Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Семинар'
Целью изучения данной дисциплины является ознакомление студентов с основами функционирования рынка производных финансовых инструментов (ПФИ), включая...полностью>>
'Документ'
1. В английском языке существительные имеют два числа: единственное и множественное. В единственном и множественном числе употребляются исчисляемые с...полностью>>
'Документ'
Галузь тваринництва дає вагомий внесок до валового виробництва сільськогосподарської продукції регіону та має забезпечити продуктами харчування твари...полностью>>
'Реферат'
На сегодняшний день в судах различного ранга находится около 17–20 тысяч исполнительных производств, среди них исполнение решений суда и других госуд...полностью>>

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности э. Г. Винограй основы общей теории систем

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

76

ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО РОССИИ

КЕМЕРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Э. Г. Винограй

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ

Кемерово - 1993

ББК: 87,3

Винограй Э.Г. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ. – Кемерово:

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. 1993. 339 с. 0301010000

В монографии предпринята попытка всестороннего развития основ общей теории систем (ОТС) на базе качественно новой концепции системности. Работа обобщает и синтезирует наиболее продуктивные идеи, подходы и результаты, достигнутые на всех направлениях системных исследований. Основное внимание уделено формированию базовых разделов ОТС: системной онтологии (исследование общесистемных параметров и закономерностей, интегральных системных качеств, общесистемных факторов интеграции), системного исследовательского аппарата (особенности познания систем, методы системного анализа, описания и синтеза, системный идеал в познании и деятельности), развитию основных принципов организационно - праксиологического подхода к созданию высокоэффективных систем и оптимизации деятельности.

Для философов, методологов, специалистов в области прогнозирования, исследования и проектирования сложных систем различной природы, организаторов производства и управления, преподавателей и слушателей школ менеджмента, аспирантов и студентов экономического, инженерного, биологического и гуманитарного профилей, интересующихся теоретическими основами и аппаратом системного подхода.

Рецензенты:

  • член-корреспондент Российской Академии Естественных наук

заслуженный деятель науки и техники РФ, профессор Ф.П. Тарасенко;

  • доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ,

профессор О.С. Разумовский;

  • кандидаты философских наук, доценты В.И. Марков, А.Г. Никифоров, С.Б. Максюкова.



ISBN 5-230-18654-2 ©Винограй Э.Г. 1993.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ И ЕЕ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ 26

§1. Категориальный анализ перспективных конструкций системного подхода. Формирование категориальной базы теоретико-системных исследований 27

§2. Обзор и анализ основных теоретико-системных концепций. Оценка современного состояния общей теории систем (ОТС) 50

ГЛАВА II. ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ЕЕ ПОСТРОЕНИЮ 72

§1. Диалектика системы и системность диалектики. Соотношение диалектики и общей теории систем 73

§2. Методологический проект системного построения общей теории систем 96

ГЛАВА III. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ 115

§1. Системные параметры и системные закономерности 115

§2. Интегральные системные качества 134

§3. Факторы интеграции систем 163

ГЛАВА IV. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ 173

§1. Особенности познания систем 173

§2. Аналитические подходы к расчленению и исследованию целостных

образований 199

§3. Методологический аппарат исследования системных параметров

объекта 216

§4. Методы и формы системного синтеза теоретического образа объекта 241

§5. Системный идеал в познании и деятельности 266

ГЛАВА V. РАЗВИТИЕ ПРАКСИОЛОГИЧЕСКОГО (ТЕОРЕТИКО – ОРГАНИЗАЦИОННОГО) АППАРАТА ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ И ПУТИ ЕЕ ПРИКЛАДНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 281

§1. Общая характеристика теоретико-организационного аппарата ОТС 281

§2. Методологическая конструкция системно-организационного подхода 285

§3. Формы воздействия ОТС на развитие науки и общественной практики 297

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 302

ЛИТЕРАТУРА 306

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития нашего общества и челове­чества в целом отличается небывалой масштабностью, разно­образием и глубиной происходящих изменений. Характерной чертой настоящего времени стало парадоксальное сочетание грандиозного научно-технического прогресса с нарастанием кризисных тенденций экологического, экономического и со­циального развития, угрожающих основам существования мировой цивилизации. В этих условиях своевременная и эф­фективная перестройка социально-экономических форм и технологий, переход к качественно новому типу развития и взаимодействия общества и природы – становятся решаю­щими факторами сохранения и дальнейшего прогресса со­временной цивилизации. Целостное осмысление создав­шейся исторической ситуации, выработка эффективных ре­шений по преодолению назревающих катастрофических тен­денций требуют принципиально новых методологических средств, адекватных беспрецедентным масштабам, сложно­сти и новизне стоящих проблем. Ядром формирования ка­чественно новой методологии мышления и действия в со­временных условиях становится системно-диалектический подход. Тенденции развития прогрессивных вариантов сис­темной методологии свидетельствуют о ее генерализации, диалектической ориентации, нарастании фундаментальности и значимости в решении стратегических проблем современ­ного общества. «Система стала тем маяком, который непо­средственно освещает путь…, принципом, который прони­кает через все границы…» - писал выдающийся нейрофизио­лог, академик П.К. Анохин /16, с. 43, 50/. В современных условиях с особой остротой ощущается необходимость раз­работки обобщающей системной теории, способной обеспе­чить научные основы эффективной деятельности по исследо­ванию, управлению и преобразованию сложнейших объек­тов действительности. Речь идет о создании общей теории систем (ОТС). Ее предметом является изучение общих сис­темных закономерностей и разработка на их основе методо­логических аппаратов познания, управления и проектирова­ния сложных объектов. Фундаментальное значение разра­ботки ОТС обусловлено многогранным комплексом факто­ров. Гносеологический и деятельностно-практический потен­циал этой теории реализуется в интегративной, генерали­зующей, коррективно-ориентирующей, активизирующей и организационно-преобразующей функциях.

