Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Исследование'
Граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской Академии Наук. Начиная с автобиографической трилогии "...полностью>>
'Задача'
Положение о III-м Международном молодежном форуме «Гиперборея 2011» (далее Положение) определяет цели, задачи и порядок проведения III-го Международн...полностью>>
'Документ'
Концепція розроблена відповідно до Законів України "Про загальну середню освіту" ( ), "Про позашкільну освіту" ( ), вона грунтуєт...полностью>>
'Задача'
Сегодня невооруженным взглядом видны две основных задачи, от решения которых во многом зависит сохранение и развитие Русского мира в Латвии, Литве и ...полностью>>

М. В. Аргунова на пути к устойчивому будущему: проблемы экологического образования и просвещения

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

М.В. АРГУНОВА

На пути к устойчивому будущему:

проблемы экологического образования и просвещения.

«Человечество находится на пороге глубочайшей перестройки всех основ современной цивилизации... [Она] коснется всех стран и будет сопровождаться сменой ценностных шкал, привычных условий жизни и общественного устройства. Разумеется, в каждой стране она будет происходить по-своему, с учетом культурных традиций и цивилизационных особенностей. И все же эта планетарная перестройка, благодаря тому, что человечество взаимодействует с Природой как единый вид, должна иметь много общих составляющих, независимо от той страны, где она будет происходить»

Н.Н.Моисеев

В марте 2005 г. министры образования и охраны окружающей среды европейских стран приняли европейскую стратегию образования для устойчивого развития. Это событие положило начало объявленному ЮНЕСКО Десятилетию образования в интересах устойчивого развития (2005–2014 гг.). Образование в интересах устойчивого развития продолжает формироваться в качестве обширной и всеобъемлющей концепции, охватывающей связанные между собой экологические, социальные и экономические проблемы. Она расширяет концепцию экологического образования, которая во всё большей степени ориентируется на широкий круг вопросов развития.

Какова должна быть Стратегия Человека в его взаимоотношениях с Природой, чтобы не только сохранить целостность Биосферы и ее способность к самовосстановлению, но предоставить возможность благополучно жить нынешним и многим будущим поколениям? В качестве такой Стратегии мировым сообществом предложено «устойчивое развитие», согласно которому дальнейшее развитие цивилизации может происходить только в согласии с законами природы. Перед человечеством встала очень нелегкая задача - осуществить кардинальные изменения в сознании каждого человека, сформулировать и добровольно принять ограничения и запреты, диктуемые законами развития биосферы. Это требует, в свою очередь, изменения многих стереотипов поведения людей, механизмов экономики и социального развития.

Принятие обществом идей устойчивого развития возможно только через систему образования и просвещения. Именно эта сфера деятельности способна изменить массовое сознание людей, ориентируя его на сохранение природных и культурных ценностей, этическое, гуманное отношение к жизни, поиск компромисса там, где экономические интересы производства вступают в конфликт с экологическими интересами общества.

Сбывается известное предвидение А. Эйнштейна: «Проблемы, которые сегодня мы создали в мире, не могут быть решены на уровне мышления, который их породил». Необходимо освоение нового системного (целостного) мышления. И это новое системное мышление позволяет сформулировать и развить новая образовательная парадигма – образование в интересах устойчивого развития, которая является новым глобальным инновационным образовательным проектом, нацеленным на гарантированное выживание всего человечества (или, как, минимум, на повышение шансов его выживания).

Ключевыми темами образования в интересах устойчивого развития являются, в частности, сокращение масштабов нищеты, гражданственность, мир, этичность, ответственность в локальном и глобальном контексте, демократия и управление, справедливость, безопасность, права человека, здравоохранение, равноправие полов, культурное многообразие, развитие сельских и городских районов, экономика, структура производства и потребления, корпоративная ответственность, охрана окружающей среды, управление природными ресурсами, биологическое и ландшафтное разнообразие.

Актуальность новой образовательной парадигмы вызвана необходимостью модернизации современного образования на основе идей устойчивого развития цивилизации – согласованного развития общества и природы, преодоления конфликта между экологическими, социальными и экономическими составляющими общества, ориентацией на черты постматериальной цивилизации (духовность, нравственность, гуманизм, здоровье, качество жизни, профессионализм, ориентация на диалог и сотрудничество, творчество, понимание своей роли в природе и ответственности), приходящей на смену обществу потребления за её восстановление, сохранение для будущих поколений.

