Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Эти вопросы должны быть использованы как темы рефератов студентами, занимающимися по сокращенной форме обучения (получающими второе высшее образовани...полностью>>
'Документ'
II ступень: Создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности - ответственность; - самокрити...полностью>>
'Реферат'
Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода. Профессии порождены разделением труда и служат выражением его дифференциаци...полностью>>
'Документ'
Зимой 2 -го, после почти домашнего издания первого сборника рассказов Вячеслава Астрова "Звонок", на творческом горизонте журналистов, толь...полностью>>

Программы элективных курсов по химии саранск 2008

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Республики Мордовия

Мордовский республиканский институт образования

Программы

элективных курсов по химии

САРАНСК 2008

Предисловие

В соответствии с концепцией профильного обучения после завершения основной ступени каждый ученик, желающий продолжать образование в школе, должен выбрать профиль обучения.

Для того чтобы этот выбор был обоснованным, осознанным и перспективным в плане подготовки к поступлению в вуз, учащимся предлагается пройти курсы, задачами которых является:

- дать ученику возможность реализовать интерес к предмету;

- уточнить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;

- создать условия для подготовки ученика к экзаменам по выбору, то есть по наиболее вероятным предметам будущего профилирования;

- создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий, познакомить со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям.

Особенностями курсов по выбору являются: а) краткосрочность; б) отсутствие отметок; в) инициативность выбора курсов учеником; г) деятельностный подход.

Для реализации поставленной цели в основной школе помимо курсов психолого-педагогического сопровождения можно выделить три типа элективных курсов:

- предметно-ориентированные курсы, направленные на развитие познавательного интереса к предметам выбранного профиля, расширение и углубление знаний учащихся по профильной дисциплине (например, курсы «История открытия и познания веществ», «Соединения в квадратных скобках», «Химические элементы: прошлое, настоящее, будущее», «Решение задач химических олимпиад» и др.);

- межпредметные (интегрированные) курсы, предназначенные для интеграции знаний смежных дисциплин как необходимого условия успешного обучения в старшей профильной школе (например, «Химия, история, искусство: перекрестки взаимодействия», «Моделирование химических объектов на компьютере», «Химия в сельском хозяйстве» и др.);

- курсы прикладного характера, которые показывают связь данного учебного предмета с жизнью (такие, как «Химия и пища», «Химия и здоровье», «Вещества и материалы в автомобилестроении», «Химики строят дом» и т.д.).

Минимальный объем, отведенный Министерством образования и науки РФ на предпрофильную подготовку в основной школе, составляет 102 ч. В зависимости от продолжительности элективных курсов, которая может варьироваться от 8 до 34 ч, учащиеся имеют право посетить в год до 10 различных курсов по выбору, но не менее двух обязательно.

В старшей профильной школе роль элективных курсов значительно возрастает, они направлены на углубление и расширение предметных знаний учащихся, подготовку их к итоговой аттестации, продолжения соответствующего профилю образования в высшей школе и сознательному выбору будущей специальности.

Общая направленность элективных курсов в старшей школе не претерпевает существенных изменений: предметно-ориентированные (курсы «Основы химической термодинамики», «Введение в аналитическую (физическую, коллоидную) химию», «Начала нанохимии» и др.), межпредметные курсы («Основы биохимии», «Химическое загрязнение окружающей среды и проблемы экологии», «Компьютерное моделирование в изучении химических процессов» и др.) и курсы прикладного характера («Пищевые добавки: плюсы и минусы», «Косметика вчера, сегодня, завтра», «Пестициды», «Химия и легкая промышленность», «Химическая информация на этикетках» и т.д.)

В качестве особого направления элективных курсов в старшей школе выделяют компенсаторные элективные курсы, предназначенные для учащихся, которые хотят изменить профиль обучения (например, с гуманитарного, физико-математического, универсального на естественно-научный или химический), но не могут этого сделать в силу объективных или субъективных причин. Такие курсы компенсируют содержательное различие между стандартами химического образования на базовом и профильном уровнях, они призваны восполнить недостаток химических знаний учащихся непрофильных классов. Эти курсы рассчитаны не менее чем на 34ч. Они могут называться, например, «Избранные вопросы органической химии», «Избранные вопросы общей и неорганической химии», «Готовимся к ЕГЭ по химии».

Курсы по выбору должны дать ученику возможность проявить творческую и интеллектуальную инициативу, реализовать свои способности.

Формы обучения на курсах могут быть как академическими, так и инновационными: коммуникативные, групповые, проектные, исследовательские методы.

В данном сборнике вашему вниманию представлены курсы по выбору, разработанные учителями химии Республики Мордовия. Программы курсов по выбору можно использовать в неизмененном или модифицированном виде.

