Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Н.С.Столяров Деловая культура государственного и муниципального служащего. Тексты лекций для студентов, обучающихся по специальности 08050465 «Госуда...полностью>>
'Документ'
Концепция развития лесного хозяйства Республики Таджикистан исходит из общегосударственного, экологического,_ экономического и социального значения л...полностью>>
'Документ'
Всеобщий кризис российского общества середины XIX века породил необходимость в коренном преобразовании существующей государственной системы. Для выхо...полностью>>
'Документ'
13. Экологический кризис в России. Эколого-экономическая оценка не благополучных районов РФ, перспективы стабилизации экологической обстановки на мес...полностью>>

Православные старцы XX века часть 4 Схимонах Феодор (Сутормин)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Молитва, составленная владыкой Мануилом

Господи, мой Господи! Никак я с собой не совладаю: чего не хочу, то и творю. Одолел меня грех бранный. Милостивый Всемогущий творец! Коснись моего сердца Твоею благодатию, дай мне бороться со грехом моим, прогони диавола – искусителя, пошли Ангела-Хранителя, спаси меня от всякого зла и греха. Ты Сам сказал, Господи, что Ты пришёл грешных спасти. Ты сказал Своими пречистыми устами: « Приходящих ко мне не изгоню вон». Вот я и пришёл к Тебе, как есть. Прими меня и прости, как простил разбойника на кресте. Не отврати лица Твоего от меня, раба Твоего (имя). С любовию приими меня и прости, как простил Закхея. Я буду всегда славить Троицу Святую, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!

Преподобномученик Игнатий (Лебедев)

(1884- 1938 гг.)

28 мая 1884 года в городе Чухлома Костромской губернии в семье Александра и Марии Лебедевых родился сын, при крещении младенца назвали Александром. 

Благочестивые родители воспитали сына в любви к Богу и ближним, по их совету Александр после окончания Солигаличское Духовного училища поступил в Костромскую Духовную академию.

В 1903 году он поступил в Казанский ветеринарный институт. Наряду с занятиями в институте Александр регулярно посещал богослужения в Спасском монастыре в Казани. Духовным отцом Александра в те годы был старец Седмиезерной пустыни Гавриил (ныне прославленный преподобный Гавриил (Зырянов)). В 1905 году старец Гавриил благословил Александра принять монашество.

Об этом периоде своей жизни отец Александр писал впоследствии: «...Самое понятие о духовной жизни я получил в Казани, во дни моего студенчества. Батюшка отец Гавриил, матушка Аполлинария, батюшка Варсонофий – вот мои земные руководители и наставники, а невидимые и небесные наставники были и есть: Царица Небесная, ко святой иконе Которой – Казанской – я всегда имею особую любовь и во дни казанского жития всегда притекал к ней; затем – святитель Варсонофий, святая обитель которого была как бы домом для души и тела моего. В храме у святых мощей его я пережил лучшие часы и минуты моей жизни... Службы в сей обители, за которыми я постоянно бывал, – это было воспитание моей души, моя трапеза... Еще притекал я за помощью и к святителю Гурию. Вот с кем, главным образом, и каким духовным родством связана душа моя в богоспасаемом граде Казани».

В 1908 году, Александр становится послушником Смоленской Зосимовой пустыни и духовным сыном схиигумена Германа (Гомзина). Молодому послушнику первое время предстояло ухаживать и лечить всех монастырских животных. Позже он проходил многие монастырские послушания: пел на клиросе, работал в аптеке, продавал книги и иконы в монастырской лавке...

17 марта 1910 года он был пострижен в рясофор, а в марте 1915 года состоялся постриг в мантию с именем Агафон в честь преподобного Агафона, пустынника Египетского. Вскоре после пострига отец Агафон тяжело заболел гриппом (осложнение после гриппа - энцефалит, последствие болезни – паркинсонизм).

В 1918 году состоялось рукоположение во иеродиакона, а 26 сентября 1920 года в храме Троицкого Патриаршего подворья он был рукоположен Святейшим Патриархом Тихоном во священника.