Прежде всего, формирование полноценной ОТС позво­лило бы объединить и сконцентрировать огромный опыт эф­фективной системной деятельности, накопленный человече­ством в разнообразных сферах. Это дало бы возможность пе­рейти от фрагментарного, эмпирического использования сис­темных идей в прикладных областях, к разработке и приме­нению генерализованных, целостных методологических ап­паратов, опирающихся на весь потенциал интегрированного системного знания. Такие аппараты позволили бы качест­венно преобразовать характер исследования и проектирова­ния сложных систем, повысить результативность системной деятельности, дать новое актуальное знание даже о тради­ционных объектах. К примеру, в настоящее время «… требу­ется принципиально новое знание об обществе как особой самоорганизующейся системе… Формирование ноосферы в принципе недостижимо без постоянного широкого использо­вания метода системно-оптимизационного прогностического моделирования»… /203, с. 122, 124/.

Во-вторых, наличие универсальной концепции сис­темы, знание общесистемных закономерностей, позволило бы предотвратить многие трудности и ошибки в решении ча­стных системных проблем. В настоящее время стало очевид­ным, что слабость господствовавших до недавнего времени концепций социализма обусловлена во многом тем, что они не согласуются с законами сложных систем, а, нередко, и противоречат этим законам.

В-третьих, создание ОТС явилось бы важным рычагом формирования качественно нового, современного типа миро­воззрения и научного мышления, адекватного потребностям коренной перестройки человеческой цивилизации в условиях критического обострения глобальных проблем. Характер­ными чертами этого мировоззрения являются многомерное, интегральное восприятие объектов действительности, объе­динение структурных и динамических представлений под уг­лом критериев целостности, организованности, функцио­нальности, синтез дисциплинарных подходов в комплексные, интегрированные концепции и программы, соединение ис­следовательской и организационно - деятельностной ориента­ций, модельно-прогностический, альтернативно-вероятност­ный характер подхода к объекту, сочетание упрощения с од­новременным учетом и воспроизведением существенной сложности, конструктивная алгоритмизация методологиче­ских средств. Особая значимость ОТС обнаруживается в ус­ловиях интенсивного выдвижения на передний план общест­венного развития качественно новых системных проблем, отличающихся сочетанием чрезвычайной сложности с отсут­ствием каких-либо аналогов в истории науки, техники и со­циально-организационной практики. Примерами таких про­блем являются нарастающая потребность в глобальном экологическом регулировании, выработке новых форм эф­фективного взаимодействия стран и народов в региональном и глобальном масштабе, формировании целостной стратегии преодоления кризисных тенденций мирового социально-эко­номического развития и вывода его на оптимальный режим и т.п.

Наконец, создание действенной ОТС, способной конст­руктивно аккумулировать и целостно объединить накоплен­ный потенциал системного знания, оказало бы, на наш взгляд, революционное воздействие на всю сферу философии и методологии. Системность подхода к объекту – это не про­сто одно из требований диалектического метода. Как попыта­емся далее показать, система – это главный, стержневой принцип диалектики, определяющий прямо или косвенно все другие ее принципы. Мы разделяем представление, что «сис­темность как характеристика философского метода – это не отдельная самостоятельная сфера, а интегральное выражение, определенного рода синтез основных логико-методологиче­ских принципов материалистической диалектики» /224, с. 69/. Разумеется, в настоящее время такие утверждения вы­глядят достаточно спорными и во многом противоречат рас­пространенным стереотипам да и реальному состоянию дел. Однако они способны обрести действенность при условии радикального преобразования и развития системного подхода в духе диалектики, преодоления односторонних, фрагмен­тарных, статичных концепций системности, осуществления всестороннего синтеза системных идей в целостную ОТС. В перспективе идея системности будет во все большей степени определять концептуальный смысл диалектики, переме­щаться в центр ее развития, выступать ее интегратором. По сути, сейчас происходит становление качественно новой, системной формы диалектики, соответствующей современ­ному этапу общественного развития /61/. Главные отличи­тельные черты этой новой формы состоят в усилении целост­ности, конструктивности, прикладной действенности. Веду­щим фактором реализации этих качеств является интегра­тивный потенциал принципа системности, выступающего ес­тественной основой синтезирующего объединения диалекти­ческих принципов связи, развития и противоречия. Концеп­ция такого объединения базируется на том, что связь и разви­тие – это две необходимые, взаимодополняющие стороны системы, как объекта, обеспечивающего разрешение акту­альных (системопорождающих) противоречий /63/. В дейст­вительности не существует связи, которая не была бы в опре­деленном отношении системной связью, равно как и любое действительное развитие – это развитие системы /226/. Фак­торами роста конструктивности и прикладной действенности системной концепции диалектики по сравнению с нынешним состоянием выступают достижение взаимодополняющего единства категорий и принципов на системной основе, разви­тие комплекса новых проблемно-ориентированных системно-деятельностных аппаратов, неосуществимых в прежних, до­системных формах, органическое соединение содержания фундаментальных всеобщих положений с конструктивными качествами прикладных системных аппаратов /61, 63/. Воз­можности и определенные формы реализации данных идей будут рассмотрены в последующих разделах. В центре же настоящей работы – развитие теоретического потенциала принципа системности в целостное философское ядро ОТС, вывод его на концептуальный уровень, при котором только и возможно глубокое интегрирующее и преобразующее воз­действие этого системного ядра на развитие диалектики.