Рекомендуемая литература

  1. Ермаков, Д C. Профильное обучение: проблемы и перспективы / Д.С. Ермаков // Народное образование. – 2004. – № 7. – С. 101-107.

  2. Ермаков, Д.С. Элективные курсы для профильного обучения / Д.С. Ермаков // Педагогика. – 2005. – № 2.

  3. Каспржак, А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе /А.Г. Каспржак. – М.: Новая школа, 2004. – 160 с.

  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 24 с.

  5. Кузнецов, А.А. Базовые профильные курсы: цели, функции, содержание / А.А. Кузнецов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – № 3. – С. 30-33.

  6. Недогибченко, О.В. Интегрированный курс химии и биологии для классов экономического профиля / О.В. Недогибченко // Химия в школе. – 2003. – №3. – С. 43.

  7. Олешков, М.Ю. Содержание образования: проблемы формирования и проектирования / М.Ю. Олешков // Педагогика. – 2004. – № 6. – С. 31-38.

  8. Элективные курсы в профильном обучении / Министерство образования РФ. – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 144 с.

  9. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Естествознание» / Министерство образования РФ. – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 96 с.

10. Яворук, О.А. Интегрированные естественнонаучные курсы в школе / О.А. Яворук // Педагогика. – 1995. – № 6. – С. 113-114

Решение задач по химии

Глазкова О.В.

Пояснительная записка

Изучение школьного курса химии направлено на изучение химических процессов, происходящих в природе и технике, как с качественной, так и количественной стороны. Поэтому на занятиях по химии наряду с описанием явлений, фактов, теорий и законов должны рассматриваться и их количественные закономерности, а это предусматривает включение в учебный процесс решение задач различного типа.

Решение химических задач – важная сторона овладения знаниями основ науки химии, оно позволяет реализовать следующие дидактические принципы обучения: 1) обеспечение самостоятельности и активности учащихся; 2) достижение прочности знаний и умений; 3) осуществление связи обучения с жизнью; 4) реализация политехнического обучения химии, профессиональной ориентации.

Умение решать расчетные задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины и полноты усвоения ими учебного материала, наличия навыков применения приобретенных знаний в новых ситуациях. Задачи повышенной сложности включают различные сочетания теоретического материала, являющегося основой различных видов задач, предусмотренных программой; требуют умения логически связывать воедино отдельные химические явления и факты; стимулируют более углубленное изучение теоретических вопросов и практических знаний химии.

Материал данной программы дополняет базовый курс, опирается на знания учащихся, полученные в 8 классе, включает новые знания и умения и направлен на расширение кругозора учащихся по предмету. Данный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность. Для этого в него включены задачи межпредметного содержания и экологической направленности.

Цель курса – привитие интереса к предметам естественного цикла и дальнейшему их изучению в 10-11 классах на повышенном уровне; подготовка к восприятию нового сложного химического содержания в старших классах.

Основные задачи курса:

1) выработка у учащихся правильных навыков оформления решения задач; подготовка школьников к умелому применению обозначений физических величин, единиц СИ и справочной информации;

2) показ логической последовательности, используемой в ходе решения задачи, выработка навыков ее применения;

3) развитие умения грамотного использования различных способов рассуждения при решении.

Элективный курс рассчитан на 17 часов, рекомендуется для учащихся 9 классов.

Формы контроля и отчетности: проверочные работы по разделам, задания по составлению задач разного типа, зачет.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем курса

Количество часов

I

1.

2.

3.

4.

II

1-2/5-6.

3-4/7-8.

III

1/9.

2/10.

3/11.

IV

1/12.

2/13.

3/14.

V

1/15.

2/16.

VI

Количественные отношения в химии (4 ч)

Решение задач на основные законы и понятия химии

Определение количественного состава смеси веществ

Вывод формул химических веществ

Задачи на растворы и действия с ними

Расчеты по химическим уравнениям (4 ч)

Решение задач на «избыток»

Вычисления массовой и объемной доли выхода продукта

Определение массовой доли примесей (3 ч)

Объемные отношения газов

Вычисление состава смеси веществ. Параллельные и последовательные реакции.

Расчеты по термохимическим уравнениям

Окислительно-восстановительные реакции (3 ч)

Составление уравнений на основе электронного баланса

Решение задач по цепочкам превращений веществ

Электролиз

Расчеты в химической кинетике (2 ч)

Закон действующих масс и правило Вант-Гоффа

Константа химического равновесия. Принцип Ле-Шателье

Решение задач с экологической направленностью

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Всего:

17 часов

Содержание программы

  1. Количественные отношения в химии

Химические формулы. Закон постоянства состава. Расчеты по химической формуле. Моль. Относительная плотность газов. Газовые законы.