После закрытие Зосимовой пустыни *(1923 г.) иеромонах Агафон жил в семье духовных детей в Москве. В 1923 году он был приглашен епископом Варфоломеем (Ремовым)*** в Высоко-Петровский монастырь. Первое время иеромонах Агафон исповедовал богомольцев Петровского монастыря. Он был очень внимательным духовником, верующие любили его, часто обращались к нему за помощью. Быстро увеличивающиеся число духовных чад молодого пастыря, приводило некоторых в недоумение: «Не рано ли он начал старчествовать».

По воспоминаниям очевидцев, отец Агафон исповедовал, сидя в маленьком креслице. Он внимательно слушал говорящего, сам говорил очень мало, лишь задавал какой-нибудь необходимый вопрос, а иногда «скажет слово, которое точно насквозь пронзит душу». По свидетельству духовной дочери старца: « Перед исповедью он всегда читал молитву о том, чтобы ему говорить людям не свои слова, а то, что угодно Богу, и что им может пойти во спасение».

Через год иеромонах Агафон был возведён в сан архимандрита и назначен наместником монастыря. В эти трудные годы архимандрит Агафон, по благословению еп. Варфоломея, тайно постригал своих духовных чад в рясофор.

Из воспоминаний духовной дочери отца Агафона: «Руководство к монашеству не было поспешным, не было делом одного дня, оно не было и внешним; напротив, оно было как сама жизнь: постепенным, простым, повседневным, действующим во всяком случае и событии…

Основой духовного руководства, особенно для идущих по монашескому пути, было искреннее, всестороннее, без утайки откровение всех своих поступков, мыслей и даже начатков этих мыслей. Только после этого откровения батюшка принимал душу и вел ее... Батюшка постригал очень избирательно. Постепенно подготавливал человека, тщательно выбирал имя...»

С 1929 года, после закрытия Боголюбского собора Высоко-Петровского монастыря, старцу Агафону пришлось служить в храме преподобного Сергия Радонежского на Большой Дмитровке, после закрытия храма ему довелось служить в церкви Рождества Богородицы в Путинках.

Старец Агафон любил повторять: «Кто не в схиме, тот еще не монах». По милости Божией, 17 января 1930 года архимандрит Агафон был пострижен в великую схиму с именем Игнатий в честь сщмч. Игнатия Богоносца.

11 апреля 1935 тяжело больного старца Игнатия арестовали. Обосновывая необходимость ареста старца, сотрудники НКВД написали: «Архимандрит Агафон, разыгрывая из себя юродивого (искусственно трясет руками), среди верующих пользовался авторитетом прозорливца и блаженного, имеет большое количество последователей, которые находятся под его полным влиянием, систематически посещают его квартиру, где он обрабатывает их в религиозном и контрреволюционном духе...»

Некоторое время старец находился в 15-й палате лазарета Бутырской тюрьмы.

8 июня 1935 года Особое Совещание при НКВД приговорило схиархимандрита Игнатия к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 16 октября он был отправлен в Саровский лагерь (лагерь был устроен в Саровской пустыни), через год был переведён в лагерь на станции Сухобезводная (Ветлаг), а затем - в инвалидную колонию под городом Алáтырь.

Старец Игнатий, несмотря на физическую слабость, продолжал поддерживать, наставлять духовных чад в письмах. Приведём лишь несколько строк из писем старца духовным детям: «Все мое желание быть вам между собою в смирении и всем сердцем с Богом, да плод принесете и в сто, и в шестьдесят, и в тридцать!»

29 августа/11 сентября 1938 года в 3.30 утра в воскресенье, в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, исповедавшись и причастившись, мученик за веру скончался.

В 2000 году Священный Синод Русской Православной Церкви причислил преподобномученика Игнатия к лику святых и включил его имя в Собор новомучеников и исповедников Российских.

Мученики за веру, молите Бога о нас!

* Архимандрит Исидор (Скачков)

(1883–1959гг.)

Будущий старец Исидор после закрытия Зосимовой пустыни, служил в храмах Московской области. 6 декабря 1928 г. рукоположен во иеромонаха. В 1930–1933 гг. – ризничий храма преподобного Сергия на Б. Дмитровке, где по благословению владыки Варфоломея начал подвиг старчества. В 1933–1936 гг. – в ссылке в Сыктывкарской обл., по возвращении служил в храмах Тульской, Рязанской и Московской областей. 20 мая 1937 г. возведен в сан архимандрита. В 1941 г. находился под Волоколамском, во время боевых действий продолжал окормлять местных жителей, помогал раненым.