Понимая важность рассматриваемой проблемы, Департамент образования города Москвы в 2003 году открыл городскую сетевую экспериментальную площадку «Экологическое образование в интересах устойчивого развития», которая объединила 27 школ города Москвы из 10 округов: ЦАО: № 354, № 588; СЗАО: № 827, № 1560; САО: № 222; СВАО: № 214, № 640, № 1095, № 1414; ВАО: № 422, № 446, № 1048, № 1294; ЮВАО: №355, №1420, №778, №1145, №1990; ЮАО: № 630, № 933, № 1162; ЮЗАО: № 192, № 864, НОУ «Ника»; ЗАО: № 1018, № 1400; Зеленоград: № 618. Научный руководитель экспериментальной площадки Геннадий Алексеевич Ягодин, профессор РХТУ им. Д.И. Менделеева, руководитель Центра экологического образования и устойчивого развития МИОО.

Цель инновационной деятельности объединённой команды педагогов-единомышленников: создание модели непрерывного экологического образования как составной части образования в интересах устойчивого развития с обязательным курсом «Экология и устойчивое развитие» в 10–11 классах независимо от профиля.

Основными направлениями экспериментальной и инновационной деятельности является разработка и преподавание курса «Экология и устойчивое развитие» для 10–11 классов, а также организация работы школьников по экологическому мониторингу.

Предполагаемые результаты:

  • систематизация и углубление знаний учащихся по предметам естественнонаучного и гуманитарного циклов;

  • подготовка гражданина, ориентирующегося в основных экологических проблемах, усвоившего главные экологические законы, характеризующие пределы устойчивости природных систем, определяющие принципы взаимодействия общества и природы, а также мотивированного к продолжению экологического и природоохранного образования, обладающего практическими навыками поведения в современном мире;

  • экологическое мировоззрение, экологическая культура, готовность к решению местных экологических проблем;

  • социальное самоопределение учащихся, активный поиск знаний и их применение на практике, развитие творческой самостоятельности;

  • формирование системы представлений ценностей, ориентаций, обеспечивающих выпускнику школы возможность адаптации на последующих этапах жизни;

  • формирование исследовательских и экспериментальных умений и навыков.

Данные результаты достигаются при использовании интерактивных педагогических технологий и методов (дискуссии, ролевые, имитационные игры); проектной и исследовательской деятельности, интернет-технологий.

Успешность первого этапа эксперимента (2003–2006 гг.) позволила выйти школам-участницам эксперимента на второй уровень экспериментальной инновационной деятельности (2006–2009 гг.) с распространением своего опыта на другие школы города Москвы. Планируется подключение к эксперименту ещё 15 школ. Конечно, для такого большого города, как Москва, это небольшое количество, но это первые ростки новой образовательной парадигмы, которая, безусловно, в недалёкой перспективе будет внедрена во все школы города.

Просвещение и создание «ноу-хау» в интересах устойчивого развития должны охватывать все уровни образования – как формального, так и неформального, и быть ориентированными на лиц всех возрастов – от дошкольного до взрослого и даже пожилого населения.

В этой связи особую роль играют дети, поскольку они являются «посланцами развития», влияющими на менталитет своих родителей и других взрослых родственников.

Современные исследования показали, что люди с возрастом остаются верны тому образу жизни, которому они следовали в детстве. Поэтому образование – это не только процесс передачи знаний. Оно должно давать импульс изменению поведения и менталитета, развивать мотивацию и способность к действию в интересах устойчивого развития.

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

Преподаватель

Ученая степень: кандидат биологических наук

Звание:

ФИО: Аргунова Марина Вячеславовна

Место работы: ГОУ, СОШ № 1400, зам. директора по эксперименту

Адрес раб./дом.: Можайское ш., 38, к 7 (раб.).

Телефон раб./дом.: 448-30-57 (дом.)

Факс:448 -30-57

E-mail: varg@

доклад на конференции



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Диссертация на соискание учёной степени доктора

    Диссертация
    Аргунова М.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования: дис. … д-ра пед.
  2. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования

    Автореферат диссертации
    Вхождение России в европейское образовательное пространство, подписание Болонского соглашения на уровне министров образования 29 европейских государств (1 г.
  3. Книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие»

    Книга
    Ягодин Г.А., Аргунова М.В., ., Плюснина Т.А , Моргун Д.В. Рабочая книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» / Под ред. Г. А. Ягодина.
  4. Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие» (5)

    Учебное пособие
    Экология Москвы и устойчивое развитие: Учебное пособие для 10 (11) классов средних общеобразовательных школ / Под ред. Г.А. Ягодина. – М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2008.
  5. Современные проблемы российской ментальности

    Документ
    А.О.Бороноев, зав. кафедрой ф-та социологии СПбГУ, докт. филос. н., проф. (бывший директор НИИКСИ ЛГУ), В.Д.Виноградов, зав. кафедрой ф-та социологии СПбГУ, докт.

Другие похожие документы..