Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Помощь детям с открытой ринолалией, обусловленной врожденными расщелинами верхней губы и неба, до настоящего времени представляет собой проблему для ...полностью>>
'Лекция'
Мы публикуем стенограмму лекции поэта, писателя, эссеиста Ольги Александровны Седаковой, прочитанной 2 декабря 2004 года в клубе Вilingua в рамках пр...полностью>>
'Пояснительная записка'
История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной в специальной (коррекционной) школе VIII вида для умственно отсталых...полностью>>
'Документ'
«Економічна думка» ТНЕУ – Збірник тез доповідей V ювілейної міжнародної науково-практичної конференції молодих вчених «Економічний і соціальний розвит...полностью>>

География В. Л. Белая

Главная > Диплом
Сохрани ссылку в одной из сетей:

География

В. Л. Белая,

методист управления учебно-методической работы

ГУО «Академия последипломного образования»

Методическая работа с учителями географии в 2011/2012 учебном году организуется в соответствии с положениями Кодекса Республики Беларусь об образовании и нормативной правовой базой, регулирующей деятельность системы образования. Планируя содержание работы, методисты различных уровней методической вертикали, руководители методических формирований должны учитывать требования к организации образовательного процесса, которые определил Кодекс. Согласно документу «целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося» (ст. 11).

Кодексом выдвигаются основные требования к организации образовательного процесса (ст. 91):

- обеспечение качества образования;

- компетентностный подход;

- охрана здоровья обучающихся;

- соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;

- создание условий для развития творческих способностей обучающихся.

Перечисленные выше требования адресуются всем педагогам – управленцам и учителям. Они же определяют направления в деятельности методических служб различных уровней. Методическая сеть республики, обеспечивая непрерывное профессиональное развитие педагогических кадров, формирование их мастерства и творчества, должна оказать педагогам методическую поддержку и помощь в реализации актуальных задач образования.

Важнейшее из сформулированных Кодексом требований – это обеспечение качества образования (ст. 20). Вопросу повышения качества географического образования Министерство образования и Академия последипломного образования уделяют пристальное внимание. Достаточно вспомнить, что в 2010 году по проблеме качества состоялся республиканский семинар методистов и учителей географии с участием преподавателей вузов. Вопрос качества образования многоаспектный. Качество зависит от многих составляющих образовательного процесса, основной формой которого является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия и др.

Качество урока (процесса обучения) является основным составляющим компонентом качества обучения и показателем высоких профессиональных навыков педагога. Как управлять качеством процесса обучения на уроке и обеспечить качество знаний и умений школьников по географии? Этот важный вопрос является всегда актуальным для каждого учителя. В новом учебном году этой проблеме рекомендуется уделить основное внимание, включив в планы работы с учителями географии в качестве основной тему «Современный урок географии».

Практика обучения географии в общеобразовательных учреждениях показывает примеры, когда конструирование учителем урока осуществляется с учётом современных дидактических требований, которые позволяют реализовать цели формирования знаний, умений и навыков, воспитания и развития учащихся. Но есть и другие примеры, когда учитель делает педагогически необоснованный выбор форм, методов и средств обучения, неверно и нечётко формулирует цели урока, организует нерациональную деятельность школьников по усвоению программного материала без учета способностей и особенностей учащихся.

Учебное занятие является формой реализации конкретных целей (планируемых результатов) образования. Цель урока определяет содержание, структуру, методы, формы организации познавательной деятельности учащихся, что указывает на первичность целеполагания по отношению ко всем составляющим конструкции урока. Компоненты урока должны рассматриваться с точки зрения того, каков их вклад в достижение целей, и отбираться учителем в соответствии с целями.

Учитывая важность этапа целеполагания в структуре урока, вопрос о постановке учителем целей в поурочных планах и на занятии является актуальным. И его рекомендуется рассмотреть на заседании методического формирования. Известно, что на процедуру целеполагания у разных авторов (Н.И.Запрудского, Т.И.Шамовой, Д.Г.Левитеса, др.), различные точки зрения. На какой из них остановить внимание учителю? В настоящее время широкое распространение получила система целеполагания, которая позволяет диагностично формулировать цели урока, темы или раздела учебного предмета.

