Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Образовательная программа'
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.07.2001 № 2572 «Об утверждении Государственного образовате...полностью>>
'Закон'
1. Внести до Закону України "Про вибори депутатів Верховної Ради Автономної Республіки Крим, місцевих рад та сільських, селищних, міських голів&...полностью>>
'Закон'
Доклад «Наказы избирателей. Организация работы по формированию и реализации наказов. Законодательная база по финансированию выполнения наказов избира...полностью>>
'Публичный отчет'
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Сахарозаводская средняя общеобразовательная школа» является правопреемником Покровской восьмилетней шко...полностью>>

Управление стратегическим развитием региональной системы профессионального образования в условиях социально-экономических преобразований (на примере Республики Саха (Якутия) 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (1993-1996 гг.) изучалась и анализировалась литература по проблеме исследования, анализировался и обобщался опыт работы учреждений профессионального образования, осуществлялись уточнение понятийного аппарата, построение исходной гипотезы исследования, выбор теоретико-методологической базы исследования, выявлялись теоретические подходы к проблеме управления профессиональным образованием в регионе.

На втором этапе (1996-1998 гг.) разрабатывалась в условиях региона система управленческой поддержки процесса развития профессионального образования. На основе анализа эмпирических данных выявлялись противоречия, характерные для системы профессионального образования республики, определены особенности функционирования учреждений профессионального образования различного уровня, конструирована концептуальная модель управленческого обеспечения развития системы профессионального образования республики.

На третьем этапе (1999-2010 гг.) осуществлялись: опытно-экспериментальная проверка разработанных теоретических положений модели; практическое освоение педагогических условий, анализ их эффективности; качественно-количественный анализ полученных результатов, их обобщение и анализ; проверка достоверности выводов, разработка обобщений, основных рекомендаций; оформление диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования и его наиболее значимые результаты заключаются в следующем:

- определено, что ведущим управленческим и педагогическим условием оптимизации подготовки специалистов является внешняя и внутренняя интеграция непрерывного профессионального образования в рамках регио­нального образовательного пространства, содержание и механизм реализации маркетинга образовательных услуг, ин­формационно-нормативная база мониторинга региональной системы профессионального образования;

- определены структура и функции региональной государственной и общественной систем управления профессиональным образова­нием в регионе и на этой основе разработана структурно-функциональная модель управления развитием непрерывного профессионального образования в Республике Саха (Якутия), ориентированная на подготовку профессиональных кадров, которые будут востребованы с учетом перспектив развития региона;

- обоснованы управленческие условия ее реализации, определены структура и содержание образования на различных его уровнях и ступенях, обеспечивающих профессиональное самоопределение и самореализацию личности как субъекта региона; они включают в себя: взаимосвязь уровней и ступеней профессионального образования с преемственностью и взаимообусловленностью содержания образования и технологии педагогического процесса в них; интеграцию всех трех уровней профессионального образования в одном учреждении с созданием целостной образовательной среды;

  • определены основные функции профессионального образования в контексте стратегии комплексного социально-экономического развития региона, сформулирована целостная концепция государственной региональной политики в области профессионального образования, раскрывающая отвечающие современным условиям механизмы реализации государственной политики управления профессиональным образованием региона, трансформации сети региональных учебных заведений в единую образовательную систему;

- соотнесены и согласованы управленческие и педагогические средства построения системы непрерывного профессионального образования в региональных социально-экономических условиях Республики Саха (Якутия), позволяющие любому гражданину республики повышать свой образовательный и профессиональный уровень на протяжении всей жизни.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке концептуальных основ управления стратегическим развитием региональной системы профессионального образования с учетом социально-экономических преобразований, общественно-политической ситуации в Республике Саха (Якутия).

Совокупность теоретических положений, методических построений и выводов проведенного исследования содержит в себе управленческое и педагогическое решение эффективного развития профессионального образования на региональном уровне, которое включает в себя:

  • концептуальные подходы к управлению совершенствованием системы профессионального образования на основе анализа соответствующего теоретического материала и реальных условий региона, а также вертикальных и горизонтальных связей между учреждениями профессионального образования разного уровня;

  • основные функциональные элементы профессионального образования (субъекты образования и различные ведомства, причастные к профессиональной подготовке), интегративные процессы (мобильность в решении приоритетных социально-экономических задач, гибкость структурно-организационных форм, совместное решение вопросов использования материальных средств);

  • педагогические условия подготовки профессиональных кадров в системе регионального профессионального образования, ключевым из которых является внешняя и внутренняя интеграция непрерывного профессионального образования в рамках регио­нального образовательного пространства;

  • критерии эффективности функционирования республиканской системы непрерывного профессионального образования.

