Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
Настоящие методические рекомендации предназначены для председателей советов директоров и корпоративных секретарей (секретарей советов директоров) акц...полностью>>
'Публичный отчет'
Республиканское унитарное предприятие "Рогачевский завод "Диапроектор" ....полностью>>
'Тематическое планирование'
Календарно- тематическое планирование по геометрии 9 класс к учебнику Атанасян, Л. С. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений Л...полностью>>
'Документ'
Цель: определить степень влияния внутришкольного управления на развитие педагогического процесса, на формирование его результативности, на включение ...полностью>>

Методические рекомендации по преддипломной практике, написанию и защите дипломной работы для студентов специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Финансы и кредит»

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Дипломная работа, выполненная по заданию кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, имеет следующие цели:

  • систематизация и углубление теоретических знаний и практических навыков по избранной специальности;

  • приобретение опыта самостоятельной работы в качестве бухгалтера и экономиста-аналитика;

  • овладение методиками научного исследования и финансово-экономического анализа, способами обобщения полученных результатов и логического изложения материала.

В дипломной работе студент должен показать:

  • прочные теоретические знания по избранной теме, способность к критическому осмыслению и проблемному видению мате­риала;

  • умение анализировать и обобщать литературные источ­ники, изучать документальные материалы предприятий и организаций, решать практические задачи, делать выводы и предложения;

  • навыки проведения финансового анализа, экономических расчетов и экспе­риментов, а также владение современной вычисли­тельной техникой;

  • способность грамотно применять в научных и прикладных исследованиях современные методы оценки эко­номической и социальной эффективности деятельности предприятия.

В соответствии с целями и задачами дипломной работы установлены основные требования к ее декомпозиции.

Композиция дипломной работы должна в обязательном порядке включать в себя следующие элементы:

  • обоснование актуальности темы, краткий обзор и критический анализ специальной литературы по данной теме с четкой формулировкой проблемы;

  • определение цели и задач исследования, указание конкретного объекта и предмета исследования и выбор методов его проведения;

  • описание теоретической сущности и степени изученности исследуемой проблемы, ее основных параметров и понятийного аппарата в сочетании с характеристикой макроэкономической ситуации и выявлением внешних и внутренних факторов, влияющих на решение поставленных задач;

  • рассмотрение действующей практики финансового планирования, налогообложения, анализа кредитно-финансовой деятельности, бухгалтерского учета по исследуемым вопросам, изучение отечественного и зарубежного опыта в области решения соответствующих задач, возможности их компьютеризации и совершенствования;

  • анализ фактического материала по теме исследования, экономическая оценка полученных результатов, выявление резервов и обоснование оптимальных способов решения проблемы;

  • определение конкретных путей и условий успешной практической реализации полученных результатов;

  • подведение итогов научно-прикладного исследования с формулировкой предложений автора и оценкой ожидаемого экономического эффекта от их реализации;

  • библиографический аппарат с указанием литературных и нормативных источников, которые были использованы в работе;

  • исходные планово-финансовые, бухгалтерские и статистические документы, нормативные акты, документы графического анализа, пакеты прикладных программ и другие источники фактической информации;

  • рисунки, схемы, таблицы, диаграммы, графики, иллюстрации, табуляграммы и другие графические материалы, поясняющие основные положения и результаты работы.

Общие принципы и требования к дипломной работе.

Дипломная работа, как актуальное исследование научного или прикладного характера, должна обладать внутренним единством, определенной степенью абстрагирования, последовательностью и логичностью изложения материала, точностью и доказательностью полученных результатов. При написании дипломной работы необходимо соблюдать общенаучные принципы, главными из которых являются:

  • целевая направленность;

  • четкость построения;

  • полнота, глубина и системность исследования;

  • всестороннее освещение проблемы;

  • убедительность аргументов;

  • лаконичность и четкость формулировок;

  • конкретность и грамотность изложения аналитических материалов;

  • обоснованность выводов, суждений и рекомендаций;

  • аккуратность оформления текстового и графического материала в полном соответствии с требованиями стандарта университета СТ БГТУ 01-2002

  1. Тематика дипломных работ

Тематика дипломных работ разрабатывается выпускающей кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита и утверждается на заседании кафедры на каждый учебный год. Она должна отвечать профилю студентов по будущей специальности, быть актуальной, соответствовать состоянию и перспективам развития рыночных отношений в Республике Беларусь и других государствах. В качестве тем дипломных работ выбираются проблемы, существующие в реальной производственно-хозяйственной и управленческой деятельности тех предприятий и организаций, где студент работает (при заочной форме обучения) или проходит преддипломную практику.