При рассмотрении на заседании методического формирования вопроса о целеполагании необходимо прежде всего обеспечить условия для осознания каждым учителем значимости определения целей урока, которые могут быть ориентированы на деятельность учителя и на деятельность учащихся. Учителю важно знать, какие цели и как формулировать в планах уроков.

В практике общеобразовательной школы выделяют образовательные (когнитивные), развивающие и воспитательные цели. Воспитательные и развивающие цели стали относить к блоку личностного развития учащихся. Когнитивные цели формулируются посредством учебной деятельности школьников, которые включаются учителем на уроке в процедуру диагностичного целеполагания. Способы постановки данного вида целей описаны у Н.И.Запрудского, В.В.Гузеева, др. Правильная постановка образовательных целей означает, что они являются конкретными (соответствуют требованиям программы), измеримы (с помощью критериев, измерителей можно определить, достигнута ли цель), достижимы (учитываются особенности и возможности класса), значимы (имеют смысл, важность, ценность для ученика).

Цели личностного развития, в силу невозможности их диагностичного описания, можно записывать с помощью слов: «Способствовать», «Создать условия», «Содействовать», «Организовать деятельность» (начало формулировки), т.к., по мнению Н.И. Запрудского, «планируются не те или иные параметры развития и воспитанности учащихся, а ситуации, условия, в которых с некоторой степенью вероятности будут формироваться соответствующие качества школьников».

Эффективность урока определяется принятием учащимися целей, которые они слышат от учителя или определяют («выращивают») сами.

Кроме диагностично сформулированных целей, в плане урока рекомендуется отражать когнитивные цели деятельности учителя (в рубрике «Дидактическая цель»). Рекомендации по их формулировке предложены многими авторами.

Заданные цели обучения – это ориентир в определении учебного и деятельностного аспектов в содержании урока. Проектирование урока осуществляется с учётом организации активного взаимодействия педагога и учащихся на всех этапах учебной деятельности по достижению целей. При выборе варианта урока необходимо предусмотреть возможность достижения образовательного эффекта и целей при оптимальных результатах времени и усилий учителя и учащихся.

Как следует из Кодекса, основными требованиями к организации образовательного процесса являются сохранение здоровья обучающихся и соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов. Эти требования предполагают реализацию в обучении принципа оптимизации. В условиях современной школы в качестве важнейших критериев оптимальности процесса обучения выступают его эффективность, качество решения образовательных задач, затраты времени и усилий педагога и школьников.

  • Об эффективности судят по результатам успешности обучения школьников, их развитию и воспитанности.

  • О качестве – по степени соответствия результатов обучения требованиям учебной программы, поставленным к уроку целям, максимальным возможностям каждого учащегося в определенный период развития.

  • Об оптимальности расходов времени и усилий учителя и учащихся – по степени соответствия их действующим школьно-гигиеническим нормам.

Вопрос об оптимизации не только актуальный для включения в планы работы методических формирований, но и многоаспектный. Отдельные аспекты оптимизации могут рассматриваться более глубоко на нескольких заседаниях. В частности, для молодых учителей и некоторых более опытных педагогов актуальной проблемой является рациональное планирование к уроку содержания обучения, которое, по представлению Ю.К.Бабанского, должно включать выделение мировоззренческих идей, главного, существенного; межпредметную координацию учебного материала; повышение роли дедуктивного подхода в сочетании с индуктивным. В содержании изучаемого материала должны быть реализованы принципы научности, связи с жизнью, системности и последовательности, доступности, соответствия учебным возможностям школьников с учетом их ближайшего развития. Учебная программа – главный ориентир обоснованного отбора содержания изучаемой темы.

Оптимизация осуществляется с целью повышения эффективности и качества процесса обучения. Повышение эффективности учебного занятия зависит от многих факторов. Одним из основных выступает процедура педагогического проектирования (конструирования) урока на принципах достаточной полноты, человеческих приоритетов, саморазвития педагогического процесса, взаимосвязи его компонентов (целевого, стимулирующе-мотивационного, содержательного, операционно-деятельностного, контрольно-регулирующего, рефлексивного).

