Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Руководство по эксплуатации'
Настоящая методика поверки распространяется на сигнализаторы СТМ10 (в дальнейшем - сигнализаторы), и устанавливает методику первичной (при выпуске из ...полностью>>
'Документ'
Для підготовки висококваліфікованих спеціалістів та високоосвідчених громадян України курс "Релігієзнавство" (як одна з важливих гуманітарн...полностью>>
'Документ'
Государственная налоговая инспекция по г. Москве в соответствии с письмом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 27.11.95 N 03-4-08...полностью>>
'Программа'
Квалификация критического оборудования, которое используется при производстве стерильных лекарственных средств – сухожаровые стерилизаторы, стерилиза...полностью>>

Военно-профессиональной деятельности

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

МАРКЕЛОВА
Татьяна Владимировна

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЗАБЛАГОВРЕМЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА К УСЛОВИЯМ
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

19.00.03 – Психология труда,
инженерная психология, эргономика

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Москва – 2011

Работа выполнена на кафедре социальной психологии и психологии труда
НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная академия»

Научный консультант –

доктор психологических наук, профессор

Гандер Дмитрий Владимирович

Официальные оппоненты:

заслуженный деятель науки РФ,

действительный член (академик) РАО,

доктор медицинских наук, профессор

Пономаренко Владимир Александрович

доктор психологических наук, профессор

Гурьянов Юрий Николаевич

доктор психологических наук, профессор

Лысаков Николай Дмитриевич

Ведущая организация –

Военная академия Ракетных войск

стратегического назначения

имени Петра Великого

Защита состоится 21 декабря 2011 г. в 14 часов на заседании объединенного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 521.003.02 при НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная академия» по адресу: 109029,
г. Москва, ул. Нижегородская, д. 32, к. 4, ауд. 352.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная академия» по адресу: 109029, г. Москва, ул. Нижегородская, д.32.

А

втореферат разослан 18 ноября 2011 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат психологических наук,
профессор Г.В. Гнездилов

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Поддержание обороноспособности
и безопасности России на уровне разумной достаточности требует качественно подготовленного, структурно и количественно сбалансированного мобилизационного резерва Вооруженных Сил, важная миссия подготовки которого возложена
на военные кафедры, факультеты военного обучения и учебные военные центры гражданских вузов.

Опыт Мировых войн показывает, что в случае возникновения прямой угрозы для безопасности государства и развертывания широкомасштабных боевых действий, привлечение офицеров запаса к выполнению боевых задач – необходимое условие сохранения целостности страны. Несмотря на высокий уровень сложности и глобальности последствий современных боевых действий, проблема необходимости и возможных форм привлечения мобилизационного резерва к участию в военном противоборстве остается актуальной. В связи
с этим обеспечение высокого качества военной подготовки офицеров запаса является важнейшей задачей гражданских вузов.

В отличие от кадровых офицеров, офицеры запаса, вливаясь в контингент мобилизационного резерва, реализуют военно-профессиональную деятельность преимущественно в период военных действий. При возникновении особых ситуаций привлечения офицеров запаса к выполнению воинского долга требуется максимально быстрая перестройка психики к изменившимся условиям деятельности, смена гражданского менталитета на военный. Существенные отличия военно-профессиональной деятельности и деятельности, выполняемой офицерами запаса по гражданской специальности, предполагают сложный процесс адаптации к особым условиям военного времени, эффективность и своевременность которого зависит от заблаговременно сформированных предпосылок
к такому переходу.

Таким образом, основная направленность военно-профессионального предназначения будущих офицеров запаса – выполнение обязанностей по первичной офицерской должности в период военного времени – определяет необходимость заблаговременного формирования устойчивости психики к функционированию
в изменившихся условиях жизнедеятельности (заблаговременной устойчивости).

