Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
19.00 Ужин на открытом воздухе (при условии хорошей погоды). 0.30 - 3.30 Русская баня с берёзовыми вениками. Чаепитие из самовара на дровах....полностью>>
'Закон'
За результатами аналізу Закону «Про внесення змін до деяких законів України (щодо регулювання діяльності банків)», прийнятого Верховною Радою України...полностью>>
'Документ'
Главное, что необходимо для успешного заключения сделки, - умение связаться с тем, кто облечен правом принимать решения. Вы никогда не добьетесь успе...полностью>>
'Документ'
Наименование инновационных технологий, продуктов, услуг, научных исследований, в разработке и внедрении которых есть потребность у соответствующих орг...полностью>>

Методические рекомендации по преддипломной практике, написанию и защите дипломной работы для студентов специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Финансы и кредит»

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ, НАПИСАНИЮ И ЗАЩИТЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

для студентов специальностей

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и

«Финансы и кредит»

дневной и заочной форм обучения

Брест 2004

УДК 338.24.42

Методические рекомендации разработаны в соответствии с «Инструкцией по подготовке, оформлению и представлению к защите дипломных проектов (работ) в высших учебных заведениях», утвержденной приказом Министра образования Республики Беларусь от 27.06.1997 г., № 356; образовательными стандартами специальности 25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (РД РБ 02100.5.122-98); и специальности 25 01 04 «Финансы и кредит» (РД РБ 02100.5.119-98) стандартом университета СТ БГТУ 01-2002; учебными планами указанных специальностей, а также «Методическими рекомендациями по выполнению дипломных работ» для студентов специальности 25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Минск, БГЭУ, 2000г.

Методические указания предназначены для студентов специальностей

25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 25 01 04 «Финансы и кредит» дневной и заочной форм обучения.

Составители: заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита, кандидат экономических наук, доцент Кивачук В.С.,

профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита,

кандидат экономических наук, доцент Обухова И.И.,

Рецензент: Директор Брестского филиала научного института РУП «ЦНИИТУ», доктор экономических наук О.А.Высоцкий.

© Брестский государственный технический университет

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Общие положения..…………………………………………………… 4

  1. Преддипломная практика…………………………………………………… 6

    1. Базы практики, рабочее место и бюджет времени………………… 6

    2. Задачи преддипломной практики…………………………………… 7

    3. Научно-исследовательская работа…………………………………... 8

    4. Содержание отчёта по преддипломной практике…………………... 8

    5. Подведение итогов практики………………………………………... 10

  2. Дипломная работа……………………………………………………………. 11

    1. Общие положения……………………………………………………. 11

    2. Тематика дипломных работ……………………………………….... 13

    3. Структура работы……………………………………………………. 14

    4. Содержание дипломной работы……………………………………. 14

    5. Оформление дипломной работы…………………………………… 19

    6. Порядок написания дипломной работы…………………………… 22

  3. Защита дипломной работы……………………………………………….... . 25

  4. Приложения…………………………………………………………………. 28

  1. Титульный лист отчёта по практике………………………………. 28

  2. Титульный лист дипломной работы……………………………….. 29

  3. Образец составления задания на дипломную работу…………….. 30

  4. Пример оформления реферата к дипломной работе……………… 31

  5. Пример оформления оглавления…………………………………… 32

  6. Пример оформления списка литературы………………………….. 33

  7. Примерный текст доклада студента на защите дипломной работы…… 34

  8. Тематика дипломных работ ………………………………………... 35

1. Общие положения 3.

Организация преддипломной практики и дипломного проектирования, а также оформление материалов дипломных работ учебно-исследовательского или прикладного характера производятся в соответствии с требованиями государственных стандартов и нормативных документов, основными из которых являются:

  • Образовательный стандарт специальности 25 01 04 «Финансы и кредит» (РД РБ 02100.5.119-98);

  • Образовательный стандарт специальности 25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (РД РБ 02100.5.122-98);

  • Инструкция № 356 по подготовке, оформлению и представлению к защите дипломных проектов (работ) в высших учебных заведениях, утвержденная приказом Министра образования Республики Беларусь от 27 июня 1997г.;

  • СТБ 22.0.1-96. Система стандартов в сфере образования. Основные положения;

  • СТБ 6.38-95. Государственный стандарт Республики Беларусь. Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.;

  • Стандарт университета. Оформление материалов курсовых и дипломных проектов (работ), отчетов по практике. Общие требования и правила оформления. СТ БГТУ 01-2002. Брест.: БГТУ, 2002.

