Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Алисе хотелось найти на берегу редкую ракушку или морскую звезду - утром после шторма на пляже случаются любопытные находки....полностью>>
'Реферат'
Футбол является одним из самых массовых видов спорта. Миллионы болельщиков всего мира смотрят футбольные матчи на стадионах, по телевизору, а некотор...полностью>>
'Кодекс'
Рентна плата за транспортування нафти і нафтопродуктів магістральними нафтопроводами та нафтопродуктопроводами, транзитне транспортування трубопровод...полностью>>
'Документ'
 Национальная платформа бизнеса – это комплексные предложения белорусского бизнеса по улучшению делового климата нашей страны.Национальная платформа ...полностью>>

Методологические основы современного математического образования

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методологические основы современного математического образования

Жизнь все в большей мере подтверждает положение о том, что со­временный специалист не тот, кто знает больше других, а тот, кто более искусно и более полно применяет все то, что знает в своей деятельности. Образно говоря, современный специалист таков, каков он философ, т. е. какова его жизненная позиция.

Сегодня не нужно никого убеждать в том, что философская состав­ляющая всегда являлась и является одним из важнейших компонентов процесса формирования умений анализировать, обобщать, прогнозировать и реализовывать научный алгоритм поведения и действий субъекта. По этой причине архиважность философской подготовки современного мате­матика несомненна.

Философское знание, являясь неотъемлемым компонентом мировоз­зрения математика, обуславливает его ценностные ориентации. Естествен­но, что в большей мере они трансформируются исторически, адекватно со­держанию и сущности общественного сознания людей, подобно ступеням социально-экономических укладов, которые общество проходит в своем развитии, имеют фазовый характер становления. История развития мате­матики, становление ее как науки, реализация прагматической функции математического знания тому яркое подтверждение.

Тем не менее, современное философское осмысление проблемы раз­вития математики и, как следствие, проблем математического образования , является дискуссионным средоточием различных позиций, взглядов, кон­цепций. Рамки доклада, к сожалению, позволяют обратить внимание лишь на формирование и развитие представлений будущего математика на предмет самой математики как способ репрезентации, осознания самого сущего в предельно доступной ему рационализированной форме.

Своей многогранной деятельностью человек возвел грандиозную систему математического знания, придал ей жизненный импульс «решате­ля задач», встающих на его пути, и связал с ней свои надежды. Генезис культуры человечества и генезис, встроенный в нее на правах неотъемлемого компонента всего комплекса математических знаний если и не совпа­дают, то во многом однонаправлены, И потому ответ на вопрос о целях ма­тематического образования следует искать в системе его содержащей. Бу­дучи более масштабной и в своих границах, и в своей функциональности, она требует то или иное орудийное оснащение для преобразующего мир субъекта ибо предоставляет свободу творческому процессу, результатом чего является в высшей степени абстрактный продукт как условие и сред­ство дальнейшего обогащения тех же методов практической деятельности.

Практика, польза, выгода (непосредственные нужды общества) или красота, мера, гармония (более высокие духовные ценности и идеалы) - что является ведущим звеном и основным фактором математического по­знания в общем, и математического образования в частности. Эти вопросы на всех стадиях развития культуры вставали перед математиками при по­пытках осмыслить ту область, в которой они работали, реализовывали свои профессиональные интересы. Однозначного ответа, универсально пригодного для всех исторических фаз становления математики, культуры и общественного процесса в целом, нет. Здесь имеет место движение и пе­ремещение ценностей от одного полюса к другому. Истина состоит, по-видимому, в том, что на каждой фазе развития математики как науки уме­стно подразумевать мерное соединение тех и других, гармонию этих на­чал. Как ни странно, раскол, произошедший в середине уже прошлого" XX века, математики на традиционную, которая своими корнями уходит в нужды практики, и новую, основой которой является очищенный от всякой эмпирии и конкретики аксиоматический метод, подтверждает вышеска­занное.

В самом деле, раскол, произошедший в математике, не является «ка­тастрофой» в рамках рационалистических форм и институтов математиче­ской мысли, как считают многие, не предвестник или воплощение кризиса культуры общества, его «предсмертной духовной агонии» (как иногда пы­таются это представить, интерпретируя снижение значимости математиче­ского знания в духовном универсуме человека), не отказ совокупного ума человечества от дальнейшего продвижения в глубины познаваемой сущно­сти мира, от наращивания технологического могущества общества посред­ством разработки и внедрения в оборот новых математических идей. На­против, данное событие представляет собой результат естественного процесса диалектизации научного знания в его высшей, наиболее всеобщей математизированной форме. Это - целиком продукт внутреннего развития математики, породившего в лоне одного и того же единства две фундамен­тальные противоположности, две полярные силы. Их борением и взаимо­действием, синергитизмом и достигаемой в итоге самокоррекцией каждой из них, происходящей благодаря взаимному самоотражению, возникают новые возможности дальнейшего прогресса, рождаются дополнительные импульсы, открываются неизвестные дотоле источники продвижения впе­ред и наращивания математического потенциала. По этой причине матема­тическое образование в методологическом плане с необходимостью долж­но представлять собой единство творческой деятельности математика по репрезентации количественной определенности объективной реальности, ее построения в некоторой данной системе средств, не будучи актом ее описания и активности познающего субъекта, который посредством мате­матических абстракций высокого уровня не только конструирует сущест­вующие на данный момент состояния объективной реальности, но и про­гнозирует их изменение и развитие в будущем. Математическое образова­ние не сводится к математическому познанию количественной определен­ности объективной реальности, как и последнее не сводится к тому, чтобы зафиксировать в сознании количественную определенность или эмпириче­ски установить при каких обстоятельствах явление приобретает эту опре­деленность. Другими словами, математическое образование являет собой процесс воспитания такого математического эрудита, универсала, который хорошо видит не только грандиознейший мир математики, но и те мосты, которые связывают ее с другими областями знаний, лежащих в основе научно-производственной деятельности человека.

Таким образом, современное математическое образование с необхо­димостью должно включать не только подготовку высококлассного мате­матика, способного в знаковой плоскости конструировать количественную определенность различного рода реальностей, но и - профессионала, пре­вращающего математические знания в важнейший фактор интеллектуали­зации труда как специфического бытия человека. Всеобщая компьютери­зация и экспансия информационных технологий во все сферы преобразо­вания человеком мира, в основе которых математическое обеспечение иг­рает решающую роль, являются тому подтверждением.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Математическое образование в период дошкольного детства: методология проектирования 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 17 июня 2011 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.283.06 при ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017, г.
  2. Дорофеев Андрей Викторович Многомерная математическая подготовка будущего педагога

    Автореферат
    доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент АН Республики Башкортостан Сабитов Камиль Басирович ГАНУ АН РБ «Институт прикладных исследований»
  3. Современный учитель должен быть прежде всего личностью! Ведь помимо предмета дети многое берут от человека

    Документ
    Современный учитель должен быть прежде всего личностью! Ведь помимо предмета дети многое берут от человека! Конечно, он должен быть умным (это естественно), терпеливым, мобильным, добрым и жёстким одновременно, знающим современные чаяния молодежи.
  4. Ассоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

    Документ
    Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины теоретические основы современного языкознания для магистрантов пи юфу, обучающихся по направлению

    Учебно-методический комплекс
    Теоретические основы современного языкознания является одной из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование «Языковое образование.

Другие похожие документы..