Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Итоговая государственная аттестация бакалавров по направлению подготовки «Политология» включает сдачу государственного экзамена и защиту выпускной кв...полностью>>
'Документ'
Сегодня, после почти двух десятилетий политического, экономического кризисов и социальной катастрофы, которые пережил российский народ, ищутся ответы...полностью>>
'Статья'
1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий ...полностью>>
'Программа дисциплины'
Факультет физики и информатики 050202.65 – Информатика, 050502.65 – Технология и предпринимательство, 050203.65 – Физика, 050500.62 – Технологическое ...полностью>>

Гераклит из Эфеса (около 544-480 гг до н э.) древнегреческий философ

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Фрагменты ранних философов

Гераклит

Парменид

Демокрит

Протагор

Горгий

Гераклит

Гераклит из Эфеса (около 544-480 гг. до н.э.) — древнегреческий философ.

О Гераклите известно немного. Жил он в греческом полисе Эфесе. Принадлежал старому царско-жреческому роду. Но поскольку власть царей в Эфесе в его время была уже давно свергнута, то ему остались лишь некоторые функции жреца, от которых он отказался, оставив их брату. Он жил бедно и одиноко, а в последние годы своей жизни удалился в горы, где заболел водянкой и умер примерно в возрасте 60 лет. Еще в древности он был прозван “Темным” (потому что, воображая, что его устами говорит то ли оракул, то ли вещая Сивилла, старался быть загадочным, что ему и удалось, — слог его туманен и труден) и “Плачущим” (так как плакал, глядя на несовершенство человеческой жизни).

Перу Гераклита принадлежит произведение, традиционно называемое “О природе” (хотя, скорее всего, книга вообще не имела названия). По Диогену Лаэртскому, сочинение эфесца делилось па три части: о Вселенной, о государстве, о боге. Сохранились (по Дильсу—Кранцу) 145 фрагментов сочинения (однако, начиная с 126-го, фрагменты считаются сомнительными).

Гераклит обладал диалектическим складом ума, а его мысль об универсальности изменения, о противоречивости и скрытой гармонии всего сущего, выраженная богатым образным языком, была воспринята в истории западноевропейской философии как символ диалектики. Гераклит первым высказал идею о безмерности пространства души. Орфический взгляд на тело как на умерщвление души звучит во многих афоризмах Гераклита. Идеями Гераклита восхищались многие философы от стоиков до Ницше, но прямых последователей у Гераклита не было. В историю западноевропейской философии он вошел прежде всего как основоположник объективной диалектики.

[ФРАГМЕНТЫ]1

Климент Strom. V 105. Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим.

Плутарх de ei delf. 8 p. 388. Все обменивается на огонь, и огонь — на все, подобно тому как золото [обменивается] на товары, а товары — на золото.

1 Гераклит / Пер. B.C. Соколова // Антология мировой философии: В 4 т. — М., 1969. - Т. 1. - С. 275-276, 278-280.

Гераклит 37

Максим Тирский XII 4. Огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, а земля — смертью воды.

Марк Антонин IV 46. Смерть земли — рождение воды, смерть воды — рождение воздуха, [смерть] воздуха — [рождение] огня, и обратно. <...>

Арий Дидим у Евсевия Praep. evang. XV 20. На входящих в ту же самую реку набегают все новые и новые воды.

Ипполит Refult. IX 10. Морская вода и чистейшая, и грязнейшая: рыбам она питье и спасение, людям же гибель и отрава.

Платон Hipp, maior 289 А. Прекраснейшая из обезьян безобразна, если ее сравнить с родом человеческим. <...>

Гераклит Alleg. Homer. 24. В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем.

Ипполит Refult. IX 9. Борьба — отец всего и всему царь. Одним она определила быть богами, а другим — людьми. А [из тех] одним — рабами, а другим -- свободными.

Ориген contra Cels. VI 42. Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю и по необходимости. <...>

Аристотель Eth. Nie. VIII 2. Противоречивость сближает, разнообразие порождает прекраснейшую гармонию, и все через распрю создается.

Ипполит Refult. IX 9. Скрытая гармония сильнее явной.

Порфирий Qaest. Homer. IV 4. Для бога все прекрасно, хорошо и справедливо, а люди одно приняли за справедливое, другое — за несправедливое. <...>

Ипполит Refult. IX 9. Вечность — дитя, переставляющее шашки, царство ребенка. <...>

Стобей Flor. I 180 а. Душе присущ самообогащающийся логос. <...>

Полибий XII 27. Глаза более точные свидетели, чем уши.