Примерная тематика дипломных работ (приложение 8) доводится до сведения студентов заранее, когда они только приступают к изучению специальных дисциплин. Им пре­доставляется право предварительного выбора темы будущей дипломной работы, как основного направления всех научных исследований в период обучения в университете. Приступая к преддипломной практике, студенты могут также предлагать свои темы с обоснованием целесообразности их выполнения. Как правило, тема дипломной работы является продолжением учебно-прикладных исследований, проводимых в процессе написания кур­совых и научных работ по специальным дисциплинам.

После выбора темы дипломной работы студент подает заявление на имя заведующего кафедрой с просьбой разрешить ее написание. Закрепление темы, научного руководителя и консультантов (при необходимости) утверждается по предложению кафедры приказом ректора университета. После утверждения темы вместе с научным ру­ководителем студент разрабатывает план будущей дипломной работы, на основании которого составляется задание на ее выполне­ние. Оно подписывается руководителем дипломной ра­боты, утверждается заведующим кафедрой и принимается студентом к исполнению, о чем свидетельствует подпись дипломника на бланке задания с указанием даты. Задание составляется и выдается студенту перед преддипломной практикой, основной задачей которой является сбор данных для дипломной работы и обобщение информации по избранной теме. После окончания подготовки дипломной работы задание вместе с ней представляется к защите. В исключительных случаях допускается корректировка задания руководителем дипломной работы по согласованию с заведующим кафедрой для учета изменений конкретных ситуационных факторов, выявленных студентом в ходе преддипломной практики.

Дипломная работа выполняется на основе глубокого изучения действующего законодательства Республики Беларусь, нормативных и методических документов, специальной отечественной и зарубежной ли­тературы, данных статистических исследований и т.п., с которыми студент должен подробно ознакомиться в период прохождения практики. Для обосно­вания и конкретизации разрабатываемых вопросов используется также учебная литература по проблемам, исследуемым в дипломной работе. Обязательным является применение собранных на практике фактических материалов, отчетов о деятельности предприятий, а также учетной, плановой и оперативной документации, необходимой для решения поставленных задач.

Первичный материал предприятий должен быть изучен, си­стематизирован и тщательно обработан с помощью экономико-математических методов и электронно-вы­числительной техники. Обобщение технико-экономических данных производится путем составления таблиц, гра­фиков, диаграмм, схем. Цифры и факты, содержащиеся в них, должны правильно и объективно отражать фактическое состоя­ние изучаемой проблемы и соответствовать целям и задачам дипломной работы.

  1. Структура работы

С учетом требований к содержанию дипломной работы ее структура включает в себя следующие разделы и документы:

  • титульный лист (приложение 2);

  • задание на выполнение дипломной работы (приложение 3);

  • реферат (приложение 4);

  • акт (справка) о внедрении результатов исследования;

  • оглавление (приложение 5);

  • введение;

  • основная часть (главы, разделы, подразделы);

  • заключение;

  • список использованных источников (приложение 6);

  • приложения;

  • графический материал.

Основная часть дипломной работы должна в полной мере раскрыть тему исследования в соответствии с утвержденным заданием, а также показать глубокое знание студентом исследуемой проблемы и умение в ходе научного анализа принимать самостоятельные экономически обоснованные решения по практической реализации полученных результатов.

Текст дипломной работы студента–экономиста должен быть насыщен достаточным количеством цифрового материала, цитатами, примерами из практики, которые обязательно сопровождаются ссылками на источник информации или подстраничными сносками.

3.4. Содержание дипломной работы

  1. Реферат к дипломной работе

Текст реферата (1000-2000 знаков) должен содержать краткие, не более одной машинописной страницы, сведения об объекте, предмете и методике дипломного исследования; характеристику объема и структуры представленной работы, ее целей и задач; описание полученных результатов и предложений автора; сведения о новизне работы, областях возможного применения ее результатов, степени практического внедрения. Реферат к дипломным работам научно-исследовательского характера в соответствии с требованиями к оформлению НИР должен быть написан на трех языках: русском, белорусском и английском.

В реферате указывается число страниц, количество иллюстраций, таблиц, использованных литературных источников, приложений, графического материала; приводятся ключевые слова, отражающие наиболее существенные понятия дипломной работы, и основные экономические категории, раскрывающие ее суть. Пример оформления реферата приведен в приложении 4.

