Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
3 «Ульяновец» на шасси КамАЗ-53 05 (4х ) 0 3  50 Кран автомобильный КС-45717-К1 «Ивановец» на шасси КамАЗ- 5115 5 4 750 Кран автомобильный КС- 55741-1...полностью>>
'Документ'
4.1 Библиографическое описание содержит библиографические сведения о документе, приведенные по определенным правилам, устанавливающим наполнение и пор...полностью>>
'Конкурс'
О проведении юбилейного районного смотра-конкурса предприятий розничной торговли и общественного питания, посвященного Дню российского предпринимател...полностью>>
'Закон'
12 мая 2006 года в г.Барнауле состоялось заседание «круглого стола», посвященное проблемам реализации в Алтайском крае федерального закона №127 «О не...полностью>>

Управление стратегическим развитием региональной системы профессионального образования в условиях социально-экономических преобразований (на примере Республики Саха (Якутия) 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В традиционной системе подготовки учителя студенты выходят из стен вуза со знанием того, как учить предмету, и с отношением к педагогической деятельности как «деятельности урокодателя». Они не способны самостоятельно достигнуть третьего уровня. Необходимо, чтобы студенты проходили все три уровня в процессе профессионального педагогического образования. В процессе опытной работы для обеспечения непрерывного педагогического образования в республике создан многоуровневый образовательный комплекс. Во всех улусах работают педагогические классы. Организация профессионально-ориентированного процесса довузовской подготовки позволяет учащимся сориентироваться в учительской профессии, реализовывать индивидуальные способности, развить умения, навыки, ценностные ориентиры, интеллектуальные, нравственные и волевые качества.

Многоуровневый образовательный комплекс, разрабатывая довузовскую систему педагогического образования, также реализовал программу «университет – педколледжи». Коллективы работают в соответствии с договором о сотрудничестве, предметом которого являются повышение качества подготовки специалистов в системе непрерывного педагогического образования, преемственность в подготовке кадров, научное сотрудничество. Педагогические колледжи становятся первой ступенью педагогического образования и работают по согласованным с университетом учебным планам и программам.

На основе этого университет принимает выпускников колледжей в течение двух-трех лет в зависимости от уровня подготовки студентов – по результатам государственных экзаменов в педколледжах по основным специальностям. При наличии в педколледже согласованных с университетом учебных планов и программ выпускники по дополнительной квалификации могут быть приняты на 2-3 курс (в зависимости от итогов собеседования). Структура «педколледж – университет» основывается на партнерстве, способствуя взаимному развитию, использованию новых информационных и других технологий, открывающих возможности для обновления содержания образования, расширения доступа к высшему образованию. Результаты проводимой в данном направлении работы в Республике Саха (Якутия) показывают, что педколледжи вполне могут работать на этапе бакалавриата.

Таким образом, в процессе реализации разработанной нами модели в сфере профессионального образования были разработаны идеи: демо­кратизации образования на принципах равных возможностей, многообразия, сотрудничества, открытости, регионализации, самоорганизации, общественно-государственного управления; непрерывного профессионального образования на принципах многоуровневости, дополнительности, маневренности, преемст­венности, интеграции и гибкости; гуманизации образования в сочетании с принципами гуманитаризации, фундаментализации, деятельностной направленности; развития образования на принципах опережающего уровня образования, подготовки кадров и саморазвития личности.

Реализация разработанной концепции непрерывного профессионального образования в Республике Саха (Якутия) как инструмента для диверсификации образовательного пространства в регионе подчеркивает управленческую деятельность как системный объект. Сущность управления образовательными системами раскрывают концептуальные подходы к его организации. Одним из них является субъективно-гуманистический подход к организации и управлению педагогической деятельностью. Данный подход связан с тем, что образовательная система по всем направлениям связана с человеческим фактором. Отсюда он имеет в виду последовательную гуманизацию путем введения в мир управления параметров человеческого компонента.

Другой подход связан с тем, что в окружающей среде все предметы и явления в той или иной степени взаимосвязаны и взаимообусловлены, что предполагает системность, к которой относится и целостный подход. В аспекте данного подхода особое место занимает обусловленность развития образования как социального компонента общества экономическим развитием страны. Об этом всесторонне писали в своих трудах В.А.Жамин, В.М.Розин, В.Н.Турченко, Н.А.Хроменков, В.С.Швырев и др. И целостный подход в процессе управления и организации образования ориентирует на изучение системообразующих, интегративных, инвариантных связей и отношений: природы объекта, его свойств и функций в более широкой системе; внутреннего строения объекта, его компонентов и связей между ними; вклада каждого компонента в формирование системного целого.

