Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Проводя определенную политику в области ценообразования, предприятие активно воздействует как на объем продаж на рынке, так и на величину получаемой ...полностью>>
'Документ'
Двадцатый век запомнится специалисту тем, что в области бетоноведения и, особенно, технологии бетона сделаны значительные шаги, изменившие первоначал...полностью>>
'Литература'
«Количество теплоты», «Изменение агрегатного состояния вещества», «Сила тока. Напряжение. Сопротивление», «Закон Ома», «Работа и мощность тока», Зако...полностью>>
'Документ'
В русской литературе существует ряд имен, без которых мы не можем представить себе существование всей национальной культуры. Эти имена известны каждом...полностью>>

Методические рекомендации для учителей с. 25 -28 Приложение №2 (1)

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Древнейшими предками каракалпаков были, в частности, сако-массагетские племена, обитавшие на южном побережье Аральского моря (VII – II в. до н.э.); с VI в. н.э. началось их смешение с тюрками. В XIII – X в. решающее значение на формирование каракалпаков оказали печенеги и огузы, в дальнейшем в этом процессе приняли участие пришедшие с Иртыша кыпчаки и ногайцы. Как народ каракалпаки известны с XVI в. Ко времени вхождения в состав Российской империи (1873 г.) каракалпаки, подчинявшиеся Хивинскому ханству, жили в дельте Амударьи. В 1924 г. образована Кара-Калпакская АО в составе Киргизской АССР (с 1930 г. – РСФСР), в 1932 г. – преобразование в Каракалпакскую АССР, в 1936 г. – Каракалпакская АССР вошла в состав Узбекской ССР, с 1992 г. – Каракалпакстан (Республика Каракалпакстан) в составе Узбекистана.

Казахи, казах (самоназв.), киргизы, киргиз-казаки, киргиз-кайсаки (устар.)

Коренное население Казахстана; живут также в России, Узбекистане, Туркмении, Киргизии, Таджикистане, Китае, Монголии. Численность казахов в России – 653 тыс. 962 чел. Язык – казахский; письменность на основе русской графики. Верующие – мусульмане-сунниты.

Традиционное хозяйство основано на кочевом скотоводстве (овцы в основном грубошерстных курдючных пород, кр. рогатый скот, кони, верблюды); другие занятия – земледелие, охота, в том числе с ловчими птицами, ремесла – прядение шерсти, изготовление войлоков, ювелирное, обработка металла, резьба по дереву и кости, тиснение кожи.

Древний этнический субстрат казахов составили индоиранские племена. В первой половине I тыс. н.э., в связи с миграцией хунну и других тюркоязычных племен, формирование казахов было сопряжено с процессом их тюркизации, усилившейся в последующие столетия. В IX – XI в. ведущая роль в этом процессе принадлежала огузам, кимакам и карлукам, в XI – XIII в. – кыпчакам; в середине XII в. в Семиречье проникли кидании, в начале XIII в. – найманы и кервиты. Монгольское завоевание вызвало большие изменения в размещении и составе племен Казахстана, но сами монголы в последующем полностью растворились в местной тюркоязычной среде. Сложение казахской этнической общности связано с периодом Казахского ханства (образовано во второй половине XV в.), в котором существовали три кочевых объединения – жуза: Старший жуз (Семиречье), Средний жуз (степные р-ны центрального Казахстана, долины рек Сырдарья, Ишим, Тобол), Младший жуз (Западный Казахстан). Первыми в состав Российской империи вошли казахи Младшего жуза (1731 г.); в 60-е г. XIX в присоединение Казахстана к России завершилось. В начале XIX в. выделилась из состава Младшего жуза и ушла на запад, за р. Урал Букреевская орда. В 1920 г.образована Киргизская АССР, переименованная в 1925 г. в Казахскую АССР (с 1936 г. – Казахская ССР) в составе СССР; с 1991 г. – Республика Казахстан.

Киргизы, кыргыз (самоназв.)

Основное население Киргизии; живут также в России, Узбекистане, Таджикистане (памирские киргизы), Казахстане, Китае, Монголии и др. странах. Численность киргизов в России – 31 тыс.808 чел. Язык – киргизский; письменность – на основе русской графики. Верующие – мусульмане-сунниты.

Традиционное хозяйство основано на скотоводстве кочевого и полукочевого типа (разведение лошадей, овец, верблюдов, на Памире – яков, в меньшей степени – крупный рогатый скот); другие занятия – орошаемое земледелие, охота, в том числе с ловчими птицами, ремесла – изготовление сукон и войлоков, посуды и утвари из кожи, плетение циновок, кузнечное, ювелирное, резьба по дереву.

Ранний период этнической истории киргизов связан с племенными союзами гуннов, динлинов, саков, усуней. В VI – X в.н.э. тюркоязычные племена, вошедшие в состав киргизов, кочевали в р-не Саяно-Алтая, Прииртышья и восточного Тянь-Шаня; позднее часть этих племен переселилась в р-н центрального и западного Тянь-Шаня и на Памир. В сложении киргизской народности, происходившей в области Притяньшанья , приняли участие также местные тюркские, а также ираноязычные и монгольские племена; в XVI –XVII в. в их состав влились некоторые племена казахско-ногайского происхождения. В целом киргизский этнос сложился к началу XVI в. Перед вхождением Киргизии в состав Российской империи (середина – 70-е г. XIX в.) киргизы находились под властью Кокандского ханства. В составе России киргизы сохранили традиционное деление на правое и левое «крылья», каждое из которых имело свои родоплеменные подразделения; особое место занимала групп киргизов ичкилик.. В 1918 г. Киргизия была частью Туркестанской АССР; в 1924 г. образована Кара-Киргизская (позже Киргизская) АО в составе РСФСР; с 1926 г. – Киргизская АССР, с 1936 г. – Киргизская ССР в составе Советского Союза; в 1991 г. провозглашена независимость Кыргыстана; с 1993 г. официальное название – Киргизская республика (вместо Кыргызстана).