Совершенствование географического образования осуществляется не только на идеях обновления научного знания, методах и технологиях преподавания, но и на идеях гуманизации. Гуманистические ценности реализуются во многом через усиление интереса к культурологическим знаниям. В Кодексе Республики Беларусь об образовании сказано, что образовательный процесс организуется на основе культурных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры (ст. 89).

География как наука является частью культуры и средством постижения её ценностей. При изучении географии формируются такие ценностные ориентации, как уважение к социально одобренным нормам поведения по отношению к природе своей страны и края; понимание ценности гармоничных отношений человека и природы как условия дальнейшей жизни общества, как основы рационального природопользования; уважение к людям науки, гордость за вклад отечественных ученых в развитие науки; понимание атрибутов нравственности и следование им.

Связь географического содержания с культурологическими знаниями и умениями реализуется педагогом с целью формирования географической, экологической, экономической и другой культуры школьников.

Учитель должен уметь делать выбор методов и приёмов обучения, наиболее полно обеспечивающих реализацию возможностей включения культурологических компонентов в учебный процесс. Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в реализации культурологического подхода к преподаванию географии является актуальной задачей методических структур республики.

При конструировании учебного занятия учитель делает осознанный, методически обоснованный выбор его структуры (типа, вида), средств, методов и технологий обучения в соответствии с целями образования, на основе системного анализа предстоящей деятельности учащихся с учетом их уровня подготовки, индивидуальных особенностей. Процесс конструирования, т.е. создания технологии обучения, или специально организованного, целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся для достижения целей, может быть реализован в различных формах: плана, конспекта, сценария, методической разработки.

Временные авторские коллективы, созданные НМУ «Национальный институт образования», разработали дидактические сценарии уроков по курсам географии в соответствии с разработанной структурной схемой. В сценариях сделан акцент на организацию познавательной деятельности учащихся, а используемые методы и приёмы её активизации предусматривают целенаправленное и планомерное развитие мышления школьников. Причем, сценарии уроков разработаны с учётом современных методов и средств обучения, включая электронные.

Современный учитель должен владеть последними достижениями психологии и дидактики, предлагаемыми в сценариях уроков методологическими подходами и внедрять их в практику обучения с учетом условий своего учебного учреждения, особенностей класса. В то же время учитель имеет возможность выработать собственную позицию в отношении проектирования и реализации конкретного урока и нести ответственность за результаты своего труда.

Дидактическая структура сценария урока предлагается в следующем виде:

  1. Тема урока.

  2. Тип урока.

  3. Организационная форма проведения урока (урок-объяснение, урок-лекция, урок-беседа; комбинированный урок; урок-семинар; урок-экскурсия; урок-конференция; др.).

  4. Основной методологический подход в организации проведения урока (проблемный, программированный, коммуникативный, игровой, др.)

  5. Цели урока: а) образовательные; б) развития; в) воспитательные.

  1. Демонстрационное оборудование урока.

  2. Опорные знания к уроку.

  3. Действия учителя и учащихся на уроке (описываются в табличной форме из трех столбцов: содержание работы; действия учителя; действия учащихся).

  4. Домашнее задание.

  5. Рефлексия.

Учитель должен уметь создавать наилучший (оптимальный) проект урока как целостную систему, успешно (максимально полно) его реализовывать с учётом особенностей класса и проводить качественный самоанализ учебного занятия.

Каждый из указанных этапов в деятельности учителя по конструированию образовательного процесса по географии может стать отдельной темой для включения методической службой любого уровня в планы работы.

.

Примерное планирование методической работы с учителями географии

Республиканский уровень

Информируем, что в ГУО «Академия последипломного образования» с 20 октября по 02 ноября 2011 г. планируется провести целевое повышение квалификации руководителей районных (городских) методических формирований учителей географии «Компетентностный подход в современном географическом образовании».

В рамках межкурсовых мероприятий планируется провести:

  • республиканский семинар методистов ИРО, руководителей методических формирований учителей географии, учителей географии «Организация научно-исследовательской деятельности школьников в образовательном процессе по географии» (ноябрь 2011 г.);

  • республиканский семинар-совещание методистов ИРО, Р(Г)УМК «Координация методической деятельности с учителями географии» (апрель 2012 г.).

