Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Данный курс адресован тем, кто стремится грамотно и оперативно на современном уровне составить деловые бумаги, учитывая, что документы являются визит...полностью>>
'Лекция'
главный-подчиненный (master-slave, выделение одного процессора для ОС упрощает ее, но этот процессор становится узким местом с точки зрения загруженно...полностью>>
'Доклад'
Правосудие традиционно является одной из важнейших функций государства. Именно поэтому создание новой российской государственности в 90-х годах потре...полностью>>
'Документ'
ШАКИРОВА Гульшат Мидхатовна - исполнительный директор Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере в ...полностью>>

Православные старцы XX века часть 4 Схимонах Феодор (Сутормин)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Схиигумен Иероним (Верендякин)

(1932-2001гг.)

Из воспоминаний старца Иеронима: «Еще с детских лет ненормальным меня называли. Потому что еще в детстве, когда меня спрашивали, кем ты хочешь быть, я отвечал: «Попом буду!» Они смеялись надо мной, а я действительно попом стал. И в шесть лет, и в семь я говорил, что стану попом... Все братья мои, все дяди были грамотные. Были среди них и учителя. И они удивлялись, почему я не хочу учиться? А я стоял на своем: «Буду попом!»...

В священники меня рукоположил в 1974 году Пензенский владыка Мелхиседек. Это случилось в день Благовещения. На Пасху я уже служил на своем приходе...

Мой первый приход был в Спасске, я служил там в Покровском храме. Потом пять лет служил в Пензе в соборе. Потом служил в Колопино. Оттуда попал в Санаксарский монастырь, и пять лет назад меня поставили его духовником. Люди часто приходят ко мне, утешения просят. Учу их правильно молиться, искать исцеления не тела, а души... Мы - как работники последнего часа, которые были наняты самыми последними и трудились меньше всех. Не по трудам, а по милости Божией мы ожидаем себе награды...»

Отец Иероним стал духовником Санаксарского монастыря Мордовской епархии в 1991 году, после принятия монашества. В Санаксарском Рождество-Богородичном монастыре он подвизался 10 лет.

Старец не только принимал страждущих, но находил и время отвечать на письма тех, кто просил о помощи.

Приведём лишь несколько строк из письма старца к рабе Божией Ксении М.

«Исповедайся и причащайся два-три раза в месяц, не отчаивайся, моя хорошая. Будем за тебя молиться, а ты за меня! Знать, так Боженьке угодно, чтобы мы терпели друг друга, молились друг за друга и всем прощали. Старайся больше молиться, учись петь духовные песни, они тебе будут помогать в трудные минуты. Никогда не ругайся, не прекословь, не спорь, а твори молитву и крестись...»

Из воспоминаний Ксении М. (Волгоград): «Мне было 11 лет, я с детства ходила в храм, и, наверное, поэтому у меня уже с детства были скорби, такие скорби, что я доходила до отчаяния... Однажды в храме я услышала про батюшку Иеронима. Женщина что-то рассказывала о святой жизни старца и о его неизмеримой любви к людям. Последнее для меня было, конечно, намного важнее первого. Я долго думала - писать или не писать, потом помолилась и с трясущимися от страха руками в письме поплакалась батюшке на мою жизнь. Ответ пришел очень быстро – через две недели...

И всегда, когда враг одолевает, когда на душе тяжело, я открываю письмо старца и читаю: «Мир тебе, дорогая Ксения, и Божие благословение!» И еще: «Будем за тебя молиться…». Значит, Батюшка жив! Значит, он стоит пред Престолом Небесным и невидимо за нас молится Богу!»

Иерей Стефан вспоминает: «Этот достопочтенный духовный отец нашей последней электронной эпохи сиял небесным светом, просвещая многие сердца верующих России и всех континентов Земли... С отцом схиигуменом Иеронимом многих из нас, его духовных чад, Господь свел в скорбях, в создавшихся трудных неразрешимых вопросах житейского моря. Так и я, в поиске пути спасения, посетил Дивеевский монастырь, приехав туда с целью подкрепить здоровье в целебных Серафимовских источниках и, если Богу будет угодно, обрести себе наставника духовного звания – будь то монах или монахиня.

В пути следования узнал, что в ста километрах от Дивеева есть мужской монастырь, где живет, как мне сказали, прозорливый старец, схиигумен Иероним. Узнав об этом, хотел было сразу направиться в Санаксары и повидать этого дивного старца...

Итак, Господь привел меня к этому чудному человеку... Дух во мне трепетал, сердце радовалось. А он как будто знал меня всю жизнь. Завел в келию, и у нас состоялась беседа. Поделился я с ним своею скорбью, которая беспокоила меня по роду моей службы у Престола Божия. И вот, как он сказал и утешил, дал наставления, так все и исполнилось... А, сколько таких, как я, исцелил, направил, вразумил отец Иероним – несть числа, Господь знает...»

Из воспоминаний рабы Божией Натальи Д.(Мордовия): «Батюшка Иероним всей своей жизнью подражал Христу и поэтому никогда не позволял себе кого-либо осудить или же грубо высказаться в чей-то адрес. Он никогда не брал на себя суд Божий, всегда молился о Святейшем Патриархе Алексии Втором и Архиепископе Варсонофии, правящем архиерее, призывая и всех, приходящих к нему, молиться за пастырей и архипастырей. Однажды, придя к батюшке, я пожаловалась ему на действия своего руководителя, который заставлял меня зарабатывать деньги для православного университета на паломниках. Выслушав меня, о. Иероним сказал: «Передай ему, что так делать нельзя, за это придется отвечать перед Боженькой». А потом добавил: «А мы с тобой пойдем каяться, потому что осудили его...»

