Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Правила пользования'
Авторизация – процедура информационного обмена с Процессинговым центром, в результате которой выдается или не выдается разрешение на проведение опера...полностью>>
'Исследование'
Защита диссертации состоится «_15_»_февраля__2012 г. _13_часов в аудитории 2142 на заседании диссертационного совета Д 212.280.02 при Федеральном гос...полностью>>
'Документ'
Сложные образования в XX в. стали особенно богатой лексической группой, причем характерной чертой в развитии сложных прилагательных этого периода явл...полностью>>
'Документ'
Данный раздел я начну с некоторых высказываний авторитетных ученых, которые во многом стояли у истоков того кризиса, который существует сегодня в физ...полностью>>

Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. Ф. 23 для студентов заочной формы обучения по специальности 030501. 65 «юриспруденция» Кемерово 2006

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кузбасский ИНСТИТУТ экономики и права»

юридический ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

КРИМИНОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

по циклу дисциплин ОПД.Ф.23

для студентов заочной формы обучения

по специальности 030501.65 – «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

Кемерово 2006

Криминология: Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения / сост. В.Н. Шелестюков, Н.В. Родионов; Кузбасский институт экономики и права. – Кемерово, 2006.

Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности – 021100 «Юриспруденция», квалификация – «юрист» (утв. Министерством образования Российской Федерации от 27 марта 2000 г.).

Данный комплекс определяет содержание и структуру курса, ставит своей целью овладение студентами теоретическими знаниями и определенными правоприменительными навыками.

Учебно-методический комплекс содержит темы лекций и семинарских занятий, литературу по темам, а также нормативные акты, которые следует изучить за время обучения.

УМК предназначен для студентов заочной формы обучения юридического факультета института.

Утвержден на заседании кафедры уголовного права и уголовного

процесса. Протокол №____ от «___»____________ 200_ г.

И.о. зав. кафедрой _____________Н.М. Ильдимиров

Рекомендован для издания методической комиссией института

Протокол №____ от «____»_____________ 200_ г.

Председатель комиссии ____________Н.М. Ильдимиров

Утвержден

Проректор по учебной работе

____________ Г.А. Мартынов

«___» ___________ 200____ г.

Зарегистрирован в методкабинете «__» ___________ 200___ г.

Регистрационный номер _______

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

  1. Учебно-тематический план занятий 5

  1. Учебная программа дисциплины «Криминология»» 6

  1. Список нормативно-правовых актов и литературы 16

  1. Методические рекомендации по выбору,

выполнению и оформлению контрольной работы 18

  1. Тематика контрольных работ 19

  1. Контрольные вопросы для самостоятельной проверки знаний 21

7. Вопросы к экзамену по дисциплине «Криминология» 25

8. Примерная тематика курсовых и дипломных работ 28

Введение

Предлагаемый учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с программой по дисциплине «Криминология» и учебным планом Кузбасского института экономики и права, который предназначен для подготовки и проведения семинаров, а также самостоятельной (внеаудиторной) работы по данной дисциплине.

Цель изучения курса «Криминология» – ознакомление студентов с комплексом теоретических проблем криминологии и обучение навыкам самостоятельной работы с криминологической информацией как научной предпосылки криминологической оценки принимаемых управленческих решений и законодательных актов в дальнейшей практической деятельности.

Задачи курса: дать студентам новые знания по основным, наиболее актуальным проблемам отечественной и зарубежной криминологии; познакомить их с основными направлениями развития криминологии как науки; углубить знания студентов по актуальным проблемам учения о преступности, ее видах, причинах преступности и преступлений, личности преступника и механизме преступного поведения; познакомить студентов с методикой криминологических исследований; показать ряд методов и методик статистического, математического и криминологического анализа информации о преступности и факторах, детерминирующих преступность; их прогноза; раскрыть основные направления предупреждения преступности в целом и отдельных ее видов.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

п.п

Наименование темы

Количество часов

Аудиторные

занятия

Самост.

работа

Всего

лекции

семинары

1.

Понятие, предмет, метод, система

и задачи криминологии

-

-

3

3

2.

Методики криминологических

исследований

-

-

4

4

3.

Развитие и современное состояние криминологии

1

-

5

6

4.

Преступность и ее основные показатели

1

-

6

7

5.

Личность преступника

1

-

10

11

6.

Причины преступности

-

-

6

6

7.

Механизм преступного поведения

-

-

9

9

8.

Предупреждение преступности

1

-

6

7

9.

Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью

2

-

10

12

10.

Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и молодежи

2

-

10

12

11.

Криминологическая характеристика насильственной преступности и хулиганства

2

-

10

12

12.

Характеристика корыстной преступности

-

-

8

8

13.

Криминологическая характеристика экономических преступлений

2

-

8

10

14.

Криминологическая характеристика рецидивной преступности

-

-

8

8

15.

Криминологическая характеристика организованной и групповой преступности

2

-

8

10

16

Криминологическая характеристика профессиональной преступности

-

-

8

8

17.

Криминологическая характеристика неосторожной преступности

-

-

5

5

18.

Преступность, ее причины и предупреждение в зарубежных странах

-

-

6

6

Итого по дисциплине:

14

0

130

144

ЭКЗАМЕН

2. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ТЕМА 1. Понятие, предмет, метод, система и задачи

Криминологии

Понятие криминологии. Криминология как отрасль обществознания. Элементы предмета криминологии: преступность, детерминанты преступности (факторы, влияющие на преступность); механизм индивидуального преступного поведения; лица, совершившие преступления, и их особенности; предупреждение преступности. Закономерности социального развития и функционирование социальных систем. Возможность познания этих закономерностей и их рационального использования в социальной практике как методическая основа криминологии. Место криминологии в системе других отраслей научного знания. Ее связь с социологией и правом (уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным), другими науками (философией, экономикой, педагогикой). Связь криминологии и демографией, криминологии и статистики, криминологии и юридических наук. Система криминологического знания. Функции криминологической науки. Задачи криминологии. Значение криминологии как теоретико-прикладной науки в современных условиях.

ТЕМА 2. Методики криминологических исследований

Понятие методики криминологических исследований. Сочетание социологических и правовых методов – характерная особенность методики криминологических исследований. Система методов криминологических исследований. Анкетный метод. Преимущества и недостатки данного метода.

Интервью и техника интервьюирования. Показатели результативности интервью. Цели использования в криминологических исследованиях экспертных оценок и мнений, излагаемых по определенным вопросам группой экспертов. Наблюдение как непосредственное восприятие самим исследователем и прямое регистрирование им фактов, касающихся изучаемых объектов. Виды наблюдения. Использование логико-математических методов, их роль в криминологических исследованиях. Психологические методы. Уголовная статистика и ее роль в организации борьбы с преступностью. Анализ статистических данных о преступности. Значение и приемы выборочного исследования, понятие и виды выборки в криминологии. Задачи и методика криминологической экспертизы проектов законов и иных нормативных актов.

ТЕМА 3. Развитие и современное состояние криминологии

Зарождение криминологической мысли. Теологические взгляды на преступность и преступника. Возникновение криминологии как науки. Биологические, биосоциальные и социологические теории преступности. Криминологические взгляды философов-просветителей (Руссо, Монтескье, Вольтер, Беккариа) и социалистов (Мор, Кампанелла, Сен-Симон, Фурье, Оуэн, Маркс). Отечественная криминология. Взгляды русских философов (Шпет, Флоренский, Бердяев, Ильин) на преступность и ее детерминанты. Современные криминологические теории. Новая социальная защита (М. Ансель, И. Анденес). Состояние криминологической науки в России в современный период.

ТЕМА 4. Преступность и ее основные показатели

Понятие преступности как вида негативно отклоняющегося поведения людей, очерчиваемого рамками уголовного закона и проявляющегося в статистической совокупности преступлений и лиц, их совершивших. Соотношение негативно отклоняющегося поведения, правонарушений, преступности. Преступность и преступление. Основные характеристики преступности: состояние, структура, уровень, динамика, коэффициенты, преступной активности различных социальных групп. Латентная преступность и методы ее оценки. Региональное различие преступности («география» преступности). Виды преступности – насильственная, корыстная, преступность несовершеннолетних и молодежи, женская преступность, преступность в городах и в сельской местности, рецидивная и профессиональная преступность, групповая и организованная, преступность в сфере экономической деятельности и т.д. Социальные последствия преступности как реальный вред, причиняемый обществу. Социальные издержки реагирования на преступность («цена» преступности). Учет преступлений и анализ преступности. Значение информационно-аналитической работы в деятельности органов внутренних дел. Характеристики преступности в современных условиях, ее основные тенденции. Урбанизация общества и преступности в сверхкрупном городе (мегаполисе).

ТЕМА 5. Личность преступника

Понятие лица, совершившего преступление как объект криминологических исследований и соотношение его с другими смежными понятиями: субъект преступления, обвиняемый, осужденный и др.