Выпускники УО «БГТУ», обучающиеся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» получают профессиональную квалификацию «экономист», которая, согласно определениям системы стандартов в сфере образования СТБ 22.0.1-96, «направлена на анализ функционирования субъектов хозяйствования в целях рационального управления экономикой, производством и социальным развитием».

Функции профессиональной деятельности экономистов обозначены стандартом как организация, планирование, учет, контроль и анализ финансово-кредитной деятельности экономических субъектов и прогнозирование финансовых результатов, научно-исследовательская, проектно-аналитическая, планово-экономическая, учетно-финансовая и организационно-управленческая работа в государственных, совместных, акционерных и других организациях, учреждениях, предприятиях, общественных организациях, социально-культурных, кредитных и страховых учреждениях.

Образовательными стандартами Республики Беларусь предусматривается перечень конкретных требований к выпускникам ВУЗа, получающим специальности «Финансы и кредит» и «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

После адаптации на производстве специалист должен быть подготовлен к организационно-управленческой, планово-экономической, финансово-кредитной и научно-исследовательской деятельности в сфере управления финансами и кредитом («Финансы и кредит»), к учетной, аналитической, контрольно-ревизионной, аудиторской, научно-исследовательской, организационно-управленческой и пре­подавательской деятельности в области бухгалтерского учета, ана­лиза и аудита ( «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Специалист предназначен, главным образом, для работы в финансовых органах, в банках, финансовых службах предприятий, организация, учреждений («Финансы и кредит»), а также в бух­галтерских службах предприятий, организаций и учреждений раз­личных форм собственности и разных уровней управления, научно-исследовательских организациях, высших и средних специальных учебных заведениях («Бухгалтерский учет, анализ и аудит»).

Выпускник университета, получивший квалификацию экономиста, должен иметь высокий уровень гуманитарных, со­циальных, общенаучных, общепрофессиональных и специальных знаний, чтобы после присвоения ему соответствующей квалифика­ции при накоплении практических навыков успешно осуществлять активную профессиональную деятельность. На основе полученной фундаментальной научной и практической подготовки специалист должен уметь самостоятельно принимать оптимальные решения с учетом их социальных и экологических послед­ствий, непрерывно пополнять свои знания, анализировать современные проблемы экономической и социальной жизни общества, знать место и роль в ней своей профессиональной деятельности, проблемы и тенденции устойчивого развития.

Специалист должен владеть государственными языками (белорусский и русский) в объеме, необходимом для исполнения своих служебных обязанностей, уметь использовать в своей деятельности, как минимум, один из иностранных языков, знать основы мировой и отечественной культуры, постоянно совершенствовать свой профессиональный, культурный и физический уровень.

Особое место в процессе подготовки экономиста занимает написание дипломной работы. Выполнением дипломной работы и ее защитой завершается процесс обучения в высшем учебном заведении. Это эффективная форма итоговой аттестации уровня теоретических знаний и практических навыков специалистов. Подготовка к выполнению дипломной работы осуществляется студентом на протяжении всего периода обучения в институте. Для этого курсовые работы, научные исследования и дипломная работа объе­диняются, как правило, единой тематикой.

Дипломная работа представляет собой целостное, законченное исследование студента по избранной теме. Она выполняется на ос­новании изучения соответствующих Законов Республики Беларусь, Постановлений Правительства, Декретов и Указов Президента Республики Беларусь, инструкций и нормативных актов, а также специальной литературы по организации плановой и финансово-кредитной работы, особенностях учета, ревизии, аудита и экономическо­го анализа производственно-финансовой деятельности субъектов хозяйствования.