Секст adv. math. VII 126. Глаза и уши — плохие свидетели для людей, имеющих грубые души. <...>

Ипполит Refult. IX 9. Признак мудрости — согласиться, не мне, но логосу внемля, что все едино. <...>

Секст adv. math. VII 131. Так вот, этот общий и божественный разум, через участие в котором мы становимся разумными, Гераклит называет критерием истины. Отсюда заслуживает доверия то, что является всем вообще (ибо это воспринимается общим и божественным разумом), а то, что является кому-либо одному, то неверно по противоположной причине1. <...>

Диоген Лаэртский IX 1. Многознание уму не научает, иначе оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея. <...>

Прокл in Ale. I. Что у них за ум, что за разум? Они верят народным певцам и считают своим учителем толпу, не зная, что болышшство плохо, а меньшинство хорошо. <...>

1 Перевод А.О. Маковельского.

38 Античность

Климент Strom. V 105. И самый вдумчивый [человек] познает только кажущееся и лелеет его. Но дике настигнет лжецов и лжесвидетелей.

Секст adv. math. VII 133. Но хотя логос присущ всем, большинство живет так, словно [каждый] имеет свое особое разумение.

Стобей Flor. I 176. Людям не стало бы лучше, если бы все их желания сбылись. <...>

Галлен de dignosc. puls. VIII. Один для меня равен десяти тысячам, если он наилучший. <...>

Парменид

Парменид (около 540-470 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, основатель элейской школы.

О Пармениде известно немного. Родился в Элее, происходил из знатного рода и принимал участие в политической жизни города, написал законы для Элси. По Аристотелю и Теофрасту, Парменид был учеником Ксенофана. Однако, как утверждает история, последователем Ксепофапа он не стал, а примкнул к пифагорейцу Аминию. Посвятив жизнь философии под влиянием Аминия, Парменид создал собственную философскую школу — элейскую (его учениками были Зеноп и Мелисс).

Главное сочинение Парменида — философская поэма “О природе”, из которой до нас дошли пролог, почти вся первая часть и фрагмент второй (большие отрывки были сохранены Секстом Эмпириком, Симнлнкисм и некоторыми другими древними философами). Прозаическое произведение Парменида “Ахиллес” утрачено полностью.

Поэма Парменида стала решающим шагом в становлении понятия бытия. Его идея о совпадении мысли и бытия обеспечила автономию философского знания. По сути, Парменид стал первым онтологом в истории философии, а его центральная интуиция об усмотрении умом неизменного бытия стала онтологической аксиомой древнегреческого мышления. С элеатов философия встает на путь дискурсивного, непротиворечивого, доказательного мышления. Философы XX века, особенно М. Хайдсггср, неоднократно обращались к творчеству Парменида.

[ФРАГМЕНТЫ]

Диоген Лаэртский IX 22. Он сказал, что философий две: одна — сообразно истине, другая — сообразно мнению... Критерием же [истины] он признал разум. И ощущения не точны, [по его мнению]. <...>

Псевдо-Плутарх Strom. 5. Он объявляет, что, согласно истинному положению вещей, Вселенная вечна и неподвижна... Возникновение же относится к области кажущегося, согласно ложному мнению, бытия. И ощущения он изгоняет из области истины. Он говорит, что если что-нибудь существует сверх бытия, то оно не есть бытие. Небытия же во Вселенной нет. Вот таким-то образом он оставляет бытие без возникновения.

Аэций I 7, 26. Парменид: бог -- неподвижен, конечен и имеет форму шара.

Парменид 39

Аэций I 25, 3. Парменид и Демокрит: все существует согласно необходимости. Судьба же, правда, провидение и творец мира тождественны. <...>

О ПРИРОДЕ1

VIII 15. Быть или вовсе не быть — вот здесь

разрешенье вопроса. IV 3. Есть бытие, а небытия вовсе нету;

Здесь достоверности путь, и к истине он

приближает.

V 1. Одно и то же есть мысль и бытие. VI 1. Слово и мысль бытием должны быть. VIII 34. Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль

существует.

Ибо ведь без бытия, в котором ее выражение, Мысли тебе не найти. VIII 3. Не возникает оно, [бытие], и не подчиняется

смерти. Цельное все, без конца, не движется

и однородно. Не было в прошлом оно, не будет, но все -

в настоящем.

