Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
По благословению митрополита Минского Филарета 11-12 июня нынешнего года в Минске в Доме Милосердия Прихода в честь Всех Святых (улица Скорины, 11) со...полностью>>
'Решение'
Об определении форм участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности, в том числе в деятельности добровольной пожарной охраны в гран...полностью>>
'Документ'
Координатором ECTS від університету є заступник проректора з навчальної та науково-методичної роботи к.т.н., доцент Лисенко Геннадій Леонідович. м. В...полностью>>
'Документ'
the candidate of jurisprudence, the senior lecturer, managing chair of the enterprise and financial right of the Baikal state university of economy a...полностью>>

Методические рекомендации для учителей с. 25 -28 Приложение №2 (1)

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

«Потомки древних финнов» (финноязычные народы Северо-Запада России, Поволжья и Приуралья).

Тематическое занятие на экспозициях РЭМ «Народы Северо-Запада России и Прибалтики. XVIII - XX в.», «Народы Поволжья и Приуралья. XIX- начало XX в.»;

Практическое занятие в «Школе ремесел» РЭМ; работа в мини-мастерских по изготовлению изделий из бересты и плетению из древесных прутьев.

Занятие посвящено знакомству школьников с народами финно-угорской языковой группы: водью, ижорой, вепсами, карелами, саамами, коми, удмуртами, мордвой и марийцами. Лингвистический подход в этом случае дает возможность объединить в одной теме народы разных историко-этнографических областей России, формирование культуры которых восходит к древнейшему финноязычному населению современной территорий европейской части России, проживавшему здесь до прихода славян. Школьникам будет интересно узнать, что многие вошедшие в русскую речь географические названия, особенно гидронимы Северо-Запада России, а также области Среднего Поволжья и Приуралья, имеют финскую основу (р. Нева, Карельский перешеек, г. Муром и др.) Общей чертой традиционной культуры финно-угорских народов России является почитание природы, экологическое отношение к ее ресурсам, что определило содержание практической части занятия (работа с берестой, плетение из древесных прутьев).

3. «Народы Сибири и Дальнего Востока».

Обзорная экскурсия по экспозициям РЭМ «Азиатские эскимосы, коряки, чукчи, ненцы. XIX- начало XX в.», «Хакасы, якуты, буряты, эвенки и народы юга Дальнего Востока»;

Мастер-класс по обучению элементам традиционных танцев малочисленных народов Севера.

Обширный регион Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока занимает большую часть территории России. Для формирования гражданской позиции юным петербуржцам необходимо иметь четкое представление как о масштабах государства в целом, так и о географических, а также историко-этнографических особенностях даже самых отдаленных его территорий. Во время обзорной экскурсии школьники узнают о морских зверобоях и оленеводах Крайнего Севера, охотниках и рыболовах таежной Сибири, скотоводах ее степной зоны. Общей идеей, связующей рассказ о коренных народах этого региона, является природная обусловленность и целесообразность их традиционной культуры. Органичная связь с экологической средой бытования способствовала формированию особого ритма и рисунка песенного, музыкального и танцевального искусства северных народов, особенности которого школьникам будут показаны во время мастер-класса.

  1. «Народы Кавказа».

Обзорная экскурсия по экспозиции «Народы Северного Кавказа. XIX – начало XX в.»;

Мастер-класс «Древняя письменность на Кавказе».

В связи с вопросом о формировании у современных школьников культуры толерантности и гражданской позиции, тема «Северный Кавказ» имеет особое значение. Экспозиция, представляющая этот российский регион, построена по культурологическому принципу, т.е. показывает не отдельные народы в их языковом и этническом разнообразии, а скорее общность культуры, имеющей древнюю основу. Такой подход отвечает целям и задачам программы. Для более полного освещения темы «Народы Кавказа», в занятие включен мастер-класс, во время которого школьники знакомятся с видами древней армянской и грузинской письменности, пробуя свои силы в этом искусстве.

  1. «Тюркоязычное население России. Народы Средней Азии».

Беседа о «российских тюрках», осмотр татарского комплекса вещей. Обзорная экскурсия по экспозиции «Народы Средней Азии и Казахстана. XIX- начало XX в.»;

Мастер-класс по обучению работе с войлоком. Создание общего панно.