Выдвигается системно-деятельностный подход к организации и управлению в сфере образования. Основу данного подхода составляет утверждение, что рациональная система организации и управления в сфере образования создается в процессе деятельности, осуществляемой во взаимодействии ее компонентов и составляющих. Данный подход направлен на исследование деятельности, опираясь на закономерности теории систем. Отсюда функции, способы деятельности каждого составляющего организационно-управленческой системы рассматриваются в аспекте их взаимосвязи и взаимодействия.

В теории и практике управления образованием особое место занимает ситуационный подход. Он связан с тем, что как образование в целом, так и педагогический процесс, в частности, во многом связаны со многими ситуациями, происходящими в обществе, жизни и жизнедеятельности тех, кто непосредственно или опосредованно связан с формированием и развитием личности. Иначе, ситуационный подход обусловлен наряду субъективными условиями индивида и совокупностью внешних условий, факторов, которые действуют на человека и определяют его деятельность. И в процессе организации и управления в сфере образования нередко возникает задача менять ситуации в соответствии с теми целями, которые поставлены перед образовательными системами.

Управление региональными образовательными системами на основе вышеизложенных подходов строится путем структуризации компонентов, связей и взаимодействия, что применяется при программно-целевом управлении. Оно обладает потенциальными возможностями объединения планирования и контроля в области взаимодействия людей, предусматривая интеграцию целей, ресурсов, руководства, исполнения. В нем особое место занимает проектирование системы образования, где главным несущим конструктом является личностное развитие подрастающего поколения. Программно-целевое управление реализуется путем составления программ развития и комплексно-целевых программ деятельности образовательной системы на основе анализа трудовых ресурсов и состояния кадро­вого обеспечения отраслей хозяйства и управления.

При управленческом обеспечении образования принимаются во внимание условия, факторы, обусловливающие развитие образования в регионе. Установлено, что определяющими факторами дальнейшего развития региональной системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающей возможность получения конкурентоспособной и востребованной на рынке труда профессии и специальности, являются:

  • удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей населения республики разного возраста, запросов, способностей и достигнутого уровня образования, создав условия для непрерывной личностно-ориентированной профессиональной подготовки;

  • обеспечение саморазвития, самоорганизации студента в процессе овладения профессией, чтобы он мог реализовать себя как ответственный профессионал-специалист в трудовой деятельности;

  • содействие удовлетворению потребностей рынка труда в работниках-специалистах, обладающих профессиональной компетентностью посредством расширения спектра специальностей и специализаций с учетом тенденций и перспектив развития региональной экономики;

  • повышение качества профессионального образования через диверсификацию его содержания по уровням и срокам обучения, формам и методам организации учебного процесса и интеграцию сети профессиональных образовательных учреждений;

  • создание в республике единого профессионального образовательного пространства с охватом всех образовательных уровней.

Управленческое обеспечение развития регионального профессионального образования строится на определенных принципах. Закономерным процессом является учет общих интересов (личностных, общественных, государственных), на основе которых создается единство целей и действий в развитии всех сторон жизни общества. Отсюда вытекает принцип сочетания общественных и государственных начал в управлении системой непрерывного профессионального образования. Принцип реализуется на основе оптимального сочетания централизации и децентрализации путем делегирования прав и полномочий снизу вверх, что позволяет обеспечить демократизацию в управлении региональной системой профессионального образования.

В центре сферы образования находится личность с ее реальными интересами, способностями и возможностями. И это обеспечивает в управлении образованием принцип гуманизации, который в сфере образования наряду с демократизацией занимает ведущее место в основе всех намечаемых преобразований. Данный принцип реализуется через гуманность поставленных целей, способы, средства, воздействия и взаимодействия, выбираемые и используемые для их достижения.

Управленческое обеспечение образования достигается также на основе принципа объективности и конкретности. Данный принцип предполагает учет наличных педагогических условий, функционирующих в реальных возможностях социума, а также особенностей субъектов управления. Требуется тщательный анализ состояния всех субъектов, учет имеющихся и возможных трудностей и противоречий. Конкретность предполагает управленческое обеспечение на основе достоверной и объективной информации путем создания системы информационного обеспечения, постоянного педагогического анализа для принятия адекватных управленческих решений.