**Архимандрит Никита (Курочкин)

(1889–1937гг.)

Духовный сын старца схиархимандрита Мелхиседека, иеромонах Зосимовой пустыни. После ее закрытия старец Никита окормлял братию Высоко-Петровского монастыря. 10 июня 1929 года он был возведен в сан архимандрита епископом Варфоломеем. С 1929–1933 гг старец Никита находился в ссылке в районе реки Пинеги, здесь он исповедывал, причащал перед кончиной и отпевал преподобного Никона Оптинского. По возвращении из ссылки старец служил в селе Ивановском под Волоколамском. Скончался Архимандрит Никита в Волоколамске 29 апреля/12 мая 1937 года.

*** Епископ Варфоломей (в миру Николай Федорович Ремов)

Путь архиепископа Варфоломея был предсказан ему еще в детстве. Великий пастырь Иоанн Кронштадтский назвал сына протоиерея Феодора Ремова, маленького Николая, «исповедником Церкви».

В 1911 году студент Московской Духовной академии Николай Федорович Ремов был пострижен в Зосимовой пустыни епископом Феодором (Поздеевским) с именем апостола Варфоломея... В 1912 году он был рукоположен в иеромонаха... 10 августа 1921 г. архимандрит Варфоломей был рукоположен во епископа Сергиевского, викария Московской епархии. Хиротонию возглавил святитель Тихон. Примерно с 1922 г. епископ Варфоломей был настоятелем московского Высоко-Петровского монастыря. Осенью 1923 г. он принимает часть братии закрытой в начале года Зосимовой пустыни, вводит уставное богослужение по образцу зосимовского, учреждает старчество. В монастыре нелегально действовало церковное учебное заведение, продолжавшее традиции переставшей существовать МДА и дававшее православным священнослужителям высшее богословское образование.

Владыка был прозорливцем, определял путь людей, нарекал их дорогу, говорил и о своей судьбе. Когда он был с близкими духовными детьми на Пятницком кладбище, где были могилы его родных, он вдруг неожиданно сказал: «А моей могилы здесь не будет».

21 февраля 1935 года владыка был арестован, через полгода - был расстрелян в Бутырской тюрьме.

Священноисповедник Георгии (Коссов)

(1885-1928гг.)


4 апреля 1855 года в селе Андросово Дмитровского уезда Орловской губернии в семье священника Алексея Коссова родился мальчик. Во святом крещении младенца нарекли Георгием, в честь св. вмч. Георгия Победоносца.

Родители стремились дать своему первенцу хорошее образование. По совету родителей, Георгий, после окончания школы, поступил в семинарию. После семинарии он некоторое время преподавал в земской школе (в Дмитровском уезде). В 1884 году Георгий Коссов был рукоположен во священника и назначен на беднейший приход в Орловской епархии – село Спас-Чекряк Болховского уезда. (Приход - 14 дворов, ветхая церковь находилась в двух верстах от деревни.)

Бедный приход, полуразрушенная церковь, где зимой во время службы даже Святые Дары замерзали, старый дом, в котором предстояло жить его семье, повергли о. Георгия в уныние, появилось желание скорее уехать из села, попросить перевода в другой приход. С такими мыслями о. Георгий прибыл в Оптину пустынь. Когда он стоял в толпе, старец Амвросий сам заметил его и стал манить к себе. Не смотря на то, что о. Георгий приехал в мирской одежде, прозорливый старец узнал в нём иерея и обратился к нему со словами: «Ты, иерей, что там такое задумал? Приход бросать?! Храм, вишь, у него стар, заваливаться стал. А ты строй новый, да большой, каменный, да теплый, да полы в нем чтоб были деревянные: больных привозить будут, так им чтоб тепло было. Ступай, иерей, домой, ступай, да дурь-то из головы выкинь! Помни: храм-то строй, как я тебе сказываю. Ступай, иерей. Бог тебя благословит!» С великим недоумением воспринял о. Георгий совет прозорливого старца, не имея средств на существование и думать было страшно о строительстве.