3.4.2. Введение

Во введении определяется ключевая научная проблема, обосновывается актуальность выбранной темы и значимость рассматриваемых в ней вопросов; дается характеристика предмета исследования и базовой организации – объекта исследования; производится постановка цели и выделяются конкретные задачи работы; указываются основные литературные источники и источники фактической информации; описываются используемые методы научного анализа и приводится краткое содержание дипломной работы.

Общий объем введения составляет 3-5 страниц машинописного текста.

  1. Главы основной части работы

Типовая структура дипломной работы, выполняемой по кафедре бухгалтерского учета, анализа и аудита, включает в себя 3-4 главы, логически связанные между собой и последовательно раскрывающие ход исследования и полученные результаты. Каждая из глав делится на несколько разделов и подразделов, названия которых не должны дублироваться или совпадать с формулировкой темы.

Структурные элементы, отражающие логику работы и содержащие практические расчеты учетно-аналитического характера, выполненные на фактическом материале конкретного предприятия, необходимо строить по одному системному признаку. Нецелесообразно разбивать главы на множество мелких разделов, а разделы на большое количество подразделов. Следует также избегать значительных диспропорций между объемами глав и разделов. Структура работы должна быть ясной, четкой, последовательной и соответствовать логике проведения научно-прикладного исследования. По согласованию с заведующим кафедрой структура работы может корректироваться на основе задания руководителя согласно конкретным задачам исследования с учетом предложений дипломника.

С учетом требований образовательного стандарта каждой специальности, рекомендуется такой состав основных глав дипломной работы.

1-я глава дипломного исследования независимо от специальности студента-дипломника и специфики базового предприятия должна иметь общетеоретическое значение и характеризовать научные основы дипломной работы. 3-я глава дипломных работ студентов обеих специальностей является своеобразным итогом выполненного исследования и является проектно-аналитической. Специфика дипломной работы студентов специальностей «Финансы и кредит» и «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» отражается, главным образом, во 2-й главе работы. На основе данных принципов разработаны требования к содержанию основной части дипломной работ, излагаемые ниже.

Глава 1 (общетеоретическая) должна носить методологический характер. Независимо от специальности дипломника она посвящается исследованию экономической сущности проблемы, выявлению ее роли и места в экономике, изучению содержания основных параметров, способов их оценки и факторов, влияющих на эффективность функционирования объекта исследования.

На основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов анализируются различные подходы к решению проблемы и ее современное состояние, рассматриваются действующие методики ведения планово-учетной и финансово-экономической работы на предприятиях соответствующих отраслей и выявляются их недостатки. Эта глава служит теоретической основой будущих разработок, так как дает возможность выбрать наиболее рациональную методологию и методику проведения бухгалтерского учета и финансового анализа, оптимальные способы решения всех поставленных задач.

Как правило, в 1-й главе дается в динамике технико-экономическая характеристика конкретного учреждения или предприятия, на материалах которого выполняется работа. В теоретической главе необходимо не только проявить глубокие базовые знания по существу вопроса, но также ясно изложить собственную позицию по данной проблеме, обосновать необходимость совершенствования действующей системы учета, анализа и аудита на базе современного научного подхода и передового опыта.

Объем 1-й главы обычно составляет 20-25 страниц машинописного текста.

Глава 2 - (учетно-аналитическая), отражает основную часть аналитической и практической работы студента. С учетом требований специальности студента в ней исследуются конкретные особенности и экономические основы финансового планирования, инвестиционной и инновационной деятельности предприятия (учреждения), документального оформления и учета основных факторов, характеризующих исследуемую проблему; производится систематизация и обработка фактических данных с использованием современных методов бухгалтерского учета и прикладных компьютерных программ; дается экономическая оценка расчетных параметров для выполнения их анализа и выявления резервов улучшения конечных результатов деятельности изучаемого объекта; определяются причинно-следственные связи, характерные для данной проблемы; формируются и обосновываются конкретные выводы.

Во 2-й главе критически рассматривается действующая практика экономического контроля и бухгалтерского учета в разрезе показателей, характеризующих решаемую проблему, изучается передовой опыт организации и автоматизации планово-учетной работы и возможности его применения в конкретных условиях. При написании этой главы нельзя ограничиваться простой констатацией фактов, а необходимо на фактическом или условном цифровом материале выявить тенденции (тренды) развития предприятия, вскрыть имеющиеся недостатки в организации учетно-аналитической работы, определить причины и наметить возможные пути их устранения.