Управленческое обеспечение конечной целью имеет достижение поставленной цели в предполагаемые сроки с наименьшими затратами. Для этого оно строится на основе принципа оптимальности и эффективности. Принцип предполагает выбрать и использовать такие условия, способы, средства педагогической деятельности, а также организационные и управленческие воздействия, чтобы достичь поставленной цели рационально. По окончанию работы и в ее процессе целесообразна комплексная оценка оптимальности и эффективности разработанной схемы управления.

Региональные профессиональные учебные заведения, хотя они разные, действуют и функционируют в целостной образовательной системе. И управленческое обеспечение деятельности этих учебных заведений в регионе строится на принципе системности. Данный принцип полагает определение специфических связей между образовательными учреждениями, обеспечение взаимосвязей и взаимодействия структурных компонентов в процессе их функционирования в единой региональной образовательной системе.

В Якутском индустриально-педагогическом и Намском педагогическом колледжах обучение проводилось по сквозным учебным планам, интегрированным с вузовскими. В экспериментальные группы входило 135 студентов, в контрольные - 125.

При изучении базовых дисциплин, благодаря определенной перестройке их содержания в соответствии с интеграцией предметов среднего и высшего образования, а также за счет внедрения в образовательный процесс современных технологий обучения (внедрение метода проектов, лекции с элементами «мозгового штурма», семинарские занятия в форме дискуссий и т.д.) обеспечивалось повышение уровня компетентности профессионального развития студентов. Диагностика, проведенная по результатам проверки, показала, что уровень развития по интегрированным дисциплинам в экспериментальной группе повысился до 85 %, тогда как в контрольной группе рост составил 65 %. Ниже приводим показатели абсолютной и качественной успеваемости ( Табл. 2).

Абсолютная и качественная успеваемость студентов экспериментальной и контрольной групп

Специальность «Автомобили и автомобильное хозяйство» Табл. 2.

Количество

студентов

2002-03 уч.г.

2003-04 уч.г.

Абс. усп. %

Качество.

%

Абс. усп. %

Качество %

Экспериментальная группа

110

100

80

100

90

Контрольная группа

150

73,3

46,6

86,6

60

Проделанная нами экспериментальная работа по опытному обучению студентов убедительно показала, что одним из направлений достижения должного уровня повышения качества профессионального образования является интеграция её теоретической и практической составляющих. Практические занятия предназначались для анализа, конструирования и моделирования реальной профессиональной деятельности с последующим анализом и обсуждением. Сущность организации учебного процесса на практических занятиях состояла в том, что студенты последовательно и поэтапно анализировали демонстрируемые им виды, условия профессиональной деятельности.

Время, затраченное на обучение в традиционной системе, составляет 18 семестров, в то время как в инновационной системе время обучения сокращается до 14 семестров.

Результаты эксперимента свидетельствует, что коэффициент усвоения знаний по профессиональной подготовке по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» составляет 0,86 по сравнению с 0,57 в контрольных группах.

Трудоустройство выпускников после окончания вуза

Табл. 3.

Специальность «Автомобили и автомобильное хозяйство»

2004 г.

2006 г.

2008 г.

По спец.

Не по спец.

По спец.

Не по спец.

По

спец.

Не по спец.

Эксперимент. Группа

80%

20%

90%

10%

91,7%

8,3%

Контрольная группа

40%

60%

44,4%

55,6%

64,3%

35,7%

Как следует из таблицы 3 выпускники, прошедшие подготовку в экспериментальной группе, в целом трудоустраиваются по полученной специальности. Дело в том, что в сельские места, в отдаленные районы республики выпускники, в основном, из-за неустроенности бытовых условий не едут трудоустраиваться. Однако, в этих районах работодатели и органы управления заключают договора со студентами (как правило, они выбирают студентов из экспериментальных групп, особо обращая внимание и на личностную их компетенцию), обеспечивая их нормальными материальными условиями. В результате количество устроившихся на работу не по специальности среди выпускников экспериментальной группы из года в год сокращается значительно, а среди выпускников контрольной группы оно незначительное.

Содержательное и методическое обеспечение курсовых, дипломных проектов повысило свою научную направленность вследствие вхождения вузов в единую сеть «колледж – вуз – НИИ».