Научная разработанность проблемы исследования. Проблемы психологической устойчивости и готовности, являющиеся важными условиями
эффективности и надежности реализации военно-профессиональной деятельности, активно разрабатывались Д. В. Гандером, А. А. Деркачом, М. И. Дьяченко, Н. Д. Заваловой, В. Г. Зазыкиным, С. Л. Кандыбовичем, Л. А. Кандыбовичем, П. А. Корчемным, А. В. Мощенко, В. А. Пономаренко, М. Ф. Секачем, А. М. Столяренко, В. В. Сысоевым и многими другими учеными.

Результаты анализа научных исследований ведущих ученых показывают, что понятия психологической устойчивости, психологической готовности,
мобилизованности имеют много общего и отражают целостное психическое образование на основании единой структуры. Как психические состояния психологическая готовность и мобилизованность не могут существовать бесконечно длительный период времени, не связанный с непосредственным осуществлением военно-профессиональной деятельности. Состояния психологической готовности и мобилизованности развертываются в ходе реализации военно-профессиональной деятельности, заблаговременно сформированная устойчивость как система качеств обеспечивает данный процесс и формируется в ходе предварительной подготовки к военно-профессиональной деятельности. Поэтому на этапе военной подготовки следует говорить не о формировании психологической готовности к военно-профессиональной деятельности, а о становлении заблаговременной устойчивости как ее предпосылке и основе.

В ходе теоретического анализа обнаружен большой массив научных данных по проблеме психологической готовности к военно-профессиональ-ной деятельности, однако вопрос о формировании заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса в ходе военной подготовки в гражданском вузе является неизученным.

Таким образом, актуальность темы данного исследования определяется противоречием между высоким уровнем требований к заблаговременно сформированной устойчивости будущих офицеров запаса к условиям военно-профес-сиональной деятельности и неразработанностью теоретико-методологических основ ее становления.

Актуальность разработки проблемы заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса к условиям военно-профессиональной деятельности определяется не только интересом к исследованию специфики данного явления, но и необходимостью решения практических задач успешности осуществления военно-профессиональной деятельности и подготовки к ней в гражданском вузе.

Результаты анализа современных условий военной подготовки в гражданских вузах позволили выделить основные противоречия, касающиеся всей системы воспроизводства офицеров запаса и требующие разрешения:

  1. Первое противоречие связано с низкой гражданской ориентированностью и патриотической настроенностью будущих офицеров запаса, их стремлением избежать военной службы как опасной, трудной и непрестижной и потребностями государства в сознательном исполнении членами общества гражданского долга по защите Отечества. В отличие от офицеров кадра реализация военно-профессиональной деятельности будущих офицеров запаса не связана
    с таким важным мотиватором, как материальная заинтересованность, а основана на высокой личностной значимости вооруженной защиты Родины и осознании себя как защитника Отечества. Иррелевантность военно-профессиональной мотивации будущих офицеров запаса требует незамедлительного принятия мер по развитию духовно-нравственного начала личности будущих защитников Родины и усиления гражданско-патриотической направленности военной подготовки. Рост боевой мощи военной техники сосредотачивает в руках офицера запаса колоссальную разрушительную силу. В связи с этим неимоверно повышается его ответственность за принимаемые решения, что повышает роль духовно-нравственной составляющей военной подготовки в гражданском вузе.

  2. Второе противоречие связано с недостаточным уровнем психологической подготовки будущих офицеров запаса, что подтверждается отзывами с мест воинской службы выпускников военных кафедр. Несмотря на сложность освоения современной боевой техники и оружия, военная подготовка будущих
    офицеров запаса осуществляется в сжатые сроки, что связано с одновременным обучением студента по гражданской и военно-учетной специальности.
    Одновременно формируются профессионально ориентированные структуры личности, знания, умения и навыки, обеспечивающие выполнение профессиональных обязанностей как в мирное, так и в военное время. Решение данного противоречия состоит в психологизации образовательного процесса, совершенствовании методов и форм военной подготовки на основе единства, взаимосвязанности и взаимодополняемости подготовки будущих офицеров запаса
    по обеим специальностям.