Без перерыва, одно. Ему ли разыщешь начало? Как и откуда расти? VIII 21. Гаснет рождение так и смерть пропадает

без вести.

И неделимо оно, ведь все оно сплошь однородно. VIII 26. Так неподвижно лежит в пределах оков

величайших, И без начала, конца, затем что рожденье

и гибель, Истинным тем далеко отброшены вдаль

убежденьем. VIII 30. ...Могучая необходимость

Держит в оковах его, пределом вокруг ограничив. Так бытие должно быть, необходимо, конечным: Нет ему нужды ни в чем, иначе во всем бы

нуждалось.

VIII 42. Есть же последний предел, и все бытие отовсюду Замкнуто, массе равно вполне совершенного

шара С правильным центром внутри. <...>

Пармеиид / Пер. М.А. Дыпника, А.О. Маковсльского// Антология мировой Философии; В 4 т. - М.: Мысль, 1969. - Т. 1. - С. 293-296.

Демокрит

Демокрит из Абдер (около 460-370 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, атомист.

Родился и жил в Абдерах, милетской колонии па Фракийском побережье, городе, который считался в Греции городом глупцов. Отец Демокрита оставил трем сыновьям большое наследство. Демокрит выбрал себе хотя и меньшую, но состоявшую из денег часть. На эти средства, по преданию, он отправился на Восток с целью приобретения знаний: в Египет к жрецам, к халдеям в Вавилон, к гимнософистам в Индию, якобы побывал в Эфиопии. Был и в Афинах, где общался с Сократом, который, однако, его не узнал. Демокрит вернулся домой бедняком. По законам Абдср человек, растративший отцовское имущество, лишался права погребения па родине. Однако судьба была милостива к философу. Обнародовав одно из лучших своих сочинений “Большой Мирострой”, он оправдал свои траты и получил в награду большую денежную премию и славу. В его честь ставили в городе медные статуи. Он вел скромный и уединенный образ жизни, занимался наукой, ценя се очень высоко. Говорят, Демокрит “сказал, что... предпочел бы одно причинное (aitioligian) объяснение сану персидского царя”. Умер он от старости примерно в возрасте 109 лет и был похоронен за государственный счет в знак признания его заслуг.

Демокрит — ученик Левкиппа. О самом же Левкиппе известно крайне мало: только то, что он был первым, кто ввел понятие атома и учение о детерминации всех природных явлений. Диоген Лаэртский вообще практически не различает учений Левкиппа и Демокрита. Демокрит создал школу в античном смысле слова — преемственность философов: его учеников и учеников его учеников.

Демокриту принадлежит около 70 сочинений самой разнообразной тематики. Вопросам морали были посвящены: “Пифагор”, “О душевном настроении мудреца”, “О мужестве” и др.; естественно-научным проблемам — “Большой Мирострой”, “Малый Мирострой”, “О природе” и др.; математическим — “О геометрии”, “О числах” и др.; мусичсским — “О поэзии”, “О красоте слов” и др.; техническим — “Врачебная наука”, “О земледелии” и др. До пас дошли лишь фрагменты из Демокрита, перемешанные с фрагментами и пересказами Левкиппа в почти неразличимое целое. Вполне возможно, что в немалой степени этому поспособствовали мировоззренческие споры. Так, источники сообщают, будто Платон хотел сжечь все произведения Демокрита, от чего его отговорили пифагорейцы Амикл и Клиний, сказав, что сочинения Абде-рита все равно уже разошлись по рукам. Аристоксеи проницательно заметил, что Платон упомянул почти всех древних философов, кроме Демокрита.

Введение в научный оборот эксплицитно сформулированного понятия причины, разработка системы материалистического детерминизма, атомистическая гипотеза, подробно разработанные гносеологические принципы составляют непреходящую заслугу систематической философии Демокрита. Кроме того, именно скрытая полемика с Демокритом побуждала Платона к развитию своей объективно-идеалистической системы. В последующем развитии философской мысли к идеям Демокрита обращались Эпикур, П. Гассепди, П. Гольбах, К. Маркс.

[ФРАГМЕНТЫ] [Учение о бытии]

Аристотель Metath. I 4. Левкипп же и приятель его Демокрит учат, что элементы [стихии] — полное и пустое, называя одно из них бытием, другое — небытием. А именно из них полное они называли бытием,

1 Левкипп — Демокрит / Пер. А.О. Маковельского // Антология мировой философии: В 4 т. - М.: Мысль, 1969. - Т. 1. - С. 322, 324-327, 329-330, 332-333, 335.