Ногайцы, караногайцы, карагаши, ногай-карагаш, ногай ногъай (самоназв.)

Основная область расселения – Дагестан, Чечня и Ставропольский край РФ; за пределами России живут в Турции, Румынии и др. странах. Численность ногайцев в России – 90 тыс. 666 чел.

Язык – ногайский, имеет караногайский и кубанский диалекты; письменность – с XVIII в., с 1938 г. – на основе русской графики. Верующие – мусульмане-сунниты. В этнографическом отношении ногайцы разделяются на группы: караногайцы (Дагестан), ачикулакские и кумские ногайцы (Ставрополье), кубанские ногайцы (Карачаево-Черкесия) и астраханские ногайцы (Астраханская обл.).

Основной вид хозяйственной деятельности – кочевое и отгонное скотоводство (овцы, козы, кр. рогатый скот, кони, верблюды); другие занятия – земледелие, в том числе бахчеводство и садоводство, охота, рыболовство; ремесла – изготовление сукна и войлока, обработка кожи, овчины, дерева.

Этническую основу ногайцев составили древние кочевые тюркоязычные и монголоязычные племена, в том числе уйсуны, уйгуры, найманы, кыпчаки, катаганы, мангыты, асы, булгары и др. Этноним ногайцы связан с именем золотоордынского хана Ногая (XIII в.); это время происходило сложение ядра ногайской народности, что позже привело к возникновению государства Ногайская Орда, установившего в конце XV в. дипломатические отношения с Московским государством. После распада Ногайской Орды образовались два улуса – Большие и Малые Ногаи (втор. пол. XVI в.), выходцы из которых в дальнейшем стали осваивать северокавказские степи. В конце XVII в. значительная часть ногайцев – потомком Большой Ногайской Орды – перекочевала с низовьев Терека и Сулака в Моздокскую степь (караногайцы). С конца XVIII в. происходит переселение части ногайцев в Крым и на Ставрополье., начинаются миграции в Турцию (в 1850 г., перед вторым переселением в Турцию, численность ногайцев в Ставропольской губ. составляла 76 тыс. чел.). После Кавказской войны (1817 – 1864 г.) ногайцы покинули территории прежнего проживания в верховьях Кубани и долинах рек Большой и Малый Зеленчук, Лаба; около 40 тыс. ногайцев из Ставрополья эмигрировали в Турцию. В советское время ногайская степь оказалась разделенной на части, а ногайцы – жителями разных территориально-административных образований в составе СССР; это положение сохраняется и в настоящее время.

Татары, общая характеристика.

Известный с VI в. этноним татары первоначально относился к одному из монгольских племен, находившихся в оппозиции к Темучжину (Чингизхану) в его борьбе за власть. В дальнейшем это название стало собирательным для целого ряда тюркоязычных народов Золотой Орды, а после ее распада – феодальных ханств (Казанского, Астраханского, Сибирского, Крымского и др.); прямой связи между историческим этнонимом татары и современными татарами не существует. В XV –XVI в. этот собирательный этноним закрепился за татарами Среднего Поволжья и Приуралья (волго-уральскими татарами), а также татарами Нижнего Поволжья (астраханскими татарами), Сибири (сибирскими татарами) и Крыма (крымскими татарами). В Российской империи татарами называли также многие другие тюркоязычные народы Поволжья, Кавказа и Сибири.

Татары волго-уральские, казанлы, казанские татары, каринские (нукратские) татары, касимовские татары, мещеряки, мишари, мишэр, татар, тептяри с языком татарским, тептяри-татары.

Татары волго-уральские – основное население Татарстана, живут также в Башкирии, Удмуртии, Мордовии, Марийской Республике, в Сибири и др. областях РФ; за пределами России – в Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Туркмении, на Украине, в Литве, Латвии и Эстонии. Численность в России – 5 млн. 554 тыс. 601 чел. В пределах своей этнической территории разделяются на казанских, касимовских татар (на Оке вблизи г. Касимова), мишарей и кряшен. Кряшены, керэшен (самоназв.), крещеные татары, обращенные в православие в XVI – XVIII в. – этноконфессиональная группа в составе волго-уральских татар, за пределами Татарстана живут в Удмуртии, Башкирии, а также в Челябинской обл. РФ (нагайбаки); численность – 24 тыс. 668 чел.

Язык – татарский, имеет диалекты; древняя письменность - тюркская руника, с X в. до 1927 г. – письменность на основе арабской графики, с 1928 до 1940 г. – на основе латинской графики, затем – русской. Верующие – в основном мусульмане-сунниты, за исключением кряшен.

Основа традиционного хозяйства – пашенное земледелие; другие занятия – животноводство (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, у кряшен – свиньи), изготовление рогож и кулей, бондарное, плотницкое, столярное, ювелирное дело, выделка кож, сапожное и др. ремесла, торговля, отхожие промыслы.