У батюшки было великое смирение. Вменяя себя ни во что, он называл себя грешным и недостойным, а когда доводилось ему слышать лестные отзывы о себе, как о старце-прозорливце, он очень огорчался. Его келейник, о. Амвросий, прятал от батюшки газеты, где бывали хвалебные публикации...»

Старец был не только великим утешителем, он исцелял души людей, наставлял на Путь Истинный. Старец говорил: «Сколько сейчас приходит ко мне больных людей, и я сразу у них начинаю спрашивать: «Вы пришли с какой целью?» И никто не скажет, что вот, я пришел, чтобы спастись. А большинство говорит: «Я хочу исцелиться». А ведь самое главное - не телесное исцеление, а исцеление духовное».

6 июня 2001 года старец Иероним скончался, 8 июня в последний путь его проводили 60 священнослужителей из различных епархий. Проститься со своим духовным отцом прибыли духовные чада из многих городов страны.

Старца Иероним похоронили на братском кладбище возле алтаря храма Воскресения Христова.

Господи, упокой душу раба твоего старца Иеронима, со святыми упокой, и его молитвами спаси нас!

Высказывание старца Иеронима

Я всегда говорю слова святого Евангелия: «Ищите прежде Царствия Божия, а остальное все приложится вам». Главное, чтобы мы заботились о спасении, а не о телесном здравии. А когда будем искать спасения, тогда узнаем, как освободиться от черных сил. Покаяние - правильный путь ко спасению.

Человек, возрождаясь духовно, получает спасение и исцеление...

Господь безмерно любит нас. Без меры дает нам дары. Но как мало мы делаем для драгоценной своей души... Как мало мы ее украшаем! Мы так мало заботимся о ее чистоте, о ее красоте, о том, чтобы она чистой, а не в заплатах греха, пришла к своему Жениху... Господь любит нас до ревности. Какие бы мы грехи не совершали, а Господь терпит нас. Как мы можем, друг друга не терпеть, когда Господь терпит нас?! Мы стараемся спасать душу свою, а Он за нас отдал Свою душу, страдал за нас на Кресте.

Мы должны терпеть все искушения и испытания, как терпел Спаситель. И не только терпеть должны мы, а и с радостью переносить. Тогда мы достигнем спасения.

Каждому человеку дана Богом мера спасения. Насколько мы будем смиряться, настолько будем приближаться к Богу. Вот почему смирением мы всегда, если пожелаем, сможем получить спасение. Не жалей плоти - она есть лишь жилище наше. А там, внутри, Невеста наша, которая будет встречаться с Женихом, с Богом. Душа - Невеста Христова! Вот ее-то, Невесту, и нужно украшать цветами. Нужно сплести драгоценный венок. И нужно успеть сплести этот венок до кончины жизни нашей. И если успеем, то Господь даст нам спасение. Только вот мы не всегда постоянны. А надо всегда быть постоянным. Упал - вставай, беги. Лежишь? Все равно твори молитву! Если не успеешь встать, как в борьбе бывает, когда судья досчитает до десяти, - значит, проиграл. А если даже и положили тебя на лопатки, но ты сразу вскочил, то ты еще не побежден, бой продолжается! Так и мы должны немедленно вскакивать, должны держаться до конца в неравном бою...

Сейчас такое время - перед ураганом затишье. Господь ждет от нас покаяния, ждет, что мы встанем на спасительный путь жизни. Господь дал нам время для покаяния, и мы должны это время прожить по Божьи. Никогда еще люди не подвергались таким тяжелым испытаниям и искушениям, как теперь. Но чем больше искушений, тем спасительнее наше время. Ни один человек сейчас не проходит по жизни без испытаний... Сейчас наступает последний срок для покаяния, последний шанс нам, чтобы мы покаялись и оставили греховный путь... Должны каждую минуту, каждый час следить за собой - какой мы путь прошли, какие перед нами поставлены преграды на пути ко спасению, какие мы грехи совершили...

И надо немедленно покаяться... Нужно очиститься от греха и идти по Божьему пути. Господь безмерно любит нас. Без меры дает нам дары. Но как мало мы делаем для драгоценной своей души... Мы так мало заботимся о ее чистоте, о ее красоте, чтобы она чистой, а не в заплатах греха, пришла к своему Жениху...

Бог дает нам утешение. Все дает нам, чего у Него ни попросим. «Просите, и дастся вам, ищите и обрящете». Однажды я сидел у себя в келии, был вечер. А следующий день приходился на праздник - память святителя Тихона и апостола Иоанна Богослова. И вот я думаю: «Боженька мой! Я вот хочу, чтобы мне рыбки поесть. Иоанн Богослов был рыбак, и я люблю рыбку - пошли мне рыбку!» И только успел я об этом подумать, как вдруг дверь в келию распахнулась и чья-то рука протягивает мне два больших леща! Я хотел, было, поблагодарить дарителя, выскочил за ним из келии, но никого уже не было... Видно, кому-то Бог внушил дать мне рыбку. И сделать это именно в тот момент, когда я об этом попрошу. Лещи были жирными, каждый по три килограмма. Я позвал братию, и мы утешились...

Иеромонах Нил (Мишарин)

(1935- 2000 гг.)

Иеромонах Нил (в миру Пётр Павлович Мишарин) родился 7 февраля 1935 года в селе Юшково Багарянского р-на Челябенской области в крестьянской семье. Его отцу не суждено было увидеть сына, в 1934 году его арестовали, и хотя, через несколько месяцев его оправдали, родных ему увидеть не удалось, он умер от сердечного приступа за воротами тюрьмы. Сусанне Мишариной трудно было одной воспитывать троих детей, молодая вдова горячо молилась, и Господь не оставил её. Благочестивая женщина воспитала детей в любви к Богу и ближним.

