome: TChromosome): Double;

var

textCh : string;

i,j: integer;

w: integer;

p: integer;

br: integer; // Кол-во исполнителей на заказ

L: array[1..8] of double;

k: double;

wCount: integer;

ordercost, workercost, orderwork, workerpr: integer;

begin

textCh:='';

wCount := workers.RowCount-1;

p:=0; k:=1;

for i:=1 to 8 do L[i]:=0;

// рассчитываем приспособленность

for i := 0 to Chromosome.GeneCount-1 do

begin

textCh:=textCh+'(';

w:=Chromosome.GeneValue[i];

br:=0;

for j:=1 to 8 do

if (w and work[j]) = work[j] then

begin

ordercost:=StrToInt(orders.Cells[2,i+1]);

orderwork:=StrToInt(orders.Cells[1,i+1]);

workercost:=StrToInt(workers.Cells[1,j]);

workerpr:=StrToInt(workers.Cells[2,j]);

P := P + ordercost - round(orderwork/workerpr*workercost);

textCh:=textCh+IntToStr(j);

L[j]:=L[j]+orderwork/workerpr;

br:=br+1;

end;

if w=0 then k:=0;

if br>2 then k:=0;

textCh:=textCh+') ';

end;

for i:=1 to wCount do if L[i]>StrToInt(maxTime.Text) then k:=0;

Result := k*P;

// рисуем хромосому

StaticText1.Caption := textCh;

end;

В процедуру расчет «живучести» особи приходит генотип – объект Chromosome, далее в цикле по битовой маске определяются его исполнители и количество часов потраченных на заказы. Также накладываются штрафы за превышение часов и превышения ограничения на максимальное количество человек на заказ. В процессе отбора используется принцип элитизма, т.е. «особи» с хорошими качествами всегда попадают в следующую поколение.

Весь остальной код программы – это интерфейсная обертка над TGenethicAlghoritm, который является визуальным компонентом для быстрого создания генетических алгоритмов.

Такие алгоритмы исследованы достаточно хорошо, поэтому не нужно в очередной раз изобретать велосипед, тем более что компонент распространяется под свободной лицензией.

Основное достоинство генетических алгоритмов, заключается в том что фитнесс-функция может быть очень сложной, можно добавить в функцию еще десятка два ограничений и код основной программы (его логика) совершенно не изменится. Также большим плюсом является, то что алгоритм очень хорошо распараллеливается, что очень актуально для современных многоядерных систем.

Заключение

В данной работе были рассмотрены основные методы составления расписания. Каждая из них имеет как сильные, так и слабые стороны, поэтому выбор подхода для решения каждой конкретной задачи определяется её спецификой. Так, например, применение относительно медленных алгоритмов линейного целочисленного программирования для решения небольших задач может оказаться приемлемой ценой за обеспечиваемый максимально точный учёт ограничений. Для объёмных задач более предпочтительными могут оказаться алгоритмы, основанные на имитации отжига, идеях CLP, или генетические алгоритмы. По-видимому, наибольший эффект может быть достигнут при комбинации алгоритмов.

Например, можно использовать CLP для сокращения области поиска имитацию отжига — для поиска оптимального расписания, и, наконец, имитационное моделирование — для корректировки расписания в случае необходимости его незначительного изменения, обусловленного дополнительными внешними факторами.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Задачи управления запасами Вариант №19 Семестр №7 Преподаватель Александров О. Е. Студент

    Курсовая
    Задача, в которой требуется наилучшим образом в смысле выбранного критерия оптимальности распределить ограниченные ресурсы по нескольким видам деятельности (потребителям) называется задачей распределительного типа.
  2. Задачи календарного планирования (теории расписаний )

    Документ
    Они характеризуются такими особенностями. Имеется множество деталей (работ) , подлежащих обработке, на некотором множестве станков . Заданы технологические маршруты обработки деталей , , определяющие порядок прохождения станков.
  3. Уральский Государственный Технический Университет упи курсовая

    Курсовая
    Задача оптимального составления расписания является первостепенной для любого делового человека. От качественно составленного начальником цеха графика работ зависит эффективность работы цеха и производства в целом (особенно конвейерного).
  4. Курсовой проект по курсу «Теория информационных процессов и систем» (1)

    Курсовой проект
    Цель курсового проекта по курсу «Теория информационных процессов и систем»  закрепление теоретических знаний, полученных в лекционном курсе и приобретение навыков самостоятельного применения теоретических знаний к решению практических
  5. Курсовой проект по курсу «Теория информационных процессов и систем» (2)

    Курсовой проект
    Цель курсового проекта по курсу «Теория информационных процессов и систем»  закрепление теоретических знаний, полученных в лекционном курсе и приобретение навыков самостоятельного применения теоретических знаний к решению практических

Другие похожие документы..