Демокрит 41

пустое же и редкое — небытием (потому-то и говорят они, что бытие нисколько не более существует, чем небытие, так как и пустота не менее реальна, чем тело). Эти элементы они считали материальными причинами существующих вещей. <...>

Симплиций Phys. 925, 10. Другие же, отвергшие делимость до бесконечности на том основании, что мы [фактически] не можем делить до бесконечности и из этого удостовериться в бесконечности деления, говорили, что тела состоят из неделимых и делятся до [этих] неделимых. Левкипп и Демокрит считают причиной неделимости первотелец не только непроницаемость их, но также малость и отсутствие частей.

Эпикур же, живший позже, [уже] не считает их не имеющими частей, а говорит, что они неделимы [только] вследствие [абсолютной] непроницаемости. <...>

Аристотель de gen. et corr. I 8. <...> Левкипп же полагал, что он обладает учениями, которые, будучи согласны с чувственным восприятием, не отрицают ни возникновения, ни уничтожения, ни движения, ни множественности сущего. Согласившись в этом с показаниями чувственных явлений, а с философами, принимавшими единое, — в том, что не может быть движения без пустоты, он говорит, что пустота — небытие и что небытие существует нисколько не менее, чем бытие. Ибо сущее в собственном смысле — абсолютно полное бытие. Таковое же не едино, но таковых сущих бесконечно много по числу, и они невидимы вследствие малости своих объемов. Они носятся в пустоте, [ибо пустота существует], и, соединяясь между собой, они производят возникновение, расторгаясь же — гибель. <...>

Диоген Лаэртский IX 44. [Демокрит]: начало Вселенной — атомы и пустота... Миров бесчисленное множество, и они имеют начало и конец во времени. И ничто не возникает из небытия... И атомы бесчисленны по разнообразию величин и по множеству; носятся же они по Вселенной, кружась в вихре, и, таким образом, рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля. Дело в том, что последние суть соединения некоторых атомов. Атомы же не поддаются никакому воздействию и неизменяемы вследствие твердости. <...>

Аэций I 12, 6. Демокрит... [учил], что может быть атом размером с наш мир.

Аэций I 25, 4. Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости.

Стобей II 8, 16. Эпикур Sent. 16. <...> “Люди измыслили идол (образ) случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность. Ибо редко случай оказывает сопротивление разуму, чаще же всего в жизни мудрая проницательность направляет [к достижению поставленной цели].

Дионисий у Евсевия Praep. Evang. XIV 27, 4. По крайней мере, сам Демокрит, как утверждают, говорил, что он “предпочел бы найти одно причинное объяснение, нежели приобрести себе персидский престол”. <...>

4 2 Античность

[Учение о познании]

Гален de elem. sec. Hipp. I 2. “[Лишь] в общем мнении существует цвет, в мнении — сладкое, в мнении — горькое, в действительности же [существуют только] атомы и пустота”. <...>

Секст adv. math. VII 139. <...> “Есть два рода познания: один истинный, другой темный. К темному относятся все следующие [виды познания]: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Что же касается истинного [познания], то оно совершенно отлично от первого”. <...>

Плутарх Quaest. conv. VIII 10,2 p. 734 F. <...> “Идолы (образы) через поры погружаются в тела и, поднимаясь [в них], производят сновидения”. Блуждают эти [образы], исходя со всех сторон от утвари, платья и растений, в особенности от животных вследствие [их] “большого колебания” (подвижности) и теплоты, причем [эти образы] не только по своей форме представляют копии тела [от которого они исходят]. <...>

Аэций IV 8, 5. Левкипп, Демокрит: ощущения и мысли суть изменения тела. 8, 10. Левкипп, Демокрит, Эпикур: ощущение и мышление возникают вследствие того, что приходят извне образы. Ибо никому не приходит ни одно [ощущение или мысль] без попадающего [в него] образа. <...>

Протагор

Протагор (491/481—411 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, софист, родом из Абдер.

Путешествовал по всей Греции как платный «учитель мудрости», часто останавливался в Афинах. Его законодательное искусство высоко ценил Перикл. Был обвинен в атеизме. Протагор был слушателем Демокрита, а прозвище его было Мудрость. Он первым стал брать плату за обучение слушателей искусству красноречия и мудрости.