Петр с детских лет любил молиться перед иконой Божией Матери «Утоли мои Печали», часто обращался в своих молитвах к преподобному Серафиму Саровскому.

После окончания седьмого класса юноша поступил в ремесленное училище. Позже работал на заводе, служил в армии. Вернувшись из армии – днём работал, а вечером учился: закончил вечернюю школу, вечернее отделение техникума. (Иеромонах Нил рассказывал, что любил учиться, часто говорил духовным чадам: «Учение –свет».)

Иеромонах Нил

Из воспоминаний иеромонаха Нила: « Я вырос в людях, так как у нас практически никогда не было своего жилья, и на отрочество моё выпало время тяжких испытаний нашего народа – Великая Отечественная война... До Свято-Пафнутьева монастыря мне довелось служить в городах Тобольске, Кушве, Щучье. Всю мою жизнь управлял Преподобный Серафим Саровский. Первый раз он посетил нас с мамой, когда мне было 4 года, второй – указуя служение Богу, в третий раз в тонком сне – я полз за ним на коленях по храму. Преподобный вошел в дверь, в которую и я через некоторое время вошел в храм и прослужил там несколько лет. Это был храм Покрова Пресвятой Богородицы в Тобольске, где почивают мощи Святителя Иоанна Тобольского». В Тобольске послушник встретил своего будущего духовника – старца Власия (схиархимандрит Власий - духовник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря с 1991 года).

Свято-Пафнутиев Боровский мужской монастырь

С 1993 года он подвизался в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре*. Здесь 17 декабря 1993 года его постригли в монахи с именем Нил, в честь Нила Столбенского.

Схиархимандрит Власий (Перегонцев)

По молитвам духовника отец Нил возрастал духовно, в конце девяностых годов, во время длительного пребывания прозорливого старца в затворе, отец Нил окормлял не только своих духовных чад, но и многочисленную паству старца Власия. (Следует отметить, что тяжелобольному старцу Власию приходилось принимать страждущих со всей России ежедневно с 5 часов утра (кроме праздничных и воскресных дней). Часто верующие жили по три дня в монастырской гостинице, чтобы попасть к старцу.)

Духовные чада старца Нила рассказывали, что после бесед с любвеобильным батюшкой, уезжали всегда обновлённые с легким сердцем, духовный отец терпеливо учил их покаянию и молитве. По молитвам «опытного духовника и молитвенника» наладилась жизнь у многих его духовных детей. По свидетельству духовных чад старца отмечались многочисленные случаи исцелений верующих, посещавших келью старца Нила, «многие уже на пороге получали ответы на ещё не заданные вопросы».

Иеромонах Нила говорил: «Человек может полностью излечиться покаянием».

«Священника осуждать –сыпать угли на свою голову». Старец советовал духовным чадам: « Будьте, как дети». «Тяготы друг друга носите – этим и спасётесь».

Из воспоминаний духовного сына старца Нила, Михаила: «В то время я усиленно искал человека, которому я бы мог доверять. Одному ужасно тяжело. И будучи в Дивеево искренне попросил у преподобного Серафима, чтобы он помолился Господу обо мне грешном... И вскоре после этого я познакомился с девушкой... (ныне моей женой). Она то и стала одной из опор моей нелёгкой жизни.

Также немалую роль сыграл мой духовник о. Нил. (Царствие ему Небесное!) Который обладал такой любовью к людям, что просто невозможно было не впасть в умиление. Этот батюшка впоследствии и благословил нас с Анастасией ... Мы подошли к нему: «Батюшка благословите на дружбу?», а он, спросив, как зовут девушку, благословляет и говорит: «...И в будущем соединиться...!»

А позже, он уже лежа в больнице, звонил и спрашивал у моих родителей: «Ну, как ещё не поженились? Пусть женятся!»

О батюшке Ниле стоит рассказывать отдельно... Для меня ...таким человеком, который всегда меня с любовью выслушает, пожалеет, поможет - был именно духовник отец Нил. Помню, не раз со слезами приезжал к нему (даже, бывало с унынием)... а уходил всегда с улыбкой и со счастьем в душе (пока батюшка не успокоит, пока не улыбнусь - не отпускал от себя). Всегда когда приеду к нему - мазал меня св. маслом, с удовольствием разговаривал со мной... Я ему полностью доверял. Рассказывал всё. Ничего не скрывал. И он молился обо мне. Слушает, а сам как будто спит... а на самом деле молится!

Вот такой был у меня духовник по милости Божией. И сейчас чувствую, что не оставляет нас батюшка. Молится за нас и помогает нам... Слава Тебе Боже наш, Слава Тебе!»

Вспоминает Фотиния: «Слава Богу, за всё! Со старцем Нилом мне довелось встретиться в начале девяностых годов, кто-то из знакомых посоветовал мне съездить в московскую больницу, где в то время находился на лечении благочестивый любвеобильный старец. Я узнала, что больным перед ужином разрешают прогуливаться в скверике около корпуса... Долго искала я старца, наконец, увидела его в окружении духовных чад.

Всего несколько минут мне удалось тогда побеседовать со старцем, получить его благословение, но быть может именно эти несколько минут во многом изменили мою жизнь. (Позднее, по молитвам старца Нила, мне посчастливилось побывать несколько раз в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре у его духовного отца старца Власия. Благодарю Господа, что мне посчастливилось общаться с такими подвижниками.)