Каково, однако, реальное состояние ОТС? История ста­новления этой теории достаточно богата и поучительна; ее истоки восходят к концу XIX – началу XX века. Наиболее известными попытками создания теоретико-системных кон­цепций общего характера являются «тектология» А.А. Богда­нова /40/, «общая теория систем» Л. Берталанфи /31, 32, 417/, «параметрическая системная концепция» А.И. Уемова с со­трудниками /271, 336, 337/, теоретико-сис­темные варианты Ю.А. Урманцева /306, 344, 345/, М. Месаровича и Я. Таха­кары /220, 221, 222/, «системология» Б.С. Флейшмана /359/, «функциональная теория организации» М.И. Сетрова /303/ и др. Многие важные результаты обще­системного характера получены в более узких по своему предмету системно-орга­низационных исследованиях: кибер­нетической концепции систем У.Р. Эшби /402, 403/, «прак­сеологии» Т. Котарбин­ского /154/, «науке организации» К. Адамецки /5/, «теории функциональных систем» П.К. Анохина /16/, теории «эво­люционного синтеза систем» Е.П. Балашова /27/, «теории систем» М. Арбиба /18/, теории «структурной гармонии сис­тем» Э.М. Сороко /315, 316/, сис­темных теориях И. Клира /146, 423/, А. Рапопорта /277/, О. Ланге /167/ и др. Значи­тельный конструктивный вклад в формирование общетеоре­тических положений системного подхода вносят прикладные системные разработки, само­стоятельно выдвигающие, исходя из своих конкретных по­требностей, и решающие ряд новых и малоизученных обще­системных проблем. Весомые общесис­темные результаты при решении прикладных проблем полу­чены В.И. Вернадским, Н.В. Тимофеевым-Ресовским, М.М. Камшиловым, С.С. Шварцем, В.Н. Сукачевым /56, 330, 130, 132, 386, 322/, А.А. Малиновским /197, 198, 199/, М.С. Кага­ном /121, 122, 124/, Т.И. Заславской /110, 111/, В.А. Ганзеном /173/, В.Н. Сагатовским, Ф.И. Перегудовым, Ф.П. Тарасенко, В.П. Тарасенко, /83, 262/, О.М. Сичивицей /313/, В.Л. Соскиным /317, 318/, О.И. Ивановым /118/, В.Г. Афанасьевым /23, 24, 25/, В.П. Зинченко /113/, Б.Ф. Ломо­вым /191/, Э. Квейдом /140, 141/, Дж. ван Гигом /82/, Р.Л. Акоффом /7, 8/, Э.С. Маркаряном /201, 202/, В.А. Богдано­вым /41/, Н.Н. Моисеевым /230, 231/, Ст. Л. Оптнером /257/, Ст. Биром /35/ и др. Существенную роль в развитии фило­софско - методологических оснований системного подхода и ОТС, формировании философского ядра системной методо­логии сыграли работы В.П. Кузьмина /163/, А.Н. Аверья­нова /4/, И.В. Блауберга, Э.Г. Юдина /38/, В.С. Тюхтина /332, 333/, Д.М. Гвишиани /74, 75/, В.Н. Садовского /291, 292, 293/, В.Н. Сагатовского /285, 287/, Л.К. Науменко /243, 244/, И.Б. Новика /249, 251/, В.Л. Алтухова /10, 12/, В.Г. Горохова /86/, Г.П. Щедровицкого /393, 394/, Б.В. Бирюкова /36/, Н.Т. Абрамовой /1, 3/, Б.Г. Юдина /409, 410/, В.Д. Морозова и В.В. Морозова /237/, В.П. Фофанова /363/, Ю.Г. Маркова /204, 205/, О.С. Разумовского /276/, А.Н. Кочергина /155/, А.П. Шептулина /389/, В.В. Казаневской /127/, П.Н. Калошина /129/, А.Д. Урсула /346/, В.Н. Южакова /411, 412/, Э. Ласло /424, 425/, Т. Боулера /418/, П. Макферсона /427/, А. Бама /416/ и др.