Основное сочинение — «Антологии» — известно лишь в преданиях.

Тезис Протагора о «человеке как мере всех вещей» стал чем-то вроде хартии западного релятивизма. Деятельность Протагора способствовала демократизации образовательной системы древнегреческого полиса. Протагор одним из первых исследовал способы доказательства, выдвинул учение об искусственном происхождении языка, но его сочинения по грамматике и логике не дошли до нас.

Хотя наименование «софисты» стало именем нарицательным (в немалой степени этому способствовали такие оппоненты софистов, как Платон и Аристотель), с позиции культурно-философского процесса как целого их деятельность оценивается позитивно. Именно софисты осуществили поворот философской мысли с проблем космоса па проблемы человека и провозгласили свободу человеческого духа. Идеи софистов получили свое развитие у скептиков, М. Монтеня, в философии Французского Просвещения.

Протагор, Горгий, Платон 43

[ФРАГМЕНТЫ]1

Протагор Секста adv. math. VII 60). Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют. <...>

Диоген Лаэртский 1X51. [Протагор] первый сказал, что о всякой вещи есть два мнения, противоположных друг другу... И [еще он говорил], что все истинно. <...>

Протагор Евсевия Praep. evang. XIV 3, 7). О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду. Ибо многое препятствует знать [это]: и неясность [вопроса], и краткость человеческой жизни.

1 Протагор / Пер. А.О. Маковельского // Антология мировой философии: В 4 г. - М.: Мысль, 1969. - Т. 1. - С. 316, 318.

Горгий

Горгий (485/480-380 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, софист, родом из Леонтии (Сицилия).

Путешествуя по всей Греции, снискал широкое признание своим искусством красноречия и аргументации.

Главное философское сочинение “О природе, или о небытии” — манифест западного нигилизма, способствовало основательной переоценке ценностей древнегреческого полиса. Общая интуиция как Горгия, так и Протагора: окончательное решение о сущем принадлежит не логике, а человеку. Горгий открыл автономию слова как носителя убеждения, верования и внушения, независимо от его истинности.

[ФРАГМЕНТЫ]2

Секст adv. math. VII 65. <...> А именно в сочинении, носящем заглавие “О несуществующем, или О природе”, он устанавливает три главных положения, непосредственно следующих одно за другим. Одно [положение] — именно первое — [гласит], что ничто не существует; второе — что если [что-либо] и существует, то оно непознаваемо для человека; третье — что если оно и познаваемо, то все же по крайней мере оно непередаваемо и необъяснимо для ближнего.

2 Горгий / Пер. А.О. Маковельского // Антология мировой философии: В 4 т. — М.: Мысль, 1969. - Т. 1. - С. 319.

ФРАГМЕНТЫ РАННИХ

ГРЕЧЕСКИХ ФИЛОСОФОВ

Часть 1

От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики

Издание подготовил А. В. ЛЕБЕДЕВ

Издательство -Наука-Москва 1989

 

 

