Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Нарушение прав и интересов ребенка (детей) выражается в (жестокое обращение, злоупотребление родительскими правами, хронический алкоголизм или нарком...полностью>>
'Документ'
За 75 лет своей деятельности университет стал одним из крупнейших медицинских вузов страны. В этот период развивалась и совершенствовалась научно-исс...полностью>>
'Документ'
ПРЕДИСЛОВИЕВООБРАЖЕНИЕ И ВНИМАНИЕ. ПЕРВЫЙ СПОСОБ РЕПЕТИРОВАНИЯАТМОСФЕРА. ВТОРОЙ СПОСОБ РЕПЕТИРОВАНИЯИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА. ДЕЙСТВИЯ С ОПРЕДЕЛЕННОЙ О...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
Гражданское право. Словарь основных терминов (глоссарий) по специальности 030501.65– Юриспруденция. – Красноярск: Филиал НОУ ВПО «СПб ИВЭСЭП» в г. Кр...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Сравнительная анатомия животных  Для специальности

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Х.М. БЕРБЕКОВА

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра общей биологии, экологии и природопользования

Утвержден Согласовано

на заседании кафедры «____» _______________2009г.

от «____»_______2009г Декан___________Паритов А. А.

Протокол №____

Зав. кафедрой________Р. И. Дзуев

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДС.02.4.Сравнительная анатомия животных 
Для специальности - 020201.65-Биология

Нальчик 2009

Сабанова Раиса Кадировна, кандидат биологических наук, доцент

кафедры общей биологии, экологии и природопользования.

Учебно-методический комплекс по дисциплине ДС.02.4.  Сравнительная анатомия животных 

Шифр 020201.65 - Биология.

Дисциплина входит в федеральный /региональный компонент цикла Естественнонаучных дисциплин и является обязательной для изучения

СОДЕРЖАНИЕ

3. Аннотация к УМКД

4

4. Выписка из ГОС ВПО

4

5.

Рабочая учебная программа

5

5.3.

Пояснительная записка

7

5.4.

Распределение часов по семестрам

8

5.5.

Тематический план курса

9

5.6.

Содержание учебного материала

9

5.7.

Глоссарий по дисциплине

12

5.8.

Формы контроля по дисциплине

13

5.9.

Список литературы (основная и дополнительная)

19

5.10.

Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности (направления)

20

5.11.

Дополнения и изменения в рабочей программе на очередной учебный год

21

6.

Учебно-методическое обеспечение

22

6.1.

Методические рекомендации для преподавателя

22

6.2.

Методические рекомендации для студентов

22

6.3.

Программа по организации контролируемой самостоятельной работы студентов

23

6.4.

Обеспеченность образовательного процесса по дисциплинам специализированным и лабораторным оборудованием

25

6.5.

Карта обеспеченности литературой по дисциплине

25

6.6.

Перечень обучающих и контролируемых компьютерных программ, мультимедиа и интерактивные материалы

27

7.

Текущая и итоговая аттестация студентов по дисциплине

28

8.

Использование инновационных методов в процессе преподавания

35

3. АННОТАЦИЯ

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сравнительная анатомия животных» – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплин блока ДС учебного плана подготовки студентов по специальности 020201.65-Биология. 

В состав УМК по дисциплине включаются:

  • рабочая программа учебной дисциплины экология;

  • протокол ежегодных дополнений и изменений к рабочей программе;

  • глоссарий по дисциплине

  • структура учебного курса;

  • учебно-методические указания, пособия и другие методические материалы по экологии;

  • карта обеспеченности студентов учебной литературой;

  • контрольные вопросы, выносимые на зачет;

  • контрольные вопросы, выносимые на экзамен;

  • контрольно-измерительные материалы по рейтинговой оценке знаний;

Составление и использование УМК по курсу «Сравнительная анатомия животных» направлено на решение следующих задач:

  • своевременное отражение в содержании образования результатов развития науки, техники, производства и др. сфер общественной практики;

  • последовательная реализация внутри- и междисциплинарных логических связей;

  • рациональное распределение учебного времени по темам курса и видам учебных занятий;

  • улучшение планирования и организации самостоятельной учебных занятий студентов с учетом их бюджета времени, полноценное обеспечение самостоятельной работы учебной литературой и др. информационными источниками;

  • активизация познавательной деятельности студентов, развитие их творческих способностей, усиление взаимосвязи учебного и исследовательского процесса;

  • усиление профессиональной направленности учебно-воспитательного процесса с учетом специфических условий и потребностей предприятий.