Этническую основу волго-уральских татар составили волжские болгары, создавшие в Среднем Поволжье одно из ранних государств Восточной Европы - Волжско-Камскую Болгарию (начало X в. - 1236 г.). Этнический состав волжских болгар был неоднородным; кроме собственно болгар известны также племена барсилов (берсилов), эсегелов (чигилей), савиров (суваров); часть из них относилась к гуннам (позднее – хазарам), часть - к карлукам. Существенную роль в происхождении волжских болгар и, соответственно, волго-уральских татар сыграли угорские племена. В XIV–XV в. в Среднее Поволжье стали проникать кыпчаки, усилившие тюркский компонент в этногенезе татар. Формирование этнической общности казанских татар происходило в рамках Казанского ханства (1438 -1552 г.), касимовских татар и мишарей – в рамках зависимого от Москвы Касимовского ханства (сер. XV - вт. пол. XVII в.); во вт. пол. XVI – начале XVIII в. они оформились в единую этническую общность – волго-уральских татар. С XVIII в. усилилось этническое взаимодействие волго-уральских татар с татарами астраханскими, сложившимися в границах Астраханского ханства (1459 – 1556 г.) под сильным воздействием ногайцев; (современная численность астраханских татар, алабугатских, юртовских татар – около 2 тыс. чел.).

В составе Русского государства волго-уральские и астраханские татары находятся с сер. XVI в. В советское время получили автономию: в 1920 г. образована Татарская АССР, в 1990 г. – Республика Татарстан (Татарстан) в составе РФ (этнические татары составляют около 50 % ее населения).

Татары крымские, кърым татарлар (самоназв.), ногаи крымские, крымцы, крымские татары (устар. русск. назв.)

Основная территория расселения – п-в Крым и Херсонская обл. Украины, живут также в России и Узбекистане. Численность крымских татар в России – 4.131 тыс. чел.

Язык – крымско-татарский, имеет северный (степной), южный (горный) и южнобережный диалекты, соответствующие трем основным этнографическим группам – степных (ногайских татар), предгорных и южнобережных татар. Письменность – на основе русской графики, с 1992 г. – на основе латинской графики. Верующие - мусульмане-сунниты.

У крымских татар степной полосы вплоть до XVIII основным занятием было кочевое скотоводство, в последующем они перешли к оседлому земледелию. У татарского населения предгорной области и южного побережья земледелию принадлежала ведущая роль, было развито садоводство, виноградарство, морское рыболовство.

Происхождение крымских татар – результат смешения автохтонного населения горной и прибрежной области Крыма (тавров, киммерийцев, аланов и др.) с пришлыми, преимущественно тюркоязычными племенами: с севера из причерноморских степей в Крым проникали хазары (с XVII в.), половцы (XI -XII в.), ногаи (конец XIII в.), со стороны моря – сельджуки (XI - XII в.). Определенное влияние на формирование крымских татар оказали также осевшие в южном Крыму греки-византийцы, армяне, итальянцы-генуэзцы, турки-османы, черкесы и др. этнические группы. Крымское ханство, существовавшее с 1443 г. в вассальной зависимости от Османской Турции (южный берег Крыма был ее частью), было присоединено к Российской империи в 1783 г.; в это время татары в составе населения Крыма численно преобладали. В 1897 г. крымских татар насчитывалось 186 тыс. 200 чел. (34,1% всего населения п-ва); они компактно проживали на территории горной и южнобережной части Крыма между городами Балаклава и Судак. В 1921 г. создана Крымская АССР (в составе РСФСР), упраздненная в 1945 г. В 1944 г. крымские татары (238 тыс. 500 чел.) были депортированы в Среднюю Азию, Сибирь, Среднее Поволжье; их возвращение стало возможным только в конце 1960-х г. В связи с существовавшими ограничениями административного порядка, вернувшиеся на свою этническую родину татары, вначале оседали в непосредственной близости от Крымского полуострова: в Херсонской обл. Украины, Краснодарском и Ставропольском краях РСФСР; с конца 1980-х г. они переселились в Крым (в 1993 г. общая численность крымских татар в Крыму составила 270 тыс. чел.).

Татары сибирские, сибир татарлар, сибиртар (самоназв.), бараба, барабинцы, бохарлы, бухарцы, заболотные татары, калмаки, курдакско-саргатские татары, параба, тарлик, тарские татары, тевризские татары, тоболик, тобольские татары, тураминцы, тюменско-тюринские татары, чаты, эуштинцы, ясколбинские татары.

Татары сибирские живут в Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской и Тюменской обл. РФ; за пределами России – в Казахстане, Средней Азии и Турции. Численность в России – 9 тыс. 611 чел.

Язык – сибиро-татарский, имеет тоболо-иртышский, барабинский и томский диалекты, соответствующие трем этнографическим группам с теми же названиями; Верующие – мусульмане-сунниты, сохраняются традиционные верования и культы.

Основные виды хозяйственной деятельности – земледелие (известно до прихода в Сибирь русских), скотоводство ( ведущее занятие в степной и лесостепной полосе), охота, речное и озерное рыболовство, (у барабинских, и тоболо-иртышских татар); ремесла – выделка кож, изготовление веревок из липового лыка, берестяной посуды и утвари, телег, лодок, лыж, плетение коробов, торговля, отхожие промыслы, извоз.

Происхождение сибирских татар, расселенных главным образом в средней и южной областях Западной Сибири, – результат сложного и длительного смешения угорских, самодийских, тюркских и отчасти монгольских племен и народностей. Основное этническое ядро составили тюрки, проникавшие в Западную Сибирь с востока (из Минусинской котловины) и с юга (из Средней Азии и с Алтая); автохтонными тюркскими племенами в составе сибирских татар считаются аялы, курдаки, туралы, тукузы, саргаты и др. В XIII в. территория расселения сибирских татар вошла в состав Золотой Орды; в XIV в. в ней выделилась Ногайская Орда, занявшая степи между Волгой и Уралом и частично Зауралье. Наиболее ранним государственным образованием стало – Тюменское ханство (XIV – начало XVI в.); почти одновременно с ним существовало Сибирское ханство (от названия поселения Сибирь на Иртыше близ Тобольска), завоеванное Ермаком (конец XVI в.).