Соотношение и взаимодействие, социального и биологического в структуре личности субъектов преступления. Дефекты процесса социализации этих лиц, механизм усвоения ими антиобщественных взглядов и ориентаций. Структура и основные черты криминологической характеристики лиц, совершивших преступления, их социально-демографические, социально-психологические и иные характеристики. Антисоциальная направленность, потенциальная и реальная общественная опасность как основные черты криминологической характеристики этих лиц. Типология и классификация лиц, совершивших преступления. Криминологическая характеристика основных типов лиц этой категории. Значение, основные направления, объем и методы изучения лиц, совершивших преступления, в практической деятельности органов внутренних дел.

ТЕМА 6. Причины преступности

Понятие причин и условий преступности в криминологии. Философские положения о детерминизме как совокупности и взаимодействие причин и условий. Отличие причинной связи от других видов связи (корреляционной, временной и пространственной, связи состояний и др.) Классификация причин и условий преступности. Различие и соотношение причин и условий по механизму действия на преступность. Виды причин и условий (по уровню, по содержанию и т.д.). Причины и условия преступности в России на современном этапе и их классификация. Роль политической нестабильности, экономического кризиса, межнациональных отношений. Имущественное и социальное расслоение общества в условиях рыночной экономики. Основные теории причин преступности в отечественной криминологии: марксистская теория, теория факторов и др. Основные теории причин преступности в зарубежной криминологии: теория социальной дезорганизации, теория аномии, теория конфликта, радикальные теории, теория сигмы, теория дифференциальной ассоциации и др. Биосоциальное направление в криминологии: расовые теории, антропологические, фрейдистские, генетические и др.

ТЕМА 7. Механизм преступного поведения

Понятие детерминант индивидуального преступного поведения, их соотношение и взаимосвязь с детерминантами преступности. Социально- психологический механизм совершения конкретного преступления. Потребности, интересы, мотивы, цели в механизме совершения конкретного преступления. Неблагоприятные условия формирования личности в определенной социальной среде как основной фактор детерминации преступного поведения. Преступление как сочетание проявления определенных личностных свойств и внешней ситуации. Объективное содержание и субъективное восприятие ситуации личностью. Понятие ситуации совершения преступления, разновидности ситуаций. Криминогенные ситуации, механизм их возникновения. Роль потерпевшего в возникновении криминогенной ситуации. Стимулирование, нейтрализация, устранение криминогенной ситуации потерпевшим. Виктимология как раздел криминологии и ее основные понятия. Задачи правоохранительных органов по устранению и нейтрализации криминогенных ситуаций. Виктимологическая профилактика преступлений.

ТЕМА 8. Предупреждение преступности

Понятие и значение системы предупреждения преступности как специфической сферы социального управления. Социальный механизм предупреждения преступности. Субъекты и объекты в системе предупреждения преступности. Выявление и устранение детерминант преступности на социально- криминологическом уровне. Индивидуальное предупреждение преступлений. Виды, уровни и направления предупреждения преступности. Меры предупреждения преступности, их виды и классификация (меры общесоциальные, специально- криминологические, общие и индивидуальные, экономические, культурно-воспитательные, правовые, организационно-управленческие и др.). Деятельность правоохранительных органов по предупреждению преступности. Нормативно-правовые основы предупреждения преступности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. Ф. 11 для студентов заочной формы обучения по специальности 030501. 65 «юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Уголовное право. Особенная часть: учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения / сост. Е.Н. Журавлева; Кузбас. ин-т экон. и права.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине цикла опд. Ф. 11. Для студентов заочной формы обучения по специальности 030501. 65 «юриспруденция» кемерово 2008

    Учебно-методический комплекс
    Уголовное право. Общая часть : учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения / сост. к.ю.н., И. И. Алгазин; Кузбасский институт экономики и права.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине цикла опд. Ф. 12 Для студентов заочной формы обучения по специальности 030501. 65- «юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс): учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения / сост. Н.М. Басай; Кузбасский институт экономики и права.
  4. Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. Ф. 08 для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 030501. 65 «юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Гражданское процессуальное право (гражданский процесс): учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. А. А. Руденко; Кузбас.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине цикла опд. Ф. 12 Для студентов очной формы обучения по специальности 030501. 65- «юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Уголовно-процессуальное право: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения / сост. Л.В. Сушкова; Кузбасский институт экономики и права.

Другие похожие документы..