Учетно-аналитическая глава является технико-экономическим обоснованием последующих разработок, так как готовит для них необходимую информационную базу. От полноты и качества ее выполнения непосредственно зависят глубина и обоснованность будущих выводов и практических результатов работы. Работая над написанием 2-й главы, студенты специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» должны обратить особенное внимание на исследование специфики бухгалтерского учета и характеристику учетной политики предприятия. В то же время студенты специальности «Финансы и кредит» наиболее детально рассматривают финансово-кредитную политику предприятия и характер его финансовых отношений с партнерами, банками, государством.

Рекомендуемый объем 2-й главы – от 20 до 30 страниц.

Глава 3 (проектно-аналитическая) должна содержать авторские предложения по повышению эффективности функционирования конкретного объекта, подкрепленные соответствующими экономическими расчетами, результатами комплексного финансово-экономического анализа исследуемых параметров и статистическим материалом. На основе учетно-экономической бухгалтерской информации, описанной во 2-й главе, с использованием прогрессивного отечественного и зарубежного опыта производится анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия; разрабатываются конкретные мероприятия по совершенствованию системы бухгалтерского учета и финансового планирования, повышению эффективности организации и управления производством, улучшению финансового состояния данного предприятия. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер и быть доведенными до стадии проектной разработки и практического внедрения.

В проектно-аналитической главе требуется изложить пути и условия реализации результатов исследования в практической деятельности изучаемого объекта; показать, как предлагаемые автором мероприятия отразятся на общих показателях конкретного предприятия; определить прогнозную экономическую эффективность их внедрения и описать соответствующий социальный эффект. Практическая ценность работы может быть доказана разработкой авторской программы решения задачи на ПЭВМ, блок-схемами соответствующих алгоритмов, полученными машинограммами, справками о внедрении и другими документами, приводимыми в приложении.

Глава 3 обычно содержит 15-20 страниц.

  1. Заключение

В заключении необходимо логически последовательно, кратко и четко изложить результаты теоретического исследования и практических расчетов. Здесь тезисно приводятся выводы по теории вопроса и современным методам анализа проблемы; дается критическая оценка организации финансовой и учетно-аналитической работы на предприятии и практические рекомендации по направлениям ее улучшения; предлагаются общие пути решения исследуемой проблемы на основе полученных результатов. Заключение должно давать полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Оно может излагаться как в текстовом виде, так и по пунктам. Заключение обычно служит основой для составления доклада студента к защите дипломной работы.

Объем заключения – 5-7 страниц.

  1. Приложения

В приложения следует выносить вспомогательный, иллюстративный и справочный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст, делая его неудобочитаемым. К вспомогательному материалу относятся формы годовых финансовых отчетов предприятия, отдельные журналы-ордера и ведомости, промежуточные расчеты, таблицы цифровых данных, инструкции, методические документы, распечатки на ЭВМ, дополнительные иллюстрации, заполненные формы отчетности и других документов, регистры учета. Если приложений более десяти, их необходимо объединять в отдельные группы по видам: промежуточные математические расчеты, результаты испытаний, первичная документация бухгалтерского учета и т.д.

Приложения оформляются как продолжение текстового документа с расположением в порядке появления ссылок в тексте. Каждое приложение начинается с нового листа и должно иметь тематический заголовок и номер, проставляемый в правом верхнем углу страницы. Если работа содержит только одно приложение, оно не нумеруется. Материал приложений оформляется с соблюдением тех же требований, что и основной текст, но при нумерации рисунков и формул необходимо указывать их месторасположение, например: рис. П.1.1 - первый рисунок первого приложения; формула (П.2.7) - седьмая формула второго приложения; пункт П.3.1 - первый пункт третьего приложения.

3.4.6. Графический материал

Графический материал является обязательной частью дипломной работы. Он должен быть органично увязан с содержанием исследования, в наглядной форме иллюстрируя основные положения теоретических изысканий, анализа и проектирования. Графический материал, поясняющий содержание отдельных положений текстовой части дипломной работы в виде иллюстраций и рисунков, может быть помещен непосредственно в тексте после первого упоминания о нем или вынесен в приложение. Нумерация рисунков, приведенных в текстовой части работы, производится с учетом их расположения в той или иной главе работы. Например, Рис.1.15 –15-й рисунок 1-й главы, Рис. 2.3 – 3-й рисунок 2-й главы. В каждой главе делается своя сквозная нумерация графического материала.

Наиболее важные графические документы, характеризующие основные структурные элементы дипломного исследования, оформляются как наглядная информация и предлагаются вниманию Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) на защите работы.