22. ГЕРАКЛИТ А. БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА

1. ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, IX, 1-17: (1) Гераклит, сын Блосона (или, как говорят некоторые, Геракионта), эфесец. Он был в расцвете в шестьдесят девятую олимпиаду [504—501 гг. до н. э.]. Он был высокомудрым, как никто, и всех презирал, как это явствует из его сочинения, где он говорит: “Многознание уму не научает, а не то научило бы Гесиода и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем” [16/В 40]. Ибо “Мудрым [Существом] можно считать только одно: Ум, могущий править всей Вселенной” [85/В 41]. Гомер, по его словам, заслуживал того, чтобы его выгнали с [поэтических] состязаний и высекли, да и Архилох тоже [30/В 42]. (2) Он говорил также, что “своеволие надо гасить пуще пожара” [102/B43J и что “народ должен сражаться за попираемый закон как за стену [города]” [103/В 44]. Нападает он и на эфесцев за то, что они изгнали его друга Гермодора, в следующих словах: “Все взрослые эфесцы заслуживают того, чтобы их казнили . , . и с другими” [105/В 121]. Когда они просили его дать им законы^ он пренебрег их просьбой, сославшись на то, что город уже во власти дурного государственного устройства. (3) Удалившись в святилище Артемиды, он играл с детьми в кости (астрагалы), а обступившим его эфесцам сказал: “Что удивляетесь, негодяи? Не лучше ли заниматься этим, чем с вами участвовать в государственных делах?”. Впав под конец в человеконенавистничество и став отшельником, он жил в горах и питался травами и растениями. Заболев от этого водянкой, он спустился в город и. говоря загадками, спрашивал у врачей, могут ли они из ливня сделать засуху [42 с]. Они не поняли, а он закопался в коровнике, надеясь, что тепло от навоза испарит влагу [из его тела]. Ничего не добившись и этим, умер шестидесяти лет от роду [следует эпиграмма Диогена]. (4) По словам Гермиппа [фр. 28 FHG], он спросил врачей, может ли кто-нибудь из них опорожнить ему внутренности и откачать влагу, а когда те отказались, лег на солнце и велел слугам облепить его навозом; так, распластанный на земле, он скончался на второй день и был похоронен на агоре. А Неанф из Кизика [83 F 24 J ас], говорит, что, не смогши отодрать навоз, он остался на месте и был пожран собаками, которые не узнали его из-за перемены [облика]. (5) С детства он был чудаком: в молодости говаривал, что не знает ничего, а повзрослев — что знает все. Он не был Ничьим учеником, но, по его словам, выпытал самого себя [15/В 101] и узнал все от себя самого. Сотион, однако, говорит, что, по сообщениям некоторых, он был учеником Ксенофана и еще что Аристон [из Кеоса, фр. 28 Wehrlil в сочинении “О Гераклите” сообщает, будто от водянки он излечился, а умер от другой болезни; то же говорит и Гиппобот.

Книга, дошедшая до нас под его именем, по своей основной теме — “О природе”, а разделена на три главы: о Вселенной, о государстве и о богословии. (6) Он посвятил ее в храм Артемиды [как вотивный дар], по мнению некоторых, нарочно написав ее понепонятнее, чтобы она была доступна только способным [ее понять] и не стала предметом пренебрежения со стороны черни. Тимон [фр. 43 D.] так описывает его в общих чертах: “Вскочил среди них Гераклит, горлан, хулитель черни, говорящий загадками”. Теофраст говорит, что под влиянием меланхолии одно он в своем сочинении оставил незаконченным, а о другом пишет то так, то иначе. Свидетельство его высокомудрия приводит Антисфен в “Преемствах [философов]” [фр. 10 Jac.l: он уступил титул царя (басил евса) своему брату. Сочинение его снискало такую славу, что от него произошли и последователи его учения, прозванные гераклитовцами.

(7) Воззрения его в общих чертах таковы. Все состоит из огня и в огонь разлагается. Все происходит согласно судьбе, и все сущее слажено в гармонию через противо-обращенность. И все полно душ и божеств (демонов). Высказывался он и обо всех космических явлениях, и о том, что Солнце по величине таково, каким кажется. Еще он говорит: “Границ души . . . мера” [67/В 45]. Воображение он называл падучей [114/В 46] и говорил, что зрение лжет. В своем сочинении он выражается иной раз с таким блеском и ясностью, что даже последний тупица может с легкостью все понять и испытать душевный восторг; краткость и весомость его стиля несравненны.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Древнегреческая философия как идеология рабовладельческого общества [18]

    Документ
    1. Жизнь и сочинения Платона [174]2. Учение Платона об «идеях» («видах») [184]3. Теория познания Платона [198]4. Диалектика Платона [210]5. Теория «идей», космология и пифагорейское учение о числах [223]6.
  2. Г. В. Гриненко история философии

    Учебник
    Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.
  3. Книга Дж. Реале и Д. Антисери "Западная философия от истоков до наших дней" представляет собой многотомное издание по истории философии, первый том которого "Античность" перед Вами.

    Книга
    Книга Дж. Реале и Д. Антисери "Западная философия от истоков до наших дней" представляет собой многотомное издание по истории философии, первый том которого - "Античность" - перед Вами.
  4. З. А. Медведева Философия История философии древнего мира Курс лекций

    Курс лекций
    М42 Философия. История философии древнего мира : курс лекций / З.А. Медведева, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2005.
  5. Развитие знаний о природе в древнем мире. Начальный этап античной науки. Зарождение философии и научных школ

    Документ
    Население древнего Китая, Египта и Вавилонии занималось в основном земледелием, поэтому наблюдения небесных тел проводились, главным образом, для того, чтобы установить начало времен года, разлива рек, сева, сбора урожая.

Другие похожие документы..