Незадолго до этой встречи на дачном участке под г. Волоколамском мне было видение. Среди дня я увидела людей, расположившихся, как на старинном снимке в несколько рядов у деревенской избы. (Нужно отметить, что дачный участок моей маме дали около деревни Теряево, из которой моя бабушка около полувека назад приехала в Москву.) Примечательно, что рядом с этой деревней расположен Иосифо-Волоцкий монастырь**. (Монастырь был основан в августе 1479 года преподобным Иосифом Волоцким (Саниным) (1439-1515 гг.), выходцем из Боровского Пафнутьева монастыря, духовным сыном Преподобного Пафнутия Боровского)


Преподобный Иосиф Волоцкий
Преподобный Пафнутий

Боровский

 

Иосифо-Волоцкий монастырь

Когда я рассказала об этом старцу Нилу, он спросил, поминаю ли я в своих молитвах умерших родственников. Я сказала, что нет. Старец Нил ответил: «Твои умершие родственники, таким образом, просят, чтобы ты поминала их... Когда я был моложе, редко поминал умерших родственников, и вот однажды, во сне увидел свою умершую матушку (Царствие ей Небесное!) в кустах. Я её спрашиваю, почему она не выходит, а она мне в ответ: «Тяни меня, тяни!» С тех пор я усилил молитву за умерших и тебе советую поминать умерших родственников».

Из рассказа Сергея: «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Широко осеняю себя крестом, с паузой придавливая троеперстие ко лбу, к животу и плечам – с правого на левое, крепко прижимая к ладони мизинец и безымянный палец, так как учил когда-то иеромонах Нил в Боровском монастыре. За крестом остается напряжение и горячка тысячекилометровой трассы».

Одна из духовных чад старца Нила незадолго до его смерти спросила духовного отца: «Батюшка, Вы ложитесь на операцию, может быть любой исход, как же мы?

Старец ответил: «Приходите ко мне на могилку, я для вас всех всегда живой».

Старцы просят Господа облегчить страдания духовных чад, исцелить больных, для укрепления их веры, часто берут грехи своих духовных детей на себя, после этого тяжело болеют, свои же болезни несут как крест со смирением. А если и обращаются к врачам то по послушанию или, уступая настойчивым просьбам духовных чад, которые боятся осиротеть.

По свидетельству очевидцев: «Перед госпитализацией, которая оказалась для него последней, он старался всех навестить и смиренно испросить прощения. Уходя, он прощался с невыразимой печалью своих любвеобильных глаз».

Иеромонах Нил отошёл ко Господу 6 апреля 2000 года. Знаменательно, что в день погребения иеромонаха Нила, на девятый, двадцатый и сороковой день в монастыре мироточила икона Божией Матери «Иверская».

В буклете, выпущенном в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре к семидесятилетию со дня рождения иеромонаха Нила, написано: «Всей своей жизнью отец Нил являл пример глубокого смирения, кротости, безропотного послушания...

Как это почти всегда случается, мы по своей сиюминутной близорукости оказываемся не готовыми к встрече с такими исповедниками. И только после их ухода мы постепенно начинаем осознавать, какой великой милости нас удостоил Господь, посылая общение со своими избранными...

Помяни, Господи, от жития сего отшедшего иеромонаха Нила и в вечных Твоих селениях со святыми упокой!»

*

Преподобный Пафнутий Боровский родился в 1394 году в селе Кудинове, недалеко от Боровска, и при крещении был назван Парфением. Его отец Иоанн был сыном крестившегося татарина-баскака Мартина. В 1414 году Парфений принял постриг с именем Пафнутий в Покровском монастыре на Высоком. Много лет подвизался инок Пафнутий в обители. Когда скончался настоятель монастыря, братия избрала его игуменом. Святитель Фотий, митрополит Киевский, рукоположил преподобного в священный сан. Тридцать лет провел преподобный в Покровской обители, где был и настоятелем, и старцем-духовником. На 51-м году жизни он тяжело заболел, оставил игуменство и принял великую схиму. После выздоровления, 23 апреля 1444 года, ушел из монастыря и поселился с одним иноком на левом берегу реки Протвы, при впадении в нее реки Истерьмы. Вскоре на новое место к нему стала собираться братия. Число иноков быстро возрастало. Был построен новый каменный храм, вместо прежнего деревянного, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В росписи храма принимал участие лучший иконописец того времени Дионисий и его помощники. Преподобный Пафнутий строго постился, из общих работ выбирал самые тяжелые...

По Промыслу Божиему в обитель пришёл и двадцатилетний юноша Иоанн Санин. Испытав пришедшего, преподобный Пафнутий постриг его в иночество с именем Иосиф.

За неделю до смерти преподобный Пафнутий предсказал свою кончину. Исполнив последнюю молитву и благословив братию, он отошел к Богу 1 мая 1477 года. Преподобный Пафнутий был последователем Преподобного Сергия, игумена Радонежского.

**

По преданию, в 1479 году князь Борис Васильевич Волоцкий по просьбе преподобного Иосифа послал своего ловчего, чтобы тот выбрал достойное для мужской обители место. Княжий зверолов направился по направлению к северо-востоку от Волоцка. Тогда дремучий хвойный лес заполнял пространство на многие километры вокруг. Через несколько часов он остановился отдохнуть на берегу речушки Струга, которая весело струилась под тенью вековых сосен. Вдруг небо потемнело, налетел сильный ветер. Внезапно разразившаяся буря, с корнями выкорчёвывала сосны. За несколько часов место для будущего монастыря было расчищено самой природой. Когда всё утихло, он вышел на огромную, только что образовавшуюся поляну, в восточной части которой, в котловане зародилось озеро.

Княжеский слуга осенил себя крестным знамением, возблагодарил Господа, за то, что остался жив, и поспешил вернуться к князю, чтобы рассказать о случившемся. Позже на расчищенное чудесным образом место он сопроводил и преп. Иосифа с послушниками. Тогда они и водрузили деревянный крест на этой земле, и строительство началось.