Во вступлении к занятию будет проведена беседа с детьми о «российских тюрках» и проведен осмотр татарского комплекса вещей, поскольку татары – самый крупный тюркоязычный народ России и татарская диаспора в Петербурге одна из традиционных для города.

Народы, населяющие регион Средней Азии, в настоящее время представляют собой так называемые титульные нации сопредельных с Российской Федерацией государств, связанных с Россией исторической судьбой, экономическими и культурными отношениями. Для Программы, направленной на формирование толерантности у петербургских школьников, знакомство с традициями и менталитетом среднеазиатских народов актуально потому, что в доля мигрантов данной этнической принадлежности в крупных мегаполисах страны, в том числе Петербурге, за последнее время заметно возросла, и прогнозируется усиление этой тенденции. В этой связи очень важно, чтобы этнографическая информация была получена школьниками из достоверного источника – собрания этнографических памятников РЭМ.

Во время экскурсии школьники знакомятся с традиционной культурой оседлого (таджики и узбеки) и кочевого в прошлом (казахи, киргизы, туркмены, каракалпаки) населения Средней Азии. Для практической работы, завершающей занятие в данном случае выбран войлок – материал, который фактически является одним из маркеров кочевой культуры в целом. Это занятие полезно для целей Программы еще и потому, что кочевой тип культуры характеризует и народы собственно России, например восточных башкир или бурят.

Методические материалы

К абонементу прилагаются следующие методические материалы:

1. «Российский этнографический музей». DVD-фильм.

В фильме, созданном на основе подлинных фотографий и экспонатов из собрания Российского этнографического музея, рассказывается о зарождении идеи создания музея, выражающего общенациональную идею, истории строительства здания, его архитектурных особенностях и дается обзор действующих экспозиций.

  1. «Народы Российской империи, СССР, Российской Федерации». Историко-этнографическая карта.

Карта дает наглядное представление о становлении России как многонационального государства, начиная со второй половины XX в. Метод наложения границ России в исторических пределах трех государств (Российская империя, СССР, Российская Федерация) позволяет проследить изменение национального ее состава на протяжении двух с лишним столетий, локализовав постоянное и устойчивое этническое ядро народов, вошедших в состав Русского государства в более ранний период. В карте приводится краткая этнолингвистическая характеристика народов Российских народов с описанием их происхождения, места проживания и особенностей традиционной культуры.

Перечисленные методические материалы в виде комплекта учитель получает при приобретении абонемента. Эти материалы предназначены для подготовки школьников к занятиям абонемента.

Состав группы разработчиков программы

Группа разработчиков программы абонемента – штатные сотрудники РЭМ:

  1. Перевозкин И.И., зам. директора по научно-просветительной работе;

  2. Герасименко Е.Е., зам. директора по научной работе

  3. Ботякова О.А., зав. научно-методическим отделом; к. культурологии

  4. Жгун Л.А., зав. отделом музейных образовательных программ,

  5. Дмитриев В.А., научный сотрудник главной категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана, д. ист. наук

Преподавательский состав

Экскурсоводы, музейные педагоги, научные сотрудники, специализирующиеся на изучении региональной этнографии, мастера прикладного творчества «Школы ремесел» РЭМ, мастера прикладного творчества Этноклуба «Параскева», представители творческой интеллигенции национальных диаспор С.-Петербурга, студенты Института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена.

III. Заключение

Обобщая научные и методические материалы, составившие основу данной методической разработки по программе Российского этнографического музея «Познаем народы России – познаем себя», можно сделать следующие выводы.

1. Среди «проблемных узлов» современного российского общества особую значимость приобрели вопросы социализации личности, культурной идентификации, национального самосознания и тесно связанной с этими понятиями толерантности, состояние которых со всей определенностью характеризуется емким словом – кризис. В этой связи Российскому этнографическому музею выпала особая миссия, поскольку все перечисленные социальные проблемы содержательно входят в сферу его компетенции. Вариативность культурного опыта, запечатленная в этнографических музеях – носителях этнической памяти, предполагает, что музеи данной профильной группы в первую очередь должны внести свой вклад в решение насущной проблемы формирования культуры толерантности, в первую очередь в среде подрастающего поколения. В контексте целей и задач данной методической разработки толерантность понимается как терпимость, допущение права человека жить и действовать в соответствии с нормами своей этнической традиции, если это не нарушает аналогичного права других людей. Признание права человека на этническую самоидентификацию, предполагающее толерантность в отношении других культурных традиций, представляет собой мировую проблему, приобретающую особую остроту в полиэтничных центрах: в областях традиционного этнического смешения, в городах, расположенных в месте сосредоточения транспортных и торговых магистралей, в крупных мегаполисах. Одним из таких центров в Российской Федерации является Санкт-Петербург.