Северо-Восточный федеральный университет создается в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 716 «О федеральных университетах», Указом Президента Российской Федерации от 21 октября 2009 года № 1172 «О создании федеральных университетов с Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах» на базе Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова с присоединением к нему ГОУ ВПО «Якутский государственный инженерно-технический институт», ГОУ ВПО «Саха государственная педагогическая академия», ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», ФГНУ «Институт прикладной экологии Севера», ФГНУ «Институт математики», ФГНУ «Институт здоровья», подведомственных Федеральному агентству по образованию, учреждений образования и науки другой ведомственной принадлежности.

Миссия Северо-Восточного федерального университета – подготовка конкурентоспособных специалистов на основе создания инновационных образовательных программ и их реализации, консолидации научных и образовательных ресурсов, генерации знаний и инноваций, создание условий для технологического прорыва в экономике и социокультурного развития населения Северо-Востока России.

В условиях интегрированного образования увеличилось число магистрантов, аспирантов, докторантов, а также выпускников, обучающихся по программе дополнительного профессионального образования «Преподаватель высшей школы», и т.д.

Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что экспериментальные материалы подтверждают, что стратегическое управление, гибко реагируя на внешние изменения, ориентируя учебно-производственную деятельность на запросы потребителей, позволяет добиваться учреждениям профессионального образования повышать эффективность управления качеством, обеспечивая его большую целенаправленность и конечный результат.

Основные результаты и выводы:

  1. Учет факторов социально-экономического развития российского общества приводит к осмыслению того, что в основу современной региональной политики должно быть положено понимание профессионального образования как одного из важнейших институтов социализации, что обеспечит стабильность функционирования общества, поскольку его основу составляют профессионально подготовленные в системе непрерывного профессионального образования личности.

  2. Определены основные функции профессионального образования в контексте стратегии комплексного социально-экономического развития региона, сформулирована целостная концепция государственной региональной политики в области профессионального образования, раскрывающая отвечающие современным условиям механизмы реализации государственной политики управления профессиональным образованием региона, трансформации сети региональных учебных заведений в единую образовательную систему.

  3. Определены положения, обуславливающие преемственность уровней и ступеней профессионального образования и создание целостного регионального образовательного пространства. Обоснованы ведущие тенденции, принципы и педагогические условия непрерывного образовательного процесса, обеспечено управление процессом профессиональной подготовки в каждом образовательном учреждении, входящем в систему непрерывного профессионального образования.

  4. Разработана концептуальная модель управленческого обеспечения развития профессионального образования в регионе, где обоснованы интегративные связи учреждений профессионального образования различных уровней, как между собой, так и с научными и производственными структурами и программные мероприятия, способствующие формированию горизонтальных и вертикальных связей системы непрерывного профессионального образования. Обоснованы управленческие и педагогические условия, определяющие формирование профессиональных качеств выпускников образовательных учреждений различного уровня, их мобильность, конкурентоспособность, готовность к производственной деятельности.

  5. Обоснованы управленческие условия ее реализации, определены структура и содержание образования на различных его уровнях и ступенях, обеспечивающих профессиональное самоопределение и самореализацию личности как субъекта региона; они включают в себя: взаимосвязь уровней и ступеней профессионального образования с преемственностью и взаимообусловленностью содержания образования и технологии педагогического процесса в них; интеграцию всех трех уровней профессионального образования в одном учреждении с созданием целостной образовательной среды.

  6. Соотнесены и согласованы управленческие и педагогические средства построения системы непрерывного профессионального образования в региональных социально-экономических условиях Республики Саха (Якутия), позволяющие любому гражданину республики повышать свой образовательный и профессиональный уровень на протяжении всей жизни.

  7. Разработана и реализована миссия интегрированного университета: подготовка конкурентоспособных специалистов на основе создания инновационных образовательных программ и их реализации, консолидации научных и образовательных ресурсов, генерации знаний и инноваций, создание условий для технологического прорыва в экономике и социокультурного развития населения Северо-Востока России.

  8. Показано, что управление инновационным развитием региональной системы профессионального образования сводится не только к регулированию процессов ее становления и развития, а, главным образом, к повышению качества профессионального образования, к подготовке компетентного, востребованного обществом и экономикой региона специалиста.

  9. В результате проведенного исследования определены и апробированы концептуальные основы развития непрерывного профессионального образования в регионе, содержащая: принципы, на основе которых оно совершенствуется; исходные положения, составляющие теоретико-методологическую основу развития региональной системы профессионального образования с учетом отечественного и зарубежного опыта; управленческие меры, определяющие модернизацию типов учреждений образования и содержание педагогической деятельности; стратегические направления развития профессионального образования в региональных условиях Республики Саха (Якутия).