Практическая значимость исследования. Научные результаты, основные положения диссертаци­онного исследования положены в основу республиканских концепций, программ, учтены: при подготовке региональной программы развития образования в Республике Саха (Якутия); при разра­ботке нормативных документов и положений, определяющих ре­гиональный аспект деятельности учебных заведе­ний; при создании организационных структур управления про­фессиональным образованием в регионе; при формировании системы мониторинга регионального профессио­нального образования; при создании региональных комплексов профессионального образования и их финансового механизма.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику.

Ход и результаты исследования на различных его этапах докладывались и получили положительную оценку на региональных, всероссийских, международных конференциях, на заседаниях кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления образованием педагогического института ГОУ ВПО «Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова», на заседаниях научно-исследовательской лаборатории «Проблемы психолого-педагогического образования в средней и высшей школе» в ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет». (Всероссийская конференция в г. Москве в 2002, 2003 гг., Международная конференция в Риме (2004), Вторая Байкальская Международная конференция в г. Улан-Удэ 2006 г.). Диссертант участвовал в разработке республиканских документов по перестройке системы финансирования и управления профессиональными учебными заведениями (Государственная Программа Республики Саха (Якутия) развития образования в период до 2010 г., Концепция развития профессионального развития в Республике Саха (Якутия)) – 2009 г.

Результаты исследования апробированы и внедрены в практику индустриально-педагогического колледжа г. Якутска, Намского педагогического колледжа и педагогического института Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова.

Положения, выносимые на защиту:

1. Содержательная характеристика управленческих основ развития республиканской системы непрерывного профессионального образования, которую составляют: децентрализация управления, реагирующая на социально-экономические и другие возможности региона, на появление рынка в стране; стратегические и комплексно-целевые планы, программы развития профессионального образования в республике; расширение государственно-общественного управления образованием, обеспечивающее устойчивое финансирование образовательных учреждений на основе сотрудничества власти, бизнеса и системы образования; обновление функций, механизмов управления, направленных на обеспечение открытости профессиональной образовательной системы, ее динамичности, гибкости на основе преемственности ступеней и уровней профессионального образования, реструктуризации сети учреждений путем их укрупнения, кооперации и интеграции.

2. Реструктуризация системы профессионального образования на базе начального профессионального образования + среднего профессионального образования, начального профессионального образования + высшего профессионального образования, среднего профессионального образования + высшего профессионального образования, начального профессионального образования + среднего профессионального образования + высшего профессионального образования предусматривает создание образовательных учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы разного уровня, дифференциацию учреждений по уровням финансирования и собственности с переходом на смешанную систему финансирования из бюджетов различных уровней, обеспечение дополнительных (внутренних) возможностей социально-профессиональной востребованности и конкурентоспособности выпускников учреждений профессионального образования.

3. Концептуальная модель управленческого обеспечения развития республиканской системы профессионального образования построена с учетом мировых и отечественных тенденций развития профессионального образования и состоит из следующих структурно-уровневых компонентов: целевых (цели, принципы, задачи), содержательных (функции, основные направления деятельности), операционно-действенных (этапы, формы, методы, условия), оценочно-результативных (критерии и показатели), а также их системообразующих связей, направленных на обеспечение преемственности и интегративности уровней и ступеней профессионального образования.

4. Педагогические условия, способствующие реализации разработанной модели, и разработанные на основе диверсификационных технологий управления, сочетающих элементы рыночного регулирования со способами государственного управления, и содержат в себе: реструктуризацию системы профессиональных образовательных учреждений; обеспечение согласованности учебных планов и рабочих программ образовательных учреждений различного уровня; взаимодействие учреждений профессионального образования с социально-экономическими и общественными факторами окружающего социума; практико-ориентированную направленность содержания профессионального образования; ориентированность содержания и форм учебно-воспитательного процесса на интериоризацию студентами ценностей общества, общности общечеловеческой и этнической культуры; использование в педагогическом процессе инноваций, обеспечивающих профессиональное и личностное развитие студентов.