2. Воспитание культуры толерантности – часть процесса социализации личности, способной самостоятельно ориентироваться в мире различных культурных ценностей. Применительно к многонациональному Санкт-Петербургу в качестве высших иерархических ценностей можно назвать собственно толерантные отношения между различными группами населения города, включая этнические, основные характеристики российской цивилизации и признаки петербургской культуры. Формирование идентичности молодого петербуржца, таким образом, рассматривается сквозь призму его образования как личности, не только представляющей перспективы собственного жизненного пути в рамках определенной этнической и культурной среды, но и осознающей себя, прежде всего, гражданином России.

3. Если говорить о потенциале Российского этнографического музея для формирования культуры толерантности и общегражданской идентичности, то здесь, в первую очередь, важно подчеркнуть то, что каждая культурная традиция не является самодостаточной, а представляет собой одну из ценностных интерпретаций общекультурного исторического наследия. В результате взаимодействия различных традиций культурные ценности способны стать фактором, способствующим сближению народов в рамках единого цивилизационного пространства. Примером такого пространства является современная многонациональная Россия, представленная в музее подлинными документированными памятниками истории и культуры населяющих ее народов. Это определяет значимость музейной программы для формирования мировоззренческих установок современных школьников, направленных на определение ими гражданской позиции, воспитание чувства общероссийской идентичности и культуры толерантности.

4. Результативность Программы зависит от активности и заинтересованности всех ее участников – полноправных субъектов музейной коммуникации: Российского этнографического музея, педагогов, выступающих в роли партнеров музейных сотрудников, и, конечно, самих петербургских школьников. Роль школьных педагогов, готовящих подростков к посещению музея чрезвычайна важна, от учителя зависит общий посыл, установка на восприятие информации, поддержание интереса к Программе между посещениями музея, повторение и необходимые разъяснения на уроке тех сведений, которые школьники получили в музее. Пожелания и советы учителю приведены в Приложении № 1 в виде методических рекомендаций.

IV. Список рекомендованной литературы

  1. Ачкасов В.А. Этнополитология. Учебник. СПб, 2005.

  2. Боришполец К. П. Национальное измерение глобального мира. М,. 2009.

  3. Безюлева Г. В., Бондарева. С.К., Шеламова Г.М. Толерантность в пространстве образования. Учеб. Пособие. М., 2005.

  4. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.

  5. Ильинская С. Г. Толерантность. М., 2007.

  6. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учебное пособие. М., 2004.

  7. Ксенофобия в современном мире. / Под ред. В.А.Ачкасова, Д.З.Мутагирова. СПб., 2008.

  8. Куропятник А.И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ. СПб., 2000.

  9. Межкультурный диалог: Лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия: [Сб. ст.] М., 2003.

  10. Полиэтнические общества: проблемы культурных различий: Сб. ст. - Ч. 1-2. - М., 2004.

  11. Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. СПб, 2007.

  12. Стефаненко М. Г. Этнопсихология: учеб. Пособие. М., 2003.

  13. Формирование толерантной личности в полиэтничеcкой образовательной среде. Учебное пособие/ Под ред. В.Н. Гурова. М., 2004.

  14. Этническое многообразие и толерантность: сравнение проблем и решений в городах мира. /Отв. ред. Ачкасов В.А. СПб., 2009.

Контактные лица:

  1. Ботякова О.А. – научно-методическое обеспечение абонемента;

2. Жгун Л.А. – организационные вопросы работы абонемента

V. Приложения

Приложение № 1.

Методические рекомендации учителю

1. Для более рационального использования временного ресурса занятий рекомендуется готовить школьников к каждому посещению музея. Подготовкой должен заниматься учитель истории, географии или классный руководитель, но в любом случае необходимо, чтобы это был один человек, понимающий цель и задачи Программы, способный отследить ее результативность.