С именем Иосифо–Волоколамского монастыря связано много исторических событий.

Здесь содержался узником низложенный царь Василий Шуйский, 6 лет томился преподобный Максим Грек***, сюда же ссылались опальные иерархи...

*** Преподобный Максим Грек

(1475 - 1556)

В апреле 1525 года в царских палатах был созван собор для суда над преподобным Максимом Греком. По приговору собора он был сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь, где его заточили в темницу.

Шесть лет провел страдалец в сырой, тесной келье. Господь не оставил страдальца без утешений: явившийся Ангел Божий сказал ему: «Терпи, старец, этими временными страданиями ты избавишься от вечных мучений». Исполнившись духовной радости от этого видения, узник воспел Святому Духу Утешителю канон, который нашли потом написанным на стенах его темничной кельи.

В 1531 г. преподобного Максима опять потребовали на соборный суд. С новым обвинением против него выступил сам митрополит Даниил. На этот раз он начал с политических обвинений... На допросе страдалец вел себя смиренно, кланялся в ноги судьям, просил о прощении, признавал себя виновным в «неких малых описях», происшедших не от ереси или лукавства, а случайно. Собор отлучил Максима Грека от причащения Святых Таин и в оковах отправил в заточение в Тверской монастырь. Здесь преподобный Максим Грек провел более 20 лет...

21 января 1556 г. преподобный Максим скончался в обители Живоначальной Троицы, проведя 38 лет в подвижнических трудах.

В 1591 г. по благословению патриарха Иова мощи преподобного были освидетельствованы: «И открыша, и пойде от мощей его благоухание, и цело и невредимо тело его, и ризы бяше и мантия, и вся на нем покрывало не истле, и на персех руце его, и десная рука согбена крестом».

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 6-8 нюня 1988 г. преподобный Максим Грек был канонизован для общецерковного прославления.

Библиография

«Земная Жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон». Ярославль, 1993.

«Жизнь Пустынных Отцев.Творение Пресвитера Руфина». Свято-Троицкая лавра, 1898.

«Жизнеописание Оптинского старца иеромонаха Леонида». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991.

«Собрание писем Оптинского старца Макария», Москва, 1862. (Изд-во: Л.М. Яковлевой Изд-во Л.М. Яковлевой, 1993. («Синтагма», 2001.)

«Преподобные старцы Оптинской пустыни». Holy Trinity Monastery; Jordanville; New York; 1992.

«Беседы схиархимандрита Оптинского скита Старца Варсонофия с духовными детьми». Изд-во: «Даниловский Благовестник», 1993.

«Старец Нектарий житие: подвиги и чудеса». Москва, Изд-во: «Триумф», 1994.

«Старец Захария». Изд-во: «Трим», 1993.

«Ангел Апокалтпсиса». Инок Всеволод, Москва, 2002.

«Поучения пророчества старца Лаврентия Черниговского и Его жизнеописание». Москва, «Русский Духовный Центр», 1994.

«Един от древних». Архимандрит Симеон (Холмогоров). Москва, Изд-во: «Паломник»,
1996.

Журнал «Русский Паломник», N 21-22, 2001.

«Преподобный Амфилохий Почаевский», Почаев, 2003.

Иоанн Кронштадтский. Москва, Изд-во: «Патриот», 1992.

«Приходская жизнь», июнь 1997.

«Старец Силуан». Архим. Софроний, Эссекс: Монастырь Св. Иоанна Крестителя,

1990.

«Чудотворная икона ХХ1 века». Изд-во: «Феникс», 2002.

«Непознанный мир веры». Изд-во: «Молодая Гвардия», 2001.

«Старец Силуан Афонский». Москва, Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря, 1996.

«Преподобный Силуан Афонский. Житие, учение и писания». Минск, Изд-во: «Лучи Софии», 1998.

«Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий». Москва: Изд-во: «Братство святителя Алексия», 1996.

«Жизнеописания Афонских Подвижников Благочестия Х1Х века». Иеромонах Антоний. Москва, Афонское Подворье, 1994.

«Старец иеросхимонах Сампсон». Москва, Изд-во: «Современник», 1994.

«Старец иеросхимонах Сампсон». Изд-во: «Народная Библиотека», 1994.

«Тайна старца Феодосия». Анна Ильинская. Изд-во: «Православный Паломник», 1997.

«Белгородский старец Архимандрит Серафим (Тяпочкин)». Изд-во: Свято-Троицкой Лавры, 1998.

«Жизнеописание Московского старца Алексия Мечева». Составила монахиня Иулиания. Изд-во: «Русский Хронограф», 2002.

«Храм Николая Чудотвордца в Клёниках». Москва, Изд-во: «Московского журнала», 1991.

«Вертикаль (Путевые заметки)». Священник Михаил Малеев, Москва, Изд-во: Приход Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, 2001.

«Блаженный Иоанн Чудотворец». Иеромонах Серафим (Роуз), Игумен Герман (Подмощенский), Издательский отдел Валаамского общества Америки в России,

1993.

Газета «Православная Москва», № 3 (205), октябрь 1999 , «Отдых христианина», 2001.

«Русская мысль», Париж, № 4286, 30 сентября 1999.

В очерках использовались материалы сайта «Электронная библиотека», электронного журнала «Альфа и Омега», документального фильма «Епископ Василий (Родзянко): Моя судьба».

«Схиигумен Савва». Москва, Изд-во: «Русский Дом», 1999.

«Святитель-хирург, житие Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)». Протодиакон Василий Марущак Москва, Изд-во: «Даниловский Благовестник», 1997.

«Отец Арсений». Москва, 1993 и материалы из архива Владимира Владимировича Быкова (Библиотека форума «Православная беседа»).