4. ВЫПИСКА ИЗ ГОС ВПО

Государственного образовательного стандарта по специальности 020201.65 Биология по дисциплине ДС.02.4. Сравнительная анатомия животных  отсутствует.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Х.М. БЕРБЕКОВА

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра общей биологии, экологии и природопользования

Утверждаю

Декан БФ ___________ А. Ю. Паритов

«____» _________2009г

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (РУПД)

Шифр и наименование дисциплины: ДС.02.4. Сравнительная анатомия животных 
Специальность (направление): 020201.65-Биология

Нальчик 2009

Разработчик рабочей программы к.б.н., доцент кафедры общей биологии, экологии и природопользования Сабанова Р. К.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры общей биологии, экологии и природопользования

Протокол №____

от «_____»______________ 200 __ г.

Заведующий кафедрой ____________Р.И. Дзуев

Одобрена Учебно-методическим советом биологического факультета «_____»__________________ 200 ___ г.

Председатель ______________/ А.Ю. Паритов/

5.3. Пояснительная записка

Цели и задачи изучения дисциплины

Курс сравнительной анатомии должен знакомить студентов с общими закономерностями организации и изменениями в эволюции тканей и органов, а также системы органов всех позвоночных животных.

Основной целью спецкурса «Сравнительная анатомия животных» является исследование преобразований сходных органов у различных животных, изучение филогении организмов.

Задачами изучения спецкурса «Сравнительная анатомия животных» являются:

  1. Определение основных понятий. Основные принципы филогенетического формообразования.

  2. Изучение сравнительно-анатомических характеристик сходных органов у различных животных.

  3. Знакомство с палеонтологическим методом в филогении.

При изучении данной дисциплины к уровню освоения студентами содержания данного курса предъявляются следующие требования:

  • Основные понятия и принципы филогенетического формообразования

  • Организация хордовых животных. Общие покровы

  • Морфофизиологические закономерности эволюции

  • Особенности анатомии позвоночных животных,

  • Сравнительная цитогенетика животных,

  • Индивидуальное развитие позвоночных животных,

  • Филогенез органов

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

  1. Изучить особенности экологии и анатомии подтипа позвоночных (Vertebrata),

  2. Провести филогенез систем органов позвоночных животных,

  3. Изучить вопросы экологии млекопитающих.

Связь с предшествующими дисциплинами

  1. Биология,

  2. Экология,

  3. Анатомия.

5.4. Распределение часов по семестрам

по дисциплине «Сравнительная анатомия животных»

Специальность: 020201. 65 Биология

Номер

Учебные занятия

Форма

семестра

Общий

Аудиторные

СРС

аттестации

объем

Всего ауд

Лекции

Лаб.

Практ.

9

56

34

16

18

-

22

Зачет

5.5. Тематический план изучения дисциплины по с/к «Сравнительная анатомия животных»

5.5.1. Тематический план лекций

Тема

Часы

1

Основные понятия и принципы филогенетического формообразования:

4

2

Организация хордовых животных. Общие покровы

2

3

Мышечная и нервная система:

4

4

Органы чувств.

2

5

Филогенез некоторых органов позвоночных

4

Итого:

16

5.5.2.Тематический план лабораторных занятий

Тема

Часы

1

Класс рыбы

        1. Изучение внешнего вида рыбы.

        2. Вскрытие рыбы.

        3. Изучение внутреннего строения рыб.

        4. Изучение строения жабры, кровеносной системы.

        5. Скелет рыбы.