Несмотря на то, что сложение всех основных групп сибирских татар в целом произошло в течение XIV – XVI в., процесс их этнической консолидации полностью не завершен (сибирские бухарцы, например, вошли в состав сибирских татар только в середине XX в.). В советское время во всех переписях населения численность сибирских татар указывалась в общей графе – «татары».

Тувинцы, тува, тыва, тыва-кижи (самоназв.), сойоты, сойоны, саянцы, урянхайцы (устар. назв.), тану (устар. названия тувинцев Тувы).

Тувинцы – коренное население Тувы; за пределами России живут в Монголии и Китае. Численность тувинцев в России – 243 тыс. 442 чел. Язык – тувинский, имеет центральный, западный, юго-восточный и северо-восточный (тоджинский) диалекты; письменность на основе русской графики. Верующие – в основном буддисты, сохраняются добуддийские верования и культы.

Основу хозяйства западных тувинцев вплоть до сер. XX в. составляло кочевое скотоводство (разведение рогатого скота, в том числе яков, а также лошадей и верблюдов); другие занятия - орошаемое земледелие, охота, рыболовство, ремесла – кузнечное, столярное, шорное, валяние войлоков. Восточные тувинцы, кочевавшие в горно-таежной полосе Восточных Саян, занимались преимущественно охотой (на марала, косулю, лося, дикого оленя, соболя и белку) и оленеводством; подсобное значение имело собирательство (сбор корня сараны, кедровых орехов), из традиционных ремесел получили развитие обработка шкур, кожи, бересты, кузнечное дело.

Происхождение тувинцев связано с тюркоязычными племенами Центральной Азии, которые проникли на территорию современной Тувы не позднее середины I тыс. н.э.; здесь произошло их смешение с древними кетами, самодийцами и, вероятно, индоевропейскими племенами. Этноним тувинцы (тува, тыва), ставший к началу XIX в. общим самоназванием для всего тюркизированного населения Тувы, происходит от названия тюркских племен туба, родственные уйгурам. Тюркоязычные уйгуры, завоевавшие территории Тюркского каганата, включая Туву (VIII в.), впоследствии смешались с местными племенами, повлияв на их язык. В IX в. складывающийся тувинский этнос испытал влияние пришлых енисейских кыргызов, в XIII – XIV в. монголов. Сложение тувинцев завершилось к концу XIX в., в период подчинения Тувы маньчжурской династии Китая (сер. XVIII – нач. XX в.). В 1914 г. Тува (Урянхайский край) была принята под протекторат России.В 1921 г. образована Народная Республика Танну-Тува (с 1926 г. – Тувинская Народная Республика). В 1944 г. Тува вошла в состав СССР на правах АО, в 1961 г. – преобразована в Тувинскую АССР, с 1991 г. – Республику Тува. Современное название (с 1993 г.) – Республика Тыва, в которой тувинцы образуют основное население (65,55%).

Туркмены, туркмен (самоназв.), трухмяне, трухмены (устар. русск. назв.).

Основное население Туркмении, живут также в Узбекистане, России, Таджикистане, Иране, Афганистане, Ираке, Турции и др. странах; в России главным образом на Ставрополье, в Москве и на Северном Кавказе.

Этнографическая группа туркмен – трухмен (туркмен, - самоназв.) в северо-восточной части Ставропольского края, - потомки переселенцев с п-ва Мангышлак, отделившихся от туркменских племен чоудор, игдыр и союнаджи (XVII – XVIII в.); численность – 13 тыс. 300 чел.

Общая численность туркмен в России – 33 тыс.053 чел. Язык – туркменский, имеет диалекты; диалект ставропольских туркмен традиционно называется трухменским языком. Письменность на основе русской графики. Верующие – мусульмане-сунниты.

Основные занятия – орошаемое земледелие в сочетании с кочевым и отгонным скотоводством; западные туркмены в основном были скотоводами-кочевниками; домашние ремесла преимущественно женские – ковроделие, шелкоткачество, изготовление войлочных кошм.

Происхождение туркмен восходит к древним ираноязычным кочевым и полукочевым племенам дахов, масагетов, позднее эфталитов и сармато-аланов территории современной Туркмении, а также ираноязычному земледельческому населению западного Хорезма, средней Амударьи и северного Хорасана. С IV – VI в. н.э. это население стало испытывать возрастающее влияние тюрков, особенно усилившееся после проникновения в пределы Туркмении огузских племен (IX – XI в.): именно огузы определили, помимо этнографических особенностей, антропологический тип и язык туркмен. В состав туркмен вошли также тюркские племена неогузского происхождения – кыпчаки, джелаиры и др., частично татаро-монголы. Формирование туркменского этноса в целом завершилось в XIV – XV в., но представление о делении туркмен на човдуров, текинцев, иомутов, сарыков, гокленов и др. племена, сохранялось и в XX в. В составе Российской империи туркмены находятся с 80-х г. XIX в.; в это время они были разделены как в территориальном, так и административном отношении – основная часть туркмен проживала в Закаспийской обл., позднее включенной в состав Туркестанского края, часть – в Хивинском ханстве и Бухарском эмирате. В 1924 г. создана Туркменская ССР; с 1991 г. – независимая Республика Туркменистан.

Узбеки, озбак, узбек (самоназв.)

Узбеки – основное население Узбекистана, живут также в Таджикикстане, России, Киргизии, Казахстане, на Украине, в Афганистане и Китае; в России преимущественно в Москве и Московской обл., С.-Петербурге, а также в Поволжье и Западной Сибири. Численность узбеков в России – 122 тыс. 916 чел. Язык – узбекский, имеет диалекты; письменность – на основе русской графики. Верующие – мусульмане-сунниты.