Понятия чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Понятие массовой доли компонента смеси. Определение количественного состава смеси.

Массовая доля элемента в веществе. Нахождение химической формулы.

Растворы. Способы выражения состава растворов (массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация, мольная доля растворенного вещества и растворителя). Растворимость. Действия с растворами (сливание, выпаривание, выделение кристаллогидратов).

II. Расчеты по химическим уравнениям

Типы химических реакций по количеству вступающих и образующихся веществ. Схемы решения простейших задач ( с использованием понятий количество вещества, сравнения, соотношения величин, пропорции). Реакции, в которых один из реагентов взят в избытке.

Вычисления по уравнениям реакций с использованием понятий массовая и объемная доля выхода продукта. Расчеты по уравнениям реакций, когда исходное вещество содержит примеси или находится в растворе. Объемные соотношения газов в химических реакциях.

Тепловой эффект химической реакции. Понятие термохимического уравнения и его отличие от обычного. Расчеты по термохимическим реакциям. Вывод термохимических уравнений.

Расчет количественного и качественного состава смесей веществ на основе особенностей их химических свойств. Параллельные и последовательные реакции. Решение задач на основе системы уравнений.

III. Определение массовой доли примесей.

Объемные отношения газов Вычисление состава смеси веществ. Параллельные и последовательные реакции. Расчеты по термохимическим уравнениям

IV. Окислительно-восстановительные реакции.

Основные типы окислительно-восстановиттельных реакций. Ряд стандартных электродных потенциалов. Расчеты по уравнениям, в основе которых лежит реакция замещения одного металла другим (задачи на «пластинку»).

Электролиз расплавов и растворов кислот, щелочей и солей. Катодные и анодные процессы, суммарное уравнение электролиза. Вычисление массы и объема веществ, образующихся в ходе электролиза.

V. Расчеты в химической кинетике.

Скорость химических реакций и ее зависимость от концентрации и температуры. Закон действия масс, константа скорости реакции. Правило Вант-Гоффа, температурный коэффициент.

Химическое равновесие, константа равновесия. Принцип Ле Шателье. Решение задач по смещению химического равновесия.

VI. Задачи с экологическим содержанием.

Решение задач, в условия которых включены сведения, имеющие отношение к условиям жизни человека и сохранению окружающей среды.

Литература:

  1. Свитанько И.В. Нестандартные задачи по химии.- М.: «МИРОС, 1995

  2. Шамова М.О. Учимся решать задачи по химии: Технология и алгоритмы решения.- М.: «Школа-Пресс», 2001.

  3. Зубович Е.Н., Асадник В.Н. Химия. Решение задач повышенной сложности.- Минск: Книжный Дом, 2004

  4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия (для школьников старших классов и поступающих в вузы). – М.: Дрофа, 1995

  5. Решаем задачи по химии / авт.-сост.: А.И. Аргишева, Ю.К. Губанова – Саратов: Лицей, 2002

  6. 500 задач по химии. – М.: Просвещение, 1981

Расчетные задачи в школьном курсе химии

Чекашкина О.В.

Пояснительная записка

Программа О.С. Габриеляна «Химия 8» позволяет вести обучение на основе концентрической концепции химического образования, содержит строгую логику, принципы развивающего обучения. Весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения. Изучение основ курса химии за столь небольшой срок вызывает у школьников проблемы в плане освоения и осмысления программного материала. Одним из вариантов разрешения возникающих проблем является включение в учебный план элективного курса «Решение задач по химии в 8 классе», содержание которого и время проведения не противоречит последовательности изучения базового курса химии 8 класса. Элективный курс рассчитан на 17 часов, предназначен для учащихся 8 классов и носит предметно-ориентированный характер.

Основная цель элективного курса - обеспечение развивающего характера обучения школьников в процессе обучения решению задач по химии.

Главными принципами отбора содержания обучения, реализующими поставленную цель, явились:

-овладение способами добывания знаний, переработка и творческое применение их;

- развитие интереса к химическому познанию и внутренней мотивации учения, как личностной ценности;

- разностороннее развитие личности средствами предмета химии в постоянно изменяющихся условиях школьного учебного процесса и окружающей жизни.

Содержание обучения элективного курса строится на системе современного подхода к методике решения задач по химии, позволяет учащимся изучать основные объекты рассмотрения химии - вещество и химическая реакция, в процессе решения задач. Система учебного материала представлена в программе следующей структурой курса, способствующей его эффективному усвоению:

1 тема «Расчеты, связанные с понятием «количество вещества» - 6 часов;

2 тема «Расчеты, связанные с понятиями «доля элемента и компонента» - 5 часов; 3 тема «Расчеты по уравнениям химических реакций» - 6 часов.