  3. Третье противоречие связано с тем, что военная подготовка в гражданском вузе является основным и часто единственным периодом профессионального становления будущих офицеров запаса, что ограничивает процесс развития психологической структуры деятельности исполнителя вообще и заблаговременной устойчивости узкими временными рамками, в частности. В отличие от профессии кадрового офицера, ставшей делом жизни по вооруженной защите Родины, офицеры запаса в своем большинстве трудятся на предприятиях и в учреждениях гражданского профиля, и их реализация в качестве военных специалистов отсрочена на неопределенный момент времени. В связи с этим военно-профессиональная направленность их подготовки со временем ослабевает. Следовательно, устойчивость сформированных знаний, умений и навыков, профессиональных и боевых качеств, способности к экстренной перестройке психики к условиям военного времени является важной проблемой военной подготовки будущих офицеров запаса.

  4. Четвертое противоречие – между общей тенденцией гуманизации и гуманитаризации военного образования и распространенностью неэффективных способов социально-педагогического взаимодействия субъектов военной подготовки (низкой способностью к пониманию и принятию другого, склонностью к авторитарно-негативному стилю педагогического общения
    и соперничеству). Решение данного противоречия лежит в плоскости гуманизации отношений «преподаватель-студент», ориентации преподавателя
    военной кафедры на личность студента, создании условий для развития обучаемого в активного субъекта обучения.

Выявленные противоречия определяют научную проблему исследования, которая заключается в разработке теоретико-методологических основ
и обосновании концепции заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса к условиям военно-профессиональной деятельности.

Цель исследования заключается в теоретико-методологическом обосновании заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса к условиям военно-профессиональной деятельности как психологическом содержании военной подготовки в гражданском вузе.

Объект исследования устойчивость психики офицеров запаса.

Предмет исследования заблаговременная устойчивость будущих офицеров запаса к условиям военно-профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что для подготовки психики будущих офицеров запаса к условиям военно-профессиональной деятельности необходима реализация научно обоснованной системы психологического обеспечения становления заблаговременной устойчивости, адаптированной к условиям гражданского вуза.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

  1. Осуществить теоретический анализ исследований в области психологической готовности, устойчивости и военной подготовки в гражданских вузах.

  2. Обосновать психологическую сущность заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса к условиям военно-профессиональной деятельности.

  3. Исследовать основные психологические механизмы и этапы становления заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса в гражданском вузе.

  4. Разработать методологические основы становления заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса к условиям военно-профессиональной деятельности в условиях гражданского вуза.

  5. Теоретически обосновать и апробировать систему психологического обеспечения процесса становления заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса в гражданском вузе.

Теоретико-методологической основой исследования является единство взаимодополняющих принципов, подходов и концепций разных уровней:

  • философско-методологический уровень представлен сочетанием трех фундаментальных принципов – детерминизма, развития и системности (К. А. Абуль-ханова-Славская, Б. Г. Ананьев, П. К. Анохин, Л. И. Анцыферова, А. А. Бодалёв, А. В. Брушлинский, В. В. Давыдов, А. А. Деркач, В. П. Зин-ченко, Е. П. Ильин, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, М. Г. Ярошевский, Г. П. Щедровицкий и др.);

  • общенаучный уровень представлен следующими подходами – личностно-деятельностным (К. А. Абульханова-Славская, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леон-тьев, К. К. Платонов и др.), аксиологическим (Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, И. С. Кон, Н. М. Кузнецов, Е. С. Кузь-мин, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, В. А. Сластенин, В. А. Ядов, А. Кольберг, А. Маслоу, Г. Мюррей, Г. Оллпорт, К. Роджерс, М. Рокич, Д. Роттер, Э. Фромм, К. Юнг и др.), субъектно-гуманистическим (К. А. Абульханова-Славская, А. К. Осницкий, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Оллпорт, А. Комбс и др.) и духовности профессионала (Е. И. Артамонова, Б. С Братусь, Л. И. Ларионова, В. Ф. Петренко, В. А. Пономаренко, В. В. Рыжов, В. И. Слободчиков и др.);