  1. Перед посещением РЭМ рекомендуется провести в школе классный час «Мы – граждане России». Примерный образец этого подготовительного мероприятия можно найти в Интернете: http: //festival.1september.ru/articles/505067/. Цели и задачи беседы соответствуют Программе: дети получают знания о таких важных понятиях как «гражданин», «Конституция РФ», «субъекты РФ», «общероссийская идентичность» и т.д.

  1. Подготовка в школе включает также совместный просмотр DVD-фильма «Российский этнографический музей», работу с картой «Народы Российской империи, СССР, Российской Федерации» и использование Интернет-ресурса (), материалов Приложений № 3-5 к настоящей методической разработке для подготовки школьниками небольших сообщений по предстоящим темам занятий.

  1. DVD-фильма «Российский этнографический музей», который учитель получает перед посещением музея, содержит информацию об истории музея, о формировании его собрания и дает наглядное представление о действующих экспозициях. Если школьники просмотрят его заранее на уроке, музейному педагогу уже на первой встрече в музее будет легче перейти непосредственно к теме абонемента.

  1. Работа с картой «Народы Российской империи, СССР, Российской Федерации» в классе необходима, поскольку в настоящее время на экспозициях РЭМ нет общей карты расселения народов, а школьники для лучшего усвоения материала должны четко понимать о каких территориях пойдет речь. Карта, включенная в пакет методических материалов, является историко-этнографической. Определенная сложность работы с нею в школе заключается в том, что у этнографов для обозначения места проживания народа обычно принято делать географическую привязку, например «народы Среднего Поволжья» или «народы тундры», и она не всегда совпадает с нынешним административным делением России. Поэтому, помогая школьникам подготовиться к очередной теме абонемента, учитель должен заранее обсудить с ними, из каких республик, автономных округов и областей состоит современная Российская Федерация, показать их расположение на карте, назвать столицы. Для этой работы, которую можно проводить поэтапно, ориентируясь на тему предстоящего посещения, необходима карта субъектов Российской Федерации.

  1. Существенная помощь, которую может оказать школьный учитель, заключается также в разъяснении того, что в настоящее время практически повсеместно в нашей стране население сильно смешано, русские, например, проживают по всей ее территории от Балтики до Тихого океана. Эта особенность характерна и для больших городов, практически нивелирующих этнические различия. В сельской местности этнографические особенности быта сохраняются лучше, но и здесь уже практически нет «этнографической экзотики». Понимание этого важно, поскольку в музее школьники окажутся «погруженными» в историю: большинство экспозиций РЭМ представляют культуру народов такой, какой она была на рубеже XIX –XX веков.

7. Помощь учителя чрезвычайно важна не только при подготовке к занятию, но и на посткоммуникативной стадии для закрепления в памяти детей содержания занятия. Повторение, нацеленное на проверку усвоения ряда понятий и фактического материала, включает обсуждение следующих вопросов: территория современного проживания народов в пределах Российской Федерации и СНГ, происхождение этнонима, языковая принадлежность народа, традиционная система хозяйства, одежда, жилище, празднично-обрядовый комплекс, официальное вероисповедание и народные верования.3 Работа по закреплению материала в виде беседы, построенная на основе вопросов учителя, будет способствовать повышению эффективности занятий в целом.

  1. Участие школьного учителя в реализации Программы и проверке ее результативности заключается также в проведении письменных опросов учащихся на основе анкет, разработанных группой сотрудников РЭМ (в приложении). Для большей достоверности информации первый опрос рекомендуется провести до посещения музея, последний – после того, как закончатся все занятия. Учитель не должен влиять на ответы учеников, предоставляя им полную свободу для самовыражения. Заполненные анкеты предоставляются в музей для анализа.

  1. Актуализации полученных в музее знаний способствует интегрирование этнографического материала в учебные курсы. Фольклор, национальные спортивные игры, виды прикладного творчества и другие темы могут стать частью преподавания литературы, истории, географии, рисования, труда, музыкальных занятий, органично вписываясь в программу преподавания этих дисциплин.

Приложение 2.

Материалы для проведения мониторинга эффективности.

Анкета №1 (для заполнения до посещения музея)

Пол Возраст

1.Давно ли ты живешь в Петербурге? Обведи в кружок

С рождения Давно Приехал недавно

2. Есть ли в твоем классе ученики – представители разных народов, если да, то каких ___________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Как ты относишься к представителям других народов? Обведи в кружок:

- с интересом

- с уважением

- безразлично

- все не нравятся

4. Интересно было бы тебе узнать о культуре, традициях и ценностях народов, проживающих на территории Российской Федерации?