Результаты данных исследований образуют обширный массив знаний об общих закономерностях систем, методах системной деятельности, путях развития системной теории и методологии. Оценивая картину в целом, можно без преуве­личения утверждать, что для создания действенной ОТС в настоящее время накоплен богатейший теоретический по­тенциал. Назрела настоятельная необходимость в системном синтезе имеющихся достижений, выделении фундаменталь­ных общесистемных закономерностей, «переплавке» их в це­лостные, конструктивные методологические аппараты сис­темного исследования, прогнозирования, проектирования, системной оценки, эвристического поиска и т.п. Однако су­ществующие варианты ОТС, несмотря на содержащиеся в них многие ценные результаты и достижения, все же не ори­ентированы на такой синтез. Каждый из них ориентирован на свой круг системных проблем, достаточно узкий, если смот­реть в масштабе картины в целом. Еще в середине 70-х го­дов, характеризуя ситуацию, сложившуюся в области разра­ботки ОТС, В.Н. Садовский отмечал внушительное многооб­разие различных позиций, явную или скрытую конкуренцию отличающихся друг от друга подходов, теоретическую не­определенность в исходных установках /291, с. 60/. За про­шедшее с момента этих наблюдений немалое время тенден­ции разобщенности, фрагментарности, отсутствия полно­ценных попыток объединяющего синтеза не только не пре­одолены, но даже усугубились.

Большинство современных вариантов ОТС по мет­кому замечанию Б.В. Плесского «… отмечены непременным желанием их авторов к созданию своей оригинальной сис­темной концепции при одновременном непринятии всех дру­гих ныне существующих концепций» /265, с. 4 - 5/. Такое раз­витие ОТС имело определенный смысл на начальных этапах теоретико-системных исследований. Обилие и разнообразие предложенных подходов, проторенные ими новые пути, ори­гинальные направления исследований расширяли теоретиче­скую базу «системного движения», создавали широкое, пано­рамное представление о теоретическом потенциале ОТС и системного подхода. Однако в настоящее время продолжение подобных тенденций приводит к углублению односторонно­сти сложившихся направлений, барьерам на пути совмест­ного использования уже имеющихся результатов, а главное – огромным содержательным потерям, невозможности удер­жать и органически включить в теоретическую картину мно­жество ценных идей и подходов, постоянно нарабатываемых в ходе общих и конкретных системных исследований. Пара­доксальным образом при наличии множества вариантов ОТС по сути неразработанными остаются такие центральные для этой теории проблемы как формирование ее системного кате­гориального базиса, теории интегральных системных качеств и закономерностей, концепций интеграции и системообразо­вания, системно-аналитических подходов к исследованию целостных образований, методологии системного синтеза в познании и деятельности, организационных закономерно­стей, лежащих в основе эффективности систем, и др. Не­смотря на достаточное единодушие в представлениях о ме­тодологическом характере ОТС и системного подхода, до сих пор отсутствуют целостные проблемно-ориентированные ап­параты системного прогнозирования, исследования, проекти­рования, моделирования, эвристического поиска, системной оценки качеств сложных объектов, базирующихся на исполь­зовании общих системных качеств и закономерностей. Не­решенность этих проблем означает, по сути, отсутствие пол­ноценной ОТС.

Главной целью настоящей работы является разработка философского концептуального ядра ОТС, которое смогло бы аккумулировать накопленный потенциал системного зна­ния, обеспечить его всестороннее развитие и трансформацию в конструктивные методологические аппараты исследования и организации систем. Конкретизацией этой цели является комплекс проблемных задач, решению которых подчинено основное содержание работы:

  1. Обзор основных направлений разработки ОТС, оценка их места, роли и возможностей использования при создании полномасштабного аппарата этой теории.

  2. Развитие философских оснований ОТС, формиро­вание диалектического принципа системности.

  3. Разработка методологического проекта построения целостной ОТС на основе синтеза важнейших достижений прошлых и современных теоретико-системных исследова­ний.

  4. Формирование системной категориальной базы ОТС и ее онтологических оснований.

  5. Разработка философского гносеологического аппа­рата ОТС.

  6. Разработка философского организационно - праксеологического аппарата ОТС.

  7. Характеристика путей и форм прикладного использо­вания аппарата ОТС в современной науке и общественной практике.

Как следует из определения главной цели и конкрети­зирующих ее проблемных задач, работа нацелена на форми­рование качественно новой, философской концепции ОТС, интегрирующей, обобщающей и развивающей наиболее цен­ные компоненты общесистемного знания, накопленные на всех направлениях системных исследований. Поэтому мето­дологический подход к этим задачам принципиально отлича­ется от существующих в данной области подходов. Главные методологические ориентиры работы, выражающие наиболее существенные отличия и определяющие общую стратегию исследования, могут быть сформулированы следующим об­разом:

