Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ направляет обзор сообщений, размещенных на официальном Интернет-сайте ФНС России () в рубрике «Новости»/Дата...полностью>>
'Документ'
ДЕЛАЮ ПРОЕКТЫ ЛЮБОЙ СЛОЖНОСТИ 0,4 – 6(10), 35 кВ – все (и электрика и стройзадание) , 110 – 330 кВ (вторичка) Могу показать «вживую» уже выполненные о...полностью>>
'Документ'
Кто-то старается использовать пять лет максимально эффективно: получает высшее образование, часто даже не одно, изучает языки и т.д. Для кого-то глав...полностью>>
'Реферат'
У І ст. до н.е. в Римі набуло поширення вчення грецького філософа Епікура (341 – 270 рр. до н.е.), літературно оформлене у високохудожній формі його ...полностью>>

Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социология коммуникации» по специальности 040201 «Социология» Рабочий учебный план дисциплины «Социология коммуникации»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра социологии

Социология коммуникации

Учебно-методический комплекс

Челябинск

2006

Содержание:

  1. Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социология коммуникации» по специальности 040201 «Социология»

  1. Рабочий учебный план дисциплины «Социология коммуникации»

  1. График учебного процесса дисциплины «Социология коммуникации»

  1. Рабочая программа дисциплины «Социология коммуникации»

  1. Сведения об обеспеченности учебной литературой дисциплины «Социология коммуникации»

  1. Виды контрольных мероприятий и форм аттестации дисциплины «Социология коммуникации»

  1. Экземпляры-образцы учебно-методической литературы

  1. Образцы контрольных работ, рефератов и курсовых работ, выполненных студентами

1. Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социология коммуникации» по специальности 040201 «Социология»

Фрагмент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040201 – «Социология»

ОПД

Общепрофессиональные дисциплины

3 500

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

2 800

ОПД.Ф.10

Социология коммуникации.

Социология коммуникаций как специальная отрасль социологии; предмет и аппарат социологии коммуникации (коммуникативный акт, информация, речевая деятельность, социокоммуникативная система); социологи-ческие доминанты коммуникации; системность коммуникации (естественные и искусственные коммуникативные системы); уровни организации коммуникации (семиотичес-кий, лингвистический, паралингвистический, металингвистический, синтетический); коммуникативная личность; типы коммуникации (межличностная, межгрупповая, массовая коммуникация); институты коммуникации; методы изучения коммуникативных процессов.

100

Рабочая программа дисциплины «Социология коммуникации»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра «Социология»

Согласовано:

Зав. выпускающей кафедрой

«Социология»

_______________Е.И. Миронов

«___»_______________2006 г.

Утверждаю:

Декан исторического

факультета

_____________Н.В. Парфентьева

«___»_______________2006 г.

Рабочая программа

дисциплины ОПД.Ф.10 «Социология коммуникации»

для специальности 040201 «Социология»

(очная форма обучения)

факультет Исторический

кафедра-разработчик «Социология»

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по специальности

040201 «Социология»

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Социология» протокол №___ от «____»_______________2006г.

Зав. кафедрой разработчика к.ф.н., доцент Е.И. Миронов

Ученый секретарь кафедры доцент В.Н. Кравец

Разработчик программы Т.В. Зиновьева

Челябинск

2006

    1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

«Социология коммуникации»

Согласно Государственным требованиям (ОПД.Ф.10) к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальности 040201 «Социология» выпускник должен в результате усвоения дисциплины «Социология коммуникации»:

  • знать и уметь пользоваться основными социологическими понятиями

  • знать содержание основных теоретических концепций, сформировавшихся в процессе становления и развития социологической науки;

  • знать основные этапы становления социологической науки;

  • знать и уметь применять теоретические социологические концепции для создания научных объяснений в эмпирических исследованиях.

    1. Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины

Дисциплина «Социология коммуникации» является одной из дисциплин цикла ОПД, преподается в VII семестре и опирается на такие дисциплины, как история, массовая коммуникация, философия и др. дисциплины гуманитарного цикла.

Тесная связь «Социология коммуникации» с другими учебными дисциплинами циклов ОПД и СД способствует формированию системного представления о социологии как науке, что обеспечивает высокий теоретический уровень подготовки социологов.

2. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины

Целью дисциплины является формирование целостной системы знаний о развитии науки социологии..

Задачи: развивать

  • понимание студентами социальных, философских и исторических оснований различных социологических концепций, их отношения друг к другу и к эмпирическому уровню социологии

  • способность к непредвзятой, многомерной оценке социологических концепций, направлений и школ

  • умение оперировать социологическими понятиями, использовать разработанные классиками теоретические модели для объяснения социальных явлений;

  • логично формулировать, излагать и аргументированно обосновывать собственное понимание теоретических социологических дискуссий.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Таблица 1 – Состав и объем дисциплины.

Виды учебной работы

Всего

часов

Семестр VII

Общая трудоемкость дисциплин

100

100

Аудиторные занятия

72

72

Лекции (л)

36

36

Практические занятия (пз)

36

36

Самостоятельная работа студентов (СРС)

28

20

Самостоятельное изучение некоторых

разделов дисциплины

Реферат

8

Вид итогового контроля

экзамен

экзамен

4. Содержание дисциплины.