Областной уровень

На базе ИРО рекомендуется провести мероприятия межкурсового периода:

1. Семинар-совещание методистов Р(Г) УМК, курирующих преподавание географии, по организации образовательного процесса в соответствии с требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании и обновленных нормативных правовых документов, определяющих идеологию и стратегию образования, и инструктивно-методических материалов.

На семинаре должен быть сделан анализ методической работы с учителями географии за прошедший учебный год и обсуждены основные направления методической работы в новом учебном году.

2. Обучающий семинар методистов Р (Г) УМК и руководителей методических объединений учителей географии «Современный урок географии: факторы и методы повышения качества обучения». Примерные вопросы для обсуждения:

  • Качество географического образования и дидактические основы современного урока географии.

  • Реализация современных подходов в обучении географии (основных методических условий): интегративного, проблемного, исторического, практико-ориентированного, развивающего, культурологического.

  • Активизация познавательной деятельности школьников как средство повышения качества обучения.

  • Здоровьесберегающая среда как основа современного урока географии.

  • Реализация контрольно-оценочной деятельности учителя и учащихся на уроке географии.

  • Проектирование современного урока географии.

  • Анализ и самоанализ урока географии.

При обсуждении вопроса о видах и этапах проектирования урока целесообразно уделить внимание проблеме разработки технологической карты урока. Как показывает практика, не все учителя могут разработать эффективную модель урока, в которой цели, содержание, формы, методы, средства обучения были бы представлены как целостная и оптимальная система, позволяющая обеспечить качество изучения конкретной темы в курсе географии.

Тема о дидактических основах современного урока географии многопланова и может быть раскрыта не только в представленных материалах, но и в других, актуальных для педагогов, вопросах. Отдельные аспекты темы можно рассмотреть более глубоко. Например, при обсуждении современных технических средств обучения особого внимания заслуживает вопрос организации работы с интерактивной доской, мультимедийной установкой и компьютером. Ведь наряду с положительными примерами организации этой работы есть и другие, показывающие нерациональное использование технических средств, например, замену учебного пособия и географической карты информацией из компьютера, с которой работает учитель, а не ученики.

При необходимости названную тему можно рассмотреть на двух семинарах, второй из которых (обобщающий) может быть проведён в активной форме (УДИ, круглого стола, научно-практической конференции, мастер-класса и др.).

Районный уровень

Методическое формирование

Тематика и содержание

1-го занятия

Тематика и содержание

2-го занятия

Тематика и содержание

3-го занятия

Методическое объединение учителей географии (МО)

Творческая группа (ТГ)

Школа совершенствования педагогического мастерства

(ШСПМ)

Школа

молодого

учителя

(ШМУ)

Системно-деятельностный подход к проектированию современного урока географии

Форма занятия - УДИ (практикум)

Примерное содержание:

  1. Педагогическое проектирование образовательного процесса: сущность, этапы, формы.

  2. Выбор структуры плана (сценария) урока.

  3. Определение целей урока как системообразующего компонента.

  4. Обеспечение условий и ситуаций, мотивирующих учебно-познавательную деятельность учащихся.

  5. Целенаправленный отбор и структурирование содержания изучаемого материала.

  6. Выбор методов обучения и форм учебно-познавательной деятельности.

  7. Выбор средств обучения и их использование на уроке.

  8. Организация домашнего задания.

Конструирование интегрированного урока географии

План практикума

  1. Интеграция в географии как неизбежный процесс взаимодействия разных отраслей научного знания.

  2. Использование интеграционных связей в содержании курсов географии: критериальный анализ содержания.

  3. Конструирование интегрированных уроков географии. Презентация, коррекция и совершенствование авторских проектов.

Методические особенности уроков географии разных типов

План семинара

1. Типы учебных занятий по географии.

2. Урок изучения нового материала.

3. Комбинированный урок географии.

4. Урок обобщающего повторения.

5. Урок-экскурсия.

6. Конструирование уроков географии разных типов. Презентация авторских моделей уроков. Коррекция и совершенствование сценариев уроков (практикум).

Подготовка учителя к уроку

План практикума (УДИ)

  1. Этапы подготовки учителя к уроку.