Типовыми графическими материалами являются структурные и логические схемы, графики динамики основных технико-экономических показателей деятельности предприятия, статистические диаграммы и аналитические таблицы, макроэкономические модели, блок-схемы алгоритмов и т.д.

Необходимое количество, состав и содержание графического материала определяется в зависимости от характера дипломной работы и конкретных задач исследования. Как правило, по каждой главе дипломной работы должно быть выполнено 1-2 листа графического материала. Количество листов с примерным перечнем графического материала устанавливается руководителем и фиксируется в задании на дипломную работу.

Графический материал, выносимый на защиту дипломной работы, может быть выполнен на листах ватмана стандартных форматов, на слайдах, фолио, машинограммах, а также может быть представлен членам ГЭК в виде раздаточного материала.

  1. Оформление дипломной работы

Составными частями текста дипломной работы служат таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки, примеры, формулы, расчеты, цифры, цитаты, ссылки, выводы, рекомендации и т.д. При их размещении в тексте необходимо пользоваться установленными стандартом СТ БГТУ 01-2002 правилами оформления.

3.5.1. Общие правила оформления текста

Текстовая часть работы выполняется рукописным способом (черной или фиолетовой пастой), на пишущей машинке или с помощью компьютера на одной стороне листа нелинованной белой бумаги формата А4 (210х297) по формам 5 и 6 ГОСТ 2.101-93 через 1– 1,5 межстрочных интервала с числом строк на странице не более 40, и знаков в строке не более 65. Высота шрифта 13-14пт, шрифт Times New Roman. При употреблении в тексте сокращенных слов и словосочетаний необходимо руководствоваться требованиями ГОСТ 7.12-77. Фамилии, названия фирм, изданий и другие имена собственные должны приводиться на языке оригинала. Подстраничные ссылки оформляются по ГОСТ 7.1-84 с указанием в скобках порядкового номера источника по списку литературы и конкретных страниц, например: «[17], стр. 24-26». Ссылки на иллюстрации в текстовой части работы должны содержать номер рисунка, например: «на рис.2.3». Ссылки на формулы сопровождаются указанием соответствующего номера формулы, например: «в формуле (3.4)».

Общий объем текстовой части дипломной работы не должен превышать 70-80 страниц машинописного (компьютерного) текста либо 100-110 страниц рукописного текста - без учета объема приложения.

Текст следует размещать, соблюдая следующие минимальные размеры полей: левое – не менее 30мм, правое – не менее 10мм, верхнее – не менее 15мм, нижнее – не менее 20мм. Плотность текста должна быть одинаковой. Допускается вписывать в текст работы отдельные слова, формулы, условные знаки чернилами, пастой или тушью черного цвета, не нарушая общей плотности текстового документа.

На страницах, где размещен текстовый документ дипломной работы, по границам полей необходимо располагать линию рамки на расстоянии 20мм от левой границы листа и по 5мм сверху, снизу и справа. Номера страниц проставляются в двойной рамке в правом нижнем углу каждой страницы, за исключением титульного листа и реферата, как показано в приложении 5. Угловой штамп по форме приложения 4 размещается только на стр. 3 дипломной работы, где располагается реферат.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа Государственной аттестации студентов специальности: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Программа
    В данный сборник учебно-методического комплекса включены программа итогового междисциплинарного экзамена, тематика дипломных работ, программы практик в соответствии с учебным планом специальности 080109 «Бухгалтерской учет,
  2. Программа и методические рекомендации по организации и проведению учебной, производственной и преддипломной практики для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Программа
    Программа и методические рекомендации по организации и проведению учебной, производственной и преддипломной практики для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
  3. Методические указания к выполнению дипломной работы (для студентов специальности «Учет и аудит»)

    Методические указания
    Методические указания к выполнению дипломной работы для студентов специальности «Учет и аудит»,/ Сост.: В.И. Чиж, Л.Ф. Ларикова, М.Ю. Манухина. – Луганск: Изд-во ВНУ им.
  4. Методические указания по проведению преддипломной производственной практики для студентов специальности

    Методические указания
    Методические указания разработаны в соответствии с Положением о порядке проведения практики студентов образова­тельных учреждений высшего профессионального образования, ут­вержденным приказом Минобразования РФ от 25.
  5. Методические указания по подготовке к государственной итоговой аттестации (электронный вариант) для студентов специальности "Финансы и кредит"

    Методические указания
    Методические указания разработаны зав. методическим кабинетом кафедры финансового менеджмента ВЗФЭИ Зенгер О.Ф., под редакцией д.э.н., профессора Лукасевича И.

Другие похожие документы..