  1. Системность подхода к построению ОТС. Глав­ным источником трудностей, создавшихся в развитии ОТС, является отсутствие системного подхода к ее по­строению, подмена его такими подходами, с позиций кото­рых можно было бы исследовать все системы. При этом не­явно предполагается, что наличие «сквозного» подхода, при­годного для исследования любых систем, автоматически дает право называть построенную на его основе концепцию «общей» теорией систем. Однако, в силу многогранности системных явлений, таких подходов может быть много (структурный, функциональный, кибернетический и т.п.), а разработка каждого из них в отдельности дает лишь частный аспект или узкий фрагмент ОТС, но не целостную теорию. В ряде случаев указанная подмена привела к возникновению заметных методологических деформаций в построении ОТС. Это проявилось в «структуроцентричности» некоторых системных теорий, отсутствии должного внимания к проблемам системной динамики, в особенности развития, фетишизации возможностей логико-математического языка, попыткам построения ОТС путем внешнего, механического соединения разнопорядковых, методологически несопряженных вариантов и т.п. Достижение системности ОТС требует подхода, базирующегося на всестороннем изучении потребностей науки и организационной практики в системно-методологическом обеспечении. Исходя из этих потребностей, должны определяться функции данной теории и обеспечивающая их логическая конструкция. Только на этой основе может быть сформирована всесторонняя, целостная концепция ОТС, способная аккумулировать потенциал накопленных системных идей, интегрировать имеющиеся теоретико-системные варианты, обеспечить должную результативность, прикладную отдачу. Задачу определения системного образа и основных параметров логической конструкции ОТС, нацеленной на достижение указанных качеств, решает разработка методологического проекта системного построения данной теории. Формирование такого проекта является одним из главных результатов настоящей работы. Другим существенным фактором системного построения ОТС является системность категориального каркаса, закладываемого в основу формообразования ее разделов и методологических аппаратов. Вопросы формирования системной категориальной базы, несмотря на их определяющее значение для построения полноценной ОТС,  почти не затрагиваются в имеющихся теоретико-системных вариантах. Адекватное решение этой проблемы требует обзора и анализа соответствующих категориальных конструкций, оценки их под углом критерия системности, критической реконструкции, дополнения и развития их позитивных элементов, построения на этой основе целостного категориального аппарата ОТС. Такой категориальный анализ по основным линиям проведен в первой главе работы. Сформированный в итоге категориальный каркас ОТС служит критериальной базой оценки имеющихся теоретико-системных вариантов, положен в основу методологической программы построения данной теории, составляет категориальную базу развертывания ее основных разделов и методологических аппаратов. Системность ОТС предполагает, далее, изложение этой теории методом восхождения от абстрактного к конкретному, наиболее адекватным системной природе знания, потребностям его интеграции и концептуального изложения. Такое изложение реализуется в поэтапном конкретизирующем развертывании теории по следующим главным уровням:

  • уровень концептуального ядра ОТС, включающего категорию «система», принцип системности, целостный категориальный аппарат ОТС 

  • уровень онтологического базиса ОТС (системные параметры и системные закономерности, интегральные системные качества, механизмы системообразования и интеграции) 

  • уровень общих методологических аппаратов ОТС: гносеологического и организационно – праксиологического

  • уровень прикладных методо­логических аппаратов исследования, проектирования, системной оценки, эвристического поиска, прогнозирования, организационно - деятельностного анализа, моделирования, сочетающих теоретическую общность с ориентацией на важнейшие группы системных потребностей науки и практики 

  • конкретные системные концепции и методоло­гические проекты решения прикладных проблем, сформированные на базе теоретических аппаратов ОТС.

Лишь пройдя последовательно все уровни конкретизирующего развертывания ОТС вплоть до ее апробации при решении прикладных системных проблем, можно дать доказательные подтверждения истинности концептуальных представлений, положенных в ее основу, эффективности ее теоретического аппарата. Разумеется, объем да и философский характер настоящей работы не позволили в ее рамках полностью реализовать эту программу в части приложений. Приложения развиваемого аппарата ОТС к решению конкретных системных проблем реализованы в других наших работах в виде методологических проектов и системных исследований прикладного характера: построении системной концепции сплоченности коллектива, разработке системно - оптимизационного подхода к созданию АСУ, определении системных принципов проектирования прогрессивной техники новых поколений, формировании ме­тодологического проекта построения системной теории диалектики, разработке системных критериев праксиологической культуры современного специалиста и др. /59, 60, 63, 64/. Наконец, условиями системного построения ОТС являются взаимодополняющее соединение ее философского и общенаучных (нефилософских) уровней, а также нахождение такой формы всеобщности данной теории, которая ведет не к ее ограниченности узким кругом формально-всеобщих характеристик, а к способности всестороннего охвата и полноценного отображения всего разнообразия общих системных закономерностей. Последние два условия имеют особенно фундаментальное значение для построения качественно новой, целостной концепции ОТС. Поэтому они заслуживают специального выделения и самостоятельного рассмотрения.

  1. Философский характер теоретического ядра ОТС. Взаимодополняющее единство философского и обще­научных уровней этой теории. Большинство имеющихся ва­риантов ОТС носят нефилософский характер. Такое поло­жение сложилось в силу ряда причин. Значительную роль сыграло то обстоятельство, что ведущие специалисты, участ­вовавшие в разработке теоретико-системных вариантов, пришли в эту область из естественных и технических наук или же формально-логических ветвей философии /215/. Ха­рактер подготовки этих специалистов сказался не только в естественном тяготении к нефилософским подходам, но и в невольном преувеличении возможностей формальных, ма­тематических методов, неявном отождествлении курса на формализацию с точностью, научной добротностью теорети­ческих построений. Эти факторы сместили поле теоретико-системных исследований в нефилософскую плоскость, при­вели к появлению значительного числа работ, в которых формализм довлеет, вытесняет содержательное исследова­ние системных проблем /244/.