  • конкретно-научныйконцепциями и моделями профессионализации (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, В. А. Бодров, Ф. Н. Гоноболин, А. А. Деркач, Т. А. Дмитриева, Э. Ф. Зеер, Г. А. Ковалев, Н. С. Пряжников, А. А. Реан, Е. И. Рогов, В. А. Сластенин и др.), психологической готовности (В. И. Варва-ров, В. Ф. Дубяга, М. И.  Дьяченко, А. Д. Глоточкин, Л. А. Кандыбович, П. А. Кор-чемный, В. Л.  Марищук, В. А. Пономаренко, А. М. Столяренко, В. В. Сысоев и др.), психологической подготовки (К. К. Платонов, А. М. Матюшкин, А. В. Мощенко и др.), психологического обеспечения (В. Гандер, А. Г. Караяни, Н. Д.  Лысаков,
    А. Г.  Маклаков, А. В. Мощенко, В. Ф.  Перевалов, А. А. Тыртыш-ный и др.); образовательной среды (Д. В. Гандер, Л. Н. Бережнова, В. Г. Воронцова, Г. А. Ко-валев, Л. И. Новикова, В. А. Орлов, В. И. Панов, В. В. Пономаренко, В. В.  Рубцов, Н. Л.  Селиванова, В. И. Слободчиков, С. В. Тарасов, В. Я.  Ясвин и др.), ориентировочной основы действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.).

Научные положения представленной системы методологического обоснования исследования заблаговременной устойчивости являются общими объяснительными принципами теоретических и эмпирических результатов, полученных в ходе разработки проблемы.

Методы исследования. В ходе работы использовался широкий круг методов: теоретический анализ литературных источников и нормативно-правовой документации, касающихся разрабатываемой проблемы, организационные (комплексный), обсервационные (наблюдение), психодиагностические (тестирование, анкетирование, опрос, беседа), экспериментальные (формирующий и констатирующий эксперименты), праксиметрические (профессиография, метод экспертных оценок, теоретическое моделирование), обработки и интерпретации результатов (количественный и качественный анализ, содержательная интерпретация).

В качестве конкретных методик использовался разнообразный психодиагностический инструментарий, применяемый в различной комбинации в зависимости от текущих задач исследования: опросники шестнадцати личностных факторов Р. Кеттелла; уровня субъективного контроля Дж.  Роттера в адаптации Е. Ф.  Бажина, Е. А.  Голынкиной, А. М.  Эткинда; оценки типов реагирования в конфликтных ситуациях К. Н.  Томаса в модификации Н. В.  Гришиной; стиля педагогического общения И. М.  Соколова; исследования субъектности педагога И. А.  Серегиной; потребности в достижении и общении Ю. М.  Орлова; межличностных отношений Т. Лири в адаптации Л. Собчик; ценностных ориентаций М. Рокича; тест двадцати утверждений на самоотношение М. Куна и Т. Мак-Партланда, цветовой тест М. Люшера в модификации Л. Н. Собчик; личностный ориентационный опросник М. Баса в модификации В. Смейкала и М. Кучера; многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г.  Маклакова, С. В.  Чермянина; методика «Незавершенные предложения» Дж. Роттера (авторская модификация); модифицированный вариант методики оценки военно-профессиональной направленности Б. В. Овчин-никова и А. Ф. Боровикова (авторская модификация); психографический тест В. Г. Леонтьева (авторская модификация).

В ходе формирующего эксперимента использованы авторская методика профессионально-психологического отбора и разработанные нами программы спецкурсов «Основы конфликтологии», «Основы саморегуляции» и «Эффективность педагогического взаимодействия».