Теоретические положения дипломной работы иллюстрируются и подтверждаются фактическими материалами конкретного пред­приятия (учреждения). Необходимые данные студент обязан собрать, проверить и обработать в период прохождения преддипломной практики. В про­цессе выполнения дипломной работы студент решает не только общеэкономические, но и конкретные практические вопросы совершенство­вания исследуемого участка финансово-кредитной политики, учетно-аналитического процесса и кон­трольно-ревизионной работы на производственном предприятии или в финансовом учреждении. С материалами дипломной работы, выводами и предложениями по результатам проведенного исследования студент знакомит руко­водителя базовой организации, главного бухгалтера и главного экономиста. Возможность использования элементов исследования на практике подтверждается соответствующей справкой о принятии их к внедрению.

Целью данных методических рекомендаций является ознакомление сту­дентов с требованиями, предъявляемыми к дипломной работе, а также ока­зание помощи в выборе темы, составлении плана, вы­полнении и оформлении работы.

2. ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

2.1. Базы практики, рабочие места и бюджет времени

Базой практики студентов специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Финансы и кредит» обычно служат финансовые и нефинансовые учреждения, промышленные предприятия и объединения различных форм собственности, производственно-коммерческие фирмы, а также другие хозяйствующие субъекты, имеющие самостоятельный (отдельный) баланс и зарегистрированные в качестве налогоплательщиков Республики Беларусь. Распределение студентов по местам практики оформляется приказом ректора университета после утверждения на кафедре.

Рабочими местами студентов на период преддипломной практики могут быть финансовые службы предприятий, общественных и бюджетных организаций, органов местного и государственного управления; планово-экономические и кредитные отделы финансовых и нефинансовых учреждений; отделы бухгалтерской службы субъектов хозяйствования, информационно-вычислительные центры, контрольно-ревизионные и планово-экономические отделы и другие структурные подразделения предприятий всех форм собственности. Во время практики студенты могут зачисляться на штатные должности либо выполнять учетную и планово-экономическую работу в качестве стажеров и дублеров соответствующих специалистов.

Продолжительность преддипломной практики определяется учебным планом и утверждается приказом ректора университета. В соответствии с образовательными стандартами специальностей она составляет 14 недель.

До начала практики кафедра проводит общее собрание студентов-дипломников для ознакомления с ее целями и задачами. Студенты проходят инструктаж по технике безопасности и расписываются в соответствующем журнале. Руководители практики от университета должны дать при этом все необходимые пояснения по сбору данных для выполнения дипломных работ. В качестве руководителей практики кафедра назначает, как правило, руководителей дипломной работы. Они обязаны до начала преддипломной практики выдать студентам задание на дипломную работу, определить круг задач учебно-прикладного и научно-исследовательского характера, а также перечень необходимой для их решения информации, сбор которой является основной целью практики.

2.2. Задачи преддипломной практики

В соответствии с целью прохождения преддипломной практики основными ее задачами являются:

  • сбор и анализ материалов для выполнения дипломной работы;

  • изучение структуры, функций и взаимодействия планово-экономических, финансово-кредитных, бухгалтерско-экономических служб предприятия; исследование документооборота и делопроизводства в системе финансово-экономического учета;

  • анализ действующих систем и форм организации бухгалтерского и оперативного учета на предприятии, учетной политики, ведомственных инструкций и положений о порядке ведения учета; ознакомление с организационными основами и практикой проведения внутрихозяй­ственного контроля и экономического анализа на предприятии;

  • ознакомление с принципами организации и управления в финансово-кредитной сфере, методами расчета, оценки и анализа экономических показателей в отделах предприятий, организаций, департаментов, финансовых, страховых и банковских учреждений;

  • изучение системы внут­рихозяйственного контроля за использованием и сохранностью про­изводственно-технического потенциала, денежных средств и материальных ресурсов на пред­приятии; за эффективным использованием финансовых средств;

  • при­обретение практического опыта и навыков глубокого и всестороннего анализа деятельности предприятия и его структурных подразделений; овладение методами критической оценки результатов экономиче­ского анализа;

  • разработка обоснованных предложений по повышению эффективности использования ресурсов предприятия и их сохранности, совершенствованию организации финансово-экономической работы, бухгалтерского учета, анализа и аудита на предприятии.