Цель: На примере класса рыб изучить характерные черты подтипа позвоночных, а также проследить связь между организацией рыб и средой их обитания (приспособления к условиям существования в водной среде).

4

2

Класс земноводные

  1. Изучение внешнего и внутреннего строения лягушки.

  2. Схема кровеносной системы амфибий.

  3. Перечень приспособлений к водной и наземной среде.

Цель: Изучить изменения прогрессивного и приспособительного характера в классе земноводных на примере лягушки.

3

3

Класс пресмыкающиеся

        1. Внешнее и внутреннее строения ящерицы.

        2. Кровеносная и нервная система ящерицы.

        3. Скелет рептилий.

Цель: Изучить пресмыкающиеся как первый класс группы настоящих наземных позвоночных, представители которого обладают комплексом приспособлений к обитанию на суше вне всякой связи с водной средой.

3

4

Класс птиц.

Класс млекопитающие

Цель: Изучить особенности строения и жизнедеятельности птиц в связи с приспособлением к полету;

изучить характерные признаки наиболее прогрессивной группы позвоночных, от которой ведет своё начало и семейство гоминид.

4

5

Филогенез некоторых органов позвоночных:

1.Сравнительная анатомия кожных покровов позвоночных.

2. Сравнительная анатомия скелета передней конечности позвоночных

Цель: а). Проследить гомологию в строении скелета передней конечности представителей различных классов позвоночных;

б). Проследить основные направления эволюции кожных покровов; в). Выявить связь между особенностями строения кожных покровов и условиями обитания животных.

4

Итого:

18

5.6. Содержание учебного материала

Тема 1. Основные понятия и принципы филогенетического формообразования.

  1. Организм и орган

  2. Метод сравнения и гомология органов

  3. Прогресс, регресс и специализация органов

  4. Индивидуальные или физиологические корреляции

Основная литература:

  1. Беклемешев В.Н. Основы сравнительной анатомии беспозвоночных. М.: Наука, 1964.

  2. Шмальгаузен И.И. Основы сравнительной анатомии позвоночных животных. М., Гос. учебно-пед. изд-во Наркомпроса РСФСР, 1938.

  3. Дзуев Р.И., Сабанова Р.К., Сухомесова М.В. Лабораторный практикум по спецкурсу «Сравнительная анатомия животных». Нальчик, 2002, 68с.

Дополнительная литература:

  1. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных в 2-х томах. М.: Изд-во «Мир», 1992.

  2. Северцов А.С. Введение в теорию эволюции. М., Изд-во ун-та, 1981.

Тема 2. Организация хордовых животных. Общие покровы.

  1. Общая организация позвоночных

  2. Покровы позвоночных

3. Роговые образования

Основная литература:

  1. Дзержинский Ф.Я. Сравнительная анатомия позвоночных животных. М.: Изд-во «Черо», 1998.

  2. Дзуев Р.И., Сабанова Р.К., Сухомесова М.В. Лабораторный практикум по спецкурсу «Сравнительная анатомия животных». Нальчик, 2002, 68с.

  3. Шмальгаузен И.И. Основы сравнительной анатомии позвоночных животных. М., Гос. учебно-пед. изд-во Наркомпроса РСФСР, 1938.

Дополнительная литература:

  1. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных в 2-х томах. М.: Изд-во «Мир», 1992.

  2. Северцов А.С. Введение в теорию эволюции. М., Изд-во ун-та, 1981.

Тема 3. Мышечная система.

  1. Мускулатура беспозвоночных

  2. Мускулатура позвоночных

  3. Висцеральная и соматическая мускулатура

  4. Электрические органы

Основная литература:

  1. Дзержинский Ф.Я. Сравнительная анатомия позвоночных животных. М.: Изд-во «Черо», 1998.

  2. Дзуев Р.И., Сабанова Р.К., Сухомесова М.В. Лабораторный практикум по спецкурсу «Сравнительная анатомия животных». Нальчик, 2002, 68с.