Традиционные занятия - орошаемое многоотраслевое земледелие, включая садоводство, виноградарство, бахчеводство, хлопководство (ведущая форма хозяйства в оазисах), скотоводство, ремесла – кузнечное, ткацкое, гончарное, ювелирное, кожевенное и др.

Сложение узбекского народа происходило на территории Среднеазиатского междуречья и сопредельных районов. Древнюю этническую основу составили ираноязычные согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, ферганцы, сако-массагеты. Продвижение в эту область тюркских кочевых племен из Северо-Восточной и Центральной Азии началось на рубеже н.э.; с вхождением Средней Азии в состав Тюркского каганата (VI в.) значение тюркского этнического и культурного элемента в этногенезе узбеков возросло. В последующие эпохи - завоевания Средней Азии династией Караханидов (XI – XII в.), монгольского нашествия, вызвавшего глобальные перемещения населения (XIII), ассимиляции в среде формирующейся узбекской народности дештикыпчакских кочевников, пришедших из степей Казахстана (XV – XVI в.) – тюркское влияние становится решающим. В этой связи примечательно, что этномим узбек, утвердившийся в качестве самоназвания народа, связан с именем предводителя кочевых племен восточной части Золотой Орды - хана Узбека (XIV в.). Когда Средняя Азия была присоединена к Российской империи, узбеки разделялись на три основные группы: оседлое население оазисов, полукочевники - потомки тюркских племен раннего периода, смешавшихся со средневековыми Огузами и тюрко-монгольскими племенами и кочевники (вплоть до начала XX в.) – потомки дештикыпчакских узбеков. В 1924 г. образована Узбекская ССР , с 1991 г. – Республика Узбекистан.

Хакасы, тадар, хоооай, хыргыс-хоорай (самоназв.)

Коренное население Хакасии, живут также в Туве и Красноярском крае РФ. Численность - 75 тыс. 622 чел.

Язык – хакасский, имеет качинский, сагайский, кызыльский и шорский диалекты. Письменность – на основе русской графики. Верующие – православные (крещены в 1867 г.), сохраняются традиционные верования и культы.

Основной вид хозяйственной деятельности – полукочевое скотоводство; другие занятия - охота, в том числе пушная, земледелие (главная посевная культура – ячмень), сбор кедрового ореха, собирательство; домашние ремесла и промыслы – выделка кож, катание войлоков, ткачество и др.

Хакасы - потомки древнейшего населения Южной Сибири, живших охотой, рыболовством и собирательством; в археологических находках III–II тыс. до н. э. встречаются кости домашних животных (овец, быков, лошадей). Древние скотоводы жили оседло, им были знакомы навыки земледелия. Важную роль в происхождении хакасов сыграли енисейские кыргызы (VI–XIII вв.), упоминаемые в китайских источниках как народ хягас (хакасы). Сложение хакасского этноса, начавшееся в рамках государства Хоорай (XIV–XVIII вв.), завершилось лишь в первой трети XX в., когда этнографические группы хакасов (качинцы, кызыльцы, койбалы, бельтиры, сагайцы) консолидировались в единый народ.

В Российской империи хакасов называли минусинскими или абаканскими татарами; этноним татары обусловил появление самоназвания хакасов – тадар; в дальнейшем в качестве официального этнонима было выбрано название хакасы, однако в хакасском фольклоре встречается старинное самоназвание народа – хоорай или хыргыс-хоорай. В 1925 г. образован Хакасский национальный округ (с 1932 г. Хакасская АО) в составе Красноярского края РСФСР; в 1992 г. провозглашена Республика Хакасия ( в составе РФ).

Чуваши, чаваш (самоназв.)

Чуваши – основное население Чувашии, живут также в Татарии, Башкирии, Самарской и Ульяновской обл., Москве и Московской обл., Сибири; за пределами России – в Казахстане и на Украине. Численность – 1 млн. 637 тыс. 094 чел.

Язык – чувашский, имеет верховой и низовой диалекты; кириллическое письмо существует с XVIII в., современный вариант – с 1933 г. Верующие – в основном православные, часть чувашей (главным образом вне Чувашии) – мусульмане; сохраняются дохристианские верования и культы.

В этнографическом отношении чуваши разделяются на верховых (вирьял, тури) на севере и северо-западе Чувашии, средненизовых (анат енчи) в центральной и северо-восточной части Чувашии и низовых (анатри) на юге и за пределами Чувашии.

Основное традиционное занятие – земледелие, развито хмелеводство; другие занятия – животноводство, пчеловодство, ремесла – резьба по дереву, гончарство, плетение, вышивка, узорное ткачество, кустарные промыслы – колесный, бондарный, столярный, кулеткачество, изготовление веревок и корабельных канатов.

Предки чувашей – тюркоязычные болгары (протоболгары), пришедшие из северокавказских и приазовских степей (VII–VIII века) и смешавшиеся с автохтонными финно-угорскими племенами. Предположительно этномим чаваш восходит к названию одного из родственных болгарам племен – сувар (суваз, суас). Большое значение для процесса консолидации предков чувашей имело создание в Среднем Поволжье и бассейне Камы государства – Волжско-Камской Болгарии, территория которого после монголо-татарского разгрома была включена в состав Золотой Орды (позднее – Казанского ханства). В этот период произошло новое переселение болгар с левобережья Волги в междуречье Цириля и Свияги, где произошло формирование чувашей анатри. В состав Русского государства чуваши вошли в 1551 г. В 1920 г. образована Чувашская АО, в 1925 г. – АССР, с 1992 г. – Чувашская Республика – Чувашия, в которой чуваши составляют 68,76% всего населения.