  2. Актуализация знаний о требованиях нормативных правовых документов к организации и содержанию

  3. образовательного процесса по географии и их учёт при проектировании урока.

  4. Анализ учебной программы в соответствии с её рубриками. Выделение требований к результатам обучения по данной теме.

  5. Изучение текста параграфа и его методического аппарата в учебном пособии (учебнике).

  6. Знакомство с дополнительными источниками, в которых подаётся актуальная информация к содержанию темы и по методике проведения урока.

  7. Определение средств обучения.

  8. Выбор методики (технологии) урока.

  9. Разработка плана урока.

Оптимизация образовательного процесса по географии

Форма занятия - семинар-практикум

Примерное содержание:

  1. Оптимизация – необходимый в современных условиях принцип организации обучения.

  2. Критерии и соответствующие им показатели и пути оптимизации образовательного процесса.

  3. Здоровьесберегающая образовательная среда как условие оптимизации процесса обучения.

  4. Планирование образовательного процесса: сравнительный анализ проекта урока с учётом принципа оптимизации и без него.

Реализация межпредметных связей на уроке географии как условие оптимизации образовательного процесса

План семинара-практикума

  1. Межпредметные связи как условие снижения перегрузки учащихся.

  2. Формы и функции межпредметных связей в обучении географии.

  3. Средства и приёмы реализации межпредметных связей на уроках географии.

  4. Корректировка примерного календарного тематического планирования уроков географии: внесение информации о реализации межпредметных связей.

Групповые формы организации деятельности учащихся

План семинара-практикума

  1. Особенности индивидуальных, фронтальных, коллективных и групповых форм деятельности.

  2. Комплектование групп и их классификация.

  3. Организация групповой работы: варианты обучения в сотрудничестве, факторы успешности.

  4. Проблема оценивания результатов деятельности учащихся группы.

  5. Организация работы в паре.

Цели современного учебного занятия

План семинара-практикума

  1. Современное представление о целеполагании, его значение и виды

  2. Предметные (когнитивные) цели деятельности учащихся: процедура постановки.

  3. Комплексная дидактическая цель: содержание структурных аспектов; процедура постановки.

  4. Тренинг по отработке целеполагания на уроке географии.

Повышение эффективности образовательного процесса по географии

Форма занятия - УДИ практикум)

Примерное содержание:

  1. Повышение эффективности обучения: пути, средства, технологии.

  2. Общеучебные умения как объект управления эффективным образовательным процессом.

  3. Учебный кабинет географии как условие повышения эффективности образовательного процесса.

  4. Повышение эффективности картографической подготовки школьников.

  5. Современный урок географии: использование здоровьесберегающих технологий и эффективных методик (системный анализ урока географии с позиции реализации современных подходов к обучению и принципа оптимизации).

Реализация культурологического подхода в преподавании географии как способ повышения эффективности образования

План мастер-класса

  1. Сущность культуросообразной модели географического образования.

  2. Культурологические знания в содержании географии.

  3. Реализация культурологического подхода в географическом образовании: технологии и формы деятельности.

  4. Учащийся – субъект культуры: формирование духовно-нравственных качеств и общекультурных ценностей.

  5. Просмотр и анализ видеоурока (фрагментов урока).

  6. Выработка методических рекомендаций «Формирование и развитие культурологических знаний в курсе «География материков и стран».

Повышение эффективности картографической подготовки школьников

План УДИ (практикума)

  1. Карта – эффективное средство повышения качества обучения.

  2. Требования к организации работы на уроке с географической картой.

  3. Организация работы с номенклатурой карты.

  4. Организация работы с контурной картой.

  5. Оценка картографических знаний и умений школьников.

Второй вариант

Современный кабинет географии как условие повышения эффективности образовательного процесса

План

  1. Знакомство с лучшим (одним из лучших) кабинетом географии

  2. Оснащение кабинета. Современные технические и информационные средства обучения: эффективность их использования.

  3. Экспозиция кабинета и её направленность на образовательный процесс.

  4. Роль кабинета в организации урочной и внеурочной самостоятельной и творческой деятельности учащихся.

  5. Современный кабинет географии (разработка, представление и защита авторских проектов).