4.1. Наименования и содержания тем и объем занятий по видам учебной работы в часах.

Таблица 2 - Разделы дисциплины, виды и объем занятий.

раздела, темы

Наименование раздела, темы

Объем в часах

Всего

Л

ПЗ

СРС

Тема 1.

Социология коммуникации как специальная отрасль социологии

6

2

1

3

Тема 2.

Предмет и аппарат социологии коммуникации

8

2

3

3

Тема 3.

Системность коммуникации

9

4

3

2

Тема 4.

Модели массовой коммуникации

12

4

5

3

Тема 5.

Прикладные модели коммуникации

10

4

3

3

Тема 6.

Уровни организации коммуникации

12

4

5

3

Тема 7.

Типы коммуникации

7

2

3

2

Тема 8.

Методы коммуникативного анализа

6

2

1

3

Тема 9.

Невербальная коммуникация

6

2

2

2

Тема 10.

Коммуникативные технологии

6

2

2

2

Тема 11.

Коммуникативная личность. Тендерные различия в коммуникативных процессах.

5

2

2

1

Тема 12.

Методы изучения коммуникативных процессов

13

6

6

1

Итого:

100

36

36

28

4.2. Содержание разделов и тем дисциплины.

Тема 1. Социология коммуникации как отрасль социологии.

Социология коммуникации как особая отрасль социологии, изучающая проблемы взаимодействия социальных структур и коммуникативной деятельности.

Социология коммуникации как интегрирующая научная дисциплина.

Онтологические, гносеологические и аксиологические основы теории коммуникации. Характеристики социальных структур, существенные для коммуникации:

а) обусловленность видами человеческой деятельности,

б) относительная устойчивость в плане диахронии и нормативно обусловленная вариативность в плане синхронии.

в) соотношение с актуальными концептами данного времени и места.

Связь социологии коммуникации с другими отраслями социологии.

Тема 2. Предмет и аппарат социологии коммуникации.

Базовые составляющие социологии коммуникации:

а) социальные системы, структуры, институты, процессы;

б) коммуникативные системы;

в) виды, каналы и средства коммуникации, обеспечивающие передачу и восприятие информации с целью воздействия на общество и индивидов.

Различные подходы к обоснованию взаимодействия коммуникации и социальных структур, к пониманию социальной информации и ценностной Обоснование социального статуса как важнейшей категории коммуникации (Г.Дж.Мейн, М.Вебер, Ю.Хабермас, Т.М.Дридзе, А.Д.Швейцер и др.).

Общественная природа языка. Функции языка. Структурный, семантический и прагматический аспекты языка. Предмет социологии коммуникации.

Тема 3. Системность коммуникации.

Понятие системности в науке. Система, структура, классификация, таксономия, стратификация и типология как научные понятия. Критерии определения типов коммуникативных систем. Естественные коммуникативные системы (вербальный язык, язык мимики и жестов, языки животных). Искусственные коммуникативные системы (химические символы, музыкальная нотация, логико-математический язык, искусственные языки общения – волапюк, эсперанто). Их общие, отличительные характеристики.

Различные виды искусственных коммуникативных систем: априорные. Апостериорные. Смешанные, их функции и эффективность.

Языки программирования. Информационные языки.

Перспективы использования коммуникативных систем в реализации тенденции к системной интеграции информационных технологий. Создание мирового виртуального интерактивного пространства.

Тема 4. Модели массовой коммуникации

Лидеры общественной мысли. Пропагандистские модели. Контрпропагандистские модели. Модель "спирали молчания". Модель телевизионной коммуникации. Знаки в телевидении.

Тема 5. Прикладные модели коммуникации

Религиозная коммуникация.

Деловая коммуникация. Психоанализ и психотерапия.

Рекламная коммуникация. Риторика. Теория аргументации. Написание речей и профессия "спичрайтера".

Тема 6. Уровни организации коммуникации.

Критерии выделения уровней организации коммуникации.

Семиотический уровень. Понятие знака (Ч.Пирс. Ч.Моррис). Типология знаков. Их сущность и функции. Социальная обусловленность знака. Общие характеристики семиотических систем. Понятие о синтактике, семантике и прагматике в семиотической теории.

Лингвистический (языковой) уровень коммуникации. Вербальная основа языкового уровня коммуникации. Понимание речевых актов и их типология. Высказывание и дискурс как коммуникативные единицы. Различные подходы к моделированию дискурса:

Ментальная модель (Ф.Джонсон-Лэрд), модель фреймов (М.Минский. Ч.Филлмор), модель сценариев (Р.Шенк, Р.Абелсон), модель ситуаций (Т.А.ван Дейк). Функциональные характеристики дискурса, существенные для социологии коммуникации. Тематическое поле, языковой код, регистр (тональность) и способ (канал) коммуникации – важнейшие структурные компоненты дискурса. Паралингвистический (невербальный) уровень организации коммуникации. Широкое и узкое понимание паралингвистики. Виды невербальных коммуникативных средств: фонационные, кинесические и графические, их функции.