Якуты, - от якольцы (русская форма эвенкийского названия якутов), саха (самоназв.)

Якуты – коренное население Якутии, живут также на севере Красноярского края, Магаданской, Сахалинской и Амурской обл. РФ; численность - 443 тыс. 852 чел. Язык – якутский, имеет диалекты и говоры (центральный, вилюйский, северо-западный, таймырский). Верующие – православные, сохраняются дохристианские верования и культы.

Якуты – самые северные коневоды мира, в русских документах XVII в. называются «конными людьми», разводили также крупный рогатый скот, северные якуты – оленей; другие занятия - рыболовство, охота, собирательство. Традиционные ремесла и промыслы – обработка дерева, бересты, меха, кожи, лепная керамика, кузнечный промысел товарного значения, художественная обработка металла (серебра), резьба по кости.

Якутский этнос складывался на основе смешения тунгусского населения таежной Сибири с тюрко-монгольскими племенами, постепенно проникавшими в бассейн Лены из Прибайкалья. Последняя волна южных переселенцев достигла этнической территории якутов в XIV-XV в. Сложение якутского этноса завершилось после включения Якутии в состав Русского государства (20-30-е г. XVII в.), в это время якуты расселялись в междуречье Амги и Лены, на Вилюе, устье Олекмы и в верховьях Яны. В 1922 г. образована Якутская АССР, с 1991 г. - Республика Саха (Якутия).

Монгольская группа:

Буряты, бурят, баряат, буряад (самоназв.)

Буряты – коренное население Бурятии, живут также в Иркутской обл. РФ и в Забайкальском крае; за пределами России – в Монголии и Китае. Численность бурят в России – 445 тыс.175 чел.

Язык – бурятский, распространены также русский и монгольский языки; письменность: до 1930 г. старомонгольская, с 1931 г. – на основе латинской графики, с 1939 г. – на основе русской графики. Верующие – православные, в Забайкалье – буддисты; сохраняются шаманизм, традиционные верования и культы.

Ведущее направление хозяйства – скотоводство (рогатый скот, лошади, овцы, верблюды); в западной части Бурятии (Предбайкалье) полуоседлого типа с заготовкой кормов на зиму, в Забайкалье – кочевое. Другие занятия – земледелие (особенно у западных бурятов), частично охота, рыболовство, на Байкале – промысел нерпы; ремесла и промыслы – выплавка железа, добыча слюды и соли, кузнечество, обработка шкур и кожи, валяние войлока, столярное и плотницкое дело.

В письменных источниках этноним буряты (бурийат) впервые упоминается «Сокровенном сказании» монголов (1240 г.) наряду с другими монгольскими племенами - баргуты, баяуты, хори-туматы, булагачины, кэмэмучины и др. В состав формирующейся на их основе бурятской народности вошли также некоторые монгольские, тюркские и тунгусские племена более позднего времени. В начале XVII в. бурятское население Забайкалья представляло собой часть монгольского суперэтноса. Связь бурятов с Монголией ослабла после присоединения территории Бурятии к Русскому государству (сер. XVII в.), в рамках которого к концу XIX в. произошла консолидация бурятского этноса. В Российской империи буряты подразделялись на «оседлых» и «кочевых» и в административном отношении причислялись к населению Иркутской губ., в которой была выделена Забайкальская обл. В 1921 г. образована Бурят-Монгольская АО в составе Дальневосточной республики, в 1922 г. – Бурят-Монгольская АО в составе РСФСР, объединенные в 1923 г. в Бурят-Монгольскую АССР в составе РСФСР. В 1937 г. из состава Бурят-Монгольской АССР выведен ряд р-ов с преобладанием бурятского населения, из которых образованы Усть-Ордынский Бурятский АО в составе Иркутской обл. и Агинский Бурятский АО в составе Читинской обл. РСФСР. В 1958 г. Бурят-Монгольская АССР преобразована в Бурятскую АССР (с 1992 г. – Республика Бурятия). В 2008 г. Агинский Бурятский АО объединен с Читинской обл. в Забайкальский край, Усть-Ордынский Бурятский АО преобразован в Усть-Ордынский Бурятский округ в составе Иркутской обл.

Тунгусо-маньчжурская группа:

Народы юга Дальнего Востока - нанайцы, негидальцы от нгегида (береговой, крайний, - эвенкийск.), илкан бэйенин, на бэйенин (здешний, местный, - самоназв.), амгун бэйенин (амгунский человек, - самоназв.), голяки, орочены (устар. русск. назв.), ороки - ульа, ольча, ульча (оленные, - самоназв.), орочены (устар. русское назв.), орочиорочисэл, нани (местный житель, - самоназв.), удэгейцы, удээ, удэхэ, удихэ (самоназв.) и ульчи, нани (местные люди, - самоназв.), мангуны (устар. назв.). Территория расселения - бассейн нижнего течения р. Амур от Хабаровска до Амурского лимана (Приамурье), Приморье (Хабаровский и Приморский края РФ).

Численность: негидальцы – 567 чел., ороки – 346 чел., орочи– 686 чел., удэгейцы – 1 тыс. 657 чел., ульчи – 2 тыс. 913 чел.

Сходные природно-климатические условия юга Дальнего Востока способствовали формированию этнографической близости народов этого региона. Основные традиционные занятия - сезонная ловля рыбы (лососевых пород), охота на таежного и морского зверя (нерпу, сивуча); другие занятия – оленеводство (ороки), сбор женьшеня и заготовка оленьих пантов (удэгейцы притоков Уссури, горно-таежная область Сихотэ-Алиня). Культурная близость проявляется также в типах традиционного жилища, одежде, религиозных представлениях, обычаях и обрядах.