Статистический анализ массива данных производился с использованием современной компьютерной программы «Статистический пакет для социальных наук» (SPSS). В ходе работы был применен корреляционный анализ с использованием параметрических методов: t-критерия Стьюдента для зависимых и независимых выборок и коэффициента корреляции Пирсона.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение двенадцати лет с 2000 по 2011 годы.

Первый этап (2000-2002 гг.) носил поисково-теоретический характер и направлен на определение проблемы исследования и выявление ее актуальности. В этот период осуществлялся анализ научных исследований в области военно-профессиональной деятельности, в результате чего сформировался методологический аппарат исследования, сформулирована гипотеза, определены цели
и задачи работы, сформулировано рабочее определение заблаговременной устойчивости как нового психологического понятия. На данном этапе заложены основы экспериментального изучения проблемы.

Второй этап исследования (2003-2008 гг.) носил экспериментальный характер, в ходе которого обоснована психологическая сущность заблаговременной
устойчивости будущих офицеров запаса, определены условия и методическая инфраструктура психологического обеспечения процесса ее становления, внедрены авторские методики профориентации и профотбора, программы социально-психологических тренингов. В ходе формирующего эксперимента подвергнута проверке гипотеза исследования.

Третий этап исследования носил обобщающий характер (2009-2011 гг.) и связан с систематизацией и анализом эмпирических данных, авторской интерпретацией полученных результатов, на основании которых уточнялись
и обобщались теоретические основы заблаговременной устойчивости. В ходе данного этапа сформулированы основные положения концепции заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса к условиям военно-профес-сиональной деятельности.

Эмпирической базой исследования являются военные кафедры, факультеты военного обучения и военные учебные центры гражданских вузов: Нижегородского государственного университета, Нижегородского государственного технического университета, Нижегородского государственного педагогического университета, а также Воронежский государственный аграрный университет, воинская часть 54046 Московского Военного Округа.

Общая выборка испытуемых составляет 2012 человек. Среди них 1889 сту-дентов, 83 кадровых офицера, 40 человек профессорско-преподавательского
состава гражданских вузов. Возрастной диапазон общей выборки испытуемых составляет 18-59 лет.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечена опорой на фундаментальные теории отечественной и зарубежной психологии; основополагающими методологическими принципами и подходами, положенными в основу сделанных обобщений и выводов; результатами предварительного пилотажного исследования; адекватностью и разнообразием методов теоретического и эмпирического исследования; релевантностью, надежностью и валидностью применяемых психодиагностических методик; сочетанием качественного и количественного анализа с применением методов
математической статистики; практической проверкой выводов и предположений; рамками требований к организации научно-исследовательских работ, выполняемых в соответствии с госзаказом Министерства Обороны Российской Федерации; всесторонним обсуждением полученных результатов психологическим сообществом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Военный университет (1)

    Диссертация
    Проблемы правового регулирования комплектования Вооруженных Сил разрабатывались учеными-юристами как дореволюционного периода (Греков, Добровольский, Лобко, Редигер, Штейн и др.
  2. Актуализация ценностно-мотивационного аспекта как механизм совершенствования военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре педагогики профессионального образования и социальной деятельности в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Ульяновский государственный университет
  3. Педагогическая технология процесса адаптации военнослужащих к условиям профессиональной деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится «15» декабря 2011 г. В 17.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.084.03 при ФГАОУ ВПО «Балтийский фе­деральный университет имени Иммануила Канта» (БФУ им.
  4. Совершенствование процесса военно-профессионального воспитания курсантов вузов внутренних войск мвд РФ 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Диссертация
    Защита диссертации состоится « 11 » мая 2011 года в часов на заседании диссертационного совета Д 203.037.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД России (198206,
  5. Профессиональный стандарт область профессиональной деятельности

    Документ
    Профессиональный стандарт – многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации

Другие похожие документы..