Тема 7. Типы коммуникации.

Коммуникация как процесс обмена информацией. Каналы передачи информации.

Участники коммуникативного акта. Типы коммуникации в зависимости от структуры коммуникативного акта.

Межличностная коммуникация, условия ее актуализации и основные функции. Речевой этикет. Технологический прогресс и его влияние на характер межличностного общения (непосредственное общение, почта, телефон, телевидение, мировая интерактивная среда). Психологические аспекты межличностного общения. Понятие манипуляции.

Межгрупповая коммуникация. Типы малых групп. Семья и организация. Коммерческие и некоммерческие организации. Досуговые группы (объединения по интересам). Особенности циркуляции информации в малых группах. Обмен информацией между малыми группами. Внешняя и внутренняя среда межгруппового общения. «Лидеры мнений» и положение групп в информационном пространстве (периферия, лакуны – «теневые» группы, невостребованные социальные группы , центр социального пространства).

Массовая коммуникация как социальное явление и процесс.

Тема 8. Методы коммуникативного анализа.

Семиотический анализ. Контент-анализ. Прагматический анализ. Структурный анализ. Мотивационный анализ. Анализ политических текстов.

Тема 9. Невербальная коммуникация.

Проксемика, кинесика, социология - науки, изучающие невербальную коммуникацию. Пространство физическое и пространство коммуникативное. Использование невербальной коммуникации в театре и политике.

Тема 10. Коммуникативные технологии.

Политические технологии: основные понятия. Перформанс: основные понятия. Связи с общественностью: основные понятия. Религиозные технологии. Модели коммуникативных кампаний. Роль аудитории в планировании кампании. Коммуникативные кампании для различных сегментов общества. Коммуникативные кампании в разных профессиональных сферах. Коммуникативные кампании в разные исторические периоды.

Тема 11. Коммуникативная личность. Гендерные различия в коммуни­кативных процессах.

Обоснование понятия «языковая личность» в социологическом аспекте (Ж.Пиаже, Л.Колберг, Т.Парсонс, Ч.Кули, Дж.Мид, Ю.А.Сорокин). «Языковое существование» как одна из важнейших сфер деятельности человека.

Структура «языковой личности». Вербально-семантические, когнитивные и прагматические характеристики языковой личности в модели Ю.Н.Караулова. «Индивидуальная языковая личность» и «коллективная языковая личность». Социальные характеристики коммуникантов. Коммуникативная личность и параметры ее моделирования.

Пол как заданная характеристика коммуникативной личности. Современные исследования влияния тендерных различий на характер когнитивных процессов и связанное с этим коммуникативное поведение личности. Мужской и женский типы коммуникации (структурирование информации, отсев важной/незначимой информации, эмоциональность общения, детализированность изложения, темп речи и т.п.). Темпы развития коммуникативной активности у мальчиков и девочек. Коммуникативная диагностика девиантного поведения.

Тема 12. Методы изучения коммуникативных процессов.

Использование методов общей социологии в социологии коммуникаций (анкетирование, включенное наблюдение, корреляционный анализ и т.п.). Особенности адаптации данных методов к коммуникации как предмету исследования (на примере социолингвистической анкеты).

Методы социологических исследований массовой коммуникации. Роль контент-анализа в исследовании текстов СМИ. Мотивационный анализ. Когнитивное картирование и оперативное кодирование. Нарративный анализ. Ролевой анализ. Дискурс-анализ как метод исследования социальной коммуникации. Качественные методы в социологии коммуникаций. Глубинное интервью и фокус-группы и их место в социологии коммуникаций. Работа с экспертами.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Рекламоведение» по специальности 040201 «Социология» Рабочий учебный план дисциплины «Рекламоведение»

    Учебно-методический комплекс
    Курс "Реклама в коммуникационном процессе" позволяет студентам овладеть знаниями и основными навыками, необходимыми современному специалисту.
  2. Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социологические проблемы изучения общественного

    Учебно-методический комплекс
    Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социологические проблемы изучения общественного мнения» по специальности 040201 «Социология»
  3. Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социология конфликта» по специальности 040201 «Социология» Рабочий учебный план дисциплины «Социология конфликта»

    Учебно-методический комплекс
    Предмет социологии конфликта. Истоки возникновения науки конфликтологии. Основные понятия. Классификация конфликтов, причины возникновения. Основные функции конфликтов.
  4. Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Маркетинг» по специальности 040201 «Социология» Рабочий учебный план дисциплины «Маркетинг»

    Учебно-методический комплекс
    Основные понятия; концепции рыночной экономики; составляющие элементы маркетинговой деятельности: цели, задачи, принципы, объекты, субъекты, средства,
  5. Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социология духовной жизни» по специальности 040201 «Социология» Рабочий учебный план дисциплины «Социология духовной жизни»

    Учебно-методический комплекс
    Задачи и функции учебной дисциплины; компоненты духовной жизни на общественном, групповом и индивидуальном уровнях; аналитические единицы духовной жизни, и сущность и функции в жизни общества; виды и циклы социокультурных коммуникаций;

Другие похожие документы..