Письменность – на основе русской графики. Верующие – православные, сохраняются дохристианские верования и культы.

Нанайцы, нанай, нани (местный человек, - самоназв.), гольды (устар. русск. назв.).

Нанайцы – самый большой из коренных народов юга Дальнего Востока, живут преимущественно на Амуре в Хабаровском крае (Нанайский, Хабаровский, Комсомольский р-ны), а также в приморском кр., на Сахалине; за пределами России – в Китае (Маньчжурии). Численность нанайцев в России – 12 тыс. 160 чел.

Язык – нанайский, имеет диалекты и наречия; письменность (с 1963 г.) на основе русской графики. Верующие – православные, сохраняются традиционные верования и культы.

Основные занятия – рыболовство (ведущее у большинства нанайских групп) и таежная охота (ведущее у нанайцев притоков Амура – Анюя, Тунгуски, и бассейна р. Уссури); другие занятия – обработка дерева, бересты шкур, кожи, в том числе рыбьей.

Этническая основа народов нижнего течения Амура (нанайцев, ульчей, нивхов и др.) очень древняя, археологически доказано, что эта территории была обитаема с эпохи неолита. В ходе истории в бассейне Нижнего Амура происходило неоднократное смешение различных этнических компонентов: тунгусов, тюрок, монголов, маньчжуров, из которых формировались местные этнические общности. Ко времени прихода на Амур русских (вторая половина XVII в.) нанайцы, как и другие народы края, не были консолидированы в единый народ, в их составе четко выделялись этнографические группы, говорившие на разных диалектах нанайского языка; общий этноним нанайцы стал употребляться только с 30-х г. XX в. В состав Российской империи территория расселения нанайцев – Нижний Амур, Уссурийский край и Приморье была включена в середине XIX в. (Айгунский договор 1858 г., Пекинский договор 1860 г.).

Эвенки, эвенки (самоназв.), тунгусы (устар. русск. назв.)

Эвенки расселены дисперсными группами по большей части территории Сибири, от Обско-Иртышского междуречья на западе до побережья Охотского моря на востоке; основной район проживания – Эвенкийский АО Красноярского края, Якутия и Иркутская обл. РФ.; за пределами России живут в Китае и Монголии. Численность эвенков в России – 35 тыс. 527 чел.

Язык – эвенкийский, имеет диалекты; распространены также русский, бурятский и якутский языки. Верующие – в основном православные, сохраняются дохристианские верования и культы.

В составе эвенков выделяются локальные этнографические группы: орочены (от маньчжурск. орончун, орочан) в Забайкалье и верховьях Амура, бирары бассейна Буреи, манегры бассейна Зеи.

По происхождению, языку и культуре эвенкам родственны эвены, эвен, орочел (оленные, - самоназв.), ламуты (устар. русск. назв.),населяющие побережье Охотского моря и ряд прилегающих к нему областей; численность – 19 тыс.071 чел.

Традиционные занятия: охота, в том числе пушная, на Байкале и побережье Охотского моря зверобойный промысел (добыча тюленя), рыболовство, оленеводство транспортного значения (для верховой езды и «под вьюки» - для перевозки грузов), в Забайкалье, Китае и Монголии - коневодство; другие занятия – обработка бересты, шкур, выделка ровдуги, кузнечное дело (известно до прихода русских).

Происхождение эвенков – результат длительного смешения древнего населения Восточной Сибири, возможно родственного юкагирам, с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья (I тыс. н.э.). Освоение эвенками огромных пространств, преимущественно таежных и лесотундровых областей Сибири, стало возможным благодаря кочевому укладу их жизни. Первые контакты эвенков (тунгусов) с русскими датируются 1606 г.; к концу XVII в. практически все группы эвенков стали подданными русского царя с обязанностью выплачивать ясак (гл.образом пушниной). В XVIII в. эвенки совместно с эвенами насчитывали 70-80 тыс. чел.; по переписи 1897 г. – 63 тыс. чел., из них «бродячих» (пеших охотников) – 28 тыс. 500 чел., кочевых (конных) – 29 тыс. 700 чел. В дальнейшем численность эвенков продолжала сокращаться. В 1927 г. созданы Илимпийский, Байкитский и Тунгусо-Чунский национальные р-ны, в 1930 г. объединенные в Эвенкийский АО в составе Красноярского края.

  1. Чукотско-камчатская семья

Коряки, единого самоназвания нет, алюторцы, чавчувены, чавчыв, чавчу (оленевод, богатый оленями), нымылгын (местный житель), рэмку чавчыв (кочующий житель).

Коряки – коренное население Корякского АО Камчатской обл., живут также в Чукотском АО и Северо-Эвенкийском р-не Магаданской обл. РФ. Численность – 8 тыс.743 чел. Язык – корякский, имеет диалекты; письменность на основе русской графики. Верующие православные, сохраняются традиционные верования и культы.

Коряки делятся на оленных (кочевых) и береговых (оседлых) – охотников на морского зверя (нерпу, лахтака, кита, тюленя); другие занятия – транспортное собаководство, сухопутная охота, в том числе пушная, рыболовство, морское собирательтво; традиционные ремесла – обработка дерева, кости, металла, камня, плетение, выделка шкур.