Полученные результаты исследования позволяют считать его задачи выполненными, подтверждают правомерность выдвинутой гипотезы, обогащают теорию и практику организации регионального профессионального образования. Проведенное исследование не претендует на полное раскрытие всех специфических аспектов управленческого обеспечения развития региональной системы непрерывного профессионального образования. Оно открывает объектное поле дальнейших исследований по углубленному изучению феномена управленческого сопровождения в профессиональном становлении будущих конкурентоспособных специалистов.

Основные результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:

Статьи в журналах и изданиях, включенных в перечень ВАК РФ:

    1. Степанов, П.А. Дифференциация технологического обучения учащихся малочисленных народов Севера / П.А.Степанов, В.В.Макаров, Н.Н.Романов // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - №6. - С. 211-215. (авт. вкл. 70%)

    2. Степанов, П.А. Особенности организационно-управленческой работы в региональной системе образования / П.А.Степанов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2007. - №4. - С. 36-40.

    3. Степанов, П.А. Организация технологического обучения учащихся коренных малочисленных народов Севера / П.А.Степанов // Наука и образование. - 2007. - №3. - С. 74-75.

    4. Степанов, П.А. Использование информационных технологий в общении между учителями и родителями / П.А.Степанов, А.И.Голиков // Информатика и образование. - 2007. - №8. – С. 127-128. (авт. вкл. 60%)

    5. Степанов, П.А. Модели типологизации школ малочисленных народов Севера / П.А.Степнов // Высшее образование сегодня. - 2007. - №7. - С.67-71.

    6. Степанов, П.А. Становление инновационных моделей сельских школ и практика их взаимодействия в повышении качества образования / П.А.Степанов, Н.Е.Давыдов, Н.Н.Романов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - №3. - С. 45-49.

    7. Степанов, П.А. Система дуального образования в Нижней Саксонии (Германия) и возможность ее применения в условиях НПО и СПО Республики Саха (Якутия) / П.А.Степанов, Н.Е.Давыдов // Профильная школа. - 2008. - №3. - С. 47-49. (авт. вкл. 50%)

    8. Степанов, П.А. Проблемы начального профессионального образования в профессиональной работе и трудоустройстве выпускников и пути их решения / П.А.Степанов, Н.Е.Давыдов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - №2. - С. 46-50. (авт. вкл. 80%)

    9. Степанов, П.А. Проектирование системы профессионального образования в Республике Саха (Якутия) // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - №2. - С. 38-41.

Монографии:

    1. Степанов, П.А. Трудовая политехническая подготовка сельских школьников (на примере школ Республики Саха (Якутия): Монография / П.А.Степанов. – Якутск: ЯГУ – 9 п.л.

    2. Степанов, П.А. Теоретико-методологические основы управления развитием профессионального образования региона Российской Федерации на современном этапе: Монография / П.А.Степанов. – М.: ШЭПОС. – 2001. - 7 п.л.

    3. Степанов, П.А. Социально-экономические проблемы создания модели развития профессионального образования в республике Саха (Якутия): Монография / П.А.Степанов. – М.: ШЭПОС. – 2002. - 7 п.л.

    4. Степанов, П.А. Развитие профессионального образования в регионе на основе преемственности уровней образования: Монография / П.А.Степанов. – М.: «Образование и Информатика». – 2008. - 15 п.л.

Учебно-методические пособия, методические рекомендации:

  1. Степанов, П.А. Педагогическая практика студентов инженерно-педагогического факультета: учебное пособие / П.А.Степанов, В.В.Акимов. – Якутск: ЯГУ - 1997. – 1 п.л.

  2. Степанов, П.А. Рабочая программа и методические указания по выполнению курсовых работ дисциплины “Методика преподавания специальных и технических дисциплин” / П.А.Степанов, Е.В.Глебова. - М.: 1997. – 2 п.л.

  3. Степанов, П.А. Рабочая программа дисциплины “Методика преподавания специальных и технических дисциплин” / П.А.Степанов, Е.В.Глебова. - М.: 1997. – 2,5 п.л.

  4. Степанов, П.А. Организация научных исследований и выполнение дипломных работ / П.А.Степанов, Е.А.Барахсанова, О.Е.Винокурова. – Якутск: ЯГУ - 1998. – 2,5 п.л.