Другой причиной, оказавшей влияние на выбор нефи­лософских путей развития ОТС в условиях нашей страны, явилось идеологическое давление, связанное с опасениями, что системный подход, благодаря своей популярности и бы­стрым темпам развития, способен, якобы, «потеснить» или даже «заменить» диалектику. В такой ситуации оказалось безопаснее развивать теоретико-системные исследования на нефилософских уровнях. Третьим фактором нефилософ­ского развития ОТС явились моменты узости, статичности в оценках характера и перспектив данной теории, наблюдав­шиеся во многих философских работах. По своей сути философско-методологический анализ состояния науки должен опираться на широкое, панорамное, прогностическое видение предмета, не ограниченное заскорузлыми рамками прошлых подходов, учитывающее потребности не только настоящего, но и будущего. На деле же подходы многих философов и методологов к проблеме статуса ОТС свелись, по сути, к некритическому узакониванию нефилософских форм и тенденций развития данной теории, односторонность и ограниченность которых выявилась еще в 70-е годы. Такой подход и в настоящее время привлекает многих возможностью «бесконфликтного» решения проблемы соотношения диалектики и ОТС. Однако обманчивая привлекательность указанного подхода помешала заметить два очень существенных обстоятельства. Первое из них – наличие более глубокой и чрезвычайно важной альтернативы: возможности таких форм развития и включения системного подхода в содержание диалектики, когда он не только не ущемляет ее позиции, но, напротив, становится мощным катализатором возрастания ее целостности, расширения и усиления методологических функций, подъема на качественно более высокий уровень развития. Истоки этой альтернативы восходят к современной диалектике от диалектики Гегеля. «Понятие «система» в философии Гегеля… пронизывает и венчает все его грандиозное творение… Диалектика гегелевской идеи есть диалектика системы»… - справедливо отмечает А.Н. Аверьянов /4, с. 35/. Во-вторых, указанное «бесконфликтное» решение, не подкрепленное достаточно веским категориальным анализом и обоснованием понятия системы, все ощутимее противоречит реальному развитию идеи системности, перспективам углубления ее содержания, изменению места и роли в науке, в особенности, в связи с нарастающим процессом преобразования диалектики в качественно новую, системную форму. Становится очевидным, что диалектика, как общая теория связи и развития, в своем поступательном движении все более трансформируется в учение о системности /12/. Такие важнейшие ее категории как «противоречие», «связь», «развитие», «функция», «структура», «организация» - составляют концептуальный базис системного мышления, познания и проектирования. Диалектический понятый принцип системности объединяет принципы связи и развития на основе принципа противоречия, т.е. с точки зрения взаимодействия структуры и динамики объекта в разрешении актуальных противоречий /63/. Обобщение этих глубинных тенденций приводит в последние годы многих философов и методологов к осознанию назревающих качественных преобразований в теории диалектики, обусловленных развитием в ней системного концептуального ядра /10, 46, 47, 124, 226, 348/. Как верно заметил М.С. Каган «…теория систем становится действительно всеобщей, всеохватывающей, истинно философской теорией… Системный подход предстает как… проявление диалектического метода в наиболее сложных познавательных ситуациях» /124, с. 58/. Хотелось бы особо подчеркнуть, что перемещение идеи системности в центр современной теории диалектики, равно как и необходимость радикального преобразования системного подхода и ОТС в духе и по критериям диалектики, не являются абстрактными теоретическими предположениями, а диктуются всей логикой развития современной действительности. В условиях, когда философия должна возглавить выработку нового, современного мышления, адекватного потребностям целостного видения мира, оптимального построения и преобразования сложнейших социально-экономических и экологических комплексов, интегративного синтеза научного знания, - развитие системно-диалектического подхода и его выдвижении в центр системной концепции диалектики становится уже не гипотезой или пожеланием, а жизненно важным условием сохранения и углубления связи диалектики с практикой. Что же касается построения ОТС, то в современных условиях исходить из априорных стереотипов и установок на придание ей нефилософского характера, не учитывать необходимость и первостепенную значимость всесторонней разработки ее философского уровня – значит заведомо «обезглавить» эту теорию, законсервировать ограниченность сложившихся тенденций, нанести серьезный ущерб ее развитию. Главный негативный эффект указанных стереотипов в отношении ОТС выразился в том, что они сместили теоретико-системные исследования в строну от главных проблем этой теории, носящих философский характер (ранее мы же отмечали эти до сих пор неразработанные проблемы). Отсутствие объединяющего философского ядра ОТС, собственно, и привело к ситуации существования ее в виде суммативного множества фрагментарных нефилософских вариантов. Наш подход к построению ОТС исходит из учета этих исторически сложившихся реалий. Суть его в том, что ОТС способна успешно развиваться лишь при условии взаимодополняющего сочетания ее философского и нефилософского (общенаучного) уровней при определяющей роли философского уровня. Задача философского уровня теоретико-системных исследований – разработка основных категорий и принципов ОТС, образующих ее концептуальное ядро. Задача нефилософского уровня – конкретизирующее развитие этого ядра в операционные (в том числе и формальные) аппараты системного анализа и оптимального проектирования систем. Одной из функций философского ядра ОТС является обеспечение содержательной базы интеграции теоретико-системных исследований нефилософского характера. Развитию и обоснованию данного подхода посвящены все другие разделы работы. Разрабатываемая в ней системная концепция задумана именно как философское ядро ОТС.