Структура и содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, сформулирована проблема, определены объект, предмет, цель, гипотеза и задачи; определены методологические подходы и теоретические основы, указаны методы, этапы исследования; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Методологические основы управленческого обеспечения развития регионального профессионального образования» представлены анализ методологических основ проводимого исследования и характеристика в условиях глобализации современной социально-экономической ситуации в стране и ее влияние на развитие системы непрерывного профессионального образования.

На основе анализа методологических основ проводимого исследования определены концептуальные положения организационно-управленческого обеспечения развития профессионального образования в регионе. При определении концептуальных подходов к управлению региональной системой непрерывного профессионального образования мы исходили из разработанных специалистами (В.Г.Афанасьев, И.Ансофф, В.М.Гаськов, А.Т.Зуб, М.М.Поташник, П.И.Третьяков, А.А.Томпсон и др.) закономерностей и принципов, выделив те из них, которые по сути и содержанию близки для решения поставленных в работе задач.

Стратегическим направлением развития системы образования в  веке является непрерывное образование. Непрерывное образование является одним из ведущих факторов экономического и социального прогресса, духовного обновления общества. Ориентация на общечеловеческие ценности, гуманизация, вариативность, воспитание активности, независимости личности стремящегося к образованию человека, учет культурных традиций являются ведущей идеей реформирования системы профессионального образования в стране. В рамках системы непрерывного образования человек может осуществлять выбор образовательных траекторий в соответствии с его индивидуальными потребностями и способностями, а также, исходя из потребностей рынка труда и перспектив развития производства и общества в целом.

Методологические основы развития профессионального образования в стране исходят из проблем социально-экономического развития страны. Переход к рыночной экономике сопровождается развитием малого и среднего бизнеса, ростом государственных и коммерческих структур, кадровых потребностей предприятий всех форм собственности в специалистах разных профессий. Появляются новые профессии, возрастают требования к квалификации выпускников профессиональных учебных заведений. Постоянно меняющиеся процессы, происходящие в социально-экономической сфере, требуют стратегического управления активизацией деятельности профессиональных учебных заведений всех уровней.

На основе анализа соответствующей литературы систематизированы принципы управления стратегическим развитием непрерывного профессионального образования, отражающие закономерности социально-экономических и иных преобразований: сочетание общественного и государственного интересов и интересов каждой личности (объединение в процессе управления потребности, интересы и цели всех субъектов образования); гуманизация (признание своеобразия, неповторимости, уникальности каждого обучающегося); научность (философские, социологические, психолого-педагогические законы и закономерности, раскрывающие сущность социально-экономических, общественно-политических изменений в обществе); объективность и конкретность (учет реальных условий, конкретных возможностей российской действительности, регионов); оптимальность и эффективность (выбор рациональных условий и способов организации образовательной деятельности, которые приведут к достижению поставленной цели в предполагаемые сроки с наименьшими затратами); системность (определение связей и взаимодействия научных, культурно-просветительных, производственных и др. учреждений в едином комплексе профессионального образования).

Предмет нашего исследования опирается на методологию системного исследования, где предмет педагогики выступает как соотношение между социально-экономической, социально-педагогической действительностью и ее отражением в решении поставленных в работе задач. Итак, управление развитием образования – определение перспективы его развития, включающее постановку глобальной цели, разработку и реализацию стратегии, оценку и корректировку ее цели и реализацию с учетом изменившихся внешних и внутренних условий.

Методологический аспект форми­рования стратегии развития профессионального образования рассматривается в трудах И.Ансоффа, Б.С.Гершунского, О.С.Виханского, А.Т.Зуба, А.И.Пригожина и др. В них отмечается, что стратегия - это инструмент, который помогает в работе системы здравоохранения и образования. Авторы исходят из того, что стратегиче­ское планирование и развитие образования обусловлено:

- потребностью получения объективных многоаспектных данных о реальном состоянии всех звеньев образования;

- важностью мониторинговой оценки и коррекции ценностей и целей об­разования на личностном, общественном и государственном уровнях;

- неотложностью поиска и обоснования системы средств, направленных на обеспечение всех звеньев образования необходимыми ресурсами для реализации ценностей и целей образования;

- потребностью преодоления спонтанных, недостаточно обоснованных концепций, ведущих к реформаторским потрясениям образовательной сферы, лишающих ее необходимой стабильности и устойчивости в решении реальных проблем.