Отец Георгий вернулся в село, днём и ночью он горячо молился в пустом холодном храме, просил Царицу Небесную о помощи. По милости Божией постепенно церковь стала наполняться людьми, приходили верующие из окрестных деревень, позже потянулись и паломники из других мест. После службы многие обращались с вопросами к о. Георгию, он ко всем относился с великой добротой и участием. Господь открывал ему духовное состояние людей, он горячо молился о каждом, учил покаянию и молитве. По вере своей люди получали исцеление.

Молва о добром пастыре обошла всю округу, многие верующие стали приезжать в село из других уездов. За духовным советом и утешением к молодому батюшке обращались люди разных званий и состояния. На щедрые пожертвования были построены дом для приезжающих, школа... (В 1896 году о. Георгию удалось построить небольшой кирпичный завод, появились новые рабочие места, село стало разрастаться.)

По молитвам оптинского старца Амвросия вскоре был выстроен и каменный храм – в 1905 году было закончено строительство трехпрестольного храма во имя Преображения Господня.

Сюда привозили расслабленных, одержимых. Смиренный пастырь горячо молился, окроплял их святой водой, и темные силы оставляли больных. Вскоре для тяжело больных подвижник открыл в Спас-Чекряке больницу. С каждым годом все больше людей со всей России приезжали к о. Георгию, по молитвам праведника многие больные получали исцеление на святом источнике.

О доброте чекряковского батюшки ходили легенды, ему подбрасывали детей, он с радостью брал их в свою семью. Позже был построен приют для сирот, школа ремесел.

Из воспоминаний воспитанницы старца Ольги И. Полтевой: «Был он высокий ростом, но необычайно ласковый и добрый. И даже если кто-то из воспитанниц баловался или совершал нехорошие поступки, он старался обходиться без наказания.

Как-то раз перед большим двунадесятым праздником – испекли и красиво украсили праздничные пироги. Маленькие воспитанницы, польстившись, залезли в кладовую и часть из них украли. Когда это бесчинство обнаружилось, то матушка Александра попросила о. Георгия наказать виновниц. Но он сказал, что ничего страшного в этом нет, и вместо наказания собрал их у себя в кабинете и каждую погладил по голове и отпустил с напутствиями впредь больше не огорчать старших».

Старец Георгий, имеющий, по свидетельству духовной дочери старца, на своем попечении более 140 сироток, заботился не только о физическом, но и о духовном их развитии. С малых лет девочки знали наизусть многие молитвы и участвовали в богослужениях в церкви. Впоследствии многие из них посвятили себя служению Богу.

После бесед с прозорливым старцем люди уходили обновленные, успокоенные. Духовные чада, старца свидетельствуют о том, что многие советы старца помогли им выжить в годы лихолетья. Старец Георгий говорил: «Как жить? А с Богом: чуть засвербит душа, начинайте беседу, ведь ты не один на свете, Бог-то — Он всегда рядом, у порога стоит и ждет, когда же ты обратишь на Него  внимание   свое  рассеянное, позовешь когда...»

Осенью 1918 года старца забрали в уездную тюрьму. Однако ярлык - «враг народа» трудно было «прикрепить» к благодетелю, который содержал сиротский дом, несколько школ, больницу - власти вынуждены были выпустить о. Георгия из тюрьмы. Но в начале двадцатых годов в Спас-Чекряк прибыла специальная комиссия по изъятию церковных ценностей, когда у священника их не оказалось, его обвинили в укрывательстве, арестовали и отправили в губернскую тюрьму.

В тюрьме старцу давали выполнять самые грязные унизительные работы, однако другие арестанты старались во всём помогать ему. Вскоре старца отпустили, но здоровье пастыря было подорвано. Болезнь сковывала так, что не было сил встать на ноги.

Старец лежа продолжал принимать приходящим к нему людей, напутствуя: «Все. Оставляю вас. Надейтесь теперь на Бога. А ко мне с вашими бедами приходите на могилку, как к живому. Как и прежде, буду за вас молиться и вам помогать».