Формы контроля и отчетности: конкурс (количественный) числа решенных задач; составление творческих расчетных задач по различным темам; зачет по решению задач.

Тематический план

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Виды деятельности

1.

Расчеты, связанные с понятием «количество вещества»

6

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Количество вещества. Молярная масса. Постоянная Авогадро.

Вычисление числа молекул, массы и количества вещества по формулам химических соединений.

Молярный объем газов.

Вычисление массы, объема и числа молекул по формулам химических соединений. Практическая работа №1.

Расчеты объема, массы и плотности газов.

Контрольная работа № 1.

1

1

1

1

1

1

Простейшие расчеты.

Решение задач.

Решение задач.

Решение задач.

Конкурс числа решенных задач.

Решение задач.

2.

Расчеты, связанные с понятиями «доля элемента и компонента»

5

1.

2.

3.

4.

5.

Понятие о доли компонента смеси (раствора). Вычисления доли элемента (компонента) в формуле (смеси), расчет массы вещества по его массовой доле в соединении, вывод формулы вещества.

Вычисление доли компонента смеси (раствора), расчет массы вещества и растворителя.

Вычисление объемной доли газообразного вещества в газовой смеси, вычисление массы вещества в смеси. Практическая работа №2.

Молярная концентрация растворенного вещества. Решение задач алгебраическим методом.

Обобщение и закрепление знаний по теме «Чистые вещества и смеси».

1

1

1

1

1

Простейшие расчеты.

Решение задач.

Решение задач.

Составление творческих расчетных задач.

Контрольное тестирование.

3.

Расчеты по уравнениям химических реакций

6

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Вывод количественных отношений по уравнениям химических реакций.

Расчеты объема и количества вещества по уравнениям химических реакций.

Расчеты по уравнениям химических реакций. Практическая работа №3.

Расчеты по исходному веществу, содержащему примеси.

Расчеты по уравнениям химических реакций, протекающих в водных растворах.

Контрольная работа № 2. Подведение итогов.

1

1

1

1

1

1

Решение задач.

Решение задач.

Решение задач.

Решение задач.

Решение задач.

Зачет.

Программа

Тема 1. Расчеты, связанные с понятием «количество вещества»

(6 часов)

Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества – миллимоль и киломоль, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ. Плотность вещества.

Расчетные задачи. Расчеты количества вещества его массы и объема, плотности и относительной плотности газов. Вычисления, связанные с постоянной Авогадро.

Демонстрации. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Молярный объем газообразных веществ.

Тема 2. Расчеты, связанные с понятиями «доля элемента и компонента»

(5 часов)

Чистые вещества и смеси. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля». Молярная концентрация вещества в растворе.

Расчетные задачи. Массовые доли химических элементов в соединениях, Определение химической формулы вещества по данным о его количественном составе. Количественный состав смесей. Количественный состав растворов. Смешивание растворов. Концентрация вещества в растворе.

Демонстрация. Знакомство с образцами веществ разных классов. Разделение смесей.

Тема 3. Расчеты по уравнениям химических реакций

(6 часов)

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы, или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора, или содержит определенную долю примесей.

Расчетные задачи. Количественные отношения в химии. Вычисления по уравнениям химических реакций количества вещества, массы или объема. Вычисления по уравнениям химических реакций, если один из реагентов содержит примеси. Вычисления по уравнениям реакций, протекающих в водных растворах.

Демонстрации. Горение магния и фосфора. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом. Получение гидроксида меди(II). Взаимодействие оксида меди(II) с серной кислотой при нагревании. Взаимодействие разбавленных кислот с металлами.

Требования к уровню подготовки учащихся

1. Знать:

- основные понятия, связанные с количеством вещества, объемом газов;

- понятия «доля элемента и компонента»;

- химическая реакция.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Элективный курс «уровневая организация живой природы» как средство повышения эффективности обучения биологии в профильной школе 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (биология, уровень общего образования)

    Элективный курс
    Работа выполнена на кафедре зоологии, экологии и методики обучения биологии ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»
  2. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.
  3. Физико-математический факультет информационный пакет /каталог курсов/ по кафедре «физика и методика преподавания физики»

    Документ
    Университет – осуществляет подготовку бакалавров специальности 050110 – «Физика» на основе государственной лицензии АА№ 34 выданного комитетом по надзору в области образования и науки Республики Казахстан от 26.
  4. Учебных предметов (1)

    Методические рекомендации
    Сборник методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2008 - 2009 учебном году: Метод. рекомендации; МО Республики Мордовия. МРИО. – Саранск, 2008.
  5. Послании Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному собранию РФ (2008 г.). программа

    Программа
    «Наша новая школа» - инновационные идеи, проекты, модели и программы, изложенные в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному собранию РФ (2008 г.

Другие похожие документы..