На этой основе мы предусматриваем, чтобы при стратегическом планирова­нии развития регионального образования исходить из стратегического обоснования развития системы образования в стране, переходя к планированию образовательной деятельности в регионе, на разных ступенях профессионального образования и на уровне конкретного учебного заведения с учетом специфических ус­ловий его функционирования. Это позволяет выявлять все инварианты к решению поставленной задачи и учитывать их на разных уровнях стратегического планирования.

Стратегическое управление как методологическое основание проводимого нами исследования управленческого обеспечения развития региональной системы непрерывного профессионального образования представляет собой определение долгосрочной перспективы развития образования. Непрерывное изменение внутренней и внешней среды обусловливает постоянную корректировку его стратегии. Отсюда создание стратегии – это процесс, а не единовременное действие. Комплексный подход при построении системы стратегического управления непрерывным профессиональным образованием предполагает комплексный анализ его деятельности, влияния социально-экономических, общественно-политических условий на образование как социально-педагогическую систему, разработку динамичной структуры и технологии управления. В условиях глобализации мира необходимо новое понимание страте­гии и тактики развития профессионального образования в стране. Важнейшей его задачей является обеспечение открытости отечественной сис­темы профессионального образования, вхождение российской системы в миро­вое образовательное пространство.

Также определены ведущие тенденции, выступающие как ориентир в стратегии управления развитием системы непрерывного профессионального образования на современном этапе. Ведущей из них является тенденция гуманистической направленности образования, которая относится к личности обучаемого и находит свое выражение в: создании условий для полного развития способностей, обогащения потребностей, интересов и запросов личности на протяжении всей жизни; интеграции индивидуальных и социальных аспектов человеческой личности в ее деятельности; организации обучения посредством максимального учета способностей и предыдущего уровня подготовки обучаемых; саморазвитии, самообразовании, самоорганизации, саморегуляции, самоконтроле в течение всей жизни.

Другой тенденцией является изменение содержания образования, отнесенная к образовательному процессу, что выражается в: гибкости, вариативности и дифференциации содержания, форм и методов обучения; преемственности, маневренности разноуровневых профессиональных образовательных программ посредством их сквозной стандартизации; учете требований предыдущего уровня образования последующим; обеспечении целостности учебно-воспитательного процесса на различных образовательных уровнях.

Тенденция целостности образовательной системы отражает организационную структуру системы непрерывного профессионального образования и выражается в: многоуровневости, многопрофильности и многофункциональности профессионального образования; структурной, содержательной, функциональной интеграции образовательных учреждений различных уровней; преемственности базового и дополнительного профессионального образования; создании единого регионального образовательного пространства. Единство непрерывного профессионального образования заключается в единстве целей образования на всех его этапах и во всех звеньях, которые органически сочетаются с самостоятельностью и разнообразием учебных заведений. Преемственность профессионального образования обеспечивается поступательным движением педагогического процесса во всех звеньях системы непрерывного образования, что позволяет обеспечить мотивационную, предметную, операциональную готовность обучающихся к переходу на новые ступени образования и самообразования.

Управление развитием и модернизацией профессионального образования осуществляется с учетом государственной поддержки данного социального явления в стране на основе обеспечения устойчивого финансирования учреждений профессионального образования путем сотрудничества власти, бизнеса, производственных коллективов и системы образования, формирования эффективных форм государственно-общественного управления на основе потребностей рынка труда и складывающихся форм собственности, развития системы непрерывного профессионального образования на основе преемственности начального, среднего и высшего профессионального образования, реструктуризации сети учреждений путем их укрупнения, кооперации и интеграции с целью реализации профессиональных образовательных программ разного уровня и профиля.

Как видно из приведенного в главе материала, управление развитием профессионального образования является сложным, многогранным процессом, в котором задействованы как его субъекты, так и множество взаимосвязанных с ним сторонних структур, без которых невозможно направлять его эффективное функционирование.