Научные статьи, материалы докладов и выступлений:

  1. Степанов, П.А. Трудовая политехническая подготовка школьников / П.А.Степанов // Наука – невостребованный потенциал. – Якутск, ЯГУ, 1996. - Т.3.- 0,1 п.л.

  2. Степанов, П.А. Эффективный контроль знаний студентов – важнейшее звено в подготовке инженерных кадров / П.А.Степанов, В.В.Макаров // Наука – невостребованный потенциал. – Якутск, ЯГУ, 1996. - Т.3. – 0,1 п.л.

  3. Степанов, П.А. Принцип соединения обучения с производительным трудом в школах республики (1917-30 г.г) / П.А.Степанов // Народное образование Якутии. - Якутск, БИЧИК, 1996. - № 2. – 0,2 п.л.

  4. Степанов, П.А. Политехническая трудовая подготовка учащихся / П.А.Степанов // Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов “Молодежь и наука РС(Я)”. – Якутск, ЯГУ, 1996. - Ч.3. - 0,1 п.л.

  5. Степанов, П.А. Об интеграции содержания профессионального образования / П.А.Степанов, Т.Т. Саввинов // Проблемы обеспечения трудовой занятости малочисленных народов Севера в условиях перехода к рыночной экономике. – Якутск, ЯГУ, 1997. – 0,2 п.л.

  6. Степанов, П.А. Трудовая политехническая направленность подготовки учащихся / П.А. Степанов, Т.Т. Саввинов // Проблемы обеспечения трудовой занятости малочисленных народов Севера в условиях перехода к рыночной экономике. – Якутск, ЯГУ, 1997. – 0,2 п.л.

  7. Степанов, П.А. Интеграция профессионального образования в Республике Саха (Якутия) / П.А.Степанов // Актуальные вопросы профессионально-педагогического образования: методологический аспект. – Якутск, ЯГУ, 1997. – 0,2 п.л.

  8. Степанов, П.А. Организация и проведение педагогической практики студентов индустриально-педагогического факультета / П.А.Степанов // Актуальные вопросы профессионально-педагогического образования: методологический аспект. – Якутск, ЯГУ, 1997. – 0,1 п.л.

  9. Степанов, П.А. Трудовая политехническая направленность подготовки учащихся / П.А.Степанов, Т.Т. Саввинов // Актуальные вопросы профессионально-педагогического образования: методологический аспект. – Якутск, ЯГУ, 1997. – 0,1 п.л.

  10. Степанов, П.А. Эффективный контроль знаний студентов / П.А.Степанов, В.В.Макаров // Актуальные вопросы профессионально-педагогического образования: методологический аспект. – Якутск, ЯГУ, 1997. – 0,2 п.л.

  11. Степанов, П.А. Средства информации и информационная среда / П.А.Степанов, И.В.Власов, Е.А.Барахсанова // Совершенствование профессионально-педагогического образования: информационно-технологические аспекты. Якутск, ЯГУ, 1999. – 0,1 п.л.

  12. Степанов, П.А. Педагогические условия использования технических средств обучения / П.А.Степанов, П.Д.Стрекаловский // Совершенствование профессионально-педагогического образования: информационно-технологические аспекты. – Якутск, ЯГУ, 1999. – 0,2 п.л.

  13. Степанов, П.А. Проектирование новой специальности / П.А.Степанов, Н.Н.Романов // Совершенствование профессионально-педагогического образования: информационно-технологические аспекты. - Якутск, ЯГУ, 1999. – 0,3 п.л.

  14. Степанов, П.А. Разработка стандарта специальности «Технология и дизайн» / П.А.Степанов // Этнопедагогические аспекты обучения и воспитания. (Материалы республиканской научно-практической конференции 12 июня 2000 г.). - Якутск, БИЧИК, 2000. – 0,2 п.л.

  15. Степанов, П.А. Роль тестового и «классического» методов контроля знаний студентов в формировании профессиональных качеств специалистов / П.А.Степанов, В.В.Макаров, А.С.Платонов // Проблемы формирования личности в современном ВУЗе. – Якутск, ЯГУ, 2001.- 0,2 п.л.

  16. Степанов, П.А. Управление развитием профессионального образования в регионе (международная конференция в Риме) / П.А.Степанов // Успехи современного естествознания. - М.: 2004. - №1. - С. 0,3 п.л.