  1. Системно-диалектическое решение проблемы всеобщности ОТС. Вопрос о способах достижения всеобщности ОТС является одним из фундаментальных. Подход к его решению во многом определяет диапазон системных проблем, попадающих в предметное поле данной теории, ее теоретическую ценность и прикладную эффективность. Для большинства имеющихся вариантов ОТС характерна ориентация, на достижение универсальности всех положений. При этом в предметное поле исследования включаются лишь те системные качества, параметры и закономерности, которые обязательно присущи всем системам, как высшим, так и низшим, простейшим. Такая ориентация рассматривается многими теоретиками и методологами как само собой разумеющееся, непременное условие соответствия статусу ОТС. На деле же указанная ориентация автоматически отсекает возможность отражения наиболее существенных и глубоких системных закономерностей, присущих лишь развитым объектам, но отсутствующих у низших, простейших систем. Тем самым при указанной трактовке всеобщности ОТС ее исследовательское поле неизбежно и очень существенно ограничивается. За бортом теоретического анализа оказываются наиболее важные и тонкие системные параметры и закономерности, присущие лишь сверхсложным, «большим» системам. Без учета таких характеристик невозможно создание эффективных методов познания и организации высших систем, наиболее значимых в теоретическом и практическом плане. Однако с позиций узкой, формально-логической трактовки всеобщности ОТС, исследование данных характеристик объявляется «частным» и «несоразмерным» для этой теории. Между тем, если подойти к данному вопросу с позиций диалектической логики, предлагающей «…отойти, чтобы вернее попасть…» /181, с. 252/, то можно заметить, что действительно надежный путь к сочетанию всеобщности и теоретической полноценности ОТС состоит в ориентации не на скудный набор характеристик, присущих «всем» системам, а именно на высшие, «большие» системы. При такой ориентации ОТС отнюдь не теряет всеобщий характер. Она оказывается способной отражать, с одной стороны, всеобщие системные законы, присущие как высшим, так и низшим системам, а, в то же время, из поля зрения не ускользают наиболее развитые и тонкие общие механизмы организации «больших» систем. Тем самым, при ориентации на высшие, «большие» системы достигается подлинная всеобщность данной теории в смысле всесторонности и полноты отображения общих системных закономерностей как простейших, так и наиболее развитых объектов. Такой подход, кстати, вытекает и из известного положения марксистской гносеологии о необходимости исследовать объект в развитой фазе для глубокого отображения его сущности. Значимость предметной ориентации ОТС на высшие системы отмечалась и некоторыми другими авторами /38, 121/. Дело за тем, чтобы эту конструктивную ориентацию адекватно реализовать.