Организация домашнего задания по географии

План семинара-практикума

  1. Домашнее задание – важный структурный этап урока. Планирование домашнего задания.

  2. Требования Санитарных правил и норм к продолжительности домашних заданий и способы исключения перегрузок учащихся домашними заданиями.

3. Разнообразие (классификация) видов домашних заданий (практикум).

4. Формы контроля домашнего задания

Литература

  1. Ю.К.Бабанский. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). М., «Педагогика», 1977.

  2. Ю.К.Бабанский. Интенсификация процесса обучения. – М.: Просвещение, 1987.

  3. В.Л.Белая. Картографическая подготовка школьников – прерогатива географии. // Геаграфія: праблемы выкладання. – 2010. - № 6.

  4. В.Л.Белая. Примерные рекомендации по организации работы методических объединений учителей географии в 2011/2012 учебном году. // Геаграфія: праблемы выкладання. – 2011. - № 3.

  5. В.Л.Белая. Примерные рекомендации по организации работы методических объединений учителей географии в 2010/2011 учебном году. // Геаграфія: праблемы выкладання. – 2010. - № 2.

  6. Белая В.Л., Красновская В.А. Современный кабинет географии. // Геаграфія: праблемы выкладання. 2005, № 2.

  7. Белая В.Л., Красновская В.А. Домашнее задание по географии. // Геаграфія: праблемы выкладання. 2007, № 5.

  8. Белая В.Л., Красновская В.А. Межпредметные связи как условие оптимизации образовательного процесса по географии. // Геаграфія: праблемы выкладання. 2008, № 2.

  9. Беловолова Е.А. Значение практических работ в реализации компетентностного подхода. // География в школе.- 2007.- № 7.

  10. Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования. // Завуч.- 2007.- № 6.

  11. Душина И.В. и др. Практическая составляющая обучения географии – основа формирования компетенций школьников. // География в школе.- 2009.- № 1.

  12. А.С.Ермошкина. Личностно-культурологическая модель школьной географии. // География в школе. 2010. № 7, 8.

  13. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии – 2. – Минск: Сэр-Вит, 2010.

  14. Иванов Д.А. и др. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. – М., 2003.

  15. Кодекс Республики Беларусь об образовании. // Настаўніцкая газета от 10. 04. 2011.

  16. В.Н.Кудрявцев. Изменение ценностных ориентаций учащихся по отношению к природе как фактор воспитания и развития личности. // География в школе. 2002. № 3.

  17. А.А.Лобжанидзе. Этнокультурная парадигма современного географического образования. // География в школе. 2006. № 3.

  18. В.П.Максаковский. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС. – 1998.

  19. В.В.Николина. Культурологический подход в школьном географическом образовании. . // География в школе. 2004. № 3.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. География – это призвание

    Документ
    Сегодня я хочу предложить вам поговорить о моей любимой географии. Что такое география? Для меня это образ жизни, это понимание мира, это отношение к людям.
  2. Белая книга жизни книга 3 о здоровье и об устранении

    Книга
    Каждый человек, а тем более, каждая девушка перед вступлением в брак, или женщина, прежде чем иметь детей, должны прочитать книги об уже упомянутом важнейшем открытии, сделанном на рубеже двух тысячелетий, пока не дошедшем до широких масс.
  3. География транспортного комплекса

    Документ
    Транспорт (транспортные коммуникации) — это совокупность путей сообщения, транспортных средств всех видов (автомобили, подвижной железнодо­рожный состав, суда, летательные аппараты, трубопроводы и др.
  4. Белов В. В., Виталиев Г. В., Денисов Г. М

    Закон
    Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1 .
  5. Географічна структура зовнішньої торгівлі товарами Київської області

    Документ
    1 1,0 1750,1 Узбекистан 715,5 98,1 – – 715,5 Інші країни світу 5 190,4 104,8 18 84 ,4 1 3,1 –1 5 ,0 Європа 190 , 7 ,4 134307,4 114,7 –115 85, у тому числі Австрiя 188, 010, 4 ,9 83,3 – 054,7 Бельґiя 183,0 474,3 4455,8 9 ,0 –4 7 ,8 Болгарiя 17 ,0 130,

Другие похожие документы..