2.3. Научно-исследовательская работа

В соответствии с утвержденной темой руководитель дипломной работы от университета устанавливает каждому студенту индивидуальные задания по научно-исследовательской работе (НИРС). Они могут носить теоретический, организационно-экономический, методологический или практический характер.

Выполнение индивидуального задания по НИРС в ходе преддипломной практики должно закреплять полученные во время обучения навыки научных исследований, развивать самостоятельность в работе, расширять кругозор, а также научить студентов применять полученные в вузе знания для решения конкретных задач исследовательского характера. Задание по НИРС выполняется во время прохождения преддипломной практики на конкретных материалах предприятия, являющегося базой практики. Результаты выполненного научного задания должны быть использованы студентом в дипломной работе.

2.4. Содержание отчета по преддипломной практике

Отчет по результатам прохождения преддипломной практики является ее главным итоговым документом и должен содержать исчерпывающие систематизированные сведения о выполненной студентом работе во время прохождения практики. Отчет по практике составляется в соответствии с требованиями стандарта Брестского государственного технического университета СТ БГТУ 01-2002.

Отчет разрабатывается каждым студентом самостоятельно в течение всей практики на основании информации, полученной на предприятиях, согласовывается с руководителем от предприятия и утверждается им во время практики. При работе нескольких студентов в одной организации каждый из них должен предоставить на кафедру свой отчет.

Отчет должен быть оформлен на стандартных листах белой бумаги (297х210 мм). Отчет по преддипломной практике состоит из текстовой части и скомпонованных в систематизированном виде материалов по теме дипломной работы. Эти материалы могут включать схемы, эскизы, выписки из проектно-сметной, нормативно-справочной, технологической, плановой, финансовой и бухгалтерской документации и т.п. Текст отчета, таблицы и иллюстрации выполняются вручную, на пишущей машинке или компьютере. Отчет по преддипломной практике должен содержать следующие разделы и документы:

  • Титульный лист

  • Оглавление

  • Введение

  • Содержательная часть (документально-производственные и аналитические разделы)

  • Отчет о выполнении индивидуального задания по НИР

  • Заключение

  • Литература

  • Приложения

Содержание основных документально-производственных и аналитических разделов отчета по преддипломной практике зависит от специфики базового предприятия и условий его деятельности. В 5 разделах основной части должны содержаться такие сведения:

А) при прохождении практики в коммерческих организациях:

  • Общая характеристика предприятия и основных направлений его деятельности

  • Технико-экономические и финансовые показатели деятельности предприятия, характеристика его финансовых ресурсов, состояние, структура и эффективность использования основного и оборотного капитала

  • Финансовое планирование, инвестиционная и инновационная деятельность предприятия, источники финансовых ресурсов и эффективность их использования

  • Организация бухгалтерского учета и аналитической работы на предприятии

  • Система внутреннего контроля и внешнего аудита на предприятии

Б) при прохождении преддипломной практики в банках и других финансовых учреждениях

  • Общая характеристика учреждения и основных направлений его деятельности

  • Финансовые ресурсы банка и структура капитала, характеристика активных и пассивных операций, структуры и динамики доходов

  • Организация бухгалтерского учета и контроля в деятельности банков, характеристика документооборота и его автоматизация

  • Организация бухгалтерского учета и аналитической работы на предприятии

  • Регулирование деятельности коммерческих банков и анализ ликвидности и достаточности капитала

В) при прохождении практики в налоговых органах

  • Общая характеристика учреждения и основных направлений его деятельности

  • Описание состава и требований к заполнению налоговых деклараций, отчетов и балансов субъектов хозяйствования и других документов, отражающих финансовое состояние налогоплательщиков

  • Изучение нормативно-правовой базы и действующего порядка взимания налогов с физических и юридических лиц, характеристика процедур обследования и проверки правильности удержания налогов с основных категорий налогоплательщиков

  • Изучение положений о бухгалтерской и балансовой отчетности субъектов хозяйствования, налоговых льготах и санкциях по основным налогам и платежам

  • Ознакомление с порядком рассмотрения и способами реагирования на поступающие письма, жалобы, заявления, с организацией работы консультационных служб

Г) при прохождении практики в бюджетных и финансовых органах

  • Общая характеристика учреждения, основных направлений его деятельности источников финансирования