«У пещер Богом зданных». Псково-Печерские подвижники благочестия ХХ века». М. , Изд-во: «Правило веры», 1999г.

«Великие русские старцы XX века». Под редакцией игумена Аристарха (Лоханова), Трифонов Печенгский монастырь, Изд-во: «Ковчег», 2002.

Журнал «Слово», № 1- 6, 1992.

«Матушка Игнатия». Ново-Тихвинский женский монастырь /church

«Православное приложение», №5 (68) март 2000.

«Я говорил со святым Нектарием». Манолис Милинос, Изд-во: Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1995.

«Святитель Нектарий Эгинский». Харалампий Василопулос, Изд-во: Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003.

«Избранный сосуд. Старец Паисий». Иеромонах Христодул Агиорит, Изд-во: Свято-Покровская монашеская община, 2001.

«Отче, помоги!». Олег Казаков, Санкт-Петербург, Изд-во: «Сатис», 2002.

«Божественное пламя, зажженное в моём сердце старцем Порфирием». Монах Агапий, Изд-во: Сретенского монастыря Свято-Покровской монашеской общины, 2000.

«Невероятные дары. Жизненный подвиг, необыкновенные чудеса, советы и пророчества двух Афонских Подвижников». Москва, 2003.

«Блаженный старец Георгий Карслидис». Монах Моисей Агиорит, Издание Сретенского монастыря Свято-Покровской монашеской общины, 2000.

«Монах Иосиф. Старец Иосиф Исихаст». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Свято-Преображенский Валаамский монастырь, 2000.

«Старец Иосиф Исихаст». Монах Иосиф, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000.

«Духовное пробуждение». Издательский дом: «Святая Гора», Москва, 2001.

В очерках использовались также материалы сайта Епископа Александра (Милеанта)

/booklets/russian/staretz_paisij_eznepidis.htm,

сайта «Свет Православия в Казахстане» /2002/n10/s004.htm

и сайта Константина Гордеева .

«Православная Пермь» № 1 (30) Январь 1999. (Сайт «Мир всем» Молодежный отдел Воронежско-Борискоглебской епархии)

Материал газеты «Жизнь Православная» сайта «ХРАМ Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Поярково»,

«Карагандинский старец Преподобный Севастиан». В. Королёва, Москва, Изд-во: Паломник, 2002 .

«Жизнеописание, поучения и пророчества старца Севастиана Карагандинского». Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 1992.

«Преподобный Алексий, старец Смоленской Зосимовой пустыни». Протоиерей Илья Четверухин, Евгения Четверухина. Изд-во: Свято Троицкой Сергиевой Лавры, 2002.

«Кирсанов Православный». /author.php?id=part3

«Светлой памяти схиархимандрита Зосимы «Любовь превыше всего»» (концепция, текст В.Карагодина). «Стояние за истину»

«Священник Михаил Едлинский, священник Георгий Едлинский. Любящее Господа сердце»: Труды. Проповеди. Воспоминания. Киев, Изд-во: «Дух и литера», 2004.

«Преподобный Гавриил Афонский». /sobor/text/afongvr.htm

«Одесса православная». /~stpavel/odessapravos.html

«Знамение над Афинами». Священник Димитрий Успенский

/kalendar/kl013.htm

«Наставление современных старцев святой горы Афон и других благодатных мест». Священник Дионисий Тацис, Изд-й дом: «Фавор -ХХ1», 2002.

«Старец Арсений Пещерник, сподвижник старца Иосифа Исихаста». Монах Иосиф Дионисиатис, Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2002.

«Хроники семьи Зерновых»»

/olb/061.php.htm#4
« Прп. Силуан Афонский. Житие, учение и писание». Иеромонах Сафроний (Сахаров),

Минск, Изд-во: «Лучи Софии», 2001.

«Житие и наставления старца Силуана»

«Старец Эгинский Иероним...». «Православие.Ру.»

/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=559&did=1598

«Православный Санкт-Петербург». /kalendar/kl013.htm

«Дорогой любви. Жизнь и советы старца Иеронима Эгинского». Изд-во Подворья ТСЛ, 2000.

«Великовражский старец протоиерей Григорий Долбунов: Житие. Чудеса. Поучения». М. Н. Смирнова, Москва, Изд-во: «ЛептаПресс», 2003.

«Старец из Ожоги». Борис Михайлюк, «Благовест», 2005.

«Письма духовным детям». Игумен Никон (Воробьёв), Клин, 2003.

«Нам оставлено покаяние». Игумен Никон (Воробьёв), Москва, 1997.

«Жизнь Православная», №2, 2003.

«Жизнь Православная», №12, 2004.

«Три ступени до Царствия небесного». «Православный Санкт-Петербург», 2002.

«Пюхтицкая монашеская семья», «Град Духовный», № 4, 2004.

Очерк о Святителе Серафиме (Соболеве) подготовлен по материалам представленным на сайте Девичьего монастыря «Покров Пресвятыя Богородицы» (Княжево, София)

«Одесская Богословная Семинария». /bogomyslie_02_06.html

«Житие преподобного Варнавы, старца Гефсиманского скита при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре». Архимандрит Георгий (Тертышников), Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

«Гефсиманский Черниговский скит»: Житие преподобного Варнавы /varnava.html

/2005/01/a_050008.htm

«Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец», Автор-составитель инокиня Сергия (Ежикова Свято-Троицкая Сергиева Лавра: 2003.

«Житие Святителя Афанасия, Епископа Ковровского, Исповедника и Песнописца». Москва: Изд-во: «Отчий дом», 2000.