Происхождение коряков связано с племенами древнекорякской культуры Охотского побережья. Согласно современной гипотезе, предки коряков продвинулись на побережье Охотского моря (сер. II тыс. до н.э.) из внутренних р-ов Чукотки; на рубеже н.э. древнекорякская культура развилась в специализированную культуру морских зверобоев. Постепенно коряки продвинулись в глубь Камчатки. Приобщение части коряков к оленеводству произошло в XI – XVI в. под влиянием тунгусских народов. Впервые этноним коряки упоминается в русских письменных источниках 30-40 г. XVII в.; в это время уже сформировались две основные группы оленных и береговых коряков, общая численность которых составляла около 10-11 тыс. чел. В дальнейшем численность народа резко сократилась; по переписи 1897 г. в России проживало 7 тыс. 300 чел. коряков. В настоящее время коряки составляют 12,32 % всего населения Корякского АО (образован в 1930 г.) Корякский АО Магаданской обл. РФ.

Чукчи, анкалын, анкальын (береговой,- самоназв.), луораветлан, лыгъоравэтлят, лыгъоравэтлъан (настоящие люди, - самоназв.), чаучу (оленный человек, - самоназв.).

Чукчи – коренное население Чукотки, живут также на севере Камчатского АО и в Нижне-Калымском р-не Якутии. Численность – 15 тыс. 767 чел. Язык – чукотский, имеет диалекты; письменность на основе русской графики. Верующие – православные, сохраняются традиционные верования и культы.

Чукчи делятся на оленных - тундровых кочевых оленеводов и береговых (приморских) – охотников на морского зверя (нерпу, тюленя, моржа и кита); другие занятия – частично сухопутная охота, в том числе пушная, рыболовство, собирательство; традиционные ремесла – выделка меха, плетение, обработка кости, резьба по кости.

Согласно современной гипотезе, предки чукчей и коряков (полуоседлые охотники на северного оленя) обитали во внутренних р-ах Чукотки по меньшей мере VI тыс. лет назад; после ухода коряков на побережье Охотского моря (сер. II тыс. до н.э.) чукчи остались жить на прежней территории в условиях длительной изоляции. В нач. I тыс. н.э. некоторые чукотские племена продвинулись на морское побережье, частично смешавшись с азиатскими эскимосами. В составе чукчей выделяются чуванцы (этели, - самоназв.) – группа, образовавшаяся в результате смешения чукчей с юкагирами (в XIII – XIV в. юкагиры, теснимые эвенами, продвинулись в бассейн р. Анадырь). В русских письменных источниках (сер. XVII в.) чукчи разделяются на «пеших» и «оленных»; к оленеводству чукчи перешли, вероятно, под влиянием коряков незадолго до появления на Чукотке русских. В 1897 г. чукчи насчитывали 11 тыс. 751 чел., из них численность тундровых (оленных) чукчей составляла 60%. В настоящее время чукчи составляют 4,26% всего населения Чукотского АО (образован в 1930 г.) Магаданской обл. РФ.

  1. Эскимосско-алеутская семья

Эскимосы, юпигыт, югыт («настощие люди» - самоназв.), анкалын («поморянин» - чукотск.), нымылгын («поселянин» - корякск.)

Азиатские эскимосы живут смешанно с приморскими чукчами на восточном побережье Чукотки и о-ве Врангеля (Чукотский АО); за пределами России - в США, Канаде и на о-ве Гренландия. Численность эскимосов в России (азиатских эскимосов) – 1 тыс.750 чел.

Язык азиатских эскимосов – эскимосский, имеет три диалектные группы – навукагмит (навуканцы), унгазигмит (чаплинцы) и сиренигмит (сиреникцы); письменность на основе русской графики. Верующие – православные, сохраняются традиционные верования и культы.

Эскимосы – типичные охотники на морского зверя, в основном моржа и тюленя, до середины XIX в. был развит китобойный промысел; художественные промыслы – меховая мозаика, резьба по кости.

Прародиной эскимосов является крайний северо-восток Азиатского материка; в древности они были расселены на территории, значительно превышающей границы современного проживания. Миграция предков эскимосов из Азии в Америку предположительно шла через Берингов пролив. Первые историческиt сведения об эскимосах относятся к середине XVII в. (сидячие или пешие чукчи, а также зубатые люди – из-за особого украшения в верхней губе). Собственной государственности не сложилось.

1 См. Приложение №1 « Методические рекомендации учителю», а также Приложения №№3-5.

2 Тема праздника соответствует месяцу начала работы по абонементу. При условии первого посещения РЭМ в сентябре – «Именины хлеба» и другие праздники осенне-зимнего цикла.

3 Информационный блок материалов для работы по Программе, специально подобранных в помощь учителю, приведены в Приложениях №№ 3, 4 и 5.

4 В приложении дается характеристика только тех народов России и ближнего зарубежья, которые представлены на действующих экспозициях РЭМ и включены в Программу.

5 Здесь и далее: численность народов приводится по данным Всероссийской переписи населения 2002 г.

98





Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации для учителей с. 25 -28 Приложение №2 (2)

    Методические рекомендации
    Методическая разработка представляет собой законченное авторское произведение, созданное с целью научно-методического обоснования цикла экскурсий, лекций и практических занятий по музейной просветительной программе «Познаем народы
  2. Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии Содержание (1)

    Методические рекомендации
    Важным приоритетом современной государственной политики в области образования является обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования независимо от доходов семьи, места проживания
  3. Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии Содержание (2)

    Методические рекомендации
    Важным приоритетом современной государственной политики в области образования является обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования независимо от доходов семьи, места проживания
  4. Методические рекомендации для учителей истории по сопровождению государственной (итоговой) аттестации в 9-х классах в независимой форме Аристархова Е. В., гл методист кафедры гуманитарно-художественного образования

    Методические рекомендации
    Данные методические рекомендации предназначены для учителей истории и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой) аттестации.
  5. Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ Бийск

    Методические рекомендации
    Формирование правильной осанки у школьников [Текст] : Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ / Л.Б. Повитухина; Бийский пед. гос.

Другие похожие документы..