  17. Степанов, П.А. Научно-теоретические основы управления профессиональным образованием региона в условиях рыночной экономики (на примере Северо-Восточного региона РФ) / П.А.Степанов // Философско-исторические основы общего образования в России (Материалы всероссийской конференции 3-4 октября 2002 г.). - М.: 2002. – 0,3 п.л.

  18. Степанов, П.А. Социально-экономические основы управления развитием профессионального образования в регионе / П.А.Степанов // Профессиональная деформация и проблемы профессионализма. (Материалы научно-практической конференции НОУ «Высшая школа социально-управленческого консалтинга»). - М.: 2002. - №5. – 0,2 п.л.

  19. Степанов, П.А. О необходимости перехода к единым федеральным экзаменам в вузе / П.А.Степанов, В.В.Макаров // Качество высшего профессионального образования: проблемы, задачи, перспективы в контексте модернизации образования. – Якутск, ЯГУ, 2003. – 0,1 п.л.

  20. Степанов, П.А. Организационно-управленческие аспекты развития системы профессионального образования в условиях социально-экономической ситуации северо-восточного региона / П.А.Степанов // Профессиональная деформация и проблемы профессионализма. (Материалы научно-практической конференции НОУ «Высшая школа социально-управленческого консалтинга»). - М.: 2003. - №6. – 0,2 п.л.

  21. Степанов, П.А. Моделирование взаимосвязанности экономики, технологий в образовании / П.А.Степанов, Н.Н.Романов // Комплексная оценка вуза как мониторинг системы качества образования и воспитания. – Якутск, ЯГУ, 2005. - 0,1 п.л.

  22. Степанов, П.А. Единство составляющих поиска способов жизнедеятельности / П.А.Степанов, В.В.Макаров, Н.Н.Романов // Комплексная оценка вуза как мониторинг системы качества образования и воспитания. – Якутск, ЯГУ, 2005. - 0,2 п.л.

  23. Степанов, П.А. Возможности моделирования студентами теоретических знаний / П.А.Степанов, В.В.Макаров, Н.Н.Романов // Университет 21 века: достижения, перспективы, стратегия развития: Материалы межвузовской научно-практической конференции посвященной 50-летию Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова. 2-3 февраля 2006 г. – Якутск, ЯГУ, 2006. - 0,2 п.л.

  24. Степанов, П.А. Дифференциация технологического обучения учащихся коренных малочисленных народов Севера / П.А.Степанов, В.В.Макаров, Н.Н.Романов // Образование и глобализация (Вторая Байкальская международная конференция.) Часть 2. - Улан-Удэ, БГУ, 2006. - 0,3 п.л.

  25. Степанов, П.А. Аспекты подготовки рабочих кадров: выбор в эпоху глобализации / П.А.Степанов, А.А.Борисов, А.Д.Захаров, В.В.Макаров // Образование и глобализация (Вторая Байкальская международная конференция.) Часть 2. - Улан-Удэ, БГУ, 2006. – 0,3 п.л.

  26. Степанов, П.А. Мониторинг профессиональной подготовки кадров на рынке образовательных услуг / П.А.Степанов // Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». - 2004. - №4. – 0,3 п.л.

Всего по теме диссертационного исследования автором опубликовано научных и учебно-методических трудов общим объемом 56 печатных листов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Управление бюджетными расходами в субъектах российской федерации (на примере республики саха (якутия))

    Автореферат
    Защита диссертации состоится 19 февраля 2010 года в часов на заседании диссертационного совета Д 003.001.02. в Институте экономики и организации промышленного производства СО РАН по адресу: 630090, г.
  2. Система профессиональной подготовки специалистов этнокультурной деятельности 13. 00. 05 Теория, методика и организация социально-культурной деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 13 ноября 2007 года в 16 часов на заседании Диссертационного совета Д 210.019.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств по адресу:
  3. Институциональные основы трансформации социальной структуры населения региона (на примере Республики Саха (Якутия)

    Автореферат
    Защита состоится 24 июня 2004 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета Д-502.006.16 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, г.
  4. Научно-методическое обеспечение и организация многоуровневой подготовки кадров информатизации региональной системы общего образования (на примере Дальневосточного федерального округа) 13.

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в Институте информатизации образования Российской академии образования, в лаборатории проблем информатизации профессионального образования
  5. Совершенствование управления демографическим развитием региона

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре труда и социальной политики Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Другие похожие документы..