  • Описание действующего порядка организации бюджетного процесса на всех уровнях, способов бюджетного регулирования, организации учета расчетов между бюджетами

  • Изучение нормативной базы и действующего порядка планирования доходов бюджета с анализом их основных источников

  • Ознакомление с правилами и порядком составления смет и обоснований бюджетных расходов и ассигнований на различные нужды

  • Содержание бухгалтерской отчетности по исполнению бюджета, анализ исполнения бюджета за предшествующий период и способы прогноза

2.5. Подведение итогов практики

Практика завершается составлением отчета, в котором необходимо изложить фактический материал конкретного учреждения, предприятии (объединения), а не текст учебни­ков. Студентом должны быть изучены все вопросы, предусмотренные программой практики, сдела­ны предложения по совершенствованию организации учета, аудита и анализа и их ав­томатизации. Отчет по каждому разделу составляется в ходе его изучения. К нему прилагаются заполненные первичные документы, расчеты, учетные ре­гистры, записи информации на машинных носителях. Практические материалы следует скомпоновать в конце отчета со сквозной нумерацией всех приложений. В текстовой части отчета даются ссылки на номера соответствующих прило­жений, а также на литературные источники отечественных и зарубежных авторов. Ти­тульный лист отчета оформляется по форме приложения 1.

Отчет по практике должен быть аккуратно оформлен, сброшюрован в жесткую обложку или переплетен. Он подписывается студентом после завершения работы над отчетом. На титульном листе должна стоять дата проверки отчета руководителем практики от учреждения, предприятия (объединения), а также его подпись, скрепленная печатью. Вместе с оформленным надлежащим образом отчетом студент представляет руководителю практики от кафедры заполненный и заверенный на предприятии дневник прохождения практики, а также копию приказа по предприятию о назначении студента на период преддипломной практики на соответствующую должность (стажера бухгалтера, экономиста и др.), назначении руководителя практики от предприятия.

Защита отчета производится в комиссии, состав которой утверждается заведующим кафедрой, в университете или на базе практики, не позднее следующего дня после ее окончания. По результатам защиты выставляются оценки, учитывающие полноту собранных материалов, качество ответов, степень готовности к выполнению дипломной работы. Студент, не выполнивший программу практики или получивший неудовлетвори­тельную оценку при защите отчета, к подготовке дипломной работы не допускается.

  1. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

3.1. Общие положения

Дипломная работа, как завершающий этап подготовки специалиста, представляет собой специальную форму подготовленного для публичной защиты самостоятельного научного или прикладного исследования, характеризующего уровень общей и специальной подготовки студента, его умение применять полученные теоретические знания к анализу фактического материала по рассматриваемой теме и к решению конкретных практических задач.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа Государственной аттестации студентов специальности: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Программа
    В данный сборник учебно-методического комплекса включены программа итогового междисциплинарного экзамена, тематика дипломных работ, программы практик в соответствии с учебным планом специальности 080109 «Бухгалтерской учет,
  2. Программа и методические рекомендации по организации и проведению учебной, производственной и преддипломной практики для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Программа
    Программа и методические рекомендации по организации и проведению учебной, производственной и преддипломной практики для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
  3. Методические указания к выполнению дипломной работы (для студентов специальности «Учет и аудит»)

    Методические указания
    Методические указания к выполнению дипломной работы для студентов специальности «Учет и аудит»,/ Сост.: В.И. Чиж, Л.Ф. Ларикова, М.Ю. Манухина. – Луганск: Изд-во ВНУ им.
  4. Методические указания по проведению преддипломной производственной практики для студентов специальности

    Методические указания
    Методические указания разработаны в соответствии с Положением о порядке проведения практики студентов образова­тельных учреждений высшего профессионального образования, ут­вержденным приказом Минобразования РФ от 25.
  5. Методические указания по подготовке к государственной итоговой аттестации (электронный вариант) для студентов специальности "Финансы и кредит"

    Методические указания
    Методические указания разработаны зав. методическим кабинетом кафедры финансового менеджмента ВЗФЭИ Зенгер О.Ф., под редакцией д.э.н., профессора Лукасевича И.

Другие похожие документы..