«Святитель Афанасий (Сахаров)» ttp:/Agios/Athanasii_Sakharov/index.htm

«Священноисповедник Архимандрит Таврион». Составлено м. Т., США, Изд-во: «Православная Русь», 2002.

«Доклад митрополита Ювеналия по канонизации святых...»

/newmartyres/sobor_05.html#ispoved

«Последние дни земной жизни преосвященного Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского», Н. С. Фиолетова.

«Катакомбы XX века (Воспоминания)». Вера Яковлевна Василевская

«Протоиерей Александр Мень». Андрей Ерёмин

«Духовное наследие преподобного Серафима и новомученики XX века».

Дмитрий Сафонов, «Церковный Вестник»

«Схиигуменья Мария и подпольный женский монастырь». И. Басин, // XPICTIANOC. Рига, 1998. Вып. VII. С. 145 - 154.

А. Мень. Письмо к Е. Н. // AEQUINOX. Сборник памяти о. Александра Меня. М., 1991.

«Белгородский старец схиархимандрит Григорий (Давыдов)», составитель священник Сергей Клюйко /site/serafim/davidov/davidov.htm

«Жизнеописание старца Нила, пустынножителя Ключского». Послушница Ольга,

Джорданвилль, США)

«Пюхтицкий старец». «Духовный собеседник», №1-2, 2001.

/~orthodox/01-1,2.htm

«Жизнь во Христе. Пюхтицкий старец». «Духовный собеседник». /~orthodox/mag/01-1/giznvohriste/seregin.htm

«Иеромонах Петр (Серегин)»: «Мысли о молитве»

/~orthodox/mag/01-1/russdobrotolubie/dobrotolubie.htm

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии».

Июнь-август

«Святитель Серафим Звездинский, «ХЛЕБ НЕБЕСНЫЙ» /biblio/

«Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Cхиархиепископ Антоний (Абашидзе)». Владимир, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский, 2005.

«Воспоминание о Киево-Печерской Лавре (1918-1943 гг.)», проф. Никодимова И.Н, Киев: Типография Киево-Печерской Лавры, 1999.

«В память вечную будет праведник», Святослав Речинский, Газета «Регион». № 20, Киев, 1997.

«Житие преподобноисповедника Георгия, Даниловского чудотворца». Москва, «Даниловский благовестник», 2001.

«Старец из Петьял». Николай Пирогов, «Благовест», 2005. /blagovest/article.asp?heading=44&article=8801

«Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним», Иеромонах Дамаскин (Орловский).

Книга 2 ,Тверь, «Булат», 1996.

«Нижегородский старец Исаия Будюкин», Корнилов А.А., «Православное слово», Изд-во: «Нижегородского Братства во имя благоверного великого князя Александра Невского». № 7 Апрель 2003,

«Родные мои». Рассказы Архимандрита Павла (Груздева). Изд-во: «Китеж», Ярославль, 2004.

«Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века»,

« Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса»

«Под кровом Всевышнего». Наталия Николаевна Соколова

Архимандрит Павел (Груздев), «Православие.Ru»

/history/church.shtml

«Благодатный старец. Схиархимандрит Иоанн (Маслов)». Маслов Н.В., Москва, 1998.

«Избранные труды». Схиархимандрит Иоанн (Маслов),

«Божественная литургия, ее смысл и назначение», 1995.

«Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX веках». Архимандрит Иоанн (Маслов), Москва, 1994.

«Тайна спасения. Беседы о духовной жизни», Архимандрит Рафаил (Карелин)

Акафист святому преподобноисповеднику Гавриилу архимандриту, Мелекесскому

«Святой Гавриил Мелекесский». Л. Куликова, «Вчера и завтра», 20 февраля 2001.

Материалы из архива Людмилы Куликовой (г. Димитровград).

«Сквозь огнь мучений и воду слёз…». И. И. Осипова. М.: «Серебряные нити», 1998.

«Старец Гавриил в моей жизни», монахиня Мария (Гоголева), «Благовест».

/Blagovest/article.asp?heading=42&article=5889

«Святой преподобноисповедник Гавриил Мелекесский». «Православие и Современность», Информационно-аналитический портал Саратовской епархии

«Схимонах Максим». Анастасия Дробот, «Русский Паломник», №4

«Схимонах Максим», Ольга Ларькина, Православная газета «Благовест», 2003.

Отец Никита Лехан.

«Старчество и Послушание в Богословии Архимандрита Софрония (Сахарова)», Иеродиакон Николай (Сахаров), «Начало»: Журнал Института богословия и философии. N 10,СПб., 2001.

«Аз есмь с вами и никтоже на вы», Даневский Свято-Георгиевский монастырь, 2001.

«Памяти архимандрита Ипполита (Халина)». «Кадашевский листок», № 5 декабрь 2002 .

«Старец-Митрополит Зиновий - молитвенник о граде Св. Петра». Иерей Геннадий В. Яшкин.

«По святым местам», Галина Пыльнева

/~orthodox/mag/01-4/posviatimmestam/serafromanzov.htm

Архимандрит Рафаил (Карелин). /

«Старец из Псибая», Антон Жоголев, Православная газета «Благовест», Самара

«Отец Михей». Евгений Муравлев, «Благовест», Самара, № 10-12 (90-92) 2002.

«Схимонахиня Зосима». Схиархимандрит Серафим Святогорец (Томин),

«Повествование о житии, прозорливости и молитвенной помощи старца Константина (Шипунова)», Екатеринбург. Ново-Тихвинский женский монастырь, 2000.

Сайт Ново-Тихвинского женского монастыря

«Россия перед Вторым Пришествием». Изд-во: «Свято-Троицкой
Сергиевой Лавры», 1993.