4. Сочетание теоретической универсальности ОТС с прикладной направленностью. Создание теории высокого уровня общности неизбежно порождает сложные проблемы ее взаимодействия с прикладными науками и практикой. Опыт показывает необходимость упреждающей проработки данных проблем, закладки соответствующих решений в основу формообразования содержательного «тела» ОТС. Невнимание к таким проблемам или попытки решить их «задним числом» оборачиваются чрезмерной абстрактностью создаваемых вариантов, неприменимостью (или фрагментарной применимостью) их результатов, заметной искусственностью некоторых демонстрационных примеров прикладного использования или же вообще сведением прикладной демонстрации возможностей теории к разъяснениям на «сумме примеров». Достижение адекватного сочетания универсальности ОТС с прикладной направленностью требует целого комплекса специальных мер. Среди них на современном этапе главным является обеспечение сбалансированного развития онтологических и методологических ветвей ОТС, преодоление серьезного отставания последних. В настоящее время в разработке ОТС резко выражен крен в сторону онтологических проблем, методологические же подходы развиты весьма слабо и некомплексно. По этой причине многие ценные результаты онтологического характера «повисают в воздухе», не оказывают должного воздействия на конкретные области. Отсюда значимость ускоренной разработки на базе системной онтологии методологических разделов, прежде всего общей системной гносеологии и системной праксеологии (общей теории организации). Данные методологические разделы, в свою очередь, составляют теоретический базис разработки целого спектра проблемно - ориентированных методологических аппаратов системного прогнозирования, проектирования, диагноза, моделирования, эвристического поиска, системной оценки и т.п., сочетающих общий характер с прикладной направленностью на обеспечение сквозных методологических потребностей системной деятельности. Другой прикладной ракурс, на который важно сфокусировать теоретический потенциал общих методологических разделов ОТС, составляют системные проблемы конкретных сфер действительности, представленных такими типами объектов как большие технические системы, биологические системы, социально-экономические системы, а также системы гибридных типов: биотехнические, социотехнические, социально-экологические и т.п. Необходимо заметить, что разработка методологических ветвей ОТС важна не только для эффективного воздействия на конкретные области науки и практики, но и для более успешной разработки базовых онтологических разделов. Именно потребности развития проблемно – ориентированных методологических аппаратов, нацеленных на различные задачи системной деятельности, выдвинут на передний план наиболее актуальные проблемы системной онтологии, подскажут действенные, конструктивные подходы к их разработке. Среди других средств усиления прикладной направленности ОТС можно назвать обеспечение соответствия между логикой формообразования ее методологических аппаратов и прикладной логикой системного мышления. Существенным резервом усиления прикладного потенциала ОТС является также системная организация демонстрационных приложений, как правило, сопровождающих изложение различных ее вариантов. Практика узких, фрагментарных приложений, когда возможности теории демонстрируются с помощью одного или нескольких бессистемно выхваченных положений или разъясняются на сумме «примеров», несостоятельна ни для обоснования теории, ни для ее прикладного использования. Такие демонстрации и разъяснения уместны лишь в плане иллюстрации положений ОТС. Полноценные демонстрационные приложения этой теории должны базироваться на применении целостных системных аппаратов и носить характер комплексных методологических проектов или системных концепций исследования и совершенствования конкретных сложных объектов. Такие проекты явились бы, видимо, наиболее действенной формой выявления теоретических возможностей и методологического потенциала вариантов ОТС. Одновременно, эти проекты могли бы служить для конкретных специалистов методологическими образцами (ориентирующими эталонами) прикладного использования данной теории. Наконец, они могли бы иметь прикладную ценность, обеспечивать широкое вовлечение аппарата ОТС в сферу прикладных проблем.

5. Совмещение методологического проектирования ОТС с ее построением. Многие трудности в разработке ОТС обусловлены недостаточной сопряженностью усилий по методологическому проектированию данной теории и ее содержательному построению. Авторами основных вариантов ОТС поставлены и в различных формах решены важные методологические проблемы этой теории. Однако разработка содержательного «тела» этих вариантов в целом доминировала над осмыслением методологической стратегии. В результате наиболее фундаментальные методологические проблемы, решающим образом влияющие на теоретический облик ОТС и ее прикладную эффективность, были упущены из поля зрения. Это уже упоминавшиеся проблемы достижения системности ОТС, соответствия ее теоретического аппарата реальным потребностям науки и практики, выработки адекватных способов достижения ее всеобщности и т.п. Нерешенность этих проблем означает, по сути, отсутствие системной стратегии развития данной теории со всеми вытекающими отсюда последствиями. С другой стороны, в осмыслении путей развития ОТС и системного подхода участвовали многие философы и методологи, не разрабатывавшие каких-либо системных аппаратов. Этими специалистами также было высказано много чрезвычайно ценных идей. Однако «рефлексивная отстраненность» этих теоретиков от содержательного развития ОТС имела и некоторые негативные последствия. Среди них случаи некритического восприятия существующих тенденций, распространение в сознании научного сообщества не всегда прогрессивных стереотипов (например, представлений о нефилософском статусе ОТС, формально - математическом, структурном характере системной методологии и т.п.). Но даже глубокие и ценные идеи этих теоретиков носили характер творческих прозрений и не могли оказать серьезного влияния на разработку ОТС. Прозрениям этим не хватало самого сильного аргумента: реального воплощения методологической идеи в теоретическую конструкцию, убеждающую своей прикладной эффективностью. Поэтому на современном этапе разработки ОТС, учитывая итоги и уроки описанных подходов, важно органически сомкнуть методологический и содержательный уровни ее разработки, обеспечить их надежное сопряжение и взаимодействие.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Систематический курс

    Учебное пособие
    Целью работы является сжатое, систематическое изложение вузовского курса философии. Основное внимание уделено формированию у слушателей целостного конструктивного мышления и мировоззрения, развитию строгости и точности в осмыслении
  2. Э. Г. по курсу «История и философия науки» для аспирантов и соискателей Кемтипп, сдающих кандидатский экзамен /конспект (2)

    Конспект
    Становление диалектики в истории науки. Развитие диалектических идей в учениях Гераклита, Сократа, Гегеля, К. Маркса и Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Формирование системной диалектики как современной формы развития диалектического мышления.
  3. Тесты по курсу «Философия»

    Тесты
    Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»: учебное пособие / Э.Г.Винограй, З.А.Медведева, Г.П.Ковалева, О.Э.Васькина; под редакцией З.
  4. Г. П. Ковалева история русской философии учебное пособие

    Учебное пособие
    К56 История русской философии : учебное пособие / Г.П. Ковалева, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2006. - 108 с.
  5. Г. П. Ковалева философия. Основные социально-философские учения. Учебное пособие

    Учебное пособие
    К56 Философия. Основные социально-философские учения: учебное пособие / Г.П. Ковалева; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2010.

Другие похожие документы..