  3. Шмальгаузен И.И. Основы сравнительной анатомии позвоночных животных. М., Гос. учебно-пед. изд-во Наркомпроса РСФСР, 1938.

Дополнительная литература:

  1. Беклемешев В.Н. Основы сравнительной анатомии беспозвоночных. М.: Наука, 1964.

  2. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных в 2-х томах. М.: Изд-во «Мир», 1992.

Тема 4. Нервная система.

  1. Нервная система беспозвоночных

  2. Нервная система хордовых животных

  3. Обзор строения головного мозга в различных классах

Основная литература:

  1. Дзержинский Ф.Я. Сравнительная анатомия позвоночных животных. М.: Изд-во «Черо», 1998.

  2. Дзуев Р.И., Сабанова Р.К., Сухомесова М.В. Лабораторный практикум по спецкурсу «Сравнительная анатомия животных». Нальчик, 2002, 68с.

  3. Шмальгаузен И.И. Основы сравнительной анатомии позвоночных животных. М., Гос. учебно-пед. изд-во Наркомпроса РСФСР, 1938.

Дополнительная литература:

  1. Беклемешев В.Н. Основы сравнительной анатомии беспозвоночных. М.: Наука, 1964.

  2. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных в 2-х томах. М.: Изд-во «Мир», 1992.

Тема 5. Органы чувств.

  1. Органы чувств беспозвоночных

  2. Органы чувств позвоночных

Основная литература:

  1. Дзуев Р.И., Сабанова Р.К., Сухомесова М.В. Лабораторный практикум по спецкурсу «Сравнительная анатомия животных». Нальчик, 2002, 68с.

  2. Шмальгаузен И.И. Основы сравнительной анатомии позвоночных животных. М., Гос. учебно-пед. изд-во Наркомпроса РСФСР, 1938.

Дополнительная литература:

  1. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных в 2-х томах. М.: Изд-во «Мир», 1992.

  2. Северцов А.С. Введение в теорию эволюции. М., Изд-во ун-та, 1981.

Тема 6. Филогенез некоторых органов позвоночных.

1. Сравнительная анатомия кожных покровов позвоночных.

2. Сравнительная анатомия скелета передней конечности позвоночных

Основная литература:

  1. Дзержинский Ф.Я. Сравнительная анатомия позвоночных животных. М.: Изд-во «Черо», 1998.

  2. Дзуев Р.И., Сабанова Р.К., Сухомесова М.В. Лабораторный практикум по спецкурсу «Сравнительная анатомия животных». Нальчик, 2002, 68с.

  3. Шмальгаузен И.И. Основы сравнительной анатомии позвоночных животных. М., Гос. учебно-пед. изд-во Наркомпроса РСФСР, 1938.

Дополнительная литература:

  1. Карташов Н.Н., Соколов В.Е., Шилов И.А. Практикум по зоологии позвоночных. М.: Высшая школа, 1981.

  2. Северцов А.С. Введение в теорию эволюции. М., Изд-во ун-та, 1981.

  3. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных в 2-х томах. М.: Изд-во «Мир», 1992.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 06. Основы экологии Для специальности 020401 география

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологии» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 география.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02. 1 «Эволюция цветковых растений» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности (направлению).

    Учебно-методический комплекс
    учебно-методический комплекс по дисциплине ДС.02.1 «Эволюция цветковых растений» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности (направлению).
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02. 1 «Ботаника» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности. Шифр 020201. 65 «Биология»

    Учебно-методический комплекс
    учебно-методический комплекс по дисциплине ДС.02.1 «Ботаника» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен ф 05 Биология с экологией Для специальности 06. 01. 01. 65-Лечебное дело

    Учебно-методический комплекс
    Учебно - методический комплекс по дисциплине ЕН Ф 05 Биология с экологией составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности - 06.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины для преподавателей по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция (2)

    Учебно-методический комплекс
    П 86 Психология. Общая психология. История психологии. Часть 1 [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины для преподавателей по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция / Автор-составитель: И.

Другие похожие документы..