«Сербский старец схимандрит Иулиан (Кнежевич)». М. Мелькова, «Сербский Крест»

/article.php?nid=65&sq=19,297&crypt=

Официальный сайт Валаамского монастыря /psu/People/valaam/

«По следам Валаамских старцев». http://www.hramvsr.by/forum/viewtopic.php?t=215

«Блаженный старец Александр (Белкин)», схим. Серафима (Масалитинова), «Русский Паломник», № 17, 1998.

http://212.188.13.168/izdat/JMP/97/5-97/12.htm

Журнал Московской Патриархии,05-1997.

«Старец Иероним». Антон Жоголев, Самара, 2004.

«Схиигумена Иеронима», Антон Жоголев, «Рождество - Богородичный Санаксарский мужской монастырь» (

«Письмо старца Иеронима». «Благовест»

«Памяти старца отца схиигумена Иеронима». «Сербский крест»

«Церковь и мир»

«Православие в Японии». «Седмица.Ру.»

«Святитель Николай Японский о... грядущих судьбах России»

«Акафист святому равноапостольному Николаю Японскому».

«Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский». «Православие и современность»,

«Александр (Баданин), святой праведный», «Душевный лекарь Иоанн»

«Господи, вот Человек!». (О жизни о. Александра Баданина), Константин Козлов

Христианская газета Севера России «ВЕРА»-«ЭСКОМ» /6/14.htm

«Вологодская область», Официальный сайт правительства области

/main.asp?V=618&LNG=RUS

«Старец Феодор». Подвижники, праведники. Христианская газета Севера России «ВЕРА» - «ЭСКОМ»

«Старец Максим Погореловский...». Составитель Александр Мартюков, Христианская газета Севера России «ВЕРА» - «ЭСКОМ»

«Всех скорбящих радость». Л.Н. Иванова, «София», 2004. /magazine/20041/radost.htm

«Молитвенная помощь священноисповедника Георгия». Мария Денисовна Снурницына,

Православная газета «Вера Отцов»

«Святые земли Орловской », «Орловское информбюро» /material.php?id=4477

/book/book5/5-36.htm

«Акафист».

«Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия»

«На высотах духа». Сергей Большаков, Москва, Изд-во: Православного Братства Святителя Филарета Московского, 2002.

«Старец Михаил Старший», «Русский Паломник», № 17, 1998.

«Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко)». Г. П. Чинякова. Москва, Изд-во: «Новая книга», «Ковчег», 1999.

«Второ-Афонский Свято-Успенский Бештаугорский монастырь»

«Преподобномученик Игнатий (Лебедев)». « Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии»

«Старчество в годы гонений», Монахиня Игнатия. Москва, 2001.

«Жизненный путь архиепископа Варфоломея», «Альфа и Омега»

«Старчество на Руси», Монахиня Игнатия. « Православие и современность»

«Мученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ века». Составитель Протоиерей Н. Стремский, книга 3, Оренбургское книжное изд-во, 2000.

«Борец с обновленческим расколом. Митрополит Мануил (Лемешевский)».

«Информационно-аналитический и энциклопедический портал». Митрополит Иоанн (Снычёв) /print.php?nid=5519

«Житие Христа ради Юродивого Афанасия Андреевича Сайко», Православная газета «Вера Отцов», № 10 - 12, 2003.

«Православные Русские обители», Изд-во: «Воскресенье», Санкт-Петербург, 1994.

«Православный календарь»

«Сестры», очерк жизни сестёр –подвижниц Анисии, Матроны и Агафии, составление, Новоспасский монастырь, 2001.

«Несусвет» /ico/icons/l_0185.htm

«Великий пост», Протоиерей Амфитеатров Валентин. Интернет-издание Вэб-Центра «Омега», Москва, 2003.

«Небесный дар любви», Протоиерей Амфитеатров Валентин, Москва, 2003.

«Пастырская деятельность бывшего настоятеля Московского придворного Архангельского собора протоиерея Валентина Николаевича Амфитеатрова». Зерцалова А.И., «Светильник православия», Москва, 1912.

«Житие новомученицы Анны Зерцаловой». «Россия»,

«Житие протоиерей Валентина Амфитеатрова». «Православная жизнь», приложение к журналу «Православная Русь», № 11-12, 2004.

«Её любили в лагере. Жизнеописание старицы Рафаилы», Татьяна Зотова, Самара, 2000.

«Схимонах Феодор», «Русский Паломник», № 24, 2001.

«Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, «Народный каталог Православной архитектуру» /article/index.html?object=00330

«Киевский старец Феофил Новый Схиархимандрит Китаевской пустыни», Михаил Яковлев, Русский Паломник, № 20, 1999.

«Схиархимандрит Феофил», «Православное братство» (форумы).

/viewtopic.php?t=735

«Памяти архимандрита Нафанаила (Поспелова)». «Страничка священника Георгия

Белодурова»

«В Псково-Печерском монастыре. Воспоминания насельников»,

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Изд-во: «Отчий дом». Москва, 2001.

«Чудотворные Иконы Божией Матери», «Православие»,

«Священномученик Николай Поспелов», Календарь № 2, 2005.

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии», Тверь: «Булат» , 2002.

«Мир и Православие».

«Архимандрит Нафанаил», фотогалерея Псково-Печерского монастыря

«В память вечную будет праведник». «Русский Дом», № 3, 2005 . /2005/200503i/20050319.html

«Православные русские обители».(1910),Санкт-Петербург, Изд-во: «Воскресение», 1994.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Православные старцы XX века. Том 4

    Документ
    Схимонах Феодор (в миру Фёдор Петрович Сутормин) родился в 1834 году в деревне Суторминово Тобольской губернии. Овдовев, в 1884 году принял монашество с именем Феодосий в Вознесенском монастыре (г.

Другие похожие документы..