Да Нет Не думал об этом (не знаю)

5. Знаешь ли ты о традиционной культуре своего народа? Отметь те пункты, которые знаешь хорошо

- народные песни

- обряды

- праздники

- устройство жилища

- одежда

- кухня

6. Ощущаешь ли ты себя наследником традиционной культуры своего народа? Обведи в кружок:

Да Нет Не думал об этом (не знаю)

7. Как бы ты ответил сам себе на вопрос «Кто я такой?» Выбери из списка

- гражданин России

- житель своего города – петербуржец

- назвал бы свою национальность (русский, украинец, татарин и т.д.)

- назвал бы свои религиозные убеждения (православный, мусульманин и т.д.)

- назвал бы свой род занятий (школьник, ученик и т.д.)

- назвал бы свою семейную роль (сын, дочь, брат, сестра)

- просто сказал бы «мальчик» или «девочка»

- другое

- затрудняюсь ответить

8. Закончи фразу «Гражданин России – это________________________

___________________________________________».

9.Посещал(а) ли ты Российский этнографический музей ранее? Обведи в кружок:

Никогда не посещал

Был(а) один раз

Был(а) несколько раз

Анкета №2 (для заполнения после посещения музея)


Возраст Пол

1. Понравились ли тебе занятия в Российском этнографическом музее? Обведи кружком

Да Нет

2. Хотел бы ты привести на эти занятия своих сверстников, друзей? Обведи в кружок

Да Нет Не думал об этом (не знаю)

3. Какое впечатление произвело на тебя знакомство с народами России

на занятиях в Российском этнографическом музее? Обведи в кружок

Ты заинтересовался ими и хотел бы узнать больше

Мне это не интересно

Я это все уже знаю

4. О каких новых народах России ты узнал? __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5. Что нового ты узнал о России и народах, проживающих на ее территории, в Российском этнографическом музее?______________________

_________________________________________________________

6. Укажи, кто имеет право называться гражданином России:

Тот, кто (обведи в кружок):

родился в России

принял гражданство России

давно живет в России

любой, кто захочет

7. Каким общим словом можно назвать граждан России независимо от их национальности?___________________________________________

8. Что, по твоему мнению, объединяет все народы России?

- общая территория

- общая история

- общие законы

- общие моральные устои

-что-то еще? (что?) ________________________________________

9. Какие общие моральные качества у народов России ты можешь отметить?_______________________________________________________

____________________________________________________________________________

10. Как бы ты сейчас ответил сам себе на вопрос «Кто я такой?» Выбери из списка

- гражданин России

- житель своего города – петербуржец

- назвал бы свою национальность (русский, украинец, татарин и т.д.)

- назвал бы свои религиозные убеждения (православный, мусульманин и пр.)

- назвал бы свой род занятий (школьник, ученик и т.д.)

- назвал бы свою семейную роль (сын, дочь, брат, сестра)

- просто сказал бы «мальчик» или «девочка»

- другое

- затрудняюсь ответить



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации для учителей с. 25 -28 Приложение №2 (2)

    Методические рекомендации
    Методическая разработка представляет собой законченное авторское произведение, созданное с целью научно-методического обоснования цикла экскурсий, лекций и практических занятий по музейной просветительной программе «Познаем народы
  2. Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии Содержание (1)

    Методические рекомендации
    Важным приоритетом современной государственной политики в области образования является обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования независимо от доходов семьи, места проживания
  3. Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии Содержание (2)

    Методические рекомендации
    Важным приоритетом современной государственной политики в области образования является обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования независимо от доходов семьи, места проживания
  4. Методические рекомендации для учителей истории по сопровождению государственной (итоговой) аттестации в 9-х классах в независимой форме Аристархова Е. В., гл методист кафедры гуманитарно-художественного образования

    Методические рекомендации
    Данные методические рекомендации предназначены для учителей истории и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой) аттестации.
  5. Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ Бийск

    Методические рекомендации
    Формирование правильной осанки у школьников [Текст] : Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ / Л.Б. Повитухина; Бийский пед. гос.

Другие похожие документы..