Во второй главе «Теоретические основы управленческого обеспечения развития регионального профессионального образования» раскрываются сущность процесса регионализации образования, концептуальные подходы к управленческому обеспечению развития профессионального образования и методологические проблемы разработки стратегии его развития в регионе.

Исходный материал для анализа региональной системы образования в России мы нашли в трудах А.К.Адамова, А.И.Арнольдова, Б.М.Бим-Бада, Б.С.Гершунского, А.С.Запесоцкого, а также в исследованиях Б.Л.Вульфсона, А.Н.Джуринского, Г.Д.Дмитриева, И.А.Колесниковой, Л.А.Степашко и др.

Из изученных материалов вытекает, что эволюционно сложившееся бытие сообщества людей представляет собой конкретную цивилизацию. Региональная специфика российского образования видна из специфики, характерной в основном для России. Как известно, границы Российской империи расширялись за счет азиатского Севера. С судьбою доминирующей нации России тесно переплелись судьбы других народов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, которые не имели своей государственности. Русские в течение нескольких веков мирно двигались на Восток Евразии, присоединяя территории и народы, не имевшие государственных образований. И создается самобытное, самодостаточное сообщество наций и народов на основе взаимодействия, взаимопроникновения идей и идеалов западной, восточной и циркумполярной цивилизаций. И на этой основе рождается и развивается самодостаточная региональная российская педагогическая цивилизация, которая развивается на основе определенных закономерностей:

- основу региональной системы образования составляет российская цивилизация, которая развивается как синтез передовых традиций, идей и мыслей рациональной западной и традиционной восточной цивилизаций;

- общественно-политическое устройство государства определяет содержание образовательной системы страны, основное направление ее развития;

- социально-экономическая жизнь общества обусловливает принятые на государственном уровне темпы и качество развития образования в стране;

- мировосприятие, культура, менталитет многонационального населения России, представляя цивилизационную идентификацию, сформировались в результате взаимодействия западной и азиатской цивилизаций, сохранив свои этнические особенности, обеспечивают содержание, технологию всей образовательной сферы в учреждениях образования;

- региональная система образования – это результат социально-культурного опыта многих поколений народов, убежденных в возможности собственного исторического творчества, в условиях цивилизационного разнообразия мира.

Концептуальное значение регионализации образования заключается в возрождении культурного наследия, национальных традиций региона и приобщении к ним молодого поколения, расширении организационной свободы в решении вопросов в сфере образования в соответствии с социальными, экономическими потребностями региона, определяющим развитие интеллектуально-творческого потенциала региона.

Итак, регионализация рассматривается как способность региональной системы образования как составной части единого федерального образовательного пространства создать условия для удовлетворения образовательных интересов личности, этноса, общества с учетом социально-экономических, этнографических, исторических этнокультурных и других особенностей региона. Якутия занимает огромную территорию, расположенную в трех часовых поясах на вечной мерзлоте, с большим запасом полезных ископаемых. В Программе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) предусматриваются перспективы развития производства, социальной сферы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Управление бюджетными расходами в субъектах российской федерации (на примере республики саха (якутия))

    Автореферат
    Защита диссертации состоится 19 февраля 2010 года в часов на заседании диссертационного совета Д 003.001.02. в Институте экономики и организации промышленного производства СО РАН по адресу: 630090, г.
  2. Система профессиональной подготовки специалистов этнокультурной деятельности 13. 00. 05 Теория, методика и организация социально-культурной деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 13 ноября 2007 года в 16 часов на заседании Диссертационного совета Д 210.019.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств по адресу:
  3. Институциональные основы трансформации социальной структуры населения региона (на примере Республики Саха (Якутия)

    Автореферат
    Защита состоится 24 июня 2004 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета Д-502.006.16 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, г.
  4. Научно-методическое обеспечение и организация многоуровневой подготовки кадров информатизации региональной системы общего образования (на примере Дальневосточного федерального округа) 13.

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в Институте информатизации образования Российской академии образования, в лаборатории проблем информатизации профессионального образования
  5. Совершенствование управления демографическим развитием региона

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре труда и социальной политики Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Другие похожие документы..