По свидетельству современников, перед смертью старца Георгия обвалился святой колодец в Спас-Чекряке, а неподалеку забил новый родник. Старец попросил принесли из родника воды, помолился над нею и просил вылить воду в родник, при этом он сказал, что, по милости Божией, теперь появится новый святой источник, где будут исцеляться верующие. (По свидетельству очевидцев вода из святого источника по-прежнему сохранила целебные свойства.)

26 августа 1928 года старец Георгий предал свою душу Господу. Многие годы за могилой ухаживали духовные чада старца, ими было собрано много свидетельств исцелений верующих, обращавшихся за молитвенной помощью к праведнику.

Из воспоминаний Марии Д. Снурницыной: «Я сама хоть и не видела святого подвижника о. Георгия, но всю свою жизнь чувствовала его помощь и присутствие. Может, было это от того, что я с самого раннего детства слышала от мамы рассказы о нем... Но, скорее всего причиной тому было старое рапсовое фиолетового цвета венчальное платье, в котором батюшка благословлял ее на брак с моим отцом. После окончания школы был у нас выпускной вечер, а так как мы жили в бедности, то маме пришлось перешить его мне. С тех пор мне всегда в жизни способствовала удача и тихая, чуть приметная радость. Платье это я берегу, так как в трудные времена оно мне помогает. Впервые случилось это в 1947 году.

В марте родила я дочь, которую мы назвали Галина. Привезли мы ее домой, а через месяц или полтора заболела она так, что глазки уже стали закатываться. Схватила тогда моя мама то платье, обернула им мою дочь и вслух к батюшке Георгию за помощью обратилась. И тут же чудо произошло. На наших глазах щечки у Галины порозовели. А вскоре и совсем болезнь прошла...

Моя мама Полтева Ольга Ивановна родилась в 1898 году в селе Меркулове Болховского уезда. Ей было всего четыре года, когда после смерти своих родителей попала она к отцу Георгию в приют...

В приюте все воспитанницы батюшку Георгия любили. Называли ласково «папашей» и старались его не огорчать. Мама говорила, что получаемое в приюте образование почти равнялось гимназическому. Кроме того, девочек приучали там и к труду. Они умели не только шить, но и вышивать сложные узоры на тонких дорогих материях, вести домашнее хозяйство и выполнять разные полевые работы...

Из окрестных сел и деревень часто приезжали сватать себе невест женихи. Батюшка каждую благословлял и давал надлежащий совет...

У мамы моей было два жениха: один – красавец и гармонист, другой – тихий, застенчивый, из бедной семьи паренек. Мама ...обратилась за советом к отцу Георгию. А он посоветовал ей идти за второго: «Ты не смотри, что он из бедной семьи. Он будет тебе в жизни опора. Ты проживешь с ним спокойную и долгую жизнь. И пусть бедную, но тихую и радостную». Так оно и вышло.

Жизнь прожили мои родители хоть и в бедности, но ... в тихой и духовной радости... Всегда буду благодарна о. Георгию за то, что он благословил мне таких родителей, научивших меня возлагать надежду на Бога, благодарить Его за все благодеяния и постоянно чувствовать помощь святого исповедника Христова, славного о. Георгия. Тихая, спокойная радость выше всяких материальных благ».

В 2000 году старец Георгий был причислен к лику святых. Рака с нетленными мощами святого находится в Спасо-Преображенский соборе в г. Волхове (Орловская епархии).

Акафист священноисповеднику Георгию

Тропарь, глас 6


Пастырю добрый Бога в сердце смирением стяжавый / Орловския земли предивное украшение. / Послушанием, терпением страхования преодолевый, / на месте пусте храм и школу создавый. / Любовью Христовой всех согревая, / силою благодати бесы изгоняя, / явлением мощей твоих нас ободряя, / святой праведный отче Георгие, / молись Пресвятой Троице спастися душам нашим.

Кондак, глас 6


Чудесы и подвиги украшенный / святое житие оставил еси нам в память. / Мы же с любовию верно чтущие Тя / молим, покрывай нас от всех бед и напастей / святою своею любовию, / священноисповедниче Георгие.

Глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов)

(1885 – 1976 гг.)

Глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов) родился в 1885 году в деревне Воронок Курской губернии в семье крестьян. В 1910 году он поступил в Глинскую пустынь, где проходил различные послушания. Затем он был призван в армию, воевал. В 1916 году был ранен, по выздоровлении вернулся в обитель. В 1919 году он принял постриг с именем Ювеналий, а в 1920 году был рукоположен во иеродиакона.

После закрытия Глинской пустыни он поселился в Драндском Успенском монастыре (Сухумская епархия), где в 1926 году был рукоположен во иеромонаха и пострижен в схиму с именем Серафим.

 Иверская гора

Из воспоминаний духовной дочери старца Галины Пыльневой: «Отец Серафим, духовник Глинской обители, поехал в Грузию, где жил некоторое время после первого закрытия Глинской пустыни. Жил в монастыре и в горах... К нему хорошо относились, и он, пользуясь этим, приглашал нас приехать и познакомиться не со страной курортов, а с землей, благословленной Божией Матерью в Свой удел, землей, просвещенной евангельской проповедью на целых пять веков раньше, чем Русь времен ее становления. Приезжало к отцу Серафиму не так много людей, и всех он как-то устраивал, да еще организовывал паломничества к древним святыням этой горной страны. Иногда сам участвовал в таких путешествиях, держась, как всегда, очень просто, скромно, незаметно, деля со всеми трудности пути. Чаще, конечно, он просил своих местных знакомых проводить приезжих...»

После закрытия Драндского монастыря о. Серафим жил в окрестностях Алма-Аты, работал сторожем на пасеке. В 1930 году был арестован и выслан на строительство Беломорканала. С 1934 года отец Серафим жил в Киргизии.

Летом подвижник поднимался высоко в горы, где жил в плетеной хижине, проводя время в молитве, чтении Священного Писания и богомыслии. Зимой он жил в одной благочестивой семье, где для него специально была устроена келья. По ночам совершал богослужения, исповедовал, причащал, давал спасительные наставления обращавшимся к нему. В 1946–1947 годах старец Серафим был духовником при Ташкентском кафедральном соборе.

30 декабря 1947 года он вернулся в Глинскую пустынь и был назначен на должность духовника.

Старец Серафим не только окормлял прибегавших к нему за помощью монашествующих и мирян, но и вел обширнейшую переписку.

Из воспоминаний схиархимандрита Иоанна (Маслова): «Это был духовник опытнейший, знаток всех сокровенных движений человеческого сердца, обладатель духовных сокровищ, которые он приобрел долгим многотрудным подвигом…Его беседы, преисполненные истинного смирения, согревали охладевшие сердца людей, открывали им душевные очи, просвещали разум, приводили к раскаянию, душевному миру и душевному возрождению».

В 1960 г. он был возведен в сан игумена. Когда святую обитель вновь закрыли, переехал в Сухуми. В 1975 году он был возведен в сан архимандрита митрополитом Сухумским и Абхазским Илией.

18 декабря 1975 года старец тяжело заболел. Во время болезни он непрестанно читал Иисусову молитву. На протяжении двух недель он каждый день причащался Святых Христовых Таин. Находясь в полном сознании, отец Серафим сподобился увидеть многих своих братий по духу, певших, как говорил он, стихиру Божией Матери «Совет Превечный». Старец слабым от болезни голосом подпевал: «Вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа». После этого видения он сказал: «О чем я молился всю жизнь и чего искал, то открылось сейчас в моем сердце; моя душа исполнилась благодати настолько, что не могу ее даже вместить…Теперь я буду умирать». 1 января 1976 года он предал свой дух Господу.

Отпевание почившего старца совершил сам митрополит Илия в сослужении множества клириков. На сороковой день по кончине о. Серафима владыка вместе с прибывшими из разных мест священниками - духовными чадами усопшего - совершил в кафедральном соборе Сухуми панихиду и произнес слово. В нем, обращаясь к о. Серафиму, точно к живому, митрополит Илия сказал: «Молись за нас, отче, Богу, потому что ты приобрел перед Ним дерзновение».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Православные старцы XX века. Том 4

    Документ
    Схимонах Феодор (в миру Фёдор Петрович Сутормин) родился в 1834 году в деревне Суторминово Тобольской губернии. Овдовев, в 1884 году принял монашество с именем Феодосий в Вознесенском монастыре (г.

Другие похожие документы..